Рациональная организация процессов товародвижения. Краткий конспект лекций
методическая разработка на тему

Жукова Любовь Анатольевна

Рациональная организация процессов товародвижения. Краткий конспект лекций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина».

Жукова Л. А.

Рациональная организация процесса товародвижения (конспект лекции).

Анализ развития сетевых форматов магазинов в розничной торговле  (практическое занятие №1).

Образование сгруппированных торговых форматов (практическое занятие №2).

Разработка конспекта лекции и практических занятий №1; №2  по дисциплине

«Организация и технология деятельности торговых организаций».

по специальности 38.02.05 (100801) Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Москва

2015

Пояснительная записка

Торговля представляет собой сложную организационно-экономическую систему рыночной экономики, которая находится в динамике, образуя единую целостную структуру, ориентированную на эффективное обслуживание всей цепи движения товаров от производителей к потребителям.

На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной стоимости в денежную, создается экономическая основа для возобновления производства товаров и создаются стартовые возможности для нового цикла производства.

Розничная торговля становится отраслью с высокой инвестиционной привлекательностью.

В условиях жесткой конкуренции большое значение в успешной деятельности любой торговой фирмы имеют правильный выбор формата и организация торговой деятельности.

В связи с этим для эффективной организации торговой деятельности необходимы знания в области организации и технологии торговли.

Раздел 1. Торговое предприятие и его организация

Тема 1.1 Рациональная организация процесса товародвижения

Понятие и сущность процесса товародвижения

Производство товаров бессмысленно, если они не доставлены к месту потребления, где посредством продажи будут возмещены производственные расходы на выпуск данных товаров.

Процесс перемещения товаров от производителей до потребителей называется товародвижением.

Этот процесс будет целесообразен только в том случае, если каждый участник получит экономическую выгоду.

Поэтому рациональная организация процесса товародвижения – одна из важнейших функций торговли. От того, насколько рационально организован этот процесс, зависят время оборота товаров  и уровень торгового обслуживания.

Процесс товародвижения предполагает не только физическое перемещение товаров от мест производства к местам потребления, но и операции, связанные с их хранением и подготовкой к продаже.

Важнейшей задачей товародвижения является создание такой технологической цепи, которая позволила бы обеспечить бесперебойное снабжение розничной торговой сети качественными товарами в количестве и ассортименте, соответствующих спросу потребителей, при минимальных затратах труда, времени и материальных средств.

Основными звеньями товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные оптовые, мелкооптовые и розничные предприятия.

Следуя из сферы производства в сферу потребления, товар проходит через одно или несколько складских звеньев.

→ - товарные потоки

Т – транспортные мосты

Рис. Процесс продвижения товаров от производства до потребителя

Процесс товародвижения включает в себя несколько последовательных этапов:

- движение товаров от складов товаропроизводителей до складов оптовых предприятий;

- внутрискладские операции с товаром;

- товароснабжение розничной торговой сети;

- внутримагазинные операции с товаром по доведению его до потребителя.

Все эти этапы взаимосвязаны и представляют единую технологическую цепь товародвижения.

Основные звенья технологической цепи товародвижения

Движение товаров осуществляется по определенным каналам. Канал товародвижения – это совокупность независимых организаций, участвующих в процессе товародвижения. Это изготовители товаров, оптовые посредники, розничная торговая сеть, транспортные организации.

Выбор канала товародвижения – сложная проблема: чем больше звеньев в процессе товародвижения, тем дороже этот процесс. В связи с этим основной задачей товародвижения будет выявление количества участников, распределения между ними функций и определение пути движения товаров.

Первичным звеном цепи товародвижения является товаропроизводитель. Развитие рыночных отношений способствовало появлению на товарном рынке различных производителей и формированию конкурентной среды, что заставило предприятия искать новые пути повышения эффективности работы.

Для рациональной организации процесса товародвижения предприятие-изготовитель должно:

- выбрать орган сбыта;

- определить количество посредников;

- отобрать партнеров-посредников.

