МЕНЕДЖМЕНТ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов
учебно-методическое пособие по теме

Елена Вячеславовна Карпова

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon menedment_metodichka.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА»

ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ

Отделение среднего профессионального образования

Е.В. Карпова

МЕНЕДЖМЕНТ

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальностей

38.02.01  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),

38.02.04  Коммерция (по отраслям)

Воронеж 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ..............................................................................................................5

Общие указания по выполнению практических работ………………………6

Общие указания по выполнению самостоятельной работы………………..17

Список рекомендуемой литературы…………………………………………33

Приложения…………………………………………………………………...34

 

Введение

Программа учебной дисциплины  «Менеджмент» является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС специальностей 38.02.01  «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 38.02.04  «Коммерция (по отраслям)» и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.  

  Дисциплина «Менеджмент» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех ее проявлениях,  рассматривает способы добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. Изучение программного материала способствует   формированию у студентов нового экономического мышления, базовых знаний в области управления. 

Целью методических указаний является формирование у студентов навыков и умения использовать в практической деятельности знаний, полученных в процессе теоретического изучения дисциплины «Менеджмент».

По своей структуре и содержанию методические указания соответствуют учебным программам специальностей 38.02.01  «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 38.02.04   «Коммерция (по отраслям)».

В настоящих методических рекомендациях содержатся материалы по методике самостоятельного изучения, практического освоения студентами учебной дисциплины. Самостоятельное закрепление знаний в области теории и практики предмета,  предусматривает обеспечение на основе изучения общих терминов и понятий, написание рефератов по каждой теме курса, проработку конспектов занятий и учебной литературы, выполнение тестового задания, подготовка сообщений,  решение домашних ситуационных заданий, оформление отчетов по домашним заданиям.

Самостоятельная работа является достаточно эффективной формой учебно-воспитательного процесса, так как способствует выработке и закреплению навыков активной творческой мыслительной и научно-познавательной деятельности, стимулирует к поиску новых нетрадиционных путей решения поставленных перед студентом задач.

Для формирования навыков и умения использовать полученные теоретические знания в методических указаниях по каждой теме предусматривается решение конкретных ситуационных заданий.

На занятиях используются различные формы контроля знаний. Итоговая оценка уровня знаний студентов по данной дисциплине осуществляется в форме экзамена.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Примерные планы  проведения практических работ

Тема

Сущность и характерные черты современного менеджмента.

Вопросы для самопроверки

  1. Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий.
  2. Менеджмент как наука и искусство.
  3. Основные школы менеджмента и их вклад в науку, и практику управления.
  4. Современные подходы в менеджменте:  процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия.

Практическое задание

Основная цель практического занятия —  закрепление полученных теоретических знаний по вопросам сущности и характерных черт современного менеджера.

Задание

Написание эссе: «Роль менеджмента в моей будущей профессии. Менеджер 21 века».

Тема

Структура организации. Взаимодействие человека и организации.

Вопросы для самопроверки

  1. Организация как объект менеджмента.
  2. Органы управления.
  3. Взаимодействие человека и организации.
  4. Основные принципы построения организационных структур.
  5. Типы структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизионная, проектная, матричная и др.

Практическое задание

Основная цель практического занятия —  закрепление полученных теоретических знаний по вопросам построения структур организации, взаимодействие человека и организации.

 Задание

Построение и анализ организационной  структуры управления конкретной организации. 

 Задание

Упражнение (деловая игра):  Влияние реакции окружающих на результативность поведения человека в коллективе.

Тема

Внешняя и внутренняя среда организации.

Вопросы для самопроверки

  1. Внутренняя среда организации.
  2. Внешняя среда организации: факторы внешней среды прямого действия: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, государственные органы.
  3. Внешняя среда организации: факторы внешней среды организации косвенного воздействия: состояние экономики, политические и социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.
  4. Социальная ответственность и этика менеджмента.

Практическое задание

Основная цель практического занятия —  закрепление полученных теоретических знаний по вопросам  факторов влияния на внешнюю и внутреннюю среду организации.

 Задание

Анализ влияния внешней и внутренней среды на деятельность организации.

Задание

Разработка программы повышения этичности поведения персонала конкретного предприятия в рамках социальной  ответственности.

Тема

Планирование в системе менеджмента.

Вопросы для самопроверки

  1. Роль планирования в организации.
  2. Виды планов.
  3. Стратегическое (перспективное) планирование.
  4. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернативных и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.
  5. Тактическое (текущее) планирование.
  6. Основные этапы текущего планирования.

Практическое задание

Основная цель практического занятия —  закрепление полученных теоретических знаний по вопросам  планирования в организации.

Задание

Целеполагание управленческой деятельности, определение  миссии конкретной организации, анализ ее сильных и слабых сторон,  выбор стратегии организации.

Задание

Планирование и организация работы подразделения (разработка необходимых организационных документов (положения об отделе,  о структурном подразделении, должностная инструкция, штатное расписание и др.)).

Тема

Мотивация и потребности.

Вопросы для самопроверки

  1. Мотивация и критерии мотивации труда.
  2. Индивидуальная и групповая мотивация.
  3. Первичные и вторичные потребности.
  4. Потребности и мотивационное поведение.
  5. Мотивация и иерархия потребностей.

