"Исследовательская деятельность преподавателя экономических дисциплин
статья по теме

Чунакова Елена Викторовна

Повышению эффективности профессионального образования способствует научно-исследовательская работа студентов, так как она развивает у них любознательность, способность продолжительное время заниматься решением одной задачи, творческое мышление, наблюдательность, дисциплинированность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность,

преподавателя Экономических дисциплин

В последнее десятилетие в системе среднего профессионального образования происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность» и «образованность» на понятия «компетенция» и «компетентность» обучающихся.

Модель формирования профессиональной компетенции можно представить как развитие способностей, личностных качеств и психических ресурсов индивида путем обучения (формирования знаний, умений и навыков), воспитания (развития склонностей и формирования ценностей) и профессиональной деятельности (приобретения опыта).        Особое внимание следует уделять профессионально важным качествам, которые являются значимой частью личностных характеристик, поскольку они с учетом взаимодополняемости и взаимосвязанности могут послужить основой успешного освоения и выполнения профессиональной деятельности. В свою очередь, готовность к профессиональной деятельности определяет профессиональную компетенцию.        Вопрос подготовки современных специалистов, обладающих способностью генерировать большое количество идей, обнаруживать и ставить проблемы, решать нестандартные задачи, является одним из приоритетных в системе СПО.

Повышению эффективности профессионального образования способствует научно-исследовательская работа студентов, так как она развивает у них любознательность, способность продолжительное время заниматься  решением одной задачи, творческое мышление, наблюдательность, дисциплинированность. Научно-исследовательская работа направлена на развитие устойчивого интереса к самообразованию, формирование творческого подхода к работе, содействие связи учебного исследования с практикой. Такой специалист всегда будет сознательно творчески относиться к своему труду, постоянно стремиться к самосовершенствованию в профессии. В этой связи научная работа как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста должна занимать ведущее место в условиях СПО. Основная задача состоит в том, чтобы организовать систематическую работу по развитию творческих способностей студентов, вооружению их методикой научного исследования, повышению их умственной культуры.

Основными направлениями научно-исследовательской работы (НИРС) является: учебная научно-исследовательская работа и внеаудиторная научно-исследовательская работа студентов:  

1. На учебных занятиях студенты решают практические задания, участвуют в подготовке и проведении семинаров, конференций, привлекают свои знания при практических задачах.  Наиболее эффективными и интересными являются такие формы работы на уроках, как «Мозговой штурм», работа в малых группах, качественный анализ новейших и научных достижений по исследуемой проблеме, презентации проектов на учебно -исследовательских конференциях по дисциплинам.  Так, например, на конференции по Безопасности банковской деятельности студенты готовили такие исследовательские проекты, как:

Экономическая безопасность в сфере банковской деятельности;

Оценка надежности деятельности коммерческих банков;

- Исследование нормативно-правовой базы информационной безопасности коммерческих банков;

Эффективности и безопасность функционирования систем розничных платежей;

- Актуальные вопросы технической укреплённости банков;

- Банковские трояны, как наиболее актуальные угрозы безопасности;

- Безопасность в системе электронных платежей.

 2. Разновидностью УИРС являются курсовые и дипломные работы. Они построены на исследовательском материале. Выполнению курсового или дипломного проекта предшествует изучение такой дисциплины, как «Основы курсового и дипломного проектирования». Цель курсовых и дипломных работ является развитие познавательной способности студента, умения применять теоретические знания, углубленное изучение выбранной темы, закрепление и расширение творческих знаний, проведение анализа специальной литературы, выделение научной новизны и практической значимости.

Методика организации и управления курсовым и дипломным проектом включает в себя 5 основных этапов: изучение проблемы исследования по заданию на курсовой или дипломный проект, и научное обоснование актуальности для практического применения; информационный поиск путей решения проблемы и разработка исследования; самостоятельная работа студента по выполнению задания курсового или дипломного проекта; формирование выводов на основе обобщения результатов исследования по проблеме; оформление результатов исследования. Так, студенты специальности Банковское дело выполняют курсовые работы на 1 курсе по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит», составляют бизнес-планы по дисциплине Экономика организации, на 2 курсе по ПМ.01 Ведение расчетных операций выполняются курсовые работы, защита которых проводится на квалификационном экзамене по профессиональному модулю, а так же, выполняют дипломные работы, в которых студенты решают конкретные задачи в области совершенствования технологии проведения банковских операций и улучшения экономических показателей работы коммерческих банков по таким темам, как:

- Исследование надежности банковской системы Российской Федерации в сравнении с зарубежными и пути её усовершенствования;

- Организация и перспективы развития экспортно-импортных операций коммерческого банка в современных экономических условиях;

- Современное состояние и перспективы развития дистанционного банковского обслуживания;

- Проблемы и перспективы развития осуществления срочных операций коммерческого банка;

- Интернет – банкинг, как вид современного дистанционного обслуживания клиентов;

- Персональное банковское обслуживание.

