Особенности использования проектного метода при обучении студентов СПО специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
статья на тему

Аннотация: В статье рассматривается использование проектого метода при написании исследовательской работы обучающимися по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Ключевые слова: проектный метод обучения, организация учебно- познавательной деятельности, СПО, специальность "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_arhipova_n.i.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности использования проектного метода при обучении студентов СПО специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Архипова Н.И. преподаватель

Чебоксарского экономико-технологического колледжа

Актуальность реализации проектного метода обучения через проектно-целевой подход для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью его интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.

Организация учебно-познавательной деятельности предполагает обеспечение условий, необходимых для подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих одновременно обширным общеобразовательным кругозором. Реализации этой задачи способствует проектный метод обучения, позволяющий студентам специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» формировать свой интеллектуальный уровень параллельно с практическим овладением профессиональными навыками.

Выпускники курса «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» должны обладать объемом теоретических знаний и практических навыков, необходимых и достаточных для успешного трудоустройства и работы бухгалтером в организациях любых отраслей и форм собственности.

В основе любой образовательной технологии, любого подхода к преподаванию той или иной учебной дисциплины лежит определенная цель. Вслед за выделением педагогической цели определяются методы и средства, а также само содержание обучения.

Цели обучения реализуются через обучающие, развивающие и воспитывающие задачи.

Эффективность педагогического процесса определяется тем, насколько целевой этап соответствует результативному этапу.

В качестве методического решения этого вопроса можно предложить использование проектно-целевого подхода в обучении.

При реализации проектно-целевого подхода необходимо выделить навык, обязательный для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности студентов и имеющий определяющее значение - навык самостоятельной работы и, в первую очередь, самостоятельной работы с законодательством. Овладение этим навыком для студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» обязательно.

Умение студентов должно проявиться в использовании ими системы знаний о принципах бухгалтерского учета для управления бизнесом, решении вопросов оценки, учетной регистрации и накоплении информации финансового характера с целью последующей ее оценки и анализа.

Следующая педагогическая цель - развитие творческих способностей учащихся или способностей к нестандартному мышлению достигается не содержанием учебного процесса, а его методами, в т.ч. проектным.

Основными препятствиями для развития творческого мышления являются страх и закомплексованность. Первое препятствие решается дидактическими средствами в процессе педагогического общения. Результат второго зависит от успешности достижения еще одной педагогической цели - формирования эффективных способов умственных действий студентов, которая может быть решена за счет увеличения самостоятельности студентов при разрешении проблемных ситуаций, что не только влияет на эффективность усвоения знания, но и формирует активную познавательную деятельность.

Отсюда следует необходимость и еще одной педагогической цели - формирование самоуправляемых механизмов личности, т. е. создание предпосылки для сознательного профессионального и интеллектуального роста обучающихся. Средства для этого в преподавании бухгалтерского учета следующие: воспитание самостоятельности и инициативности дидактическими методами и формирование внутренней мотивации студентов.

К проектам в области бухгалтерского учета можно отнести:

- научные исследования и разработки, которые способствуют развитию бухгалтерской науки как предмета.

- те же самые научные исследования, но с уклоном на совершенствование процессов образования.

- научно-исследовательская работа студентов.

В процессе инновационного изучения дисциплины «Бухгалтерский учет» преподаватель, как и прежде, выступает как ведущее звено, но при этом является не только носителем информации и показателем знаний, но и способствует становлению качественного бухгалтера-профессионала.

Научно - исследовательским проектом у студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» является выполнение выпускной квалификационной работы (далее ВКР).

ВКР – это законченное теоретико-практическое исследование одной из актуальных экономических проблем. Она должна содержать научный анализ действующего законодательства и научно-методической литературы, а также фактических материалов, собранных выпускником лично за период производственной практики. Работа должна содержать самостоятельные научно-обоснованные выводы и предложения, вытекающие из материала исследования. Задачи ВКР определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели (таблица 3).

Таблица 3 - Основные этапы выполнения проекта (выпускной квалификационной работы)

Этапы работы над проектом

Содержание работы на каждом этапе

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Подготовка

Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы, формулирование гипотезы

Обсуждают предмет исследования, уточняют информацию, обсуждают задание, определяют цели

Знакомит со смыслом проектного подхода, мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает

Планирование

Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов

Формируют задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха, вырабатывают план действий

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает

Исследование

Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности

Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование

Наблюдает, консультирует, косвенно руководит деятельностью студентов

Обработка полученных результатов и построение аргументации

Анализ информации, формулиование выводов, выполнение проекта

Сопоставляют полученную информацию. Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект

Наблюдает, советует

Представление

Представление результатов в форме устного отчета, доклада с демонстрацией иллюстративных материалов, выполненной письиенной работы

Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Слушает и задает целесообразные вопросы или выступает в роли рядового участника

Оценка выполненной работы

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели

Участвуют в самоанализе проекта и самооценке

Оценивает усилия студентов, их креативность, качество использования источников, потенциал продолжения работы, качество работы

Комплексное использование положений выпускной работы, системы и технологии проектного обучения позволяет обеспечить устойчивое развитие творческого потенциала студентов.

