Главные вкладки

    Доклад "Сущность, значение и принципы менеджмента"
    материал на тему

    Шмарова Наталья Сергеевна

    Менеджмент на сегодняшний момент считается необходимым звеном в подготовке высококвалифицированных кадров. Очевидна необходимость его изучения, освоения его главных идей и принципов.Исходя из сказанного, можно утверждать, что успех любой предпринимательской деятельности и не только, зависит от знания и правильного применения на практике базовых положений менеджмента. А это в руках каждого руководителя, который стремится эффективно управлять.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА

    В настоящее время все большее значение уделяется такой сфере деятельности, как управление. Создаются учебные заведения, осуществляются курсы дополнительного образования, предъявляются достаточно высокие требования для управленческого персонала.

    Именно качественному осуществлению управленческих функций, поведению на экономической арене, правильному общению с деловыми партнерами и многим другим вопросам посвящено изучение научного направления «менеджмент».

    Современное состояние рыночных отношений диктует свои правила управленцам. Раскрытие сущности менеджмента, его основных положений и принципов считается актуальной темой при изучении управленческой деятельности.

    Менеджмент на сегодняшний момент считается необходимым звеном в подготовке высококвалифицированных кадров. Очевидна необходимость его изучения, освоения его главных идей и принципов.

    Исходя из сказанного, можно утверждать, что успех любой предпринимательской деятельности и не только, зависит от знания и правильного применения на практике базовых положений менеджмента. А это в руках каждого руководителя, который стремится эффективно управлять.

    До XX века в научной среде не существовало понятия «менеджмент». Мысли об обособлении управленческой мысли стали появляться в США на рубеже XIX-XX веков.  Почему именно в это время? Именно тогда происходил рост промышленного производства. Как следствие – появляется высокая степень конкуренции. И возникает задача перед управленцами: как сделать производство более эффективным, прибыльным и привлекательным для покупателей.

    Решение этой проблемы и подвигло исследователей к поиску методов управления производством и работниками.

    Слово «менеджмент» в переводе с английского звучит как «управление». Менеджмент – понятие очень ёмкое. Мы его определим как управление в рыночных условиях, как особый вид деятельности по руководству коммерческим предприятием. Менеджмент – это самостоятельная область знаний. Она требует постоянного глубокого освоения.

    Задачи менеджмента:

    1. Самой главной является обеспечение существования предприятия на рынке.
    2. Обеспечение инноваций. В конкурентных условиях фирма не выживет, если не будет разрабатывать новые товары и услуги более высокого качества, на более приемлемых для клиентов условиях, чем конкурент.
    3. Сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что и обеспечит существование и успех фирмы на рынке.

    Хотя возникновение менеджмента относят к концу XIX в., роль его была осознана в 30-е годы XX века. К этому времени данная деятельность стала профессией.

    Роль менеджмента особенно возрастает с появлением корпораций-гигантов, которые обладают огромным экономическим, производственным и научно-техническим потенциалом. Крупнейшие корпорации имеют свои филиалы во всём мире, где устанавливают правила распределения материальных благ, владеют огромным информационным потенциалом. Решения менеджеров таких корпораций определяют судьбы миллионов людей. 95% всех фирм – предприятия малого бизнеса. Выжить в конкурентной борьбе этим предприятиям невозможно без эффективного менеджмента. Благополучие организации – это результат продуманной деятельности руководства и персонала компании.  

    Широко известно такое определение менеджмента: это умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

    Разберём это определение:

    Умение. Чтобы добиться успеха, надо знать, как это сделать, и уметь применить свои знания на практике.

    Достигать. В менеджменте необходимо не просто стараться изо всех сил, а именно достигать. Пока мы не добились желаемого результата, мы не можем считать, что научились управлять.

    Поставленных целей. Цели должны быть выбраны и поставлены верно, иначе всё предыдущее теряет смысл. Главное в менеджменте – ставить перед собой цели, отвечающие интересам предприятия.

     Используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Предприятие – это прежде всего люди. Поэтому менеджмент  - это организация работы людей, сотрудников. Работа с людьми всегда очень сложна. Каждый имеет свои психологические особенности, способности, недостатки, которые в разных конкретных ситуациях проявляются по-разному.

    Творческое применение своих знаний в разных управленческих ситуациях требует и развития личностных качеств менеджера. Это говорит о том, что менеджмент можно считать искусством. Менеджмент – это область человеческих знаний, которые позволяют осуществлять управленческую функцию. В центре её внимания – человек.

    Менеджмент – наука, которая входит в разряд прикладных наук; она очень близко стоит к экономической практике. Поскольку именно менеджеры управляют организацией, то менеджмент часто ставят рядом с менеджерами – определённой категорией людей.

    Также менеджментом обозначают аппарат управления или специфический орган коммерческого предприятия. Любое предприятие имеет такой орган, т.е. имеет руководство, или менеджмент. Успехи и неудачи предприятия – это прежде всего успехи и неудачи менеджмента.

    Таким образом, менеджмент определяется как:

     - вид деятельности

     - наука и искусство

     - категория людей

     - орган или аппарат управления

    Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.

    Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

    Впервые принципы рационального управления были сформированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсоном в книге « Двенадцать принципов производства».

    Однако один из основоположников научной организации труда, создатель «теории администрирования» А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает своё место среди принципов управления, во всяком случае, на то время, пока практика подтверждает его эффективность.

    В связи с этим, все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы - общие и частные.

    К общим принципам управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

    1. Принцип применимости - менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.
    2. Принцип системности - менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры и системы в целом.
    3. Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности:: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).
    4. Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить на свои миры.
    5. Принцип ориентации на ценности - менеджмент включен в общественный окружающий мир с определёнными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство. Честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т. п. Всё это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.

    В отечественной теории управления частные принципы управления народным хозяйством были сформулированы ещё В.И. Лениным и многие из них не потеряли значения и в наши дни, а рыночной экономике значимость их неизмеримо возросла.

    1. Основным частным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений. Принципы сочетания централизации децентрализации предполагают необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении.
    2. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути, это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления, реализации персональной ответственности.
    3. Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.
    4. Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально- экономические преобразования организации.
    5. Научная обоснованность управления означает на только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов.
    6. Суть принципа плановости заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.
    7. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчинённый должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несёт ответственность за их выполнение возложенных на него задач.

    Использованная литература

    1. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012.
    2. Басовский, Л. Е. Менеджмент : учебное пособие / Л. Е. Басовский. – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 256 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
    3. История менеджмента : учебное пособие / под ред. Э. М. Короткова. – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 240 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая тетрадь для самостоятельной подготовки обучающихся к семинару по разделу: Эволюция концепций менеджмента (УД 03 Менеджмент, специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям))

    Рабочая тетрадь позволяет осуществить самостоятельную подготовку обучающегося к семинару, определить узловые вопросы раздела Эволюция концепций менеджента, закрепить основные понятия менеджмента,...

    Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по УД Основы экономики, менеджмента, маркетинга (раздел Основы менеджмента) для студентов заочной формы оучения специальность 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

    Контрольная работа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В пособии представлены теоретические и практические задания для самостоятельного выполнения студентами ОЗО. Контрольная работа со...

    Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» по разделу «Основы менеджмента».

    Данный  тестовый  материал   предназначен для  контроля  уровня  знаний по  разделу «Основы  менеджмента» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы эко...

    Презентация по дисциплине Менеджмент на тему: "Event-менеджмент"

    Еvent management (от англ. event - «событие») - это полный комплекс мероприятий по созданию корпоративных и массовых событий. Причем если первые направлены в основном на укрепление внутрикорпоративног...

    Комплект контрольных работ по разделу Менеджмент по дисциплине Основы экономики, менеджмента и маркетинга

    Комплект контрольных работ по разделу Менеджмент по дисциплине Основы экономики, менеджмента и маркетинга...