РП Основы бух. учета в банках
рабочая программа на тему

Абрамова Екатерина Владимировна

Рабочая программа учебной   дисциплины «Основы бухгалтерского учета в банках» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03 – 1180) и примерной программы учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета в банках» предназначенной для изучения основ бухгалтерского учета в банковской деятельности, в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) специалистов среднего звена и одобренной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и  утвержденной Департаментом   государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г., на основе  Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО):  - 080110.02 Контролер банка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_osnovy_buh._ucheta_v_bankah.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 «ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ»

 

 

 

  

 

 

 

 

 

  

2015 г.

Рабочая программа учебной   дисциплины «Основы бухгалтерского учета в банках» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03 – 1180) и примерной программы учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета в банках» предназначенной для изучения основ бухгалтерского учета в банковской деятельности, в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) специалистов среднего звена и одобренной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и  утвержденной Департаментом   государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г., на основе  Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО):  - 080110.02 Контролер банка

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования  Ростовской области (ГБОУ НПО РО ПУ № 56) профессиональное училище № 56

 Разработчик:

 Абрамова Е. В.,  преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей  ГБОУ НПО РО  ПУ № 56

  Рекомендована ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение Экспертного совета  №____________                    

от    «____»__________20__ г.

        

Рецензенты:

  1. Воликова А. А.  – управляющий дополнительного офиса № 61 АК/01 Южного филиала  ООО «ХКФ Банк» г. Аксай
  2. Гапонова А. Г. – преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей  ГБОУ НПО РО ПУ № 56
  3. Рассмотрена на заседании методической комиссии

Протокол № _1_  от  «_28_» _августа_ 2015г.

Председатель МК  __________     _М. В. Алдохина_

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета в банках» предназначена для изучения основ бухгалтерского учета в банках в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС).

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Особое внимание в программе уделяется формированию системы знаний в области тенденций развития государственных и муниципальных финансов и денежно-кредитных отношений.

Программа учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета в банках» может быть использована при освоении профессий СПО «Контролер банка», в дополнительном профессиональном образовании при наличии основного (общего) образования.

  1.  Место дисциплины в структуре ППКРС: данная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу основной образовательной программы.

  1.  Рабочая  программа ориентирована на достижение следующих целей:
  • освоение знаний о действующих правилах бухгалтерского учета банковской деятельности коммерческих банков;
  • развитие экономического мышления, потребности в получении информации для принятия управленческих решений;
  • воспитание ответственности за управленческие решения;
  • овладение умением оформлять документально банковские операции и отражать их на счетах бухгалтерского учета.
  • формирование способностей применять бухгалтерскую информацию для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в плане счетов бухгалтерского учета;
  • группировать хозяйственные средства по составу и размещению, по источникам формирования и целевому назначению;
  • группировать счета бухгалтерского баланса по разделам актива и пассива;
  • присваивать номера лицевым счетам;
  • составлять документацию аналитического учета;
  • анализировать содержание документов синтетического учета;
  • составлять бухгалтерcкие проводки по отражению в учете кассовых и депозитных операций.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • метод бухгалтерского учета и его элементы;
  • строение и классификацию бухгалтерских счетов;
  • задачи и требования к ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях;
  • основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, документы синтетического и аналитического учета;
  • принципы построения, структуру и содержание разделов плана счетов бухгалтерского учета кредитных организаций, порядок нумерации лицевых счетов;
  • основные принципы организации документооборота, виды банковских документов, требования к их оформлению и хранению.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 78 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 68 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 10 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:

практические занятия

34

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета в банках»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Организация бухгалтерского учета в кредитных организациях

Тема 1.1.

Организация работы

бухгалтерской

службы кредитной

организации

Содержание учебного материала

6

1

Характеристика бухгалтерского учета и учетно-операционной работы в кредитных организациях.

1

2

Принципы бухгалтерского учета в кредитных организациях.

3

Основные законодательные и нормативные документы, регламентирующие бухгалтерский учет в кредитных организациях.

4

Основные задачи и организация работы бухгалтерской службы в кредитной организации. Структура, функции и задачи ее подразделений.

5

Должностные обязанности главного бухгалтера и других работников бухгалтерской службы. Организация рабочего дня бухгалтерской службы.

6

Учетная политика кредитной организации: содержание, характеристика основных элементов, порядок оформления.

Лабораторные работы

не  предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся 

Выполнение домашнего задания:

Изучение Положения Банка России от 26 марта 2007 г. №302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»

6

Тема 1.2.

Особенности бухгалтерского учета в банках

Содержание учебного материала

10

1

План счетов кредитных организаций, его назначение и принципы построения.

1

2

Счета первого и второго порядка, разделение расчетных счетов клиентов по признакам собственности и видам деятельности.

3

Понятие и содержание рабочего плана счетов, парные счета, счета без признака счета. Порядок нумерации лицевых счетов.

4

Характеристика разделов плана счетов кредитной организации: балансовые счета, счета доверительного управления, внебалансовые, счета для учета срочных операций, счета депо.

5

Объекты бухгалтерского учета и их классификация. Основные элементы бухгалтерского учета в банке: двойная запись, бухгалтерские проводки, бухгалтерские счета.

6

Структура активного и пассивного счета.

7

Назначение бухгалтерского баланса коммерческого банка. Структура бухгалтерского баланса коммерческого банка.

Лабораторные работы

не  предусмотрено

Практические занятия

Изучение Плана счетов кредитных организаций

Группировка счетов актива и пассива.

Отражение операций банка по основным балансовым счетам.

Составление баланса.

8

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся 

Выполнение домашнего задания:

Оформить схемы счетов актива и пассива

3

Тема 1.3.

Аналитический и синтетический учет в банках

Содержание учебного материала

3

1

Организация аналитического учета в банке. Документы аналитического учета. Лицевые счета. Схема нумерации лицевых счетов.

1

2

Синтетический учет. Документы синтетического учета.

3

Взаимосвязь данных синтетического и аналитического учета и порядок их сверки.

Лабораторные работы

не  предусмотрено

Практические занятия

Присвоение номеров лицевым счетам в зависимости от их назначения.

Составление выписки из лицевого счета.

Составление оборотных ведомостей.

8

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашнего задания:

Оформить схему нумерации лицевых счетов.

3

Тема 1.4.

Документация и документооборот банков

Содержание учебного материала

4

1

Виды банковских документов, их характеристика. Требования к оформлению документов.

1

2

Основные реквизиты документов. Порядок проверки и подписания документов работниками кредитной организации.

3

Основные принципы организации документооборота в кредитных организациях. Порядок формирования и хранения документов.

4

Порядок отражения в бухгалтерском учете исправительных записей

Лабораторные работы

не

предусмотрено

Практические занятия

Открытие лицевого счета клиента

Проверка правильности заполнения банковских документов, внесение исправительных записей в них

4

Контрольные работы

не

предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашнего задания:

Оформить таблицу «Виды банковских документов, их характеристика»

3

Тема 1.5.

Внутрибанковский контроль

Содержание учебного материала

2

1

Организация, задачи, значение и виды внутрибанковского контроля.

1

2

Порядок проведения последующего контроля.

Лабораторные работы

не  предусмотрено

Практические занятия

не  предусмотрено

Контрольная работа

1

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашнего задания:

Положение ЦБ РФ от 16 декабря 2003 г. №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»

4

Раздел 2.

Учет кассовых операций

Тема 2.1.

Организация кассовой работы в банке

Содержание учебного материала

4

1

Организация работы и учет операций вечерних касс. Учет инкассированной денежной выручки..

1

2

Организация работы операционных касс, расположенных вне помещений банка

3

Порядок приема и выдачи денежной наличности от организаций, учет операций.

4

Организация работы с денежной наличностью по обслуживанию населения, учет операций.

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

Отражение на счетах бухгалтерского учета кассовых операций

4

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить реферат «Организация работы с денежной наличностью при использовании программно-технических комплексов»

4

Раздел 3.

Учет привлеченных депозитов

Тема 3.1.

Учет депозитных операций

Содержание учебного материала

2

1

Характеристика счетов по учету депозитных операций

1

2

Оформление и учет депозитов юридических лиц и граждан

Лабораторные работы

не  предусмотрено

Практические занятия

Отражение на счетах бухгалтерского учета депозитных операций

4

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашнего задания:

Особенности и характеристика выпуска сберегательных сертификатов

4

Дифференцированный зачет

4

ИТОГО:

78

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по основам бухгалтерского учета в банках.

Оборудование учебного кабинета: рабочий стол преподавателя; настенная доска; посадочные места по количеству обучающихся; шкафы для комплектов наглядных пособий, макетов и образцов изучаемых документов; дидактических материалов; учебно-планирующая документация, учебно-методические материалы.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: нет.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: нет.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Золотова Е.А. Учет и операционная деятельность в коммерческих банках: учебное пособие – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2011 г.
  2. Бухгалтерский учет в коммерческих банках: Учебное пособие / Л. В. Усатова, М. С. Сероштан, Е. В. Арская. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011 г., 391 с.

Дополнительные источники:

  1. Мерцалова А. И. Учет и операционная деятельность в кредитных организациях: учебное пособие / А. И.Мерцалова, А.Л.Лазаренко.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011 г.
  2. Шевчук Д. А. Учет в банках. Серия: Зачет и экзамен. М. Изд-во «Феникс» , 2007 г

Интернет-ресурсы:

Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации - www.cbr.ru.

Электронный ресурс Министерства финансов РФ.-Режим доступа: www.minfin.ru

Межбанковская расчетная система: www.ibclearing.ru

Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»:  www.consultant.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, участие в семинарах.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Обучающийс должен знать: 

  • метод бухгалтерского учета и его элементы;
  • строение и классификацию бухгалтерских счетов;
  • задачи и требования к ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях;
  • основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях;
  • документы синтетического и аналитического учета;
  • принципы построения, структуру и содержание разделов плана счетов бухгалтерского учета кредитных организаций;
  • порядок нумерации лицевых счетов;
  • основные принципы организации документооборота, виды банковских документов, требования к их оформлению и хранению.

Обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в плане счетов бухгалтерского учета;
  • группировать хозяйственные средства по составу и размещению, по источникам формирования и целевому назначению;
  • группировать счета бухгалтерского баланса по разделам актива и пассива;
  • присваивать номера лицевым счетам;
  • составлять документацию аналитического учета;
  • анализировать содержание документов синтетического учета;
  • составлять бухгалтерcкие проводки по отражению в учете кассовых и депозитных операций.

Тестирование, самостоятельная работа, устный опрос, работа по карточкам, беседа.

Тестирование, самостоятельная работа, устный опрос, беседа.

Тестирование, устный опрос, работа с литературой, диалог.

Самостоятельная работа, наблюдение, беседа.

Тестирование, практическая работа, устный опрос

Работа с литературой, наблюдение, беседа.

Тестирование, практическая работа, устный опрос, устный опрос, тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник тестов по "Учету в банках" для самостоятельной подготовки студентов сп.080108 "Банковское дело"

Подготовка к ИГА (итоговая государственная аттестация) всегда очень ответственный и сложный момент для учащихся. В помощь своим студентам 3 курса помещаю варианты задач и тестов, а также вопросы для у...

Сборник задач по "Учету в банках" для самостоятельной подготовки студентов сп. 080108 "Банковское дело"

Задания необходимы для их самостоятельного решения и подготовки к ИГА. Все решенные задачи и тесты помогут быть уверенными на экзаменационном испытании..Удачи и успехов вам - мои любимые студенты!...

2017 ОП 08 КОС Организация бухгалтерского учета в банках специальность 38.02.07 "Банковское дело" (углубленной подготовки)

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по дисциплине ОП 08 Организация бухгалтерского учета в банках Специальность СПО 38.02.07 Банковское дело ...

2017 ОП 08 КТП год набора 2016 Организация бухгалтерского учета в банках специальность 38.02.07 "Банковское дело" (углубленной подготовки)

Составлен на основании рабочей программы ОП.08 «Организация бухгалтерского учета в банках», специальности СПО 38.02.07 «Банковское дело» (углубленной подготовки) Преподаватель Буланова Ирина Леон...

2017 ОП 08 Рабочая программа год набора 2016 Организация бухгалтерского учета в банках специальность 38.02.07 "Банковское дело" (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07 Банковское дело....