Методическая разработка урока "Использование мотивационных механизмов"
методическая разработка на тему

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "Основы менеджмента" по теме "Использование мотивационных механизмов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx33.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Қазтұтынуодағы Қостанай жоғары экономикалық колледжі» мекемесі

Учреждение «Костанайский высший экономический колледж Казпотребсоюза»

Сабақтың әдістемелік әзірлемесі

Методическая разработка урока

Тақырып:

Тема: «Использование мотивационных механизмов»

Пәні бойынша:

По дисциплине: «Основы менеджмента»

Мамандығы бойынша:

По специальности: 0518000  Учет и аудит

Құрастырған оқытушы:

Составил преподаватель: Бекетова А.С.

Есеп-қаржы және экономикалық пәндер

циклдық (пәндік)

комиссияның отырысында қаралды

Рассмотрено на заседании цикловой

(предметной) комиссии учетно-финансовых

и экономических дисциплин

Хаттама №__«__»____________20__г.

Протокол №___«__»__________20__г.

Циклдық комиссияның төрағасы:

Председатель цикловой комиссии:

______________________А.С.Бекетова

Қостанай қ.

План

  1. Введение………………………………………………………………………………… 3
  2. План занятия……………………………………………………………………………. 4
  3. Содержание урока………………………………………………………………….…….5
  4. Ход урока………………………………………………………………………………   6
  5. Заключение……………………………………………………………………….………8
  6. Список литературы…………………………………………………………………….  8

Введение

Эффективная работа организаций и выполнение поставленных задач, невозможны без использования функций менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля.

Результат каждой функции зависит от эффективного управления топ менеджера.

Мотивационные аспекты в современном менеджменте приобретают все большее значение. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опираться система стимулирования. Для мотивации сотрудников предприятия сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения.  Проблема мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. В настоящее время во всем мире серьезно меняется отношение к главной производительной силе общества - человеку труда. Роль человека в процессе экономического развития постоянно растет. Он остается мерой вещей, главной действующей силой и основным действующим лицом прогресса. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим совершенствуются отношения между руководителями организаций, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации. Меняется и отношение к персоналу организаций, так как социальная направленность экономических реформ поворачивает их лицом к человеку, коллективу предприятий.

Таким образом, человек осуществляет определенные действия под давлением на него различных внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность последних, именуемая мотивацией, вызывает у разных людей далеко не одинаковую реакцию. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

Сабақ жоспары / План занятия №13

Мамандік /Специальность: №0518000 Учет и аудит

Пән/Дисциплина: Основы менеджмента

Топ /Группа:

Күн / Дата:

Тақырып /Тема:    Использование мотивационных механизмов

Сабақтың түрі /Тип урока: практическое занятие

Сабақтыңмақсаттары /Цели:

Білімділігі /Образовательные: обеспечить практическое применение основных понятий: потребность, мотивация, содержательные и процессуальные теории мотивации, стимул, моральная и материальная мотивация; сформировать у обучающихся умения различать теории мотивации; способствовать повышению уровня подготовленности обучающихся к профессиональной деятельности.

Дамыту /Развивающие: развивать  познавательную самостоятельность,  профессиональное  мышление, внимание, творческие способности, способности познавать себя и других людей.

Тәрбиелеу /Воспитательные: способствовать формированию  у обучающихся интереса к изучаемой дисциплине и к будущей профессии,  чувства ответственности.

Әдістемелік / Методические:  показать приемы активизации и интенсификации деятельности обучающихся в практическом применении новой темы.

Біліктілік талаптары / Квалификационные требования:

Білу керек / Должен знать: теории мотивации, их сущность, характерные черты.

Істепүйрену /Должны уметь:  уметь  применять теории мотивации

Жұмыс орны /Рабочее место: учебная аудитория

Үлестірімді құралдар /Раздаточный материал: ОК «Мотивация персонала»

Әдебиет/Литература: А.М.Сергеев, И.А.Иванова Теория менеджмента, с.194; Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол - Путь в будущее»

Пәнаралық /Межпредметные связи: Основы экономики, Основы философии, Культурология.

Сабақтың барысы

Содержание занятия

Кезеңдері

Этапы

Уақыт

Время

1.Организационная  часть

2 мин

2. Целеполагание и мотивация учебной деятельности.

5 мин

3. Актуализация знаний и умений (инструктаж).