В последнее время роль товаропроизводителей в сбыте своей продукции значительно возросла, но, тем не менее, многие из них прибегают к услугам посредников.

В качестве посредников между изготовителями товаров и розничными торговыми предприятиями выступают юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:

- оптовые торговые предприятия, торгово-закупочные кооперативы, ассоциации;

- торговые агенты, брокеры.

В процессе товародвижения розничная торговля выполняет ряд функций и является конечным звеном товародвижения.

В функции розничной торговли входят:

- формирование торгового ассортимента;

- реклама товаров;

- осуществление операций с товарами;

- продажа товаров конечному потребителю;

- оказание услуг.

Важную роль в процессе товародвижения выполняет транспорт. Транспортные предприятия и организации при этом должны обеспечить:

- сохранность груза;

- своевременную доставку грузов;

- соблюдение правил загрузки и транспортирования;

- применение прогрессивных технологий транспортирования;

-  механизацию погрузочно-разгрузочных средств.

Факторы, влияющие на товародвижение

На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов, условно объединенных в 4 группы: производственные, транспортные, торговые и социальные.

К производственным факторам относятся размещение производства, специализация производства, сезонность производства товаров.

Приближение производственных предприятий к сырьевым источникам часто приводит к неравномерности распределения их по территории страны, отдаленности от мест потребления и, следовательно, усложнению процесса товародвижения.

Специализация производства приводит к выпуску более узкого ассортимента, что усложняет процесс товародвижения, увеличивая количество звеньев.

Процесс производства некоторых товаров носит ярко выраженный сезонный характер. Поэтому при организации продвижения таких товаров необходимо вносить коррективы в процесс товародвижения.

К транспортным факторам относят: состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, наличие транспортных средств и др.

К торговым факторам относятся: размещение и специализация предприятий торговли, ассортимент и свойства товаров, уровень организации товароснабжения.

Важное влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы. Основными из них являются: плотность населения, национальный состав, уровень доходов населения и др.  

Практическое занятие № 1.

Анализ развития сетевых форматов магазинов в розничной торговле.

Цель занятия.

Ознакомить обучающихся с известными сетевыми форматами магазинов. Провести анализ развития сетевых форматов в розничной торговой сети.

Материальное обеспечение.

ГОСТ Р 51773 – 01 «Розничная торговля. Классификация предприятий» [Текст]// Сборник нормативных документов, регламентирующих представление услуг розничной торговли / Минторг России. – М.: Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 2000. – С. 327 – 350.

Методические указания к выполнению практического занятия №1.

Рекомендации по выполнению практического занятия.

Для проведения анализа развития сетевых форматов магазинов в розничной торговле  воспользуйтесь пояснением к практическому занятию и приложением 1.

Задания.

  1. Ознакомиться с пояснением к практическому занятию:

   1.1 Формы интеграции сетевых форматов в розничной торговле.

1.2 Классификация интеграционных форм предприятий в розничной торговле.

1.3 Состояние горизонтальной интеграции торговли в России.

1.4 Вертикальная (межотраслевая) интеграция.

2. Проанализировать развитие сетевых форматов магазинов в розничной торговле.

3. Записать содержание занятия в рабочую тетрадь.

4.Ответить на контрольные вопросы.

Пояснения к практическому занятию

1.1 Формы интеграции сетевых форматов в розничной торговле

В условиях усиливающейся конкуренции в торговле активно развиваются сетевые форматы магазинов.

В развитых странах торговыми сетями захвачено все рыночное пространство, поделенное примерно поровну между дискаунтными сетями, сетями супермаркетов и сетями гипермаркетов (например, в Германии уже в начале 80-х гг. XX в. Они контролировали соответственно 34; 30,3 и 31,7% рынка). Все прочие розничные точки (маленькие магазинчики, лавки) занимают не более 4% рынка.

Рынок сетей торговли в России в последние годы увеличился в 1,5 – 2 раза. Наиболее развитая сетевая торговля в Москве, где степень проникновения сетей торговли сейчас составляет 45%, по Росси в целом – 20%.