Практическое задание

Основная цель практического занятия —  закрепление полученных теоретических знаний по вопросам  потребностей и мотивационного поведения.

Задание

Практические ситуации: мотивация деятельности.

Тема

Методы управления.

Вопросы для самопроверки

  1. Основные методы управления их достоинства и недостатки
  2. Основные методы управления —характер воздействия.
  3. Темперамент, типы, характеристика

Практическое задание

Основная цель практического занятия —  закрепление полученных теоретических знаний по вопросам  типов темперамента, поведенческие особенности.

 Задание

Изучение четырех типов темперамента, составление анкеты по определению характера.

Тема

Коммуникативность и управленческое общение.

Вопросы для самопроверки

  1. Понятие общения и коммуникации.
  2. Эффективная коммуникация.
  3. Информация и ее виды.

Практическое задание

Основная цель практического занятия —  демонстрация важности обратной связи в устной коммуникации.

 Задание

Деловая игра: Обратная связь.

Тема

Деловое общение.

Вопросы для самопроверки

  1. Правила ведения бесед, совещаний.
  2. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.
  3. Планирование проведения данных мероприятий.  
  4. Функции и назначение управленческого общения.
  5. Психологические приемы достижения расположения подчиненных.

Практическое задание

  Основная цель практического занятия — закрепление полученных теоретических знаний по вопросам делового общения, планирования проведения данных мероприятий, использования приемов достижения расположения подчиненных.

        Задание

Разбор психологических приемов достижения расположенности подчиненных.

 Задание

Составление плана беседы ( переговоров, совещания).

Тема

Процесс принятия решений.

Вопросы для самопроверки

  1. Типы решений и требования, предъявляемые к ним.
  2. Методы принятия решений.
  3. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный.
  4. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения.

Практическое задание

  Основная цель практического занятия — закрепление полученных теоретических знаний по вопросам принятия управленческих решений.

Задание

Разбор деловых ситуаций и  принятия эффективных решений с использованием системы методов управления.

Тема

Контроль и его виды.

Вопросы для самопроверки

  1. Контроль, понятие и сущность; этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция.
  2. Правила контроля.
  3. Виды контроля : предварительный, текущий, заключительный.

Практическое задание

  Основная цель практического занятия — закрепление полученных теоретических знаний по вопросам управленческого контроля.

        Задание

Определение способов контроля, исключающих негативное воздействие контроля на поведение персонала. Деловые ситуации.

 

Тема

Лидерство и власть. Стили  управления. Управление стрессами.

Вопросы для самопроверки

  1. Лидерство и власть.
  2. Стили руководства в управлении.
  3. Двухмерная трактовка стилей.
  4. Управленческая решетка.
  5. Конфликты.
  6. Природа и причина стрессов.
  7. Управление стрессами.

Практическое задание

  Основная цель практического занятия — закрепление полученных теоретических знаний по вопросам стиля управления, разрешение противоречий.

Задание

Определение стиля управления в заданной ситуации.

Задание 

Разрешение противоречий в группе. Деловые ситуации.

Тема

Власть в менеджменте .

  1. Власть и влияние.
  2. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть (влияние через традиции); власть примера (влияние с помощью харизмы); экспертная власть.
  3. Методы влияния, их содержание.

Практическое задание

  Основная цель практического занятия — закрепление полученных теоретических знаний по вопросам тактики должностной  власти.

Задание

Различия и тактика должностной  власти. Деловые ситуации.

Примеры тестовых заданий

Bapиaнт 1

1. Meнeджep

а) нaeмный yпpaвляющий

б) бизнесмен

в) директор фирмы

2. Важнейшая задача менеджмента  

а) организация и управление выполнением работ

б) производством товаров

в) получение максимальной прибыли.

г) все выше сказанное

3. Функции менеджмента.

а) планирования, организации, мотивации, координации, контроля

б) планирования, учета, мотивации, координации, контроля

в)планирования, организации, мотивации, контроля

4. Главной функцией менеджмента является

а) контроль

б) организация

в) планирование

5. Функция реализуется посредством создания самой организации (предприятия), формирования ее структуры, системы управления, обеспечения деятельности организации необходимыми процедурами.

а) планирования

б) координации

в) организации

г) контроля

6 Функция оценивает результаты деятельности организации, позволяет заблаговременно выявлять опасности

а) планирования

б) координации

в) организации

 г) контроля

7. Процессный подход в менеджменте

а) заключается в том, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированны на достижение различных целей

б) видит управление непрерывной серией взаимосвязанных управленческих действий

в) сфокусирован на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

8 Основными составляющими организации:

а) группа людей, наличие общей цели, управление организацией

б) группа людей, директор, структура  организации

в) финансы, оборудование, люди, директор

9. Ситуационный подход в менеджменте

а) заключается в том, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированны на достижение различных целей

б) видит управление непрерывной серией взаимосвязанных управленческих действий

в) сфокусирован на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

10. Внешняя среда организации

а) поставщики, конкуренты, потребители, состояние экономики, НТП

       б) технология, люди, задачи, социокультурные, политические факторы

11. Цикл менеджмента

а) планирование, организация, мотивация , контроль.

б) планирование, организация, координация, контроль.

в)координация,контроль,  планирование, учет

12. Функция мотивации включает

 а) подбор и расстановку кадров; обучение персонала

б) разработку стратегии; разработку программ.

