Экология. Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
методическая разработка

Агеева Алла Викторовна

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических занятий, для самостоятельной работы студентов – индивидуальные задания, темы для написания рефератов, подготовки сообщений, порядок оформления всех видов работ, список рекомендуемой литературы.

Для студентов СПО специальностей 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_ekologiya.docx53.03 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Г.В. Плеханова

Воронежский филиал

Колледж

А.В. Агеева

ЭКОЛОГИЯ

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальностей

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Воронеж


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………

4

Общие методические рекомендации…………………………………………..

5

Требования к написанию доклада, сообщения………………………….

6

Требования к написанию реферата………………………………………

8

Требования к выполнению презентации………………………………...

10

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ……………………………...

11

Тема 1.1: Предмет, задачи и проблемы экологии как науки………….

11

Самостоятельная работа студента…………………………………..

11

Тема 1.2: Элементы экологических систем………………………………

12

Самостоятельная работа студента…………………………………..

12

Тема 1.3: Среда. Основные факторы среды и их влияние на живые организмы………………………………………………………………………

13

Самостоятельная работа студента…………………………………..

13

Раздел II. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ……………………………………

14

Тема 2.1: Экология человека……………………………………………..

14

Самостоятельная работа студента…………………………………..

14

Тема 2.2: Взаимодействие общества и природы………………………..

15

Самостоятельная работа студента…………………………………..

15

Практическое занятие №1……………………………………………

16

Практическое занятие №2……………………………………………

16

Тема 2.3: Экологические катастрофы  кризисы на Земле………………

17

Самостоятельная работа студента…………………………………..

17

Практическое занятие №3……………………………………………

18

Тема 2.4: Экономика и экологический фактор………………………….

19

Самостоятельная работа студента…………………………………..

19

Тема 2.5: Экологическая безопасность………………………………….

19

Самостоятельная работа студента…………………………………..

19

Практическое занятие №4……………………………………………

20

Тема 2.6: Экологический мониторинг. Международное сотрудничество…………………………………………………………........

21

Самостоятельная работа студента…………………………………..

21

Практическое занятие №5……………………………………………

21

Перечень вопросов к дифференцированному зачету по дисциплине «Экология»………………………………………………………………………

22

Литература……………………………………………………………………….

26

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Экология» относится к основному общеобразовательному циклу и является общеобразовательной дисциплиной. При изучении преследуются цели:

  • формирование у студентов целостного представления о современном экологическом состоянии биосферы;
  • формирование ценностей во взаимоотношениях природы и общества, а так же развить интерес к экологическому образованию.

задачи:

  • показать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества,
  • вооружить студентов необходимыми каждому образованному человеку теоретическими знаниями и практическими умениями в области экологи и экологической безопасности,
  • продолжить развитие экологического мышления,
  • сформировать основы экологической культуры и мировоззрения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять место человека как биологического организма в живой природе, оценивать последствия антропогенного воздействия;
  • объяснять принципы обратных связей в природе, применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
  • применять экологические законы при оценке воздействия любого производства на устойчивость биосферы; соблюдать принципы рационального природопользования в любой хозяйственной деятельности; определять рациональные возможности малоотходных и безотходных технологий;
  • разбираться в экологических справочниках и нормативно-правовых документах, использовать справочные показатели для составления прогнозов состояния окружающей среды;
  • развивать экологическое мышление.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • необходимый теоретический минимум в области экологии;
  • современное экологическое состояние окружающей среды и биосферы в целом;
  • иметь представление об основных методах экологических исследованиях;
  • размещение основных видов природных ресурсов и основные проблемы, связанные с рациональным природопользованем;
  • общие и специфические экологические проблемы регионов Земли;
  • что такое «экологическое право», формы и методы государственного контроля за состоянием окружающей среды.

Для того, что бы в полной мере овладеть знаниями и умениями, неотъемлемой частью образовательного процесса являются аудиторные практические занятия и самостоятельная внеаудиторная работа студента. Данные виды работ по экологии проводятся с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Практические занятия выполняется студентом с помощью преподавателя, внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, без его непосредственного участия. По экологии используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:
для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;
для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей), составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции, подготовка рефератов, докладов;  
для формирования умений: выполнение схем, подбор и анализ статистического материала, умение делать выводы по поставленным вопросам.

Для аудиторных практических занятий используются следующие виды работ:

для овладения знаниями: чтение текста учебника, дополнительной литературы, работа со статистическими данными, работа со схемами и  картографическим материалом;

–  для формирования умений: последовательность выполнения заданий с заполнением таблиц, выполнением расчетов, выполнением графических работ, выполнение схем;

–  для закрепления и систематизации знаний: при выполнении практической работы делается вывод, в котором объясняются причинно-следственные связи между природноресурсным потенциалом, населением и объектами экономики, объясняются принципы, законы и закономерности в размещения природных условий и ресурсов, трудовых ресурсов, производств и их воздействие на окружающую среду.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, ориентировочный объем работы.  