Обратимся к ГОСТ Р 51773 – 01 «Розничная торговля. Классификация предприятий». В нем дано определение трех форм интеграции: торговая сеть, торговое объединение, торговый дом.

  Торговая сеть – это совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

Торговое объединение – добровольное договорное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов, и являющееся некоммерческой организацией.

Торговый дом – многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономические сферы. Первые торговые дома в России возникли в 50 – 60-х гг. XIX в. Темпы их развития были высокие: если в 1851-1860 гг. их было лишь два, то к 1890 г. – уже 138, а к 1915 г. – 6147. история российских торговых домов представляет собой ценнейшую составную часть опыта торгового предпринимательства, широко используемого во всем мире. В настоящее время торговые дома успешно функционируют в США, Японии, Франции, Южной Корее и других странах. В торговых домах реализуется широкий ассортимент непродовольственных товаров, имеются отделы продовольственных товаров, кафетерий.

Обобщив опыт развития интеграционных структур в России и за рубежом, дополним их категорийный аппарат.

Торговая цепь – это крупная торговая сеть, включающая более 10 магазинов.

Фирменный магазин – это вертикальная интеграция изготовителя с розничной торговлей. Розничные магазины реализуют товары одного бренда – своего изготовителя.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) создаются в результате объединения материальных и финансовых ресурсов предприятий, организаций, финансово-кредитных учреждений (в том числе банков), инвестиционных организаций в целях повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических связей, привлечения инвестиций и ускорения научно-технического прогресса.

1.2 Классификация интеграционных форм предприятий в розничной торговле

По функциональному значению и товарному профилю отраслей входящих в интеграцию, различают:

- горизонтальную интеграцию;

- вертикальную интеграцию.

Процессы горизонтальной интеграции получили активное развитие в розничной торговле. При такой интеграции объединяются предприятия, находящиеся на одной хозяйственной ступени. Это объединение двух или более однородных по функциональному значению и товарному профилю торговых предприятий, находящихся в одном владении. Первая сеть магазинов возникла в бакалейной торговле США в 1859 г. – это была компания «Эй энд Пи» («Грейт Атлантик энд пасифик»). Их образование явилось следствием обострения конкурентной борьбы, средством противодействия крупным торговым фирмам. В результате такие магазины добивались выгодных условий закупки товаров и возможности проведения единой торговой политики.

Наиболее интенсивное распространение сетевых магазинов пришлось на 1920-е гг. В 1919 г. на них приходилось 4%, а в 1929 г. – около 30% от общего объема розничных продаж США.

В послевоенные годы наметилась тенденция к укрупнению торговых цепей. Торговые сети, имеющие более 10 магазинов, а в мировой практике принято называть торговыми цепями. Данная форма стала применяться во многих отраслях торговли, особенно широко – в системе универмагов, торговле продовольственными товарами и в аптеках.

1.3 Состояние горизонтальной интеграции  торговли в России

Рейтинг крупнейших российских торговых сетей FMCG.

Оператор

Название сети

Число магазинов

Товарооборот, млн. долл. США

2005

2006

2008

2005

2006

2008

ЗАО «Тандер»

«Магнит»

1500

1893

2500

1870

2805

3600

Все операторы сети «Пятерочка»

751

870

-

2070

2898

-

Франчайзи «Пятерочка»

«Пятерочка»

425

478

607

580

699

5200

Pyaterochka Holding

«Пятерочка»

326

392

884

1490

2099

-

Pyaterochka Holding

«Карусель»

5

19

49

110

-

-

Metro

Metro C&C

22

26

51

1500

2031

3050

ЗАО «Торговый дом «Перекресток»

«Перекресток», SPAR Middle Volga, «365»

120

170

207

1185

1398,3

-

ЗАО «Юнилэнд Холдинг»

«Дикси»

«Мегамарт»

228

250

492

1015

1218

1400

ОАО «Седьмой континент»

«Седьмой континент»

111

123

140

842,5

928

1000

ООО «Ашан»

«Ашан»

7

9

15

800

908,8

3200

ООО «Лента»

«Лента»

9

15

27

650

980

2040

ООО «Торговый дом «Копейка»

«Копейка»

«Копейка Супер»

118

131

500

646

-

1139

При горизонтальной интеграции по юридическому статусу предприятий различают корпоративные и добровольные сети.

