РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 «Экономика организации»
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Принято на заседании Совета техникума Протокол № _____ от _________________
| УТВЕРЖДАЮ директор ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум» Харин А.В. ________________ приказ № ____ от «____» ______ 20 _____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 «Экономика организации»
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ:
38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»
Рыльск 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 01. «Экономика организации» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике», укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».
Организация - разработчик: Областное бюджетное профессиональное учреждение среднего профессионального образования «Рыльский аграрный техникум».
Разработчик: Калугина Татьяна Викторовна, преподаватель ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум».
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. «Экономика организации»
Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК профессионального учебного цикла специальности «Операционная деятельность в логистике»
Протокол № 10 от «29» июня 2015г.
Председатель ПЦК _____________ Шатилина Н.И.
(подпись)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. «Экономика организации»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического Совета техникума
Протокол № 1 от «31» августа 2015г.
Председатель методического совета __________ Добрынина И.Н.
(подпись)
Заместитель директора по учебной работе_________ Добрынина И.Н.
(подпись)
Методист ___________ Кузьменко И.В.
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономика организации»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 01. «Экономика организации» является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике», укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требование к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины ОП.01. «Экономика организации» обучающийся должен уметь:
–определять организационно-правовые формы организаций;
- планировать деятельность организации;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
В результате освоения дисциплины ОП.01. «Экономика организации» обучающийся должен знать:
- сущность организации как основного звена экономики отраслей;
- основные принципы построения экономической системы организации;
- управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования;
- организацию производственного и технологического процессов;
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования, формы оплаты труда;
- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета;
-аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 68 часов;
самостоятельной работы обучающихся 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная, учебная нагрузка – всего в том числе: практические занятия. контрольная работа. | 68 30 |
Самостоятельная работа обучающегося - всего в том числе: индивидуальное задание внеаудиторная самостоятельная работа | 34 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика организации»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень усвоения |
Введение | Предмет, содержание и задачи дисциплины | 2 | 1 |
Раздел 1. Предприятие как хозяйствующий субъект. | 18 | ||
Тема 1.1. Предприятие - важнейшее звено в решении основной экономической проблемы. | Содержание учебного материала: Предприятие - основное звено в решении экономической проблемы. Содержание основной экономической проблемы. Методологические аспекты функционирования предприятий. Черты предприятий. Формы объединения предприятий. | 2 | 3 |
Тема 1.2. Классификация предприятий. | Содержание учебного материала: Организационно-правовые формы предприятий. Предпринимательство – составная часть рыночной экономики. Виды предпринимательства. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно-правовые формы хозяйствования: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества. | 2 | 3 |
Тема 1.3. Организационно-правовые формы предприятий | Содержание учебного материала: Производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования. Акционерные общества: сущность и особенности функционирования. Ассоциативные (кооперативные) формы предпринимательства и некоммерческие организации: холдинги, консорциумы, синдикаты. Индивидуальные предприятия. | 2 | 3 |
Самостоятельная внеаудиторная работа Изучение и конспектирование Федеральных Законов. «О создании предприятий различных организационно-правовых форм», «О собственности», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О создании крестьянских (фермерских) хозяйств, «О земле»: Конституция РФ. | 8 | ||
Тема 1.4. Организация производства. | Содержание учебного материала: Производственная структура организации, её элементы. Типы производства, их характеристика. Производственный процесс: понятие, содержание, структура. Совершенствование производственной структуры предприятия. | 2 | 2 |
Практическое занятие 1: Построение производственной структуры предприятия. Определение организационно-правовых форм предприятия. | 2 | ||
Раздел 2. Ресурсы предприятия. | 20 | ||
Тема 2.1. Основной капитал и его роль в производстве. | Содержание учебного материала: Основной капитал и его роль в производстве. Сущность, состав и структура основного капитала. Амортизация и износ основного капитала. | 2 | 3 |
Тема 2.2. Экономическая эффективность использования основных производственных фондов предприятия. | Содержание учебного материала: Формы воспроизводства основного капитала. Показатели эффективности использования основных фондов. Способы повышения эффективности использования основных производственных фондов. Производственная мощность предприятия. | 2 | 3 |
Практическое занятие 2: Используя данные годовых отчётов предприятия, определить структуру основных производственных фондов, оснащённость и эффективность использования основных фондов организации. | 2 | ||
Практическое занятие 3: Определение производственной мощности предприятия. Решение задач. | 2 | ||
