Методичекие рекомендации по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ по дисциплине Управление качеством
методическая разработка на тему

Луцык Нелли Ивановна

 Данные методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Управление качеством» предназначены для курсантов, обучающихся по специальности 40.02.01 (030912) Право и организация социального обеспечения. Изучение  вопроса управления качеством – настоятельное требование времени, так как эти знания необходимы в условиях рыночной экономики (наличие остроконкурентной среды производителей товаров и услуг). Качество, становится ощутимым преимуществом в конкурентной борьбе  за потребителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_sr_po_uk_2012-2013_g.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА  МОСКВЫ    

  «КОЛЛЕДЖ  ПОЛИЦИИ»

Методические рекомендации

по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ

по дисциплине: «Управление качеством»

код, специальность  40.02.01(030912) Право и организация

социального обеспечения 

Москва 2016


ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

комиссией дисциплин профессиональных модулей специальности  Право  и организация социального обеспечения

           наименование комиссии

                     

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 (030912) Право и организация социального обеспечения

код, наименование специальности

Протокол №________

от «____»__________2016 г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии

_____________/Авдеева Е.А./

           подпись                           Ф.И.О.

Заместитель директора по учебной работе

_____________/Журавлева Л.Г./

Подпись                                 Ф.И.О.

Составитель (автор):_Луцык Нелли Ивановна, преподаватель _________

                                              Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ

Рецензент:________________________________________________________

                                          Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка                                                                4

Структура и содержание учебной дисциплины                                6

Методические указания по организации самостоятельной работы

курсантов                                                                                7

Самостоятельная работа  № 1                                                11

Самостоятельная работа  № 2                                                11

Самостоятельная работа  № 3                                                12

Самостоятельная работа  № 4                                                12

Самостоятельная работа  № 5                                                13

Самостоятельная работа  № 6                                                13

Самостоятельная работа  № 7                                                14

Самостоятельная работа  № 8                                                14

Самостоятельная работа  № 9                                                15

Самостоятельная работа  № 10                                                16

Самостоятельная работа  № 11                                                16

Самостоятельная работа  № 12                                                17

Самостоятельная работа  № 13                                                17

Самостоятельная работа № 14                                                18

Задания для текущего индивидуального контроля                        19

Вопросы для самоконтроля                                                        21

Вопросы к зачету                                                                        23

КОС по учебной дисциплине                                                        25

Глоссарий                                                                                27

Список использованной литературы                                        33


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Данные методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Управление качеством» предназначены для курсантов, обучающихся по специальности 40.02.01 (030912) Право и организация социального обеспечения. Изучение  вопроса управления качеством – настоятельное требование времени, так как эти знания необходимы в условиях рыночной экономики (наличие остроконкурентной среды производителей товаров и услуг). Качество, становится ощутимым преимуществом в конкурентной борьбе  за потребителя.

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл (ОП.21) и реализует следующие общие компетенции:

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность  и качество.

ОК 5.Использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК  6.Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться  с коллегами, руководством, потребителями.

Целью самостоятельной работы, выполняемой по дисциплине «Управление качеством» является:

- ознакомление с отечественным опытом в области управления качеством продукции;

- ознакомление с передовым зарубежным опытом в области управления качеством продукции и эффективности производства и потребления на основе стандартизации;

- приобретение курсантами практических навыков помощи предприятиям в организации;  

- эффективного управления качеством продукции и услуг.

Задача дисциплины  заключается в изучении принципов и методов работы по качеству.

В результате освоения учебной дисциплины «Управление качеством» курсант  должен

знать:

- основные термины и определения  в области качества и управления качеством;

- сущность и категории качества;

- методы управления качеством;

- факторы, влияющие на качество продукции;

- развитие советских систем управления качеством;

- научная организация работ по повышению моторесурса двигателей;

- комплексная система управления качеством продукции;

- государственные и международные стандарты и системы качества;

- основные этапы формирования затрат на качество;

- методы контроля качества;

- современные проблемы качества;

- основные этапы формирования затрат на качество;

- методы контроля качества;

- современные проблемы качества;

уметь:

- использовать необходимую информацию при решении вопросов качества;

- использовать полученные знания в повседневной и профессиональной деятельности;

 - овладеть методами групповой работы при решении конкретных производственных проблем;

 - пользоваться терминологией, используемой при решении вопросов качества;

- определять показатели оценки качества;

- определить политику в области качества, сформулировать общие задачи и направления деятельности организации в отношении качества;

- анализировать затраты на качество продукции, брак и потери от брака;

- применять методы контроля качества;

- оценивать уровень качества продукции.

1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 час., в том числе:

   обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;

   самостоятельной работы обучающегося 27 час.


2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

54

В том числе:

практические занятия

28

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

27

в том числе:

на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на углубление и расширение знаний по дисциплине, необходимой в будущей профессиональной деятельности

из них:

Подготовка презентации, доклада на тему «Зарождение элементов управления качеством в России»

2

Подготовка презентации, доклада на тему «Подход к качеству с точки зрения потребителя и производителя»

2

Работа с Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1  «О защите прав потребителей»

2

Подготовка  презентации, доклада на тему «Проанализировать качество обуви разных производителей  и сделать выводы».