Корпоративные сети имеют одного владельца и единый контролирующий орган, централизованно осуществляют закупки товаров и предлагают схожий ассортимент. Примером являются торговые сети, рассмотренные в таблице.

Добровольные сети представляют собой группу независимых розничных торговцев, организовавших торговое объединение. Объединяться на добровольной основе могут не только отдельные предприятии, но и сети магазинов, образуя объединения в форме некоммерческих ассоциаций или союзов. Так, в 2001 г. крупные розничные сети  в России: «Старик Хоттабыч», «М-видео», «Спортмастер», «Седьмой континент» МВО, компания «Куда. Ru» объявили о создании стратегического союза-пула «Шесть семерок», а розничные сети «Перекресток», «Копейка», «Дикси», «Мегамарт» учредили в этом же году альянс для защиты своих интересов. Основные функции таких объединений состоят в защите интересов внутренней торговли, в разработке концепций её развития, изучении и распространении отечественного и зарубежного опыта и др.

Горизонтальная интеграция по типу входящих предприятий может быть одноформатной, т. е. состоять из предприятий одного типа (так, «Магнит» работает только в формате дискаунтера), или мультиформатной (ЗАО «Торговый дом «Перекресток» включает несколько форматов: супермаркет, гипермаркет, магазин «У дома»).

По степени глобализации интеграционные сети могут быть:

- локальные;

- федеральные;

- международные.

Локальные сети работают в сегменте одного города.

Федеральные сети развивают магазины в нескольких городах России. Наиболее крупными федеральными сетями являются краснодарская торговая цепь «Магнит» и питерская «Пятерочка».

Международные сети открывают магазины в разных странах.

В настоящее время в России представлено только несколько крупнейших международных компаний розничной торговли: голландская Spar, немецкие АВА и Metro, шведская IKEA, французская Auchan. Приход международных цепей на российский рынок сопровождается появлением и развитием новых технологий продвижения товаров к потребителям, современных логистических систем.  

1.4 Вертикальная (межотраслевая)интеграция

Под вертикальной (межотраслевой) интеграцией понимается объединение, слияние, кооперация или взаимодействие функционально зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей данного продукта. Вертикально интегрированная организация формируется на основе подчинения смежных звеньев товародвижения одним из участников канала, который доминирует в нем, обладая наибольшим экономическим потенциалом. В результате традиционные каналы товародвижения, состоящие из независимых производителей, посредников, продавцов и потребителей, превращаются в единую централизованную управляемую или координированную торгово-сбытовую систему.

Вертикальная интеграция включает:

- объединение розничных предприятий с изготовителями;

- объединение розничных и оптовых предприятий;

- диверсификацию (сформировались ФПГ и крупные межотраслевые комплексы и конгломераты).

В зависимости от участвующих сторон вертикальная интеграция может быть двухотраслевой (примером двухотраслевой интеграции розничных предприятий с изготовителем является фирменная торговля) или многоотраслевой.

  1. Анализ развития сетевых форматов магазинов в розничной торговле

Используя пояснения к практическому занятию №1 проанализируйте развитие сетевых форматов магазинов в розничной торговле.

Заполните таблицу: Классификация розничных торговых предприятий.

Признаки классификации

Классификационные группы

3. Записать содержание занятия в рабочую тетрадь.

4. Ответить на контрольные вопросы.

1. Равнозначны ли понятия «дом торговли» и «торговый дом»?

2. Чем отличается горизонтальная интеграция от вертикальной?

3. Дайте определение торгового центра.

4. Приведите примеры торговых предприятий, относящихся к локальным, федеральным и международным сетям.

Практическое занятие № 2.

Образование сгруппированных торговых форматов.

Цель занятия.

