Методическая разработка комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на тему: «Планирование расходов семейного бюджета»
методическая разработка

Гиба Татьяна Андреевна

В данной методической разработке представлен опыт проведения комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на тему: «Планирование расходов семейного бюджета».

Целью занятия является закрепление теоретического материала, планирование расходов семейного бюджета. Задачи: научиться составлять совместный, раздельный, долевой семейный бюджет; научится  планировать расходы семейного бюджета правилом четырех конвертов.

Актуальность коллективной технологии обучения определяется тем, что у каждого студента появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития. При коллективной деятельности цель осознается как единая, требующая объединения усилий всего коллектива, в процессе выполнения задания, между членами коллектива образуется взаимная ответственность, повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха. При этом обеспечивается высокая активность учебного процесса, достижение высокого уровня усвоения знаний и умений обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_otkrytyy_urok_obg_2018.docx548.3 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Админ\Desktop\1 001.jpg

C:\Users\Админ\Desktop\2 001.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение

4

1 Подготовка к уроку

6

2 Методика проведения урока

7

Заключение

11

Список использованных источников и литературы

12

        

Введение

В данной методической разработке представлен опыт проведения комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на тему: «Планирование расходов семейного бюджета».

Целью занятия является закрепление теоретического материала, планирование расходов семейного бюджета. Задачи: научиться составлять совместный, раздельный, долевой семейный бюджет; научится  планировать расходы семейного бюджета правилом четырех конвертов.

Актуальность коллективной технологии обучения определяется тем, что у каждого студента появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития. При коллективной деятельности цель осознается как единая, требующая объединения усилий всего коллектива, в процессе выполнения задания, между членами коллектива образуется взаимная ответственность, повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха. При этом обеспечивается высокая активность учебного процесса, достижение высокого уровня усвоения знаний и умений обучающимися.

При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Коллективная форма дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.

Учебная деятельность коллектива по своей природе и представляет собой систему социальноорганизуемых взаимомоделей, отношений, общения. Совместная деятельность в коллективе самих учащихся является исходной формой индивидуальной учебной деятельности, а равноправное взаимодействие со сверстниками обуславливает владение ими такими действиями, как целеполагание, планирование, контроль и оценка, без которых невозможно учение. Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.

Представленный материал оказывает помощь преподавателю в подготовке к проведению уроков, а также знакомит с принципами, формами, методами организации учебного процесса.

1.         Подготовка к уроку:

  1. Продумывается тема урока согласно календарно-тематического плана;
  2. Группа оповещается о дате и теме открытого урока. Необходимо напомнить о том, что они должны иметь опрятный внешний вид, вести себя спокойно, прибыть на занятие подготовленными, не опаздывать. Так же студенты предупреждаются о том, что на уроке будут присутствовать гости;
  3. Группа разбивается на три команды с примерно равным количеством человек - совместный семейный бюджет, раздельный семейный бюджет и долевой семейный бюджет;
  4. Разрабатываются задания для допуска к работе и защите практического задания;
  5. Разрабатывается инструкционная карта и авторская мультимедийная презентация;
  6. Подбираются формы и методы обучения в соответствии с выбранной коллективной технологией обучения;
  7. Разрабатываются критерии оценки знаний;
  8. Подготавливаются жетоны для раздачи студентам за правильные ответы;
  9. Подготавливается раздаточный материал: денежные купюры, в соответствии с суммой бюджета по заданию, разного номинала, на каждый стол ложится по 4 конверта.
  10. Разрабатывается поурочный план;
  11. Непосредственно перед занятием подготавливается аудитория, парты расставляются так, чтобы разместить три команды: совместный семейный бюджет, раздельный семейный бюджет и долевой семейный бюджет, заранее включается интерактивная доска и ноутбук, демонстрация слайдов соответствуют этапам поурочного плана.

2.         Методика проведения урока

2.1.         Организационный момент

На интерактивной доске на первом слайде написана тема практического занятия, дата.

Преподаватель здоровается со студентами, разрешает им сесть, затем  делает перекличку и отмечает в журнале отсутствующих.

Создание рабочего микроклимата: «Сегодня хорошая погода, поэтому в течение всего нашего урока должен быть создан положительный микроклимат, побольше положительных эмоций и у нас все получится».

Преподаватель выводит на экран второй слайд презентации, сообщает тему урока, цели и задачи, мотивирует на лучшее усвоение: «Данные практические навыки смогут вам пригодится в профессиональной деятельности, если вам придется составлять смету, бюджет на предприятии или если откроете свое дело. Это поможет вам сэкономить деньги, так как этого ресурса всегда не хватает».

Сообщение системы оценки знаний. На экран выводится третий слайд, на котором описывается критерии оценки: Менее 8  жетонов – удовлетворительно; От 8 до 12 жетонов – хорошо; Более 12 жетонов – отлично. «Обратите внимание на слайд. Сегодня в течение всего урока вы будите получать за правильные ответы жетоны и складывать их в общую копилку команды. В конце занятия вы подсчитаете количество жетонов и в соответствии с критериями получите оценки».

