презентация на тему "КОНКУРЕНЦИЯ"
презентация к уроку на тему

презентация на тему "КОНКУРЕНЦИЯ" предназначена для самостоятельного изучения студентами первого курса, заочного отделения Котласского речного училища

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon konkurentsiya_i_ee_vidy.ppt963 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Экономика » Тема 5. Конкуренция и её виды. Лекция-визуализация 4 Время: 1 час Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны изучить следующие вопросы: 1. Рыночная конкуренция, ее понятия и признаки. 2. Монополия и монополистическая конкуренция. 3. Олигополия. Взаимодействие в ее условиях. Данное занятие предполагает самостоятельную отработку указанных вопросов, конспектирование их в рабочей тетради, выполнение задания, проверку преподавателем полноты и качества их с выставлением оценки в журнал.

Слайд 2

Рыночная конкуренция, ее понятия и признаки Простейшим и исходным типом рынка является рынок совершенной конкуренции («чистой конкуренции») Характерными чертами рынка совершенной конкуренции являются: на рынке взаимодействует множество покупателей и продавцов фирмы свободно входят на рынок или покидают его поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, фирма приспосабливается к цене, установленной рынком, и не может ее регулировать. предлагаемая ими продукция является однородной

Слайд 3

Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке совершенно эластична и совпадает с кривой и предельного дохода (рис. 1) Рис. 1. График предельного и совокупного дохода Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующем прибыль: Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства:

Слайд 4

Недостатки рынка совершенной конкуренции: в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП; способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя; не может распространяться на производство общественных благ; вытесняется монополиями и олигополистическими структурами. Организационно-экономическая система, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг Общность людей, объединенных одними мотивами действия Результат необходимости минимизации риска и неопределенности Совокупность взаимовыгодных контрактов, вызванных необходимостью уменьшения транзакционных издержек. В экономической теории существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм

Слайд 5

Общим в теориях фирм является обоснование принципа стремления к получению максимальной прибыли при минимальных издержках. Прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками PF = TR –TC Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. То есть объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe) (рис. 2): Равновесная цена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара. Рис. 2. Рыночное равновесие

Слайд 6

Но состояние равновесия на рынке неустойчиво, т.к. изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия. Если реальная рыночная цена (Р1) выше Ре, то объем спроса (QD) будет меньше объема предложения (QS), т.е. возникает избыток товара (DQS). Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания. Чтобы избежать изменения цены, производители могут сократить предложение (S®S1), что приведет к сокращению объема до QD. Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS, возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (DQD=0).

Слайд 7

Монополия и монополистическая конкуренция Монополия – это фирма-отрасль, производящая продукцию, не имеющая заменителей. Поэтому фирма-монополист диктует цену на свою продукцию. закрытая – защищена от конкуренции юридически: авторским правом, патентом открытая – не имеет специальной защиты от конкуренции (фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией); ФОРМЫ МОНОПОЛИИ естественная – эксплуатирующая уникальные природные ресурсы (электросети, компании водоснабжения, газовые предприятия). Данная классификация весьма условна: некоторые фирмы-монополисты принадлежат к нескольким видам сразу. Особое место занимает феномен «естественной монополии». К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи, транспортные фирмы). Как правило, «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем.

Слайд 8

Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства – эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит и понижение издержек на единицу продукции. Монополия, продающая продукцию всем покупателям по одной цене, называется простой. Монополист, проводящий ценовую дискриминацию , продает свою продукцию разным потребителям по разным ценам. Ценовая дискриминация проводится: по объему покупки (опт и розница); покупателю (по доходам, возрасту). Например, продажа авиабилетов бизнесменам и туристам. Для последних назначена более низкая цена, т.к. они, собираясь в турпоездку, заказывают билеты заранее, и могут выбрать более дешевый вид транспорта (спрос эластичен). У бизнесменов срок заказа более короткий (чаще в последний момент), поэтому альтернативы практически нет (спрос неэластичен); разным ценам на внутреннем и внешнем рынках. Проведя условную дискриминацию, монополист максимизирует прибыль, охватывая большую долю рынка. Так как монополист на рынке функционирует один, то кривые спроса для фирмы и отрасли совпадают (рис. 32). Монополист выбирает такую комбинацию цены и объема в отличие от конкурентной фирмы, которая выбирает только объем, которая позволит получить максимальную прибыль.