В пособии представлены как индивидуальные, так и групповые задания в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются практические и семинарские  занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения студентом учебного материала;
  • умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • сформированность умений;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материала в соответствии с требованиями.

Перед выполнением студентами аудиторной практической работы, преподаватель знакомит их с тематикой практической работы, поясняет цель выполнения, а в ходе практической работы при выполнении заданий объясняет, направляет, акцентирует внимание на более сложных моментах.

Критериями оценки результатов при выполнении практической работы студента являются:

  • последовательность выполнения заданий, не нарушая логической цепочки;
  • грамотное и четкое изложение материала на поставленный вопрос (задание);
  • правильность расчетных заданий на основе статистических данных;
  • грамотные выводы, раскрывающие основную тематику практической работы.

Примечание

При оценке качества выполнения предложенных заданий  преподаватель принимает во внимание  не  только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

Требования к написанию доклада, сообщения

Доклад – публичное сообщение, развернутое изложение темы. Доклад – вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственный взгляд на нее. Доклад – это письменная работа студента объемом 5 – 10 печатных страниц, выполняемая студентом в течении оговоренного срока преподавателем (от одной до двух недель).

Написание доклада можно разделить на четыре этапа:

  • подготовка;
  • составление плана;
  • написание;
  • окончательное редактирование.

Определитесь с общими целями работы. Просмотрите пройденный материал. Это позволит окончательно наметить цели работы, а также более четко осознать уровень предъявляемых к вам требований.

Планирование – необходимый этап работы, который позволит достичь наиболее высоких результатов. Вам проще ориентироваться в массе предстоящих дел, если вы разобьете весь процесс на ряд самостоятельных задач:

  • сбор данных и анализ лучше изначально структурировать по разделам будущего доклада;
  • написание доклада может происходить по разделам (текстовая часть), а можно и по средствам графического представления материала (графики, таблицы, карты).

Кроме того, необходимо решить ряд вопросов, а именно:

  • какие данные необходимы для достижения конечной цели работы;
  • где почерпнуть эти данные;
  • какой объем данных необходим для раскрытия темы;
  • каким образом проводить анализ собранной информации;
  • как следует расположить в докладе собранные данные и их анализ, чтобы достичь конечной цели работы.

Предложенная последовательность действий поможет вам спланировать работу и определиться с методикой написания вашего доклада:

  • определите источники необходимых вам данных;
  • решите, какого характера данные по степени их уместности и достоверности вам больше подходят;
  • решите, каким образом вы будете представлять добытые сведения и свои выводы, в какой последовательности вы будете размещать их в своем докладе, чтобы не нарушить четкую, логичную структуру.

Сообщение – публичное сообщение, упрощенное изложение темы. Сообщение – вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, а также собственный взгляд на нее. Сообщение – это письменная работа студента объемом 3 – 5 печатных страниц, выполняемая студентом в течении оговоренного срока преподавателем (от нескольких дней до одной недели).

Разница между докладом и сообщением – в характере переработки информации. Доклад содержит развернутое изложение, освещает вопрос преимущественно в теоретическом аспекте. Сообщение предполагает описание факта, явления, причем в лаконичной форме.

Алгоритм подготовки доклада или сообщения

  1. Определившись с темой, сформулируйте ее основную мысль.
  2. Уточните срок, к которому должна быть выполнена работа.
  3. Определитесь с источниками информации.
  4. Составьте план доклада (сообщения) на основе источника (источников).
  5. Работая с литературой, делайте выписки и пометки на отдельных листах (в дальнейшем это облегчит формирование текста по разделам плана).
  6. Не забывайте обращаться к справочной литературе, статистическим данным, картографическому материалу.
  7. Подготовьте окончательный текст доклада (сообщения).
  8. Подготовьте текст выступления (время на выступление ограничивается временными рамками: освещение темы сообщения 5-10 минут, освещение темы доклада 10-15 минут).
  9. Несколько раз «проговорите» текст выступления дома. Проконтролируйте, укладываетесь ли вы во временные рамки. Произносите ли вы громко, четко и правильно весь текст. Старайтесь интонационно выделять наиболее значимые и интересные моменты вашей работы.
  10. Будьте готовы ответить на вопросы аудитории и защитить свою точку зрения.

