Диссеминация инновационного педагогического опыта в техникуме
статья на тему

Диссеминация инновационного педагогического опыта в  техникуме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shatilina_n.i.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Диссеминация инновационного педагогического опыта в  техникуме

Шатилина Наталья Ивановна

ОБОУ СПО «Рыльский аграрный техникум»

Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории. Диссеминация позволяет распространить инновационную практику на широкие массы педагогической общественности.

Инновация в педагогическом процессе – это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и студента.

Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в нашем учебном заведении определяется рядом обстоятельств:

1. Происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.  Инновационная направленность деятельности преподавателей  выступает средством обновления образовательной политики.

2. Внедрение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) НПО/СПО направлены на решение задач подготовки выпускника конкурентоспособного на рынке труда. При этом требования к подготовке выпускника в максимально возможной степени выражаются в форме умений и компетенций. Введение ФГОС потребовало от образовательного учреждения изменения подходов к образовательному процессу, пересмотра образовательных программ, обновления методического обеспечения по профессиям и специальностям, разработки комплекса оценочных средств в компетентностном формате.

3. Усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического значения в учительской среде.

4. Происходит изменение отношения преподавателя к самому факту освоения и применения педагогических новшеств, в настоящее время, инновационная деятельность приобретает  избирательный и исследовательский характер.

Одни инновационные процессы, прежде всего, связывают с изучением, обобщением и распространением педагогического опыта, другие отдают предпочтение проблеме разработки и внедрения педагогических новшеств. Одним их основных условий внедрения инноваций является наличие инновационной среды -  определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс техникума.

Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности педагогической деятельности в техникуме.   Задачи методической работы в техникуме можно сформулировать следующим образом:

- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляется в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;

- повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки преподавателей;

- организация работы по внедрению и реализации федеральных государственных образовательных стандартов НПО/СПО и как следствие разработка и внедрение новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах;

- обогащение педагогов новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;

- организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов.

Выявлению педагогического опыта способствуют следующие мероприятия: курсы повышения квалификации, мониторинги, конкурсы педагогического мастерства, научно-практические конференции; рецензировании учебников, учебно-методических пособий и т.д.  

В  нашем учебном заведении были изучены  научные работы следующих педагогов:

1. Педагогическая система И.П.Волкова – учителя – новатора, кандидата педагогических наук.

2. Е.Н. Ильин – учитель – новатор, который предложил оригинальный подход к решению воспитательных задач в новых условиях.

Также был изучен  и распространен опыт  отдельных педагогов техникума:

1.Евглевской В.И. –преподавателя общепрофессиональных и специальных дисциплин специальности «Механизация сельского хозяйства».

2. Шарковой К.А. – преподавателя общепрофессиональных и специальных дисциплин специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Одной из форм методической работы нашего учебного заведения являются педагогические чтения различной тематики. Так, на педагогических чтениях на тему: «Методические приемы и способы применения на уроках «активных» форм и методов обучения», преподаватели поделились опытом  и результатами работы  об использовании «активных» форм и методов обучения на следующих уроках:

1.  «Организация  проектной  деятельности  на  уроках   «Естествознания»  (преподаватель Кузьменко И.В.).

2. «Активные формы и методы обучения, применяемые на уроках физического воспитания» (преподаватель Астапчук Т.Н.)

3. «Применение «кейс-метода» по дисциплинам экономического цикла» (преподаватель   Павленко В.П.)

4.«Методические приемы и способы применения активных нетрадиционных методов обучения на уроках «Технология приготовления мучных, кондитерских изделий»» (преподаватель Марченко Е.Ю.)

5.«Применение кейс - технологий на уроках  «Математики»» (преподаватель Добрыниной И.Н.)

6.«Методические приемы и способы применения на уроках ОБЖ и БЖ имитационных неигровых методов обучения и неимитационных методов синектики»  (преподаватель Свидер А.Н.).

Вышеперечисленные активные методы,  исходя из результатов проводимых исследований, способствуют активизации познавательной активности студентов и повышению качества обучения при получении профессионального образования. Так, качественная успеваемость студентов увеличивается на 15%, что составляет 80-85% от общего количества студентов в группе.

Большинство преподавателей нашего учебного заведения в 2014 г. повысили свою квалификацию на тему: «Психолого – педагогическое сопровождение деятельности педагогических работников учреждений профессионального образования в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования».

Преподаватели техникума, также, участвуют в  научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах профессионального педагогического мастерства, охотно делятся и передают свой педагогический и инновационный опыт на муниципальном, областном и региональном уровнях.