Самостоятельная внеаудиторная работа Подготовить доклад по теме: «Современное состояние использования основного капитала организации, динамика и тенденции. Подготовить реферат по теме: «Экономическая сущность и принципы аренды. Регулирование аренды. Лизинг. | 8 | ||
Тема 2.3. Оборотный капитал и его роль в производстве. | Содержание учебного материала: Оборотный капитал. Оборотный капитал, его состав и структура. Классификация оборотного капитала. Понятие материальных ресурсов. Показатели эффективности использования материальных ресурсов. Нормирование оборотных средств. | 2 | 2 |
Практическое занятие 4: Используя данные годовых отчётов определить структуру оборотных средств предприятия, эффективность использования оборотных средств. | 2 | ||
Раздел 3. Кадры и оплата труда в организации. | 26 | ||
Тема 3.1. Трудовые ресурсы организации и эффективность их использования. | Содержание учебного материала: Трудовые ресурсы. Состав и структура трудовых ресурсов (кадров предприятия). Особенности труда, в АПК. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов. Планировании и подбор кадров. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчёта. | 2 | 3 |
Тема 3.2. Нормирование труда на предприятии. | Содержание учебного материала: Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени. Методы нормированного труда. | 2 | 2 |
Тема 3.3. Производительность труда. | Содержание учебного материала: Производительность труда. Сущность, значение производительности труда. Факторы производительности труда. Показатели производительности труда. Пути повышения производительности труда. | 2 | 3 |
Практическое занятие 5: Используя данные годовых отчётов определить структуру кадров организации, показатели эффективности их использования. | 2 | ||
Практическое занятие 6: Определение показателей производительности труда организации. | 2 | ||
Самостоятельная внеаудиторная работа Выполнение доклада на тему: «Современное состояние трудовых ресурсов и производительность труда». «Безработица и её тенденции». | 8 | ||
Тема 3.4. Формы и системы оплаты труда | Содержание учебного материала: Формы и системы оплаты труда. Принципы заработной платы. Сдельная и повременная, их разновидность, преимущества и недостатки. | 2 | 3 |
Тема: 3.5. Тарифная система оплаты труда. | Содержание учебного материала: Тарифная система оплаты труда: её сущность, состав и содержание. (Единый тарифно-квалификационный справочник, бестарифная система). Мотивация труда и её роль в условиях рыночной экономики. Основные элементы и принципы премирования в организации. Фонд оплаты труда и его структура. | 2 | 3 |
Практическое занятие 7: Определение размера оплаты труда различных категорий работников. | 2 | ||
Практическое занятие 8: Определение фонда оплаты труда. Решение задач. | 2 | ||
Раздел 4. Результаты деятельности организации. | 34 | ||
Тема 4.1. Издержки производства и себестоимость продукции. | Содержание учебного материала: Издержки производства и себестоимость продукции. Сущность, состав, классификация издержек производства и реализации продукции. Вменённые издержки. | 2 | 3 |
Тема 4.2. Себестоимость произдства продукции. | Содержание учебного материала: Себестоимость, виды себестоимости, структура себестоимости. Отраслевые особенности структуры себестоимости. Виды себестоимости. Классификация затрат по статьям и по элементам. Пути снижения себестоимости. | 2 | 3 |
Практическое занятие 9: Используя данные годовых отчётов определить структуру затрат на основное производство, производство основных видов продукции. | 2 | ||
Практическое занятие 10: Определение себестоимости основных видов продукции. | 2 | ||
Тема 4.3. Ценообразование организации. | Содержание учебного материала: Сущность, функции цен. Виды цен в рыночной экономике. Ценовая стратегия организации. Управление ценами. Ценовая эластичность. Ценовая конкуренция. Ценообразование. Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования. Ценообразующие факторы. Методы формирования цен. Этапы процесса ценообразования. | 2 | 3 |
Практическое занятие 11: Используя данные годовых отчётов определить цены реализации единицы продукции организации. | 2 | ||
Тема 4.4. Финансовые результаты деятельности организации. | Содержание учебного материала: Экономическая эффективность предприятия. Показатели эффективности предприятия. Формирование валового дохода, его распределение. Прибыль и рентабельность организации – основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, её источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Распределение и использование прибыли. | 2 | 3 |
Тема 4.5. Рентабельность – показатель эффективности работы организации. | Содержание учебного материала: Рентабельность – показатель эффективности работы организации. Виды рентабельности. Показатели рентабельности, методика расчёта уровня рентабельности и продукции предприятия. | 2 | 2 |
Практическое занятие 12: Используя данные годовых отчётов определить прибыль от производства и реализации основных видов продукции. | 2 | ||
Практическое занятие 13: Используя данные годовых отчётов определить эффективность производства основных видов продукции, рентабельность производства. | 2 | ||
Практическое занятие 14: Используя данные годовых отчётов определить основные технико-экономические показатели деятельности организации. | 2 | ||
Практическое занятие 15: Планировать деятельность организации. Заполнять первичные документы по экономической деятельности организации. | 2 | ||
Самостоятельная внеаудиторная работа Выполнение докладов по теме: «Динамика и современное состояние финансовых результатов деятельности организации»; «Эффективности производства основных видов продукции». | 10 | ||
Тема 4.6. Современное состояние и основные аспекты развития отрасли | Содержание учебного материала: Основные показатели развития отрасли. Динамика и современное состояние отрасли. | 2 | 3 |
Дифференцированный зачет: | 2 | ||
Всего: | 102 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально техническое обеспечение
Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Экономика организации».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических пособий.
