МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
методическая разработка на тему

Спектр учебных студенческих работ достаточно широк. К ним относятся: не только рефераты, доклады, но и практические работы. Тематика и цель их должна быть актуальной, содержание – отвечающим современным требованиям науки. Подготовка практических работ требует изучения и анализа необходимой специальной литературы. Все учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы являются зачетными, и к ним предъявляется определенные требования, как по содержанию, так и по оформлению.

Этапы выполнения практических работ:

- анализ имеющейся информации по изучаемой проблеме;

- изучение теории рассматриваемой проблемы;

- осмысление материала и выдвижение гипотезы;

- организация работы;

- расчеты, анализ и обоснование полученных результатов;

- текстовое оформление работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mp_dlya_vypolneniya_pr_po_ekonomike_organizatsii.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики  краснодарского края

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Новороссийский колледж строительства и экономики»

 (ГАПОУ КК «НКСЭ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

для всех специальностей

Новороссийск

2016

Методические указания для выполнения практических работ по экономическим дисциплинам

Составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта РФ

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

________Н.В. Плющева

«___»__________2016 г.

ОДОБРЕНО

на заседании ЦМК

экономических дисциплин

протокол № ____

от «_____»_________2016г.

Председатель ЦМК

________ Н.В. Делиховская

CОГЛАСОВАНО

Научно-методический                                    

совет протокол №___                                              

от «__»_______2016 г.                                                                    

________Э.М.Ребрина

Составитель: 

__________ Ткачева Е.А.

преподаватель специальных дисциплин НКСЭ

 

Рецензент:      

___________ Кондратюк М.А.

Преподаватель высшей категории специальных дисциплин

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………………..4

  1. Требования к содержанию и оформлению  практических работ……………………………..5
  2. Примерные практические работы ……………………………………………………………...6
  1. Тема «Безработица»………………..…………………………………………………….……6
  2. Тема «Капитальные вложения»……………………..………………………………………..8
  3. Тема: «Оборотные средства»…………………………..……………………………………..9
  4. Тема «Оплата труда»…………………..……………………………………………………..10
  5. Тема «Основные средства»…………………………………………………………………..11
  6. Тема «Прибыль и рентабельность»………………………………………………………….14
  7. Тема «Равновесная цена»…………………………………………………………………….16
  8. Тема «Себестоимость продукции и ее калькуляция»……………………………………....17
  9.  Тема «Системы национальных счетов»…………………………………………………….19
  10.  Тема «Цена и ценообразование»…………………………………………………………….20
  11.  Тема «Численность работников»……………………………………………………………21
  12.  Тема «Бизнес-планирование»……………………………………….……………………….22

3 Критерии оценки качества выполнения практических работ…………….……...……………..23

4 Дополнительные задания…………………………………………………………….……………24

Пояснительная записка

Спектр учебных студенческих работ достаточно широк. К ним относятся: не только рефераты, доклады, но и практические работы. Тематика и цель их должна быть актуальной, содержание – отвечающим современным требованиям науки. Подготовка практических работ требует изучения и анализа необходимой специальной литературы. Все учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы являются зачетными, и к ним предъявляется определенные требования, как по содержанию, так и по оформлению.

Этапы выполнения практических работ:

- анализ имеющейся информации по изучаемой проблеме;

- изучение теории рассматриваемой проблемы;

- осмысление материала и выдвижение гипотезы;

- организация работы;

- расчеты, анализ и обоснование полученных результатов;

- текстовое оформление работы

Цель данных указаний – оказать методическую помощь студентам в выполнении и оформлении практических работ. Уровень и содержание практических работ разнообразны, что обуславливает ряд специфических требований, излагаемых в методических указаниях по соответствующим учебным курсам. Вместе с тем существуют общие требования, которые предъявляются написанию практических работ. Поэтому задача методических указаний – обеспечить требуемое единство в выполнении и оформлении практических работ студентов колледжа.

В данной работе имеются практические работы по различным темам  таких дисциплин как «Экономика организации», «Экономика отрасли», «Основы экономической теории».

