МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия МДК 2.1.3 Сестринский уход при инфекционных заболеваниях Специальности 34.02.01. Сестринское дело Тема: Кишечные инфекции: возбудители, их свойства, пути и механизмы передачи инфекции, клинические прояв
методическая разработка

учебно-методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_dlya_sester_po_kishechnym_infektsiyam.doc458 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Самарский медицинский колледж им.Н. Ляпиной»

 Филиал «Борский»

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

практического занятия

МДК 2.1.3 Сестринский уход при инфекционных заболеваниях

        Специальности 34.02.01. Сестринское дело

Тема:  Кишечные инфекции: возбудители, их свойства, пути и механизмы передачи инфекции, клинические проявления у людей разного возраста, осложнения, диагностика, лечение, сестринский уход при них, профилактика, мероприятия в очаге.

                                                          2019г

Рассмотрена и одобрена        Рассмотрена и утверждена         на заседании методического                  совета

Цикловой методической комиссией        Протокол №______

ОП и СД        «____» ___________2019г

Протокол №_____

        Председатель_/Рахматуллина/         

«____» __________2019г

Председатель ________/Рахматуллина З.Р/

Составитель:

Зенин А.А  преподаватель специальных дисциплин

Первой квалификационной категории

ГБПОУ «СМК им Н. Ляпиной» Филиал «Борский»       

Аннотация

Методическое руководство занятия по теме «Кишечные инфекции: возбудители, их свойства, пути и механизмы передачи инфекции, клинические проявления у людей разного возраста, осложнения, диагностика, лечение, сестринский уход при них, профилактика, мероприятия в очаге»

По МДК 2.1.3 Сестринский уход при инфекционных заболеваниях Специальности 34.02.01. Сестринское дело

  предназначено для проведения практического  занятия у обучающихся по специальностям 34.02.01 Сестринское дело. В данной разработке раскрываются основные способы и средства проведения практического занятия на деятельностной основе, а также организация самостоятельной работы студентов на занятии.

Учебно - методическое пособие  выполнено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело


Содержание

1.Актуальность темы --------------------------------------------------------------                                        

2.Методическая разработка для преподавателя -----------------------------

3.Методическая разработка для студентов-------------------------------------

4.Тестовые задания  ( приложение №1 )----------------------------------------

5.Ситуационные задачи  ( приложение №2)-----------------------------------

6.Раздаточный материал ----------------------------------------------------------

 7.Блок информации для студентов----------------------------------------------

 8. Алгоритмы------------------------------------------------------------------------


                                         Актуальность

Острые кишечные инфекции, имея повсеместное распространение, занимают весомую долю в инфекционной патологии, нередко сопровождаясь неблагоприятными исходами. И стабильно удерживают второе, после инфекций дыхательных путей, место в структуре всей инфекционной заболевае6мости в мире. Несмотря на постоянное совершенствование технологий в пищевой промышленности, таких как: развитие системы быстрого питания, культура употребления бутилированной воды, наличие в пищевых продуктах добавок, предотвращающих контаминацию продуктов питания и увеличивающих срок их годности, использование новых видов упаковок для готовых пищевых продуктов, которые во многом облегчили жизнь людей, риск развития острых кишечных инфекций не снизился ввиду таких современных социальных факторов, как интенсивно развивающийся туризм, экспорт и импорт продуктов питания, а также глобальное ухудшение экологической ситуации и усиливающегося антропогенного загрязнения окружающей среды и происходящие в результате этого негативные изменения иммунных сил организма человека, а также патогенных свойств возбудителей.

В связи с этим, большая роль в лечении и уходе за пациентами с острыми кишечными инфекциями отводится медицинской сестре, которой необходимо обладать знаниями и умениями не только по общей эпидемиологии кишечных инфекций, но и особенностями ухода за различными нозологическими формами.


Методическая разработка для преподавателя

Тема: Кишечные инфекции: возбудители, их свойства, пути и механизмы передачи инфекции, клинические проявления у людей разного возраста, осложнения, диагностика, лечение, сестринский уход при них, профилактика, мероприятия в очаге

Количество часов: 6

Вид занятия: практическое

Цели  проведения  занятия: Учебные цели: Освоить особенности ухода при различных кишечных инфекциях.

