Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине: ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека
учебно-методическое пособие на тему

Петренко Наталья Михайловна

Структура данного пособия включает следующие разделы:

−       Система органов дыхания;

−       Пищеварительная система;

−       Железы внутренней секреции и гормоны;

−       Система опоры и движения;

Каждый раздел включает контрольные вопросы, позволяющие проверять знания теоретического материала; контрольные задания, имеющие цель проверки практических навыков; тестовые задания, дающие возможность проверить свои знания при наличии вариативности ответов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka.doc517 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

профессионального образования Ростовской области  

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБОУ СПО РО «ВПК»)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

по дисциплине: ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

для специальностей: 44.02.01 - Дошкольное образование, 44.02.02 - Преподавание в начальных классах, 44.02.03 - Педагогика дополнительного образования

Волгодонск

2014


Оглавление

Введение        

I. Система органов дыхания        

Тема 1. Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания.        

Тема 2. Дыхательные движения, их регуляция.        

Тема 3. Газообмен в легких и тканях. Влияние окружающей среды на дыхание.        

Тема 4. Первая помощь при нарушении дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания.        

Тема 5. Контрольно-обобщающий урок по теме: «Система органов дыхания».        

II. Пищеварительная система.        

Тема 1. Питание и пищеварение.        

Тема 2. Пищеварение в полости рта. Глотание.        

Тема 3. Пищеварение в желудке.        

Тема 4. Пищеварение в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания.        

III.  Железы внутренней секреции и гормоны.        

Тема 1. Железы внутренней секреции и гормоны.        

Тема 2. Нарушение нервногуморальной регуляции.        

Тема 3. Контрольно - обобщающий урок: «Железы внутренней секреции. Нервно – гуморальная регуляция.        

IV. Система опоры и движения.        

Тема 1. Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей, типы их соединения.        

Тема 2 Скелет человека.        

Тема 3. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.        

Тема 4. Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения.        

Рекомендуемая литература        

Введение

Разработка данного пособия объединяет целый комплекс вопросов и заданий по анатомии, физиологии и гигиене детского организма, способствует закреплению материала при самостоятельной подготовке к зачетам и экзаменам студентам очной и заочной формы обучения.

Разработка данного пособия вызвана необходимостью более рационально использовать время на поиск необходимой литературы, на выработку профессиональных умений и навыков. Большое внимание уделяется физиологии пищеварительной, дыхательной и других систем.

Контрольные вопросы, контрольные задания, тесты разработаны в соответствии с тематикой лекций и учебного материала. Для выполнения каждого контрольного задания необходимо проработать имеющуюся литературу по той или иной теме данного курса (лекции, учебники, атласы).

Структура данного пособия включает следующие разделы:

  • Система органов дыхания;
  • Пищеварительная система;
  • Железы внутренней секреции и гормоны;
  • Система опоры и движения;

Каждый раздел включает контрольные вопросы, позволяющие проверять знания теоретического материала; контрольные задания, имеющие цель проверки практических навыков; тестовые задания, дающие возможность проверить свои знания при наличии вариативности ответов.

Пособие поможет каждому студенту педагогического колледжа, в случае пробелов в знаниях, самостоятельно изучить отдельные темы курсы, проверить на практике степень усвоения материала.

I. Система органов дыхания

Содержание

Тема 1. Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания.

Тема 2. Дыхательные движения, их регуляция.

Тема 3. Газообмен в легких и тканях ,влияние окружающей среды на дыхание.

Тема 4. Первая помощь при нарушении дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания.

Тема 5. Контрольно-обобщающий урок по теме: «Система органов дыхания».

Тема 1. Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания.

Контрольные вопросы:

  1. Какую роль в организме человека играет кислород?
  2. В чем заключается основная функция дыхательной системы?
  3. Какими органами она образована?
  4. В каком органе дыхательной системы происходит газообмен? Каковы особенности строения этого органа?
  5. Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом, а не ртом?
  6. В чем сущность дыхания? Из каких этапов состоит этот процесс у человека?
  7. Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости.

а) Носовая полость

б) Трахея

в) Гортань

г) Носоглотка

д) Бронхи

е) Бронхиолы

  1. Как образуется звук в гортани? От чего зависят его сила и высота? Какие органы участвуют в формировании членораздельной речи?
  2. В чем проявляется связь строения и функции органов дыхания?
  3.  Почему обычно пища не попадает в гортань? Дайте физиологическое обоснование поговорки «Когда я ем, я глух и нем».

Контрольное задание:

Из перечня органов дыхательной системы (1-10) выберите правильные полные ответы на вопросы (I-XII) и зашифруйте их.

1. Слизистая оболочка.

2. Легочные пузырьки.

3. Легкие.

4. Бронхи.

5. Трахея.

6. Надгортанник.

7. Гортань.

8. Хрящевые полукольца.

9. Плевра.

10. Носовая полость.

  1. Не пропускает пищу в гортань.
  2. Не дает трахее сужаться.
  3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.
  4. Поверхностный слой воздухоносных путей.
  5. Начальная часть воздухоносного пути.
  6. Выстилает наружную поверхность легких.
  7. Покрывает стенку грудной полости изнутри.
  8. Внутри содержит голосовые связки.
  9. Самая длинная часть воздухоносного пути.
  10. Путь вдыхаемого воздуха после гортани до легочных капилляров (последовательно).
  11. Место газообмена между легкими и кровью.
  12. Место диффузии газов.

Индивидуальная работа по карточкам

  1.  На рисунке изображены голосовые связки трех людей. Определите по голосовым связкам, кто из них молчит, кто разговаривает в полный голос, а кто - шепотом?
  2.  Объясните, почему у мужчин голос более низкий, чем у женщин? Какие особенности гортани мужчин отразились на тембре их голоса? Почему у детей голос более высокий, чем у взрослых?

1. Рассмотрите рисунок. Что обозначено на нем цифрами 1-5? Каковы функции гортани?

2. Почему нельзя громко кричать, особенно мальчикам 13-16 лет?

3. На представленном рисунке «Органы дыхания» обозначьте следующие органы:

  1. Носовая полость.
  2. Глотка.
  3. Надгортанник.
  4. Гортань.
  5. Трахея.
  6. Бронхи.
  7. Легкое.
  8. Легочные пузырьки (альвеолы).
  9. Легочные доли.

4. Запишите названия газов, которыми насыщена кровь при поступлении в капилляры легочных пузырьков и при выходе из них. Чем объяснить, что кровь за короткое время пребывания в капиллярах легочных пузырьков (менее 1 с) успевает насытиться кислородом и отдать углекислый газ в воздух легочных пузырьков?

Тема 2. Дыхательные движения, их регуляция.

Контрольное задание:

1. Под какими цифрами обозначено положение диафрагмы и ребер:

а) при вдохе; б) при выдохе. Ответ поясните.

Тестовое задание:

2. Из перечня (1-7) выберите и зашифруйте правильные и полные ответы на вопросы (I-X).

  1. Вдох.
  2. Выдох.
  3. Жизненная емкость.
  4. Плевральная щель.