Конкретные требования к содержанию в и оформлению практических работ доводятся до студента преподавателями или приводятся в соответствующих учебно-методических материалах конкретной специальности.

1 Требования к содержанию практических работ

Практические работы выполняются студентами очной формы обучения. Их основная цель – самостоятельное закрепление знаний и умений студентами конкретного раздела или темы учебной программы, а содержание основано на методических указаниях.

Практическая работа по экономическим дисциплинам для различных специальностей оформляется в тонких тетрадях в клетку (12 л или 18 л).

Практическая работа состоит из:

- цели - указывается желаемый результат, который студент должен получить в ходе и по окончанию практической работы.;

- задания - студенту даются данные для выполнения практической работы

- хода работы – определенные пошаговые инструкции для выполнения работы

- задача – оформляется как стандартная задача (ДаноФормулаРешениеОтвет)

- анализ результатов (оформляется при необходимости)

- оформления вывода (в соответствии с целью практической работы)

Общий объем практической работы должен составлять около 1-2 страниц рукописного текста.

                             

2. Примерные практические работы

2.1 Тема «Безработица»

Вариант 1  

Цель: усвоить порядок ведения расчетов уровня экономически активного населения и уровня безработицы

Оснащение: калькулятор

Ход работы

Задание № 1

Рассчитать численность экономически активного населения

Задание № 2

Рассчитать численность безработных

Данные для выполнения заданий № 1 и № 2

Страна

Всего, тыс.человек

Удельный вес актив. населения, %

Уровень безработицы, %

Численность активного населения

Численность безработных

Россия

72212

50

8,6

Германия

40022

49

8,7

Франция

26653

45

9

Япония

67520

53

5,4

США

141815

51

5,8

        

Вариант 2

Цель: усвоить порядок расчета уровня безработицы

Оснащение: калькулятор

Ход работы

Задание № 1

- Рассчитать уровень безработицы различных стран за 2013-2014 гг.

- Сделать сравнительный  анализ

Данные для выполнения заданий № 1

Страна

2013

Уровень безработицы,

% (2014)

2014

Уровень безработицы,

% (2015)

Численность активного населения,

тыс. человек

Численность безработных, тыс.человек

Численность активного населения,

тыс. человек

Численность безработных,  тыс.человек

Россия

76886

9,1

76754

8,5

Германия

42755

2985

42207

2900

Франция

30030

178

30057

349

Япония

65559

2770

65302

2700

США

159851

90000

161048

93000


  1. Тема «Капитальные вложения»

Цель: научиться оценивать экономическую эффективность инвестиций

Оснащение: калькулятор

Ход работы

Задание № 1

Предприятие рассматривает два инвестиционных проекта на 2015 и 2016 г. С помощью простого метода рассчитать оценку экономической эффективности инвестиций каждого проекта по следующим данным:

п/п

Показатели

Вариант 1.

Вариант 2.

2015 г.

2016 г.

2015г.

2016г.

1

Валовые капитальные вложения

140т.р.

210 т.р.

300 т.р.

100 т.р.

2

Производственная мощность

32,5%

54,3%

56,4%

65,8%

3

Чистая прибыль

10,2т.р.

7,2т.р.

17,4т.р.

20,4т.р.

4

Валовые инвестиции

68т.р.

43т.р.

58т.р.

85 т.р.

5

Амортизационные  отчисления

17,8т.р.

22,8т.р

12,6т.р.

4,6т.р.

Задание № 2

Сделать вывод с помощью сравнительного анализа

  1.  Тема: «Оборотные средства»

Цель: усвоить порядок расчета показателей оборачиваемости оборотных средств

Ход работ:

  1. Рассчитать коэффициент оборачиваемости оборотных средств, сравнить показатели 2014-2015 года
  2. Рассчитать коэффициент загрузки
  3. Рассчитать длительность одного оборота в днях
  4. Сделать вывод с помощью сравнительного анализа

Данные для выполнения задания:

Объем реализованной продукции на предприятии в 2014 году составил 973000 рублей, в 2015 году 810000 рублей, средние годовые остатки оборотных средств 2014 года – 138000 рублей и 2015 года – 125000 рублей. Число дней в периоде 360 дней

  1. Тема «Оплата труда»

Цель: усвоить порядок начисления сдельной и повременной заработной платы

Ход работы:

Вариант 1.