Развивающие цели:

-способствовать развитию логического и клинического мышления у студентов,

научить выделять главные симптомы заболевания, сопоставлять факты и события, уметь сравнивать, обобщать, анализировать и понимать значение микросимптомов;

Воспитательные цели:

-воспитать чуткое, бережное отношение к больным, чувство ответственности перед обществом.

- рассмотреть деонтологические   аспекты поведения медсестры при общении с пациентом

Методические цели:

_- оптимизация учебного процесса

 - использование различных методов обучения, в том числе и мультимедиа

Цель учебной темы:

Задачи:

1.Изучить общую эпидемиологию, механизмы и пути передачи острых кишечных инфекций.

2.Изучить особенности ухода при различных кишечных инфекциях.

3.Решить ситуационные задачи, используя предлагаемый материал. Провести самооценку знаний по эталонам решения задач.

Профессиональные  компетенции:

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК 1.6. Проводить диагностику смерти.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного  развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Оснащение занятия: плакаты, истории болезни, листы назначений, сестринские истории болезни, фонендоскоп, тонометр, бланки направлений

Место проведения занятия: учебная комната в инфекционном отделении

Использованная литература:

1. Учебник «Сестринское дело при инфекционных заболеваниях» В.А. Малов Москва 2001г.

2. Учебник «Инфекционные  болезни» Н.Д. Ющук, Н.В. Астафьева Москва 2000г.

3. Руководство по инфекционным болезням под редакцией проф. В.Н. Покровского Москва 1977г

4. Монография «Неотложные состояния у инфекционных больных» С.Н. Соринсон Медицина 1990г.

Интеграция темы:

Истоки: Анатомия и физиология – раздел: «Строение и функция мочевыделительной системы»

Выход: - практическая деятельность

хронометраж

План проведения практического занятия

Название этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время

1.Организационный момент

Отметка присутствующих.

Распределение по

 рабочим местам

Подготовка к работе

5 мин

2.Вводное слово

 преподавателя

Формулировка  темы и цели занятия

Активация мыслительной деятельности

5 мин

3. Контроль исходного уровня знаний

Студенты отвечают на тестовые задания(приложение№1)

Проверка готовности студентов к занятию

10 мин

4.Самостоятельная работа студентов

Курация больных, заполнение сестринской истории болезни, заполнение экстренного извещения, работа с листом назначения, выписка направлений на серологическое исследование.

Отработка навыков манипуляций, выработка мыслительной деятельности

210 мин

6.Контроль конечного уровня знаний

Студенты решают

 ситуационные задачи

 (приложение2)

Выявить степень достижения цели

20 мин

7. Подведение итогов

Анализ работы,

 сообщение оценки за

 работу.

Оценка деятельности

5 мин

8.Задание на дом

Преподаватель дает задание на дом

Подготовить тему

5 мин


Методическая разработка для студентов

Теоретический материал

Сущность ухода за инфекционными больными – это широкий комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, диагностических и лечебных процедур, а также воспитательной работы с больным, направленный на его быстрое выздоровление и предотвращение распространения инфекции. Для обеспечения надлежащего ухода необходимо знать основные особенности инфекционного пациента.

Главная особенность состоит в том, что большинство больных выделяют во внешнюю среду возбудитель, т. е. являются источником инфекции. Отсюда важно знать, где в организме находятся возбудитель, каким образом они выделяются во внешнюю среду, через какие механизмы, пути и способы заражения, а, также необходимые меры, чтобы не допустить распространения инфекции среди восприимчивых организмов.

Основной механизм передачи острых кишечных инфекций – фекально-оральный. Пути передачи - водный, пищевой и контактно-бытовой.

Вторая особенность: инфекционные болезни сопровождаются лихорадкой, интоксикацией и токсическим поражением центральной нервной системы, поэтому у больных часто развиваются нервнопсихические расстройства. Нужно знать характер этих нарушений, чтобы правильно подойти к больным, установить с ними нужный контакт. Хорошее состояние психики больного – один из важных факторов быстроговыздоровления.

Третья особенность: инфекционные болезни – острые, динамичные заболевания, при которых состояние больного может внезапно меняться. В связи с этим часто возникает необходимость быстрого неотложного решения вопросов об оказании срочной помощи пациенту и об изменении характера ухода за ними.

Четвертая особенность состоит в том, что клиническое выздоровление при инфекционных болезнях, как правило, намного опережает полное восстановление возникших в организме человека органических и функциональных расстройств. В периоде выздоровления (реконвалесценции) больные долгое время физически ослаблены, у них нарушена психика, имеются расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы и других органов и систем, но, несмотря на это, их самочувствие нередко бывает вполне удовлетворительным и совершенно не соответствует глубоким изменениям, сохраняющимся в организме.

Особенности питания пациентов при острых кишечных инфекциях

Основные задачи:

1. способствовать нормализации секреторной и двигательной функций кишечника и других органов пищеварения;

2. стимулировать восстановительные процессы в слизистой оболочке кишечника;

3.обеспечивать потребность организма в пищевых веществах и энергии в условиях недостаточног    о пищеварения;

4.устранять возникшие в организме нарушения обмена веществ и проявления расстройств питания организма;

5.оказывать нормализующее воздействие на кишечную микрофлору.

С учетом указанных задач в диете увеличивают содержание животных белков при сохранении физиологической нормы жиров и углеводов. С одной стороны, возможно увеличение потребления жиров и углеводов выше норм для здорового человека в целях повышения энергоценностирациона при снижении массы тела. С другой стороны, в ряде случаев, особенно при сопутствующем хроническом панкреатите, необходимо ограничить жиры в рационе. При любом течении хронического энтерита питание должно обеспечить повышенное потребление железа и других кроветворных микроэлементов, кальция и витаминов.

Рацион, составленный из обычных пищевых продуктов, далеко не всегда может обеспечить потребности пациента с острыми кишечными инфекциями во всех пищевых веществах. Поэтому желательно использование в блюдах или в виде напитков сбалансированных по всем пищевым веществам специальных питательных смесей - диетических концентратов, а также дополнение питания препаратами поливитаминов и витаминно-минеральных комплексов.

Диета является физиологически полноценной с увеличенным содержанием белка и умеренным ограничением механических и химических раздражителей тонкой кишки и других органов пищеварения. Пища дается в неизмельченном виде, готовится на пару, варится в воде или запекается. Температура пищи обычная.

Химический состав и энергоценность: белки 100-110 г из расчета 1,4-1,6 г на 1 кг нормальной массы тела мужчины (60% - животные белки), жиры - 80 (15-20% растительные), углеводы - 350-400 г; 2500-2700 ккал; поваренная соль - 10 г, свободная жидкость - 1,5 л.

Режим питания: 5-6 раз в день.

Рекомендуемые и исключаемые продукты и блюда

Хлеб и мучные изделия. Хлеб пшеничный из муки высшего и 1-го сорта, вчерашний или слегка подсушенный. Сухое печенье и бисквит. 2-3 раза в неделю в небольших количествах хорошо выпеченные, не теплые, несдобные булочки, пироги с яблоками, мясом, повидлом, ватрушки с творогом. Исключают: хлеб ржаной, свежий, изделия из сдобного и слоеного теста;

Супы. На слабом обезжиренном мясном или рыбном бульоне, овощном отваре с фрикадельками, кнелями, различной крупой, вермишелью, лапшой, картофелем, мелкошинкованной морковью, цветной капустой, кабачками; при переносимости - с капустой белокочанной, свеклой, зеленым горошком. Исключают: крепкие, жирные бульоны, молочные супы, щи, борщ, рассольник, окрошку, суп из бобовых, грибов;

Мясо и птица. Нежирные или обезжиренные говядина, телятина, курица, индейка, кролик. Мясо без сухожилий, птица без кожи. Куском и рубленые, сваренные на воде или на пару. Язык отварной. Молочные сосиски. Исключают: жирные сорта, утку, гуся, большинство колбас, копчености, консервы;

Рыба. Нежирные виды, куском и рубленые, сваренные в воде или на пару. Ограниченно - запеченные и слегка обжаренные без панировки.

Исключают: жирные виды, соленую, копченую, консервы; молочные продукты. Молоко - при переносимости, в основном в блюдах. Различные кисломолочные напитки. Свежий творог натуральный, в виде пасты, паровых и запеченных пудингов и сырников. Сметана, сливки - в блюда. Неострый сыр.

Исключают: острые, соленые сыры, молочные продукты с повышенной кислотностью;

Яйца: 1-2 штуки в день. Всмятку, паровые натуральные и белковые омлеты, в блюда.

Исключают: вкрутую, жареные;

Крупы. Различные каши, включая рассыпчатые. На воде, с добавлением 1/3 молока. Паровые и запеченные пудинги, запеканка и биточки манные, котлеты рисовые паровые, плов с фруктами, отварная вермишель, макароны. Исключают: бобовые;

Овощи. Картофель, морковь, цветная капуста, тыква, кабачки отварные или паровые непротертые, в виде пюре, запеканок; при переносимости - капуста белокочанная, свекла, зеленый горошек. Суфле из свеклы или моркови с творогом. Салат лиственный со сметаной. Спелые томаты в сыром виде. Исключают: редис, редьку, лук, чеснок, огурцы, брюкву, репу, шпинат, грибы;

Закуски. Салат из отварных овощей, с отварным мясом, рыбой. Рыба заливная, язык отварной, сыр неострый, икра осетровых, колбаса докторская, диетическая, молочная, нежирная ветчина.

Исключают: острые и жирные закуски, копчености, консервы;

Плоды, сладкие блюда, сладости. Сладкие, спелые фрукты и ягоды в сыром виде ограниченно (100-150 г); при переносимости - яблоки, груши, апельсины, мандарины, арбузы, клубника, малина, виноград без кожицы. Протертые свежие и печеные яблоки. Кисели, муссы, желе; компоты, в том числе из сухофруктов. Меренги, снежки, мармелад, пастила, сливочные помадки, варенье, джем; при переносимости - мед вместо сахара. Исключают: абрикосы, сливу, инжир, финики, ягоды с грубой кожицей, мороженое, шоколад, пирожные;
Соусы и пряности. На мясном бульоне, овощном отваре, молочный (бешамель), фруктовый, изредка - сметанный; ванилин, корица, лавровый лист, зелень петрушки, укроп.

Исключают: острые и жирные соусы, горчицу, хрен, перец;

Напитки. Чай, кофе и какао без молока и с молоком. Отвары шиповника и пшеничных отрубей. Разбавленные фруктовые, ягодные и томатный соки. Исключают: виноградный, сливовый, абрикосовый соки;

Жиры. Сливочное масло на хлеб и в блюда 10-15 г на один прием; при переносимости - рафинированные растительные масла от 2 до 5 г в блюда. Исключают: другие жиры.

Медицинская сестра должна хорошо знать все отмеченные особенности, чтобы осуществлять уход за инфекционными больными в стационаре и дома

Особенности ухода за пациентом с брюшным тифом.

Зависимые сестринские вмешательства: выполнение назначений врача (взятие материала на клиническое и бактериологическое исследование, раздача лекарственных средств, парентеральные процедуры).

независимые сестринские вмешательства: измерение температуры тела, артериального давления, определение характера стула, суточного диуреза и водного баланса, обеспечение соблюдения диеты, питьевого режима, строгого постельного режима, обеспечение текущей дезинфекции.

Проблемы пациента: ограничение подвижности вследствие заболевания, головная боль, метеоризм, чередования запора и жидкого стула, рвота, отсутствие аппетита, депрессия, раздражительность.

Из числа особенностей следует отметить возможность развития осложнений: острого инфекционного психоза, кишечного кровотечения и перфорации кишечника, требующих специального ухода и оказания экстренной помощи.

Уход за больными с брюшным тифом обеспечивают так же, как и за всеми другими высоко лихорадящими инфекционными больными.

Пациенту назначают строгий постельный режим, поэтому все манипуляции проводят только в постели.

Медсестра должна информировать пациента о составе диеты № 4, о необходимости ее соблюдения и организовывать кормление пациента 5-6 раз в сутки, оказывать помощь во время приема пищи.

Доля профилактики стоматита после приема пищи необходимо обработать полость рта раствором фурацилина или 2% борной кислоты, затем стерильным вазелином.

С целью профилактики пневмоний и пролежней необходимо аккуратно поворачивать пациента в постели, расправлять складки постельного белья, чаще менять постельное белье, обтирать кожные покровы теплой водой с мылом. Под ягодицы нужно положить резиновый круг или противопролежневый матрас. Со второй недели заболевания для профилактики перфорации кишечника и кишечного кровотечения необходимо соблюдать следующие меры: поворачивать пациента необходимо максимально осторожно, необходимо тщательно осматривать стул пациента, контролировать самочувствие пациента ( пи появлении болей в животе, появлении дегтеобразного стула и резком снижении АД срочно информировать врача).

После каждого акта дефекации необходимо подмывать пациента, осушить ягодицы салфеткой, кожу вокруг анус смазывать вазелином.

При запоре нельзя давать пациенту слабительные средства. Очистительную клизму назначает врач. Делать ее следует под небольшим давлением.

Перфорация кишечника является одним из наиболее тяжелых осложнений брюшного тифа, она происходит чаще всего на 3–4-й неделе болезни. Ранняя диагностика перфорации имеет большую роль. Если признаки перфорации обнаружены своевременно и срочно сделана операция, то жизнь больного оказывается в большинстве случаев вне опасности. В том случае, когда с момента перфорации проходит больше6 часов, развивается разлитой перитонит и прогноз становится крайне тяжелым.

Кишечное кровотечение возникает в те же сроки, что и перфорация, – появляется кровь в испражнениях, падает артериальное давление, учащается пульс, появляются резкая слабость, падение температуры. При обнаружении кишечного кровотечения больному запрещают двигаться, принимать пищу и пить воду. Над нижней частью живота подвешивают пузырь со льдом, переливают кровь, внутривенно вводят 10% раствор хлористого кальция. В течение первых 12 часов после кровотечения больного не кормят и дают лишь небольшое количество подкисленной воды, теплого сладкого чая или фруктовых соков. Затем, если кровотечение не повторяется, разрешается съесть яйцо всмятку, желе, кисель. Постепенно диету расширяют и через 4–5 дней переходят на обычное питание. За больными брюшным тифом необходимо следить, чтобы они соблюдали постельный и диетический режим. Больному разрешается садиться только с 9–10-го дня нормализации температуры тела, вставать с постели и постепенно начинать ходить с 14–15-го дня, если нет никаких неблагоприятных симптомов. Особенно внимательными надо быть в отношении лиц пожилого возраста, страдающих хроническими сердечно-сосудистыми расстройствами. Для них срок пребывания на постельном режиме должен быть увеличен. При обычном течении тифопаратифозного заболевания больные получают диету № 2, за 5–7 дней до выписки их переводят на общий стол. При дисфункции кишечника в разгаре заболевания больному дают в течение нескольких дней стол № 4. В период выздоровления у больных нередко появляется резко повышенный аппетит, поэтому их необходимо сдерживать от переедания, т. к. оно может привести к дисфункции кишечника и спровоцировать рецидив болезни.

Дезинфекция: в целях инфекционной безопасности у постели пациента должна проводиться текущая дезинфекция. Медсестра контролирует обеззараживание испражнений, судна, горшка, посуды, остатков пищи, предметов обстановки, белья, а также, дезинфицирует предметы уходы (термометры, шпатели, пузырь со льдом).

Для обеспечения личной безопасности медсестра должна мыть руки после каждой манипуляции с пациентом, используя гигиенический уровень обработки рук.

Особенности ухода за пациентом с сальмонеллезом.

Сальмонеллёз протекает преимущественно в гастроинтестинальной форме с поражением тонкой кишки и энтеритным характером стула. Характеризуется высокой лихорадкой и выраженной интоксикацией с сильным обезвоживанием.

Зависимые сестринские вмешательства: выполнение назначений врача (взятие материала на клиническое и бактериологическое исследование, раздача лекарственных средств, парентеральные процедуры).

Независимые сестринские вмешательства: измерение температуры тела, артериального давления, определение характера стула, суточного диуреза и водного баланса, обеспечение соблюдения диеты, питьевого режима, строгого постельного режима, обеспечение текущей дезинфекции, помощь при рвоте, обучение пациента правилам личной гигиены.

Медсестра должна информировать пациента о составе диеты № 4, о необходимости ее соблюдения и организовывать кормление пациента 5-6 раз в сутки, оказывать помощь во время приема пищи.

Проблемы пациента: тошнота, рвота, обильный жидкий стул, риск перехода в септическую форму, выраженная слабость, обезвоживание, риск возникновения ОПН, судороги.

Дезинфекция: в целях инфекционной безопасности у постели пациента должна проводиться текущая дезинфекция. Медсестра контролирует обеззараживание испражнений, судна, горшка, посуды, остатков пищи, предметов обстановки, белья, а также, дезинфицирует предметы ухода (термометры, шпатели).

