Вопросы управления дебиторской задолженностью на предприятиях.
статья по теме

Шкилёва Оксана Анатольевна

Статья посвящена анализу дебиторской задолженности на предприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon debitorskaya_zadolzhennost.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы управления дебиторской задолженностью на предприятиях

Дебиторская задолженность – этим термином характеризуется задолженность юридических и физических лиц данному хозяйствующему субъекту. Экономический смысл дебиторской задолженности весьма прост – это средства предприятия, находящиеся во временном пользовании у третьих лиц (покупателей продукции, собственных работников и др.). Основной удельный вес в дебиторах  обычно приходится на покупателей и заказчиков, которым была отгружена продукция, но которые еще не успели ее оплатить.

Дебиторская задолженность условно делится на два вида: нормальная и неоправданная. Нормальная дебиторская задолженность возникает вследствие применяемых форм расчетов за товары и услуги, поскольку, как правило, продукция продается с отсрочкой платежа. Подобная дебиторская задолженность нежелательна, но она вынужденно – необходима. Неоправданная дебиторская  задолженность обычно возникает вследствие  недостатков в работе предприятия (например, как результат выявленных недостач, растрат и хищений ТМЦ и денежных средств) или ненадлежащего исполнения работниками своих функциональных обязанностей (например, ослаблен контроль за исполнением дебиторами своих обязательств). Наличие крупной дебиторской задолженности следует рассматривать как фактор,  отрицательно влияющий на финансовое положение предприятия, а рост ее удельного веса в итоге баланса свидетельствует о его ухудшении. Положительная динамика дебиторской задолженности может порадовать только в случае активизации деятельности компании, а также наличия многочисленных эффективных контрактов. В противном случае это связано с возможными проблемами в расчетах с покупателями, возникновением сомнительных долгов и, как следствие, ростом риска утраты ликвидности.

Целью нашего исследования явились вопросы изучения, образования, накопления и учета дебиторской задолженности на предприятиях с последующим обоснованием необходимости дебиторской задолженности и выработки мер по учету и возврату дебиторской задолженности.

Для этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

  • сбор бухгалтерской отчетности, а в частности бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах;
  • составление анкеты для изучения дебиторской задолженности на предприятиях и необходимости факторинга (приложение 1);
  • проведение анкетирования;
  • анализ результатов исследования;
  • выработка мероприятий предложенных к реализации по успешному возврату дебиторской задолженности.

В настоящий момент в исследовании приняли участие 43 участника, среди которых известные российские компании по производству и реализации детской обуви торговой марки «Котофей» и «Зебра». Именно на основании изучения бухгалтерского баланса участников исследования было выявлено, что дебиторская задолженность имеет достаточно высокий удельный вес в активах предприятия. Стоит отметить  и тот факт, что с каждым отчетным периодом дебиторская задолженность возрастает.

В соответствии с новыми формами бухгалтерской отчетности, дебиторская задолженность отражается в балансе одной строкой, однако в пояснениях к балансу, т.е. в приложении к основным отчетным формам, рекомендуется давать разъяснения и группировки дебиторов по видам, по срокам погашения, изменение дебиторской задолженности, оценку по условиям договора, динамику величины начисленного резерва по сомнительным долгам. Эту информацию мы получали дополнительно и столкнулись с проблемой, что на предприятии учет дебиторской задолженности ведется не должным образом, т.к. были затруднения в получении информации по срокам дебиторской задолженности и ее видам. Вопросы  анкеты включали множество вопросов касающихся дебиторской задолженности и в частности, нас интересовал вопрос о том, готовы ли компании прибегнуть к помощи факторинга для решения вопросов возврата дебиторской задолженности. Факторинг - уступка банку или факторинговой компании права на востребование дебиторской задолженности. Результаты исследования показали, что все участники имеют дебиторскую задолженность, при чем у большинства она составляет 60-80% от активов, многие имеют безнадежную дебиторскую задолженность, большинство считают необходимым контролировать состояние дебиторской задолженности, поддерживая тем самым финансовую устойчивость компании на достаточном уровне и все участники согласны с  утверждением, что благодаря факторингу производитель получает оборотный капитал, однако не спешат обращаться к факторинговым компаниям, так как видят недостаток в дополнительных расходах по оплате факторинговой комиссии.

На вопрос «Укажите статью бухгалтерского баланса вашей компании, которая имеет наибольший удельный вес дебиторской задолженности» большинство указало на статью «покупатели и заказчики».

Как мы видим, вопрос дебиторской задолженности остро стоит на российских предприятиях и необходим ряд мероприятий  именно по управлению дебиторской задолженностью, так как частой причиной ее возникновения является несвоевременный учет, а порой и вовсе учет не ведется.

Мы предложили ряд мероприятий, которые будут внедряться на исследуемых предприятиях:

  1. необходимо грамотно отрегулировать в компании систему работы с клиентами;
  2.  осуществлять контроль, включая проверку соблюдения сотрудниками условий предоставления отсрочек платежа;
  3. мониторинг входящих платежей и соблюдение сотрудниками жесткого механизма взыскания просроченной дебиторской задолженности;
  4.  проверка благонадежности клиента до заключения сделки;
  5.  оценка платежеспособности клиента и возможных рисков;
  6. анализ системы мотивации сотрудников коммерческого отдела: (в тех случаях, когда оплата труда торгового персонала построена исключительно на показателях общего объема продаж, без привязки к факту оплаты, людям важно «спихнуть» товар, работы или услуги – и не важно, заплатит за них клиент или нет, ведь на их заработке это не отразится).
  7.   организовать текущий мониторинг дебиторской задолженности и ее анализ в предшествующем периоде;
  8.    создать четкие и понятные для сотрудников компании и контрагентов правила работы с дебиторской задолженностью;
  9.    определить возможную сумму оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность путем предоставления клиентам отсрочки платежа;
  10.    сформировать систему кредитных условий для клиентов, в том числе систему скидок и штрафов;
  11.    разработать схемы мотивации персонала, занятого возвращением дебиторской задолженности;
  12.     сформировать процедуры сбора дебиторской задолженности, в том числе связанные с взысканием просроченной задолженности самостоятельно, а также в судебном порядке;
  13.    построить эффективную систему контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

Именно эти мероприятия позволят своевременно отследить дебиторскую задолженность, заметно сократить ее размер и тем самым улучшить структуру активов предприятия и вовлечь в оборот денежные средства.