1.    Преподаватель  Аджиева Т.Н. отработала за месяц 78 час., часовая тарифная ставка 104руб. Рассчитайте остаток заработной платы, если удержено:13% налога, 1% профсоюза и 40% аванса. Премия за месяц составляет 10% от з/п.

2. Рабочий-сдельщик 5 разряда (тарифная ставка 4,5 руб./ч) изготовил за месяц 2000 шт. изделий. Норма выработки его – 10 шт/ч, за каждый процент перевыполнения плана рабочему установлена премия – 5%. План выполнен рабочим на 104%. Рассчитать заработную плату рабочего.

Вариант 2.

1. Токарь в январе выполнил: 290 шт. деталей по сдельной расценке – 650 р. (при норме 700 деталей в неделю). А в феврале: 3100 шт. деталей по такой же сдельной расценке. Премия за перевыполнение плана 15 % от нормы. Рассчитайте заработную плату токаря за 2 месяца.

2. Рабочий повременщик 4-го разряда (тариф. ставка – 400 руб/ч) отработал 120 ч дневную смену и 36 ч в вечернюю смену (доплата за каждый час вечерней работы – 20% тарифной ставки). За хорошее качество работы установлена премия в размере 30% тарифного заработка. Рассчитать заработную плату рабочего за месяц

  1. Тема «Основные средства»

Практическая работа № 1

Цель: научиться рассчитывать и анализировать показатели использования основных производственных фондов

Ход работы:

Вариант 1.

1. Здание построено 5 лет назад. Первоначальная стоимость  его 130 млн. руб. Коэффициент перерасчета здания за первый  год эксплуатации – 4,1. За второй – 2,3. Определите восстановительную стоимость здания и амортизационные отчисления за 2 года эксплуатации?

2.Численность работников на предприятии 97 чел., производительность труда на 1-го работающего – 12,5 тыс.руб., стоимость  ОПФ -824 тыс.руб. Определите показатель фондоотдачи, фондоемкости и фондовооруженность.

3. Оцените  и проанализируйте состав и структуру ОФ с помощью данных :

2013 г.:

  1. Стоимость ОФ на начало года – 885289 т.р.

2. Стоимость введ. ОФ – 166238 т.р.

3. Стоимость выб. ОФ – 115933 т.р.

4. Стоимость ОФ на конец года: 924975 т.р.

2014 г.:

  1. Стоимость ОФ на начало года: 924675 т.р.

2. Стоимость введ. ОФ – 179443 т.р.

3. Стоимость выб. ОФ – 97058 т.р.

4. Стоимость ОФ на конец года: 1007359 т.р.

Вариант 2

1. Предприятие установило новое оборудование на сумму 150 млн. руб. Норма амортизации – 15%. Рассчитайте амортизационные отчисления по истечении года его работы.

2. Год назад предприятие купило оборудование на 250 тыс. руб. Затраты на доставку оборудования составили 20 тыс. руб., затраты на монтаж 15 тыс. руб. Коэффициент переоценки оборудования – 2,4. Норма амортизации – 1 0%. Определите первоначальную стоимость , восстановительную стоимость и остаточную стоимость оборудования

3. Оцените  и проанализируйте состав и структуру ОФ с помощью данных :

2013 г.:

  1. Стоимость ОФ на начало года – 494564,6 тыс.руб.

2. Стоимость введ. ОФ – 30347 т.р.

3. Стоимость выб. ОФ – 8170 т.р.

4. Стоимость ОФ на конец года -5167741,45 т.р.

2014 г.:

  1. Стоимость ОФ на начало года-516741,5 тыс.руб.