2.2.         Допуск к работе

На экран выводится четвертый слайд презентации, на котором отражены вопросы при допуске из инструкционной карты. Преподаватель по очереди зачитывает вопросы, отвечает команда, первая поднявшая руки. При правильном ответе преподаватель дает команде жетоны за правильный ответ. Так же жетоны даются за дополнения ответов. «Прежде, чем перейти к выполнению  практического задания, проверим ваши знания по теме «Семейный бюджет» с помощью метода вопрос-ответ».

2.3.         Самостоятельная работа

Преподаватель выводит на экран 5 слайд презентации. На слайде показан принцип четырех конвертов, студенты получают задания для работы в группах. Они должны представить себя в роли членов семьи и распредеить семейный бюджет, а денежные купюры имитируют месячный семейный бюджет. «Теперь переходим к выполнению работы. Вам даны общие условия задания. На основании этого задания вы должны составить семейный бюджет в виде таблицы,  в соответствии с видом, который вы выбрали и правилами четырех конвертов. На партах у вас лежат денежные купюры, вы в соответствии со своими подсчетами раскладываете деньги по конвертам в зависимости о вида расходов. Но не забывайте основные ошибки при планировании семейного бюджета: расходы не должны быть равны доходам, нет гибкости бюджета, нет накоплений на непредвиденные расходы».

В ходе выполнения задания преподаватель консультирует студентов, задания выполняются в группах.

2.4.         Заключительный инструктаж

Для защиты выполненного практического занятия, каждая команда выбирает выступающего, который объявляет суммы, которые распределяются по видам расходов, резервный фонд, крупные ежемесячные расходы, представляет 4 конверта с вложенными в них деньгами, озвучивает сколько денег осталось у семьи на каждую неделю. Представители других групп так же участвуют о обсуждении, называют недочеты и предлагают варианты решения по их мнению. За верно выполненное задание преподаватель раздает жетоны за правильные ответы. Защита работы проходит в форме беседы.

Далее подводятся итоги занятия, выставляются оценки: Мы прошли все этапы урока и должны получить оценку своей работы. Цель нашего урока достигнута, мы закрепили теоретические знания, научились планировать расходы совместного, раздельного, долевого семейного бюджета, пользоваться  правилом четырех конвертов. Теперь я должна поощрить вас за работу на уроке оценками». На экран снова выводится третий слайд презентации. Каждая команда суммирует количество жетонов и представитель от команды озвучивает цифру, в соответствии с критериями оценки озвучивает оценку и называет фамилии студентов, из команды. Преподаватель выставляет оценки.

2.5.         Выдача домашнего задания:

Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи преподавателя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях студент может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный.

На экран выводится шестой слайд презентации, на котором написано домашнее задание:

Контрольные вопросы согласно ИТК – кратко записать ответы на вопросы;

А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота - М.: ООО «Юнайтед Пресс». 2012. с. 8-17 – ответы на вопросы в конце темы.

Далее преподаватель объявляет об окончании урока, прощается со студентами.

2.6 Резерв

В случае, если студенты быстро справились с заданием и на уроке осталось время, преподавателю рекомендует иметь задание для резерва. В данном случае – это тесты. На экран выводятся седьмой слайд, на котором пять вопросов по три варианта ответов в каждом. Студенты быстро выполняют тесты в тетради.

Затем выводится 8 слайд, на котором отражаются правильные ответы. Преподаватель их озвучивает и объясняет правильность ответов.

Заключение

Делая анализ проведенного открытого урока, можно сделать вывод, что урок цели достиг, был интересным, наблюдалась высокая активность студентов, обратная связь, большая часть заданий выполнялась студентами самостоятельно, заявленная коллективная образовательная технология позволила добиться высокой результативности.

Данная технология предполагает обучение путем общения в динамических парах, что позволило быстро и эффективно вовлечь обучающихся в процесс выполнения практического задания.

Работа в группах позволила студентам проявить лидерские качества, способность прислушиваться к мнению других, обсуждать данные, нести ответственность перед коллективом, развивать познавательную самостоятельную деятельность.

Результативность урока: Качество – 100%, Успеваемость  - 100%.

        

Список использованных источников и литературы

  1.  А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота - М.: ООО «Юнайтед Пресс». 2012.
  2.  Грязнова А. Г., Думная Н. Н., Караманова О. В. и др. Экономика: учебник для 10 —11 классов. — М., 2014.
  3. Курченко Л.Ф. Бюджетная система РФ: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие рекомендовано УМО- М: Дашков и К, 2012.
  4. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Справочно-правовая система «Гарант»
  5.  Терещенко О. Н. Основы экономики: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения открытого практического занятия

Аннотация Методическая разработка основывает методику проведения практического занятия по ПМ. 04 «Основы ведения личного подсобного хозяйства» с применением элементов мультимедийной технологии и ...

Методическая разработка комбинированного открытого урока с применением технологии критического мышления по дисциплине ОДП 13 Экономика на тему «Понятие, виды и причины безработицы»

Методическая разработка комбинированного открытого урока с применением технологии критического мышления по дисциплине ОДП 13 Экономика на тему «Понятие, виды и причины безработицы» рекомен...