- комплект отчётов производственно-экономической деятельности организаций.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. «Экономика предприятия», учебник – Москва: «Финансы и статистика» 2010 г.
2. Зайцев Н.П. «Экономика промышленного предприятия» - Москва: ИНФРА 2011 г.
3. Под редакцией Горфинкеля В.Я. и Швандера В.А. «Экономика предприятия», учебник – Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ 2012 г.
4. Сафронов Н.А. «Экономика организации» (предприятие): М.: «Экономист», 2013 г.
5. Минаков И.М. «Экономика отраслей АПК» - Москва: Колос 2014 г.
6. Коваленко Н.Я. «Экономика сельского хозяйства» - Москва: ЭКИН 2014 г.
7. Чечевицина Л.Н. Чечевицин Е.В. «Экономика предприятия, учебное пособие – Ростов-на-Дону: Феникс 2011 г.
8. Чечевицина Л.Н. Терещенко О.Н. Практикум по экономике предприятия – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013 г.
Дополнительные источники:
Журналы.
1. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий;
2. Российский экономический журнал;
3. Финансы;
4. Вопросы экономики.
Газеты:
1. «Российская экономическая газета»;
2. «Курская Правда» и др.
Интернет – ресурсы
Ьйр:/ Лулулу. cопзи 11; ап 1;. ги/
http: // wwwconsultant.ru/ - система «Консультант плюс». Документ по налоговому законодательству, Кодексы (Гражданский Кодекс Российской Федерации и Трудовой Кодекс Российской Федерации).
www, top – personal ru/ mastersaleissue. htm
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплин осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнение обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания). | Формы и методы контроля и оценки результатов в обучении. |
Умения: - определять организационно-правовые формы организаций; - планировать деятельность организации; - определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; - заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; - находить и использовать необходимую экономическую информацию; - рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации. | Оценка выполнения домашней работы. Оценка выполнения практических работ. Оценка выполнения тестирования. Оценка фронтального опроса. Оценка выполнения практических работ. Оценка выполнения тестирования. Оценка фронтального и индивидуального опроса. Оценка выполнения практических работ. Оценка выполнения практических работ. Оценка фронтального и индивидуального опроса. Оценка выполнения практических работ. Оценка выполнения практических работ. Оценка выполнения тестирования. |
Знания: - сущность организации как основного звена экономики отраслей; - основные принципы построения экономической системы организации; - управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования; - организацию производственного и технологического процесса; - состав трудовых, материальных, финансовых ресурсов организации; - способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии; - механизмы ценообразования, формы оплаты труда; - основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета; - аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. | Оценка выполнения домашней работы. Оценка устного индивидуального опроса. Оценка устного индивидуального опроса. Оценка выполнения домашней работы. Оценка выполнения практических работ. Оценка выполнения тестирования. Оценка устного индивидуального и фронтального опроса. Оценка выполнения домашней работы. Оценка выполнения тестирования. Оценка выполнения домашней работы. Оценка устного индивидуального и фронтального опроса. Оценка выполнения тестирования Оценка устного индивидуального и фронтального опроса. Оценка выполнения практических работ. Оценка выполнения тестирования. Оценка выполнения рефератов и докладов. |