2. Стоимость введ.ОФ –  53763,30 т.р.

3. Стоимость выб. ОФ – 7746,54 т.р.

4. Стоимость ОФ на конец года – 562758,21 т.р.

Практическая работа № 2

Цель: усвоить порядок расчета показателей использования основных средств

Оснащение: калькулятор, линейка, карандаш

Ход работы:

Задание № 1. Рассчитать коэффициент экстенсивности использования оборудования

Задание № 2. Рассчитать коэффициент сменности оборудования

Задание № 3. Рассчитать коэффициент интенсивности использования оборудования

Задание № 4. Рассчитать среднегодовую стоимость ОПФ

Задание № 5. Рассчитать фондоотдачу

Задание № 6. Написать общий вывод по всем рассчитанным показателям.

Данные для выполнения задания:

Вариант 1.

  1. Фактически отработано оборудованием 5 часов, плановая продолжительность рабочей смены  10 часов, при проведении ремонта 30 минут
  2. В цехе установлено 210 единиц оборудования, в первую сену работало 128 станков, в вторую смену 105 станков
  3. Фактическая выработка оборудования продукции за 1 час составила 85 единицы, технически обоснованная выработка 90 единиц за 1 час.

Стоимость ОПФ на начало года

Поступило ОПФ

Выбыло ОПФ

450700

07.08.2015

293000

25.10.2015

157200

  1. Объем товарной продукции составил 459250 рублей

Вариант 2.

  1. Фактически отработано оборудованием 10 часов, плановая продолжительность рабочей смены 12 часов, при проведении ремонта 1 час
  2. В цехе установлено 150единиц оборудования, в первую сену работало 120 станков, в вторую смену 132 станков
  3. Фактическая выработка оборудования продукции за 1 час составила 90 единицы, технически обоснованная выработка 80 единиц за 1 час.

Стоимость ОПФ на начало года

Поступило ОПФ

Выбыло ОПФ

580000

09.09.2015

130500

2.11.2015

450250

  1. Объем товарной продукции составил 350600 рублей

Практическая работа № 3

Цель: усвоить порядок расчета износа основных средства

Оснащение: калькулятор

Ход работы

Задание № 1. Рассчитать коэффициент годности

Задание № 2. Рассчитать коэффициент износа

Задание № 3. Определить ежемесячную сумму амортизационных отчислений.

Задание № 4. Определить сумму амортизационных отчислений способом уменьшаемого остатка.

Данные для выполнения задания.

  1. Первоначальная стоимость металлорежущего станка 328000 руб., сумма накопительного износа 765000 рублей
  2. Первоначальная стоимость  деревообрабатывающего станка 236000 руб., сума накопленной амортизации 127000 рублей
  3.  Первоначальная стоимость станка с ЧПУ 764000 руб., срок полезного использования 7 лет
  4. Приобретен объект основных средств на сумму 73000 рублей, срок полезного использования 5 лет, ликвидационная стоимость объекта 15000 руб.

Практическая работа № 4

Цель: усвоить порядок расчета показателей использования ОПФ

Оснащение: калькулятор

Задание № 1. Рассчитать коэффициент сменности оборудования

Задание № 2. Рассчитать среднегодовую стоимость ОПФ

Задание № 3. Рассчитать фондоотдачу.

Данные для выполнения задания

  1. В цехе установлено 185 единиц оборудования, в первую смену работало 180 единиц, во вторую смену 183 единиц, в третью смену 76 единиц.

2.

Стоимость ОПФ на начало года

Поступило ОПФ

Выбыло ОПФ

879000

04.05.2015

324000

02.08.2015

435000

3. Объем товарной продукции составил 786000 рублей

  1. Тема «Прибыль и рентабельность»

Практическая работа № 1

Цель: усвоить порядок расчета показателей прибыли и рентабельности предприятия

Ход работы

Задача 1. Рассчитайте и сравните валовую  прибыль предприятия за 2013 и 2014 гг.:

 Данные (2013 г.):

Доход от:

-выполнения работ - 57000 р.