2

Подготовка  презентации, доклада на тему «Ключевые факторы успеха в области управления  качеством  в разных отраслях».

2

Составление схемы разновидности методов управления качеством.

2

Составление проекта. Разработка программы по управлению качеством на предприятии.

2

Конспектировать основные понятия сертификации. Обязательная и добровольная сертификация.

2

Конспектировать. Проанализировать применение стандартов серии 9000 на предприятиях. Структура стандартов ИСО семейства 9000».

2

Конспектировать основные понятия стандартизации. Виды документов в области стандартизации и сертификации.

2

Составление последовательности процедуры разработки стандартов. Правила разработки и утверждения национальных стандартов.

2

Подготовка доклада, презентации на тему «Основные направления национальной политики в области проблем качества».

2

Подготовка доклада, презентации на тему «Управление качеством на различных этапах жизненного цикла продукции».

2

Составление схемы службы маркетинга и определение её роль на предприятии. Функции и задачи маркетинга.

3

Итоговая аттестация в форме

зачет

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЫ

3.1 Общие положения

Самостоятельная работа – это планируемая работа курсантов, которую они выполняют по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его прямого участия.

Самостоятельная работа необходима не только для освоения дисциплины «Управление качеством», но и для формирования навыков самостоятельной работы, как в учебной, так и профессиональной деятельности. Каждый курсант  учится самостоятельному решению проблем, нахождению оригинальных творческих решений.

Самостоятельная работа выполняется курсантами с использованием предложенной им методической литературы и необходимых дидактических материалов, что позволяет облегчить работу и совершенствовать ее качество.

3.2. Организация самостоятельной работы

предполагает:

- изучение нормативных документов;

- изучение правил оформления документов;

- составление таблиц, схем и их описание;

- составление конспекта;

- составление проектов документов;

- подготовка докладов, презентаций;

- подготовку к самостоятельному занятию;

- изучение периодических изданий по дисциплине  и подготовка по ним кратких конспектов.    


3.3.Общие методические рекомендации

Конспектирование текста

Конспект – это краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника.

1. Прежде чем конспектировать, составьте его подробный, развернутый план.

2. Проанализируйте план текста и сократите в нем те части, без которых содержание этого текста будет понято правильно и главное в нем не исчезнет.

3. Запишите сокращенный план, некоторые его части объедините.

4. В каждой  из оставшихся частей определите главное и второстепенное.

Существует тематический конспект по нескольким  источникам, посвященный одной теме.

Приступая к работе над тематическим конспектом, воспользуйтесь планом.

1. Соберите литературу по теме. Изучите тот источник, где она изложена наиболее полно и на современном уровне.

2. По этому источнику составьте подробный план с указанием страниц книги, относящихся к определенному пункту плана.

3. Изучите другие источники.

Если в них встречается материал по уже имеющемуся пункту плана, запишите в плане и новый источник с указанием страниц. Если же в другом источнике материал раскрывает тему с другой стороны, добавьте еще пункт плана.

4. Проанализировав всю литературу, собранную по теме, вы получите окончательный план, по которому можно писать конспект, объединяя по пунктам материал из разных источников.

5. Отредактируйте составленный вами конспект, внимательно прочтите его и подумайте:

-  удовлетворяет ли вас его общий план;

- хорошо ли воспринимается смысловая, логическая связь между отдельными элементами содержания;

- удачно ли использованы цитаты, правильно ли установлена связь между оборотами речи и фразами;

- верно ли поставлены знаки препинания в цитатах.

6. Прежде чем переписывать конспект начисто, исправьте все недочеты.

Тезисы

Тезисы - это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, необходимо найти главное в тексте и в каждой его части.

Составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста.

Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Составление опорного конспекта

Опорный конспект - краткая логическая информационная структура, обобщающая и отражающая суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы,  отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта — облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) — опорные сигналы. Опорный конспект это — наилучшая форма «шпаргалки» при подготовке к ответу и в процессе ответа. Он может быть представлен: системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др.

При составлении опорного конспекта:

— изучите материал темы, выберите главное и второстепенное;

— установите логическую связь между элементами темы;

— представьте характеристику элементов в краткой форме;

— выберите опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразите их в структуре работы;

—  оформите опорный конспект.

Составление таблицы по теме

Это вид самостоятельной работы по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. В рамках таблицы наглядно отображается, как одноплановый материал (раздел одной темы), так и многоплановый (разделы разных тем).

При  составлении таблицы необходимо:

—   изучить информацию по теме;

—   выбрать оптимальную форму таблицы;

—   максимально сжать информацию и заполнить ею основные графы таблицы;

—  пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.

        Составление схемы, иллюстрации (рисунка)

Это более простой вид графического способа отображения информации, целью ее является умение выделить главные элементы и установить между ними соотношение. Второстепенные детали опускаются.

Рисунки (иллюстрации) носят чаще схематичный характер.

При составлении схемы (рисунка) необходимо:

—    изучить информацию по теме;

—    создать или перерисовать известную схему.

Подготовка доклада, презентации 

Доклад оформляется на стандартных листах белой бумаги формата А4 (текст излагается на одной стороне листа). Листы работы должны иметь поля шириной согласно ГОСТ Р 6.30-2003. Работа представляется в брошюрованном виде (т.е. скрепленная с левой стороны папкой).

