Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.06. Экономика организации по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
методическая разработка на тему

Липнягова Наталья Адольфовна

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.06. Экономика организации разработаны на основе ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, входящей в укрупненную группу 08.00.00 Техника и технологии строительства. 

Методические указания способствуют формированию у обучающихся системы знаний, практических умений, элементов общих компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Назаровский аграрный техникум им. А.Ф. Вепрева»

        

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОП.06. Экономика организации

специальность  08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

2017 г.


РАССМОТРЕНО

цикловой комиссией

по специальностям СПО

Протокол № _________

  от  «____» ___________    2017 г.

Председатель цикловой комиссии ______________   Н.А. Липнягова

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

_____________ Л.Д. Тарасова

   «____» ___________    2017 г.

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.06. Экономика организации разработаны на основе ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, входящей в укрупненную группу 08.00.00 Техника и технологии строительства.

Организация-разработчик:  КГБПОУ  «Назаровский   аграрный техникум  им. А.Ф. Вепрева»

Разработчик: Липнягова Наталья Адольфовна, преподаватель высшей квалификационной категории  


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка ……………………………………………………………..

4

2.

Структура и содержание внеаудиторной самостоятельной работы …………….

6

2.1.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ……………………………

6

2.2.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы …………………………..

7

3.

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по темам …………………………………………………………………….

9

4.

Рекомендации по освоению учебного материала …………………………………

19

5.

Информационное обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы ……...

22

ПРИЛОЖЕНИЕ А        Образец оформления титульного листа реферата ……………….

23

ПРИЛОЖЕНИЕ В        Образец оформления содержания реферата ..……………………

24

ПРИЛОЖЕНИЕ С        Образец оформления титульного листа сообщения или

                                   доклада………………………………………………………………

25


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОП.06. Экономика организации  способствуют формированию у обучающихся системы знаний, практических умений, элементов общих компетенций.

Дисциплина входит в профессиональный цикл, является общепрофессиональной дисциплиной. Относится к обязательной части ОПОП.

На данную дисциплину отведено 51 максимальных часов вариативной части, в том числе 34 аудиторных часов.

Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке:

Код

Образовательный результат

Уметь:

У1

рассчитывать  по    принятой   методологии   основные     технико-экономические показатели деятельности организации;

У2

оформлять основные документы по регистрации малых предприятий;

У3

составлять и заключать договоры подряда;

У4

использовать   информацию   о   рынке,  определять  товарную  номенклатуру, товародвижение и сбыт;

У5

в соответствии с изменениями влияния внешней или внутренней среды определять направление менеджмента;

У*6

определять экономическую эффективность инвестиций.

Знать:

З1

состав трудовых и финансовых ресурсов организации;

З2

основные фонды и оборотные средства строительной организации, показатели их использования;

З3

основные  технико-экономические   показатели  хозяйственно-финансовой деятельности организации;

З4

механизмы ценообразования на строительную продукцию, формы оплаты труда;

З5

методику разработки бизнес-плана;

З6

содержание основных составляющих общего менеджмента;

З7

методологию и технологию современного менеджмента;

З8

характер тенденций развития современного менеджмента;

З9

требования, предъявляемые к современному менеджеру;

З10

стратегию и тактику маркетинга;

З*11

организационно-правовые формы организаций (предприятий);

З*12

источники финансирования, виды инвестиций, дисконтирование капитала;

З*13

основы  налогообложения организаций (предприятий);

З*14

способы определения подрядчика в сфере строительства.

Формируемые общие компетенции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Формируемые профессиональные компетенции

ПК 2.3

Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и расхода материальных ресурсов.

ПК 3.1

Осуществлять  оперативное  планирование  деятельности  структурных подразделений при проведении строительно-монтажных работ, текущего содержания и реконструкции строительных объектов.

ПК 3.2

Обеспечивать   работу  структурных  подразделений при выполнении производственных задач.

ПК 3.3

Контролировать и оценивать деятельность структурных подразделений.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ОПОП СПО базовой подготовки на основе основного общего образования.

Таблица 1

Вид учебной работы

Объем

часов

в т.ч. по курсам, семестрам

4 курс

7 семестр

4 курс

8 семестр

Максимальная учебная нагрузка (всего)

161

83

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

107

55

52

в том числе:

       практические занятия

36

20

16

       курсовая работа

20

20

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)

54

28

26

в том числе:

изучение нормативных материалов, специальной литературы; написание доклада, реферата, составление конспекта, презентации; поиск информации в сети Интернет; решение задач

54

28

26

Промежуточная аттестация в форме

дифферен

цированный зачет

защита курсовой работы


2.2.        Содержание внеаудиторной самостоятельной работы

Наименование

вопросов темы

Коли-

чество

часов

Формы самостоятельной работы

1

2

3

Тема 1.1. Строительство как отрасль   материального производства

2

Систематическая проработка текстов конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Составление конспекта

Тема 2.1. Правовая    сущность предпринимательства

2

Систематическая проработка текстов конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Составление конспекта

Тема 2.2.