Поскольку бухгалтерский учет строго регламентирован, проектно-целевой подход в ходе реализации проектного метода можно использовать в определенных темах:

1. В разработке учетной политики организации.

2. В разработке системы налогообложени.

3. В разработке методик аудиторской проверки.

Таким образом, проектно-целевой подход применяется при изучении тех разделов учета, где есть варианты ведения бухгалтерского учета, налогообложения методик проведения аудиторской проверки по разделам учета.

Для этого большое внимание необходимо уделять не заучиванию общеобразовательных программ и автоматическому приобретению знаний и опыта (оба имеют способность к быстрому старению, что может тормозить работу специалиста), а росту творческого потенциала любого студента, а также умению рассчитывать нестандартные задачи или проблемы, связанные с принятием правильных управленческих решений.

Проектное обучение способствует развитию творческого мышления и навыков самостоятельной работы. Выполняя проекты, студенты развивают навыки мышления, учатся искать информацию, анализировать, экспериментировать, принимать решения, работать самостоятельно и в группах. Благодаря этому методу развиваются творческие, активные, всесторонне развитые личности, способные обучаться самостоятельно.

Проектирование помогает студентам осознать роль знаний в жизни и обучении - знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании.

Здесь велика роль педагога, который должен помочь учащимся понять смысл проектирования, выделить общее в отдельных его аспектах по разным предметам, идентифицировать проектные умения, наиболее востребованные это практико-ориентированные проекты, содержание которых связано с осваиваемой специальностью «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Если студент сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в профессиональной деятельности он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Таким образом, раскрыта сущность проектного метода обучения студентов, теоретически обосновано и изучено влияние проектно-целевого подхода на развитие творческого потенциала обучающихся колледжа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Концепция Федеральной целевой Программы развития образования на 2016–2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
  3. Васильев, В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации [Текст]/В. Васильев//Народное образование. - 2008. - №9. - С. 177-180.
  4. Взятышев, В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании [Текст]/В.Ф. Взятышев//Инновационное образование и инженерное творчество. - М.: Ассоциация НТТ «Эвристика», 1995.
  5. Гребенюк, О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профучилищ [Текст]/О.С. Гребенюк. - М.: Педагогика, 1985.- 156 с.
  6. Голышев, И. Г. Проектно-целевой подход к управлению интеграцией профессионального образования и производства в регионе // Среднее профессиональное образование. — 2011, № 11. — С. 7–10.
  7. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]/В.В. Гузеев//Директор школы. - 1996. - № 6.- С. 39-47.
  8. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст]/В.В. Гузеев. М.: Народное образование, 2000. - 240 с.
  9. Даниленкова, Г. Г. Педагогическое проектирование учебного процесса [Текст]/Г.Г. Даниленкова//Сб. научн. ст./Калинингр. ун-т. - 2008. - С. 25-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к междисциплинарному экзамену по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям("

Хотя междисциплинарный экзаме ушел в прошлое, вопросы и задания вполне можно использовать при проведении самостоятельных работ и на опросах студентов....

Методические указания к междисциплинарному экзамену по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям("

Хотя междисциплинарный экзаме ушел в прошлое, вопросы и задания вполне можно использовать при проведении самостоятельных работ и на опросах студентов....

Из опыта работы по развитию критического мышления у студентов в процессе изучения дисциплин и профессиональных модулей по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

В статье описаны способы и приемы технологии развития критического мышления, используемые на уроках в СПО. Представлены такие приемы работы с теоретическим метариалом, инструкциями и положениями, как ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Для специальности: "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", СПО, 2015 год

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВДля специальностей социально-экономического профиля среднего профессионального образованиябазовой подготовки на базе основного о...

Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине: «Экономика организации» для обучающихся по специальностям: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), Технология машиностроения

Методические рекомендации предназначены для решения задач профессиональной и социальной адаптации обучающихся, обретения навыков самостоятельных экономических решений, связанных с выполнением роли пот...