Рабочая программа ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности
рабочая программа на тему

Котова Ирина Александровна

Рабочая програама профессионального модуля предназначена для обучающихся по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pm_04_sostavlenie_buh.otchetnosti.docx84.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА»

ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ

Отделение среднего профессионального образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

профессионального модуля    

Составление и использование бухгалтерской отчетности 

код, специальность         

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет         (по отраслям)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

15

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

18


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Составление и использование бухгалтерской отчетности

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и  бухгалтерский учёт (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Составление и использование бухгалтерской отчетности  и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

Программа профессионального модуля может быть использована при разработке программ дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки работников в области экономики и бухгалтерского учета при наличии среднего  общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации;
  • составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;
  • участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;
  • анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

уметь:

  • отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;
  • определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
  • закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
  • устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
  • осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;

знать:

  • определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;
  • механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;
  • методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;
  • порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
  • методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;
  • требования к бухгалтерской отчетности организации;
  • состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;
  • бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности;
  • методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;
  • процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;
  • порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;
  • порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;
  • сроки представления бухгалтерской отчетности;
  • правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;
  • формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;
  • форму налоговой декларации по ЕСН и инструкцию по ее заполнению;
  • форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;
  • сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;
  • содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций  по их заполнению;
  • порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;
  • методы финансового анализа;
  • виды и приемы финансового анализа;
  • процедуры анализа бухгалтерского баланса:
  • порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;
  • порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;
  • процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
  • порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;
  • состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;
  • процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;
  • процедуры анализа отчета о прибыли и убытках:
  • принципы и методы общей оценки деловой активности организации,
  • технологию расчета и анализа финансового цикла;
  • процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;
  • процедуры анализа влияния факторов на прибыль.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего 335 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 263  часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  - 176 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 87 часов;

производственной практики - 72 часа.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД):  Составление и использование бухгалтерской отчетности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1.

Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2.

Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.3.

Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.4.

Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных0, результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 4.1

ПК 4.2

ПК 4.3

Раздел 1.  Технология составления бухгалтерской отчетности

94

63

30

20

31

26

-

-

ПК 4.4

Раздел 2. Основы анализа бухгалтерской отчетности

169

113

45

     56

-

-

ПК 4.1 - ПК 4.4

Производственная практика (по профилю специальности), часов 

72

72

Всего:

335

176

75

20

87

26

-

72


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Коды

компетенций

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

5

Раздел ПМ 1.

Технология составления бухгалтерской отчетности

94

МДК.04.01

Технология составления бухгалтерской отчетности

94

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8, ОК 9

Тема 1.1. Понятие и состав бухгалтерской отчетности

Содержание:

10

1.

Состав бухгалтерской отчетности. Нормативные документы по предоставлению бухгалтерской отчетности. Общие требования к бухгалтерской отчетности. Подготовка к составлению бухгалтерской отчетности. Содержание бухгалтерского баланса и порядок формирования его показателей. Содержание отчета о финансовых результатах и порядок формирования его данных.  Содержание отчета о движении денежных средств. Содержание отчета об изменении капитала. Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и порядок их формирования. Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности.

2

Практические занятия

10

1-5

Решение сквозной задачи

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9,

ПК 4.1,       ПК 4.2

Тема 1.2.Организация работы по составлению бухгалтерской отчетности

Содержание

10

1

 Порядок составления форм бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность при реорганизации или ликвидации предприятия (организации)

3

Практические занятия

10

1-5

Составление бухгалтерской отчетности организации

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9,

ПК 4.3

Тема 1.3 Оформление налоговой и статистической отчетности

Содержание:

13

1.

  Порядок составления налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет. Инструкции по их заполнению. Содержание формы налоговой декларации по начислению страховых взносов, инструкция по ее заполнению; форма статистической отчетности и инструкция по ее заполнению; сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;

содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;

порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;

3

Практические занятия

10

1-5

Составление налоговой и статистической отчетности организации

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.