Организационно-правовые формы организаций (предприятий)

2

Систематическая проработка текстов конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Написание реферата, создание презентации

Тема 2.3. Предприятия малого бизнеса

2

Подготовка доклада

Тема 2.4. Порядок создания и регистрации предприятия

4

Написание реферата, создание презентации

Разработка Устава для малого предприятия

Тема 3.1. Основные

составляющие общего менеджмента

4

Подготовка доклада

Написание реферата, создание презентации

Тема 3.3. Бизнес-планирование

4

Создание презентации бизнес-плана

Тема 4.1. Основные производственные фонды организации (предприятия). Нематериальные активы

2

Систематическая проработка текстов конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Подготовка к защите практической работе

Решение задачи

Тема 4.2. Оборотные средства организации (предприятия)

2

Систематическая проработка текстов конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Подготовка к защите практической работе

Решение задачи

Тема 4.3. Трудовые ресурсы организации (предприятия)

4

Систематическая проработка текстов конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Написание реферата, создание презентации

Подготовка к защите практической работе

Решение задачи

Итого за 7 семестр

28

Тема 5.1. Основы ценообразования. Издержки производства и себестоимость продукции

2

Систематическая проработка текстов конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Подготовка к защите практической работе

Решение задачи

Тема 5.2. Прибыль и рентабельность организации (предприятия)

2

Систематическая проработка текстов конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Подготовка к защите практической работе

Решение задачи

Тема 5.3. Инвестиционная деятельность и финансы организации (предприятия)

2

Систематическая проработка текстов конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Подготовка к защите практической работе

Подготовка к устному опросу

Написание реферата, создание презентации

Решение задачи

Тема 5.4. Сущность налогов в условиях рыночной экономики

2

Систематическая проработка текстов конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Написание реферата, создание презентации

Подготовка к защите практической работе

Решение задачи

Тема 6.1.  Способы определения подрядчика в сфере строительства

4

Составление презентации строительной организации

Написание реферата, создание презентации

Курсовая работа

14

Самостоятельное изучение широкого круга вопросов, входящих в тему курсовой работы

Оформление курсовой работы в соответствии с установленными требованиями

Подготовка доклада для защиты курсовой работы.

Итого за 8 семестр

26

Итого

54


3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ

Раздел 1. Строительная отрасль в условиях рынка 

Тема 1.1. Строительство как отрасль   материального производства

Цель: закрепить и  расширить теоретические знания по данной теме.

Образовательный результат:  З3

Вопросы для самопроверки и проверки:

1.  Дайте характеристику строительства как сферы экономики.

2.  Что является продукцией строительной отрасли?

3.  Назовите особенности строительства.

4.  Перечислите этапы в строительном процессе.

5.  Какова роль инвестиций в строительстве?

6.  Кто является субъектами инвестиционной деятельности в строительстве?

Задание: составить конспект по вопросу «Основные участники инвестиционного процесса (инвестор, заказчик, застройщик, подрядчики, проектировщики) в системе капитального строительства и их функции».

Перечень рекомендуемых источников:

Акимов В.В., Герасимова Т.Н., Макарова Т.Н., Мерзляков В.Ф., Огай К.А. Экономика отрасли (строительство). - М.: ИНФРА-М, 2015, с. 5-11

Интернет-ресурсы:

http://www.consultant.ru/document/cons - Правовой сайт КонсультантПлюс

Раздел 2. Организационно-правовые формы организации (предприятия) и основы предпринимательства

Тема 2.1. Правовая сущность предпринимательства

Цель: закрепить и  расширить теоретические знания по данной теме.

Образовательный результат:  З*11

Вопросы для самопроверки и проверки:

1.  В чем состоит предпринимательская деятельность предприятия?

2.  Перечислите виды предпринимательства.

3.  Что входит в понятие «юридическое лицо»?

4.  Перечислите признаки субъектов предпринимательской деятельности.

5.  Назовите функции предпринимательства в условиях рыночной экономики.

Задание: составить конспект по теме «Банкротство (несостоятельность) предприятий».

Инструкция:

1) Изучите ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», используя систему КонсультантПлюс;

2) Раскройте основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:

  • несостоятельность (банкротство);
  • должник;
  • арбитражный управляющий;
  • внешний управляющий;
  • конкурсный управляющий

3) Ознакомьтесь с процедурой банкротства, используя законодательство РФ.