 в) измерение результатов; разработка стандартов.

13 Для высшего уровня управления организации характерна разработка

а) стратегического плана

б) тактического плана

в) оперативного плана

14 Определение промежуточных целей и задач на пути достижения стратегических целей, это суть:

а) стратегического плана

б) тактического плана

в) оперативного плана

15 Метод SWOT анализа позволяет:

         а) выявить и оценить влияние факторов макросреды на результаты текущей и будущей

           деятельности предприятия.

         б) провести совместное изучение внешней и внутренней среды организации

         в) провести  изучение внешней  среды организации

Bapиaнт 2

1 Функция оценивает результаты деятельности организации, позволяет заблаговременно выявлять опасности

а) планирования

б) координации

в) организации

 г) контроля

2 Побуждения себя и других работников к активной деятельности для удовлетворения личных потребностей и для достижения целей организации –это:

а) стимулирование потребности

б) обязанность руководителей

в) мотивация

3 Cтимyлиpoвaние не oтличaeтcя oт мoтивиpoвaния.

а) да

б) нет

в) ваш вариант ответа

4. К нематериальному стимулированию относятся

а)  льготы, дополнительные выплаты

б) социальные, моральные и социально-психологические стимулы

5 По Маслоу пepвuчныe nompeбнocmu :

        а) пoтpeбнocти в ycпexe, yвaжeнии, пpивязaннocти

       б) пoтpeбнocти в пищe, вoдe, дышaть, cпaть  

       в) пoтpeбнocть в пpинaдлeжнocти кoмy или чeмy-либo.

6 Тepмин «дeлeгиpoвaниe» oзнaчaeт

а) пepeдaчy зaдaч и пoлнoмoчий лицy, пpинимaющeмy нa ceбя oтвeтcтвeннocть зa иx выпoлнeниe.

б) paзделение и неpaциoнaльнoe пepepacпpeдeлeниe пpaв, oбязaннocтeй среди работников

        в) отказ руководителя выполнять некоторые обязанности в пользу работников

7.Административный метод управления основан на:

а) правильном использовании экономических законов

б) способах мотивации и морального воздействия на людей

в) власти, дисциплине, взысканиях

8 Самоменеджмент, это

а) использование менеджером научно обоснованных методов работы с целью наилучшего использования своих профессиональных возможностей

б) использование менеджером научно обоснованных методов работы с целью лучшего использования   возможностей своего коллектива

        в) профессиональные стимулы к труду всего коллектива

9. Кoммyникaция, это  

а) пpeдcтaвляeт coбoй oбщeниe людeй в пpoцecce иx coвмecтнoй дeятeльнocти, oбмeн идeями, инфopмaциeй.

б) мотивация людей к трудовой деятельности

в) стимул сотрудников

10. Общение это 

а) разговор между людьми

б) процесс передачи идей, мыслей и чувств, доведение их до понимания другими людьми.

        в) раздражитель, на который сердечно-сосудистая система реагирует так же, как и на физические нагрузки.

12.Контроль бывает:

а) пpeдвapитeльный, тeкyщий, итoгoвый

б) пpeдвapитeльный, тeкyщий, временный

в) тeкyщий, итoгoвый, пошаговый

13. Кoнфликт — этo 

 а) натянутая атмосфера в коллективе

        б) oтcyтcтвиe coглacия мeждy двyмя и бoлee cтopoнaми

 в) временные трудности коллектива

14. Дeмoкpaтичecкий cтиль руководства, подразумевает:

         а) цeнтpaлизaция влacти в pyкax oднoгo pyкoвoдитeля, тpeбyющeгo, чтoбы oбo вcex дeлax дoклaдывaли тoлькo eмy.

         б) вoпpocы peшaет кoллeгиaльнo, cиcтeмaтичecки инфopмиpует пoдчинeнныx o пoлoжeнии дeл в кoллeктивe, пpaвильнo peaгиpyeт нa кpитикy.

         в) пpaктичecки нe вмeшивaeтcя в дeятeльнocть кoллeктивa, рaбoтникaм пpeдocтaвлeнa пoлнaя caмocтoятeльнocть, вoзмoжнocть индивидyaльнoro и кoллeктивнoгo твopчecтвa.

15. Aвтopитapный cтиль руководства, подразумевает:

         а) цeнтpaлизaция влacти в pyкax oднoгo pyкoвoдитeля, тpeбyющeгo, чтoбы oбo вcex дeлax дoклaдывaли тoлькo eмy.

         б) вoпpocы peшaет кoллeгиaльнo, cиcтeмaтичecки инфopмиpует пoдчинeнныx o пoлoжeнии дeл в кoллeктивe, пpaвильнo peaгиpyeт нa кpитикy.

         в) пpaктичecки нe вмeшивaeтcя в дeятeльнocть кoллeктивa, рaбoтникaм пpeдocтaвлeнa пoлнaя caмocтoятeльнocть, вoзмoжнocть индивидyaльнoro и кoллeктивнoгo твopчecтвa.

Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. Менеджмент как наука и искусство.
  2. Основные школы менеджмента и их вклад в науку, и практику управления.
  3. Современные подходы в менеджменте:  процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия.
  4. Организация как объект менеджмента.Органы управления. Взаимодействие человека и организации.
  5. Основные принципы построения организационных структур. Типы структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-масштабная и др.
  6. Внутренняя среда организации.
  7. Внешняя среда организации: факторы внешней среды прямого действия: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, государственные органы; факторы внешней среды организации косвенного воздействия
  8. Социальная ответственность и этика менеджмента.
  9. Цикл менеджмента  – основа управленческой деятельности. Основные составляющие цикла менеджмента. Характеристика функций цикла.
  10. Роль планирования в организации. Виды планов.
  11. Стратегическое (перспективное) планирование. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернативных и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.
  12. Тактическое (текущее) планирование. Основные этапы текущего планирования.
  13. Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация..
  14. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Мотивация и иерархия потребностей.
  15. Основные методы управления их достоинства и недостатки; характер воздействия.
  16. Темперамент.
  17. Самоменеджмент. Планирование и организация работы менеджера. Улучшение условий и режима работы..
  18. Понятие общения и коммуникации. Эффективная коммуникация.
  19. Информация и ее виды.
  20. Правила ведения бесед, совещаний.
  21. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.
  22. Планирование проведения совещания, беседы
  23. Функции и назначение управленческого общения.  
  24. Психологические приемы достижения расположения подчиненных
  25. Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений.
  26. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный.
  27. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения.
  28. Контроль, понятие и сущность; этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция.
  29. Правила контроля и виды: предварительный, текущий, заключительный.
  30. Лидерство и власть.
  31. Стили руководства в управлении.
  32. Двухмерная трактовка стилей. Управленческая решетка.
  33. Конфликты.
  34. Природа и причина стрессов. Управление стрессами
  35. Власть и влияние. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть (влияние через традиции); власть примера (влияние с помощью харизмы); экспертная власть.
  36. Методы влияния, их содержание

Написание эссе

Эссе — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.

Рекомендации при подготовке эссе:

Эссе представляет краткий очерк, позволяющий соединить научный подход к решению поставленной задачи, теоретические, практические знания, которые студент приобретает в процессе обучения. Главным в написании эссе является краткое изложение точки зрения автора в понимании проблемы, формулировка взгляда на проблему, предложения или программа шагов, позволяющих решить, поставленную проблему.

В эссе может быть представлен анализ аналогий и рекомендации на основе изученных образцов ситуаций.

В эссе, в сжатой форме, должно найти отражение точка зрения студента, как воспользоваться полученными знаниями в области организационного поведения для решения поставленной проблемы - задания (тема эссе).

В эссе необходимо обозначить  методы и подходы, которыми следует воспользоваться для решения обозначенной в задании проблемы. Возможно приведение примеров и аналогий из научной литературы и публикаций, практический опыт. Обоснование применения того или иного метода, подхода, теоретической концепции. Эффективность ее использование в результате применения.

Завершать эссе необходимо рекомендациями в логической последовательности предлагаемых мер.

Объем не должен превышать 3 печатных страниц текста.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Домашние работы состоят из теоретических вопросов по пройденной теме, решение домашних ситуационных заданий, решение тестовых заданий, подготовка, написание рефератов, сообщений, подготовка презентаций, проработка конспектов занятий,  изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации, электронные библиотеки.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами самостоятельной работы студентов являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений;
  • использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических занятиях, при написании выпускной квалификационной работы, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

За самостоятельную работу студенту выставляется оценка.

Результаты выполнения самостоятельной  работы влияют на ежемесячную аттестацию студентов.

Методические рекомендации по анализу проблемных ситуаций.

СИТУАЦИЯ представляет собой объективное описание реальной ситуации из практики управления предприятием. Ситуация включает информацию описательного характера и конкретные данные экономического и производственного характера.

Различают четыре вида управленческих ситуаций, используемых для обучения: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-оценки, ситуации проблемы.

Ситуации-иллюстрации — это наиболее простой тип образца управления, когда с помощью конкретного случая из практики демонстрируется тот или иной способ решения проблемы.

Ситуации-упражнения — это конкретный случай, который представляется таким образом, чтобы обучающийся выполнил определенные упражнения: заполнил таблицы, рассчитал нормативы, составил деловую записку и т.д.

Ситуации-оценки — это конкретная ситуация, которая имеет решение. От обучающегося требуется дать оценку данной ситуации и принятого способа решения.

Ситуация - проблема — это конкретная ситуация, которая изложена таким образом, чтобы выделить проблему, требующую решения. В этом случае в заключении ситуации могут быть заданы ряд вопросов. Ситуация может быть представлена так, что с исходными данными необходимо поработать, чтобы выявить проблему и определить задачи для менеджера.

Методика работы с конкретной ситуацией.

Процесс ситуационного обучения может иметь три стадии: индивидуальная работа с предлагаемой ситуацией;  групповое обсуждение, в этом случае выделяются подгруппы в которых участники подбираются со сходной точкой зрения; пленарное обсуждение.

Индивидуальная работа студента предполагает следующие этапы:

1. Внимательное прочтение ситуации с целью изучения. Для этого необходимо внимательно просмотреть все представленные материалы - общее описание и вспомогательную информацию (расчетные таблицы, отчеты). Определите на чем надо сосредоточить внимание, исходя из темы занятия, прочитанного материала, задания преподавателя. Выберете направление анализа ситуации и метод проведения анализа.