Доклад выполняется как рукописным (почерк должен быть четким и разборчивым), так и машинописным способом (размер шрифта 14, полуторный междустрочный интервал).  

На титульном листе должны быть указаны: наименование учреждения; изучаемая дисциплина, тема доклада; фамилия, имя и отчество курсанта, номер взвода; ФИО преподавателя; город; год.

Все листы доклада (за исключением титульного) должны быть пронумерованы. Нумерация начинается с 2-ой страницы, номер проставляется посередине верхнего поля без каких-либо символов и слов.

Объем доклада должен определяться разумной необходимостью и не должен превышать 10 листов машинописного текста.

Презентация предоставляется на диске, объем работы до 15 слайдов.

Доклад, презентация сдается в срок, определенный графиком учебного процесса.


Раздел 1. «Понятие качества и управление качеством»

Тема: Введение. Предмет, содержание и задачи дисциплины

Самостоятельная  работа №  1. Подготовка доклада, презентации на тему: «Зарождение элементов управления качеством в России».

Цель занятия: 

- изучение основных этапов развития систем качества;

- рассмотрение стадии философии обеспечения качества;

- изучение трудов ученых (Э. Деминг, Ф. Кросби, К. Исикава и др.).

План:

1.Эволюция мышления в области управления качеством.

2.Основные этапы развития систем качества.

Методические указания:

1.Подготовить доклад (презентацию)  по теме работы. Продолжительность доклада  – 10 мин. Для иллюстрации  подготовить раздаточный материал.

2.Доклад  (презентацию)  предоставить  для  проверки   преподавателю.

Работа выполняется на листе формата А4 (на диске), объем работы до 10 листов (презентации – 15 слайдов).

Форма контроля:

Сдача работы в срок.

Защита работы курсантом.

Тема: Сущность качества и управление им

Самостоятельная  работа №  2. Подготовка доклада, презентации на тему: «Подход к качеству с точки зрения потребителя и производителя».

Цель занятия: 

- изучение основных понятий, соотношение категорий (качество, ценность и стоимость), качество потребителей и производителей, качество и заинтересованные стороны; параметры качества продукции и ожидания потребителя; потребительские ценности продукции.

План:

1.Позиция потребителя по вопросу качества.

2.Позиция производителя по вопросу качества.

3.Важные свойства для оценки качества.

Методические указания:

1.Подготовить доклад (презентацию)  по теме работы. Продолжительность доклада  – 10 мин. Для иллюстрации  подготовить раздаточный материал.

2.Доклад  (презентацию)  предоставить  для  проверки   преподавателю.

Работа выполняется на листе формата А4 (на диске), объем работы до 10 листов (презентации – 15 слайдов).

Форма контроля:

Сдача работы в срок.

Защита работы курсантом.

Тема: Качество и конкурентоспособность продукции и услуг

Самостоятельная  работа №  3. Работа с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям.

Цель занятия: 

- проанализировать Закон РФ.

План:

1.Основные права покупателя и механизм обеспечения этих прав.

2.Мера ответственности лиц, ответственных за нарушение качества.

Методические указания:

1.Проанализировать Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1.

2.Составить конспект.

3.Конспект предоставить для проверки  преподавателю.

Работа выполняется письменно в тетради.

Форма контроля:

Сдача конспекта в срок.

Собеседование.

Тема: Определение конкурентоспособности предприятия

Самостоятельная работа № 4. Подготовка доклада, презентации на тему:  «Качество обуви разных производителей».

Цель занятия:

- проанализировать качество обуви (пример 2 или 3 производителя), причины повышения качества товаров, анализ конкурентоспособности товара.

План:

1.Анализ конкурентоспособность товара разных производителей.

2.Стратегические подходы к обеспечению конкурентоспособности товара.

Методические указания:

1.Подготовить доклад (презентацию)  по теме работы. Продолжительность доклада  – 10 мин. Для иллюстрации  подготовить раздаточный материал.

2.Доклад  (презентацию)  предоставить  для  проверки   преподавателю.

Работа выполняется на листе формата А4 (на диске), объем работы до 10 листов (презентации – 15 слайдов).

Форма контроля:

Сдача работы в срок.

Защита работы курсантом.

Тема: Определение конкурентоспособности предприятия

Самостоятельная  работа № 5. Подготовка доклада, презентации на тему: «Ключевые факторы успеха в области управления качеством в разных отраслях».

Цель занятия:

- изучить конкурентоспособность и качество, причины повышения качества товаров, анализ конкурентоспособности товара, предприятия (фирмы); проанализировать ключевые факторы успеха в области управления качеством в отраслях производящих:

- одежду;

- косметику;

- автомобили.

План:

1.Показатели, характеризующие конкурентоспособность товара.

2.Стратегические подходы к обеспечению конкурентоспособности товара.

Методические указания:

1.Подготовить доклад (презентацию)  по теме работы. Продолжительность доклада  – 10 мин. Для иллюстрации  подготовить раздаточный материал.

2.Доклад  (презентацию)  предоставить  для  проверки   преподавателю.

Работа выполняется на листе формата А4 (на диске), объем работы до 10 листов (презентации – 15 слайдов).

Форма контроля:

Сдача работы в срок.

Защита работы курсантом.