4) Дайте определение следующим понятиям:

  • досудебная санация;
  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

5) Перечислите признаки банкротства

Перечень рекомендуемых источников:

Котерова Н.П. Экономика организации: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014, с. 29-33

Интернет-ресурсы:

http://www.consultant.ru/document/cons - Правовой сайт КонсультантПлюс

Тема 2.2. Организационно-правовые формы организаций (предприятий)

Цель: закрепить и  расширить теоретические знания по данной теме.

Образовательный результат:  З*11

Вопросы для самопроверки и проверки:

1.  Перечислите виды имущественной ответственности учредителя.

2.  Какие виды хозяйственных товариществ и обществ существуют?

3.  Какие коммерческие организации относятся к унитарным предприятиям?

4.  Какие общества относятся к публичным?

5.  Какое юридическое лицо признается корпоративным?

Подготовить реферат, презентацию на темы (по выбору студента):

  • Признаки и классификация юридических лиц
  • Права и обязанности владельцев различных видов акций АО
  • Особенности организации и работы производственных кооперативов

Перечень рекомендуемых источников:

Гражданский кодекс Российской Федерации. Глава 4 «Юридические лица» (в действующей редакции на момент проведения занятий)

Интернет-ресурсы:

http://www.consultant.ru/document/cons - Правовой сайт КонсультантПлюс

Тема 2.3. Предприятия малого бизнеса

Цель: закрепить и систематизировать теоретические знания, полученные в процессе изучения данной темы.

Образовательный результат:  З*11

Вопросы для самопроверки и проверки:

1.  По каким признакам определяются малые, средние, крупные предприятия?

2.  Перечислите преимущества и недостатки малого предприятия.

3.  Назовите субъекты малого бизнеса.

4.  Как вы понимаете государственную поддержку малых предприятий?

5.  Укажите особенности малого бизнеса в строительстве.

Подготовить доклад (по выбору студентов):

  • Понятие «малое предприятие». Критерии отнесения предприятий к категории «малых»
  • Субъекты малого предпринимательства
  • Функции (общественная, экономическая) малого предпринимательства
  • Преимущества и недостатки малого предприятия, малого бизнеса
  • Особенности малого бизнеса в строительной отрасли

Перечень рекомендуемых источников:

Котерова Н.П. Экономика организации: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014, с. 33-40

Интернет-ресурсы:

http://www.consultant.ru/document/cons - Правовой сайт КонсультантПлюс

Тема 2.4. Порядок создания и регистрации предприятия

Цель: закрепить теоретические знания и умения, полученные в процессе изучения данной темы.

Образовательный результат:  З*11, У2

Вопросы для самопроверки и проверки:

1.  Перечислите организационно-правовые формы юридических лиц

2.  Рассмотрите порядок создания и регистрации юридических лиц

3.  Раскройте понятие «уставный капитал».

4.  Перечислите перечень документов, необходимых для регистрации юридических лиц.

5. В течение какого срока регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации юридического лица?

Подготовить реферат, презентацию на темы (по выбору студентов):

  • Порядок предоставления и получения документов, необходимых для регистрации юридического лица
  • Порядок предоставления и получения документов, необходимых для регистрации индивидуального предпринимателя

Задание: разработать Устав для малого предприятия, используя типовой Устав для обществ с ограниченной ответственностью.

Рекомендации по составлению Устава малого предприятия:

1) при разработке Устава для малого необходимо изучить типовой Устав для обществ с ограниченной ответственностью;

2) перечень рекомендуемых источников:

1. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (система КонсультантПлюс)

3. Пелих А.С., Чумаков А.А., Баранников М.М. и др. Организация предпринимательской деятельности, стр. 28-38.

Интернет-ресурсы:

http://www.consultant.ru/document/cons - Правовой сайт КонсультантПлюс

Раздел 3. Менеджмент в строительстве

Тема 3.1. Основные составляющие общего менеджмента

Цель: развивать познавательные способности и активность обучающихся.

Образовательный результат:  З6,  З8, З7, З9

Вопросы для самопроверки и проверки:

1.  Что такое «внутренняя среда организации»?

2.  Какие элементы включает в себя внешняя среда организации?

3. Перечислите  и   охарактеризуйте   организационные    структуры   управления организацией.

4.  Раскройте понятие «менеджмент».

5.  Перечислите типы конфликтов.

6.  Дайте характеристику современному менеджеру.

Подготовить доклад, реферат, презентации к семинару по вопросам (по выбору студентов):

  • Понятия внешней и внутренней среды, их характеристика
  • Структура общего менеджмента
  • Общие тенденции развития общего менеджмента
  • Организационные    структуры   управления организацией
  • Методология и технология современного менеджмента
  • Требования, предъявляемые к современному менеджеру
  • Оптимизация производственной структуры строительной организации

Тема 5.3. Бизнес-планирование

Цель: развивать познавательные способности и активность обучающихся.