2. Целенаправленное прочтение ситуации. В этих целях необходимо выделить  качественную и количественную информацию.

Качественная информация включает: действующие лица, характеристика предприятия, характеристика внешней среды, проблемы отрасли в которой работает предприятие, хронологию происходящих событий, при необходимости личные характеристики действующих лиц, взаимоотношения.

Количественная информация включает: экономическую информацию (объемы выпускаемой продукции, условия реализации, цены, размеры прибыли, отдельные финансовые показатели и фактические данные бухгалтерского баланса); производственную информацию (производственная структура предприятия, возможности производственных мощностей, фактическая информация о парке оборудования, структуре численности работающих и т.д.).

3. Определите суть проблемы, обоснуйте ее с помощью имеющейся качественной и количественной информации, т.е. необходимо осуществить подбор фактов.  В этих целях необходимо вернуться к  заданию преподавателя (или поставленным в конце описания вопросам).

4. Определите возможные варианты решения. Варианты решения могут быть предложены в готовом виде как образцы, или проблема может быть представлена с готовым решением и необходимо его оценить

с точки зрения правильности выбора и достигнутого результата. Ситуация может быть представлена таким образом, когда вам необходимо предложить ряд альтернативных вариантов решения проблемы.

5. Обоснуйте решение проблемы, которое с Вашей точки зрения является наиболее удачным для данной ситуации.

Групповое обсуждение по форме отличается от индивидуальной работы над ситуацией следующими основными моментами:

  • изучение ситуации осуществляется в форме активного обсуждения, обмена опытом, знаниями, что позволяет развивать способности работы в коллективе;
  • работа в группе требует подготовки варианта решения в форме отчета о причинах такого выбора;
  • отчет группы должен быть представлен на пленарном заседании, для этих целей следует выделить наиболее активного участника группы (лидера );
  • при подготовке отчета по результатам группового обсуждения следует придерживаться следующей структуры вопросов в рамках которых должен быть составлен отчет:

В чем состоит проблема?

Каковы цели?

Какие имеются альтернативы?

Какие и чьи интересы затронет решение?

Достаточно ли информации для обоснования решения?

Какие дополнительные цифры Вы хотели бы иметь?

  • В заключении должна быть разработана программа действий, или план решения проблемы.

Пленарное обсуждение ставит своей задачей провести конструктивный анализ ситуации на основе индивидуальных комментарий студентов или представления точек зрения групп участников заседания.

Пленарное заседание проходит под руководством преподавателя в форме открытого обсуждения в условиях определенного регламента времени. Пленарное заседание может быть организовано в различных формах: в форме традиционного обсуждения и формирования решения по результатам коллективного обсуждения с использованием голосования для принятия решения; в форме деловой игры с помощью метода ролей, в этом случае преподаватель заранее распределяет роли между участниками пленарного заседания.

На пленарном обсуждении, проходящем в форме традиционной дискуссии каждая группа получает возможность представить свою точку зрения, при этом все участнику получают право участвовать в обсуждении и задавать перекрестные вопросы.

На пленарном обсуждении с использованием метода ролей осуществляется обмен мнениями между участниками в соответствии с закрепленной ролью. Студенты могут сами выбирать роль или роль предлагается преподавателем. Под ролью понимается выполнение действий в процессе занятия в качестве конкретного должностного лица: руководителя (директора) предприятия или функционального подразделения, рабочего или представителя внешних партнеров, заказчика. Выполнение той или иной роли накладывает ответственность на ее исполнителя учитывать все характерные особенности представляемого лица или службы предприятия, возможные конфликты и последствия от предпринятых действий.

Главным результатом пленарного заседания является разработка модели действий  и поведения менеджера в предложенной для обучения ситуации.

Оформление отчета. По окончанию работы с ситуацией необходимо оформить в рабочей тетради отчет по индивидуальной работе с ситуацией и представить преподавателю на проверку. Отчет должен содержать все этапы работы по изучению ситуации, изложенные в методических рекомендациях. При работе в группе в рабочей тетради оформляется отчет о групповом обсуждении проблемы. Отчет должен быть составлен до пленарного обсуждения и представлен преподавателю для контроля готовности к пленарному обсуждению. По результатам пленарного обсуждения должен быть составлен самостоятельный отчет,  который описывает принятую модель  действий  менеджера в рассматриваемой ситуации (программы работ по решению проблемы).

Критерии оценки практического задания (ситуации)

При решении практической ситуации или практического задания студент должен показать умения:

  • четко определять суть проблемы;
  • способность выделять несколько альтернатив решения выявленной проблемы;
  • анализировать и сравнивать выработанные альтернативы;
  • обдумывать возможные последствия принимаемого решения;
  • обосновывать и аргументировать ответ;
  • использовать современные подходы к управлению организацией;
  • опираться на личный или описанный управленческий опыт;
  • согласовывать предложенные решения с декларируемыми студентом ценностными ориентациями.

5 «отлично» — комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательный, верный  алгоритм действий; логическое, самостоятельное обоснование теоретических вопросов.

4 «хорошо» — комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательный, верный  алгоритм действий.

3 «удовлетворительно» — затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий, в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога; непоследовательный  алгоритм действий.

2 «неудовлетворительно» — неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, не решающая ситуации; отсутствие алгоритма действий;  нелогичное обоснование теоретических вопросов; не определена суть проблемы.

