РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности
рабочая программа на тему

Ширякова Татьяна Викторовна

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 080000 Экономика и управление в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Составление и использование бухгалтерской отчетности» соответствующих профессиональных компетенций (ПК)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pm_04_2014g.docx84.96 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Профессиональный колледж «МОСКОВИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

профессионального модуля

ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

Специальность СПО

080114 Экономика и бухгалтерский учет


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей

ОДОБРЕНА

на заседании предметной (цикловой)

комиссии №3,

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель ______________ /Ширякова Т.В./

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель ______________ /______________/

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель ______________ /______________/

УТВЕРЖДЕНА

Методическим Советом колледжа

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель ______________ /_____________/

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель _____________ /______________/

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель _____________ /______________/

Составитель: Ширякова Татьяна Викторовна, преподаватель Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Видновский профессиональный колледж».

Рецензент: ________________________________________, преподаватель Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Видновский профессиональный колледж».


СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                         

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ        

        

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

        

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ        

                

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ                                     ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ       ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)



1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

1.1 Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 080000 Экономика и управление в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Составление и использование бухгалтерской отчетности» соответствующих профессиональных компетенций (ПК)» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
  2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
  3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по страховым взносам и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки;
  4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособность и доходность.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительной профессиональной подготовке (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников в области экономики и управления.

1.2 Цели и задачи профессионального модуля — требовании к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающихся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  1. составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации;
  2. составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;
  3. участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;
  4. анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

уметь:

  1. отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;
  2. определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
  3. закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
  4. устанавливать идентичность показателей бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;

знать:

  1. определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;
  2. механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;
  3. порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
  4. методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;
  5. требования к бухгалтерской отчетности организации;
  6. состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;
  7. бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности;
  8. методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;
  9. процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;
  10. порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;
  11. порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;
  12. сроки представления бухгалтерской отчетности;
  13. правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;
  14. формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;
  15. форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;
  16. сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;
  17. содержание новых норм налоговых деклараций по налогам и сборам и новые инструкции по их заполнению;
  18. порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;
  19. порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;
  20. методы финансового анализа;
  21. виды и приемы финансового анализа;
  22. процедуры анализа бухгалтерского баланса;
  23. порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;
  24. порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;
  25. процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
  26. порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;
  27. состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;
  28. процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;
  29. процедуры анализа отчета о прибылях и убытках;
  30. принципы и методы общей оценки деловой активности организации;
  31. технологию расчета и анализа финансового цикла; процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;
  32. процедуры анализа влияния факторов на прибыль.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего — 802 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося — 610 часов;

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 410 часов;

внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося — 200 часов;

2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение студентами видом профессиональной деятельности Составление и использование бухгалтерской отчетности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результатов обучения

ПК 4.1.

Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2.

Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.3.

Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.4.

Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

ОК 1.

Понимать сущность и профессиональную значимость своей будущей профессии.

ОК 2.

Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 5.

Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

   ОК 9.

Ориентироваться в условиях изменений в области ведения хозяйственной деятельности.

ОК 10.

Соблюдать деловой этикет , культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.


3. Структура и содержание профессионального модуля ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

3.1. Тематический план профессионального модуля

Код профессиональных компетенций

Наименование разделов профессионального модуля

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная, часов

Производственная, (по профилю специальности)

Всего, часов

в т.ч. лабораторные и практические занятия, часов

в т.ч. курсовая работа, часов

Всего, часов

в т.ч. курсовая работа, часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 4.1 – 4.4

Раздел 1. МДК 04.01. Технология составления бухгалтерской отчетности

322

214

80

-

108

20

-

-

ПК 4.1 – 4.4

Раздел 2. МДК 04.02.
Основы анализа бухгалтерской отчетности

288

196

78

-

92

-

-

Всего часов

610

410

158

-

200

-

-

-

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.04
Составление и использование бухгалтерской отчетности

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1
Реализация процесса составления и использования бухгалтерской отчетности

610

МДК 04.01
Технология составления бухгалтерской отчетности

322

Тема 1.1.
Общие положения по бухгалтерской отчетности

Инструктаж по охране труда и технике безопасности.Введение в курс дисциплины

2

1

Отчетность. Классификация отчетности.Пользователи отчетности. Достоверность данных

2

1

Практическая работа №1: «Правила пользования отчетностью, проверка достоверных данных»

2

Оформление. Нейтральность информации. Строгая иерархическая система обобщения учетных данных.Отчетный период. Сопоставимость и последовательность

2

1

Практическая работа №2: «Оформление отчетных данных»

2

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Международные стандарты финансовой отчетности

2

1

Практическая работа №3: ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность»

2

Практическая работа №4: «Международные стандарты финансовой отчетности»

2

Сущность бухгалтерской отчетности. Этапы обобщения учетной информации. Требования к качественным характеристикам информации, представляемой в бухгалтерской отчетности

2

1

Практическая работа №5: «Обобщение учетной информации»

2

Практическая работа №6: «Качественные характеристики информации на основе международных стандартов»

2

Индивидуальная бухгалтерская отчетность. Консолидированная (сводная) бухгалтерская отчетность

2

1

Практическая работа №7: «Индивидуальная и консолидированная отчетность»

2

Внутригодовая и промежуточная отчетность. Годовая отчетность

2

1

Практическая работа №8: «Внутригодовая, промежуточная и годовая отчетность»

2

Взаимосвязь основных форм отчетности

2

1

Практическая работа №9: «Сопоставление состава годовой бухгалтерской отчетности в российской и международной практике. Взаимосвязь основных форм отчетности»

2

Основные реквизиты, указываемые в формах отчетности: наименование, дата, ИНН, наименование организации

2

1

Практическая работа №10: «Основные реквизиты, указываемые в отчетности»

2

Тип организации, состав бухгалтерской отчетности

2

1

Практическая работа №11: «Состав бухгалтерской отчетности организаций разных типов»

2

Отчетность малых организаций, некоммерческих организаций. Отчетность общественных и бюджетных организаций, отчетность страховых и кредитных организаций

2

1

Практическая работа №12: «Отчет малых организаций и некоммерческих организаций»

2

Практическая работа №13: «Отчетность общественных и бюджетных организаций»

2

Практическая работа №14: «Отчетность страховых и кредитных организаций»

2

Современные программы автоматического построения бухгалтерских отчетов. Программа «1С: Бухгалтерия». ВС «Бухгалтерия»

2

1

Практическая работа №15: Программы «1С: Бухгалтерия». ВС «Бухгалтерия»

2

Программа «Галактика». Программные продукты серии «Парус», «БЭСТ», «Турбо-бухгалтер», «Инфин», «Инфо-бухгалтер», «Инфософт», «Универсальная бухгалтерия Кирилла и Мефодия»

2

1

Практическая работа №16: «Программа «Галактика»»

2

Практическая работа №17: «Программные продукты серии «Парус», «БЭСТ», «Турбо-бухгалтер»»

2

Практическая работа №18: «Программные продукты серии «Инфин», «Инфо-бухгалтер», «Инфософт»»

2

Практическая работа №19: «Программные продукты серии «Универсальная бухгалтерия Кирилла и Мефодия»

2

Информационно-консультационная система «Помощник бухгалтера» БухСофт: Зарплата и кадры.

2

1

Практическая работа №20: «Информационно-консультационная система «Помощник бухгалтера»»

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений, составление глоссария «Состав финансовой отчетности.», « Роль пояснительной записки в раскрытии информации»

24

Ответственность за нарушения правил ведения бухгалтерского учета и

представление бухгалтерской отчетности

2

1

Тема 1.2.

Подготовительные работы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

Порядок и сроки проведения инвентаризации всех статей баланса. Виды инвентаризации баланса

2

1

Сверка данных синтетического и аналитического учета на дату составления бухгалтерской отчетности. Отражение за отчетный период хозяйственных операций на основании надлежаще оформленных первичных документов

2

1

Выявление окончательного финансового результата. Составление оборотной ведомости по счетам Главной книги

2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений, составление глоссария «Значение публикаций финансовых отчетов»,  «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ», «Международные стандарты финансовой отчетности»

20

Тема 1.3.
Порядок формирования форм бухгалтерской отчетности

Порядок формирования показателей бухгалтерского баланса (ф№1). Обобщение информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период. Правила оценки статей баланса

2

1

Справка к форме №1 «Бухгалтерский баланс». Доходы и расходы по обычным видам деятельности. Прочие доходы и расходы

2

1

Обобщение информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период . Изменения в капитале (уставом, резервом, добавочным и др.)

2

1

Текущая, инвестиционная, финансовая деятельность. Определение результатов. Процедура составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу

2

1

Порядок отражения изменений в учебной политике в целях бухгалтерского учета. Оценка деловой активности организации

2

1

Структура аудиторского заключения. Виды аудиторских заключений

2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений, составление глоссария «Качественные характеристики информации на основе международных стандартов», «Виды бухгалтерской отчетности»

16

Тема 1.4.
События, существенно влияющие на показатели отчетности

ПБУ 7/98 «События после отчетной даты». Понятие временного разрыва. Факты хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты

2

1

Место события, отражение информации о существенных событиях после отчетной даты. Учет условных обязательств. Способы отражения в отчетности

2

1

Учет деловых активов. Способы отражения в отчетности. Раскрытие информации об условных активах в отчетности (пояснительная записка)

2

1

Оценка последствий условных фактов хозяйственной деятельности

2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений, составление глоссария «Состав отчетности и система внутренних взаимосвязей», «Автоматизированные системы бухгалтерской отчетности»

16

Порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах. Урок контроля знаний по порядку регистрации и перерегистрации предприятия

2

1

Тема 1.5.

Налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет

Формы налоговых деклараций. Инструкция по заполнению форм налоговых деклараций

2

1

Порядок представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды. Форма статистической отчетности. Инструкция по их заполнению

2

1

Порядок регистрации и перерегистрации организации в статистических органах. Сроки представления и порядок представления статистической отчетности

2

1

Порядок представления налоговых деклараций в государственные органы статистики

2

1

Понятие и назначение сводной отчетности. Правила свода. Раскрытие информации в сводной бухгалтерской отчетности

2

1

Раскрытие информации в сводной бухгалтерской отчетности

2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений, составление глоссария «Общий порядок составления консолидированной отчетности»

16

Обобщающий урок по курсу МДК 04.01.

2

Итоговая контрольная работа по МДК 04.01

2

Тема 1.6.
Сводная и сегментарная отчетность

Международные стандарты финансовой отчетности о консолидированной отчетности. Сущность и значение формирования сегментарной отчетности

2

1

Раскрытие информации по отчетным сегментам в бухгалтерской отчетности. Регулирование сводной (консолидированной) отчетности в современном Российском законодательстве

2

1

Состав показателей, подлежащих раскрытию в состав информации по сегментам, и их распределение между отчетными сегментами. Принципы формирования сегментарной управленческой отчетности

2

1

Практическая работа №42: «Составление сводной отчетности»

2

Практическая работа №21: «Основные способы контроля правильности представления бухгалтерской отчетности и отчетных данных»

2

Практическая работа №22: «Практическое ознакомление с видами инвентаризации статей баланса»

2

Практическая работа №23: «Проверка записей на счетах бухгалтерского учета»

2

Практическая работа №24: «Сверка данных синтетического и аналитического учета»

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений, составление глоссария «Налоговая декларация по налогами сборам в бюджет, а также для сдачи в государственные органы статистики»

8

Тема 1.7.
Бухгалтерская отчетность как единая

система данных об имущественном и финансовом положении организации.
Обобщение МДК 04.01.
Самостоятельная аудиторная работа учащихся

Место и значение бухгалтерского учета в системе управления организацией. Стадии и правила построения учебного процесса

2

1

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Техника бухгалтерского учета

2

1

Документальное оформление учета денежной наличности, денежных документов и переводов в пути. Нормативные акты по учету денежных средств

2

1

Документальное оформление операций по учету денежных средств. ПБУ №3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

2

1

Оформление в бухгалтерской отчетности валютных операций (синтетический и аналитический учет). Бухгалтерская документация по учету долгосрочных инвестиций

2

1

Оформление бухгалтерскими записями ситуационных задач по приобретению, оприходованию ценных бумаг. Первичная бухгалтерская документация по основным средствам

2

1

Практическая работа №25: «Отражение хозяйственных операций на основании первичных документов»

2

Практическая работа №26: «Решение ситуаций по сверке данных синтетического и аналитического учета на дату составления отчета»

2

Бухгалтерская документация по учету амортизационных средств. Оформление в бухгалтерских документах выбытие основных средств

2

1

Оформление бухгалтерскими записями ситуационных задач по текущей аренде и лизинговым операциям. Бухгалтерская документация по переоценке и инвентаризации основных средств

2

1

Порядок отражения в бухгалтерских документах учета нематериальных активов. Документационное оформление поступления и расхода производственных запасов

2

1

Первичные документы по движению материалов. Особенности учета материалов на складе и в бухгалтерских документах

2

1

Накопительные ведомости по приходу материалов. Накопительные ведомости по расходу материалов

2

1

Варианты учета поступления материалов

2

1

Практическая работа №27: «Решение ситуаций по составлению оборотной ведомости по счетам Главной книги, охватывающей все исправительные, корректирующие и дополнительные записи»

2

Практическая работа №28: « Решение ситуаций по выявлению окончательного финансового результата»

2

Практическая работа №29: «Решение ситуаций по процедуре реформации бухгалтерского баланса»

2

Практическая работа №30: «Решение ситуаций по обобщению информации о

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений, составление глоссария «Общий порядок составления сегментарной отчетности», «Составление отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды»

8

Документальное оформление инвентаризации и переоценки производственных запасов

2

1

Документальное оформление учета численности работников, отработанного времени и выработки.

2

1

Документальное оформление учета удержаний из заработной платы

2

Документальное оформление расчетов  внебюджетными фондами. Нормативные акты по учету затрат

2

1

Документальное оформление учета затрат основного производства.