-реализации основн. средств – 39000р.

-внереализац. операций – 19000р.  Данные (2014): Доход от:

- выполнения работ - 47000 р.

-реализации основных средств на 20% ниже дохода от выполн. работ 2013 г.

-внереализационных операций на 30 % выше дохода от реализации основных средств 2013 г.

Задача 2.  С помощью следующих данных рассчитайте норму рентабельности предприятия:

Прибыль – 128820 рублей

Затраты – 250500 рублей

Задание 3. Рассчитайте прибыль от реализации продукции.

Данные:

Выручка от реализац. прод. -250250,86р.

Постоянные затраты – 28370,45 р.

Переменные затраты – 93750,23 р.

Задание 4. Рассчитайте и сравните рентабельность собственных средств предприятия за 2013-2014 гг.

Данные:

Чистая прибыль за 2013 г.-380000р.

Чистая прибыль за 2014 г.-353254р.

Собственные средства за 2013 г.– 750000р.

Собственные средства за 2014 г.- 738000р.

Практическая работа № 2

Цель: усвоить порядок расчета прибыли и рентабельности

Оснащение: калькулятор

Ход работы

Задание 1. Рассчитайте рентабельность по всему выпуску продукции за 2014 и 2015 гг.

Задание № 2 Рассчитать рентабельность по отдельным видам продукции за 2014 и 2015 гг.

Задание № 3 Сделать вывод с помощью сравнительного анализа

Задание № 4 Рассчитать рентабельность производственных фондов за 2014 и 2015 гг.

Задание № 5 Сделать вывод с помощью сравнительного анализа

Задание № 6 Рассчитать рентабельность выручки за 2014 и 2015 гг.

Задание № 7 Сделать вывод с помощью сравнительного анализа

Данные для выполнения задания.

1, 2

Вид продукции

Цена,

тыс. руб.

Себестоимость,

тыс. рублей

Количество

2014

2015

2014

2015

2014

2015

A

78-90

80-00

56-80

57-00

124

125

B

134-70

135-00

95-60

96-00

568

570

C

167-50

168-00

135-80

136-00

452

455

4

Показатель

2014

2015

Годовая сумма валовой прибыли

456720

673490

Среднегодовая стоимость ОПФ

679230

743530

Среднегодовая сумма оборотных средств

567400

589320

6

Показатель

2014

2015

Прибыль от реализации продукции

563480

543780

Выручка от реализации продукции

124870

235640

Тема 2.7. Тема «Равновесная цена»

Цель: усвоить порядок  установления равновесной рыночной цены.

Оснащение: линейка, карандаш

Ход работы

Задание 1. Построить кривую спроса

Задание 2. Построить кривую предложения

Задание 3. Определить равновесную рыночную цену

Данные для выполнения задания

Вариант 1.

  1. D – спрос

Р1 = 10 руб.  Q1 = 900 шт.

Р2 = 40 руб.  Q2 = 400 шт.

Р3 = 80 руб.  Q3 =  200 шт.

2. S – предложение

S1 = 20 руб.  Q1 = 300 шт.

S2 = 50 руб.  Q2 =  600шт.

 S3 = 70 руб. Q2 = 700 шт.

3. Y – равновесная цена

P1 - ?        Q1 - ?

Вариант 2.

  1. D – спрос

Р1 = 30 руб.  Q1 = 700 шт.

Р2 = 45 руб.  Q2 = 450 шт.

Р3 = 70 руб.  Q3 =  300 шт.

2. S – предложение

S1 = 10 руб.  Q1 = 500 шт.

S2 = 40 руб.  Q2 =  700шт.

 S3 = 80 руб. Q2 = 900 шт.

3. Y – равновесная цена

P1 - ?        Q1 - ?

2.8. Тема «Себестоимость продукции и ее калькуляция»

Практическая работа № 1

Задание 1. Рассчитать себестоимость  единицы продукции по статьям калькуляции.