Образовательный результат:  З6,  З8, З7, З9

Вопросы для самопроверки и проверки:

1.  Рассмотрите назначение и функции бизнес-плана.

2.  Каков порядок разработки порядок разработки бизнес-плана?

3.  Перечислите типы бизнес-планов.

4.  Какова роль раздела бизнес-плана «Производственный план»?

5.  Раскройте особенности бизнес-планирования в России и за рубежом.

Задание: составить презентацию бизнес-плана.

Инструкция:

1)  определить основные аспекты процесса описания бизнеса;

2) распределить обязанности среди группы по заполнению документа «Бизнес-план»;

3) составить презентацию бизнес-плана (8-10 слайдов).

Обучающимся предлагается работать в группах: учебная группа разбивается на несколько небольших групп – по 5-6 человек. Процесс выполнения работы осуществляется на основе обмена мнений и выбора оптимального пути решения.

Перечень рекомендуемых источников:

1.  Пелих А.С., Чумаков А.А., Баранников М.М. и др. Организация предпринимательской деятельности, стр. 301-311

2. Котерова Н.П. Экономика организации: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014, с. 249-268

3.  Образцы бизнес-планов.

Раздел 4. Экономические ресурсы организации (предприятия)

Тема 4.1. Основные фонды строительной организации. Нематериальные активы

Цель: закрепить теоретические знания и умения, полученные в процессе изучения данной темы.

Образовательный результат:  З2, З3, У1

Вопросы для самопроверки и проверки:

1.  Раскройте понятие «основные средства».

2.  Рассмотрите классификацию основных фондов.

3.  Что относится к показателям движения основных производственных фондов?

4.  Что относится к показателям состояния основных производственных фондов?

5. Какие показатели характеризуют уровень обеспеченности предприятия основными производственными фондами?

6. Какие показатели характеризуют уровень экстенсивности использования основных производственных фондов?

Решить задачу:

Первоначальная стоимость копировальной установки предприятия 24000 руб. Срок эксплуатации 5 лет, годовая норма амортизационных отчислений при ее равномерном начислении 20%. Ликвидационная стоимость копировальной установки 2000 руб. Рассчитайте величины амортизационных отчислений ускоренным методом и результаты расчета представьте в виде таблицы. По результатам расчетов сделайте выводы.

Год

Стоимость на начало года, руб.

Величина амортизационных отчислений, руб.

Начисление амортизации, руб.

Стоимость на конец года, руб.

1

24000

2

3

4

5

Перечень рекомендуемых источников:

Котерова Н.П. Экономика организации: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014, с. 121-142

Тема 4.2. Оборотные средства строительной организации

Цель: закрепить теоретические знания и умения, полученные в процессе изучения данной темы.

Образовательный результат:  З2, З3, У1

Вопросы для самопроверки и проверки:

1. Раскройте понятие «оборотные средства».

2. Что относится к внутренним источникам покрытия потребности в материальных ресурсах?

3.  Перечислите обобщающие показатели эффективности использования материальных ресурсов.

4.  Что характеризует показатель материалоотдачи?

5.  Что относится к производственным запасам?

6.  Как определяется обеспеченность предприятия запасами в днях?

Решить задачу:

Как изменилась оборачиваемость оборотных средств, если предприятие по плану должно было реализовать продукции на сумму 30   млрд.  руб.   за   квартал.   Фактически  реализовано  на  сумму 32 млрд. руб. Норматив оборотных средств — 2,4 млрд. руб.

Перечень рекомендуемых источников:

Котерова Н.П. Экономика организации: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014, с. 142-144

Тема 4.3. Трудовые ресурсы организации (предприятия)

Цель: закрепить теоретические знания и умения, полученные в процессе изучения данной темы.

Образовательный результат:  З3, З4, У1

Вопросы для самопроверки и проверки:

1. Что характеризует коэффициент оборота по приему рабочих?

2. От чего зависит фонд рабочего времени?

3. Как определить среднегодовую выработку продукции одним работающим?

4. Какие показатели, характеризующие интенсивное использование трудовых ресурсов?

5. Как определить изменение трудоемкости, зная темп изменения производительности труда?

6. Перечислите формы и системы заработной платы.

7. Что является важнейшим условием повышения эффективности производства?

Рекомендуемые темы рефератов (по выбору студента):

  • Определение показателей производительности труда
  • Определение заработной платы по различным системам оплаты труда
  • Выявление резервов повышения производительности труда и их влияние на увеличение объема производства и реализации продукции

Решить задачу:

Бригада в составе 23 рабочих выполняла работы разных тарифных разрядов, отработав за месяц 174 ч.