  1. Сокращение дыхательных мышц.
  2. Расслабление дыхательных мышц.
  3. Плевра.
  1. Тонкая пленка на поверхности легких.
  2. Обеспечивает вентиляцию легких.
  3. Следствие сокращения мышц диафрагмы.
  4. Следствие расслабления мышц диафрагмы.
  5. Следствие опускания ребер.
  6. Следствие поднятия ребер.
  7. Измеряется спирометром.
  8. Причина увеличения грудной полости.
  9. Причина уменьшения грудной полости.
  10. Причина повышения давления в легких.
  11. Причина понижения давления в легких.
  12. Следствие повышения давления в легких.
  13. Следствие понижения давления в легких.
  14. Показатель физического развития человека.
  15. Пространство между плеврами.
  16. Уменьшается у курящих.

Контрольные вопросы:

  1. Для преодоления стометровой дистанции бегуну нужно 125-150 л. Воздуха. За 10-15 с. его легкие не могут пропустить через себя такое количество воздуха. Каким образом возмещается его дефицит у бегуна?
  2. В 1956 г. в одном из научных журналов появилась сенсационная статья с подзаголовком  «Жизнь без крови». В ней ученый описывает эксперимент, в котором он заменял животным кровь на жидкий синтетический полимер или на обычный физиологический раствор. Животные в этой ситуации продолжали жить, как ни в чем не бывало. Какие условия должен был соблюдать ученый в экспериментах?
  3. Перед тем как нырнуть в воду, нужно набрать в легкие как можно больше воздуха или сделать ряд быстрых глубоких вдохов и выдохов. В каком случае человек дольше продержится под водой? Ответ поясните.
  4. В больницу был доставлен человек, грудная клетка которого была пробита с двух сторон. Легкие при этом остались неповрежденными. Через некоторое время больной умер от удушья. Почему это произошло?
  5. Из романов Ф. Купера мы знаем, что индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при этом при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом, находясь под водой, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 м. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение?

Тема 3. Газообмен в легких и тканях. Влияние окружающей среды на дыхание.

Контрольные вопросы:

  1. Как изменяется состав воздуха во время дыхания?
  2. Как происходит газообмен в тканях?
  3. Как происходит газообмен в легких?
  4. Какие изменения происходят с легкими, мышцами, диафрагмой при вдохе и выдохе?
  5. Что такое жизненная емкость легких?
  6. Заболевание каких органов вызывает загрязненный дымом воздух?

Тестовое задание:

Дан нумератор с названием процессов газообмена в легких и тканях (1-12). Первому варианту выбрать шифры правильных ответов слева, а второму справа.

  1. Переход О2  из легких в кровь…8
  2. Переход О2 из крови в ткани…9
  3. Переход СО2 из тканей в кровь…10
  4. Переход СО2 из крови в легкие…11
  5. Присоединение О2 к эритроциту…12
  6. Отделение О2 от эритроцита…13
  7. Превращение артериальной крови в венозную…14
  8. Превращение венозной крови в артериальную 15
  9. Разрыв химической связи О2 с гемоглобином…16
  10. Химическое связывание О2 с гемоглобином…17
  11. Капилляры в тканях…18
  12. Легочные капилляры…19

Вопросы для I варианта.

I. Процессы газообмена в тканях; II – физические процессы при газообмене; III – процессы в большом круге кровообращения.

Вопросы для II варианта.

I. Процессы газообмена в легких; II – химические процессы при газообмене; III – процессы в малом круге кровообращения.

Ответы: Вариант I. I-2,3,6,7,9,11; II – 1,2,3,4; III – 2,3,6,7,9,11.

Вариант II – I-8,11,12,15,17; II – 12,13,14,15,16,17; III – 8,11,12,15,17,19.

Тема 4. Первая помощь при нарушении дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания.

Контрольные вопросы:

  1. Последовательность действий при оказании первой помощи утопающему.
  2. Назовите возбудителя гриппа.
  3. Каким путем передается вирус гриппа?
  4. Какие клетки поражают вирусы гриппа?
  5. Какие факторы предрасполагают к заболеванию острым бронхитом?
  6. Какое содержание вкладывает современная наука и медицина в понятие «бронхиальная астма»?
  7. Какие 2 формы бронхиальной астмы различают по механизму развитию?
  8. Назовите первые признаки рака легких? Какие формы лечения принимают при раковых заболеваниях.

Тема 5. Контрольно-обобщающий урок по теме: «Система органов дыхания».

Контрольные вопросы:

Фронтальная беседа по вопросам:

  • Как анатомически связаны органы дыхания с органами кровообращения?
  • Как связаны функции кровеносной системы с функциями дыхательной систем? Приведите примеры.
  • Как влияет нарушение дыхания на работу сердца, на кровообращения? Приведите примеры.
  • Как влияет нарушение работы сердца на дыхание?
  • Какова роль дыхательной и кровеносной систем в поддерживании постоянства состава внутренней среды?
  • Какие виды физической работы и спорта одновременно развивают и мышцы сердца, и дыхательные мышцы? Докажите на примерах.
  • Какую роль выполняют мышцы сердца и дыхательные мышцы в газообмене между организмом и внешней средой? Приведите доказательства.
  • Как влияет мышечная активность на развитие дыхательных мышц и мышц сердца, на газообмен в организме и на здоровье человека? Дайте научное обоснование.
  • Каковы общие признаки натренированности легких и сердца в результате физических упражнений и физического труда?
  • В чем заключается роль дыхательного центра?

Биологические задачи:

  1. У альпинистов на большой высоте начинается головокружение, слабость, иногда происходит потеря сознания – наступает «горная болезнь». Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Предположите, какие изменения происходят при этом в крови человека?
  2. При угаре человек погибает от удушья, а примесь оксида углерода в крови составляет всего 0,1 %. Почему возникает удушье?
  3. Потребление кислорода в спокойном состоянии составляет у человека 2,5 л в 1 мин. Во время подъема груза в 20 кг на гору оно составляет 4,3 л в 1 мин. Объясните, как достигается при активной мышечной работе доставка почти удвоенного количества к работающим органам тела.
  4. Водолазы могут спускаться на глубину 100 м без скафандра и до 3000 м в тяжелом скафандре, используя специальные газовые смеси. Почему на глубине нельзя дышать обычным атмосферным воздухом?  Почему поднимать водолазов с большой глубины необходимо очень медленно?
  5. 15 апреля 1875 г воздушный шар «Зенит», на борту которого находились 3 воздухоплавателя, достиг высоты 8000 м. Когда шар приземлился, то в живых остался лишь один человек. Предположите причины гибели людей.
  6. Вам уже известно, что легочный обмен газов противоположен тканевому, поскольку в первом случае О.2 поступает в кровь, а во втором – выходит из крови; в легких венозная кровь превращается в артериальную, а в тканях – наоборот. А как вы думаете, есть ли в этих процессах единство? Как это можно доказать?

Тестовое задание:

1. Строение (слои) стенки легочного пузырька-альвеолы:

  1. Соединительная ткань
  2. Однослойный эпителий
  3. Волокна гладкой мышечной ткани
  4. Волокна гладкой мышечной ткани
  5. Пленка из биологически активных веществ
  6. Многослойный эпителий

2. Строение стенки капилляра.

