Обобщение инновационного педагогического опыта на муниципальном уровне по теме: Формирование креативного мышления у обучающихся на уроках музыки.
методическая разработка

Кочеткова Ирина Владимировна

16.05.2024 года обобщён инновационный педагогический опыт на муниципальном уровне по теме: Формирование креативного мышления у  обущающихся на уроках музыки. Современная школа ставит перед собой одну из важнейших задач – формирование функционально грамотных людей. Одной из главных задач ФГОС является формирование функциональной грамотности обучающихся.  Креативное мышление является важным компонентом функциональной грамотности, который предполагает способность школьнику использовать свое воображение для создания и развития идей, а также решения задач, с которыми он ранее не сталкивался. Язык музыки понимается как символический способ креативного самовыражения. Развивая креативное мышление у учеников, мы формируем социально-значимые качества личности.Цель педагогического опыта – развитие креативного мышления обучающихся 1-5 классов на уроках музыки. Задачи педагогического опыта: анализ научных исследований развития креативного мышления на уроках музыки; разработка практических советов развития креативного мышления на уроках музыки; разработка методического материала (авторской программы) по развитию креативного мышления на уроках музыки.Объект педагогического опыта – развитие креативного мышления обучающихся 1-5 классов. Предмет педагогического опыта – средства развития креативного мышления обучающихся 1-5 классов на уроках музыки. Уроки музыки в школе занимают важное место в воспитании учащихся и могут способствовать развитию учебной мотивации, так как дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Очень часто ребята переступали порог кабинета со скучными безразличными, уставшими лицами. И бывало тяжело завести их на нужную волну. И уговоры быть активными порою бесполезны. Нужен был какой-то щелчок, который привлек бы внимание, и интерес детей. Таким щелчком на уроках музыки очень помог компонент функциональной грамотности: креативное мышление. Для развития креативности на своих занятиях применяю методы от PISА/международной программы оценки образовательных достижений учащихся, которые включают три этапа:

  • генерацию разнообразных идей;
  • генерацию творческих идей;
  • оценивание и улучшение идей.

Развитие креативного мышления на уроках музыки является сложным процессом, который требует применения новейших технологий и методов обучения. Однако задания, направленные на формирование функциональной грамотности и стимулирующие креативное мышление, могут быть успешно встроены практически в любой урок музыки.Мной была разработана авторская программа Педагогический опыт работы позволил сформулировать 7 советов учителям музыки по развитию креативного мышления, а именно: подбирать ассоциации; иллюстрировать; читать, разговаривать и придумывать; инсценировать; играть; решать головоломки и ребусы; использовать задачи ТРИЗ.

1) Применение ассоциаций на уроках музыки способствует развитию гибкости, оригинальности и продуктивности мышления, позволяет быстро найти нужную информацию в самых неожиданных воспоминаниях.

2) Внедрение нового государственного стандарта в образование позволяет нам широко использовать проектную деятельность. А при правильном подходе преподаватели музыки развивают индивидуальные особенности ребенка и формируют гармоничную личность, способную не только добиваться поставленных целей, но и находить свое предназначение в современном мире.

3) Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации – например изображения.

4) На уроках музыки уделяем внимание инсценированию. В ходе таких упражнений мы стали призёрами рег. онлайн …по теме: Финансовая грамотность и креатив. Делюсь с вами авторской песней «Страхование».

5) Очень часто на своих уроках мы разгадываем песни, которые учили раннее по зашифрованным картинкам.

6) В ходе игры «Ключи от буфета», направленная в том числе на креативное мышление, родился инновационный грантовый проект «А нам по - барабану!»  с денежной премией 60 000 рублей.

7) Метод ТРИЗ/ теории решения изобретательных задач мозговой штурм очень помогает при изучении творчества композиторов, которые учредили том числе и музыкальные праздники. Данная игра создаёт условия для креативности.

Представленные советы для учителей музыки и задания для учащихся, могут быть использованы на уроках музыки для развития креативного мышления. Данным опытом развития креативного мышления может воспользоваться любой учитель музыки вне зависимости от опыта и стажа педагогической деятельности.

По данной теме за 2 года работы опубликованы 4 статьи в международных журналах.

Таким образом, формирование креативного мышления у обучающихся просто необходимо, так как это стимулирует воображение и творческое мышление, учит работать в коллективе, помогает развить эмоциональный интеллект, стимулирует мозговую активность, поощряет самовыражение. Развитие креативного мышления на уроках музыки не только обогащает внутренний мир детей, но и способствует развитию интеллектуальных и эмоциональных навыков, которые пригодятся им в будущем жизнеустремлении.

 

Та

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СТРАХОВАНИЕ

Слова и музыка. И. Кочеткова, учитель музыки МАОУ СОШ № 8 г. Холмска.

Соавторы и исполнители: ученики 2-4 классов МАОУ СОШ № 8 г. Холмска.

1.

Всё можно испытать в своей судьбе      a – d – E - a
Пожар, потоп и кражу и даже ДТП.       a – d – G - C
От жизни можно ожидать всего             d – G – C - a

Уберечься в жизни нелегко                     d -         E - a

2.