Тема: Основные методы управления качеством

Самостоятельная работа № 6. Работа с учебником. Разновидности методов управления.

Цель занятия:

- изучение методов управления качеством (организационные, социально-психологические, экономические, организационно-технологические).

План:

1.Классификация методов управления качеством по различным признакам.

2.Административное управление конфигурацией.

Методические указания:

1.Составить схему.

2.Конспект предоставить для проверки  преподавателю.

Работа выполняется письменно в тетради (представить различные классификации  методов управления качеством, в зависимости от автора).

Форма контроля:

Сдача конспекта в срок.

Собеседование.

Тема: Система управления качеством на предприятии

Самостоятельная работа №  7. Составление примерной программы. «Разработка программы по управлению качеством на предприятии».

Цель занятия:

-  проанализировать развитие советских систем управления качества (бездефектное изготовление продукции; система бездефектного труда; качество, надежность); перечислить основные особенности японского опыта управления качеством.

План:

1.Основные направления развития управления качеством в России применительно к условиям рыночных отношений.

2.Разработка системного подхода к управлению качеством продукции на отечественных предприятиях.

Методические указания:

1.Подготовить классификацию методов управления качеством.

2.Сфера приложения методов управления качеством.

3.Составить проект программы.

4.Конспект предоставить для проверки  преподавателю.

Работа выполняется письменно в тетради (проект программы по теме работы).

Форма контроля:

Сдача конспекта в срок.

Собеседование.

Раздел 2.«Сертификация продукции и систем качества»

Тема: Ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации

Самостоятельная работа №  8. Работа с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184 «О техническом регулировании». Обязательная и добровольная сертификация.

Цель занятия:

- рассмотрение понятий: обязательное подтверждение соответствия и добровольное подтверждение соответствия.

План:

1.Основные понятия и термины в области сертификации.

2. Российские системы сертификации: добровольные и обязательные.

3.Практика сертификации в России.

Методические указания:

1. Конспектировать основные понятия и термины (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184 «О техническом регулировании»).

2.Конспект предоставить для проверки  преподавателю.

Работа выполняется письменно в тетради.

Форма контроля:

Сдача конспекта в срок.

Собеседование.

Тема: Система стандартов ИСО семейства 9000

Самостоятельная работа № 9. Структура стандартов ИСО семейства 9000.

Цель занятия:

- ознакомление с условиями применения и функционирования российских систем качества в соответствии со стандартами ИСО 9000 (созданных, внедренных и документально оформленных).

План:

1.Основные положения международных стандартов ИСО 9000.

2.Организационно-методическое обеспечение: качество руководства и управления (планирование, анализ, контроль).

Методические указания:

1.Перечислить процессы жизненного цикла продукции.

2.Определить область применения требований системы стандартов ИСО серии  9000:2000, допустимые исключения.

3.Конспект предоставить для проверки  преподавателю.

Работа выполняется письменно в тетради.

Форма контроля:

Сдача конспекта в срок.

Собеседование.

Тема: Правовые основы сертификации и стандартизации в РФ

Самостоятельная работа №  10. Работа с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184 «О техническом регулировании». Виды документов в области стандартизации и сертификации.

Цель занятия:

- ознакомление с основными нормативными документами по стандартизации и сертификации, с их требованиями.

 

План:

1.Нормативные документы в области стандартизации и сертификации.

2.Процедура ведения и управления документами.

3.Система поиска, доступности, изымания устаревших документов.

Методические указания:

1.Конспектировать основные понятия стандартизации (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184 «О техническом регулировании»).

2.Конспект предоставить для проверки  преподавателю.

Работа выполняется письменно в тетради.

Форма контроля:

Сдача конспекта в срок.

Собеседование.

Тема: Применение стандартов в РФ

Самостоятельная работа № 11. Правила разработки и утверждения национальных стандартов.

Цель занятия:

- рассмотрение процесса разработки стандартов.

План:

1.Разновидности нормативных документов согласно ИСО/МЭК (стандарт, предварительный стандарт, документ технических условий, свод правил, регламент).

2.Виды стандартов.

 

Методические указания:

1.Составить последовательность процедуры разработки стандартов (ст.16  Федеральный  закон от 27 декабря 2002 г. № 184 «О техническом регулировании»).

2.Конспект предоставить для проверки  преподавателю.

Работа выполняется письменно в тетради.

Форма контроля:

Сдача конспекта в срок.

Собеседование.

Раздел 3. «Современные проблемы управления качеством»

Тема: Проблемы качества и роль маркетинговой деятельности в системе управления качества

Самостоятельная работа №  12. Подготовка доклада, презентации на тему: Основные направления национальной политики в области проблем качества.

Цель занятия:

- рассмотрение  проблем качества и национальных интересов, а также решение проблем, связанных с обеспечением требуемого качества.  

План:

1.Основные направления национальной политики в области проблем качества.

2.Характеристика затрат, связанных с обеспечением качества.

 

Методические указания:

1.Подготовить доклад (презентацию)  по теме работы. Продолжительность доклада  – 10 мин. Для иллюстрации  подготовить раздаточный материал.

2.Доклад  (презентацию)  предоставить  для  проверки   преподавателю.

Работа выполняется на листе формата А4 (на диске), объем работы до 10 листов (презентации – 15 слайдов).

