Основы бюджетной грамотности
рабочая программа на тему

Основы бюджетной грамотности РП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа65.26 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«КРАСНОДАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ КК КГТК

_______________ Ю.В. Юрченко

«_____» _______________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ. 06 ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (в отрасли технологии продукции общественного питания)

профиль получаемого профессионального образования –  гуманитарный

г. Краснодар, 2014

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по НМР

ГБПОУ КК КГТК

______________ Н.И. Тутынина

«___» _____________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

 ГБПОУ КК КГТК

_______________ Г.А. Словцова

«_____» _______________2014 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании  предметной

(цикловой) комиссии

общих гуманитарных и

социально-экономических дисциплин

Председатель П(Ц)К  

_______________    Л. В. Кузьминова

«___» _____________ 2014 г.

ОДОБРЕНО

на заседании педагогического совета  

протокол № ___

от «___» _____________ 2014 г.

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности 051001Профессиональное обучение (в отрасли технологии продукции общественного питания) (углубленная подготовка), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. № 574, зарегистрированного Министерством юстиции России от 08 декабря 2009 г. №15451; укрупненная группа специальности 050000 Образование и педагогика

Организация-разработчик: ГБПОУ КК КГТК

Разработчик: Абрамова О.С.  преподаватель

 ГБПОУ КК КГТК                                                ___________________

        (подпись)                            

Рецензенты:                

1. Колмычок  С.А. зам. директора по УМР  ГБПОУ КК Краснодарского информационно-технологического техникума. Квалификация по диплому: экономика и управление предприятием      

     

       _______________________________

                                                                                        (подпись)

2. Оганесян Т.Л., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Краснодарского государственного университета  культуры и искусства. Квалификация по диплому: менеджер-экономист

     

        _______________________________  

                                                                                                                            (подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

Название разделов

Стр.

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины

8

3. Условия реализации учебной дисциплины

12

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

14

5. Приложение 1

15

6. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

16


1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ. 06 ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ГРАМОТНОСТИ

        

        1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ КК КГТК  44.02.06 «Профессиональное обучение (по отраслям)», разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения

Рабочая программа составлена для очной формы обучения

        1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина ОГСЭ 06 «Основы бюджетной грамотности» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл

 

        1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Базовая часть

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;
  • выделять значимую экономическую информацию;
  • уметь составлять семейный бюджет;
  • совершать экономически грамотные покупки;
  • выбирать варианты решения экономических проблем;
  • уметь различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
  • уметь применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);
  • понимать место и роль России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.
  • уметь оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • экономические законы и понятия;
  •  сущность экономических институтов, их роль в социально-экономическом развитии общества;
  • значение этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;
  • правила уважительного отношения к чужой собственности;
  • способы принятия рациональных решений в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
  • основные правовые принципы, действующие в демократическом обществе;

Вариативная часть

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • рационально распоряжаться карманными деньгами, уметь пользоваться электронными деньгами, рассчитать проценты, выплачиваемые банку за пользование кредитом, составлять налоговую декларацию.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • сущность ипотечного кредитования, кредитную, налоговую, пенсионную, страховую и социальную системы Российской Федерации.

В результате освоения учебной дисциплины ОГСЭ.06. «Основы бюджетной грамотности» обучающийся должен овладеть:

Общими компетенциями:

ОК 1.         Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.         Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.         Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.         Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.         Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.         Работать в коллективе и  команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.         Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся,

организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8.         Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.         Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10.        Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.

ОК 11.        Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

        1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:  максимальной учебной нагрузки студента 54 часов в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

- самостоятельной работы обучающегося  18 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

лабораторные занятия

не предусмотрено

практические занятия

18

контрольные работы

не предусмотрено

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

Самостоятельная работа студента (всего)

18

в том числе:

Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

не предусмотрено

написание рефератов

8

внеаудиторная самостоятельная работа над

нормативными документами

10

Итоговая аттестация в форме

дифференцированный зачет


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.06. Основы бюджетной грамотности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Семейная экономика

6

Тема 1.1.

Введение.

Бюджет моей семьи. Карманные деньги: за и против.

Содержание учебного материала

Понятие и функции семейного бюджета, его структура и дефицит. Расчет и сопоставление семейных расходов с получаемыми доходами. Форма и порядок заполнения семейной книги учета. Анализ и планирование хозяйства, доходов, расходов и накоплений семьи.

2

1, 2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия:

Расчет и сопоставление семейных расходов с получаемыми доходами.

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся: 

Подготовка реферата по теме: «Карманные деньги: за и против», «Электронные деньги», « взаимосвязь государственного и семейного бюджетов»

2

Раздел 2. Государственный бюджет Российской Федерации

26

Тема 2.1.

Бюджетная система РФ. Доход и расходы: навыки планирования.