Задание 2. Определить долю отдельной статьи калькуляции в общей сумме себестоимости.

Задание 3. Проанализировать себестоимость продукции и сделать вывод

Статьи калькуляции

Сумма 75 ед.

Сумма

1 ед.

Доля затрат, %

В-1

В-2

1

Сырье и материалы

5467 =

756=

2

Возвратные отходы

678=

668=

3

Покупные изделия

3452=

1330=

4

Зарплата основных рабочих

4679=

876=

5

Отчисление на социальное страхование

1024=

2452=

6

Расходы на освоение и подготовку производства

976=

242=

7

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

1430=

775=

8

Цеховые расходы

768=

1124=

9

Общехозяйственные расходы

875=

3679

10

Потери от брака

342=

5467=

11

Коммерческие расходы

856=

578 =

Итого полная себестоимость

Практическая работа № 2

Цель: усвоить порядок определения величины постоянных и переменных затрат

Ход работы

  1. Определить величину постоянных затрат за 2014 и 2015 гг
  2. Определите величину переменных затрат за 2014 и 2015 гг
  3. Определить величину совокупных издержек производства за 2014 и 2015 гг
  4. Определить предельные издержки за 2014 и 2015 гг
  5. Определить величину средних издержек за 2014 и 2015 гг
  6. Сделать вывод с помощью сравнительного анализа

Данные для выполнения задания

Предприятие за 2014 г. работы выпустило 1250 единиц продукции и израсходовало средства на:

  1. Заработная плата рабочих – 53400
  2. Заработная плата управленческого персонала – 25700
  3. Амортизация административного здания – 1740
  4. Амортизация оборудования – 4230
  5. Сырье и материалы – 75850
  6. Электроэнергия – 3200
  7. Газ (для отопления цехов) – 2800
  8. Охрана предприятия – 6000
  9. Конструкторское подразделение - 5800

Предприятие за 2015 г. работы выпустило 1250 единиц продукции и израсходовало средства на:

  1. Заработная плата рабочих – 55500
  2. Заработная плата управленческого персонала – 28300
  3. Амортизация административного здания – 2000
  4. Амортизация оборудования – 4500
  5. Сырье и материалы – 78500
  6. Электроэнергия – 3500
  7. Газ (для отопления цехов) – 3000
  8. Охрана предприятия – 8000
  9. Конструкторское подразделение – 6000

2.9 Тема «Системы национальных счетов»

Цель: научиться рассчитывать показатели системы национальных счетов

Вариант 1.

Задача 1. Рассчитайте ВВП имея следующие показатели:

  • Доход от использования факторов производства – 538000
  • Доход от национальных факторов производства – 273000
  •  ВНП – 10 752 000 р.

Задача 2. Рассчитайте  национальный доход предпринимателя :

  • Заработная плата – 58000
  •  Процент – 15% от прибыли
  • Рента – 30% от процента
  • Прибыль – 750000

Задача 3. Рассчитайте дефлятор ВВП, если номинальный ВВП – 13220400 р., а реальный ВВП – 11017000 р. Сделайте вывод.

Вариант 2.

Задача 1. Рассчитайте ВНП имея следующие показатели:

  • Доход от использования факторов производства – 538000р.
  • Доход от национальных факторов производства – 273000 р.
  •  ВВП – 11017000 р.

Задача 2. Рассчитайте  национальный доход предпринимателя:

  • ВВП-10752000
  • Сумма амортизации – 350000
  • Косвенные налоги – 20% от суммы амортизации.

Задача 3.Рассчитайте дефлятор ВВП, если номинальный ВВП – 9144110, а реальный ВВП – 11017000 р. Сделайте вывод.

2.10. Тема «Цена и ценообразование»

Цель: научиться рассчитывать и анализировать цену на продукцию или услуги

Вариант 1.

1. Рассчитайте и проанализируйте оптовую (отпускную) цену на промышленную продукцию имея следующие показатели: Оптовая цена – 2500 р.; наценка – 20% от цены; акциза – 15% от наценки; НДС – 2,5% от цены.