  1. Соединительная ткань
  2. Однослойный эпителий
  3. Волокна гладкой мышечной ткани
  4. Волокна гладкой мышечной ткани
  5. Пленка из биологически активных веществ
  6. Многослойный

3. Путь молекул кислорода при газообмене в легких. Перечислить последовательно шифры ответов.

  1. Превращение венозной крови в артериальную
  2. Превращение артериальной крови в венозную
  3. О2 в химической связи с гемоглобином
  4. Стенки легочного пузырька
  5. Стенка капилляра
  6. СО2 в плазме крови
  7.  Воздух легочном пузырьке

4. Процессы – источники энергии в организме.

  1. Окисление органических соединений
  2. Разность давлений
  3. Диффузия
  4. Распад (расщепление) органических соединений
  5. Синтез органических веществ

5. Причина перехода кислорода и углекислого газа из воздуха в кровь обратно.

  1. Окисление органических соединений
  2. Разность давлений
  3. Диффузия
  4. Распад (расщепление) органических соединений
  5. Синтез органических веществ

6. Выстилает внутреннюю поверхность легочного пузырька-альвеол:

  1. Эпителий однослойный
  2. Плевра
  3. Эпителий многослойный
  4. Пленка из активных биологических веществ

7. Придает упругость легочному пузырьку, не дает ему смыкаться.

  1. Эпителий однослойный
  2. Плевра
  3. Эпителий многослойный
  4. Пленка из активных биологических веществ

8. Путь молекул углекислого газа при газообмене в легких. Перечислить последовательно шифры ответов:

  1. Превращение венозной крови в артериальную
  2. Превращение артериальной крови в венозную
  3. О2 в химической связи с гемоглобином
  4. Стенка легочного пузырька
  5. Стенка капилляра
  6. СО2 в плазме крови
  7.  Воздух в легочном пузырьке

9. Путь молекул кислорода при газообмене в тканях. Перечислить последовательность передвижения кислорода, используя шифры ответов:

  1. Стенка капилляров
  2. Тканевые клетки
  3. О2 в химической связи с гемоглобином
  4. Межклеточная жидкость
  5. Расходование О2 на окислительные процессы
  6. Превращение артериальной крови в венозную
  7. Превращение венозной крови в артериальную

10. Путь молекул углекислого газа при газообмене в тканях.

  1. Эпителий однослойный
  2. Плевра
  3. Эпителий многослойный
  4. Пленка из активных биологических веществ
  5. Расходование О2 на окислительные процессы
  6. Превращение артериальной крови в венозную
  7. Превращение венозной крови в артериальную


II. Пищеварительная система.

Содержание

Тема 1. Питание и пищеварение.

Тема 2. Пищеварение в полости рта. Глотание.

Тема 3. Пищеварение в желудке.

Тема 4. Пищеварение в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания.

Тема 1. Питание и пищеварение.

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключается значение пищи? Почему человек не может без нее существовать?
  2. Какие функции выполняют питательные вещества?
  3. Что такое переваривание?
  4. Что представляют собой ферменты?
  5. Какие пищеварительные соки вам известны?
  6. Какие функции возлагаются на пищеварительную систему?
  7. Из каких частей состоит пищеварительная система человека?
  8. Какие органы образуют пищеварительную систему?

Тема 2. Пищеварение в полости рта. Глотание.

I. Конкурс «Что это такое? ». За одну минуту один из участников объясняет термин другому так, чтобы партнер догадался, о чем идет речь.

  1.  Печень
  2.  Двенадцатиперстная кишка
  3.  Питательные вещества
  4.  Дентин
  5.  Пульпа
  6.  Кариес
  7.  Желудок

II. Конкурс «Да - нет». В этом задании необходимо найти правильные утверждения. За 1 минуту один из участников зачитывает утверждения, второй говорит «да», если оно верно, «нет» - если оно ошибочно.

  1. Сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества.
  2. Питательные вещества выполняют энергетическую функцию.
  3. Глотка является частью пищеварительного тракта.
  4. В состав эмали зубов входят соли кальция.
  5. У каждого зуба имеется только выступающая в ротовую полость коронка и шейка.
  6. В ротовой полости пища подвергается механической обработки, смачиванию и обеззараживанию.
  7. Переход питательных веществ и воды в кровь и в лимфу, т.е. всасывательная функция, выполняется слизистой оболочкой отдельных участков пищеварительного канала.
  8. Слизистая желудка содержит большое количество желез, выделяющих кишечный сок.
  9. Аппендикс – это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого развивается заболевания аппендицит.
  10.  В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным.

Правильные утверждения: 2,3,4,6,7,10

III. Конкурс  «Найди соответствие». В конкурсе участвуют оба студента пары. Даны 3 понятия. Между первыми и вторым понятиями существует определенная связь. Запишите рядом с третьим понятием слово, чтобы между ними существовала такая же связь. Время конкурса – 1 минута.

  1. Предсердие: сердце = желчный пузырь: (печень).
  2. Легкие: дыхание = тонкий кишечник: (всасывание)
  3. Зубы: кариес = десна: (пародонтоз).
  4. Глотка и желудок: пищевод = желудок и тонкий кишечник: (двенадцатиперстная кишка)
  5. Желудок: желудочные железы = ротовая полость: (слюнные железы).
  6. Зуб: эмаль = желудок: (слизистая)
  7. Кровь: гематология = зубы: (стоматология)
  8. Печень: желчь = поджелудочная железа: (поджелудочный сок)
  9. Всасывательная функция ЖКТ: слизистые оболочки = двигательная функция ЖКТ: (гладкая мускулатура стенок ЖКТ)
  10. Углеводы: глюкоза = белки: (аминокислоты).

IV. Конкурс «Узнай орган по таблице». Один из участников получает список органов, которые ему нужно показать на таблице, второй – называет эти органы. Время конкурса – 1 минута.

1 – глотка; 2 – печень, 3 – ротовая полость; 4 – желудок, 5 – желчный пузырь, 6 – толстый кишечник, 7 – поджелудочная железа; 8 – тонкий кишечник; 9 – пищевод, 10 – прямая кишка; 11 – двенадцатиперстная кишка; аппендикс.

V. Конкурс «Третий лишний». Один из участников зачитывает группы слов, другой находит лишнее . Время конкурса 1 минута.

  1. Глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник.
  2. Функции пищеварительной системы – секреторная, двигательная, строительная, всасывательная.
  3. Питательные вещества – это сыр, белки, жиры, углеводы и минеральные соли.
  4. К продуктам животного происхождения относятся: масло, яйца, творог, сахар, мясо.
  5. Пищеварительные железы, расположенные вне пищеварительного тракта: слюнные, печень, желудочные, поджелудочные железы.
  6. Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных и хищных зубов.
  7. У каждого зуба имеются выступающая в ротовую полость коронка, шейка, дентин и находящийся в глубине челюсти корень.
  8. Функции питательных веществ – строительная, двигательная, энергетическая.
  9. Железы смешанной секреции – печень, слюнные, поджелудочная и половые  железы.
  10. В ротовой полости пища разжевывается, увлажняется слюной и окончательно переваривается.

Задания, с которым не справились участники игры, предаются зрителям.

На основании количества выполненных заданий учитель выставляет оценки и участникам игры, и болельщикам.

Контрольные вопросы:

  1. В каком отделе пищеварительного канала человека начинается пищеварение?
  2. Дайте физиологическое обоснование народной мудрости: «Кто хорошо жует, тот долго живет».
  3. Какие физические и химические изменения происходят с пищей в ротовой полости?
  4. Почему важно хорошо пережевывать пищу?
  5. Почему при долгом жевании картофеля ощущается сладковатый вкус?
  6. Где образуется слюна?
  7. Каким образом удобнее всего изучать функции слюнных желез?
  8. Какие рефлексы носят названия безусловные (врожденные) слюноотделительные рефлексы, условные слюноотделительные рефлексы?
  9. В каком отделе голоного мозга находится слюноотделительный центр?
  10.  Что такое ферменты?
  11. Какие условия наиболее благоприятны для действия ферментов слюны?
  12.  Будет ли происходить слюноотделение у животного, если у него повреждены нервы, отходящие от языка и слизистой оболочки рта?
  13.  Почему исследование И.М. Павловым деятельности слюнных желез стало «мостиком» по изучению работы головного мозга?
  14.  Щенка кормили только молоком. Будет ли у него выделяться слюна, если ему покажут кусок мяса? Ответ поясните.
  15.  какую роль в акте глотания играют мягкое небо и надгортанник?
  16.  Дайте физиологическое обоснование народной мудрости «Когда я ем, я глух и нем».
  17.  Почему при глотании задерживается и учащается сердцебиение?
  18.  Почему когда мы едим, то спокойно проглатываем пищу, но, сделав 3-4 глотательных движения без пищи, чувствуем затруднения в глотании?
  19.  Почему для того, чтобы легче проглотить сухой хлеб, его часто запивают чаем или молоком?

После самостоятельной работы в группах организуется выступление учащихся.  

 

Тема 3. Пищеварение в желудке.

Фронтальный опрос по базовым вопросам:

  1. Почему организм не может усваивать пищу в не переваренном виде?
  2. Где образуется желудочный сок? При каких условиях действуют ферменты желудочного сока?
  3. Какую роль в пищеварении играет соляная кислота?
  4. Почему у людей с пониженной кислотностью желудочного сока часто возникают заболевания желудка?
  5. Каким образом пища из желудка попадает в тонкую кишку?
  6. Какое влияние на пищеварение в желудке оказывают никотин и алкоголь?

Тема 4. Пищеварение в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания.

Контрольные вопросы:

  1. Какие приспособления тонкого кишечника замедляют продвижение пищевых масс по кишке.
  2. Почему желудок , а тонкая кишка длинная и узкая.
  3. Что такое полостное пищеварение и пристеночное пищеварение?
  4. Какие функции выполняют мускулатура стенок органов пищеварительной системы в процессах переваривания пищи? Что такое перистальтика, антиперистальтика и маятникообразные движения кишки?
  5. Какие функции выполняет печень в организме человека?
  6. Какова роль желчи в процессе пищеварения?
  7. Чем может быть вызвано пищевое отравление?
  8. Назовите признаки отравления.
  9. Выделите основные принципы здорового питания.

III.  Железы внутренней секреции и гормоны.

Содержание

Тема 1. Железы внутренней секреции и гормоны.

Тема 2. Нарушение нервно-гуморальной регуляции.

Тема 3. Контрольно - обобщающий урок: «Железы внутренней секреции. Нервно – гуморальная регуляция.»

Тема 1. Железы внутренней секреции и гормоны.

Контрольные вопросы:

  1. Чем регулируются и контролируются все процессы в организме человека?
  2. Чем представлен эндокринный аппарат?
  3. Чем железы внутренней секреции отличаются от желез внешней секреции?
  4. Какие железы относят к железам внутренней секреции?
  5. В чем суть гуморальной регуляции?
  6. Какими свойствами наделены гормоны?
  7. Какой орган отвечает за процессы роста в организме человека?
  8. Что представляет собой гипофиз и где располагается в организме человека?

Тестовые задания:

Вариант I.

        1. Регуляция функций в организме осуществляется:

        А) Только нервной системой

        Б) Только эндокринной системой

        В) Нервно-гуморальным способом

        Г) С помощью безусловных рефлексов

2. Гуморальная регуляция функций организма заключается в:

А) Передаче органам нервного импульса

Б) Химическом воздействии клеток, органов и их систем через кровь

В) Удалении из клеток углекислого газа путем диффузии

Г) Поступлении питательных веществ с пищей

3. Слюнные железы относятся к железам:

        А) Внешней секреции

        Б) Внутренней секреции

        В) Смешанной секреции

        Г) Пищеварительной системы

4. К железам смешанной секреции относят:

        А) Гипофиз

        Б) Поджелудочную железу

        В) Щитовидную железу

Г) Половые железы

5. Для желез внутренней секреции характерно то, что:

А) Они не имеют специальных протоков

Б) Клетки железы соприкасаются со стенкой кровеносного сосуда

В) Выделяемый гормон поступает в кровь

Г) Выделяемый гормон поступает в кровь или выводится через специальные протоки

6. Какие из перечисленных функций не свойственна гормонам?

А) Обеспечение механической защиты организма

Б) Обеспечение роста и развития организма

В) Контроль процессов обмена веществ

Г) Обеспечение адаптации организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды

7. Какой гормон продуцирует поджелудочная железа?

        А) Окситоцин

        Б) Тироксин

В) Адреналин

Г) Инсулин

8. Укажите гормоны, обладающей противоположным действием и обеспечивающие постоянный уровень содержания глюкозы в крови:

        А) Адреналин

        Б) Инсулин

        В) Гормон роста

        Г) Тироксин

Вариант II.

1. Эндокринные железы отличаются от других желез тем, что:

        А) Выделяют секреты на поверхности тела

        Б) Имеют выводные протоки

        В) Выделяют секреты непосредственно в кровь или лимфу

        Г) Выделяют секреты в полости тела

2. Свойство, не присущее гормонам:

А) Действуют только на живые клетки

Б) Орган, на который они действуют, может быть расположен далеко от желез

В) Строгая специфичность действия

Г) Оказывают действие только в очень высоких концентрациях

3. Железа, выделяющая соматотропный гормон (гормон роста):

        А) Поджелудочная железа

        Б) Щитовидная железа

        В) Яичник

        Г) Гипофиз

4. Какой отдел мозга осуществляет нервно-гуморальную регуляцию секреции гипофизарных гомонов?

        А) Гипоталамус

        Б) Мозжечок

        В) Таламус

Г) Продолговатый мозг

5. Какой гормон продуцируют надпочечники?

        А) Инсулин

        Б) Адреналин

        В) Нейрогормоны

        Г) Тироксин

6. Какую железу  внутренней секреции образно можно называть «дирижером оркестра» эндокринных желез:

        А) Щитовидную железу

        Б) Гипофиз

        В) Надпочечники

        Г) Поджелудочную железу

7. Какой химический элемент является действующим началом в тироксине – гормоне щитовидной железы:

        А) Бром

        Б) Калий

        В) Йод

        Г) Железо

8. Фактор, не оказывающий заметного влияния на активность эндокринных желез:

        А) Водно-солевой состав крови

        Б) Относительная влажность воздуха

        В) Механическое и химическое воздействие на железы

        Г) Беременность

Тема 2. Нарушение нервно-гуморальной регуляции.

Контрольные вопросы:

  1. Какую функцию выполняет в организме щитовидная железа?
  2. Каково значение надпочечников?
  3. Какие функции выполняет поджелудочная железа?
  4. Какие вы знаете заболевания, связанные с нарушениями функций желез внутренней секреции?
  5. Каковы симптомы сахарного диабета?
  6. Как гормон надпочечников адреналин влияет на организм человека?
  7. Каковы признаки базедовой болезни?
  8. Что наблюдается в организме человека при недостаточном выделении в кровь гормона щитовидной железы?
  9. Какие нарушения происходят в организме при Адисоновой болезни?

Контрольные задания:

Из перечня желез и гормонов (1-10) выберите и зашифруйте ответы на вопросы (I-XVI):

1. Щитовидная железа, ее гормоны

2. Половые железы, их гормоны

3. Гипофиз, его гормоны

4. Поджелудочная железа

5. Поджелудочный сок

6. Инсулин

7. Надпочечники

8. Желудочные железы

9. Слезные железы

10. Адреналин

I. Какие железы только внутренней секреции?

II. Какие железы только внешней секреции?

III. Какие железы двойного действия?

IV. Какой гормон продуцирует поджелудочная железа?

V. Какой гормон продуцируют надпочечники?

VI. Ребенок отстает в росте. С нарушением функции какой железы и какого гормона это связано?

VII. Человек болеет сахарным диабетом. С нарушением функции какой железы и какого гормона это связано?

VIII. Человек заболел микседемой (слизистым отеком). С нарушением функции какой железы и какого гормона это связано?

IX. Человек заболел базедовой болезнью. Избытком какого гормона она вызвана?

X. Какие железы и гормоны противоположно влияют на концентрацию сахара в крови?

XI. Деятельность каких желез и какие гормоны усиливают работу сердца и повышают кровяное давление?

XII. Инъекцию какого гормона необходимо вводить в кровь больного диабетом?

XIII. Человек стал «гигантом». От избытка каких гормонов это произошло?

XIV. От какого гормона непосредственно зависит развитее вторичных мужских и женских признаков?

XV. Какие железы участвуют в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма?

XVI. Какая железа внутренней секреции помещается в головном мозге?

Ответы: I-1,3,7; II-8,9; III-2,4; IV-6; V-10; VI-3; VII4,6; VII1; IX-1; X-4,6,7,10; XI-7,10; XII-6; XIII-3; XIV-2; XV-1,2,3,4,7; XVI-3.

Тема 3. Контрольно - обобщающий урок: «Железы внутренней секреции. Нервно – гуморальная регуляция.

Контрольные вопросы:

  1. Какие органы называются железами внутренней секреции? (Приведите примеры.) Почему их так называют? Какое значение имеют эти железы в организме человека?
  2. Что такое гормоны? Каков механизм их действия?
  3. Каково значение гипофиза в организме? Какие заболевания связаны с нарушениями функций гипофиза?
  4. Каково значение поджелудочной железы в организме? Неоднократный анализ мочи и крови превышает норму. Объясните причину этого с точки зрения гормональной регуляции.
  5. Каково значение надпочечников? Какой гормон называют гормоном стресса? Почему?
  6. Каково значение щитовидной железы в организме? Какие заболевания связаны с нарушениями функций щитовидной железы?
  7. Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения?
  8. Почему адреналин называют аварийным гормоном? На что указывает тот факт, что адреналин усиленно выделяется при сильных эмоциях?
  9. Почему люди, страдающие базедовой болезнью, худы, а страдающие слизистым отеком – отечны? У первых повышен основной обмен, у вторых он понижен: сердце не справляется со своей функцией, ноги отекают, так как часть плазмы уходит в тканевые промежутки.)
  10.  Почему половые железы и поджелудочную железу называют железами смешанной секреции?
  11.  Почему в крови и моче больного сахарным диабетом повышенное содержание сахара? Почему больные постоянно испытывают жажду?
  12.  Почему гипофиз можно называть «дирижером» и одновременно «солистом» эндокринного ансамбля?
  13.  Почему нейрогормоны получили такое название?
  14.  Почему для профилактики болезней щитовидной железы необходимо потребление морепродуктов, особенно морской капусты?
  15.  Почему при повышенной выработке гормона роста в одних случаях возникает акромегалия, а в других – гигантизм?
  16.  Почему для обеспечения длительного действия гормонов необходимо их постоянное выделение в кровь?
  17.  Почему орган, на который оказывает свое действие гормон, называют «органом - мишенью»?
  18.  Почему некоторые железы внутренней секреции можно рассматривать как профилактические органы вегетативной нервной системы?

Контрольные задания:

1. Осмыслите факт: у бегунов пред выступлением, так же как у животных при опасности, увеличивается содержание адреналина в крови.

Объясните:

        а) как изменяются в связи с этим функции органов и физиологические процессы;

        б) какое значение для организма имеют эти изменения в ситуации напряжения (стресса). На жизнедеятельность и здоровье организма сильное воздействие оказывают биологически активные вещества, ферменты, витамины, гормоны. Сравните эти вещества и объясните различия между ними.

        (Гормоны – регуляторы органов и обмена веществ; ферменты – биологически катализаторы;         витамины – вещества, участвующие в образовании ферментов).

2. Взрослый человек имеет очень маленький рост. Было выяснено, что данное нарушение имеет гормональную причину. Недостатком каких гормонов в развитии этого человека Вы сможете объяснить замедление его роста и почему? (Назовите четыре возможные причины.)

3. Представьте себе неожиданную ситуацию в жизни человека. Он увидел опасность и побежал. Одновременно в его организме возникла причинно - следственная цепь физиологических процессов. Как она будет выглядеть?

А. Какие процессы из них и почему относятся к нервной регуляции, а какие – к гуморальной?

Б. Какова зависимость гуморальной регуляции от нервной?

В. Почему первой вступает в действие нервная регуляция, какое она имеет преимущества?

4. Представьте себе ситуацию в жизни человека6 опасность миновал, он замедлил бег и остановился. В организме возникла причинно-следственная цепь процессов. Как она будет выглядеть?

А. Какие процессы относятся к гуморальной регуляции, а какие – к нервной? Почему?

Б. Какова зависимость нервной регуляции от гуморальной?

В. Почему в этой ситуации начинает первой действовать гуморальная регуляция?


IV. Система опоры и движения.

Содержание

Тема 1. Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей, типы их соединения.

Тема 2. Скелет человека.

Тема 3. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Тема 4. Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения.

Тема 5. Контрольно – обобщающий урок.

Тема 1. Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей, типы их соединения.

Контрольные задания:

1. Актуализация опорных знаний

1) Фронтальная работа.

  • Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему? (Можно предложить учащимся войти в роли спорщиков.)
  • У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?
  • Вам дали кубик, вырезанный из бедренной кости быка. Можно ли определить, как он был ориентирован в кости? Ответ обоснуйте.
  • Охарактеризуйте мысленно способы соединения костей в скелете. Ответы зашифруйте последовательно трехзначными числами (Можно соединить соответствующие цифры одной линией.)

