Методические указания по выполнению домашней контрольной работы и подготовке к промежуточной аттестации по ОП.08 Основы бухгалтерского учета ППССЗ 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (в торговле) заочная форма обучения
материал по теме

Методические указания по выполнению домашних контрольных работ по ОП.08 Основы бухгалтерского учета предназначены для обучающихся заочного отделения ППССЗ 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (в торговле).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.08_ekonomisty.docx73.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области

 «Братский торгово-технологический техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  

ДОМАШНЕЙ  КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 И ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Дисциплина: ОП.08 Основы бухгалтерского учета

 для обучающихся заочной формы обучения

ППССЗ 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (в торговле)

2015

Рассмотрено на заседании

МО по торговле

Протокол № 1 от 16.09. 2015 г.

Председатель МО

_____________А.В. Староверова

Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Братский торгово-технологический техникум» (далее - ГБПОУ ИО БТТТ)

Автор: Напреева Оксана Синдиновна, преподаватель дисциплин профессионального цикла


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

4

2.

Тематический план и краткое теоретическое содержание дисциплины

7

3.

Общие методические указания к выполнению домашней контрольной работы

10

4.

Перечень заданий для выполнения домашней контрольной работы

12

5.

Перечень заданий для подготовки к промежуточной аттестации

15

6.

Учебно-методическое  обеспечение  дисциплины

17

7.

Приложения

18


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Место дисциплины в образовательной программе среднего профессионального образования (далее ОП СПО)

Дисциплина ОП.08 Основы бухгалтерского учета является частью ОП СПО по программе подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (в торговле).

1.2.  Цель  дисциплины,  требования к результатам освоения дисциплины

Цель дисциплины заключается в том, чтобы дать обучающимся необходимые теоретические знания и привить практические умения и навыки по методологии и организации бухгалтерского (финансового) учета фактов хозяйственной деятельности, использованию учетной информации для принятия управленческих решений.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;
  • ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;
  • соблюдать требования к бухгалтерскому учету;
  • следовать методам и принципам бухгалтерского учета;
  • использовать формы и счета бухгалтерского учета;
  • оформлять документацию и отчетность по движению товаров;
  • оформлять документацию и отчетность по движению денежных средств.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
  • национальную систему нормативного регулирования;
  • международные стандарты финансовой отчетности;
  • понятие бухгалтерского учета;
  • сущность и значение бухгалтерского учета;
  • историю бухгалтерского учета;
  • основные требования к ведению бухгалтерского учета;
  • предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;
  • план счетов бухгалтерского учета;
  • формы бухгалтерского учета,
  • учет товарных операций;
  • учет кассовых операций.

Обладать общими компетенциями (далее - ОК) включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.3.  Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 102 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки –  68 часов;

самостоятельной работы –  34 часов.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И КРАТКОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план

Раздел 1.  Нормативное регулирование бухгалтерского учета, общая характеристика бухгалтерского учета

Тема 1.1.   Общая характеристика бухгалтерского учета

Тема 1.2 Предмет и метод бухгалтерского учета

Раздел 2.  Бухгалтерский баланс и система счетов бухгалтерского учета

Тема 2.1.   Бухгалтерский     баланс

Тема 2.2  Счета и двойная запись

Раздел 3.  Учет хозяйственных операций

Тема 3.1  Учет товарных операций

Тема 3.2  Учет кассовых операций

2.2. Краткое теоретическое содержание дисциплины

Тема 1.1.  Общая характеристика бухгалтерского учета.

Понятие о хозяйственном учете. Нормативное регулирование бухгалтерского учета.

Виды хозяйственного учета. Требования, предъявляемые к хозяйственному учету. Виды измерителей, используемые в хозяйственном учете. Требования к ведению бухгалтерского учета. Основные задачи бухгалтерского учета. Принципы бухгалтерского учета. Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.

Тема 1.2. Предмет и метод бухгалтерского учета.

 Предмет и метод бухгалтерского учета.

Классификация хозяйственных средств предприятия и источников их образования. Характеристика элементов методики.

Документация.

Классификация и значение документов. Реквизиты документов, требования к оформлению.

Инвентаризация.

Цели, задачи, сроки и порядок проведения инвентаризации.

Тема 2.1. Бухгалтерский     баланс

Понятие бухгалтерского баланса, его содержание и структура.

Назначение и место баланса в бухгалтерской отчетности. Виды бухгалтерских балансов. Экономическое содержание статей бухгалтерского баланса.

Хозяйственные операции и типы изменений в балансе.

Характеристика хозяйственных операций и типов изменения в балансе.

Тема 2.2 Счета и двойная запись.