Слайд 9

Монополист максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (рис. 3) MR=MC. В отличие от рынка совершенной конкуренции цена монополиста превышает MC P>MC=MR. Таким образом, Pm и Qm – цена и объем, максимизирующие прибыль. Если бы Qm был произведен в условиях совершенной конкуренции, он был бы продан по Pk (в условиях конкурентного рынка P=MR=MC). Так как Pm> Pk, а Pm> MR=MC, следовательно, PmPk – величина монопольной власти (L). Источником монопольной власти является низкая эластичность спроса по цене Рис. 3. Максимизация прибыли фирмой-монополистом То есть чем более неэластичен спрос на продукцию монополиста, тем больше его монопольная власть, тем больше его прибыль. Так как цена монополиста Pm>Pz (себестоимость QM), величину прибыли характеризует прямоугольник PmmzPz.

Слайд 10

Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ Как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма сталкивается с убывающей кривой спроса, т.е. является «искателем» цены Как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля Отсутствует взаимная зависимость фирм, тайный сговор практически невозможен Экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию (реклама, продажа в рассрочку) Спрос в условиях монополистической конкуренции является эластичным по цене, но лишь до определенных пределов. Он намного более эластичен, чем в условиях простой монополии. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, аналогичен выбору монополиста.

Слайд 11

Рис. 4. Выбор оптимального объема На рис. 4а, отражена кривая спроса для фирмы DSR, кривая рыночного спроса имеет более крутой наклон. Максимизирующий прибыль объем производства QSR определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Цену РSR, соответствующую оптимальному объему производства, отражает кривая спроса DSR, так как данная цена превышает средние издержки, фирма зарабатывает прибыль, равную (РSR - АСSR) * QSR Если же цена меньше средних издержек, то это означает, что пе ред фирмой стоит задача не максимизации прибыли, а минимизации убытков. В этом случае при принятии решения производить или нет, фирма должна сравнить цену продукции РSR со средними переменными издержками АVСSR. Если цена больше средних переменных издержек, то производить следует, так как цена покрывает не только средние переменные издержки, но и часть постоянных. Если же цена меньше средних переменных издержек, то это означает, что необходимо приостановить производство или закрыть фирму.

Слайд 12

На долговременном этапе получение экономической прибыли будет стимулировать вступление на рынок других фирм. Это приведет к следующему: спрос на продукцию существующих фирм уменьшается, так как покупательский спрос распределяется на всех производителей, а число доступных товаров-заменителей увеличивается; приспосабливаясь к новым условиям, ранее существующие фирмы увеличат расходы на рекламу, на улучшение своих товаров и т.п., в результате чего средние издержки увеличатся. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не останется экономических прибылей, привлекающих новые фирмы. Долговременная кривая спроса DLR будет соприкасаться с кривой средних издержек (рис. 33,б). В результате в длительном периоде создается ситуация, присущая совершенно конкурентной фирме: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю). Наилучший объем для фирмы определяется MR=MC при Р>ATCmin. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность В отличие от цен на совершенном конкурентном рынке, равновесная цена монополистической конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Кроме того, фирмы на данном типе рынка имеют резервные мощности, следовательно, объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки (QLR

Слайд 13

Олигополия. Взаимодействие в ее условиях ТРИ ПРИЗНАКА ОЛИГОПОЛИИ в отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция. кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной Главное отличие совершенного конкурентного рынка от олигополистического состоит в особенностях изменения цен . Если в конкурентном рынке цены изменяются непрерывно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину.

Слайд 14

Такая «неподвижность» цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса заранее учитываются фирмами-олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Обычно фирме выгодно в случае колебаний спроса менять объем производства, а не цену. Изменение цены, как правило, связано со значительными издержками – нужно менять и печатать новые прейскуранты, тратить деньги на оповещение покупателей, не говоря уже о потере доверия клиентов. Удержание цен на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде, для долгосрочного периода оно неприменимо (рис. 5). Рис. 5. Кривая AVC и MC в условиях олигополии в краткосрочном периоде Согласно закону убывающей отдачи, если один из факторов производства (капитал) остается неизменным (напомним, что мы рассматриваем краткосрочный период), то по мере ввода в производство дополнительных единиц переменного фактора (труда) средние переменные издержки начинают падать. Затем они достигают своего минимума, и если не прекратить привлечение новых единиц труда, то AVC начнут возрастать. Но это верно, если мы считаем капитал как нечто неделимое.