Активное участие приняла в конкурсе профессионального мастерства  «Преподаватель года – 2013», который проходил на базе ОБОУ СПО «Железногорский политехнический колледж», преподаватель Тендитник Е.В. - получила диплом III степени; «Преподаватель года – 2014», который проходил на базе ОБОУ СПО «Курский педагогический колледж», преподаватель Горленко А.А. – заняла 1 место,.

Постоянными участниками Всероссийских научно-практических конференций, проводимых на базе  ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум», являются преподаватели Соловьева Е.А., Сурина Т.И., Шаркова К.А. и  Шатилина Н.И., которые не только делятся своими идеями, опытом, проблемами, но и обмениваются инновационным опытом с  коллегами  из других регионов.

В сборнике научно-практических статей «Современные педагогические технологии в профессиональном образовании. Опыт педагогов-новаторов СПО г. Курска и Курской области» опубликованы  статьи преподавателей нашего учебного заведения:

1. «Использование метода проектов при формировании информационной культуры студентов аграрного техникума» - преподаватель Блинова С.В.

2. «Развитие самостоятельности как качества личности обучающихся через организацию внеаудиторной самостоятельной работы по естествознанию в связи с введением ФГОС НПО/СПО» - преподаватель Горленко А.А.

3. «Применение инновационных методов обучения естествознанию на основе модульной технологии» - преподаватель Горленко А.А.

4. «Деловая игра – как один из активных методов обучения в профессиональном образовании» - преподаватель Шатилина Н.И.

Изучение и диссеминация педагогического опыта  педагогов осуществляется под руководством директора техникума, заместителя директора по учебной работе и методиста. К управлению внедренческой деятельностью привлекает и сам автор, что создает условия для максимального использования и стимулирования его индивидуально-творческих возможностей.

Инновационная среда находит реальное отражение в отношении преподавателей к педагогическим инновациям. В наличии имеются  учебные кабинеты, оснащенные следующим оборудованием: интерактивная доска, мультимедиапроектор, ноутбук с программным обеспечением, свободный доступ к интернету.

В целом, можно сказать, что в техникуме создается благоприятный социально-психологический климат в педагогическом  коллективе, благоприятная среда, которая  способствует мотивации преподавателей к творческой, инновационной деятельности и  повышению педагогической культуры.

   Вместе с тем хочется внести следующие предложения, решение которых  будет способствовать эффективной диссеминации инновационного педагогического опыта между образовательными учреждениями различного уровня:

- согласование требований к содержанию и качеству информации об инновационном педагогическом опыте, и его технологичному представлению педагогическому сообществу;

-  осуществление помощи в улучшении оснащения учебных аудиторий, современными техническими средствами обучения, находящихся в районных центрах, (так как они  уступают по оснащенности учебным заведениям, находящимся в областных центрах), с целью предоставления равных условий инновационной педагогической среды;

- усиление сетевого взаимодействия образовательных центров и учреждений по диссеминации инновационного педагогического опыта, внедряющих педагогические инновации.

Библиографический список

1. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2008. – 576с.

2. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. – М.: 2002.

3. Научно-методический журнал «Методист». № 6. 2014. – 68с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная карта педагогического опыта.

Тема инновационного педагогического опыта: "Методические аспекты преподавания географии в условиях перехода на ФГОС ОО". Изменение системы тестового контроля знаний учащихся в условиях перехода на ФГО...

Обобщение и диссеминация педагогического опыта преподавателя ИТ

Обобщение и диссеминация педагогического опыта преподавателя Чупиной М.И.в профессиональных образовательных организациях СПО РСО-Алания...

Диссеминация передового педагогического опыта

      Одной из наиболее актуальных проблем системы образования России является проблема повышения качества и эффективности инновационной деятельности на всех ее уровнях. Уже в са...

Информационная карта инновационного педагогического опыта. Преподаватель ОСП "ВКМРПК" ФГБОУ ВО "АГТУ" Кочеткова Наталья Викторовна учебных дисциплин по химии.

Тема инновационного педагогического опыта: "Организация исследовательской деятельности, как средство повышения качества образовательных результатов". Процесс организации исследовательской де...

Диссеминация педагогического опыта

Диссеминация инновационного педагогического опыта. Термином «диссеминация» вслед за В. И. Слободчиковым характеризуют процесс внедрения результатов инновационной деятельности в массов...

Обобщение инновационного педагогического опыта на муниципальном уровне по теме: Формирование креативного мышления у обучающихся на уроках музыки.

16.05.2024 года обобщён инновационный педагогический опыт на муниципальном уровне по теме: Формирование креативного мышления у  обущающихся на уроках музыки. Современная школа ставит перед собой ...