Бухгалтерские счета их назначение и строение.

Активные и пассивные счета. Активно – пассивные счета. Синтетические и аналитические счета. Взаимосвязь синтетических и аналитических счетов.

Понятие двойной записи. Бухгалтерская проводка. 

Виды бухгалтерских записей. Понятие корреспонденции счетов.

Оборотная ведомость.

Значение оборотной ведомости, строение, порядок составления.

План счетов бухгалтерского учета.

Общие принципы классификации счетов бухгалтерского учета. Классификация счетов по назначению и структуре, по экономическому содержанию.

Тема 3.1. Учет товарных операций.

Организация материальной ответственности.

Порядок документального оформления материальной ответственности, заключение договоров.

Источники поступления товаров.

Характеристика источников поступления товаров.

Сопроводительные документы. Документальное оформление приемки товаров.

Порядок оформления сопроводительных документов. Порядок приемки товаров и документальное оформление.

Виды товарных потерь, порядок документального оформления.

Порядок приемки товаров и документальное оформление.

Отчетность материально-ответственных лиц.

Порядок составления отчетности.

Тема 3.2. Учет кассовых операций.

Порядок ведения кассовых операций. Организация работы главной кассы.

Организация работы по ведению кассовых операций. Документальное оформление кассовых операций.

Прием и выдача наличных денежных средств, подотчетных денежных сумм. Порядок приема и выдачи наличных денежных сумм. Особенности выдачи и возврата подотчетных сумм. Документальное оформление.

Порядок сдачи выручки в банк. Отчетность старшего кассира.

Подготовка наличных денежных средств к сдаче в банк. Порядок составления отчетности и документальное оформление сдачи наличных денежных средств в банк. Составление отчета кассира.


3.ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

3.1. Каждый обучающийся заочной формы обучения должен знать, что домашняя контрольная   работа – это его своеобразный отчет об успехах в овладении дисциплиной. Она характеризует кругозор обучающегося, его умение продуманно и обоснованно излагать изученный материал.

3.2. Домашняя контрольная работа должна основываться на обстоятельном знании обучающимся всей рекомендованной к теме литературы. Обучающийся должен показать результаты самостоятельного изучения определенной темы, знание специальной литературы, свою грамотность, начитанность.

3.3. Домашняя контрольная работа должны быть выполнена самостоятельно на основе изученной литературы, аудио видеоматериалов или информации, почерпнутой из Интернета.

Излагать содержание следует своими словами. Грамотно, логически стройно, последовательно, по определенному плану.  Работа должна быть выполнена грамотно и аккуратно, четким разборчивым почерком, либо компьютерным способом.

3.4. Вариант домашней контрольной работы определяется по таблице (Приложение 1) соотношения последней цифры номера студенческого билета и первой буквы фамилии обучающегося.

3.5. Оформляется домашняя контрольная работа следующим образом: на обложку тетради следует наклеить адресный бланк образовательной организации, где обучается заочно обучающийся, пронумеровать ее страницы. Работа должна иметь общую нумерацию страниц. Номер страницы не ставится на титульном листе.

При оформлении работ на ПК – текст оформляется шрифтом Times New Roman, кегль шрифта 14 пунктов, межстрочный интервал – полуторный. Для пометок рецензента должны быть оставлены поля шириной 3-4 см.

На первой странице написать  название темы и план, в соответствии с которым ведется изложение изученного материала. Текстовая часть работы должна включать в себя:

  • титульный лист (приложение 2);
  • содержание;
  • выполненные задания;
  • список литературы.

3.6. В конце работы – привести список использованной литературы. Список использованной литературы составляется  в алфавитном порядке имен автора (авторов) и выходных издательских данных каждого источника: место его издания, название издательства, год. Монографии и сборники, не имеющие на титульном листе имен автора, включаются в общий список  по алфавитному расположению заглавия. В случае использования статьи, опубликованной в журнале или в сборнике, приводится фамилия и инициалы автора, полное название статьи и наименование журнала или сборника.

В список  литературы включаются лишь те источники, которые непосредственно использованы при написании домашней контрольной работы, но не все те произведения, которые обучающийся прочитал в процессе изучения курса.  

По завершении работы следует поставить дату ее выполнению и свою разборчивую подпись.

3.7. Срок сдачи домашней контрольной  работы согласно графика сдачи утвержденного учебной частью.

3.8. Домашняя контрольная  работа сдается в учебную часть Учреждения, и регистрируется в журнале сдачи письменных контрольных  работ.  

 3.9. В случае, ели домашняя контрольная работа не будет зачтена, обучающийся обязан переработать ее согласно замечаниям  рецензента и представить вновь.


4. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1.

Выполнить группировку хозяйственных средств по составу и источникам формирования на основании данных из таблицы 1, результат группировки оформить  в таблице 2, подсчитав баланс актива и пассива.

Таблица 1.

Хозяйственные средства и источники образования

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма, тыс. руб.

Задолженность перед бюджетом по налогам

129

131

135

131

133

137

137

139

87

130

Оборудование

568

570

574

571

569

572

573

575

567

576

Задолженность работникам по заработной плате

229

231

235

233

206

227

207

238

230

236

Здания

1054

1056

1060

1057

1055

1058

1059

1061

1053

1062

Вычислительная техника

296

298

302

299

297

300

301

303

295

294

Задолженность Иванова Е.С. по подотчетным суммам

1

3

7

4

2

5

6

8

1

3

Топливо

87

89

93

90

88

91

92

94

86

87

Запасные части

26

28

32

29

27

30

31

33

25

25

Сырье

45

47

51

48

46

49

50

52

44

53

Материалы

43

45

49

46

44

47

48

50

42

51

Уставный капитал

1337

1339

1343

1341

1345

1309

1331

1314

1342

1338

Краткосрочный кредит банка «ВТБ»

1100

1102

1116

1104

1106

1108

1111

1121

1098

1109

Наличные деньги в кассе

24

26

30

27

25

28

29

31

23

32

Получена оплата от покупателя

8

10

14

11

9

12

13

15

7

6

Денежные средства на расчетном счете

496

498

502

499

497

450

451

452

495

501

Задолженность учредителям

228

230

234

232

235

231

233

236

226

227

Исключительное право владельца на товарный знак

127

129

133

130

128

131

132

134

126

125

Резервный капитал

184

186

190

188

189

187

185

183

201

191

Задолженность поставщику ООО «Гранит» за материалы

268

270

298

272

271

269

273

275

266

267

Нераспределен-ная прибыль

379

381

385

383

382

384

385

387

377

378

Товары

862

864

870

865

863

866

865

867

861

859

Добавочный капитал

166

168

172

170

168

169

173

175

164

165

Долгосрочный заем у ИП Василенко А.В.

1110

1128

1132

1130

1112

1131

1133

1135

1122

1126

Транспортные средства

827

829

833

830

827

831

832

834

826

825

Производствен-ный инвентарь

138 

140

144

141

139

142

143

145

137

136

Оборудование к установке

450

452

456

453

451

454

455

457

449

448

Задолженность учредителей

20

22

26

23

21

24

25

27

19

18

Готовая продукция

58

60

64

61

59

62

63

65

57

66

Таблица 2.

Средства предприятия

(актив)

Сумма

Источники средств

(пассив)

Сумма

  1. ………………

  1. ………………

  1. ………………

  1. ………………

  1. ………………

  1. ………………

n.         ………………

n.        ……………….

Баланс

Баланс

Задание 2.

На основании данных из таблицы 1 выбрать в соответствии с номером варианта необходимые данные:

  1. Внеоборотные активы        
  2. Оборотные активы
  3. Основные средства        
  4. Нематериальные активы        
  5. Собственный капитал
  6. Заемный капитал
  7. Денежные средства
  8. Дебиторская задолженность
  9. Кредиторская задолженность
  10. Капитал и резервы

5. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Промежуточная аттестация осуществляется в форме дифференцированного зачета.

  1. Понятие о хозяйственном учете. Его виды, их краткая характеристика.
  2. Учетные измерители: характеристика, сферы применения, сочетание друг с другом.
  3. Задачи учета, требования к бухгалтерскому учету.
  4. Характеристика предмета и метода бухгалтерского учета.
  5. Характеристика хозяйственных средств (активного капитала).
  6. Характеристика источников формирования хозяйственных средств (пассивного капитала).
  7. Понятие о документах. Их значение, классификация.
  8. Реквизиты документов. Характеристика основных и дополнительных реквизитов.
  9. Требования к оформлению документов. Хранение документов.
  10. Характеристика этапов документооборота.
  11. Сущность материальной ответственности, ее виды и формы.
  12. Документальное оформление материальной ответственности. Права и обязанности членов бригады и администрации.
  13. Характеристика доверенности на получение ценностей: назначение, реквизиты, порядок выдачи и отчетности.
  14. Характеристика и назначение сопроводительных документов.
  15. Документальное оформление приемки товаров.
  16. Товарные потери: виды, причины, порядок и сроки списания.
  17. Учет продажи товаров в кредит.
  18. Отчетность материально-ответственных лиц по товарам и таре.
  19. Понятие о ценах и торговой надбавке. Формирование розничной цены.
  20. Характеристика и порядок заполнения Журнала и Справки-отчета кассира-операциониста.
  21. Документальное оформление приемки и выдачи денег в главной кассе.
  22. Функции старшего кассира, его отчетность.
  23. Порядок сдачи выручки в банк.
  24. Подотчетные суммы: назначение, выдача, отчетность.
  25. Порядок ведения кассовых операций.
  26. Инвентаризация: цель, задачи, виды.
  27. Порядок проведения инвентаризаций. Контрольная инвентаризация.
  28. Документальное оформление инвентаризаций. Выведение результатов.
  29. Переоценка товаров.
  30. Порядок выдачи заработной платы.