Требования к написанию и оформлению рефератов

Реферат— письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).
Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников.

Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

Однако реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа.
В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу.

Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем. В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания.

Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.

Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.

Структура реферата:

Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1)

  1. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
  2. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.
  3. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
  4. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
  5. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.
  6. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

Этапы работы над рефератом.

Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

  1. Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;
  2. Изложение результатов изучения в виде связного текста;
  3. Устное сообщение по теме реферата.

Подготовительный этап работы.

Формулировка темы.

Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат.

Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос.

Поиск источников. Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента — найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему.

Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).

Работа с источниками.

Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов.

Создание конспектов для написания реферата.

Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования).

Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.

Создание текста.

Общие требования к тексту.

Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста.

С точки зрения связности все тексты делятся на тексты - констатации и тексты - рассуждения.

Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.

План реферата.

Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану - мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения.

Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.

Требования к введению.

Введение — начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.

Во введении аргументируется актуальность исследования, — т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.
Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.

Основная часть реферата.

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.

Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов - компиляции.

Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).

Заключение.

Заключение — последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.

Список использованной литературы.

Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.

При проверке реферата преподавателем оцениваются:

  1. Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.
  2. Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).
  3. Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).
  4. Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).
  5. Использование литературных источников.
  6. Культура письменного изложения материала.
  7. Культура оформления материалов работы.

Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы.

Контроль самостоятельной работы студентов

— тематические консультации, в ходе которых студенты осмысляют полученную информацию, преподаватель определяет степень понимания темы и оказывает необходимую помощь;

— следящий контроль осуществляется на лекциях и практических занятиях (деловых играх), который проводится в форме бесед, устных ответов студентов, контрольных работ, тестов, организации дискуссий, опросов;

— текущий контроль осуществляется в ходе проверки и анализа отдельных видов самостоятельных работ, выполненных во внеаудиторное время. К ним относятся работы индивидуального характера: доклады, рефераты, задания;

— итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.

Примерная тематика рефератов

  1. Национальные особенности менеджмента.
  2. Проблемы менеджмента в условиях переходной экономики России
  3. Исторические предпосылки  менеджмента, его роль в развитии современного производства.
  4. Современные тенденции развития организации.
  5. Новые типы организаций.
  6. Переменные  прямого и косвенного воздействия внешней среды, имеющие особый вес в современных условиях.
  7. Основные стадии планирования. Реализация текущих планов.
  8. Сущность делегирования, правила и принципы делегирования .
  9. Ступени мотивации .
  10. Процессуальные теории мотивации.
  11. Современные методы управления.
  12. Анализ участия коллектива в управлении.
  13. Межличностные, организационные коммуникации.
  14. Искусство общения.
  15. Факторы повышения эффективности делового общения.
  16. Правила ведения бесед, совещаний.
  17. Психологические приемы достижения расположения подчиненных
  18. Матрица принятия решений.
  19. Характеристики эффективного контроля.
  20. Деловая этика и этикет.
  21. Имидж менеджера.
  22. Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации.

Примерная тематика ситуационных заданий

Вариант 1

  1. Составьте и опишите схему организационной структуры управления организацией, в которой Вы работаете: определите тип организационной структуры; принципы, по которым осуществлено формирование основных подразделений; количество уровней управления; степень соответствия рассматриваемой структуры  условиям внешней и внутренней среды предприятия.

Вариант 2

  1. Используя классификацию потребностей, разработанную А. Маслоу, определите, какими способами менеджер может удовлетворять социальные потребности своих подчиненных, мотивируя их тем самым на более эффективный труд. Приведите практические примеры.

Вариант 3

  1. Какой стиль принятия управленческого решения использует Ваш руководитель? Из чего состоит процесс принятия решения? Каким требованиям отвечает рациональное управленческое решение?

Вариант 4

  1. Какие средства коммуникации используются на предприятии (в подразделении), в котором Вы работаете ? Укажите применяемые в процессе коммуникаций технические средства.

Вариант 5

  1. Назовите миссию и основные цели деятельности организации, в которой Вы работаете.

      Систему целей изобразите в виде «Дерева целей», дайте пояснение к  

      вашей схеме.

Вариант 6

  1. Изобразите «Управленческую решетку» Блейка и Моутона. Дайте ей краткую характеристику.  Определите занимаемое Вашим руководителем поле на «решетке», характеризующее применяемый им на практике стиль управления? Дайте краткую характеристику. Если бы Вы были руководителем какое поле занимали бы Вы? Почему?

Вариант 7

  1. Охарактеризуйте методы управления, используемые в организации, в которой Вы работаете. Какой метод на Ваш взгляд более эффективный? Почему?

Вариант 8

  1. Какие виды мотивации и стимулирование к труду своих сотрудников осуществляет Ваш руководитель? Перечислите и охарактеризуйте их. Какая форма оплаты труда выбрана вашим руководителем и почему ?

Вариант 9

  1. Какие виды контроля осуществляет ваше руководство в организации? Какие правила контроля оно устанавливает? Итоговая документация по контролю. Какова роль функции контроля?

Вариант 10

  1. Какие Вы знаете типы темперамента? Кратко охарактеризуйте их. Перечислите стили управления. Сделайте вывод о соответствии типа темперамента и стиля управления. Какой тип темперамента у вашего руководителя? Какой стиль управления он использует? Какой стиль управления на  Ваш взгляд наилучший?