  1.  Работа с обязательной и дополнительной литературой и конспектами лекций.
  2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.
  3. Решение задач.
  4. Решение тестовых заданий.
  5. Изучение новых нормативных документов
  6. Подготовка докладов и рефератов по изменениям в бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности

31

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Основные требования к составлению бухгалтерской отчетности
  2. Содержание пояснительной записки.
  3. Изучение ПБУ 7/98  «События после отчетной даты»
  4. Изучение ПБУ 8/01 Условные факты хозяйственной деятельности.
  5. Изучение ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах»
  6. Порядок определения налогооблагаемой прибыли.
  7. Правила оценки статей бухгалтерского баланса.
  8. Сводная бухгалтерская отчетность.

Раздел ПМ 2. Основы анализа бухгалтерской отчетности

169

МДК 04.02.

Основы анализа бухгалтерской отчетности

169

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8, ОК 9

Тема 2.1.

Теоретические, методологические и информационные основы анализа бухгалтерской отчетности

Содержание

6

1.

Теоретические и методологические основы анализа бухгалтерской                        (финансовой) отчетности

Предмет, цель и задачи анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности. Финансовая отчетность как источник информации о деятельности организации. Методы и методика анализа финансовой отчетности. Краткое содержание показателей форм бухгалтерской отчетности.

2

Практические занятия

4

1.

Методы, способы  и приемы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности

2.

Методы факторного анализа.

ОК 1- ОК 9, ПК 4.4

Тема 2.2.

Анализ активов, капитала и обязательств организации

Содержание

10

1.

Структурный анализ бухгалтерского баланса организации

Значение, функции и роль бухгалтерского баланса в оценке финансового и имущественного положения организации. Анализ состава, структуры, динамики пассивов и активов организации. Экономическое содержание, порядок расчета, оценка величины и динамики чистых активов. Анализ и оценка состава, структуры, динамики собственного капитала и резервов по данным отчета об изменении капитала. Анализ состава, структуры и динамики активов по данным Бухгалтерского баланса. Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов.

2

Практические занятия

10

1.

Анализ состава, структуры и динамики статей Бухгалтерского баланса.

2.

Анализ чистых активов организации.

3.

Анализ формы №3 «Отчет об изменениях капитала»

4.

Анализ собственного капитала.

5.

Анализ оборотных активов.

ОК 1- ОК 9, ПК 4.4

Тема 2.3.

Анализ ликвидности, платежеспособности и финансового состояния организации

Содержание

10

1.

Анализ ликвидности, платежеспособности и финансового состояния организации

Анализ ликвидности и платежеспособности по данным Бухгалтерского баланса. Анализ финансовой устойчивости по данным бухгалтерской отчетности. Анализ состава, структуры и динамики дебиторской задолженности. Анализ состава, структуры и динамики кредиторской задолженности. Критерии оценки неплатежеспособности и вероятности банкротства организации

2

Практическое занятие

10

1.

Оценка ликвидности бухгалтерского баланса организации.

2.

Анализ платежеспособности организации.

3.

Анализ финансовой устойчивости организации

4.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

5.

Оценка кредитоспособности и вероятности банкротства организации.

ОК 1- ОК 9, ПК 4.4

Тема 2.4.

Анализ доходов, расходов и финансовых результатов деятельности организации

Содержание

10

1.

Анализ  формы №2 «Отчет о финансовых результатах»

 Анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов организации. Анализ прибыли организации, оценка динамики и факторов ее формирования. Анализ эффективности использования чистой прибыли. Анализ деловой активности  и рыночной устойчивости организации. Анализ рентабельности по данным бухгалтерской отчетности организации.

2

Практическое занятие

10

1.

Показатели состава, структуры и динамики доходов и расходов организации.

2.

Анализ прибыли организации.

3.

Оценка показателей деловой активности организации.

4.

Оценка рыночной устойчивости организации.

5.

Оценка рентабельности организации

ОК 1- ОК 9, ПК 4.4

Тема 2.5.

Анализ движения денежных средств организации

Содержание

6

1.

Анализ формы №4 «Отчет о движении денежных средств»

Денежные потоки организации: понятие, виды, цели и задачи анализа. Отчет о движении денежных средств – информационная база анализа денежных потоков. Оценка движения денежных средств организации.

2

Практические занятия

6

1.

Анализ денежных потоков по данным Отчета о движении денежных средств.

2.

Коэффициентный метод оценки движения денежных средств

ОК 1- ОК 9, ПК 4.4

Тема 2.6.

Анализ пояснений и дополнений к бухгалтерской отчетности

Содержание

6

1.

Анализ приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

Содержание и особенности раскрытия дополнительной информации о деятельности организации в бухгалтерской отчетности. Анализ показателей, содержащихся в приложении.