2

1

Документальное оформление учета расходов по обслуживанию производства и управления

2

1

Практическая работа №31: «Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период»

2

Практическая работа №32: «Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности»

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений, составление глоссария «Составление форм статистической отчетности, входящих в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки»

8

Документальное оформление учета непроизводственных расходов и потерь. Документальное оформление оценки и учета незавершенного производства

2

1

Сводный учет затрат на производство. Особенности оформления документов по учету и распределению затрат вспомогательных производств

2

1

Нормативные акты по учету готовой продукции. Документальное отражение оценки и учета готовой и отгруженной продукции

2

1

Документальное оформление расходов по продаже товаров, выполнения работ и услуг

2

1

Практическая работа №33: «Общие приемы и методы обобщения информации за отчетный период, изменения в капитале»

2

Практическая работа №34: «Заполнение форм №1 бухгалтерской отчетности»

2

Документальное оформление операций по учету текущих расчетов

2

1

Нормативные акты по учету финансовых результатов.

2

1

Документальное оформление финансовых результатов

2

1

Документальное оформление при реорганизации и ликвидации организации

2

1

Практическая работа №35: «Заполнение формы №2 бухгалтерской отчетности»

2

Практическая работа №36: «Заполнение формы №3 бухгалтерской отчетности»

2

Практическая работа №37: «Заполнение формы №4 бухгалтерской отчетности»

2

Практическая работа №38: «Заполнение формы №5 бухгалтерской отчетности»

2

Практическая работа №39: «Заполнение формы пояснительной записки бухгалтерской отчетности»

2

Практическая работа №40: «Правила применения способов оценки условного обязательства»

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений, составление глоссария «Отражение изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета, регистрация и перерегистрация организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах»

8

Обобщающий урок по курсу МДК 04.01.

2

Итоговая контрольная работа по МДК 04.01

2

МДК 04.02.
Основы анализа бухгалтерской отчетности

288

Тема 2.1.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность – основа анализа финансового состояния предприятия

Цель, основные понятия, задачи анализа финансовой отчетности

2

1

Значение и роль анализа финансовой отчетности в управлении предприятием

2

1

Способ цепных подстановок

2

1

 

Способ абсолютных разниц

Способ относительных разниц

2

1

Моделирование взаимосвязей в факторном анализе

2

1

Чтение отчетности. Вертикальный, горизонтальный, трендовый анализ

Расчет финансовых показателей

2

1

Практическая работа №1: «Решение ситуаций с использованием способа цепных подстановок»

2

Практическая работа №2: «Решение ситуаций с использованием способа абсолютных разниц. Моделирование взаимосвязей в факторном анализе»

2

Практическая работа №3: «Решение ситуаций с использованием способа относительных разниц. Моделирование взаимосвязей в факторном анализе»

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений, составление глоссария «Составление форм статистической отчетности, входящих в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки»

16

Тема 2.2.
Анализ ф№1 «Бухгалтерский баланс»

Общая оценка структуры имущества организации и его источников по данным баланса

2

1

Анализ состава, структуры, динамики показателей бухгалтерского баланса

2

1

Практическая работа №4: «Анализ бухгалтерского баланса по структуре статей баланса и динамике показателей»

2

Понятие ликвидности баланса

2

1

Группы активов и пассивов по степени их ликвидности

2

1

Группы пассивов по степени погашения

2

1

Аналитическая группировка статей: активов баланса по степени их ликвидности, пассива – по срокам закрепления источников средств за предприятием

2

1

Практическая работа №5: «Решение практических примеров и ситуаций с использованием ф№1: Аналитические возможности ф№1 «Бухгалтерский баланс»»

2

Расчет и оценка финансовых коэффициентов платежеспособности

Классификация, методика расчета коэффициентов платежеспособности

2

1

Критерии оценки несостоятельности (банкротства) организации

Отечественные и зарубежные методы оценки

2

1

Практическая работа №6: «Решение практических примеров и ситуаций с использованием ф№1. Исследование структуры, динамики финансового состояния при помощи сравнительного аналитического баланса-нетто»

2

Практическая работа №7: «Расчет показателей платежеспособности организации

на основании ф№1»

2

Практическая работа №8: «Решение практических примеров и ситуаций с использованием ф№1. Анализ показателей финансовой устойчивости»

2

Практическая работа №9: «Расчет коэффициентов текущей, срочной и абсолютной ликвидности»

2

Практическая работа №10: «Ликвидность баланса и ликвидность активов»

2

Рыночная устойчивость предприятия

2

1

Четыре типа финансовой устойчивости предприятия, исследуемые при анализе рыночной устойчивости

2

1

Практическая работа №11: «Рыночная устойчивость предприятия. 4 типа финансовой устойчивости»

2

Два способа нахождения собственного капитала. Модель Дюпона

2

1

Практическая работа №12: «Решение ситуаций по расчету собственных средств по ф№1»

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений, составление глоссария «Составление форм статистической отчетности, входящих в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки»

16

Тема 2.3.
Анализ формы №2 «Отчет о прибылях и убытках»

Порядок формирования доходов предприятия

Анализ уровня финансовых результатов по данным отчетности

2

1

Динамика финансовых результатов по данным отчетности

Моделирование взаимосвязей в анализе

2

1

Практическая работа №13: «Практические способы установления взаимосвязей в анализе прибыли»

2

Факторы, влияющие на прибыль

Методика факторного анализа прибыли

2

1

Состав чрезвычайных доходов и расходов организации

2

1

Методика построения модели анализа влияния факторов на прибыль

2

1

Практическая работа №14: «Решение практических примеров и ситуаций с использованием ф№2. Анализ уровня и динамики финансовых результатов»

2

Обобщающий урок по курсу МДК 04.02.

2

Итоговая контрольная работа по МДК 04.02

2

Тема 2.3.
Анализ формы №2 «Отчет о прибылях и убытках

Формирование чистой прибыли

2

1

Качество прибыли и факторов чистой прибыли

2

1

Практическая работа №15: «Решение практических примеров и ситуаций с использованием ф№2: Анализ финансовых результатов по данным отчетности»

2

Практическая работа №16: «Факторный анализ балансовой прибыли»

2

Практическая работа №17: «Анализ внереализационного результата как основного фактора, влияющего на чистую прибыль организации»

2

Практическая работа №18: «Анализ чистой прибыли, ее использования»

2

Практическая работа №19: «Решение ситуаций по использованию чистой прибыли»

2

Практическая работа №20: «Решение практических ситуаций с использованием ф№2. Анализ финансовой устойчивости»

2

Рентабельность как относительный показатель доходности предприятия

2

1

Виды рентабельности. Методика расчета рентабельности по видам

2

1

Практическая работа №21: «Решение практических примеров и ситуаций с использованием ф№2: Аналитические возможности ф№2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках»

2

Практическая работа №22: «Решение ситуации по построению модели анализа

2

Производственная рентабельность. Факторы, влияющие на производственную рентабельность

2

1

Источники данных в бухгалтерской отчетности для анализа производственной рентабельности

2

1

Практическая работа №23: «Анализ факторов, влияющих на уровень производственной рентабельности»

2

Рентабельность капитала предприятия, рентабельность собственных средств

2

1

Факторы, влияющие на рентабельность капитала

2

1

Практическая работа №24: «Анализ рентабельности капитала и факторов, на нее влияющих»

2

Порядок расчета рентабельности продаж организации

2

1

Практическая работа №25: «Анализ рентабельности продаж»

2

Анализ прибыли по системе «Директ-костинг». Принципы. Основные показатели.

2

1

Практическая работа №26: «Решение практических задач в процессе анализа прибыли по системе «Директ-костинг»

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений, составление глоссария «Составление форм статистической отчетности, входящих в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки»

20

Практическая работа №27: «Анализ операционных, процентных доходов и расходов»

2

Тема 2.4.
Анализ ф№3 «Отчет об изменениях капитала» и ф№4 «Отчет о движении денежных средств»

Показатели эффективности и интенсивности использования капитала предприятия

2

1

Методика расчета показателей интенсивности и экстенсивности использования капитала организации

2

1

Практическая работа №28: «Решение практических ситуаций по применению методики расчета показателей использования капитала предприятия»

2

Оборачиваемость капитала. Пути повышения оборачиваемости

2

1

Показатели, характеризующие эффективность использования капитала

2

1

Практическая работа №29: «Анализ оборачиваемости капитала»

2

Практическая работа №30: «Решение практических примеров и ситуаций с использованием ф№3. Аналитические возможности формы №3 «Отчет об изменениях капитала»

2

Практическая работа №31: «Решение практических примеров и ситуаций. Анализ состояния и движения собственного капитала»

2

Показатели движения денежных средств по текущей деятельности

2

1

Методика расчета показателей движения денежных средств по текущей деятельности

2

1

Практическая работа №32: «Анализ движения денежных средств по текущей деятельности»

2

Движение денежных средств по финансовой деятельности

2

1

Показатели движения денежных средств по финансовой деятельности

2

1

Методика расчета показателей движения средств по финансовой деятельности

2

1

Методика анализа (приемы, способы) показателей движения денежных средств по финансовой деятельности

2

1

Практическая работа №33: «Решение практических примеров и ситуаций с использованием ф№4: Аналитические возможности ф№4 квартальной бухгалтерской отчетности»

2

Практическая работа №34: «Решение практических ситуаций с использованием ф№4 годовой бухгалтерской отчетности «Отчет о движении денежных средств»

2

Практическая работа №35: «Решение примеров и практических ситуаций с использованием ф№4: Анализ состояния и движения денежных средств»

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений, составление глоссария «Составление форм статистической отчетности, входящих в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки»

14

Тема 2.5.
Анализ ф№5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

Состав и оценка движения заемных средств

Методика анализа движения заемных средств

2

1

Показатели эффективности использования заемных средств

2

1

Анализ движения основных средств

2

1

Практическая работа №36: «Анализ движения заемных средств»