Тарифный разряд

Тарифный коэффициент

Тарифная

ставка

Число

рабочих

2

1,09

22,21

9

3

1,21

7

4

1,35

7

5

1,53

3

Определить:

- средний тарифный разряд работ;

- средний тарифный коэффициент работ;

- часовые тарифные ставки рабочих;

- заработную плату бригады за месяц.

Перечень рекомендуемых источников:

Котерова Н.П. Экономика организации: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014, с. 181-193

Раздел 5. Экономические показатели результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации (предприятия)

Тема 5.1. Основы ценообразования. Издержки производства и

себестоимость продукции

Цель: закрепить теоретические знания и умения, полученные в процессе изучения данной темы.

Образовательный результат:  З3, З4, У1

Вопросы для самопроверки и проверки:

1.  Рассмотрите структуру сметной стоимости строительной продукции.

2.  Укажите формулу расчета сметной стоимости строительно-монтажных работ.

3.  Каким образом рассчитываются прямые затраты?

4.  Что входит в состав накладных расходов?

5.  Что входит в состав производственных ресурсов?

6. Каким образом можно определить потребность в производственных ресурсах для выполнения проектного объема работ?

7.  Как рассчитывается   сметная     стоимость    строительных     материалов, изделий и конструкций?

8.   Рассмотрите порядок определения транспортных расходов.

9.  Что    входит   в   состав   затрат    по   эксплуатации   машин   и механизмов    в сметной стоимости?

10. Каким образом рассчитываются затраты на оплату труда работников строительных организаций?

11.  Рассмотрите порядок определения сметной прибыли.

12.  Перечислите состав затрат, входящих в себестоимость строительной продукции.

Реферат, презентация на тему:

  • Определение себестоимости и структуры себестоимости СМР
  • Особенности ценообразования в строительстве
  • Оптимизация издержек при производстве строительно-монтажных работ
  • Конкуренция на строительном рынке как стимул оптимизации затрат

Решить задачу по вариантам:

Определить сметную стоимость и сметную себестоимость  общестроительных работ кладки стен  из силикатного  кирпича надземной части для строительства жилого дома при условиях:

тыс. руб.

Вариант

Затраты на материалы, изделия, конструкции

Основная заработная плата

Затраты на эксплуатацию машин и механизмов,

всего

в том числе заработная плата обслуживающих машины

1

5657,25

477,58

458,54

77,21

2

5770,40

525,34

504,39

84,93

3

5885,80

535,84

514,48

86,63

4

6003,52

546,56

524,77

88,36

5

6123,59

557,49

535,27

90,13

6

6246,06

568,64

545,97

91,93

7

6370,98

580,02

556,89

93,77

8

6498,40

591,62

568,03

95,65

9

6628,37

603,45

579,39

97,56

10

6760,94

615,52

590,98

99,51

Процентную величину накладных расходов рекомендуется принять укрупненной для жилищного строительства в размере 112% к фонду оплаты труда производственных рабочих (строителей и механизаторов).

Процентную величину сметной прибыли принять  укрупненной для жилищного строительства, то есть на уровне 65% от фонда оплаты труда производственных рабочих.

Перечень рекомендуемых источников:

Акимов В.В., Герасимова Т.Н., Макарова Т.Н., Мерзляков В.Ф., Огай К.А. Экономика отрасли (строительство). - М.: ИНФРА-М, 2015, с. 161-174

Либерман И.А. Техническое нормирование, оплата труда и проектно-сметное дело в строительстве: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012, с. 282-288

Тема 5.2. Прибыль и рентабельность организации (предприятия

Цель: закрепить теоретические знания и умения, полученные в процессе изучения данной темы.

Образовательный результат:  З1, З3, У1

Вопросы для самопроверки и проверки:

1.  Какие показатели отражают финансовый результат деятельности предприятия?

2.  Что представляют собой прочие доходы и расходы предприятия?

3.  От каких факторов зависит прибыль от реализации продукции (работ, услуг)?

4.  Каким образом можно рассчитать рентабельность продаж, продукции, производства?

5.  Перечислите пути увеличения прибыли организации.

Решить задачу:

Себестоимость одного изделия составила 185 руб., а цена 224 руб. Из-за низкого спроса на продукцию предприятие снизило цену до 210 руб. и реализовало 2600 изделий. Рассчитать рентабельность продукции до и после снижения цены и сумму недополученной прибыли предприятием.

Перечень рекомендуемых источников:

Акимов В.В., Герасимова Т.Н., Макарова Т.Н., Мерзляков В.Ф., Огай К.А. Экономика отрасли (строительство). - М.: ИНФРА-М, 2015, с. 174-175

Тема 5.3. Инвестиционная деятельность и финансы организации (предприятия)

Цель: закрепить теоретические знания и умения, полученные в процессе изучения данной темы.

