Методические разработки к ЛПР по дисциплине "Менеджмент"
методическая разработка

Методические разработки к лабораторно-практическим работам по дисциплине "Менеджмент"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                                                    «СОКОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНДУСТРИИ СЕРВИСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

(ГБОУ СПО СТИСП)

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  ГБОУ СПО СТИСП

______________Подколзина Н.А.

«___» _____________20  г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.02 МЕНЕДЖМЕНТ

43.02.08. Сервис домашнего и коммунального хозяйств

р.п. Сокольское

2014 г.

Программа методических рекомендаций по лабораторно-практическим работам  учебной дисциплины ОП.02. Менеджмент является частью  основной профессиональной образовательной программы по специальности 43.02.08.  Сервис домашнего и коммунального хозяйства.

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ

на заседании методической комиссии

Протокол № __ от ____ __________ 2014 г.

Председатель МК_____________________

Организация-разработчик: ГБПОУ «СТИСП»

Разработчик: Степанова Е.В., преподаватель специальных дисциплин  ГБПОУ  «СТИСП»

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка………………………………………………

4

2.Тематика лабораторно-практических работ………………………..

6

Лабораторная работа № 1………………………………………………

6

Лабораторная работа № 2………………………………………………

7

Лабораторная работа № 3………………………………………………

8

Лабораторная работа № 4………………………………………………

8

Лабораторная работа № 5-6………………………………………….…

10

Лабораторная работа № 7-8………………………………………….…

12

Лабораторная работа № 9-10……………………………………………

14

Лабораторная работа № 11………………………………………………

15

Лабораторная работа № 12………………………………………………

16

Лабораторная работа № 13-14……………………………………………

19

Лабораторная работа № 15…………………………………………….…

20

Лабораторная работа № 16-17……………………………………………

22

1.Пояснительная записка

Лабораторные работы составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки обучающихся.

Выполнение лабораторных работ направлено на

•        обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных

теоретических знаний по дисциплине;        

•        формирование умений применение полученных знаний на практике;

•        выработку при решении поставленных задач таких профессионально  значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Состав заданий  для лабораторных работ  спланирован с расчетом, того, чтобы за определенное время они могли быть качественно выполнены обучающимися.

Обучающимся предоставляется возможность предварительно повторить теоретический материал и в процессе работы заполнить представленный по вариантам отчет или другую форму (таблицу, схему), которые сдаются в конце работы преподавателю.

В ходе практических занятий обучающиеся приобретают навыки:

  • использования на практике методов планирования и организации работы подразделения;
  • анализа организационных структур управления;
  • работы по мотивации трудовой деятельности персонала;
  • применение в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения;
  •  применение эффективных решений, используя систему методов управления;
  • учета особенностей менеджмента в области профессиональной деятельности.

        Перед проведением лабораторно-практических работ преподаватель разрабатывает инструкции по проведению работ, формы для отчета.  Некоторые приемы и процессы демонстрируются преподавателем в процессе водного инструктирования и последующих текущих инструктажей в процессе обхода рабочих мест обучающихся и выполняемых наблюдений за процессом выполнения ими работ (заданий). Но в основном обучающиеся работают самостоятельно, используя инструкцию, содержащую последовательность выполнения каждой работы.

На выполнение каждой работы отводится от  1 до 2 часов.

Работа состоит из двух частей, первая часть - практические задания, вторая часть - теоретические вопросы по теме лабораторно - практической работы.

По окончании лабораторно-практической работы преподаватель подводит итог, отмечая положительные стороны и ошибки при выполнении той или иной работы.

В данной методической разработке представлены 17 лабораторно-практических работ, 22 часа.

Тематика лабораторно-практических работ

по дисциплине «Менеджмент»

работы

Наименование темы

Кол-во часов

ЛПР№ 1

Понятие сущность и роль менеджмента

2

ЛПР№ 2

Развитие теории и практического менеджмента. Научные подходы.

2

ЛПР № 3

Разновидности организаций

1

ЛПР№ 4

Организация как управляемая система

1

ЛПР № 5

Характеристика функций управления.

1

ЛПР №6

Характеристика всех функций управления.