Требования к написанию реферата

Реферат – письменная работа объемом 10 – 15 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Реферат (от лат. Referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

Реферат отвечает на вопрос — что содержится в данной публикации (публикациях). Однако реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа.

Подготовка к написанию

1. Выбор темы и её осмысление

2. Сбор информации

3. Конструирование оглавления

В оглавлении предусмотрены такие пункты:

1) введение (постановка проблемы, история вопроса);

2) основная часть, которая должна быть выдержана в научном стиле, а

именно: строгая логичность в изложении, т.е. все предложения выстраиваются по принципу причинно-следственных связей; выводы, вытекающие из фактов; объективность изложения фактов; употребление неопределенно-личных местоимений вместо местоимения «я».

3) заключение (основной вывод, пути решения поставленной проблемы и т. д.).

Написание реферата

- обязательно наличие следующих блоков: титульный лист, оглавление,

собственно текст, библиографический список, сноски на термины и источники, перечень сокращений;

- основные требования к оформлению чистовика: нумерация страниц,

желательно печатный текст (кегель 14 полуторный интервал) в компьютерном исполнении;

- рисунки, графики и таблицы должны быть четкими и понятными и иметь соответствующие пояснения.

- общий объем реферата не более 15 машинописных страниц формата листа А4.

В общем случае реферат должен состоять из 3 основных разделов или

глав.

I глава - «Вступительная часть». Эта короткая глава должна содержать: обоснование выбора темы реферата; цель работы, описание задач, решаемых

в данном реферате; анализ источников и литературы по данному вопросу (при необходимости). Здесь от автора реферата требуется не только указать,

что и кем было ранее написано, но и попытаться охарактеризовать материал,

который он использовал при написании реферата. Введение заканчивается словами: «Реферат состоит из введения, … глав и заключения. Во введении дан анализ литературы и сформулированы основные идеи работы. Глава 1 посвящена …. во 2-й главе речь пойдет о … В заключении сформулированы основные выводы …».

II глава - «Основная научная часть реферата». Здесь в логической последовательности излагается материал по теме реферата. Основная часть реферата может быть разделена на несколько глав, посвященных различным аспектам выбранной темы. Алгоритмы написания основной части могут быть разными. Выводы формулируются в основной части реферата согласно логике изложения. В тексте формулировки выводов выделяются в абзац и начинаются словами: «Итак…», «Таким образом…».

III глава - «Заключение. Выводы». В заключении автор реферата должен кратко (не более чем на 1 стр.) сформулировать основные моменты реферата и соответствующие выводы.

Библиографический список оформляется в алфавитном порядке.

Во время работы над рефератом необходимо делать ссылки на источники информации, а также правильно оформить сноски.

Ссыпки обязательно делаются:

- при цитировании;

- при указании цифр, фактов, названий;

- при формулировании определений.

Требования к выполнению презентации

Общие требования:

Наличие титульного листа.

Соответствие выбранной теме.

Слайд должен содержать минимальное количество слов, но при этом емкую информацию.

Для надписей и заголовков следует использовать четкий, хорошо читаемый шрифт.

Правильность использования терминологии.

Заливка фона должна быть спокойных оттенков не вызывать раздражения и утомляемости глаз.

Графики, таблицы, диаграммы, картографический материал и другие иллюстрационные и статистические данные должны максимально равномерно заполнять все экранное поле, но при этом не перегружать слайд изображенной информацией.

Наличие вывода по рассматриваемой проблеме (вопросу).

Единый стиль оформления всех слайдов.

Единое стилистическое решение всех чередующихся слайдов.

Использование эффектов анимации.

Звуковое сопровождение по желанию автора, но при его наличие, не должно носить резкий, отвлекающий характер.

Требования к содержанию:

Соответствие заявленной теме.

Наличие логической связи между рассматриваемыми элементами, явлениями, фактами, показателями.

Сопровождение излагаемого материала картосхемами, графиками, статистическими данными, диаграммами.

Отсутствие географических, грамматических и стилистических ошибок.

Формулировка вывода по результатам проведенной работы.

Требования к оформлению:

Дизайн должен соответствовать содержанию презентации.

Анимационные эффекты не должны отвлекать от информации, представленной на слайде.

Информацию представлять кратко, в виде схем, тезисов, диаграмм и т.д., в едином масштабе, цвете, стиле.

Чередовать виды слайдов (с текстом, изображением, таблицей, диаграммой, картографическим материалом и т.д.) для обеспечения разнообразия восприятия излагаемого материала.

Размер шрифта должен соответствовать важности информации.

Презентация должна включать:

Тему презентации (титульный лист).

Содержание.

Цель работы.

Ход и результат исследования.

Выводы.

Список используемой литературы, дополнительных источников информации и используемые Интернет-ресурсы.

РАЗДЕЛ I

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ

Тема 1.1:  Предмет, задачи и проблемы экологии как науки

Самостоятельная работа студента

При изучении темы «Предмет, задачи и проблемы экологии как науки» на самостоятельную работу студента отводится работа с учебной основной и дополнительной  литературой и справочным материалом.

Задание 1: Взаимосвязь экологии с другими науками. Важное значение экологии в современном мире.

Работа выполняется при наличии основного учебника и дополнительной литературы.

Вопросы для проверки знаний:

  1. Когда возникла экология как наука?
  2. Чем отличаются первоначальные и современные определения экологии как науки? Чем обусловлены эти отличия?
  3. Кто является основоположником понятия «экология»?
  4. С какими небиологическими научными дисциплинами связана современная экология?
  5. Что является объектом экологии?
  6. Назовите основные разделы экологии?
  7. В чем состоят функциональные различия теоретической и прикладной экологии?
  8. Перечислите главные задачи экологии?
  9. В чем сущность основных законов экологии?
  10. Почему экология в настоящее время приобрела такое важное значение?

Тема 1.2: Элементы экологических систем

Самостоятельная работа студента

При изучении темы «Элементы экологических систем» на самостоятельную работу студента отводится работа с основной учебной литературой, дополнительной и Интернет-ресурсами.

Задание: Роль тропических лесов в глобальной экосистеме.

  1. Классификация тропических лесов.
  2. География тропических лесов.
  3. Природно-климатические условия в зоне тропических лесов.
  4. Растительный мир.
  5. Животный мир.
  6. Экология тропических лесов.
  7. Сложности в восстановлении тропических лесов.

Оформить ответы на вопросы в виде сводной таблицы. На вопрос, который вызвал наибольший интерес подготовить сообщение.

Вопросы для проверки знаний:

  1. Что является основной структурной единицей экосистем?
  2. Дайте определение понятиям «вид», «популяция».
  3. По каким признакам можно различать виды?
  4. Что нужно знать о виде, чтобы с достаточной вероятностью прогнозировать его численность?
  5. Есть взрывы численности – нормальное явление в жизни некоторых видов, то почему это так беспокоит человека?
  6. Как называется форма существования вида в природе?
  7. Какова структура популяции?
  8. Назовите факторы определяющие численность, плотность популяций.
  9. Какие условия необходимы для устойчивости популяций?
  10. При удалении какого-либо вида из биоценоза остальные занимают его место. Зачем тогда заботиться о сохранении видового разнообразия сообществ?
  11. Охарактеризуйте структуру сообщества.
  12. Существуют ли в природе неустойчивые сообщества?
  13. Что представляет собой экосистема?
  14. Возможно ли существование экосистем в которых живая часть представлена только двумя группами – продуцентами и редуцентами?
  15. Что называют глобальной экосистемой?
  16. Кто является основоположником понятия «биосфера»?
  17. Каков состав биосферы по В.И. Вернадскому?
  18. В сложных экосистемах тропических лесов почва бедна биогенными элементами. Как это объяснить? Почему тропические леса не восстанавливаются в прежнем виде, если их свести?

Тема 1.3: Среда. Основные факторы среды и их влияние на живые организмы

Самостоятельная работа студента

При изучении темы «Среда. Основные факторы среды и их влияние на живые организмы» на самостоятельную работу студента отводится работа с основной учебной литературой, дополнительной и Интернет-ресурсами.

Задание: Подготовить развернутый конспект по предложенным темам.

  1. Экологическая среда.
  2. Факторы среды.
  3. Закономерности влияния экологических факторов среды на организмы.
  4. Экологическая ниша.

Для изучения этого материала потребуются материалы лекции, материал учебника, таблицы приложения  и дополнительные источники информации. На основании изученного материала составить развернутый конспект.

Вопросы для проверки знаний:

  1. Сущность понятия «среда» в экологии?
  2. В чем различие понятий «среда обитания» и «окружающая среда»?
  3. Какая существует классификация факторов среды?
  4. Назовите состав абиотических факторов среды.
  5. Дайте понятие «имитирующие факторы»?
  6. По отношению к каким известным вам растениям температура может рассматриваться как лимитирующий фактор?
  7. Чем обусловлены биотические факторы среды?
  8. Какие существуют взаимоотношения между живыми организмами в природе?
  9. В чем сущность антропогенных факторов среды?
  10. Что понимается под экологическими факторами среды?
  11. Дайте определение понятию «экологическая ниша».
  12. Перечислите общие закономерности действия факторов среды на организмы.

РАЗДЕЛ II

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ


Тема 2.1: Экология человека

Самостоятельная работа студента

При изучении темы «Экология человека» на самостоятельную работу студента отводится работа с дополнительными источниками образования и справочным материалом.

Задание: Городская среда – крупная экологическая ниша человечества.

Для изучения этого материала потребуются материалы лекции, материал учебника и дополнительные источники информации.

Данный вопрос можно рассматривать в двух направлениях: с точки зрения экологической ситуации или относительно демографических проблем населения мира.

Для рассмотрения студентам предлагается любой регион мира или населенный пункт.

Работа выполняется в виде сообщения, доклада или презентации (по выбору обучающегося).

Требования по выполнению сообщений, докладов, рефератов и презентаций смотри в пояснительной записке.

Вопросы для проверки знаний:

  1. Подчинено ли человечество законам экологии?
  2. В чем заключается биологическая природа человека?
  3. В чем основное экологическое сходство человечества с популяциями других видов?
  4. Отличается ли человечество от популяций других видов?
  5. В чем заключаются особенности энергетики жизнеобеспечения человечества?
  6. Что представляет собой среда жизни человека? Составные части среды жизни человека.
  7. Что означает понятие «экологическая ниша человека»?
  8. В чем необходимость территориальных изменений экологических ниш человека?
  9. Назовите основные причины ускоренного роста численности населения Земли.
  10. В каких частях света расположены страны с самым высоким темпом прироста населения?
  11. Каковы современные различия в численности населения между южным и северным регионом планеты?
  12. К каким экологическим последствиям может привести неограниченный рост численности населения Земли?
  13. Почему в настоящее время уделяется огромное внимание экологическим проблемам городов?
  14. В чем сущность функционального зонирования городов?
  15. В чем заключается общемировая экологическая задача в ХХI в.? Каковы пути ее решения?

Тема 2.2: Взаимодействие общества и природы

Самостоятельная работа студента

При изучении темы «Взаимодействие общества и природы» на самостоятельную работу студента отводится работа с дополнительными источниками образования и справочным материалом.

Задание Взаимодействие общества и природы.

Темы для самостоятельной работы:

  1. Современное состояние земельных ресурсов.
  2. Экологзация  водных проблем, дефицит пресной воды – глобальная проблема человечества.
  3. Озеро Байкал – центр международного внимания.
  4. Поднятие уровня Мирового океана.
  5. Опустынивание планеты.

Работа выполняется в виде сообщения, доклада или презентации (по выбору обучающегося).

Требования по выполнению сообщений, докладов, рефератов и презентаций смотри в пояснительной записке.

Практическое занятие №1

Семинар

Тема: Современное состояние и характеристика природных ресурсов планеты

Цель: на основе классификации природных ресурсов понять проблему исчерпаемости природно-ресурсного потенциала планеты и необходимость рационального природопользования.

Основные обсуждаемые вопросы семинара:

  1. Классификация природных ресурсов и природных условий.
  2. Полезные ископаемые: топливные, рудные, минерально-строительное сырье.
  3. Лесные ресурсы.
  4. Водные ресурсы.
  5. Агроклиматические ресурсы.
  6. Биологические ресурсы.
  7. Нетрадиционные источники энергии.

На основании обсуждаемых вопросов, студенты отвечают на главный вопрос семинара: Какого современное состояние природно-ресурсного потенциала планеты?

Практическое занятие №2

Семинар

Тема: Рациональное природопользование.  Программы ресурсосбережения

Цель: на основе знаний о природно-ресурсном потенциале планеты, об использовании объемов природно-ресурсного потенциала научиться основным принципам рационального природопользования.

Основные обсуждаемые вопросы семинара:

  1. Что такое «рациональное природопользование».
  2. Что такое «ресурсосбережение».
  3. Программы ресурсосбережения на территории РФ.
  4. Региональные программы ресурсосбережения.

На основании обсуждаемых вопросов, студенты отвечают на главный вопрос семинара: В чем заключается необходимость рационального природопользования на современном этапе развития человеческого общества?

