Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
методическая разработка

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».

В ходе викторины обучающиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность обучающихся. Повышается эрудиция, как игроков, так и зрителей.

Роль преподавателя заключается в подготовке вопросов викторины и компьютерной презентации по этим вопросам, в эмоциональном настрое обучающихся на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, дало положительный эмоциональный заряд игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

урока-викторины

«Знатоки финансовой грамотности»

/ методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине

«Обществознание (включая экономику и право)» /

Подготовила:

преподаватель

ОГАПОУ «Яковлевский

политехнический техникум»

 Беляева С.П.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Дата ______________

Группа: ____________  

«Обществознание (включая экономику и право)»

Тема учебного занятия:

«Что я знаю о финансовой грамотности?» (знатоки финансовой грамотности).

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме в игровой форме.

Цель урока-викторины – осуществление контроля обучения, продолжение систематизации знаний, выявление уровня усвоения материала.

Задачи:

- образовательные: выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на уроках по дисциплине «Основы финансовой грамотности»; обобщение материала, как системы знаний, проверка способности к творческому мышлению, к самостоятельной деятельности;

- воспитательные: формирование ответственного отношения к обучению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявления наибольшей активности в их выполнении; воспитание культуры учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.

- развивающие: развитие логического мышления, памяти, способности к анализу и синтезу; формирование навыка самоконтроля, навыка работы в коллективе.

Формы проведения учебного занятия:

Занятие №1 - Лекция с элементами беседы.

Занятие №2 – Практикум.

Материальное обеспечение учебного занятия:

ПК. Презентация. Карта «Белгородская область». Дидактический материал.

Ход проведения урока- викторины «Знатоки финансовой грамотности»

I. Вступительное слово учителя:

Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами?

Т.е. человек задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.

Сегодня мы проведем викторину «Знатоки финансовой грамотности». Как вы понимаете, что такое финансы простым и понятным языком?

В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы - это деньги. Ведь не зря же говорят: «Финансы поют романсы» - и все понимают, что речь идет о недостатке денег.

Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы - это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, но и чеки, банковские карты и др. финансовые инструменты.

Вообще слово «финансы» произошло от латинского «financia» и переводится как наличные средства, доход. Если же переводить слово «finances» с французского языка, то финансы - это денежные средства. Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить - что поможет стать богаче и счастливее? Сегодня мы попробуем в этом разобраться.

Группа делятся на 2 команды по 10 чел. Название команды: Финансисты, Экономисты.

Оценочный лист, капитаны команд оценивают работу.

II. Викторина

1. Аукцион. Стартовый капитал 5 рублей.

- Этот термин ввел в научный оборот философ древней Греции Аристотель.

- Хозяйство отдельного региона, страны, мира.

- Все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей.

- В переводе с древнегреческого термин означает «законы хозяйства».

- Это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворять свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы (Экономика).

2. Актуализация знаний. Финансовая разминка.

Игра «Кто больше знает финансовых терминов?».

Команда на выданном бланке должна за 1 минуту записать безошибочно как можно больше терминов.

По истечению времени команды обмениваются друг с другом бланками. Чужая команда подсчитывает доход команды – соперника, при этом обязательно учитывается соответствие написанных слов с заданной тематикой и грамотностью. 1 правильное слово – 5 рублей.

3. Конкурс «Народная мудрость»

Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег:

Конкурс команд.

«Лучше полезть в карман за словом, чем за деньгами» (В. Брынцалов)

«Деньги должны оборачиваться. Чем быстрее тратишь, тем быстрее получаешь» (П. Капица)

«Деньгами надо управлять, а не служить им» (Сенека)

Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что «копейка рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому, что «деньги должны работать».

И у того, и у другого подхода к распоряжению деньгами есть свои плюсы и минусы.

Что лучше - копить или тратить?

Подведение итога. Победители – 10 рублей, проигравшие – 5 рублей.

4. Объедините общими терминами

Задание: Участники должны перечисляемыми ведущими слова объединить общим экономическим термином.

Товар, страна, вывоз (экспорт)

Товар, страна, вывоз (импорт)

Товар, информация, покупатель (реклама)

Учреждение, кредиты, ссуды, клиенты (банк)

5. Экономические ребусы

hello_html_m60ad6ef1.pnghello_html_m6a7bbdbe.png

(Собственность) (Деньги)

hello_html_49eb4919.pnghello_html_1884d344.png

(Налог) (Кредит)

6. Экономические задачи

1. Удой коровы кота Матроскина составляет 3 500 л в год. Теленку Гаврюше израсходовали 600 л молока. На личные потребности они израсходовали 2000 л. Какой доход получил Матроскин, если оставшееся молоко продал по 15 руб. за 1 литр. (3500-600-2000)х15=13500 р.

2. Матроскин открыл фирму «Мурматрос» и снабжает Муркиным молоком городских кошек. Сколько кошек он поит молоком, если в день расходует 9 л, а каждая кошка выпивает четверть литра молока? (4 кошки-1 литр, 9х4=36 кошек)

3. Вырастили зайцы две грядки моркови - всего 50 кг. Одну грядку они сами обрабатывали, а на другой у них Барсук трудился и за свою работу 100 рублей попросил. Да еще на семена и удобрения было потрачено 25 рублей. Половину моркови зайцы себе оставили, в кладовку положили. А остальное решили продать, только вот не знают, по какой цене им торговать, чтоб в убытке не оказаться. Помоги им!

Ответ: затраты – 100+25=125 рублей, на продажу 50:2=25 кг, следовательно, 125:25=5 р. за кг себестоимость, надо продавать выше этой цены.

7. Блиц-опрос

1. Деятельность направленная на получение прибыли – это …(бизнес, предпринимательство)

2. Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)

3. Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар)

4. Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)

5. Кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)

6. Что делает с рублём копейка? (бережёт)

7. Натуральный обмен одной вещи на другую – это ..? (бартер)

8. «Кока-кола» по отношению к «пепси – кола» это кто? (конкурент)

9. Назовите любимую монету попугая капитана Флинта (пиастр)

10. Как называется лицевая сторона монеты? (аверс)

11. Как называется оборотная сторона монеты? (реверс)

12. Лицо торговой точки это что? (витрина)

13. Распространение информации о товарах (услугах) для привлечения внимания покупателей – это (реклама)

14. Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт? (антилопа)

15. Главный рекламный агент болота – это …Кто? (кулик «Всяк кулик свое болото хвалит»)

16. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные)

17. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (репка)

18. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы)

19. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)

20. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)

21. Что проверяют, не отходя от кассы? (деньги)

22. Что сколачивают из денег? (капитал)

Подведение итога.

8. Задание: Вы должны разгадать шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к экономике:

СИПЕНЯ (пенсия)

ЛАКМЕРА (реклама)

ПАРТАЛАЗ (зарплата)

ОВОДРОГ (договор)

КАНОЭКОМИ (экономика)

Загадки

  1. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
  2. Коль трудился круглый год, будет кругленьким ...(доход)
  3. И врачу, и акробату выдают за труд ...(зарплату)
  4. Вносят в кассу платежи. Что за фирма, подскажи? (банк)
  5. Будут целыми, как в танке сбереженья ваши в ...(банке)
  6. Он финансовый факир, в банк к себе вас ждёт ...(банкир)

III. Практическое занятие. Я предлагаю нам всем вместе составить памятки с советами на будущее, как правильно управлять своими деньгами.

12 советов управления деньгами для ребенка:

1. Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Не тратьте все деньги сразу.

3.Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя, и вы сможете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.

6. Не стоит приобретать дорогую вещь, которая вам не по карману, найдите более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому же, за меньшие деньги.

7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.

8. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

9. Старайтесь не «брать взаймы». Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги.

10. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов, так называемый финансовый отчет.

11. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги своим трудом.

12. Купите игру «Монополия» (или аналог) и регулярно играйте в неё. Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

IV. Подведение итогов викторины

- Во время нашей викторины мы повторили некоторые темы, связанные с финансовой грамотностью.

- Что повторили?

- Какие термины вспомнили? (деньги, обмен, экономия и т.д.). Хотелось бы сказать, что, на самом деле, каждому  человеку не так уж много надо. Жаль, что это не все понимают. Все мы время от времени  становимся заложниками рекламы. И все потому, что сами не знаем, что хотим. Маленький доход – это всегда начало чего-то большого. Чтобы потом, когда денег станет больше, должны иметь четкое представление о том, что вам хочется!

- Вот и подошла к концу наша викторина на лучшего «знатока финансовой грамотности». Победителем стала команда «…». Молодцы, ребята! Отличная командная игра!

Заключение

Обучающимся на викторине было интересно, так как использовался метод соревнования – отличный мотиватор активности! Считаю, что цель достигнута – выявлен победитель.

При проведении  таких уроков такая форма как конкурс, соревнование является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала. Обучающиеся задействованы не только в проведении мероприятий через различные формы групповой и индивидуальной деятельности, но и в подготовке к ним.

Задания, которые получают обучающиеся в конкурсах, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.

Такие уроки дают положительный заряд обучающимся и служат толчком к дальнейшей работе, помогают увлечь интересным делом, повышают интерес к профессии.

Литература

Основные источники:

  1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Губина, О.В., Губин, В.Е.,–2-е изд., перераб. и доп. М.:  ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2017. – 336с. (профессиональное образование).

Интернет-ресурсы:

1. Образовательные ресурсы Интернета - Экономика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/econ/econ057.htm, свободный.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)

Рабочая программа  учебной дисциплины «Обществознание» может быть использована при реализации других основных образовательных программ СПО, предполагающих реализацию программ среднего общего обра...

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание включая экономику и право (08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство)

Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе примерной программы «Обществознание», рекомендованной ФИРО в соответствии с «Рекомендациями по организац...

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание включая экономику и право (23.01.09 Машинист локомотива)

Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе примерной программы «Обществознание», рекомендованной ФИРО в соответствии с «Рекомендациями по организац...

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание включая экономику и право (15.01.17 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию)

Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе примерной программы «Обществознание», рекомендованной ФИРО в соответствии с «Рекомендациями по организац...

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание включая экономику и право (23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте)

Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе примерной программы «Обществознание», рекомендованной ФИРО в соответствии с «Рекомендациями по организац...

Материалы для проведения текущего контроля по учебной дисциплине "Обществознание(включая экономику и право)"

Материалы для проведения текущего контроля по учебной дисциплине "Обществознание(включая экономику и право)" могут быть использованы на занятиях по данному предмету как комплексно, так и по ...