Ознакомить обучающихся с вариантами расположения торговых точек; с понятием «синергический эффект»; образованием сгруппированных торговых форматов разного профиля. Провести анализ образования сгруппированных торговых форматов разного профиля

Материальное обеспечение.

ГОСТ Р 51303 – 99 «Торговля. Термины и определения» [Текст]// Сборник нормативных документов, регламентирующих представление услуг розничной торговли / Минторг России. – М.: Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 2000. – С. 359 – 369.

Методические указания к выполнению практического занятия №2.

Рекомендации по выполнению практического занятия.

Для проведения анализа сгруппированных торговых форматов разного профиля  воспользуйтесь пояснением к практическому занятию и приложением 1.

Задания.

1.Ознакомиться с пояснением к практическому занятию:

   1.1 Уровень территориальной концентрации торговых точек.

1.2 Закон синергического эффекта.

1.3 Сгруппированные торговые форматы разного профиля.

2. Проанализировать образование сгруппированных торговых форматов разного    профиля.

3. Записать содержание занятия в рабочую тетрадь.

4.Ответить на контрольные вопросы.

Пояснения к практическому занятию

1.1Уровни территориальной концентрации торговых точек

В новых экономических условиях, когда торговля развивается быстрыми темпами, торговая сеть становится все более насыщенной и территориально концентрированной.

В зависимости от уровня территориальной концентрации возможны следующие варианты расположения торговых точек:

1) изолированные точки розничной торговли;

2) сгруппированные точки розничной торговли:

- примерно одного профиля;

- разного профиля.

Рис. Классификация торговых точек по концентрации

Изолированные торговые точки пространственно удалены от других точек розничной торговли. Для изолированных точек различают монопольную и операционную изоляцию.

Монопольная изоляция создает продавцу уникально удобное и доступное для потребителя положение. Расположенная таким образом точка изолирована от всех других магазинов. Пример монопольной изоляции – книжный магазин на территории учебного заведения.

Операционная изоляция имеет место, когда только магазины определенного профиля находятся вдалеке от подобных магазинов.

Сгруппированные точки находятся рядом одна с другой или в тесном соседстве. Группа – это два или более близко расположенных продавца розничной торговли, имеющих общую клиентуру. Сгруппированные точки делятся на два вида: запланированные и незапланированные. Последние являются результатом естественного эволюционного процесса, а запланированные группы розничных точек – результатом процесса планирования. Они имеют неоспоримые преимущества для потребителей, которые предпочитают делать покупки «под одной крышей».

1.2 Закон синергического эффекта

В группе магазинов проявляется так называемый синергический эффект – совместная группировка большого числа магазинов способствует тому, что каждый из них привлекает больше покупателей.

Американский экономист Р. Нельсон сформулировал закон синергического эффекта, который он назвал законом кумулятивного притяжения: «Данное количество магазинов, торгующих товарами одного и того же ассортимента, добьется более высокого оборота, если магазины расположены тесной группой или неподалеку один от другого, чем они разбросаны на большой площади». Именно поэтому крупные универмаги размещают в относительной близости в старых центральных торговых районах городов, именно в этом заключается одно из преимуществ, предоставляемое торговыми центрами. Этот же исследователь ввел понятие совместимости: совместимы те магазины, которые выигрывают (в увеличении оборота) от соседства один с другим.

1.3 Сгруппированные торговые форматы разного профиля

К сгруппированным торговым форматам разного профиля относят торговые центры, торговые комплексы, молы, торговые галереи и т. п.

Приведем понятия торговых форматов, расположенных сгруппированным способом. В ГОСТ Р 51303 – 99 определены две его разновидности: торговый комплекс и торговый центр.

Торговый центр – совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

Торговые центры, расположенные вдоль улиц города, принято называть ленточными. Ленточные торговые центры есть во всех крупных городах России на центральных улицах городов.

Торговый комплекс – это совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизовавших функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи, ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания служащих и т. п.).

В России активно развиваются огромные торговые комплексы зарубежных сетей: «Метро», «ИКЕА», «Ашан» и др.