1

ЛПР №7

Типы организационно-производственных структур

1

ЛПР №8

Организационные структуры

1

ЛПР №9

Организационные методы управления

1

ЛПР №10

 Экономические и социально-психологические  методы управления

1

ЛПР №11

Понятия и процессы, параметры управления

2

ЛПР №12

Процессы коммуникаций управления организацией

2

ЛРП №13

Технология управленческого решения

1

ЛПР №14

Методы управленческого решения

1

ЛПР №15

Стили руководства

2

ЛПР №16

Классификация конфликтов

1

ЛПР №17

Методы разрешения конфликтов

1


Лабораторно-практическая работа № 1

Тема: Понятие сущность и роль менеджмента

Цель: Дать понятия менеджмента определить его роль и сущность

Материалы и оборудование: тетрадь для практических работ, ручки, карандаши, задания.

Ход работы:

Задание 1.  Используя рекомендованную  литературу, приведите несколько   определений менеджмента.

Задание 2.  Назовите цели и задачи современного менеджмента

Задание3. Заполните схему, указав в ней уровни менеджмента и характер труда менеджеров каждого уровня.

Уровни менеджмента Характер труда

Задание 4. *[1]Специфические особенности менеджмента, т.е. творчество менеджеров, реализуются с помощью определённых принципов.

Принципы  - правила, нормы, предписания к действию.

Изучив рекомендуемую литературу, продолжите заполнение таблицы

Принципы управления

Группа принципов

Перечень признаков

  1. Как надо руководить (работать).

  1. Экономичность.
  2. Инновации.
  3. Единоначалие.
  1. Как не надо руководить (работать).
  1. Бюрократизм.
  2. Безынициативность.

Задание 5.*Какие условия и факторы, по Вашему мнению, мешают введению прогрессивных изменений в управление российскими организациями?

Задание 6.*Современным специалистам нужны следующие качества.

  1. Наличие глубоких  макроэкономических познаний.
  2. Детальное знание рынка, законов его развития, специфики и динамики рыночных отношений в России и в других странах.
  3. Стремление к доскональному освоению узкой специальности, являющейся для конкретного работника основной.
  4. Свободная ориентация совокупности рыночных отношений, и их взаимозависимости и взаимообусловленности.

Кроме того, обязательны качества такие качества, как предприимчивость, ответственность, честность, принципиальность, скромность, физическое здоровье.

Вопросы

  1. Какими дополнительными качествами надо обладать современному специалисту, чтобы он был на «высоте положения»?
  2. Какие особые качества необходимы специалисту в России?

Лабораторно-практическая работа № 2

Тема: Развитие теории и практического менеджмента. Научные подходы.

Цель: Изучить этапы развития менеджмента

Материалы и оборудование: тетрадь для практических работ, ручки, карандаши, задания

Ход работы:

Задание 1. Изучив этапы развития менеджмента, продолжите заполнение таблицы:

Научные школы и подходы в менеджменте.

Направление, вклад направления.

Представители

Школа научного управления

  1. Анализ содержания работы и способов её выполнения.
  2. Нормирование труда.
  3. Использование материального стимулирования.
  4. Работа с кадрами (отбор, переквалификация и т.п.)

(1885 – 1920 гг.)

Ф. Тейлор

Ф.Гилберт

Г. Гнат

Классическая (административная)

школа управления  (1920 – 1950 гг.)

Задание 2. МацуситаКоносуке, руководитель японской компании, носящей то же имя, так образно говорит о различии восточного и западного менеджмента:

«Для вас (Запада) сущность менеджмента заключается в том, чтобы донести идеи, возникшие в головах боссов, до рук рабочих. Для нас менеджмент заключается в мобилизации интеллектуальных ресурсов всех сотрудников фирмы. Сегодня компания может выжить, только используя умственную энергию всех её работников».  

Как вы понимаете  слова сказанные МацуситаКоносуке?                      

Задание 3.* Принято считать, что американская модель менеджмента характеризуется ярко выраженным индивидуализмом при принятии менеджерами решений, организации контроля, взятии ответственности, разработке системы оплаты труда.

Для многих американских менеджеров свойствен  подход к человеку как к рабочей силе.

Материальный интерес, жесткая конкуренция, победа сильного над слабым - главные движущиеся силы в погоне за прибылью. Традиционные взаимоотношения американского менеджера (М) и подчиненного (П) можно выразить графически следующим образом:

                                                                 М

                                                                 

                                                                               П

Такие отношения являются авторитарными. Здесь менеджер подавляет своего подчинённого властью, навязывает ему жёсткий стиль взаимоотношений. Однако среди современных американских менеджеров ( прежде всего молодых) всё более популярными становятся новые взаимоотношения  в коллективе

ПМП

В данном случае менеджер выступает больше в роли коллеги подчинённого. Он предпочитает деловые, человеческие отношения с сотрудниками.

Вопросы:

1. Какие из взаимоотношений (традиционные или новые) более эффективны в деловых кругах?

2. Не снижается  в глазах подчинённых авторитет менеджера при использовании им новых взаимоотношений?

3. Как совместить требовательность к подчинённому и добрые с ним отношения?

4. В чём особенность взаимоотношений между руководителями и подчинёнными в России?

Лабораторно-практическая работа № 3

Тема: Разновидности организаций

Цель: Изучить разновидности организаций

Материалы и оборудование: тетрадь для практических работ, ручки, карандаши, задания

Ход работы:

Задание 1.  Используя рекомендованную  литературу, приведите несколько   видов разновидностей организаций.

Задание 2.  Заполните таблицу

Классификационное основание

Виды организации

Лабораторно-практическая работа № 4

Тема: Организация как управляемая система

Цель: рассмотреть организацию как управляемую систему

Материалы и оборудование: тетрадь для практических работ, задания

Ход работы:

Задание 1.

Организация- это_____________________________________________

Назовите обязательные признаки организации____________________

Задание 2. В заданном рисунке укажите основные факторы внутренней среды организации.

Задание 3. Изучив рекомендуемую литературу, укажите факторы и переменные внешней среды современной организации (на примере хорошо известной Вам организации).

Задание 4. Решите кроссворд

1

3

2

5

11

4

7

10

6

9

8

Вопросы:

По горизонтали:

2. Фактор среды прямого воздействия на организацию, объединение людей, связанных одной профессией

4. Формируется человеком относительно результатов своего поведения на основе прошлого опыта и оценки текущей ситуации

6. Интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений

8. Элемент внешней среды организации, способ преобразования материала, сырья, информации в искомый продукт.

По вертикали:

1. Элемент среды косвенного воздействия на организацию, поступательное движение, улучшение в процессе развития

3. Центральный фактор в любой модели управления

5. Характеристика внешней среды организации, отражающая число и разнообразие факторов, влияющих на организацию

7. Ученый, определивший технологию как сочетание навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и знаний, необходимых для преобразования материалов, информации или людей

9. Ученый, определивший технологию как средство преобразования сырья в искомые продукты или услуги

10. Элемент внешней среды организации, обеспечивающий ее ресурсами извне

11. Фактор, формирующий необъективное восприятие окружающей среды и влияющий на поведение людей

Ответы

По горизонтали:

2. профсоюзы; 4. ожидание; 6. восприятие; 8. технология.

По вертикали:

1. прогресс; 3. люди; 5. сложность;7. Дейвис; 9. Перроу; 10. поставщики; 11. отношения.

Лабораторно-практическая работа № 5-6

Тема: Характеристика функций управления.

Цель: Изучить все функции управления.

Материалы и оборудование: тетрадь для практических работ, задания, ручка, карандаши.

Ход работы

Задание 1

Изучив рекомендуемую литературу, ответьте на следующие вопросы:

     1.   Дайте определение понятия функции управления.

                  2.    Кратко опишите содержание основных функций менеджмента.

Задание 2.

Сейчас особенные значение имеет контроль за выполнение плана предприятия. Его цель – убедится в достижение намеченных результатов (запланированных показателей). Контроль осуществляется высшим руководством и руководством среднего звена фирмы. При необходимости принимаются решения по исправлению положения. Процесс контроля за выполнением планов включает следующие этапы.

Iэтап                                   IIэтап                                       IIIэтап                                    IVэтап

Установление

контрольных показателей

Уточнение показателей рыночной деятельности

Анализ проделанной работы

Последующие корректирующие

действия

Чего мы хотим достичь?

Что происходит?

Почему так происходит?

Чего надо сделать для исправления положения?

 Вопросы

  1. Какова, по вашему мнению, роль контроля, его совершенствование в бизнесе?
  2. Какие особенности организации контроля за деятельностью предприятия в целом и за деятельностью его составных звеньев характерных для российской практики?
  3. Какие этапы и элементы контроля, по вашему мнению, имеют особенные значения для обеспечения высокого конечного хозяйственного результата работы фирмы?

Задание 3.

Используя  рекомендованную литературу, приведите наиболее удачные, на Ваш взгляд, определения  следующих понятий

1.Потребность

2.Мотив

3.Мотивирование

4.Стимул

5.Стимулирование

Задание 4

Укажите стрелками, какие факторы относятся к внутренней, а какие – к внешней мотивации.

Заработная плата

Условия работы

Факторы внутренней мотивации

Дополнительные льготы и выплаты

Факторы внешней мотивации

Продвижение по службе

Содержание работы

Результаты деятельности

Понимание цели деятельности

Стиль управления

Лабораторно-практическая работа № 7-№8

Тема:  Типы организационно-производственных структур

Цель: Дать понятие структуризации. Закрепить знания о организационно-производственных структурах организации.

Материалы и оборудование: тетрадь для практических работ, задания, ручка, карандаши, линейка.

Ход работы:

Задание 1

Организационная структура -это_____________________________________________

Организационная структура управления – это _________________________________

Задание 2.

Заполните схему

        

Задание 3.

Изучив картинки, определите какой тип имеет приведенные ниже организационные структуры управления? Охарактеризуйте их

1.

2.

3.

4.

Лабораторно-практическая работа № 9-№10

Тема:  Методы управления организацией

Цель: Углубление знаний о методах управления организацией

Материалы и оборудование: тетрадь для практических работ, задания, ручка, карандаши.

Ход работы:

Задание 1

Методы управления - это__________________________________________________________

Организационные методы управления - это __________________________________________

Экономические методы управления - это _____________________________________________

Социально-психологические методы управления - это__________________________________

Задание 2

Необходимо разработать мероприятия по стабилизации кадров на предприятии. Какие методы менеджмента использовать? Сформулируйте мероприятия.

Задание 3

На одном предприятии был поставлен эксперимент. Через месяц результаты были следующими: станок всегда был в порядке, рабочий стал помогать другим членам бригады, его сменная выработка увеличилась на 15 %. Охарактеризуйте сущность эксперимента. С помощью каких мероприятий можно достичь описанного результата?

Задание 4

Назовите методы, входящие в группу организационно-регламентирующих методов управления.

Задание 5

Главная задача менеджмента – максимизация прибыли, получаемой компанией. Вместе с тем всё большее значение приобретают социальная ответственность менеджера перед обществом, его конкретные действия, обеспечивающие решение социальных проблем, стоящих перед страной.

В связи с этим существуют две  позиции. Сторонники одной позиции считают, что социальные проблемы должно решать государство, а бизнес – только «делать деньги». Они обосновывают свою позицию тем, что действия в социальной области ведут к снижению прибылей компании, ухудшению её конкурентоспособности, росту издержек, которые в последующем ведут к росту цен (нанося ущерб потребителям) и другим отрицательным последствиям.

Сторонники другой позиции считают, что бизнесмены имеют перед обществом моральные обязательства, и предпринимаемые ими действия, способствующие решению социальных проблем, могут оказать большую пользу предпринимателям, повысить их имидж в обществе и быть рекламой.

Вопросы

1. Должен ли, по вашему мнению, предприниматель в современной России выполнять     социальные обязательства перед страной и каких формах?

Лабораторно-практическая работа № 11

Тема:  Понятия и процессы, параметры управления

Цель: Углубление знаний о процессах и параметрах управления

Материалы и оборудование: тетрадь для практических работ, задания, ручка, карандаши.

Ход работы:

Задание 1.

1. Процесс управления это _________________________________________________________

2. Перечислите и охарактеризуйте  6 свойств  процесса _________________________________

Задание 2.

На схеме покажите процесс управления

   

Лабораторно-практическая работа № 12

Тема:  Процессы коммуникаций управления организацией

Цель: Углубление знаний о коммуникациях управления организации

Материалы и оборудование: тетрадь для практических работ, задания, ручка, карандаши.

Ход работы:

Задание 1.

Используя рекомендованную литературу, приведите определения следующих понятий.

Коммуникация

Коммуникационный процесс

Коммуникативный барьер

Задание 2

Дайте письменно ответы.

1. Какова роль коммуникаций в организации?

2. Какие типы коммуникативных барьеров Вы знаете? Охарактеризуйте их. Перечислите различные приемы преодоления коммуникационных барьеров.

3. Как Вы понимаете выражение «умение слушать»?

4. Деловая беседа – одна из основных форм человеческого взаимодействия. Правильное проведение беседы – чрезвычайно сложное дело. Какие приёмы ведения беседы могут отрицательно повлиять на её результативность? Приведите примеры из собственного опыта.

5. Совещание – одна из форм коллективного обсуждения проблемы и принятия коллективного решения. Каковы правила поведения на совещании для участников?

Задание 3.

Решите кроссворд

1

4

8

5

2

3

7

6

9

Вопросы:

По горизонтали:

3.        Лицо, собирающее и передающее информацию

4.        Информация, закодированная с помощью символов

6.        Перевод символов отправителя в мысли получателя

8.        На языке теории передачи информации — это то, что искажает смысл

9.        Вид коммуникации, который подразумевает переход от одного уровня к другому внутри организации

По вертикали:

1.        Процесс обмена информацией

2.        Средство передачи информации

5.        Лицо, которому предназначена информация

7.        Преобразование сообщения в символы с помощью слов, интонаций, жестов

Ответы:

По горизонтали:

3. отправитель; 4. сообщение; 6. декодирование; 8. шум; 9.вертикальная.

По вертикали:

1. коммуникация; 2. канал; 5. получатель; 7. кодирование.

Задание 4*

Проанализируйте ситуацию и ответьте письменно на вопросы.

        Жанна получила университетскую степень бакалавра по направлению «Менеджмент» и начала работать в торговой компании, владельцем которой является её отец. Компания имеет сеть из 12 магазинов модной женской одежды в ряде крупных городов России.

        Компанию ещё в конце перестройки основал дед Жанны. Связи и опыт деда, долгое время проработавшего в сфере советской торговли, последние 10 лет деятельности отца в области торговли женской одеждой превратили компанию из одного магазина в центе Москвы в достаточно крупное торговое предприятие.

        Управленческий стиль Фёдора (отца Жанны), по сути, был продолжения стиля его отца. Оба получили образование при старой системе: один торговое, другое техническое. Федор знал, что и как он делает. Он был горд тем, что был способен быть в курсе всех деталей по покупке, рекламе и управлению магазина. Все менеджеры его компании, ровно как и члены правления, встречались с ним каждые две недели в Москве. Между этими встречами Федор еженедельно тратил 2 - 3 дня на посещение своих магазинов и встречу с персоналом. Федора в первую очередь интересовало, как люди взаимодействуют между собой и как они мотивированны к работе.

        В последнее время не все в управлении компанией Федору нравилось. Все чаще всего его указания выполнялись менеджерами магазинов не точно, хотя на проводимых им заседаниях его слушали очень внимательно и все соглашались с его предложениями. Ему стало известно, что многие работники компании уверены, что могли бы делать дело лучше, если бы им дали больше свободы  и не ограничивали их инициативу. Сам Федор чувствовал, что многие менеджеры, так же как и служащие, выполняли свою работу без энтузиазма. Он не понимал, почему некоторые его лучшие работники увольнялись и устраивались на работу к конкурентам.

        Когда дочь пришла к нему на работу в качестве специального помощника, он сказал «Жанна, меня беспокоит происходящее в компании. Наверное, это связано с мотивацией. Я знаю о мотивации людей главное – деньги, хороший начальник и хорошие условия работы. Может быть, ты знаешь ещё что – то? Я надеюсь, что ты поможешь мне. Так  что ты могла бы предложить?»

Вопросы:

  1. Какой управленческий стиль преобладал в компании и как он влиял на решение проблем межличностной и организационной коммуникации в компании?
  2. Какие коммуникационные барьеры имели место в компании? Какие меры можно предложить для их устранения?
  3. Как бы Вы на месте Жанны ответили отцу?

Лабораторно-практическая работа № 13-№14

Тема:  Технология и методы управленческого решения

Цель: Углубление знаний о управленческом решении

Материалы и оборудование: тетрадь для практических работ, задания, ручка, карандаши.

Ход работы:

Задание 1

Управленческое решение это__________________________________________________________

Лицо принимающее решение это ______________________________________________________

Задание 2

Используя рекомендованную литературу, ответьте письменно на следующие вопросы:

1. Процесс принятия решения можно условно изобразить в виде схемы.

Констатация возникновения проблемы, её описание

Постановка задачи


Обоснование целесообразности решения

Определение причин возникновения проблемы


Разработка вариантов решения, их оценка

Принятие решения, его осуществление

Контроль за осуществлением решения

        

Какие шаги процессов принятия решения чаще всего игнорируются менеджерами? Каково ваше мнение о тезисе, что единственным шагом, который действительно следует предпринимать в рамках процесса принятия решений, является отбор вариантов? Аргументируйте ответ.

2.Какова роль интуиции в принятии решения?

3.Сравните два типа принятия решений – индивидуальный и групповой. Каковы преимущества и недостатки каждого из них?

Задание 2

В рамках менеджмента особую роль играет принятие правильных управленческих решений, поскольку от этого зависит успех в бизнесе. В практике встречаются следующие варианты:

  • Руководитель  принимает решения и сообщает результата подчинённым, если это необходимо;
  • Руководитель принимает решение, но при этом интересуется мнением подчинённых, приветствует их вопросы, получая, таким образом, возможность проверить решение и в  случае необходимости скорректировать его;
  • Руководство принимает решение и представляет его в группе на доработку;
  • Руководство излагает суть проблемы, выслушивает предложения, а принимает решение;
  • Руководитель излагает проблему и просит группу принять решение, оставляя за собой право выбора и утверждение варианта;
  • Руководитель излагает проблему и принимает решение группы.

Какой из предложенных вариантов Вы считает предпочтительным. Ответ обоснуйте.

Задание 3*        

В последние время в управленческих кругах активно обсуждается и пропагандируется концепция делегирования полномочий сверху вниз. Интерес к делегированию полномочий отражается потребность на работающих, а руководителей, которых рассматривают децентрализацию процессов принятия решений как ключ к успеху в жёсткой конкурентной среде. Какие, по Вашему мнению, функции делегировать подчинёнными, а какие нельзя? Ответы запишите в таблице.

Можно делегировать

Нельзя делегировать

Рутинную работу, отнимающую много времени

Определение основных направлений развития

Лабораторно-практическая работа № 15

Тема:  Стили руководства

Цель: Углубление знаний о стилях руководства

Материалы и оборудование: тетрадь для практических работ, задания, ручка, карандаши.

Ход работы:

Задание 1

Используя рекомендованную литературу, приведите наиболее удачные, на ваш взгляд, определения следующих понятий.

Власть

Авторитет

Руководство

Лидер

Задание 2.

Дайте письменные ответы.

1. Многие полагают, что обладание властью подразумевает возможность влиять на других, навязывая им свою волю. Как соотносятся понятия «власть» и «влияние»?

2. Какие источники власти может использовать руководитель?

3. Какие способы влияния руководителя на подчинённого Вам известны?

Задание 3. *

Перечислите известные Вам различия между руководителем и лидером.

Руководитель

Лидер

Назовите основные профессиональные требования, которые предъявляются  к руководителю сегодня?

Задание 4

В теории менеджмента выделяют три основных стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный.

По рекомендованной литературе изучите характеристики этих стилей и заполните таблицу по образцу.

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Способ принятия решения

Единоличный

На основе консультаций с вышестоящим руководством или с учётом мнения групп

На основе указаний

Способ доведения решения до исполнения

Распределение ответственности

Отношение к инициативе подчиненных

Причины подбора кадров

Отношение к знаниям

Отношение к общению

Отношение к подчинённым

Отношение к дисциплине

Отношение к стимулированию

Лабораторно-практическая работа № 16-№17

Тема:  Конфликты в организации. Методы разрешения конфликтов

Цель: Углубление знаний о конфликтах и методах их разрешения

Материалы и оборудование: тетрадь для практических работ, задания, ручка, карандаши.

Ход работы:

Задание 1

Используя рекомендованную литературу, приведите определения следующих понятий и ответьте письменно на вопросы.

Конфликт это________________________________________________________________________

Конфликтная ситуация это ____________________________________________________________

Назовите причины организационных конфликтов?

Задание 2

1. Наличие конфликтов в  организации неизбежно. Некоторые типы конфликтов или уровни конфликта могут оказаться благоприятными для организации, если их можно использовать в качестве инструмента для осуществления изменений в организации или проведение инноваций. Такие конфликты принято называть функциональными. Конфликты, препятствующие нормальной деятельности организации, называют дисфункциональными. Приведите примеры функционального и дисфункционального конфликтов.

2. Некоторые исследователи деятельности организации убеждены, что функциональные конфликты должны поощряться руководством, а дисфункциональные - устраняться. На практике же большая часть руководителей пытаются исключить любые конфликты. Почему?

Задание 3

Представьте, что Вы получили отрицательный отзыв руководителя на выполненное задание. Это положило начало межличностному конфликту между Вами и руководителем.

Опишите данный конфликт, используя предложенную таблицу.

Описание конфликта

Термины

Краткое объяснение

Источники или причины конфликта

Причин данного конфликта может быть несколько. Например, Вам не хватило профессионализма для того, чтобы выполнить задание так, как требовал руководитель

Тип конфликта

Наиболее эффективный стиль разрешения конфликта с Вашей стороны

Наиболее эффективный стиль разрешения конфликта со стороны руководителя (Ваше мнение)

Задание 4

Стресс – это напряженное состояние человека, возникающее в ответ на взаимодействие экстремальных факторов. Перечислите факторы, которые могут вызвать стресс у работников, например, банковской сферы. Какие Вы знаете индивидуальные способы снятия стресса?

Задание 5*

Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы.

В организации прошел слух  о сокращении штата работников. Коллектив заволновался. Люди, забыв о делах, говорили только об этом. Начались переживания, опасения, интриги, возникли слухи и сплетни.

Наконец до каждого подразделение довели списки увольняемых.

В подразделении, где работала Галина, было 7 человек. Все женщины. Сокращению подлежала начальница пенсионного возраста. Узнав об этом, она пошла к руководителю учреждения и выразила несогласие, заявив, что она работает в этой должности 15 лет и единственная в этом подразделении знает весь процесс работы. Кроме того, у неё на иждивении больной 17-летний сын.

Тогда руководитель решил сократить одну из молодых сотрудниц, которая была принята на работу позже всех. Её проблемы – наличие малолетнего сына   и неработающего мужа, во внимание не были приняты. Оставшиеся, конечно, вздохнули с облегчением, хотя никто не считал решение справедливым.

Прошло уже много времени, а прежней доброжелательной атмосферы в коллективе как не бывало. Все недовольные высшим руководством из – за необъективности и непоследовательности в кадровых решениях: почему во главу угла ставят то возраст, то квалификацию, то стаж, то базовое образование.

Вопросы:

1. Можно ли говорить о конфликте в подразделении? Если да, то охарактеризуйте его.

2. Если, на Ваш взгляд, в подразделении несколько конфликтов, охарактеризуйте каждый.

 3. Что можно посоветовать руководителю на случай сокращения штата работников?

 4. Что можно посоветовать подчинённым по поводу сокращения кадров?


[1] * - задания повышенной сложности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...