2

Практическая работа №37: «Анализ движения основных средств и нематериальных активов»

2

Методика анализа амортизируемого имущества

2

1

Эффективность использования финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений

2

1

Практическая работа №38: «Анализ движения средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений»

2

Учетная политика организации

2

1

Влияние учетной политики на финансовый результат деятельности организации

2

1

Информация об изменениях учетной политики организации

2

1

Особенности составления пояснительной записки акционерным обществам

2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений, составление глоссария «Составление форм статистической отчетности, входящих в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки»

14

Тема 2.6.
Особенности анализа консолидированной отчетности

Методы первичной консолидации. Последующая консолидация

2

1

Анализ консолидированной отчетности

2

1

Обобщение результатов анализа финансового состояния предприятия

2

1

Определение путей финансового оздоровления

Методика анализа консолидированной отчетности

2

1

Практическая работа №39: «Выработка практических предложений по изменению деятельности организации по результатам анализа финансового состояния»

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений, составление глоссария «Составление форм статистической отчетности, входящих в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки»

12

Обобщающий урок по курсу МДК 04.02.

2

Итоговая контрольная работа по МДК 04.02

2


4.         УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы профессионального модуля требует наличия учебных кабинетов – кабинета бухгалтерского учета и аудита и кабинета информационных технологий в профессиональной деятельности.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Бухгалтерского учета, анализа  и аудита»:

  1. стол, компьютер (рабочее место преподавателя)
  2. столы и компьютеры (для студентов) на 40 рабочих мест
  3. сетевой доступ в Интернет;
  4. комплект бланков унифицированных первичных документов
  5. комплект бухгалтерских балансов
  6. комплект плана счетов
  7. комплект учебно-методической документации
  8. сборники задач, ситуаций, тестовых заданий
  9. комплект форм учетных регистров
  10. комплект учебно-методической документации по курсу модуля: учебно-методические пособия по подготовке студентов к практическим занятиям, сборники тестовых заданий для текущего и итогового контроля занятий, практикумы по МДК, сборники ситуационных задач.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории информационных технологий в профессиональной деятельности:

  1. компьютеры, принтеры;
  2. сканер;
  3. модем (спутниковая система);
  4. проектор;
  5. плоттеры;
  6. стандартное программное обеспечение: MS Windows XP, текстовый редактор MS Word, редактор электронных таблиц MS Excel; СУБД MS Access, Internet Explorer,
  7. справочно-информационные системы (СПС «Гарант», СПС «Консультант Плюс»);
  8. системы автоматизации делопроизводства и электронного документооборота «ДЕЛО», «КАДРЫ», «Кодекс: Система подготовки документов» и др.
  9. программа 1С: Бухгалтерия 8;
  10. комплект учебно-методической документации,
  11. калькулятор;
  12. интерактивная доска;
  13. мультимедиапроектор.

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учебную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы,  Интернет-ресурсов:

Основные источники:

Перечень нормативно-правовых актов

  1. Конституция РФ //СПС «Консультант Плюс» 2011
  2. Гражданский кодекс РФ (часть первая, вторая и третья) (с изм. и доп.)//СПС «Консультант Плюс» 2011
  3. Налоговый кодекс РФ //СПС «Консультант Плюс» 2011
  4. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ //СПС «Консультант Плюс» 2011
  5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» 2011
  6. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. Международные стандарты аудита. 2001 М.: МЦРСУБУ, 2002
  7. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при МФ РФ и президентским советом института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997г. //СПС «Консультант Плюс» 2011
  8. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу. Одобрена приказом Минфина РФ от 01.07.2004г. №180 // СПС «Консультант Плюс» 2011
  9. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Утверждена приказом Минфина РФ №94 н от 31 октября 2000г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  10. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Утверждена приказом Минфина РФ №94 н от 31 октября 2000г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  11. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 1998г. №283. «Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету», 1998,№5 // СПС «Консультант Плюс» 2011
  12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998г. №382-р «О приведении действующей системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами» // СПС «Консультант Плюс» 2011
  13. Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденное приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10.03.1999 №20н/ГБ-3-04/39 // СПС «Консультант Плюс» 2011
  14. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999г.№43н. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  15. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ №32н от 6 мая 1999г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  16. Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» ПБУ 21/08. Утверждено приказом Минфина РФ №106н от 6.10.2008г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  17. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/08. Утверждено приказом Минфина РФ №48н от 29 апреля 2008г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  18. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03. Утверждено приказом Минфина РФ №105н от 24 ноября 2003г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  19. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02. Утверждено приказом Минфина РФ №66н  от 2 июля 2002г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  20. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2010. Утверждено приказом Минфина РФ №143н от 8 ноября 2010г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  21. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010. Утверждено приказом Минфина РФ №132н от 25 октября 2010г, №144 от 8 ноября 2010г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  22. Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» ПБУ 23/2011. Утверждено приказом Минфина РФ № 11н от 2 февраля 2011
  23. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено  приказом Минфина РФ №33н от 6 мая 1999г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  24. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98. Утверждено приказом Минфина РФ №56н от 25 ноября 1998г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  25. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01. Утверждено приказом Минфина РФ №96н от 28 ноября 2001г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  26. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/06. Утверждено приказом Минфина РФ от 27.11.2006г. №154н // СПС «Консультант Плюс» 2011
  27. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000. Утверждено приказом Минфина РФ №91н от 16 октября 2000г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  28. Положение по бухгалтерскому учету «учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/08. Утверждено приказом Минфина РФ от 24.10.2008г. №116н // СПС «Консультант Плюс» 2011
  29. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/2008. Утверждено приказом Минфина РФ №107н от 16 октября 2008г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  30. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ №44н от 9 июня 2001г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  31. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007. Утверждено приказом Минфина РФ №153н от 27 декабря 2007г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  32. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ №65н от 30 марта 2001г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  33. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02. Утверждено приказом Минфина РФ №115н от 19 ноября 2002г.// СПС «Консультант Плюс» 2011
  34. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Утверждено приказом Минфина РФ №114н от 19 ноября 2002г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  35. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02. Утверждено приказом Минфина РФ №126н от 10 декабря 2002г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  36. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика» ПБУ 8/01. Утверждено приказом Минфина РФ №106н от 6 октября 2008г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  37. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности  организации. Утверждены приказом Минфина РФ №34н от 29 июля 1998г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  38. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности. Утверждены приказом Минфина РФ №60н от 28 июня 2000г. // СПС «Консультант Плюс» 2011
  39. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию. Приказ Минфина РФ от 21 марта 2000г. №29н // СПС «Консультант Плюс» 2011
  40. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. Приказ Минфина РФ от 13 декабря 1996г. №112 (с изм. и доп. от 12 мая 1999г. №36н)  // СПС «Консультант Плюс» 2011
  41. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001г. №119н(с изм. и доп. от 23 апреля 2002г. №33н) // СПС «Консультант Плюс» 2011
  42. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Приказ Минфина РФ от 20 июля 1998г. №33н(с изм. и доп. от 28 марта 2000г. №32н) // СПС «Консультант Плюс» 2011
  43. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования, специальной одежды. Приказ Минфина РФ от 26 декабря 2002г. №135н // СПС «Консультант Плюс» 2011
  44. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обстоятельств. Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995г. №49н // СПС «Консультант Плюс» 2011
  45. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 №88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» // СПС «Консультант Плюс» 2011
  46. Порядок ведения кассовых операций в РФ (утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993г. №40) (с изменениями от 26 февраля 1996г.) // СПС «Консультант Плюс» 2011
  47. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 №71а (ред. от 21.01.2003) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» // СПС «Консультант Плюс» 2011
  48. Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 №749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (вместе с «Положением об особенностях направления работников в служебные командировки») // СПС «Консультант Плюс» 2011
  49. О кассовом обслуживании в учреждениях Банка России кредитных организаций и иных юридических лиц. Указание Банка России от 27.08.2008 №2060-У (ред.от 27.12.2010) // СПС «Консультант Плюс» 2011

Основная литература:

  1. Брыкока Н.В. Анализ бухгалтерской отчетности – ОИЦ «Академия», 2010
  2. Брыкова Н.В. Бухгалтерская отчетность – ОИЦ «Академия», 2010
  3. Бычкова С.М. Бадмаева Д.Г. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие – Эксмо, 2008
  4. Голубева Т.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности – ОИЦ «Академия» 2008
  5. Денисов Н.Л., Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет. Бухгалтерская финансовая отчетность. Учебник - Изд. Финансы и статистика, 2008
  6. Лемеш В.Н., Ревизия и аудит Практикум Учеб. пособие для вузов. Изд.2, доп. и переработанное – Изд. Гревцова, 2010
  7. Мельник М.В., Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008
  8. Одинцов В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия –ОИЦ «Академия», 2008
  9. Одинцов В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Практикум–ОИЦ «Академия», 2010
  10. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. – Изд. ИНФРА-М, 2009
  11. Пупко Г.М. Ревизия и аудит – Изд. БГЭУ,2009
  12. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. – ОИЦ»Акадения»,2010
  13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие для вузов Изд. 4-е, испр., доп.-«Инфра-М»,2009
  14. Сборник задач по бухгалтерскому учету с решениями: учебное пособие/под ред. А.Д. Ларинова. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006
  15. Соколова Е.С., Соколов О.В. Бухгалтерское дело: учебник. -М.: Высшее образование, 2009
  16. Чая В.Т., Латыпова О.В. Бухгалтерский учет – М.:КНОРУС,2007

Дополнительные источники:

Журнал «Российский налоговый курьер»

Журнал «Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь»

Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» Журнал «Налоговый вестник»

Журнал «Главбух»

Финансовая газета

Журнал «Финансы»

Интернет – ресурсы

http://www.twirpx.com/topic/977

http://www.eup.ru/docs.asp?id=2365

http://www.consultant.ru СПС «Консультант Плюс»

www.garant.ru СПС «Гарант»

  1. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Составление и использование бухгалтерской отчетности» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля.

Для изучения данного профессионального модуля должно предшествовать освоение следующих учебных дисциплин как «Статистика», «Экономика организаций», «Основы бухгалтерского учета», «Аудит» и профессионального модуля «Документирование и бухгалтерское оформление хозяйственных операций организации».

  1. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): преподаватели с высшим профессиональным образованием, соответствующим профилю модуля «Составление и использование бухгалтерской отчетности» и специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: дипломированные специалисты в областях бухгалтерского учета, анализа и аудита, а также общепрофессиональных дисциплин: «Основы бухгалтерского учета»; «Аудит»; «Экономика организации»; «Налоги и налогообложение»; «Информационные технологии в профессиональной деятельности», владение формированием и совершенствованием профессиональных умений и навыков, использование передового опыта.

 Обязательная стажировка преподавателей в профильных организациях не реже одного раза в три года.

Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений –демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, промежуточное тестирование, самостоятельная работа студентов.

В качестве форм и методов текущего контроля могут быть использованы домашние контрольные работы, практические занятия, тестирование, оценка методик проведения исследований на основе использования средств организационной и вычислительной техники, защита отчетов по результатам исследования, презентация работ и отчетов и др.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения при проведении практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися  индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Итоговый контроль включает зачет, квалификационный экзамен по модулю. Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить преподаватели общественных организаций обучающихся.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательным учреждением созданы фонды оценочных средств (ФОС): контрольные задания и методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям, рабочие тетради, сборники тестовых заданий, задачники, практикумы, учебно-методические пособия и др.

Данные ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателем оценки результатов подготовки (таблицы).

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, подводить результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

Применение принципов формирования бухгалтерской отчетности, процедур заполнения форм.

Текущий контроль в форме:

 - защита индивидуальных заданий (составление отчетов);

- подготовка таблиц, схем, графиков с материалами проведенных исследований;

- экспресс-опрос по терминологическому аппарату;

-выполнение практических и контрольных работ по темам МДК

Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки

Владение требованиями, предъявляемыми к заполнению форм.

Текущий контроль в форме:

 - защита индивидуальных домашних заданий;

- защита отчета о проведенном мероприятии, анализ его результатов;

- предоставление отчета о проведенном исследовании;

- подготовка таблиц, схем, графиков с материалами проведенных исследований;

- экспресс-опрос по терминологическому аппарату;

-выполнение практических и контрольных работ по темам МДК

Составлять налоговые декларации по налогам  и сборам и бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу ПСИ и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки.

Владение навыками составления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности;

Владение навыками заполнения налоговой декларации, отчетных форм во внебюджетные формы и государственной статистики;

Владение навыками составления сведений по НДФЛ, персонифицированная отчетность.

Текущий контроль в форме:

 - защита индивидуальных домашних заданий;

- защита отчета о проведенном мероприятии, анализ его результатов;

- предоставление отчета о проведенном исследовании;

- подготовка таблиц, схем, графиков с материалами проведенных исследований;

- экспресс-опрос по терминологическому аппарату;

-выполнение практических и контрольных работ по темам МДК

Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и породности.

Успешное освоение новых форм бухгалтерской отчетности, знание последовательности перерегистрации и нормативной базы по вопросу.

Текущий контроль в форме:

 - защита индивидуальных домашних заданий;

- защита отчета о проведенном мероприятии, анализ его результатов;

- предоставление отчета о проведенном исследовании;

- подготовка таблиц, схем, графиков с материалами проведенных исследований;

- экспресс-опрос по терминологическому аппарату;

-выполнение практических и контрольных работ по темам МДК

Итоговый контроль в форме квалификационного экзамена по модулю.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Демонстрация интереса к будущей профессии

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Организовать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Решение профессиональных задач в области контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности организации на основе бухгалтерской отчетности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы


Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для подстановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

Решение профессиональных задач в области контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности организации на основе бухгалтерской отчетности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Взаимодействие с обучающимися и преподавателями в ходе обучения

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности организации на основе бухгалтерской отчетности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности организации на основе бухгалтерской отчетности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы



Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90-100

5

Отлично

80-89

4

Хорошо

70-79

3

Удовлетворительно

менее 70

2

Неудовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности. Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 260 часов, включая:  обязательная аудиторная уч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» Уровень подготовки – базовый Для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности»  Уровень подготовки – базовый Для  специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

Смоленское областное государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж» РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ 04. СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ по ППССЗ 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ 04. СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИпо ППССЗ 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...