Форма контроля:

Сдача работы в срок.

Защита работы курсантом.

Тема: Проблемы качества и роль маркетинговой деятельности в системе управления качества

Самостоятельная работа №  13. Подготовка доклада, презентации на тему: Управление качеством на различных этапах жизненного цикла продукции.

Цель занятия: изучить этапы ЖЦТ (внедрение, рост, зрелость, спад).

План:

1.Этапы «жизненного цикла» продукции.

2. Концепция «жизненного цикла» товара.

 

Методические указания:

1.Подготовить доклад (презентацию)  по теме работы. Продолжительность доклада  – 10 мин. Для иллюстрации  подготовить раздаточный материал.

2.Доклад  (презентацию)  предоставить  для  проверки   преподавателю.

Работа выполняется на листе формата А4 (на диске), объем работы до 10 листов (презентации – 15 слайдов).

Форма контроля:

Сдача работы в срок.

Защита работы курсантом.

Тема: Управленческий учет и бюджетирование

Самостоятельная работа № 14. Составление схемы. Функции и задачи службы маркетинга.

Цель занятия: 

- рассмотрение службы маркетинга и ее роли на предприятии.

План:

1.Организация маркетинга на предприятии.

2.Стратегия маркетинга по группам товаров.

3.Анализ товара и его поведение на рынке.

 

Методические указания:

1. Составить схему службы маркетинга. Определить ее роль на предприятии.

2.Конспект предоставить для проверки  преподавателю.

Работа выполняется письменно в конспекте.

Форма контроля:

Сдача работы в срок.

Защита работы курсантом.


Задания для текущего индивидуального контроля

Вариант 1

  1. Определение качество, управление качеством, управление качеством продукции.
  2. Заинтересованные стороны в системе качества.

Вариант 2

  1. Определение конкуренции и конкурентоспособности.
  2. Что собой представляет жизненный цикл товара.

Вариант 3

1.Определение сертификации.

2.Виды стандартов и стандартизации.

Вариант 4

1.Назовите категории затрат на качество.

2.Что понимают под конкурентоспособностью предприятия и  конкурентоспособностью товара.

Вариант 5

1.Назовите основные стадии ЖЦТ.

2.Виды сертификации и систем сертификации.

Вариант 6

  1. Определение стандартов и стандартизации.
  2. Проблемы  управления качеством.

Вариант 7

  1. Назовите заинтересованные стороны, которые различают в системе качества.
  2. Классификация показателей качества.

Вариант 8

1.Объекты стандартизации.

2.Определение затрат на качество.

Вариант 9

1.Что представляет собой служба маркетинга.

2.Определение петли качества.

Вариант 10

  1. Нормативные документы по стандартизации.
  2. Назовите пять основных этапов управления качеством.

Вариант 11

1.Что собой представляет маркетинговая деятельность.

2.Определение стандартов и стандартизации.

Вариант 12

  1. Определение валовой и товарной продукции.
  2. Основные методы стандартизации.

Вариант 13

1.Что собой представляет жизненный цикл товара.

2.Назовите заинтересованные стороны, которые различают в системе качества.

Вариант 14

1.Проблемы  управления качеством.

2.Основные показатели объема производства.

Вариант 15

1.Цели стандартизации.

2.Как определяется удовлетворенность потребителя.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Назовите законы, которые определяют права производителя, потребителя и третьей стороны, выдающей сертификат.

2.Назовите основополагающие государственные стандарты, которые регулируют деятельность по сертификации систем качества в России.

3.Назовите основные принципы сертификации систем качества.

4.Назовите 3 этапа процесса сертификации систем качества.

5.Какие применяются документы в системе технического регулирования РФ.

6.Основные принципы технического регулирования.

7.Каковы современные подходы и методы управления качеством?

8.Что представляют собой методы управления качеством?

9.Каковы особенности применения методов управления качеством?

10.Назовите классификацию методов управления качеством.

11.Что понимал Деминг под внедрением новых методов руководства?

12.Проанализируйте модель премии имени Э.Деминга.

13.Что представляет собой сертификация продукции и услуг?

14.Назовите в чем сходство и различие  понятий «сертификация» и «соответствие»?

15.Назовите формы сертификации, которые используются в России.

16.Назовите схемы сертификации продукции и услуг, которые используются в России.

17.Какие органы входят  в организационную структуру сертификации?

18.Что является объектом сертификационной деятельности?

19.Назовите схемы, которые могут использоваться при декларировании и сертификации обязательного подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов.

20.Назовите основную организацию по стандартизации?

21.Перечислите головные научно-исследовательские институты по стандартизации и какими вопросами они занимаются.

22.Назовите основные функции, которые выполняют технические комитеты Госстандарта Российской Федерации.

23.Кого привлекают к работе  в технических комитетах  Госстандарта Российской Федерации.

24.Проанализируйте комплекс документов, который содержит 5 базовых стандартов (стандарты серии ИСО 9000).

25.Опишите назначение, применение и разработку технических условий.

26.Назовите объекты стандартизации.

27.Охарактеризуйте сущность каждого вида стандартов.

28.Проанализируйте, почему стандарты позволяют оценивать качество любого вида продукции.

29.Поясните особенности международных стандартов.