Вариант 11

  1. Каким образом планируется личная работа Вашего руководителя? Как организовано его рабочее место? Если бы Вы были руководителем чтобы Вы изменили ? Почему ? Ответ охарактеризуйте.

Вариант 12

  1. Охарактеризуйте факторы внешней и внутренней среды Вашей организации. Как они влияют на развитие Вашей организации?

Вариант 13

  1. Что такое конфликт? Если в Вашей организации происходят конфликты, как Вы выясняете причину конфликта? Какие виды конфликта в Вашей организации бывают чаще? Каким образом Вы преодолеваете конфликт?

Вариант 14

  1. Что такое общение? Перечислите основные правила которыми необходимо пользоваться в деловой беседе? Какую форму общения предпочитает Ваш руководитель? Почему?

Вариант 15

  1. Перечислите основные функции управления. Как они реализуются в Вашей организации?

Вариант 16

  1. Используя классификацию потребностей, разработанную А. Маслоу, определите, какими способами менеджер может удовлетворить потребности своих подчиненных в самовыражении.

Вариант 17

  1. Какие средства коммуникации используются на предприятии (в подразделении), в котором Вы работаете? Укажите применяемые в процессе коммуникаций технические средства.

Вариант 18

  1. Составьте и опишите схему организационной структуры управления организацией, в которой Вы работаете: определите тип организационной структуры; принципы, по которым осуществлено формирование основных подразделений; количество уровней управления; степень соответствия рассматриваемой структуры  условиям внешней и внутренней среды предприятия.

Вариант 19

  1. Используя классификацию потребностей, разработанную А. Маслоу, определите, какими способами менеджер может удовлетворять социальные потребности своих подчиненных, мотивируя их тем самым на более эффективный труд. Приведите практические примеры

Вариант 20

  1. Какой стиль принятия управленческого решения использует Ваш руководитель? Из чего состоит процесс принятия решения? Каким требованиям отвечает рациональное управленческое решение?

Вариант 21

  1. Какие средства коммуникации используются на предприятии (в подразделении), в котором Вы работаете? Укажите применяемые в процессе коммуникаций технические средства.

Вариант 22

  1. Назовите миссию и основные цели деятельности организации, в которой Вы работаете. Систему целей изобразите в виде «Дерева целей», дайте пояснение к вашей схеме.

Вариант 23

  1. Изобразите «Управленческую решетку» Блейка и Моутона. Дайте ей краткую характеристику.  Определите занимаемое Вашим руководителем поле на «решетке», характеризующее применяемый им на практике стиль управления? Дайте краткую характеристику. Если бы Вы были руководителем какое поле занимали бы Вы? Почему?

Вариант 24

  1. Охарактеризуйте методы управления, используемые в организации, в которой Вы работаете. Какой метод на Ваш взгляд более эффективный? Почему?

Вариант 25

  1. Какие виды мотивации и стимулирование к труду своих сотрудников осуществляет Ваш руководитель? Перечислите и охарактеризуйте их. Какая форма оплаты труда выбрана вашим руководителем и почему?

Вариант 26

  1. Какие виды контроля осуществляет ваше руководство в организации? Какие правила контроля оно устанавливает? Итоговая документация по контролю. Какова роль функции контроля?

Вариант 27

  1. Какие Вы знаете типы темперамента? Кратко охарактеризуйте их. Перечислите стили управления. Сделайте вывод о соответствии типа темперамента и стиля управления. Какой тип темперамента у вашего руководителя? Какой стиль управления он использует? Какой стиль управления на  Ваш взгляд наилучший?

Вариант 28

  1. Каким образом планируется личная работа Вашего руководителя? Как организовано его рабочее место? Если бы Вы были руководителем чтобы Вы изменили? Почему? Ответ охарактеризуйте.

Вариант 29

  1. Охарактеризуйте факторы внешней и внутренней среды Вашей организации. Как они влияют на развитие Вашей организации?

Вариант 30

 

  1. Что такое конфликт? Если в Вашей организации происходят конфликты, как Вы выясняете причину конфликта? Какие виды конфликта в Вашей организации бывают чаще? Каким образом Вы преодолеваете конфликт?

Вариант 31

  1. Что такое общение? Перечислите основные правила которыми необходимо пользоваться в деловой беседе? Какую форму общения предпочитает Ваш руководитель? Почему?

Вариант 32

  1. Перечислите основные функции управления. Как они реализуются в Вашей организации?

Вариант 33

  1. Используя классификацию потребностей, разработанную А. Маслоу, определите, какими способами менеджер может удовлетворить потребности своих подчиненных в самовыражении.

Вариант 34

  1. Какие средства коммуникации используются на предприятии (в подразделении), в котором Вы работаете (учитесь)? Укажите применяемые в процессе коммуникаций технические средства.

Методические рекомендации к решению задания.