6 мин

Этап применения знаний и способов деятельности.

60 мин

Подведение итогов. Рефлексия

5 мин

Выдача домашнего задания. Инструктаж по его выполнению

2 мин

Сабақтың барысы

Ход урока

Оқытушының іс әрекеті

Деятельность преподавателя

Окушының іс әрекеті

Деятельность обучающегося

1.Организационный момент.

Преподаватель приветствует обучающихся, проверяет готовность аудитории и обучающихся к занятию, отмечает отсутствующих

Приветствуют  преподавателя. Подают рапортичку

2. Целеполагание и мотивация учебной деятельности.

Сообщает цель урока, мотивирует обучающихся на продуктивную работу

Записывают тему практической работы

3. Актуализация знаний и умений (инструктаж).

Преподаватель знакомит с заданием практической работы.

Знакомятся с заданием практической работы

Этап применения знаний и способов деятельности.

Наблюдает за деятельностью обучающихся, по необходимости консультирует, направляет, координирует деятельность обучающихся

Применяют знания и способы деятельности при решении заданий практической работы

Подведение итогов. Рефлексия

Обобщение результатов работы.

Оценка деятельности обучающихся на уроке. Обращает внимание обучающихся на достижение цели урока. Предлагает оценить результаты деятельности на уроке

Убеждаются в достижении цели урока, анализируют результаты своей деятельности, оценивают свою работу. Приходят к выводу, что…Осмысление своих действий, поведения и эмоционального состояния на данном уроке.Отвечают  на вопросы

Выдача домашнего задания. Инструктаж по его выполнению

Слушают, записывают

Практическая работа № 3

Тема: Использование мотивационных механизмов

Цель занятая: развитие способностей в области анализа источников возникновения проблем с целью правильной и своевременной мотивации сотрудников, решения конфликтных ситуаций и повышения эффективности работы сотрудников.

Задание. Проанализируйте предложенные ситуации, сложившиеся на фирме, обоснуйте причины и источники их возникновения (явные и неявные) и предложите способы мотивации сотрудников с целью устранения конфликтной ситуации с максимальной пользой для фирмы. Причины возникновения выбранных Вами ситуаций сформулируйте сами. В связи с этим результаты решений данных ситуаций будут различаться.

Анализ ситуации проведите по предложенной схеме мотивационного процесса.

Ситуации

1. Из офиса генерального директора происходит утечка информации конкуренту.

2. В организации работают преимущественно женщины, межличностные отношения напряжены.

3. Молодые сотрудники постоянно участвуют в проектах НИР на стороне.

4. На генерального директора постоянно поступают анонимки в адрес руководства корпорации.

5. Работники крупной корпорации противятся слиянию с другой крупной компанией.

Схема мотивационного процесса

1. Анализ ситуации:

• место сложившейся ситуации (фирма, рабочее место);

• участники ситуации (взаимосвязи, кандидатуры).

2. Определение проблемы:

• формулирование проблемы;

• причины и мотивы,

3. Постановка целей мотивации.

4. Планирование мотивации работника (работников):

• выявление потребностей;

• определение иерархии потребностей;

• анализ изменения потребностей;

• «потребности — стимулы»;

• стратегия, способ мотивации.

5. Осуществление мотивации:

• создание условий, отвечающих потребностям;

• обеспечение вознаграждения за результаты;

• создание уверенности в возможности достижения цели;

• создание впечатления от ценности вознаграждения.

6. Управление мотивацией:

• контроль за ходом мотивационного процесса;

• сравнение полученных результатов с требуемыми;

• корректировка стимулов.

Литература:

Попова А.А. Менеджмент. Практикум, Р-на-Д, 2008, с.106

Казначевская Г.Б. Менеджмент. Р-на-Д, 2000, с.150

Рубцова Л.И.Основы менеджмента в торговле, Р-на-Д, 2006, с.206

Рефлексия:

Предлагаю оценить вас вашу работу на уроке, продолжив фразу и ответив на вопрос:

1.Я выяснил(а) для себя…

2. Уверен (а), что тема урока...

3.Я смогу использовать в своей будущей профессии….

4. Как тема урока может мне пригодиться в профессиональной деятельности?

Выставление оценок.

                Выдача домашнего задания:  А.М.Сергеев, И.А.Иванова Теория менеджмента, с.194; Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол - Путь в будущее»

Заключение

Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения выдвигают новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.

На основе обобщения теоретических и методологических позиций в отношении мотивации труда показано, что необходимо различать понятия «мотивация» и «стимулы». Учеными, работающими в области управления, разработано множество теорий мотивации внутри организации. Говоря о мотивации, нужно констатировать, что нет какого-то одного «лучшего» ее способа. У людей множество разнообразных потребностей и целей. Они по-разному ведут себя, стремясь достичь своих целей. То, что приемлемо для одного человека, может абсолютно не подойти для другого. Это лишний раз подтверждает, что на практике осуществлять эту важнейшую управленческую функцию очень непросто. Труд менеджера в рамках этой функции осуществляется в таких направлениях: работа по совершенствованию материального вознаграждения сотрудников (материальное стимулирование); разработка и осуществление систем и мер моральных стимулов к труду; создание условий привлекательности, интересности труда, эстетичности трудового места и трудовых операций; гарантирование занятости, деловой карьеры, возможностей повышения квалификации и т.д.

Менеджер, помимо этого, должен оценить степень трудового участия каждого сотрудника или группы. Менеджеру, занятому разработкой мотивации труда, важно знать личные и общественные интересы сотрудников, мотивационную структуру человеческого поведения; знать, к каким последствиям могут привести вводимые им меры. Важно, чтобы любое решение в сфере мотивации труда было гласным, известно из первых рук, понятно и правильно, даже если на первых порах это решение ущемляет чьи-либо интересы.

Список литературы

  1. Алиев, В.Г. Теория организации: Учебник. / В.Г. Алиев - Москва: Изд-во Экономика 2007. – 431 с.
  2. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник. / О.С. Виханский, А.И. Наумов - Москва: Изд-во Экономистъ, 2008. – 670с .
  3. Казначевская Г.Б. Менеджмент, Р-на-Д, с.220;
  4. Косьмин А.Д., Н.В.Свинтицкий, Е.А.Косьмина Менеджмент, с.157
  5. Мильнер, Б.З. Теория организации: Учебник. / Б.З. Мильнер - Москва: Изд-во Инфра-М, 2008. – 864 с.
  6. Попова А.А. Менеджмент. Практикум, Р-на-Д, 2008, с.106
  7. Райченко, А.В. Общий менеджмент: Учебник. / А.В. Райченко - Москва: Изд-во Инфра-М, 2009. – 384 с.
  8. Рогожин, С.В. и Рогожина, Т.В. Теория организации: Учебник. / С.В. Рогожин и Т.В.Рогожина - Москва: Изд-во Экзамен 2008. – 427 с.
  9. Рубцова Л.И.Основы менеджмента в торговле, Р-на-Д, 2006, с.206
  10. Сергеев А.М., И.А.Иванова Теория менеджмента, с.194;

Оқытушы / Преподаватель  Бекетова А.С.____________

Ф ҚҚЭК 703-12-09

Ф КЭКК 703-12-09    

Оқу - әдістемелік материалдар.

Учебно-методические материалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему: "Машины и механизмы для обработки мяса и рыбы. Фаршемешалки: назначение, виды , устройство, принцип работы, правила безопасной эксплуатации." по предмету «Оборудование предприятий питания»

    Урок разработан для студентов по профессии  "Повар, кондитер" на тему: "Машины и механизмы для обработки мяса и рыбы. Фаршемешалки: назначение, виды , устройство, принцип раб...

Методическая разработка открытого урока тема: "Спрос и предложение. Рыночный механизм"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Спрос и предложение. Рыночный механизм". по дисциплине: "Экономическая теория" для специальности: 03.47.02 "Документационное ...

Методическая разработка урока производственного обучения по теме «Техническое обслуживание и ремонт Кривошипно-шатунного механизма"

Студент - это не сосуд, который надо заполнять знаниями, а факел, который нужно зажечь.Л. Арцимович...

Методическая разработка открытого урока "Механизмы конструктивного общения"

Методическая разработка открытого урока "Механизмы конструктивного общения"...

Методическая разработка Занятия по учебной практике по теме «Разборка, сборка и выявление неисправностей газораспределительного механизма ДВС»

Методическая разработка Занятия по учебной практике по теме «Разборка, сборка и выявление неисправностей газораспределительного механизма ДВС»...