Содержание учебного материала

  1. Бюджет государства и его сущность и функции

Понятие бюджетного планирования на уровне государства и муниципальных образований. Государственный и муниципальный бюджеты и особенности их формирования.  Макроэкономический прогноз как основа составления бюджетного плана.   Формирование местного бюджета в Краснодарском крае и возможность граждан участвовать в этом процессе.  

2

2, 3

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка реферата по теме: «Характеристика источников доходной части бюджета РФ».

2

Тема 2.2.

«Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год и плановый период»

Содержание учебного материала

Особенности планирования и принятия бюджета.
Анализ исполнения бюджетных планов.
Анализ формирования доходной и расходной части федерального бюджета .
 Анализ бюджета   и его основных показателей. 
Совершенствование процесса бюджетного планирования в России.

2

2, 3

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

Анализ «Федерального  закона о федеральном бюджете на очередной год и плановый период». Определение значимых направлений.

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентации по теме: «Основные краткие тезисы Федерального  закона о федеральном бюджете на очередной год и плановый период» »

2

Тема 2.3.

Основные статьи расходов гос. бюджета. Структура расходов.

Содержание учебного материала

  1. Формирование доходов и осуществление расходов бюджетов всех уровней
  2. Система доходов государственного и муниципального бюджетов
  3. Система расходов государственного бюджета, структура расходов.

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

-формирование таблицы расходов гос. бюджета;

- систематизация расходов по приоритетным направлениям..

4

Контрольные работа

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка реферата по теме: ««Приоритеты государства по распределению бюджета РФ».

2

Тема 2.4.

Дефицит и профицит  госбюджета. Способы уменьшения дефицита  бюджета государства.

Содержание учебного материала

Понятие профицита и дефицита бюджета, их сущность, источники финансирования, роль в государственном регулировании экономики. Оценка профицита (дефицита) федерального бюджета РФ. Возможности использования политики снижения дефицита бюджета США в России.

Бюджетный дефицит, показатели, его характеризующие

 Каково соотношение доходов и расходов бюджета России и большинства стран мира?

Каковы источники покрытия бюджетного дефицита, возможные и реальные в России и в мировой практике?

 Как финансировался и финансируется бюджетный дефицит в РФ в 90-х годах?.

Какова ситуация с соотношением доходов и расходов в бюджете текущего года?

 Профицит бюджета, проблемы

Роль государства в контроле за доходами и расходами бюджета

2

2, 3

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия:

-Определение причин дефицита бюджета и способов его преодоления. Роль государства.

-Определение профицита бюджета и анализ ситуаций в стране, которые приводят к профициту. Действия государства.

4

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка доклада по теме: «Анализ ситуации в стране, когда возможен дефицит и профицит бюджета».

2

Раздел 3. Системы финансов Российской Федерации

20

Тема 3.1.

Банковская система РФ

Содержание учебного материала

История. Понятие, сущность и структура банковской системы.  Правовое регулирование.  Крупнейшие банки России. Самые прибыльные банки. Потребительская оценка работы банков. Потребительское кредитование. Кредитно-денежная политика, ее задачи,  цели, инструменты. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Операции на оптовом рынке. Нормы обязательных резервов. Плюсы и минусы кредитования граждан.

1

1

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

- анализ различных банковских продуктов, программ и предложений.

2

Контрольные работы:

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка реферата по теме:

- «Инвестиционная деятельность банковского сектора»,

Подготовка презентации по теме:

- «Плюсы и минусы кредитования граждан»

2

Тема 3.2.

Налоговая система РФ

Содержание учебного материала

Сущность налоговой системы России. Понятие налоговой системы. Принципы построения налоговой системы и ее элементов. Сравнительный анализ налоговой системы России и зарубежных стран. Основные налоги, собираемые на территории России. Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах.  Налоговое бремя и инвестиции. Проблемы и пути совершенствование налоговой системы. Важнейшие недостатки российской системы налогообложения.  Налоговая стратегия и ее составляющие.  Разно векторная система налогообложения.

1

2, 3

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентации по теме: История развития налогов  в России.

2

Тема 3.3.

Система страхования РФ

Содержание учебного материала
Экономическая сущность, функции и принципы страхования. Принципы организации страхового дела в России. Организационно-правовые формы страховых организаций. Меры государственного регулирования страховой деятельности. Надзор за страховой деятельностью.  Виды и формы страхования. Правовые основы страховых отношений. Экономико-финансовые основы страхования. Мировой рынок страхования.

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

Определение суммы страхового возмещения

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентации по теме: «История развития страхового дела   в России».

2

Тема 3.4.