При решении ситуационных заданий необходимо из  рекомендованного списка  литературы изучить следующие темы:

в варианте 1 – необходимо изучить тему: «Основные принципы построения организационных структур. Типы структур управления»

варианте 2    - необходимо изучить тему: «Мотивация и иерархия потребностей»

варианте 3    - необходимо изучить тему: «Стили руководства в управлении. Процесс принятия решения»

варианте 4   - необходимо изучить тему: «Коммуникативность и управленческое общение»

варианте 5   - необходимо изучить тему: «Планирование в системе менеджмента. Система целей организации»

варианте 6     - необходимо изучить тему: «Стили руководства в управлении. Двухмерная трактовка стилей. Управленческая решетка.»

варианте 7     - необходимо изучить тему: «Методы управления организацией. Самоменеджмент»

варианте 8      - необходимо изучить тему: «Мотивация. Потребности и мотивационное поведение.»

варианте 9      - необходимо изучить тему: «Контроль и его виды»

варианте 10    - необходимо изучить тему: «Стили руководства в управлении. Характеристика свойств личности (типы темперамента)»

варианте 11      - необходимо изучить тему: «Самоменеджмент. Техника личной работы руководителя.»

варианте 12     - необходимо изучить тему: «Внешняя и внутренняя среда организации»

варианте 13      - необходимо изучить тему: «Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Причины и виды конфликтов.»

варианте 14     - необходимо изучить тему: «Деловое общение. Факторы повышения эффективности делового общения.»

варианте 15    - необходимо изучить тему: «Основные функции управления»

варианте 16    - необходимо изучить тему: «Мотивация и иерархия потребностей»

варианте 17   - необходимо изучить тему: «Коммуникативность и управленческое общение

варианте 18 – необходимо изучить тему: «Основные принципы построения организационных структур. Типы структур управления»

варианте 19    - необходимо изучить тему: «Мотивация и иерархия потребностей»

варианте 20    - необходимо изучить тему: «Стили руководства в управлении. Процесс принятия решения»

варианте 21   - необходимо изучить тему: «Коммуникативность и управленческое общение»

варианте 22   - необходимо изучить тему: «Планирование в системе менеджмента. Система целей организации»

варианте 23     - необходимо изучить тему: «Стили руководства в управлении. Двухмерная трактовка стилей. Управленческая решетка.»

варианте 24     - необходимо изучить тему: «Методы управления организацией. Самоменеджмент»

варианте 25      - необходимо изучить тему: «Мотивация. Потребности и мотивационное поведение.»

варианте 26      - необходимо изучить тему: «Контроль и его виды»

варианте 27    - необходимо изучить тему: «Стили руководства в управлении. Характеристика свойств личности (типы темперамента)»

варианте 28      - необходимо изучить тему: «Самоменеджмент. Техника личной работы руководителя.»

варианте 29     - необходимо изучить тему: «Внешняя и внутренняя среда организации»

варианте 30      - необходимо изучить тему: «Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Причины и виды конфликтов.»

варианте 31     - необходимо изучить тему: «Деловое общение. Факторы повышения эффективности делового общения.»

варианте 32    - необходимо изучить тему: «Основные функции управления

варианте 33    - необходимо изучить тему: «Мотивация и иерархия потребностей»

варианте 34   - необходимо изучить тему: «Коммуникативность и управленческое общение»

Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

Е.А. Репина. Основы менеджмента [Электронный ресурс]:  Учебное пособие / Е.А. Репина, М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М: Академцентр, 2013. - 240 с. ISBN 978-5-16-004659-4 ЭБС «ЗНАНИУМ»

Дополнительные источники:

  1. Введение в менеджмент: Учебное пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина; Под ред. проф. С.Д. Резника - 2-e изд., доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 416 с.
  2. Менеджмент. В 3-х кн. Кн. 3. Управление семьей, домашним хозяйством, персональный менеджмент: Избранные статьи / С.Д. Резник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 263 с

Периодические издания:

  1. Финансовый менеджмент, 2009-2012 г
  2. Менеджмент в России и за рубежом, 2009-2012 г
  3. Методы менеджмента и качества, 2009-2012 г
  4. Проблемы теории и практики управления, 2009-2014 г
  5. Секрет фирмы, 2009-2012 г
  6. Управление магазином, 2009-2012 г
  7. Управление персоналом, 2009-2012 г
  8. Русский провинциальный научный журнал «Регион: системы, экономика, управление», 2010-2011 г

Приложение 1
Оформление титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

Воронежский филиал

Среднее профессиональное образование


Реферат


на тему: _________________________________________

Выполнил (а): Ф.И.О. студента (ки),
номер группы,
научный руководитель
отделение, должность Ф.И.О.

Воронеж
20__год

Приложение 2

Оформление списка литературы

Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности:

  1. Законы, постановления правительства.
  2. Нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники.
  3. Специальная литература.
  4. Периодические издания.

При составлении списка использованной литературы указываются все реквизиты книги: фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, название издательства и количество страниц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии «Кассир» для студентов СПО специальности38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ  Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

География. Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы обучающихся, задания для практических работ, для самостоятельной работы обучающихся ...

Экология. Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических занятий, для самостоятельной работы студентов ...

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) по дисциплине: "Организация коммерческой деятельности"

Методические указания рекомендованы для подготовки к практическим занятиям и организации самостоятельной работы студентов специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям) с целью освоения междисц...

Бухгалтерский учет Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для обучающихся СПО по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» всех форм обучения

Методические указания содержат основные вопросы по темам дисциплины, рекомендованные для самостоятельного изучения, ситуационные задания для проведения практических занятий и организации самостоятельн...