30.Назовите основные правила применения международных стандартов.

31.Проанализируйте проблему в системе управления качеством.

32.Назовите основные направления национальной политики в области проблем качества.

33.Охарактеризуйте категории затрат на качество и проанализируйте как достичь запланированный уровень качества и снизить общие затраты.

34.Назовите показатели выпуска продукции.

35.Проанализируйте показатели качества продукции.

36.Проанализируйте проблему в системе управления качеством.

37.Назовите основные направления национальной политики в области проблем качества.

38.Охарактеризуйте категории затрат на качество и проанализируйте как достичь запланированный уровень качества и снизить общие затраты.

39.Назовите показатели выпуска продукции.

40.Проанализируйте показатели качества продукции.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Понятие качества, продукции и управления качества.
  2. Определение петли качества.
  3. Назовите заинтересованные стороны, которые различают в системе качества.
  4. Показатели, характеризующие качество изделия.
  5. Классификация показателей качества.
  6. Назовите основные аспекты качества.
  7. Определение конкуренции и конкурентоспособности.
  8. Назовите факторы, которые влияют на качество продукции.
  9. Что понимают под конкурентоспособностью предприятия и  конкурентоспособностью товара.
  10. Способы оценки конкурентоспособности.
  11. Основные факторы конкурентоспособности.
  12. Чем выражается суть конкуренции.
  13. Основные показатели рынка.
  14. Назовите категории управления качеством продукции.
  15. Основные методы управления качеством.
  16. Определение конфигурации и административного управления конфигурацией.
  17. Что собой представляет жизненный цикл товара.
  18. Назовите основные стадии ЖЦТ.
  19. Определение сертификации.
  20. Виды сертификации и систем сертификации.
  21. Основная задача Международной организации по стандартизации.
  22. Область применения стандартов ИСО серии 9000.
  23. Назовите принципы менеджмента качества.
  24. Определение стандартов и стандартизации.
  25. Виды стандартов и стандартизации.
  26. Объекты стандартизации.
  27. Основные методы стандартизации.
  28. Проблемы  управления качеством.
  29. Определение затрат на качество.
  30.  Назовите категории затрат на качество.
  31. Основные показатели объема производства.
  32. Определение валовой и товарной продукции.
  33.  Что представляет собой служба маркетинга.
  34. Что собой представляет маркетинговая деятельность.
  35.  Определение оценки качества.
  36. Как определяется удовлетворенность потребителя.
  37. От чего зависит качество продукции.
  38. Определение уровня качества продукции.
  39. Назовите пять основных этапов управления качеством.
  40. В каком году учреждена Международная организация по стандартизации.
  41. Из стольких стран она объединяет представителей.
  42. Что понимают под управленческим учетом.
  43. Что понимают под бюджетированием.
  44. Назовите формы системы бюджетирования.
  45. Что собой представляет система мотиваций.
  46. Методы и факторы мотивации.
  47. Что собой представляет мотивационный процесс.
  48. Что представляет собой система менеджмента качества.
  49. Принципы и цели стандартизации.
  50. Нормативные документы по стандартизации.

КОС по учебной дисциплине «Управление качеством»

код, наименование профессии/специальности

40.02.01 (030912) Право и организация социального обеспечения

Результаты обучения (освоенные умения,

усвоенные знания)

ПК, ОК

Наименование темы внеаудиторной (самостоятельной) работы

1

2

3

- основные термины и определения  в области качества и управления качеством;

ОК 1

Зарождение элементов управления качеством в России

- основные термины и определения  в области качества и управления качеством;

- сущность и категории качества;

- факторы, влияющие на качество продукции;

ОК 1

Подход к качеству с точки зрения потребителя и производителя

использовать необходимую информацию при решении вопросов качества;

- использовать полученные знания в повседневной и профессиональной деятельности;

ОК 5

Работа с Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1  «О защите прав потребителей». Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям

- сущность и категории качества;

- методы управления качеством;

- факторы, влияющие на качество продукции;

ОК 2

Проанализировать качество обуви разных производителей  и сделать выводы

- комплексная система управления качеством продукции;

ОК 2

Ключевые факторы успеха в области управления  качеством  в разных отраслях

- сущность и категории качества;

- методы управления качеством;

ОК 1

Составление схемы разновидности методов управления качеством

- комплексная система управления качеством продукции;

ОК 2

Составление проекта. Разработка программы по управлению качеством на предприятии

- основные термины и определения  в области качества и управления качеством;

ОК 1

Конспектировать основные понятия сертификации. Обязательная и добровольная сертификация

- государственные и международные стандарты и системы качества;

- основные этапы формирования затрат на качество;

- методы контроля качества;

- современные проблемы качества;

ОК 5

Проанализировать применение стандартов серии 9000 на предприятиях. Структура стандартов ИСО семейства 9000

основные термины и определения  в области качества и управления качеством;

ОК 1

Конспектировать основные понятия стандартизации. Виды документов в области стандартизации и сертификации

- государственные и международные стандарты и системы качества;

- основные этапы формирования затрат на качество;

- методы контроля качества;

- современные проблемы качества;

ОК 5

Составление последовательности процедуры разработки стандартов. Правила разработки и утверждения национальных стандартов

- определить политику в области качества, сформулировать общие задачи и направления деятельности организации в отношении качества;

ОК 6

Основные направления национальной политики в области проблем качества

- использовать необходимую информацию при решении вопросов качества;

- использовать полученные знания в повседневной и профессиональной деятельности;

ОК 5

Управление качеством на различных этапах жизненного цикла продукции

- основные этапы формирования затрат на качество;

- методы контроля качества;

- современные проблемы качества.