Образовательный результат:  З1,З3, З*12, У*6

Вопросы для подготовки к устному опросу:

1.  Из чего складываются финансовые средства предприятия?

2.  Назовите основные источники финансирования предприятия?

3.  Назовите виды краткосрочных кредитов.

4.  Назовите виды долгосрочных кредитов.

5.  Каковы основные функции финансов?

Вопросы для самопроверки и проверки:

1. Укажите цели, задачи, порядок организации инвестиционно-строительной деятельности.

2.  Рассмотрите особенности ценообразования в строительстве.

3.  Раскройте понятия «инвестиции» и «инвестиционная деятельность».

4.  Что такое срок окупаемости проекта?

5.  Каковы источники привлечения инвестиций?

Рекомендуемые темы рефератов, презентации (по выбору студента):

  • Определение экономической эффективности инвестиций традиционным методом
  • Определение экономической эффективности инвестиций интегральным методом
  • Исследование условий роста инвестиционной активности
  • Причины снижения инвестиционной активности в сфере строительства

Решить задачу:

Сравнить альтернативные проекты (А и В) по данным, приведённым в таблице 3,  и выбрать наиболее эффективный. Ставка дисконта – 20%.

Вариант

Проект

Денежный поток по годам, усл.ед.

0

1

2

3

1

А

-100

50

80

10

В

-100

55

45

52

2

А

-120

60

70

10

В

-120

45

55

60

3

А

-150

70

70

20

В

-150

70

30

20

4

А

-145

80

90

10

В

-145

60

70

80

5

А

-140

80

80

5

В

-140

60

70

90

6

А

-110

60

60

10

В

-110

40

60

80

7

А

-110

50

100

10

В

-110

55

75

52

8

А

-140

80

80

25

В

-140

60

70

110

9

А

-120

80

80

5

В

-120

60

70

90

10

А

-150

90

80

5

В

-150

70

70

90

Перечень рекомендуемых источников:

Котерова Н.П. Экономика организации: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014, с. 157-171, 268-270

Тема 5.4. Сущность налогов в условиях рыночной экономики

Цель: закрепить теоретические знания и умения, полученные в процессе изучения данной темы.

Образовательный результат:  З*13

Вопросы для самопроверки и проверки:

1.  В чем сущность налоговой системы?

2. Перечислите функции налогов и их воздействие на экономическое поведение предприятий.

3.  Что такое налоговая ставка?

4.  Какие федеральные, региональные и местные налоги взимаются с предприятий?

4.  В чем сущность действия упрощенной системы налогообложения?

Рекомендуемые темы рефератов, презентации (по выбору студента):

  • Определение налогооблагаемой базы и суммы налога
  • Упрощенная система налогообложения для малых предприятий в строительном   бизнесе
  • Оптимизация налоговой политики в строительных организациях

Решить задачу:

Объем реализации продукции составил 2000 тыс. руб., полная себестоимость продукции — 1500 тыс. руб., выручка от реализации излишков материалов — 150 тыс. руб.  Предприятием уплачено штрафов на сумму 35 тыс. руб. Определить балансовую и чистую прибыль предприятия (ставка налога на прибыль — 20%).

Перечень рекомендуемых источников:

Акимов В.В., Герасимова Т.Н., Макарова Т.Н., Мерзляков В.Ф., Огай К.А. Экономика отрасли (строительство). - М.: ИНФРА-М, 2015, с. 174-175

Раздел 6. Организация и проведение закупок в строительстве

Тема 6.1.  Способы определения подрядчика в сфере строительства

Цель: закрепить теоретические знания, полученные в процессе изучения данной темы.

Образовательный результат:  З7, З*14

Подготовить  реферат, презентацию по вопросам (по выбору студентов):

  • Структура договора на выполнение субподрядных работ
  • Особенности закупки строительных работ.
  • Организация и проведение конкурсов в сфере строительства.
  • Особенности договора бытового подряда.

Задание: подготовить презентацию строительной фирмы.

Презентация должна включать следующую информацию:

1) наименование строительной организации;

2) юридический адрес;

3) правовая форма;

4) виды деятельности;

5) производственная структура строительной организации;

6) ресурсы (трудовые ресурсы, основные фонды);

7) описание применяемых технологий в строительстве;

8) опыт прошлых лет и т.д.

Перечень рекомендуемых источников:

Акимов В.В., Герасимова Т.Н., Макарова Т.Н., Мерзляков В.Ф., Огай К.А. Экономика отрасли (строительство). - М.: ИНФРА-М, 2015, с. 240-242


5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, общие и профессиональные компетенции. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.

Получив представление об основном содержании темы, необходимо изучить материал с помощью учебника.

Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.