Приложение 1

Анкета, ответы которой используются при анализе и управлении дебиторской задолженностью на предприятиях

        Уважаемый эксперт, просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся вопросов управления дебиторской задолженности и необходимостью разработкой методов, направленных на снижение величины и возврат дебиторской задолженности.

Ваше мнение для нас очень необходимо!

  1. Сталкивалось ли Ваше предприятие с нехваткой оборотных средств.

Да □

Нет □

  1. Имеет ли Ваше предприятие дебиторскую задолженность

Да □

Нет □

  1. Сталкивалось ли ваше предприятие с безнадежной дебиторской задолженностью

Да □

Нет □

  1. Согласны ли Вы с утверждением, что требования рыночной конкуренции вынуждают большинство компаний предлагать товар в кредит, образуя при этом дебиторскую задолженность

Да □

Нет □

Не совсем □

  1. Считаете ли Вы необходимым контролировать состояние дебиторской задолженности, поддерживая тем самым финансовую устойчивость компании на достаточном уровне

Да, конечно□

Нет, не обязательно □

Затрудняюсь ответить □

  1. Считаете ли Вы результативным, для усиления действенности контроля дебиторской задолженности и стимулирования клиентов, предусматривать систему льгот для наиболее дисциплинированных из них

Да, конечно□

Нет, не обязательно □

Затрудняюсь ответить □

  1. Необходимо ли предприятиям-производителям обращаться к факторинговым фирмам

Да □

Нет □

  1. Согласны ли Вы с утверждением, что благодаря факторингу производитель получает оборотный капитал

 

Да □

Нет □

  1.  Отметьте, что по Вашему мнению является самым важным в факторинговом обслуживании

- финансирование поставок товаров □

- страхование кредитных рисков □

- учет состояния дебиторской задолженности □

- регулярное предоставление отчетов клиенту-поставщику □

- контроль за своевременностью оплаты □

  1.  Проранжируйте преимущества факторингового обслуживания с Вашей точки зрения от 1до 5 (1 – самый важный ранг, 2 наименее и т.д.)

- факторинговое обслуживание создает  для производителя-поставщика ряд экономических и организационных преимуществ: теперь он может сосредоточится на своей профильной производственной деятельностью □

- поставщик имеет больше определенности при планировании поступления средств и погашении собственной задолженности  □

- авансирование поставщика факторинговой компании не создает для него новых обязательств, следовательно не влияет отрицательно на кредитоспособность компании □

- факторинг улучшает структуру баланса, увеличивая показатель соотношения собственных и заемных средств □

- факторинг позволяет поставщику отказаться от собственного штата сотрудников, выполняющих те функции. которые берет на себя факторинговая компания  □

  1.  Проранжируйте недостатки факторингового обслуживания с Вашей точки зрения от 1до 5 (1 – самый значимый ранг, 2 наименее и т.д.)

- поставщик несет дополнительные расходы по оплате факторинговой комиссии   □

- поставщик несет расходы по дополнительной оплате рабочего времени курьера (подвоз документов) и сотрудников бухгалтерии на выполнение бухгалтерских проводок, связанных с факторинговым обслуживанием □

  1. Укажите статью бухгалтерского баланса вашей компании, которая имеет наибольший удельный вес дебиторской задолженности

- покупатели и заказчики □

- векселя к получению □

- задолженность зависимых и дочерних обществ □

 - авансы выданные □

- прочие дебиторы □

Спасибо!

ФИО   _______________________________

Должность _______________________________

Дата заполнения ______________________________

Литература

  1. А. Дудин. Дебиторская задолженность. Методы возврата, которые работают. – СПб.: Питер, 2012. – 192 с.: ил. ISBN 978-5-459-01023-7.
  2. В.В. Ковалев, Вит. В. Ковалев. Анализ баланса, или как понимать баланс. – Москва: Проспект, 2014. – 784 с. ISBN 978-5-392-11229-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция по предмету "Охрана труда" на тему "Организация управления охраной труда на предприятии"

Лекция по предмету "Охрана труда" на тему "Организация управления охраной труда на предприятии"...

План урока на тему "Законодательные и нормативно-правовые акты по охране труда. Организация управления охраной труда на предприятии"

План урока на тему "Законодательные и нормативно-правовые акты по охране труда. Организация управления охраной труда на предприятии"...

Рабочая программа междисциплинарного курса МДК.05.01. Управление структурным подразделением организации (предприятия) и малым предприятием

            1. Цели и задачи профессионального модуля: В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен уметь:- рассчитывать по принятой методике ...

Рабочая тетрадь для практических занятий по МДК.05.01. Управление структурным подразделением организации (предприятия) и малым предприятием

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для практических занятий по междисциплинарному курсу МДК.05.01. Управление структурным подразделением организации (предприятия) и малым предприятием. Специальность 35.02.16 Эксплу...

Календарно-тематический план по МДК.05.01. Управление структурным подразделением организации (предприятия) и малым предприятием

Календарно-тематический план по МДК.05.01. Управление структурным подразделением организации (предприятия) и малым предприятием...