ОК 6

Составление схемы службы маркетинга и определение её роль на предприятии. Функции и задачи маркетинга.


ГЛОССАРИЙ

Аккредитация (лабораторий) — официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний. Аккредитация обычно является положительным результатом аттестации лаборатории с последующим надзором.

Аккредитованная лаборатория — испытательная лаборатория, прошедшая аккредитации.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Гарантия качества — часть менеджмента качества, сфокусированная на обеспечении уверенности, что соответствующее требование качества будет выполнено.

Двустороннее соглашение по признанию — соглашение по признанию, которое включает принятие двумя сторонами результатов работы друг друга.

Декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Дефект продукции несоответствие продукции установленным требованиям.

Документ технических условий — документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция, процесс или услуга.

Доступ к системе сертификации — возможность для соискателя свидетельства (в области сертификации) пользоваться сертификацией согласно правилам системы.

Жизненный цикл продукции — совокупность процессов создания и использования (потребления) продукции определенного вида от начала научных исследований по ее разработке до утилизации или уничтожения включительно.

Затраты, связанные с качеством — затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество.

Заявитель (в области сертификации) — физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.

Заявление о соответствии — заявление поставщика под его полную ответственность, что продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Знак обращения на рынке — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

Идентификация продукции — установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.

Испытание — техническая операция, заключающаяся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой.

Испытательная лаборатория — лаборатория, которая проводит испытания. Термин «испытательная лаборатория» может использоваться в значении юридического или технического органа или в значении того и другого.

Качество — практическое воплощение удовлетворения потребностей и ожиданий. Качество продуктов труда определяется совокупностью свойств и характеристик продуктов труда, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Квалиметрия — наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов — проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

Международная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.

Международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией, занимающейся стандартизацией (по стандартизации), и доступный широкому кругу потребителей.

Менеджмент качества — полный набор процессов, используемый в системе менеджмента качества.

Методы управления качеством — способы осуществления воздействия на качество с целью достижения поставленных целей.

 Национальный орган по стандартизации — орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, который имеет право быть национальным членом соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.

Национальный стандарт — стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей.

Нормативный документ — документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный документ» является родовым термином, охватывающим такие понятия, как стандарты, документы технических условий, своды правил и регламенты. Под документом следует понимать любой носитель с записанной в нем или на его поверхности информацией.

Обеспечение качества — совокупность способов и методов, направленных на создание уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет определенным требованиям к качеству.

Орган по аккредитации (лабораторий) — орган, который управляет системой аккредитации лабораторий, проводит аккредитацию и предоставляет право на ее проведение. Орган по аккредитации может выразить желание о полной или частичной передаче полномочий по аттестации испытательной лаборатории другому компетентному органу (агентству по аттестации). С учетом того, что такой путь может быть практическим решением по расширению признания испытательных лабораторий, считается важным, чтобы такая аттестация была эквивалентна аттестации, проводимой органом по аккредитации, и чтобы орган по аккредитации признал свою полную ответственность за такую передачу полномочий.

Орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Орган, проводящий сертификацию соответствия. Орган по сертификации может сам проводить испытания и контроль за испытаниями или же осуществлять надзор за этой деятельностью, проводимой по его поручению другими органами.

Орган по стандартизации — орган, занимающийся стандартизацией, признанный на национальном, региональном или международном уровнях, основная функция которого, согласно его статусу, заключается в разработке, утверждении и принятии стандартов, которые доступны широкому кругу потребителей.

Петля качества (спираль качества) – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях  от определения потребностей до оценки их удовлетворения.  

Планирование качества — часть менеджмента качества, сфокусированная на установление и интерпретацию политики качества, целей качества и требований качества и специфицирующаяся (детально определяющая), как это будет достигнуто.

Подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Показатель качества — количественная характеристика свойства (совокупности свойств).

Политика качества — основные направления и цели организации, связанные с качеством, официально сформулированные высшим руководством.

Поставщик – сторона, несущая ответственность за продукцию, процесс или услугу и способная продемонстрировать свои возможности по обеспечению качества. Это определение применимо к изготовителям, оптовикам, импортерам, монтажным организациям, службам сервиса и т.п.

Потребитель – получатель продукции, предоставляемой поставщиком.

Предоставление услуги — деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.

Проверка качества — систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и, результатов в области качества запланированным показателям, а также эффективность их внедрения и степень достижения поставленных целей.

Продуктивность — взаимоотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Процесс — система действий, которая использует ресурсы для преобразования входящих элементов в выходящие.

Риск — возможная вероятность потерь. Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Свидетельство в области сертификации (лицензия) — документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, посредством, которого орган по сертификации наделяет лицо или орган правом использовать сертификаты или знаки соответствия для своей продукции, процессов или услуг в соответствии с правилами соответствующей системы сертификации.

Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, изданный в соответствии с правилами системы сертификации.

Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Система — объект, состоящий из взаимосвязанных или взаимодействующих элементов.

Система аккредитации лабораторий — система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации лабораторий.

Система менеджмента качества — система для установления политики качества, целей качества и для достижения этих целей.

Система обеспечения качества (система качества) — совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством. Система качества охватывает все стадии и все уровни формирования качества, обеспечивает реализацию определенной политики фирмы в области качества.

Система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. Центральный орган, который управляет системой сертификации и осуществляет надзор за данной системой, может передавать свои полномочия в отношении деятельности по сертификации и право на сертификацию соответствия.

Система управления — система для установления политики и целей и для достижения этих целей.

Системный подход к управлению — управление организацией как единой системой, где любое управленческое воздействие на одну часть системы сказывается и на других ее частях, из чего следует, что управлять необходимо всей организацией в целом.

Соискатель свидетельства в области сертификации (заявитель) — лицо или орган, добивающиеся получения соответствующего свидетельства от органа по сертификации.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Стандарты должны быть основаны на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. В частности, эта деятельность проявляется при разработке, опубликовании и применении стандартов. Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.

Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Техническое условие – документ, устанавливающий требования, которым должна соответствовать продукция.

Тотальный менеджмент (управление) качества — менеджмент качества организации, охватывающий всю организацию.

Требование — установленная или типично предполагаемая потребность или ожидание.

Требование качества — требование, касающееся всей суммы неотъемлемых характеристик объекта и их значений.

Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.

Улучшение качества — часть менеджмента качества, сфокусированная на увеличение его эффективности и продуктивности.

Управление качеством — часть менеджмента качества, сфокусированная на выполнение требований качества. Рекомендуется добавлять определительное слово при ссылке на понятие «управление качеством» (более узкое, чем «обеспечение качества»), например, «управление качеством в процессе разработки».

Уровень качества — мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству объекта, принятому за эталон сравнения.

Услуга — итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителей.

Участник системы сертификации — орган по сертификации, действующий согласно правилам данной системы, но не имеющий возможности участвовать в управлении системой.

Форма подтверждения соответствия — определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Эксперт – высококвалифицированный специалист в некоторой области деятельности, владеющий технологиями проведения экспертиз и соответствующей нормативно-правовой базой, принимающий участие в проведении экспертиз.

Эффективность – степень, с которой запланированные деятельности реализуются и запланированные результаты достигаются.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники

  1. Кузнецова Н.В./ Управление качеством/ Учебное пособие - М.: Флинта: МПСИ,  2010
  2. Кошевая И.П., Канке А.А./ Метрология, стандартизация и сертификация: учебник.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009
  3. Зекунов А.Г., Иванов В.Н., Мишин В.М., Пазюк Ю.В./ Упавление качеством: учебник и практикум для СПО/ Под ред. Зекунова А.Г. – М.: Издательство Юрайт, 2016

Дополнительные источники

1.Баумгартен Л.В./ Управление качеством в туризме. Практикум: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2008  

2.Деева В.А., Кобиашвили Н.А., Кобулов Б.А./ Управление качеством: Учебное пособие.- М.: ИД «Юриспруденция», 2009

3.Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством/ Учебник-2-е изд.-
М.: Омега-Л, 2008

4.Мишин В.М. Управление качеством/ Учебник для студентов вузов, 2-
е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012

5.Просветов Г.И./ Управление качеством: Задачи и решения: Учебно-практическое пособие.- М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2009

6.Ржевская С.В./ Управление качеством: практикум: учебное пособие.- М.: Университетская книга, Логос, 2009

7.Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»

8.Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184 – ФЗ «О техническом регулировании»

Интернет ресурсы

1.Информационно - правовой сервер ГАРАНТ -  http://www.garant.ru

2.Общероссийская сеть распространения правовой информации Консультант Плюс -  http://www.consultant.ru

3.Информационное агентство по экономике и правоведению - http://www.akdi.ru

4.Законодательство России -  http://www.systema.ru/

5.Комментарии к законодательству РФ -  http://www.labex.ru/page/about.html

6. Общий портал правовой информации – новости  и последние изменения - http://www.legis.ru/news/news.asp

7. МВД России - http://www.mvd.ru

8. Поисковая система по праву различных стран - http://www.loc.gov/law/guide/nations.html

9. Путеводитель по правовым источникам в Интернете -  www.ilrg.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Методические рекомендации по выполнению  внеаудиторной самостоятельной работыучебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» основной профессиональной о...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине: ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Структура данного пособия включает следующие разделы:−       Система органов дыхания;−       Пищеварительная система;−...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине "Энергосбережение технологических процессов"

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.08 «Энергосбережение технологических процессов», разработанной на основе Федерального государственного об...

«Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Математика» для студентов колледжа»

Данная работа является методическими рекомендациями по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов, которая предусмотрена рабочей программой дисциплины «Математи...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Физическая культура»

В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самос...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Математика" 1 курс

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Математика" для студентов 1 курса...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Материаловедение» для обучающихся по профессии код: 23.01.03 Автомеханик

методические рекомендациипо выполнению внеаудиторной самостоятельной работы  по дисциплине «Материаловедение»составлены в соответствии с учебным планоми программой дисциплины  для обуча...