Всю учебную литературу желательно изучать «под конспект». Чтение литературы, не сопровождаемое конспектированием, даже пусть самым кратким – крайне бесполезная работа. Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала.

Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, но пытаться кратко излагать своими словами содержание ответа, при этом максимально его структурируя и используя символы и условные обозначения. Копирование и заучивание неосмысленного текста трудоемко и по большому счету не имеет большой познавательной и практической ценности.

При работе над конспектом обязательно выявляются и отмечаются трудные для самостоятельного изучения вопросы, с которыми уместно обратиться к преподавателю при посещении консультаций, либо в индивидуальном порядке.

При чтении учебной и научной литературы всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Всегда следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости записывать.

При написании учебного конспекта обязательно указывать все прорабатываемые источники, автор, название, дата и место издания, с указанием использованных страниц.

Чтение учебника. Необходимо помнить, что работа с учебником – только начальный этап изучения дисциплины. Учебник ориентирует в основных понятиях и категориях дисциплины, дает частичные сведения об истории их возникновения и включения в научный оборот.

Учебник предназначен не для заучивания, а для ориентации в проблемном поле учебной дисциплины. Из-за краткости изложения в учебнике иногда может оказаться непонятным тот или иной раздел или пункт.

При чтении необходимо выделить основную мысль, представить прочитанное как единое целое. Это легче сделать, если студент при чтении каждого параграфа (раздела) сам себе ответит на вопросы, о чем говорится в данной части текста, чем сказанное подтверждается или поясняется.

Чтение рекомендованной дополнительной научной литературы – это одна из важных частей самостоятельной учебы студента, которая обеспечивает глубокое и прочное усвоение дисциплины. Такое чтение предполагает:

- самостоятельное изучение и конспектирование рекомендованной литературы обычно приводит к знанию ответов на все вопросы, выносимые по теме;

- чтение и конспектирование литературы осуществляется не по принципу «книга за книгой», а «вопрос за вопросом» в соответствии с программой профессионального модуля, при этом выделяются различные подходы к освещению одного и того же вопроса у различных авторов;

- изучение научной литературы должно сопровождаться поиском и фиксацией примеров, иллюстрирующих то или иное теоретическое положение.

Существуют три основные формы записи прочитанного: план, тезисы, конспект.

План – самая короткая форма записи прочитанного. Различают план простой и развернутый. Простой план включает перечень заголовков или вопросов, о которых говорится в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в книге. Развернутый план – это такой план, в котором каждый вопрос разбит на под вопросы.

Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в книге или статье, и являются более полным раскрытием плана.

Конспект – это сжатое логически связанное изложение прочитанного. В конспекте помещаются не только главные положения книги, но и аргументы (цифры, примеры, таблицы и т.д.).

Написание рефератов – это творческая работа, предусмотренная программой дисциплины. Подготовить реферат следует после изучения основной и дополнительной литературы, Интернет-ресуров, рекомендуемые для выполнения самостоятельной работы.

Реферат должен быть оформлен на листах формата А4 и содержать:

  • титульный лист, оформление которого представлено в приложении А;
  • содержание, оформление которого представлено в приложении В;
  • список литературы.

Реферат должен состоять из:

  • введения, в котором необходимо указать актуальность и значимость данного вопроса;
  • основной части, в которой раскрывается сущность данного реферата;
  • заключения, в котором нужно сделать выводы по представленному реферату.

Реферат должен быть объемом 12-14 страниц (шрифтом 14 пт в 1,5 интервала) и оценивается по следующим критериям:

  • качество;
  • степень самостоятельности студента и проявленную инициативу;
  • связность, логичность и грамотность составления;
  • оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.

Порядок защиты рефератов:

1) согласовать индивидуально с преподавателем сроки защиты;

2) подготовить тезисное выступление на 5-7 минут;

3) ответить на вопросы преподавателя или оппонента.

По желанию студент при защите реферата можно пользоваться подготовленной заранее мультимедиа-презентацией, что дает возможность студентам быть более выразительным, убедительным в собственных знаниях.

Доклад - это  сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы. 

Тема доклада  должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме занятия. Выступление с докладом должно быть не более 5 минут.

Доклад должен состоять из трех частей: вступление, основная часть  и заключение. Образец титульного листа представлен в приложении С.

Подготовка мультимедиа-презентаций - представляет собой демонстрацию отдельных слайдов. Мультимедийные презентации студенты могут использовать на семинарском занятии при демонстрации собственного доклада, а также при подготовке сообщений.