Социальная политика государства

Содержание учебного материала

Сущность и основные направления социальной политики.  Социальная защита населения.  Способы социальной поддержки граждан. Особенности современной социальной политики в России. Борьба с коррупцией в стране, крае. Налоговая декларация – один из способов борьбы с коррупцией.

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: Анализ средств массовой информации по проблемам социальной политики в стране, крае. Составление типовой налоговой декларации.

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентации по теме: «Социальная поддержка граждан в Российской Федерации»

2

Дифференцированный зачет

2

Итого:

54


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика, менеджмент и маркетинг».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «ОГСЭ.  06 Основы бюджетной грамотности».

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • проектор;
  • телевизор;
  • DVD-проигрыватель и набор DVD-дисков с обучающими фильмами.

3.2. Информационное обеспечение обучения

        Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

  1. Балакина А. П. Методическое пособие к курсу «Основы налоговой грамотности». Вита-М, 2013г.
  2. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Учебник для ССУЗ. М: Юрист, 2011г.
  3.  Основы экономической теории: под ред. С.И. Иванова. – 4 изд. – в 2х книгах – М.: Вита – Пресс, 2011
  4. Корниенко О.В. Основы экономической теории. Ростов – н/Д: 2012 г.
  5. Носова С.С. Основы экономики. М.: Владос, 2014.
  6. Куликов Л.М. Экономическая теория. М.:ТК Велби, издательство
  7. Пошатаева Л. Н., Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных школ. М.: Инфра-М, 2014г.–144с.
  8. Слагода В.Г. Основы экономики. Учебное пособие. М-Форум: Инфра- м, 2009 г.
  9. Слагода В.Г. Экономическая теория. Учебное пособие. М-Форум: Инфра-м, 2013 г.

Дополнительная:

  1.  Казначевская Г.Б. Экономическая теория. Ростов – н/Д: Феникс, 2006 г. проспект 2008 г
  2.  Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. М.: Владос, 2012.
  3.  Шимко П. Д., Михайлушкин А.И. Основы экономики. Дрофа, 2012.
  4.  Практикум по основам экономики.- М.: Вита – Пресс, 2012 г.
  5.  Экономический словарь. – М.: ТК – Велби, 2006 г.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;
  • определять организационно-правовые формы организаций;
  • определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
  • организовывать оформление гостиничной документации: учет и хранение учетных данных.
  • производить расчеты основных технико-экономических показателей деятельности гостиницы.

Усвоенные знания:

  • организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
  • материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
  • способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
  • механизмы ценообразования на услуги;
  • формы оплаты труда в современных условиях;
  • технико-экономические показатели деятельности гостиницы.

  • компьютерное тестирование (по темам, по дисциплине);

  • домашние задания;

  • практические задания;

  • внеаудиторные самостоятельные работы;

  • решение задач;

  • устный опрос.


5. Приложение 1

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК

Название ОК

Технологии формирования ОК

(на учебных занятиях)

ОК 01 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Решение задач, носящих профессиональный характер

ОК 02 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Решение индивидуальных задач.

ОК 03 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Выполнение индивидуальных заданий.

ОК 04 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать справочный материал, дополнительную литературу и учебники.

ОК 05 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Поиск информации на сайтах, составление презентаций.

ОК 06 Работать в коллективе и  команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Групповое выполнение практических работ

ОК 07 Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся,

организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Групповое выполнение практических работ.

ОК 08 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Выполнение самостоятельных индивидуальных заданий.

ОК 09 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Решение задач практической направленности.

ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.

Решение задач практической направленности

ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

Решение задач практической направленности


6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ

В  РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;

.

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения

Абрамова Ольга Сергеевна

Преподаватель экономических дисциплин

Кандидат экономических наук

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«КРАСНОДАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ. 06 ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (в отрасли технологии продукции общественного питания)

профиль получаемого профессионального образования –  гуманитарный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы бюджетной грамотности

Основы бюджетной грамотности РП...

Основы бюджетной грамотности

Основы бюджетной грамотности РП...

Конспект открытого урока по дисциплине УД.15 «Основы бюджетной грамотности»

Открытый урок по Основам бюджетной грамотности  на тему "Бюджет государства" для НПО и СПО...

Методическая разработка открытого урока по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности

Методическая разработка открытого урока по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на тему "Планирование расходов семейного бюджета"...

Основы бюджетной грамотности

Итоговый тест по предмету "Основы бюджетной грамотности".Основные темы - "Бюджетный процесс", "Бюджетное устройство", "Сравнительная характеристика налоговой системы...

КОС ОП.11 Основы бюджетной грамотности

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины СПО ОП.11 «Основы бюджетной грамотности». Формой аттестации по учебной дисциплине...

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта по учебной дисциплине «Основы бюджетной грамотности», разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специ

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения  промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта по учебной дисциплине «Основы бюджетной грамотности», разработан на о...