2

Практические занятия

5

1.

Анализ приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

2.

Анализ состава, структуры и движения основных средств организации.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.

  1. Работа с обязательной и дополнительной литературой и конспектами лекций.
  2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.
  3. Решение задач.
  4. Решение тестовых заданий.
  5. Подготовка материала для курсовой работы.

56

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Элементы финансовой отчетности и их содержание

2. Применение различных методов и приемов анализа финансовой отчетности

3. Оценка финансовых источников средств организации.

4. Анализ факторов, влияющих на скорость оборота активов.

5. Анализ ликвидности и платежеспособности по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

6. Анализ финансовой устойчивости по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

7. Анализ рыночной активности организации.

8. Факторный анализ рентабельности организации.

9. Анализ денежных средств организации.

10. Анализ Приложения к бухгалтерскому балансу.

Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе

Примерная тематика курсовых работ:

  1. Бухгалтерский учет и отчетность как информационная база экономического анализа
  2. Анализ финансовой отчетности с применением МСФО
  3. Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса организации
  4. Использование результатов анализа финансовой отчетности для обоснования и принятия управленческих решений
  5. Анализ финансовых результатов деятельности организации
  6. Анализ рентабельности организации
  7. Анализ и оценка структуры затрат и доходов организации
  8. Анализ финансового состояния организации
  9. Анализ размещения капитала и оценка имущественного состояния организации
  10. Анализ эффективности и интенсивности использования капитала организации
  11. Анализ финансовой устойчивости организации
  12. Анализ платежеспособности и диагностика риска банкротства организации
  13. Анализ ликвидности и платежеспособности организации
  14. Анализ активов организации
  15. Анализ источников формирования капитала
  16. Анализ состояния и движения заемных средств организации
  17. Анализ движения денежных средств организации
  18. Анализ ликвидности денежного потока
  19. Оценка деловой активности организации
  20. Анализ эффективности использования оборотных активов организации
  21. Оценка рыночной активности организации
  22. Влияние расчетов с дебиторами и кредиторами на финансовое состояние организации
  23. Анализ состава и движения капитала организации, оценка чистых активов
  24. Анализ амортизируемого имущества организации
  25. Анализ движения средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений

20

Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ:

1. Составление форм бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс»,  Отчет о финансовых результатах, Отчет об изменении капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, Главной книги и оборотно–сальдовой ведомости.

2.Участие в установление соответствия данных бухгалтерской отчетности налоговым декларациям и статистической отчетности в соответствии с заданными условиями.

3. Проведение анализа структуры разделов баланса по данным конкретного предприятия.

4. Проведение анализа состава и структуры активов по данным конкретного предприятия. Горизонтальный и вертикальный анализ изменений статей актива баланса  конкретного предприятия.

5. Участие в составлении налоговых деклараций по налогу на прибыль, НДС, 3 НДФЛ, на имущество, транспортному налогу, земельному налогу, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам во внебюджетные фонды. или налоговых деклараций по особым режимам налогообложения: ЕНВД, УСН.

6. Участие в проведении расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды в установленные законодательством сроки.

7. Участие в составлении формы статистической отчетности, входящей в бухгалтерскую отчетность в установленные законодательством сроки.

8. Участие в проведении счетной проверки бухгалтерской отчетности.

9. Коэффициентная оценка финансового состояния по данным баланса конкретного предприятия

10.Оценка платежеспособности организации, расчет коэффициентов ликвидности по финансовым показателям конкретного предприятия

11. Оценка финансовой устойчивости. Расчет коэффициентов финансовой устойчивости по финансовым показателям конкретного предприятия

12. Оценка деловой активности. Расчет коэффициентов оборачиваемости по финансовым показателям конкретного предприятия

13. Участие в анализе информации о финансовом положении конкретной организации, ее платежеспособности и доходности.

72

ВСЕГО

335


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного Кабинета  бухгалтерского учета, налогообложения и аудита и Кабинета анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя

- комплекты раздаточных материалов;

- методические указания для практических занятий;

- методические указания для самостоятельной работы обучающихся;

Технические средства обучения:

- ноутбук;

- передвижное видеопроекционное оборудование для мультимедиа-презентаций.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику (по профилю специальности).