Каждый из этапов научно-исследовательской работы студентов проводится под руководством преподавателя, который является научным руководителем этой работы. Роль руководителя – консультационная, организационная и направляющая. Преподаватель, руководящий исследовательской работой, составляет график консультаций для студентов, знакомит исследователей с методикой исследования, рекомендует литературу.

3. Внеаудиторная научно-исследовательская работа студентов играет тоже не маловажную роль. Например, изучение темы по статистике: "Статистическое наблюдение" носит исследовательский характер. Студенты специальностей Туризм, Банковское дело, Экспертиза качества потребительских товаров проводят статистическое исследование методом составления анкет по выбранной актуальной тематике, связанной с их специальностью, самостоятельно проводят данное анкетирование различных групп людей, обрабатывают и графически представляют статистические данные, в заключении проводят анализ этих данных и делают обоснованные выводы. Применение таких форм самостоятельной работы позволяет создавать возможности для саморазвития личности, научить его самостоятельно мыслить (в данном случае будущие специалисты смогут работать и в отделах Федеральной Государственной статистики).

Студенты специальности Банковское дело, так же принимают участие во многих конкурсах исследовательских работ, например: Росгосстрах, Аузбанк, Экономика. Финансы. Инновации, презентуют такие исследовательские проекты, как:

- Мошенничества в сфере страхования;

- Страхование банковских вкладов;

- Создание нового банковского продукта.

Студенты специальности Туризм помимо написания курсовых и дипломных работ, на такие темы, как:

- Инновации в сфере экскурсионного туризма;

- Направления повышения конкурентоспособности туристкой организации;

- Управление электронными продажами в турфирме;

- Разработка рекламной компании и оценка ее эффективности в турфирме;

-​ Разработка стратегии улучшения отношения потребителей к турфирме, так же участвуют в различных конкурсах, связанных с разработкой и представлением различных проектов в сфере туризма:

- Повышение безопасности горнолыжного комплекса.

Они учавствуют в таких конкурсах, как: Энактэс, Национальное достояние России. Представляют такие проекты, как:

- Разработка аудиотура;

- Спорт-экспресс;

- Формирование лояльности потребителей на рынке туристских услуг;

- Разработка программы обслуживания туристов в области молодёжного туризма в г. Переславле-Залесском;

- Обеспечение безопасности туристов на туристских маршрутах (на примере спортивного тура);

- Проектирование туристского продукта в рамках событийного туризма.

Одним из реализованных проектов студентов кафедры стал проект детского благотворительного фестиваля им. А. Невского «Вот моя рука». Данный фестиваль прошел 30 мая 2015 года при поддержки Центра русского воинского исскуства им. Александра Невского и Благотворительного фонда «Содействие» на базе Историко-культурного центра «Русский парк

Таким образом, исследовательские способности выпускников, приобретенные им в ходе профессиональной подготовки, дают возможность опережать предъявляемые ему работодателем требования и быть востребованным на рынке труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение исследовательской деятельности преподавателя (на примере изучения естествознания)

В широком смысле слова под системным исследованием предметов и явлений окружающего нас мира понимают такой метод, при котором они рассматриваются как части и элементы определенного целостного образова...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ общетехнических дисциплин ВИНОГРАДОВОЙ НЕЛЛИ ВЕНИАМИНОВНЫ

 В.А. Сухомлинский указывал, что «...сильным, опытным становится педагог, который умеет                                                                                                 анализировать св...

Программа стажировки преподавателя экономических дисциплин Шипаевой Л.С.

Программа включает в себя учебный план стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных заведенийХанты-Мансийского автономного округа – Югры по тем...

Формирование мотивации педагогов Хабаровского торгово-экономического техникума к участию в конкурсном движении через работу творческой группы «Исследовательская деятельность преподавателей и студентов»

Участие в различных конкурсах позволяет педагогам проявить себя, развить свои таланты, а также получить определенные преимущества в дальнейшей педагогической и образовательной деятельности. Однако, к...

Участие в заседании областной секции преподавателей экономических дисциплин. Выступление с докладом "Использование социальных сетей в дистанционном обучении"

6 декабря 2018 г. на базе ОБПОУ «КМТ» состоялось заседание областной секции преподавателей экономических дисциплин ПОО Курской области. Семинар-практикум посвящен актуальной проблеме: &laq...

Участие в заседании областной секции преподавателей экономических дисциплин. Внеурочное учебное мероприятие - деловая игра «Мой первый бизнес-план»

6 декабря 2018 г. на базе ОБПОУ «КМТ» состоялось заседание областной секции преподавателей экономических дисциплин ПОО Курской области. Семинар-практикум посвящен актуальной проблеме: &laq...

Проектно – исследовательская деятельность преподавателя и студентов в обучении физики в СПО

Семинар подготовлен для углубления  знания преподавателей и студентов об учебно-исследовательском проекте, об этапах проектно-исследовательской деятельности, о том, как организовать работу на каж...