Особо крупные торговые комплексы, более 100 тыс.  квадратных метров, называют моллами. 

Молл – это огромный торговый комплекс с парковкой, объединяющий сотни различных магазинов, супермаркет, универмаг, службы быта и  автосервиса, центр развлечений, рестораны, кафе и проч. Молл рассчитан на то, чтобы покупатель приехал и провел в нем целый день, имея возможность купить все – от гвоздя до автомобиля. Как правило, молы строятся вдали от центра. Примером мола в России являются проекты компании IKEA «Мегги Мол» в Москве.

Торговые центры различаются своей концепцией.

Центр моды имеет в своем составе бутики и магазины непродовольственных товаров. Это такие московские центры, как ГУМ, «Москвичка», «Наутилус».

Power Center – торговые центры площадью более 20 тыс. квадратных метров с минимальным числом малых арендаторов, одним крупным якорным арендатором (более 20% площади) и несколькими специализированными. Такой тип торговых центров В России пока представлен московским торговым центром «ВэйМарт», открытым пулом «Шесть семерок».

Аутлет-центр (Outlet Center). Чаще всего здесь представлен ассортимент промышленных предприятий, которые сами продают свою продукцию: одежду и обувь известных марок по ценам значительно ниже, чем в обычных городских торговых центрах и магазинах. Некоторые виды продукции (например, техника) могут быть выставлены и под открытым небом. В качестве сопутствующих могут выступать автосервис, АЗС и другие услуги.

 Пауэр-центр (Power Center). Якорем являются крупные магазины товаров для дома и сада, строительно-отделочных материалов, садовый инвентарь, бытовая техника и электроника и т. д. Могут быть представлены магазины торговли со скидками или каталогам, Cash & Carry (мелкий опт) и некоторые другие форматы торговли.

Стрип коммершил (Strip Commercial). Такой центр часто не имеет якорей и единого управления, что приводит к смешанному набору арендаторов и к ситуации, когда подобный объект не попадает под определение торгового центра. Арендаторами подобных торговых центров являются магазины продуктов питания, галантереи и хозяйственные магазины, предприятия услуг. Расположены такие центры в основном около выходов из метро, в местах интенсивных пешеходных потоков.

Торгово-общественный центр (Recreational Community Center). Здесь якорем являются универмаги, детские клубы и клубы по интересам, спортивно-оздоровительный комплекс, фитнес-клуб гостиницы и т. д. Также могут присутствовать объекты социальной направленности и административные комплексы. Сопутствующими предприятиями  являются магазины одежды и обуви, товаров для детей, подарков и проч.

Торгово-развлекательный центр (Retail Entertainment Center). Якорями выступают магазины одежды и обуви, развлекательный центр и рестораны, магазины сувениров, аксессуаров, аудио- и видеопродукции, предприятия услуг, служащих в качестве сопутствующих.

Торговый центр моды (Fashion Shopping Center). Основные категории товаров – одежда и обувь. В составе торгового центра моды якоря могут отсутствовать. Якорные арендаторы могут быть представлены универмагом неполной линии товаров и большими моно- и мультибрендовыми магазинами. Аксессуары, косметика и парфюмерия выступают в качестве сопутствующих товаров.

Фестивал-центр (Festival Center). Якорную функцию выполняют развлекательные комплексы, кафе и рестораны. Якорей может и не быть, но развлечения и общественное питание в любом случае являются основным профилем. Сопутствующими служат магазины одежды и обуви, подарков, сувениров и т. п.

Другим распространенным признаком классификации торговых центров является «зона обслуживания».

В каждой стране есть свои особенности классификации торговых центров по зоне обслуживания.

В России торговые центры подразделяются на две основные группы: торговые центры городского внегородского) значения и местные торговые центры. В свою очередь, первая группа включает следующие типы: общегородской торговый центр, торговые центры городских планировочных районов (или группы жилых районов) и промышленно-селитебных районов, специализированные торгово-транспортные городские и региональные торговые центры. Местные торговые центры предназначены для обслуживания населения в жилой застройке в пределах 5-10-минутной пешеходной доступности.