2. Рассчитайте процент наценки на себестоимость продукции, если сумма наценки 1750 рублей, а себестоимость – 5000.

3. Как изменилась цена товара, если в I квартале кол-во реализованной  продукции составило 350 тыс. кг, а спрос – 140000 жителей, а во II квартале – кол-во реализованной продукции – 339526 тыс. кг, а спрос – 140300 жителей

Вариант 2.

1. Рассчитайте и проанализируйте оптовую (отпускную) цену на промышленную продукцию имея следующие показатели: Оптовая цена – 5200 р.; наценка – 15% от цены; акциза – 10% от наценки; НДС – 1,5% от цены.

2. Рассчитайте процент наценки на себестоимость продукции, если сумма наценки 2500 рублей, а себестоимость – 7500.

3. Как изменилась цена товара, если в III квартале кол-во реализованной  продукции составило 529841  кг, а спрос 68900 жителей, а во IV квартале – кол-во реализованной продукции – 544482,25 кг, а спрос – 79025 жителей

2.11. Тема «Численность работников»

Цель: усвоить порядок расчета численности работников предприятия

Вариант 1.

  1. Рассчитайте среднесписочную численность работников за месяц, определите коэффициент текучести и баланс кадров, имея следующие показатели:

Списочный состав предприятия – 3227 чел. Прибыло – 45 человек Убыло – 24 человек

  1. Численность работников фирмы на начало года – 32 чел. Уволено в течение года 8 чел. (2 – на пенсию, 3 – за прогулы, 1 – по болезни, 2 – по собственному желанию). Рассчитайте коэффициент приема и коэффициент  текучести.

Вариант 2.

  1. Рассчитайте среднесписочную численность работников за месяц, определите коэффициент оборота по приему и по выбытию, имея следующие показатели:
  • Списочный состав предприятия – 3227 чел. Прибыло – 45 человек. Убыло – 24 человек

  1. Численность работников фирмы на начало года – 155чел. Уволено в течение года 13 чел. (2 – на пенсию, 5 – за прогулы, 3 – по болезни, 3 – по собственному желанию). Рассчитайте коэффициент приема и коэффициент  текучести.

2.12. Тема «Бизнес-планирование»

Цель: научиться разрабатывать и составлять и оформлять бизнес-план своего будущего предприятия

Оснащение: лекция, калькулятор

Ход работ:

  1. Придумать название и вид деятельности своего будущего предприятия
  2. Разработать бизнес-план в соответствии с каждым разделом
  3. Сделать вывод

  1. Критерии оценки качества  выполнения практических работ

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Студенты  используют указанные преподавателем источники знаний, включая страницы учебника, таблицы из приложения к учебнику, страницы из справочных сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в оформлении результатов работы.

 Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи преподавателя или хорошо подготовленными и уже выполнивших на «отлично» данную работу студентов. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Студенты показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с формулами, допускают ошибки в вычислениях.

Отметка «2»  выставляется в том случае, когда студенты не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных студентов неэффективны по причине плохой подготовки.

  1. Дополнительные задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических указаний по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Основы бухгалтерского учета" для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания разработаны в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Они содержат учебные цели и задачи, перечень образовательных результ...

Методические указания к выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07 "Электронная техника"

Учебное пособие содержит указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.07 "Электронная техника". Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОП....

Методические указания для выполнения самостоятельной работы по экономическим дисциплинам

Методические указания для выполнения самостоятельной работы по экономическим дисциплинам...

Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.02 Общая картография для студентов II курса специальности 21.02.08 Прикладная геодезия

Методические указания по выполнению практических работ направлены на получение навыков умений: выполнять картометрические определения на картах, определять элементы математической основы топографическ...

методические указания для выполнения практических работ по учебной дисциплине Метрология и стандартизация

Методические указания для выполнения практических работ по учебной дисциплине Метрология и стандартизация...

Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.06 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Методическая разработка    предназначена для  оказания помощи студентам, обучающимся по специальности «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», способ...