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс]:  учебное пособие/ А.А. Канке, И.П. Кошевая.-М.: ИНФРА-М, 2013.-288 с. ISBN 978-5-8199-0201-1 ЭБС «ЗНАНИУМ».
  2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность [Электронный ресурс]: учебное пособие под ред. Ю.И. Сигидова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 366 с. ISBN 978-5-16-004715-7 ЭБС «ЗНАНИУМ».
  3. Лытнева Н.А. Бухгалтерский учет [Электронный ресурс]: учебник / Н.А. Лытнева, Л.И. Малявкина, Т.В. Федорова Т.В. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 512 с. ISBN 978-5-8199-0544-9 ЭБС «ЗНАНИУМ».

Дополнительные источники:

  1. Анализ финансовой отчетности [Электронный ресурс]:  учебник/ под ред. М.А. Вахрушиной. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 431 с. ISBN 978-5-9558-0176-2 ЭБС «ЗНАНИУМ».
  2. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур [Электронный ресурс]:   учебное пособие/ И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов.- М.: ИНФРА-М, 2011. – 215 с. ISBN 978-5-16-005019-5 ЭБС «ЗНАНИУМ».
  3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность [Электронный ресурс]:   учебное пособие/ Е.Н. Домбровская. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 279 с. ISBN 978-5-16-003067-8 ЭБС «ЗНАНИУМ».
  4. Бухгалтерский финансовый учет [Электронный ресурс]:   учебник/ Ю.И. Бахтурина, Т.В. Дедова и др. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 505 с. ISBN 978-5-16-004405-7 ЭБС «ЗНАНИУМ».
  5. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс]:   учебник/ Г.В. Савицкая. –М.: ИНФРА-М, 2013. - 607 с.  ISBN 978-5-16-005245-8 ЭБС «ЗНАНИУМ».
  6. Международные стандарты финансовой отчетности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Л.И. Воронина. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 200 с. ISBN 978-5-9776-0191-7 ЭБС «ЗНАНИУМ».
  7. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) [Электронный ресурс]:  учебник/ Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. –М.: ИНФРА-М, 2012. – 398 с. ISBN 978-5-9558-0207-7, ЭБС «ЗНАНИУМ».
  8. Теория и практика анализа финансовой отчетности организаций [Электронный ресурс]:  учебное пособие/ Н.В. Парушина, И.В. Бутенко и др. –М.: ИНФРА-М, 2010. – 432 с. ISBN 978-5-8199-0423-7 ЭБС «ЗНАНИУМ».
  9. Теория экономического анализа [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.Б. Герасимова, В.И. Бариленко, Т.В. Петрусевич. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 368 с.  ISBN 978-5-91134-671-3 ЭБС «ЗНАНИУМ».
  10. Экономический анализ деятельности предприятия [Электронный ресурс]:   учебник/ Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина. –М.: ИНФРА-М, 2011.- 378 с. ISBN 978-5-16-004411-8 ЭБС «ЗНАНИУМ».
  11. Периодические издания: «Бухгалтерский учет», «Главный бухгалтер».

 

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт Федеральной службы государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru.
  2. Сайт Российского информационно-аналитического агентства «Росбизнесконсалтинг». — URL: http://www.rbc.ru.
  3. Сайт компании «КонсультантПлюс». — URL: http://www. consultant.ru.
  4. http://www. nalog.ru/ Федеральная налоговая: служба РФ.
  5. http:// www.minfin.ru/ Министерство финансов РФ.
  6. http://www.consultant.ru/ Консультант Плюс. Правовая информация.
  7. http://www.garant.ru/ Гарант. Законодательство с комментариями.

     

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Профессиональный модуль входит в профессиональный цикл программы подготовки специалистов по специальности среднего звена.

Изучается:

- в 5,6 семестрах на 3 курсе  (для обучающихся на базе основного общего образования)

- в 3,4 семестрах на 2 курсе (для обучающихся на базе среднего общего образования).

Изучению профессионального модуля  предшествует освоение дисциплин  Основы бухгалтерского учета, Экономика организации, а также МДК Практические основы бухгалтерского учета имущества организации, Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации.