Вопросы для проверки знаний:

  1. Почему происходит нарушение равновесий между обществом и природой?
  2. Приведите примеры сознательного воздействия человека на природу?
  3. Назовите факторы, увеличивающие нагрузку на природный комплекс.
  4. Что называется «загрязнением окружающей среды»?
  5. Назовите главные загрязнители атмосферного воздуха.
  6. Оцените роль отдельных отраслей хозяйства в загрязнении атмосферы.
  7. Какие вы знаете виды загрязнений.
  8. В чем заключается кризисное состояние атмосферы.
  9. Каков главный фактор загрязнения атмосферы.
  10. В чем опасность сернистого газа.
  11. Какая роль отдельных отраслей промышленности в загрязнении окружающей среды?
  12. Какие вы знаете последствия загрязнения атмосферы?
  13. Чем вызваны кислотные дожди?
  14. Причины образования смога.
  15. Виды смога и его влияние на человека.
  16. В чем трагичность загрязнения земельных ресурсов?
  17. Какая доля земель пригодна для хозяйственного освоения?
  18. Какая доля земель находится под контролем человека?
  19.  Каковы основные загрязнители почв?
  20. Почему возникла проблема пресной воды?
  21. Какие следствия вытекают из проблемы загрязнения окружающей среды?
  22. Грозит ли человечеству опустынивание планеты?
  23. Почему Россия является центром стабилизации окружающей среды?

Тема 2.3: Экологические катастрофы  кризисы на Земле

Самостоятельная работа студента

При изучении темы «Экологические катастрофы  кризисы на Земле» на самостоятельную работу студента отводится работа с дополнительными источниками образования и справочным материалом.

Задание Основные направления и решения экологического кризиса.

С помощью основной учебной и дополнительной литературы составить развернутый конспект по предложенному вопросу: Основные направления и решения экологического кризиса.

Практическое занятие №3

Семинар

Тема: Экологические катастрофы и кризисы на Земле

Цель: на основе экологических знаний понять серьезность вмешательства человека в ходе хозяйственной деятельности в глобальную экосистему, предложить пути снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду и пути предотвращения экологических кризисов и катастроф.

Основные обсуждаемые вопросы семинара:

  1. Разрушение озонового слоя.
  2. Глобальное потепление.
  3. Увеличение уровня Мирового океана.
  4. Опустынивание.
  5. Истребление тропических лесов.
  6. Сокращение объемов пресных вод.
  7. Пищевые ресурсы человечества.
  8. Перенаселение планеты.

На основании обсуждаемых вопросов, студенты отвечают на главный вопрос семинара: Причины экологических катастроф и кризисов, пути их предотвращения, пути ликвидации.

Вопросы для проверки знаний:

  1. В чем сущность понятия «экологическая катастрофа»?
  2. Приведите примеры антропогенного влияния на экологическую катастрофу.
  3. В чем отличие природных экологических катастроф от антропогенных?
  4. В чем выражается сущность техногенной экологической катастрофы.
  5. Чем обусловлены техногенные экологические катастрофы?
  6. Приведите примеры техногенных экологических катастроф.
  7. В чем сущность понятия «экологический кризис»?
  8. Назовите этапы экологических кризисов на Земле.
  9. Перечислите основные причины роста угрозы экологического кризиса.
  10. В чем выражаются экологические проблемы в отдельных компонентах биосферы?
  11. Каковы основные факторы взаимодействия на региональные экологические кризисы?

Тема 2.4: Экономика и экологический фактор

Самостоятельная работа студента

При изучении темы «Концепция устойчивого экономического развития России» на самостоятельную работу студента отводится работа с дополнительными источниками образования и справочным материалом.

Задание: Основные экологические направления на территории РФ направленные на устойчивое экономическое развитие.

С помощью основной учебной и дополнительной литературы составить развернутый конспект по предложенному вопросу: Концепция устойчивого экономического развития России.

Вопросы для проверки знаний:

  1. Дайте определение понятию «устойчивое развитие».
  2. В чем смысл модели устойчивого развития общества.
  3. Какие ключевые понятия заложены в теорию устойчивого развития?
  4. Какова техногенная ситуация в России?
  5. Когда в России была принята Концепция перехода экономики на модель устойчивого развития?
  6. Назовите пути реализации устойчивого развития в экономики и в России.

Тема 2.5: Экологическая безопасность

Самостоятельная работа студента

При изучении темы «Экологическая безопасность России (внутренние угрозы)» на самостоятельную работу студента отводится работа с дополнительными источниками образования и справочным материалом.

Задание: Экологическая безопасность России (внутренние угрозы).

Работа выполняется в виде сообщения, доклада или презентации (по выбору обучающегося).

Требования по выполнению сообщений, докладов, рефератов и презентаций смотри в пояснительной записке.

Практическое занятие №4

Семинар

Тема: Регионы острых экологических ситуаций в России

Цель: на основе экологических знаний выявить регионы России с острой экологической ситуацией и предложить возможные пути снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду и пути предотвращения экологических кризисов и катастроф на территории РФ.