В проектировании торговых центров центральное место занимают их состав и якорный магазин.

Якорь (Anchor) – крупное торговое предприятие (оператор) с известной торговой маркой, находящееся на территории торгового центра на правах арендатора или имеющее в собственности торговые помещения и привлекающее в торговый центр наибольшее количество покупателей. В отдельных случаях функции якоря могут выполнять и другие предприятия или их комплексы (ресторанные дворики, кинотеатры и т. д.), а также некоммерческие объекты (например памятники архитектуры и др.).

Приведем описанную систематизацию сгруппированных торговых форматов в виде рисунка.

 

Рис. Разновидности сгруппированных торговых концентраций

2. Анализ образования сгруппированных торговых форматов разного профиля

Используя пояснения к практическому занятию №2 проанализируйте образование сгруппированных торговых форматов разного профиля.

Заполните таблицу: Классификация сгруппированных торговых форматов.

Разновидности торговых форматов

Вид реализуемого ассортимента

Организационно-правовая форма и виды предпринимательской деятельности

Выполнение якорной функции

3. Записать содержание занятия в рабочую тетрадь.

4. Ответить на контрольные вопросы.

1. Назовите отличие молла от торгового комплекса.

2. Перечислите признаки характеризующие форматы магазинов.

3. Дайте определение торговой сети.

Приложение 1

Признак классификации

Классификационные группы

Вид торгового предприятия

Магазины

Павильоны

Киоски

Палатки

Организационно-правовая форма и виды предпринимательской деятельности

Хозяйственные товарищества в форме:

полного товарищества

товарищества на вере

Хозяйственные общества в форме:

акционерных обществ

обществ с ограниченной ответственностью

обществ с дополнительной ответственностью

Унитарные предприятия

Производственные кооперативы

Индивидуальное предпринимательство

Вид здания

Отдельно стоящие

Встроенные

Встроено-пристроенные

Размер торговой площади предприятия

Крупные

Средние

Небольшие

Вид реализуемого ассортимента

Универсальные

Специализированные

Неспециализированные:

с комбинированным ассортиментом

с комплексным ассортиментом

со смешанным ассортиментом

Тип (формат) магазина

Универмаг

Универмаг «Детский мир»

Гипермаркет

Универсам

Супермаркет

Магазин-склад

Гастроном

Продукты (мини-маркет)

Магазин по продаже товаров повседневного спроса

Специализированные магазины по продаже продовольственных и непродовольственных товаров

Неспециализированные магазины

Дом торговли

Комиссионный магазин

Концентрация капитала

Независимый магазин

Интегрированная структура

Форма и вид интеграции

Торговое объединение

Торговая сеть

Торговая цепь

Фирменный магазин

Торговый дом

Торгово-финансовая группа и др.

Организационные функции и ценовая политика предприятия

Дискаунт

Дисконтный магазин

Магазин «Cash & Carry»

Комиссионный магазин

Магазин секонд-хенд

«Стоковый» магазин

Бутик

Территориальная концентрация

Изолированное размещение

Групповое размещение:

- торговый комплекс

- молл

- торговый центр

Местоположение

Общегородского значения

Жилого значения

Регионального значения

Тестовый опрос

1. Торговая сеть – это: (выберите ответы)

А) территория административного района, города, на которой размещаются торговые предприятия;

Б) совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории;

В) совокупность торговых предприятий, находящихся под общим управлением;

Г) совокупность элементов торгово-технологического процесса.

2. Поставьте в соответствие помеченным римским цифрам объектам их определения, данные под буквами А…Г.

I. Павильон – это …

II. Палатка – это…

III. Киоск – это …

IV. Ларек – это …

А) легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров;

Б) строение, на площади которого хранится товарный запас, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, на площади которых хранится товарный запас;

В) строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товаров;

Г) устаревшее понятие.

3. Укажите правильный перечень типов торговых предприятий:

А) стационарная, нестационарная, посылочная, торговая сеть;

Б) гипермаркет, супермаркет, гастроном;

В) отдельно стоящие, встроенные, встроено-пристеночные;

Г) универсальные, специализированные, неспециализированные.

4. Поставьте в соответствие с помеченными римскими цифрами объектам их определения, данные под буквами А…Г.

I. Специализированные магазины - …

II. Узкоспециализированные магазины - …

III. Неспециализированные магазины - …

IV. Универсальные магазины - …

А) комиссионный магазин, «Дом торговли»;

Б) «Для лыжного спорта», «Детское питание»;

В) «Рыба», «Мясо», «Ткани»;

Г) магазин-склад, гастроном.

5. Выберите правильное определение торгового центра:

А) отдельно стоящий магазин с универсальным ассортиментом товаров;

Б) несколько близко расположенных магазинов с комбинированным ассортиментом товаров;

В) магазин с большой пропускной способностью;

Г) крупный универсальный магазин.

6. Чем отличается торговое объединение от торговой сети:

А) В торговом объединении большее число предприятий;

Б) В торговом объединении централизованы функции управления;

В) В торговой сети магазины сохраняют самостоятельность и права юридического лица;

Г) В торговом объединении магазины сохраняют самостоятельность и права юридического лица.

7. Укажите признаки, характеризующие форматы торговых предприятий:

А) общая площадь магазина, торговая площадь, предоставляемый сервис.

Б) общая площадь, ассортимент товаров, дополнительные услуги.

В) торговая площадь, ассортимент товаров, метод продажи товаров.

Г) торговая площадь, ассортимент, дополнительные услуги.

8. Дайте характеристику фирменному магазину:

А) реализует популярные бренды разных иностранных изготовителей;

Б) реализует популярные бренды нескольких фирм;

В) реализует бренд одного отечественного изготовителя;

Г) реализует бренд одного иностранного изготовителя.

9. Укажите возможные отличия торгового дома от дома торговли:

А) это одно и то же;

Б) торговый дом занимается только розничной торговлей;

В) дом торговли занимается торговлей и внешнеэкономической деятельностью;

Г) торговый дом занимается торговлей и внешнеэкономической деятельностью.

10. Укажите отличительный признак мола:

А) большой торговый центр.

Б) большой торговый комплекс.

В) суперуниверсальный магазин.

Г) большое торговое объединение.

Список используемой литературы

1. ГОСТ Р 51773 – 01 «Розничная торговля. Классификация предприятий» [Текст]// Сборник нормативных документов, регламентирующих представление услуг розничной торговли / Минторг России. – М.: Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 2000. – С. 327 – 350.

2. ГОСТ Р 51303 – 99 «Торговля. Термины и определения» [Текст]// Сборник нормативных документов, регламентирующих представление услуг розничной торговли / Минторг России. – М.: Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 2000. – С. 359 – 369.

3. Современный супермаркет: Учебник по современным формам торговли [Текст] – М.: Изд-во Жигульского, 2002. – 350 с.

4. Торговое дело: учеб. пособие / О. В. Чкалова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 320 с. – (Новое экономическое образование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткий конспект лекций по дисциплине "Экономика организации" для студентов заочного отделения

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 1.    Создание и юридическое оформление предприятия Предприятие представляет собой обособленный технико-экономический и социальный ко...

Краткий конспект лекций по дисциплине "Маркетинг"

Краткий конспект лекций по дисциплине "Маркетинг", может быть использован для общего ознакомления с изучаемой дисципиной....

Пищевые концентраты. Краткий конспект лекций

Пищевые концентраты. Краткий конспект лекций...

Краткий конспект лекций "Логические основы построения ПК"

Для студентов 1 курса по дисциплине Информатика...

Лекция: Принципы рациональной организации основного производства.

Лекция: Принципы рациональной организации  основного производства для студентов очной формы обучения специальности 13.02.02 ТТО по МДК 04.01 Организация и управление работой трудового коллек...

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ (ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ) ПО ПРЕДМЕТУ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ (ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ) ПО ПРЕДМЕТУ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»...