Необходимыми требованиями к «входным» знаниям, умениям студента при освоении профессионального модуля Составление и использование бухгалтерской отчетности и приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин  являются:

уметь:

- использовать формы и счета бухгалтерского учета (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4);

- следовать методам и принципам бухгалтерского учета (ПК 1.1,  ПК 1.2,  ПК 1.4);

- применять нормативное регулирование бухгалтерского учета (ПК 1.2);

- определять финансовые результаты деятельности по основным видам деятельности (ПК 2.1);

- определять финансовые результаты деятельности по прочим видам деятельности (ПК 2.1);

- давать характеристику имущества организации (ПК 2.1).

знать:

- нормативное регулирование (ПК 1.2);

- план счетов бухгалтерского учета (ПК 1.2, ПК 1.3,  ПК 2.1,  ПК 3.1,  ПК 3.2,  ПК 3.3, ПК 3.4);

- предмет, метод и принципы бухгалтерского учета (ПК 1.1, ПК 1.2,  ПК 1.4);

- основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций (ПК 1.1).

Учебные аудиторные занятия проводятся в Кабинете теории бухгалтерского учета, бухгалтерского учета и аудита и Кабинете экономики организации, статистики и анализа финансово-хозяйственной деятельности

Реализация программы модуля предполагает итоговую (концентрированную) производственную практику. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует  профилю подготовки обучающихся.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических  кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсам:

- наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля Составление и использование бухгалтерской отчетности;

- преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

- дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных  дисциплин;

- опыт деятельности в организациях соответствующей  профессиональной сферы.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

        Контроль и оценка результатов освоения модуля осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, производственной практики, а также при выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

- соблюдение механизма отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;

- точность отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественного и финансового положения организации;

- определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;

- закрытие учетных бухгалтерских регистров;

- соблюдение техники составления оборотно-сальдовой ведомости с целью контроля бухгалтерских записей и подготовки соответствующих форм отчетности

Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.

Экспертная оценка выполнения индивидуальных домашних заданий.

Экспертная оценка в рамках текущего контроля в ходе проведения производственной практики.

ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

- соблюдение нормативных требований к бухгалтерской и статистической отчетности организации по составу, заполнению форм, срокам представления в соответствии с назначением бухгалтерской отчетности;

- составление форм бухгалтерской отчетности в соответствии с установленными правилами

-установление идентичности показателей бухгалтерских отчетов

Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.

Экспертная оценка выполнения индивидуальных домашних заданий.

Экспертная оценка в рамках текущего контроля в ходе проведения производственной практики.

ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

- соблюдение требований действующего законодательства по составлению налоговых деклараций по срокам, заполнению форм (по видам налогов);

- соблюдение нормативных требований к составлению отчетности по страховым взносам во внебюджетные фонды;

- соблюдение технологии заполнения налоговых деклараций;

- соблюдение технологии заполнения форм статистической отчетности

Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.

Экспертная оценка выполнения индивидуальных домашних заданий.

Экспертная оценка в рамках текущего контроля в ходе проведения производственной практики.

ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

- выполнения счетной проверки бухгалтерской отчетности, установление идентичности показателей бухгалтерской отчетности с целью соблюдения порядка получения аудиторского заключения;

- демонстрация умений использования данных бухгалтерской отчетности для анализа финансового состояния организации, ее платежеспособности, доходности;

- расчет финансовых показателей;

- формирование аналитической записки по результатам анализа

Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.

Экспертная оценка выполнения индивидуальных домашних заданий.

Экспертная оценка в рамках текущего контроля в ходе проведения производственной практики.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие

компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы

контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по  производственной практике

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Мотивированное обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач.

Точность, правильность и полнота выполнения профессиональных задач

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность при составлении бухгалтерской отчетности и проведении ее анализа

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по  производственной практике

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Оперативность поиска и использования необходимой информации для качественного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Широта использования различных источников информации, включая электронные

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

Способность к овладению информационной культурой, анализу и оценки информации с использованием информационно-коммуникационных технологий

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Контактность при взаимодействии с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе обучения

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Способность взять на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Способность к организации и планированию самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Умение ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специал...

Рабочая программа ПМ. 04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности

Рабочая программа ПМ. 04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» Уровень подготовки – базовый Для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности»  Уровень подготовки – базовый Для  специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский у...

Рабочая программа ПМ.04.Составление и использование бухгалтерской отчетности

Материал рабочей программы предназначен для обучения студентов по специальности 080114 (38.02.01) Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базового уровня подготовки...

Рабочая программа ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности

Рабочая программа ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности для обучающихся СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) включает паспорт прогр...