Страхуйте жизнь, домашнего питомца,        

Недвижимость, несчастный случай и авто  

И будет все друзья у вас отлично                  

И будет жизнь друзья у вас на 100%!

Припев/все

Застрахованным ребята                   d –g - C                  

Хорошо на свете жить,                
Чтобы в сложные моменты,            d – E - a                

О проблемах всех забыть!               d – E - a                

 3.

А чтобы это всё застраховать

В агентство страховое должны раз в год бежать

Где встретит всех нас страховой агент

Откроет перед нами заветную ту дверь

4.

Агент поможет нам решение принять

Жизнь и имущество от бед застраховать!
Выбирайте полис страхования

Выплатят премию для тебя!

Припев/все

Застрахованным ребята

Хорошо на свете жить,
Чтобы в сложные моменты,
О проблемах всех забыть!



Предварительный просмотр:

ДРУЖБА В КЛАССЕ – ЭТО СЧАСТЬЕ!

Слова: К. Эпштейн, ученицы 5 – А класса МАОУ СОШ № 8 г. Холмска
Музыка К. Эпштейн и И. Кочетковой, учителя музыки МАОУ СОШ № 8 г. Холмска

1.

(а) Как здорово, что есть друзья на свете,

Когда есть с кем, о чём (d) поговорить.

(E7) Давайте люди всей Земли на свете,

Дружить, смеяться, радостно (а) шутить.

(а) Давайте люди всей Земли на свете,

Дружить, смеяться, радостно (d) шутить.

Как здорово, что есть друзья на (а) свете,

(E7) Когда есть с кем, о чём погово(а)рить.

Припев:

(D) Дружба в классе— (G) это счастье!

(C) Дружба в мире – (F) это жизнь!

(D) Дружба на пла(E7) нете – радость.

(A) Дружбой с другом поделись/2 раза.

(d) Дружбой с другом (E7) поде ли(а)сь/2 раза.

2.

(а) Мне с другом легче жить на этом свете,

С ним чувствую, что вовсе не од(d) на.
(E7) И с ним мне не страшны любые беды,
Ведь с дружбой жизнь друзья всегда пол(а) на.

(а) И с ним мне не страшны любые беды,
Ведь с дружбой жизнь друзья всегда пол(d)на.

Мне с другом легче жить на этом (а) свете,

(E7) С ним чувствую, что вовсе не од(а)на.

Припев:

(D) Дружба в классе— (G) это счастье!

(C) Дружба в мире – (F) это жизнь!

(D) Дружба на пла(E7) нете – радость.

(A) Дружбой с другом поделись/2 раза.

(d) Дружбой с другом (E7) поде ли(а)сь/2 раза.



Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА

«КЛЮЧИ ОТ БУФЕТА»

для формирования ритмического интонационного слуха, навыков инструментального сопровождения речи. Непременным условием является выразительное мимическое сопровождение диалога, которое помогает формированию интонационной выразительности речи.

Цель: развитие быстрой и точной реакции, внимания, координации действий, ритма, со всеми играющими.

Ученики с учителем начинают стучать карандашом по парте, либо хлопать в ладоши, учитель говорит под ритм:

  •  - Кто взял ключи от буфета, в котором на полке лежали конфеты?

Все:

  • -Ключи от буфета, ключи от буфета, ключи от буфета, учитель взял.

Учитель:

  • -Кто, я? Я не брала!

Ученики:

  • -А кто?

Учитель (выбирает имя ребёнка из класса)

  • - Оля взяла!

Оля:

  • - Кто? Я?
  • - Я не брала!

Ученики:

  • - А кто? (называется имя следующего участника). Участники игры должны быстро реагировать на свое имя. 

Игра продолжается до тех пор, пока ребята не сломали цепочку.  



Предварительный просмотр:

 (лун)                    森 (шэнь)                   (хуо) 

天才 (тянь цзяй)

 (ю)                        (юн)                       (рэнь)

Дракон; огонь; вечность, бесконечный, долгий; дух, душа, божественные существа, сверхъестественное; небесные ворота; дождь; человек, люди.

           Бах фото композитора картинки - Фотобанк       

                    Изображение с сайта top10a.ru             

            

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого от-крытого урока от МО муниципального уровня)

1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения первого  открыто...

«Самоанализ, анализ урока, занятия в контексте ФГОС (содержание, результат, пути совершенствования)» (обобщение личного педагогического опыта)

Презентация к выступлению модератора в рамках методических чтений по теме "Самоанализ, анализ урока в контексте ФГОС (содержание, результат, пкти совершенствования"...

Задание: подготовить в технологии формирования креативного мышления спич (речь) о значимости международных исследований, в том числе PISA. Адресат – дети.

Задание: подготовить в технологии формирования креативного мышления спич (речь) о значимости международных исследований, в том числе PISA....

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки по теме: "Формирование креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. Предметная область: музыка".

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки по теме: "Формирование креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. Предметная область: музыка"....

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

В современной педагогике существует достаточно богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить технологию проектов.Стратегия современного образования состоит в том, чтобы дать воз...

4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, про-токол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)

Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниц...