Конспект открытого урока по дисциплине УД.15 «Основы бюджетной грамотности»
классный час на тему
Открытый урок по Основам бюджетной грамотности на тему "Бюджет государства" для НПО и СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи:
- Образовательные:
-дать представление о государственном бюджете; раскрыть роль государственного бюджета в экономической жизни страны; выделить особенности государственного бюджета Российской Федерации.
- Развивающие:
-создать условия для развития логического и аналитического мышления; познавательной активности; сознательного восприятия учебного материала; грамотной речи.
- Воспитательные:
-осуществлять правовое воспитание учащихся; формирование активной жизненной позиции.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование и методическое обеспечение урока: мультимедиа аппаратура (экран, компьютер, мультимедийный проектор); учебная презентация (приложение).
В ходе изучения темы учащиеся должны: усвоить понятия бюджет, доходы, расходы; научиться применять понятия дефицит и профицит на практике.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока сегодня… (Государственный бюджет).
Слайд № 1 (приложение).
Как говорил один неизвестный «Нет более печального сюжета, чем быль об утверждении бюджета».
– Как вы понимаете слова автора?
– Можно ли согласиться с этим утверждением? Почему?
Для ответа необходимо обратиться к задачам нашего сегодняшнего урока. (В ходе беседы учащиеся формулируют задачи урока).
Слайд № 2 (приложение).
III. Работа по теме.
Каждый гражданин стремится к богатству и процветанию своей страны, а значит и благополучию и комфортной жизни своей семьи.
– Что необходимо любой стране, чтобы люди с каждым днем жили богаче и комфортней?
Богатство и процветание во многом зависит от уплаты налогов. Налоговые поступления являются источником средств государственного бюджета.
– Как вы считаете, что такое бюджет?
Слайд № 3 (приложение).
IV. Работа с термином.
Бюджет – сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов власти.
Слайд № 4 (приложение).
Бюджет состоит из простого равенства доходов и расходов. Это равенство можно назвать идеальным бюджетом.
Идеальный бюджет – запланированные расходы = запланированным доходам.
Любое государство стремится к тому, чтобы бюджет был идеальным.
Слайд № 5 (приложение).
Рассмотрим основные составляющие бюджета. Бюджет = доходы + расходы.
При изучении материалов презентации встречаются гиперссылки, обращаясь к которым можно открыть нужную информацию (приложение).
Обратимся к понятию доход.
Обратите внимание на диаграмму «Доходы государственного бюджета в 2005 году».
– Какие выводы можно сделать из представленной диаграммы?
– Приведите примеры неналоговых доходов?
– Приведите примеры доходы от внешнеэкономической деятельности.
Слайд № 6 (приложение).
Обратимся к понятию расход.
Обратите внимание на диаграмму «Расходы государственного бюджета в 2005 году».
– Какие выводы можно сделать из представленной диаграммы?
– На какие сферы жизни общества государство тратит денежные средства?
Слайд № 7 (приложение).
Любое государство стремится, что бы его бюджет был идеальным, но такая ситуация складывается не всегда. Иногда это равенство нарушается, и тогда возникают ситуации дефицита или профицита бюджета.
Слайд № 5 (приложение).
Давайте рассмотрим более подробно каждую ситуацию.
Ситуация профицита возникает тогда, когда доходы превышают расходы (возникает излишек денежных средств).
– Как вы считаете, на что государство тратит излишки денежных средств?
Слайд № 8 (приложение).
Иногда возникает обратная ситуация, когда доходы меньше, чем расходы. Такая ситуация называется дефицит государственного бюджета.
– Какие способы преодоления дефицита государственного бюджета вы можете предложить?
Слайд № 10 (приложение).
Существует несколько способов преодоления дефицита бюджета.
- сокращение бюджетных расходов,
- изыскание дополнительных источников доходов,
- выпуск денег,
- одалживание денег.
– Определите положительные и отрицательные стороны каждого из способов. Какой способ вы считаете наилучшим?
Слайд № 10 (приложение).
Давайте рассмотрим каждый из способов боле подробно.