1. Неподвижное соединение

2. Полуподвижное соединение

3. Подвижное соединение

4. Кости конечностей

5. Кости черепа

6. Позвонки

7. Частичная свобода движений + защита мозга

8.  Свобода движения

9. Прочность + защита мозга

2. Работа по карточкам (индивидуально).

1) Охарактеризуйте мысленно состав и свойства костей. Затем из каждой колонки выберите по одному соответствующему ответу, начиная с первого, цифровые трехзначные цифры выбранных ответов запишите последовательно:

  1. Нормальная кость
  2. Декальцинированная кость
  3. Прокаленная кость
  4. Без минеральных веществ
  5. Без органических веществ
  6. Органические + минеральные вещества
  7. Хрупкая
  8. Твердая, прочная, упругая
  9. Мягкая, упругая

Из перечня веществ (А-К)) выберите  и зашифруйте  правильные ответы на вопросы (I-XII)

А. Минеральные вещества

Б. Органические вещества

В. Вода

Г. Губчатое строение

Д. Надкостница

Е. Кость без полости

Ж. трубчатое строение        

З. Подвижное соединение

И. Полуподвижное соединение

К. Неподвижное соединение

I. Придают кости упругость

II. Придают кости

III. Придают кости легкость

IV. Придают кости прочность, твердость и упругость        

V. Способ соединения костей черепной коробки

VI. Способ соединения позвонков

VII. Способ соединения костей в суставе

VIII. Растущий слой кости

IX. Особенности строения длинных костей

X. Особенности строения плоских костей

Контрольные вопросы:

  1. Каково значение опорно-двигательного аппарата?
  2. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат?
  3. Какие виды костей различают в скелете человека?
  4. Какие вещества входят в состав костей скелета человека? Какие качества они придают костям?
  5. Из какой ткани состоят кости?
  6. Какие два вещества различают в костной ткани?
  7. Чем кость покрыта снаружи?
  8. Как кости могут соединять друг с другом?
  9. Между какими костями наблюдается непрерывное соединение?
  10.  Между какими костями наблюдается прерывное соединение и как называется?
  11.  Как устроен сустав?

Тема 2. Скелет человека.

Контрольные здания:

1. Из перечня (А-Н) выберете и зашифруйте наиболее полные ответы на вопросы (I-XIV):

А. Кости стопы

Б. Кости голени

В. Кости предплечья

Г. Лобная кость

Д. Ключицы

Е. Кость плеча

Ж. Ребра

З. Теменная кость

И. Лопатки

К. Бедренная кость

Л. Кости кисти

М. Тазовые кости

Н. Грудина

I. Какие кости образуют скелет свободной нижней конечности?

II. Какие кости образуют плечевой сустав?

III. Какие кости – длинные трубчатые?

IV. Что относится к мозговому отделу черепа?

V. Какие кости образуют плечевой пояс?

VI. Какие кости образуют тазобедренный сустав?

VII. Какие кости – самые широкие?

VIII. Какие кости образуют пояс нижних конечностей?

IX. Что относится к грудной клетке?

X. Какие кости образуют локтевой сустав?

XI. Какие кости образуют скелет свободной верхней конечности?

XII. Какие кости образуют коленный сустав?

XIII. Какие кости человека особенно развились в связи с прямохождением?

XIV. Какие кости человека особенно развились в связи с трудовой деятельностью?

2. Определите особенности строения скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Выберете из каждой колонки по одному соответствующему ответу, начиная с первого. Ответы зашифруйте последовательными цифрами, разделив их запятыми на 5 групп:

  1. Грудная клетка
  2. Стопа
  3. Позвоночник
  4. Верхняя конечность
  5. Таз
  6. С изгибами
  7. Расширена в стороны
  8. Сводчатая
  9. Широкий, как чаша

  1. Большой палец противопоставляется остальным
  2. Опора для внутренних органов
  3. Защита внутренних органов
  4. Удерживание орудия труда
  5. Пружинит, смягчает толчки при движении

3. Выбери правильные утверждения.

  1. Пояс нижних конечностей состоит из крестца и практически неподвижно соединенных с ним двух тазовых костей.
  2. Такие части скелета, как череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника.
  3. Пясть, предплюсна и плюсна входят в сустав стопы.
  4. Соединение позвонков крестца между собой и с костями таза – пример полуподвижного соединения костей.
  5. Голень не входит в состав скелета верхних конечностей.
  6. Седалищные лобковые и подвздошные кости таза являются трубчатыми костями.
  7. Суставная или синовиальная жидкость, находится в полости сустава, действует как смазка и способствует уменьшению трения.
  8. К грудине прикрепляются десять пар ребер.
  9. При длительном стоянии вследствие давления массы тела на хрящевые прослойки позвоночника длина его уменьшается.
  10. Строение таза отличается от строения позвоночника, потому что кости их имеют разный химический состав.

Карточка № 1

1. Какие отделы позвоночника обозначены на рисунке цифрами 1-5? Сколько изгибов имеет позвоночник человека? Какое значение они имеют?

2. Какое значение имеют сращение крестцовых позвонков и     массивность костей таза для человека?


Карточка № 2

1. Рассмотрите рисунок. Какие отделы верхней конечности обозначены цифрами I, II, III? Что обозначено на рисунке арабскими цифрами 1-11?

2. Назовите особенности верхних конечностей человека всвязи с прямохождением и трудовой деятельностью.

Карточка № 3

1. Рассмотрите рисунок. Какие отделы нижней конечности на нем обозначены цифрами I, II, III? Что обозначено арабскими цифрами 1-11?

2. Назовите особенности нижних конечностей человека, связанные с прямохождением.

3. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдерживать груз массой до 1500 кг, хотя ее собственная масса всего 0,6 кг. Объясните, почему кость, несмотря на свою легкость, столь прочна и тверда.


Карточка № 4

1. Назовите изображенные на рисунке типы соединения костей в скелете человека.

2. Сделайте обозначения к рисунку В.

Тема 3. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Контрольные здания:

1. Впишите пропущенные в тексте слова:

При повреждении и растяжении связок в суставе происходит… костей больше допустимой величины или изменение их обычного направления. При вывихах в суставе головка одной кости может … или выйти из … другой. Перелом – это … кости. Происходит такая патология в случае … действия нагрузки и изменения распределения на … кости. Переломы бывают … и … . При … переломе происходит повреждение не только…, но и … и …..

  1. смещение;
  2. сместиться;
  3. впадины;
  4. повреждение (нарушение целостности);
  5. чрезмерного;
  6. поверхности;
  7. открытые;
  8. закрытые;
  9. открытые;
  10. кости;
  11. мышцы;
  12. кожи.

2. В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава?

а) доставить пострадавшего к врачу;

б) обездвижить конечность;

в) наложить холод на поврежденное место;

г) плотно забинтовать поврежденный сустав.

3. Ваши действия при переломе локтевой кости:

а) наложить шину;

б) отправить пострадавшего к врачу;

в) обернуть конечность мягким материалом;

г) прибинтовать шину к конечности.

3. Заполнить таблицу

п/п

Вид повреждения скелета

Признаки

Первая помощь

1

2

3

4

1

Растяжение - суставных связок

2

Вывихи суставов

3

Переломы костей:

- Открытые

- Закрытые

4

Перелом грудной клетки (закрытый)

5

Перелом позвоночника (закрытый)

6

Перелом черепа (закрытый)

Карточка № 1

1.  Вставьте в предложения пропущенные слова.

При повреждении и растяжении связок в суставе происходит ____________ костей больше допустимой величины или изменение их обычного направления.

При вывихе в суставе головка одной кости может _______ или выйти из ________ другой.

Перелом – это нарушение _________ кости.

Переломы бывают открытыми и закрытыми. При открытом переломе происходит повреждение не только _________, но и _______ и _____________.

2. Определите, в какой последовательности надо оказать первую доврачебную помощь при вывихе сустава. Ответ запишите с помощью букв.

А. Доставить пострадавшего к врачу.

Б. Обездвижить конечность.

В. наложить на поврежденное место холод.

Г. Плотно забинтовать сустав.

3. Определите последовательность действий при оказании первой помощи человеку ,у которого сломана локтевая кость. Ответ запищите с помощью букв.

А. Наложить шину

Б. Отправить пострадавшего к врачу

В. Обложить конечность мягким материалом

Г. Прибинтовать шину к конечности

Карточка № 2

1. Наложи шину на предплечье своего одногруппника

2. Назови правила наложения шины. Как изменились бы твои действия, если бы перелом предплечья был открытым?

Тема 4. Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения.

Контрольные вопросы:

1. Какой процесс возникает в мышечных волокнах в ответ на прохождение по нерву импульса?

2. Каким образом проявляется возбуждение мышечных волокон?

3. Какой должна быть частота нервных импульсов для того,  чтобы мышцы длительное время не расслаблялась?

4. От чего зависит сила сокращения мышцы?

5. Какие мышцы участвуют в выполнении произвольных движений? Где находятся высшие двигательные центры?

6. Откуда мышцы получают энергию для сокращения?

7. Почему человек с развитой мускулатурой обладает большой силой?

8. Какие условия работы препятствуют быстрому наступлению усталости?

9. Почему мышечная деятельность зависит от работы органов пищеварения, дыхания и кровообращения?

10. Почему активный отдых полезнее пассивного?

11. Почему во время усиленной мышечной работы человеку становится жарко?

12. Почему нарушение кровоснабжения мышц – сгибателей и мышц – разгибателей может оказаться влияние на движения в локтевом суставе?

13. Почему при тяжелой мышечной работе мышцы должны получать много кислорода и питательных веществ?

14. Чем обусловливается согласованная деятельность мышц в организме?

15. Имеются две мышцы равной толщины, одна длиной 5 см, а другая – 10 см. Какая из этих мышц при одинаковом возбуждении может выполнить большую работу? Почему?

16. Какие условия надо соблюдать при физическом труде, чтобы получать высокую производительность без заметного утомления?

Контрольные задания:

Ситуация 1.

        Одиннадцатиклассница А. на улице встретилась со старой школьной подругой М., которую не видела 3 года. М. шла на согнутых ногах усталой, шаркающей походкой. Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто висит мешком…        М. так изменилась, что А. не узнала ее сразу.

        Вопрос 1. Что такое осанка?

1. Положение туловища при движении.

2. Положение головы и туловища при движении.

3. Навык, обеспечивающий сохранение привычного положения тела.

4. Постановка ног при движении.

        Вопрос 2. По каким признакам в данной ситуации можно судить о неправильной осанке?

1. Опущенная голова.

2. Грустное выражение лица.

3. Шаркающая походка.

4. Висящее мешком пальто.

5. Сгорбленная спина.

6. Согнутые ноги.

7. Сведенные плечи.

        Вопрос 3. Как вы считаете, отличается ли костно-мышечная система у молодого человека и у взрослого?

1. Нет, не отличается.

2. Отличается несущественно.

3. Отличается существенно:

а) менее крепка и тверда;

б) более крепка и тверда;

в) менее гибкая;

г) более гибкая;


д) легче поддается искривлениям;

е) еще не сформирована.

        Вопрос 4. Необходимо ли соблюдать правильную осанку и походку для нормального развития костно-мышечной системы?

1. Желательно.

2. Не обязательно.

3. Обязательно.

        Вопрос 5. Влияет ли неправильная осанка на внешность человека?

1. Нет, не влияет.

2.Влияет несущественно на:

а) фигуру;

б) общий облик;

в) походку;

г) делает человека малопривлекательным.

3. Ухудшает.

Ситуация 2.

После резкого замечания учителя и полученной двойки ученик Р. шел, раскачиваясь, по коридору школы. Движения его были угловаты, голова опущена, спина сгорблена, живот выпячен. «Ты почему так некрасиво ходишь?» - спросил его учитель физкультуры. «Ну и что? Мне на балете не выступать!» - мрачно ответил Р.

Вопрос 1. Влияет ли неправильная походка на осанку и состояние здоровья человека?

1. Нет, не влияют.

2. Улучшают.

3. Ухудшают незначительно.

4. Оказывают вредное воздействие:

а) на позвоночник и ноги;

б) на всю скелетно-мышечную систему;

в) только на позвоночник;

г) на работу органов и систем органов всего организма.

Вопрос 2. Что в данном случае послужило причиной плохой осанки Р.?

1. Нарушения питания.

2. Недостаточная двигательная активность.

3. Недостаточное пребывание на свежем воздухе.

4. Угнетенное настроение, связанное с плохой отметкой.

5. Несоответствующая росту мебель.

6. Резкое замечание учителя.

Ситуация 3.

В старших классах ученик Т. увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Т. постоянно носил с собой (чаще в правой руке). «Как ты носишь такую тяжесть?» - удивилась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Т. пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель отметил, что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых, и порекомендовал Т. обратиться к врачу. Т. последовал его совету.

Вопрос 1. Как вы считаете, какой вид искривления позвоночника отметил врач у подростка?

1. Сутулость

2. Лордоз

3. Сколиоз

4. Нарушение осанки

5. Кифоз

Вопрос 2. Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника такого вида?

1. Малоподвижный образ жизни

2. Нерациональное питание

3. Неправильная осанка вследствии

а) постоянного ношения тяжестей в одной руке;

б) привычки стоя, опираться на одну ногу;

в) укорочения одной из ног.

4. Переутомление.

Вопрос 3. Что помогает избежать такового искривления позвоночника?

1. Длительные пешие прогулки.

2. Усиленное питание.

3. Пребывание на свежем воздухе.

4. Избавление от вредной привычки постоянно нагружать одну часть тела: руку, ногу.

5. Постоянный контроль за правильностью своей осанки.

6. Занятия физкультурой.

7. Подвижный образ жизни.

8. Занятия спортом.

а) общеукрепляющей;

б) специальной для осанки.

Вопрос 4. Что в данном случае может помочь в лечении?

1. Усиленные самостоятельные занятия физкультурой и спортом.

2. Различные виды физической работы.

3. Подвижный образ жизни.

4. Выполнение рекомендаций врача:

а) общеукрепляющие воздействия на весь организм;

б) специальные упражнения, исправляющие форму позвоночника.

Контрольные вопросы:

1. Какое строение имеет костная ткань? Какие вещества входят в состав кости, и какое значение они имеют?

2. Что является источником энергии при работе мышц? Для чего необходимо энергия при работе поперечно-полосатой скелетной мышечной ткани?

3. Каковы причины возникновения искривления позвоночника? Какие изменения в работе организма происходят при этом состоянии? Как предупредить искривление позвоночника?

4. Какие кости образуют тазобедренный сустав? Особенности тазобедренного сустава человека.

5. Как оказать первую медицинскую помощь при переломе бедре и растяжении связок?

6. Благодаря чему происходит рост в длину и толщину?

7. Из каких отделов и костей состоит верхняя конечность человека? Каковы особенности скелета верхней конечности человека?

8. Почему регулярное упражнение мышц способствуют их развитию?

9. Каково значение опорно-двигательной системы? Почему скелет и мышцы объединяют в одну систему органов?

10. Как устроен сустав? Приведите примеры суставов. Как строение сустава связано с выполняемыми функциями?

11. Как влияют ритм и величины нагрузки на работоспособность мышц и их утомление?

12. Как оказать первую помощь при открытом переломе предплечья?

13. Какое строение и значение имеет позвоночник человека?

14. Разновидности мышечной ткани человеческого организма. Особенности строения этих тканей и их функции.

15. Футболист за 1,5 часа игры теряет 1 кг массы. Объясните, в результате каких физиологических процессов в мышцах убавляется масса человека.

16. Как можно определить, что произошел вывих сустава? Как оказать первую медицинскую помощь при вывихе? Обоснуйте свои действия.

17. Почему большинство длинных костей в скелете имеет трубчатое строение?

18. Обоснуйте утверждение: «Типы соединения костей зависит от выполняемых ими функций».

19. В чем состоит положительное влияние двигательной активности на мышцы и скелет?

20. Как повлияли прямохождение и трудовая деятельность на строение скелета человека?

21. Объясните, почему мышцы-сгибатели и разгибатели не мешают друг другу при движении руки, хотя они действуют противоположно?

22. Есть подозрение на перелом позвоночника? Что делать? Обоснуй свои действия.

23. Какое строение имеют длинные трубчатые кости?

24. Каковы причины возникновения плоскостопия? Как можно предупредить плоскостопие?

25. Как осуществляется сокращение поперечно-полосатой скелетной мышцы?

26. Типы костей, образующих скелет человека (привести примеры костей). Характер соединения костей в скелете (привести примеры).

27. Какое значение и строение имеет грудная клетка? Каково строение пояса верхних конечностей?

28. Какие особенности строения и химического состава костей придают им прочность, гибкость, упругость и легкость?

29. Какие упражнения – статические или динамические – наиболее необходимы для полноценного развития мышц? Почему?

30. Почему шину накладывать надо так, чтобы она захватывала два сустава, ближайших к поврежденной кости?

31. Какие меры первой помощи оказывают при растяжении связок?

 


Тестирование

1. Как называется смещение головок костей в суставе?

1) вывих

2) открытый перелом

3) закрытый перелом

4) растяжение

2. Сколько пар ребер прикреплено в грудине?

1) 8

2) 10

3) 12

4)18

3. Каким способом соединены кости в локтевом суставе?

1) только подвижным способом

2) полуподвижным способом

3) подвижным и неподвижным способом

4) только неподвижным способом

4. Какая кость входит в состав грудной клетки?

1) кость предплечья

2) лопатка

3) ключица

4) грудина

5. К каким костям относят ребра и грудину?

1) к плоским

2) к коротким

3) к губчатым

4) к трубчатым

6. Какие вещества придают кости упругость?

1) соли кальция и магния

2) соли натрия и калия

3) органические вещества

4) соли железа

7. Что входит в состав пояса верхней конечности?

1) плечо

2) грудина

3)  лопатка

4) плечевая кость

8. За счет деления каких клеток осуществляется рост трубчатых костей в длину?

1) тела кости

2) головки костей

3) внутреннего слоя надкостницы

4) хрящевой ткани, расположенной между головкой и телом кости

9. Укажите структурную единицу кости

1) миозин

2) губчатое вещество

3) остеон, компактное вещество

4) миофибрилл

10. Сколько шейных позвонков у всех млекопитающих?

1) 7

2) 3

3) 4

4) 10

11. Какие органы входят в опорно-двигательную систему?

1) мышцы

2) диафрагма

3) скелет

4) все ответы верны

Рекомендуемая литература

  1. Калмин О.В. Опорно-двигательный аппарат.
  2. Козлов В.И., Гурова О.А. Спланхнология.
  3. Крокер Марк Анатомия человека.
  4. Крылова Н. В. Анатомия скелета.
  5. Кузнецов А.Ю. Атлас анатомии человека.
  6. Леони Д, Берте Р. Анатомия и физиология человека в цифрах.
  7. Лютьен-Дреколль  Рохен  Анатомический атлас.
  8. Миловзорова М.С. Анатомия и физиология человека
  9. Привес М.Г. Анатомия человек 1985г.
  10. Сапин М.Р. Анатомия человека.
  11. Синельникова Р.Д. Атлас анатомии человека 1981г.

Министерство общего и профессионального

образования Ростовской области

государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГОУ СПО ВПК)

Методические рекомендации для самостоятельной работы по анатомии  студентам педагогических колледжей

Волгодонск

2010

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Анатомия, физиология и гигиена человека», с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050000 - Образование

Автор - составитель пособия: Н.М. Петренко, преподаватель естественно-биологических дисциплин ГОУ СПО ВПК.

Рецензенты:

1. Л.А. Князева – преподаватель высшей категории естественно-биологических дисциплин ГОУ СПО ВПК.

2. Е.В.Иванова – преподаватель биологии высшей категории ВФ ГОУ СПО «РГК РИПТ».

Допущено в методические фонды ГОУ СПО ВПК

Протокол заседания Методического совета

№ _____ от ______________

Председатель: ________________ Л.П. Кугукина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена  программы подготовки специалистов среднего звена по специальности   44.02.01 Дошкольное образовани...

Комплекс заданий (кроссворды) по дисциплине ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» специальности 44.02.01 Дошкольное образование 2 курс

Комплекс заданий (кроссворды) по дисциплине ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» специальности 44.02.01  Дошкольное образование 2 курс включает в себя кроссворд, вопросы и ответы к к...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работыУчебная дисциплина ОП.02. Экономика организации Специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и

Методические рекомендации  по выполнению внеаудиторной самостоятельной работыУчебная дисциплина ОП.02. Экономика организации Специальность   46.02.01 Документационное обеспечение управления ...

Контрольно-оценочные средства по дисциплине ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена для студентов 2 курса специальности СПО 44.02.01. Дошкольное образование

Контрольно – оценочные средства составлены на основании федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (№ 504 от 12.05.2014 г.) в соответствии с ...

Методические рекомендации к практическим занятиям. Дисциплина: ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена.

Планы  занятий являются составной частью рабочей программы по учебной дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена,  разработанной в соответствии с Федеральным государственным образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...