В каждой презентации обязательно должен присутствовать титульный слайд, содержащий следующие пункты: название темы, фамилия, имя, отчество студента и преподавателя. Слайд со списком использованной литературы может быть представлен сразу после титульной страницы или же в конце творческой работы. Следует учесть важность и целесообразность включения в работу содержания (плана) представленной темы. Составляя мультимедийную презентацию необходимо принимать во внимание, что информация воспринимается лучше, если с правой стороны представлен текст, а с левой – иллюстрация. Для более интересного представления материала желательно использовать возможности компьютерной анимации. Если информация разделена на пункты, то каждый пункт должен появляться по щелчку, отдельно. Но и злоупотреблять различными анимационными эффектами тоже не рекомендуется, так как они будут отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Каждый слайд должен нести в себе полную, и в то же время максимально переработанную и сокращенную информацию. Необходимо употребление рубленого шрифта (к примеру, разные варианты Arial либо Tahoma), причем размер шрифта должен быть достаточно большим – 35-60 пунктов и более для заголовков и 25-60 пунктов для основного текста. Предпочтительно не пользоваться курсивом либо с шрифтами с засечками, так как при этом время от времени восприятие текста ухудшается. Принципиально подбирать правильное сочетание цветов для фона и шрифта (они обязаны контрастировать). Слайды не нужно перегружать ни текстом, ни картинками, также их не должно быть много, так как они будут очень быстро изменяться, и времени для записи у слушателей не останется.

Защита практических работ производится по каждой работе в отдельности в виде индивидуального собеседования с каждым студентом по теоретической и практической частям выполненной работы, а также по данным и результатам оформленного отчета. Ответы на поставленные вопросы студент дает в устной форме.


   5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основные источники:

1. Акимов В.В., Герасимова Т.Н., Макарова Т.Н., Мерзляков В.Ф., Огай К.А. Экономика отрасли (строительство). - М.: ИНФРА-М, 2015.

2. Котерова Н.П. Экономика организации: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

3.        Либерман И.А. Техническое нормирование, оплата труда и проектно-сметное дело в строительстве: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012.

Дополнительные источники:

Нормативно-законодательные акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2. (в действующей редакции на момент проведения занятий)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1, 2. (в действующей редакции на момент проведения занятий)

3.        Постановление Правительства РФ «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» от 05.03.2007 № 145

4.        Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденная постановлением Госстроя России от 05.03.2004 №15/1

5.         ГСН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений»

6.         ГСН 81-05-02-2007 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время»

Интернет-ресурсы:

1. http://www.consultant.ru/document/cons - Правовой сайт КонсультантПлюс

2.

http://uchebnik.biz/book/584-yekonomika-stroitelstva.html

3. https://www.youtube.com/playlist?list=PLHt3AFdwFR0L014VqiUwn7t7HqEmcub90

4. www.zakupki.gov.ru

5. http://www.rusmeta.com/vidsmet.htm#z9

6. http://krasnoyarsk.grandsmeta.ru

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Образец оформления титульного листа реферата

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Назаровский аграрный техникум им. А.Ф. Вепрева»

Отделение очное

Специальность 08.02.01

Группа С-401

 

РЕФЕРАТ

Тема: Особенности ценообразования в строительстве

Выполнил: Петров А.С.

Приняла:    Липнягова Н.А.

2017 г.


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Образец оформления содержания реферата

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………....

5

1 Общие сведения и характеристика предприятия ……………………....

7

  1.1 История создания и развития предприятия ..…………………..

7

1.2 Основные виды деятельности .……..……………………………....

8

1.3 Номенклатура выпускаемой продукции ..……….………………...

9

2 Анализ объемов инвестиционной деятельности ………………………

10

2.1 Задачи анализа …………………………………………………......

16

      2.2 Ретроспективная оценка эффективности реальных

инвестиций ………………………………………………………....

18

2.3 Анализ эффективности финансовых вложений ………..……….

19

Заключение …………………………………………………………………

22

Список использованных источников …………………………………......

24

Приложение А


ПРИЛОЖЕНИЕ С

Образец оформления титульного листа сообщения или доклада

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Назаровский аграрный техникум им. А.Ф. Вепрева»

Отделение очное

Специальность 08.02.01

Группа С-401

 

ДОКЛАД

Тема: Методика определения сметной прибыли

Выполнил: Петров А.С.

Приняла:    Липнягова Н.А.

2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 34.02.01. "Сестринское дело"

Методические указания разработаны с учетом требований ФГОС СПО, локально-нормативными актами КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский колледж», рабочей программой дисциплины   и содержат переч...

Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Инженерная графика для специальности 08.02.01 строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Рабочая программа разработана на основе ФГОС СПО по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений  на 210 часов максимальной нагрузки....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОДБ. 02 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины  ОДБ. 02 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК  для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и  сооружений»...

Рабочая программа по дисциплине "Экономика организации" для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и...

Рабочая программа по дисциплине "Экономика организации" для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП. 02 Психология для студентов специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплинеОП.02 Психология для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование  составлены в соотв...