Сокращение бюджетных расходов.
Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то представительный орган власти принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такая ситуация называется секвестр.
– Как вы считаете, к чему может привести сокращение бюджетных расходов?
Слайд № 11 (приложение).
Изыскание дополнительных источников доходов.
Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то самым простым кажется привлечь в бюджет дополнительные доходы. Это может быть введение новых налогов или увеличение действующих налогов и сборов.
– Как вы считаете, к чему может привести изыскание дополнительных источников доходов?
Слайд № 12 (приложение).
Выпуск денег.
Когда государству не хватает денежных средств, то нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими зарплату своим служащим, офицерам, учителям и врачам, либо оплатить расходы на приобретение необходимых государству товаров. Такой способ преодоления дефицита бюджета называется эмиссия.
– Как вы считаете, к чему может привести выпуск дополнительных денежных средств?
Слайд № 13 (приложение).
Одалживание денег.
Когда государству не хватает денежных средств, то оно может их одолжить. Тогда у него возникает государственный долг.
– У кого же государство может взять деньги в долг?
Государство может одолжить денежные средства у международных финансовых организаций или у собственных граждан, фирм, организаций.
– Как вы считаете, к чему может привести одалживание денежных средств государством?
Слайд № 14 (приложение).
Рассмотрев различные способы преодоления дефицита бюджета, определите положительные и отрицательные стороны каждого из способов. Какой способ вы считаете наилучшим?
Обратите внимание на предложенную диаграмму. Какой вывод можно сделать?
Слайд № 15 (приложение).
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);
- бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Слайд № 16 (приложение).
Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Бюджет составляется на финансовый год. В России финансовый год начинается 1 января.
Формирование бюджета, содержащего предварительную смету доходов и расходов государства, осуществляется Министерством финансов РФ.
Затем законопроект поступает в Правительство Российской Федерации, где он уточняется и дорабатывается.
Правительство представляет проект государственного бюджета в Государственную Думу (он рассматривается в нескольких чтениях, как правило, в четырех чтениях, от чтения к чтению всё более детально).
После рассмотрения в Думе, государственный бюджет поступает на рассмотрение в Совет Федерации.
В заключение процедуры Закон о государственном бюджете должен быть подписан президентом РФ.
Слайд № 17 (приложение).
V. Давайте подведем итоги:
- Что такое государственный бюджет?
- Какие особенности государственного бюджета Российской Федерации можно выделить?
- Какую роль играет государственный бюджет в жизни страны?
Слайд № 18 (приложение).
VI. Рефлексия.
- Что нового вы узнали?
- Что больше всего запомнилось?
- Где вы можете применить знания данной темы?
Слайд № 19 (приложение).
Вернемся к эпиграфу нашего урока. «Нет более печального сюжета, чем быль об утверждении бюджета» (неизвестный).
– Как бы вы сейчас отнеслись к словам автора?
VII. Домашнее задание: Подготовить сообщение о бюджете Краснодарского края и города Кореновска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/14/picture-768190-1457980690.jpg)
Методическая разработка открытого урока по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности
Методическая разработка открытого урока по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на тему "Планирование расходов семейного бюджета"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/14/picture-768190-1457980690.jpg)
Методическая разработка открытого урока по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности
Урок-экскурсия на производстве. Данная методическая разработка предназначена для преподавателей экономических и бухгалтерских дисциплин и преподавателей-предметников по другим дисцип...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/03/picture-1076057-1541262080.jpg)
Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта по учебной дисциплине «Основы бюджетной грамотности», разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специ
Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта по учебной дисциплине «Основы бюджетной грамотности», разработан на о...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/27/picture-1046109-1535377982.jpg)
Методическая разработка комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на тему: «Планирование расходов семейного бюджета»
В данной методической разработке представлен опыт проведения комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/03/picture-912721-1491227536.jpg)
Презентация по дисциплине Основы бюджетной грамотности на тему Банковская система России
Информация к уроку...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/03/picture-912721-1491227536.jpg)
Презентация по дисциплине Основы бюджетной грамотности на тему Бюджеты субъектов
Информация к уроку...