6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

Основные источники:

1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Утверждено Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н)

3. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Теория бухгалтерского учета. – М.: Проспект, 2012. – 240 с.

4. Богаченко, В. М. Составление бухгалтерских проводок в коммерческих организациях / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. - М.: Феникс, 2014. - 416 c.

5. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В. Бухгалтерский учет. – М.: Академия, 2011. – 432 с.

Электронные ресурсы:

1. Economicus.Ru - экономический портал. Форма доступа: http://economicus.ru

Приложение 1

ВАРИАНТЫ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Последняя цифра в студенческом билете

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Первая буква фамилии обучающегося

А,Б,В

2

4

6

8

10

1

3

5

7

9

Г,Д,Е

6

8

10

1

3

5

7

9

2

4

Ж,З,И

10

1

3

5

7

9

2

4

6

8

К,Л,М

3

5

7

9

2

4

6

8

10

1

Н,О,П

7

9

2

4

6

8

10

1

3

5

Р,С,Т

1

3

5

7

9

2

4

6

8

10

У,Ф,Х

5

7

9

2

4

6

8

10

1

3

Ц,Ч,Ш

9

2

4

6

8

10

1

3

5

7

Щ,Э,

4

6

8

10

1

3

5

7

9

2

Ю,Я

8

10

1

3

5

7

9

2

4

6


Приложение 2

Титульный лист домашней контрольной работы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской  области

 «Братский торгово-технологический техникум»

Домашняя контрольная работа

по  _____________________________________________

                                                ( наименование дисциплины)

   Выполнил(а):

обучающийся заочной формы обучения

________________________________

                                                                                               (фамилия, имя, отчество)

№ студенческого билета______ группа___

специальности _______________________

( номер и наименование специальности)

   № варианта___ Выполнил ____________

(подпись обучающегося)

Дата поступления:____________________

Дата проверки:      ____________________

Отметка о зачете:_____________________

Проверил _______________       (________________)

                                 (подпись преподавателя)                (расшифровка подписи)

Вторично предъявлена на проверку «___»__________20_____г.

Результаты проверки_______________________________

Проверил преподаватель «___»________20_____г.                     _____________________________

                  (подпись преподавателя)                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению домашней контрольной работы студентов заочников

Методические указания по выполнению домашней контрольной работы студентов заочников, самостоятельного изучения дисциплины в межсессионный период....

Методические указания к выполнению домашней контрольной работы специальности 23.02.01. «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)» (заочное отделение) по дисциплине «Техническая механика»

Методические указания предназначены для студентов специальности 23.02.01. Организация перевозок на автомобильном транспорте (заочное отделение) и разработаны согласно требованиям ФГОС третьего поколен...

Методические указания по выполнению домашней контрольной работы для обучающихся заочной формы обучения по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис МДК.01.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ БРОНИРОВАНИЯ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ

Методические указания  по выполнению домашней контрольной работы для обучающихся заочной формы обучения    по специальности   43.02.11 Гостиничный сервис МДК.01.01 ОРГАНИЗАЦИЯ...

Методические указания к выполнению домашней контрольной работы для МДК.01.01 "Проектирование зданий и сооружений"

Методические указания предназначены для выполнения домашней контрольной работы по дисциплине «Проектирование зданий и сооружений». Представлен пример расчета железобетонной колонны. В прил...

Методические указания по выполнению домашней контрольной работы ОП 02 "Основы агрономии"

Методические указания и контрольные задания по ОП 02 "Основы агрономии" предназначены для студентов заочной формы обучения по специальности 35.02.05 Агрономия. Методические указания составле...

Методические указания к выполнению домашней контрольной работы для заочной формы обучения по дисциплине « Газифицированные котельные агрегаты» по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Учебная дисциплина «Газифицированные котельные агрегаты» предусматривается изучение устройства и работы котельных агрегатов, работающих на газообразном топливе, устройства горелочных устро...