Слайд 15

Как ведет себя фирма-олигополист в краткосрочном периоде? Обычно на основе изучения рынка фирмы определяют свою нормальную кривую спроса, которая отражает, какой объем товара в среднем они могут реализовать на рынке при каждой цене. Зная потенциальный спрос, они устанавливают оборудование с учетом его ожидаемых вариаций. «Нормальная» кривая спроса используется для определения первоначальной «нормальной» цены товара (рис. 6). Рис. 6. Неизменность цен при варьировании спроса Так как любая фирма максимизирует свою прибыль при MR = MC, а кривые AVC и МС совпадают, то соответствующие значения цены и объема определяются пересечением кривых MR и MC=AVC (А'А). Цена РN – «нормальная» цена. Она берется за основу и в случае изменений спроса (кривые D1 и D2 на рис. 35,б) не меняется, а объемы продукции уменьшаются (до q1) или увеличиваются (до q2). Следует иметь в виду, что удержание цен целесообразно, если в определенных рамках объема выпуска удается сохранять неизменными средние переменные издержки. Когда фирма имеет классическую U-образную кривую AVC, попытки удержать цену и сократить объем производства (при падении спроса) приведут к потерям. Чтобы описать действия фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде, необходимо знать ответную реакцию конкурентов на возможное изменение цен олигополистом. Поскольку их действия не поддаются детерминированию, создать единую теорию поведения фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде затруднительн.

Слайд 16

Уважаемый студент! Вы изучили и законспектировали основное содержание темы занятия, изложенное в кратких тезисах. В целях самоконтроля выполните следующие задания: 1. В рабочую тетрадь перенесите содержание указанной таблицы. 2. Дайте определения сущности указанным в таблице понятиям и категориям. 3. В рабочей тетради запишите содержание выполненного задания. 1. Что такое рынок совершенной конкуренции. Его характерные черты. 2. Каковы недостатки рынка совершенной конкуренции? 3. Что является общим в теориях фирм? 4. Дайте определение понятию «монополия». Назовите основные формы монополий. 5. Что такое монополистическая конкуренция? Определите ее основные черты 6. Дайте краткую характеристику олигополии и ее характерных признаков

Слайд 17

ЛИТЕРАТУРА Нормативно-правовые акты: Гражданский кодекс Российской Федерации в 4-х частях (с изм. и доп.). Налоговый кодекс Российской Федерации (часть I, II) (с изм и доп.). Основная 1. Экономическая теория. Учебник. Под ред. В.И. Видяпина. М., 2009. 2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. М., 2008. 3. Экономическая теория. Учебник. Под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М.: ИНФРА-М, 2007. 4. Курс экономической теории. Учебное пособие. Под ред. Чепурина М.Н. М., 2009. 5. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Экономическая теория: учебное пособие.– М.: Эксмо, 2008. 6. Экономическая теория. Учебное пособие. Под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского – М.: КНОРУС, 2005. 7. Экономика предприятия (фирмы). Учебник. Под ред. О.И. Волкова и О.В. Девяткина – М.: ИНФРА-М, 2008. Дополнительная 1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебник. М., 2001. 2. Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник. М.: Юрист, 2000. 3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. Учебное пособие. СПб: Питер, 2002. 4. Микроэкономика / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. М.: Юрайт-Издат, 2006. 5. Макроэкономика. Теория и российская практика. Учебник. Под ред. Грязновой А.Г. М., 2008. 6. Самуэльсон П.Э. Микроэкономика. Учебное пособие. М., 2008. 7. Шумилов В.М. Международное экономическое право. М., 2002.

Слайд 18

Спасибо за внимание. Занятие окончено. Удачи в учёбе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Компьютерная презентация"

Презентация предназначена для использования при изучении курса компьютерных дисциплин для студентов 1 и 2 курсов. Презентация описывает понятие мультимедиа, компьютерной презентации, программного обес...

Презентация студента СПО Соколова Данилы по истории для научно-практической конференции "Юность. Наука. Культура". Тема презентации: «Иван Грозный- спаситель или губитель России»

Презентация создана как дополнительный материал- исследование по истори,  для выступления на научно-практической конференции "Юность.Наука. Культура". Цель: Выяснить роль Ивана IV Грозного в...

презентация "Как сделать свой фон в презентации"

Не секрет, что имеющиеся программе Microsoft PowerPoint шаблоны для создания презентаций не всегда соответствуют запросу. В связи с чем стоит разобраться, как сделать свой фон в презентации PowerPoint...

Как сделать презентацию интересной. Презентация на тему "Зарождение письменности"

Как сделать презентацию интересной.Сделав не одну презентацию, хочу поделиться своим опытом по оформлению и содержанию презентаций.1) Краткая статья.2) Презентация "Зарождение письменности"...

Презентация по теме "Требования к презентации"

В презентации коротко отражены требования, которые необходимо соблюдать при создании презентаций....