Основные обсуждаемые вопросы семинара:

  1. Регионы России с максимальным загрязнением пресных вод.
  2. Регионы России с максимальным загрязнением атмосферы.
  3. Регионы России с максимальным загрязнением почв.
  4. Регионы России с максимальной деградацией почв.
  5. Регионы России с максимальной деформацией земель.

На основании обсуждаемых вопросов, студенты отвечают на главный вопрос семинара: регионы России с острой экологической ситуацией и возможные пути снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду и пути предотвращения экологических кризисов и катастроф на территории РФ.

Вопросы для проверки знаний:

  1. В чем сущность понятия «экологическая безопасность»?
  2. Какие существуют виды экологической безопасности?
  3. Как оценить степень напряженности экологической обстановки в регионе?
  4. В каких формах может проявляться экологическая опасность?
  5. Назовите показатели экологической безопасности.
  6. Приведите примеры экологической безопасности России от пограничных государств.
  7. Какова зависимость экологического состояния России от водных и воздушных потоков?
  8. Приведите примеры экологической взаимосвязи России и сопредельных государств.
  9. Каковы источники внутренней экологической безопасности России.
  10. В чем выражается изменение структуры внутренних источников экологической безопасности России?
  11. Как изменение структуры хозяйства России влияет на ее экологическую безопасность?
  12. Перечислите главные факторы, определяющие внутреннюю экологическую угрозу России.
  13. Какие социально-экономические факторы усугубляют экологическую обстановку в России?

Тема 2.6: Экологический мониторинг. Международное сотрудничество

Самостоятельная работа студента

При изучении темы «Экологический мониторинг. Международное сотрудничество» на самостоятельную работу студента отводится работа с дополнительными источниками образования и справочным материалом.

Задание: Международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Работа выполняется в виде сообщения, доклада или презентации (по выбору обучающегося).

Требования по выполнению сообщений, докладов, рефератов и презентаций смотри в пояснительной записке.

Практическое занятие №5

Семинар

Тема: Международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Цель: на основе знаний о международном экологическом праве, понять необходимость международного сотрудничества в решении экологических проблем человечества.

Основные обсуждаемые вопросы семинара:

  1. Примеры экологических катастроф и кризисов в ликвидации которых участвовало две и более страны.

На основании обсуждаемых вопросов, студенты отвечают на главный вопрос семинара: в чем заключается суть (необходимость) международного сотрудничества в решении экологических проблем человечества.

Вопросы для проверки знаний:

  1. Что понимается под «экологическим мониторингом»?
    Назовите этапы проведения мониторинга.
  2. Каковы основные задачи мониторинга?
  3. Какие выделяют виды мониторинга.
  4. В чем различие глобального и регионального мониторинга?
  5. Какие определятся цели глобального мониторинга.
  6. Как осуществляется региональный мониторинг, на примере России.
  7. Чем обусловлена необходимость объединение стран для предотвращения экологической катастрофы.
  8. Когда было создано и как называется международное объединение по окружающей среде?
  9. Приведите примеры специализированных международных организаций по охране окружающей среды.
  10. Глобальный экологический фонд, его структура и цели.
  11. Какие существуют формы международного экологического сотрудничества по охране окружающей среды.

Перечень вопросов

к дифференцированному зачету

по дисциплине

«Экология»

  1. Когда возникла экология как наука?
  2. Кто является основоположником понятия «экология»?
  3. Что является объектом экологии?
  4. Назовите основные разделы экологии?
  5. В чем состоят функциональные различия теоретической и прикладной экологии?
  6. Перечислите главные задачи экологии?
  7. В чем сущность основных законов экологии?
  8. Что является основной структурной единицей экосистем?
  9. Дайте определение понятиям «вид», «популяция».
  10. По каким признакам можно различать виды?
  11. Есть взрывы численности – нормальное явление в жизни некоторых видов, то почему это так беспокоит человека?
  12. Как называется форма существования вида в природе?
  13. Какова структура популяции?
  14. Назовите факторы определяющие численность, плотность популяций.
  15. Охарактеризуйте структуру сообщества.
  16. Существуют ли в природе неустойчивые сообщества?
  17. Что представляет собой экосистема?
  18. Что называют глобальной экосистемой?
  19. Кто является основоположником понятия «биосфера»?
  20. Каков состав биосферы по В.И. Вернадскому?
  21. Сущность понятия «среда» в экологии?
  22. В чем различие понятий «среда обитания» и «окружающая среда»?
  23. Какая существует классификация факторов среды?
  24. Назовите состав абиотических факторов среды.
  25. Дайте понятие «имитирующие факторы»?
  26. Чем обусловлены биотические факторы среды?
  27. Какие существуют взаимоотношения между живыми организмами в природе?
  28. В чем сущность антропогенных факторов среды?
  29. Что понимается под экологическими факторами среды?
  30. Дайте определение понятию «экологическая ниша».
  31. Перечислите общие закономерности действия факторов среды на организмы.
  32. Подчинено ли человечество законам экологии?
  33. Что представляет собой среда жизни человека? Составные части среды жизни человека.
  34. Что означает понятие «экологическая ниша человека»?
  35. В чем необходимость территориальных изменений экологических ниш человека?
  36. Назовите основные причины ускоренного роста численности населения Земли.
  37. В каких частях света расположены страны с самым высоким темпом прироста населения?
  38. Каковы современные различия в численности населения между южным и северным регионом планеты?
  39. К каким экологическим последствиям может привести неограниченный рост численности населения Земли?
  40. Почему в настоящее время уделяется огромное внимание экологическим проблемам городов?
  41. В чем сущность функционального зонирования городов?
  42. В чем заключается общемировая экологическая задача в ХХI в.? Каковы пути ее решения?
  43. Приведите примеры сознательного воздействия человека на природу?
  44. Что называется «загрязнением окружающей среды»?
  45. Назовите главные загрязнители атмосферного воздуха.
  46. Оцените роль отдельных отраслей хозяйства в загрязнении атмосферы.
  47. Какие вы знаете виды загрязнений.
  48. В чем заключается кризисное состояние атмосферы.
  49. Каков главный фактор загрязнения атмосферы.
  50. В чем опасность сернистого газа.
  51. Какая роль отдельных отраслей промышленности в загрязнении окружающей среды?
  52. Какие вы знаете последствия загрязнения атмосферы?
  53. Чем вызваны кислотные дожди?
  54. Причины образования смога.
  55. Виды смога и его влияние на человека.
  56. В чем трагичность загрязнения земельных ресурсов?
  57. Какая доля земель пригодна для хозяйственного освоения?
  58. Какая доля земель находится под контролем человека?
  59.  Каковы основные загрязнители почв?
  60. Почему возникла проблема пресной воды?
  61. Какие следствия вытекают из проблемы загрязнения окружающей среды?
  62. Грозит ли человечеству опустынивание планеты?
  63. Почему Россия является центром стабилизации окружающей среды?
  64. В чем сущность понятия «экологическая катастрофа»?
  65. В чем выражается сущность техногенной экологической катастрофы.
  66. В чем сущность понятия «экологический кризис»?
  67. Назовите этапы экологических кризисов на Земле.
  68. Дайте определение понятию «устойчивое развитие».
  69. В чем смысл модели устойчивого развития общества.
  70. Какие ключевые понятия заложены в теорию устойчивого развития?
  71. Какова техногенная ситуация в России?
  72. Когда в России была принята Концепция перехода экономики на модель устойчивого развития?
  73. Назовите пути реализации устойчивого развития в экономики и в России.
  74. В чем сущность понятия «экологическая безопасность»?
  75. Какие существуют виды экологической безопасности?
  76. В каких формах может проявляться экологическая опасность?
  77. Назовите показатели экологической безопасности.
  78. Приведите примеры экологической взаимосвязи России и сопредельных государств.
  79. Каковы источники внутренней экологической безопасности России.
  80. Как изменение структуры хозяйства России влияет на ее экологическую безопасность?
  81. Перечислите главные факторы, определяющие внутреннюю экологическую угрозу России.
  82. Что понимается под «экологическим мониторингом»?
    Назовите этапы проведения мониторинга.
  83. Какие выделяют виды мониторинга.
  84. В чем различие глобального и регионального мониторинга?
  85. Какие определятся цели глобального мониторинга.
  86. Чем обусловлена необходимость объединение стран для предотвращения экологической катастрофы.
  87. Когда было создано и как называется международное объединение по окружающей среде?
  88. Приведите примеры специализированных международных организаций по охране окружающей среды.
  89. Глобальный экологический фонд, его структура и цели.
  90. Какие существуют формы международного экологического сотрудничества по охране окружающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии «Кассир» для студентов СПО специальности38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ  Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

МЕНЕДЖМЕНТ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов...

Методическая разработка по выполнению самостоятельной работы учебной дисциплины ОП.14 "Бизнес-планирование" по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методическая разработка предназначена в помощь студентам  дневной формы обучения по самостоятельному изучению учебного материала по дисциплине "Бизнес-планирование". В данной методической разрабо...

География. Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы обучающихся, задания для практических работ, для самостоятельной работы обучающихся ...

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) по дисциплине: "Организация коммерческой деятельности"

Методические указания рекомендованы для подготовки к практическим занятиям и организации самостоятельной работы студентов специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям) с целью освоения междисц...