Противоэпидемические мероприятия: для обеспечения личной безопасности медсестра должна мыть руки после каждой манипуляции с пациентом, используя гигиенический уровень обработки рук.

Больных распределяют таким образом, чтобы вновь поступающие не находились в одной палате с выздоравливающими или больными с осложнениями. По возможности проводят одномоментное заполнение палат и одновременную выписку.

Больным рекомендуют обязательно мыть руки перед едой и после посещения туалета. Постельное и нательное белье, полотенце меняют 1 раз в неделю после ванны или душа, а также по мере загрязнения. После выписки инфекционного больного постельное белье собирают в специальные мешки для дезинфекции и стирки, постельные принадлежности (одеяла, подушки, матрацы) и верхнюю одежду отправляют для камерного обеззараживания, кровать протирают дизинфицирующим раствором и до поступления следующего больного не застилают. Тумбочку больного и другие предметы в палате, бывшие в употреблении больного, протирают дезинфицирующим раствором.

Необходимо экстренное извещение (форма №58), изоляция пациента, обследование контактных с наблюдение 7 дней, декретированных лиц обследуют на кишечную группу.

Особенности ухода за пациентом с дизентерией.

Дизентерия протекает с преимущественным поражением слизистой дистального отдела толстой кишки.

Зависимые сестринские вмешательства: выполнение назначений врача (взятие материала на клиническое и бактериологическое исследование, раздача лекарственных средств, парентеральные процедуры, участие в подготовке пациента к ректороманоскопии и проведении ректороманоскопии врачом).

Независимые сестринские вмешательства: измерение температуры тела, артериального давления, определение характера стула, суточного диуреза и водного баланса, обеспечение соблюдения диеты, питьевого режима, строгого постельного режима, обеспечение текущей дезинфекции, помощь при рвоте, обучение пациента правилам личной гигиены.

Медсестра должна информировать пациента о составе диеты № 4, о необходимости ее соблюдения и организовывать кормление пациента 5-6 раз в сутки, оказывать помощь во время приема пищи.

Проблемы пациента: рвота, частый жидкий стул, боли в животе, тенезмы, нарушение аппетита, слабость, снижение способности обслуживать себя.

Дезинфекция: в целях инфекционной безопасности у постели пациента должна проводиться текущая дезинфекция. Медсестра контролирует обеззараживание испражнений, судна, горшка, посуды, остатков пищи, предметов обстановки, белья, а также, дезинфицирует предметы ухода (термометры, шпатели, ректоскоп).

Противоэпидемические мероприятия: для обеспечения личной безопасности медсестра должна мыть руки после каждой манипуляции с пациентом, используя гигиенический уровень обработки рук.

Больных распределяют таким образом, чтобы вновь поступающие не находились в одной палате с выздоравливающими или больными с осложнениями. По возможности проводят одномоментное заполнение палат и одновременную выписку.

Больным рекомендуют обязательно мыть руки перед едой и после посещения туалета. Постельное и нательное белье, полотенце меняют 1 раз в неделю после ванны или душа, а также по мере загрязнения. После выписки инфекционного больного постельное белье собирают в специальные мешки для дезинфекции и стирки, постельные принадлежности (одеяла, подушки, матрацы) и верхнюю одежду отправляют для камерного обеззараживания, кровать протирают дезинфицирующим раствором и до поступления следующего больного не застилают. Тумбочку больного и другие предметы в палате, бывшие в употреблении больного, протирают дезинфицирующим раствором.

Необходимо экстренное извещение (форма №58), изоляция пациента, обследование контактных с наблюдение 7 дней, декретированных лиц обследуют на кишечную группу.

Особенности ухода за пациентом с ботулизмом.

Ботулизм относится к группе пищевых токсикоинфекций. Заболевание связано с действием нейротоксина, вырабатываемого Clostridium Botulinum в анаэробных условиях. То есть, обязательным условием выработки токсина является нахождение Clostridium Botulinum в анаэробных условиях, чаще всего, это консервации домашнего приготовления. Из этого следует, что обязательным условием заражения ботулизмом является употребление в пищу консервации домашнего приготовления.

Особенностью пищевых токсикоинфекций и, в частности, ботулизма является то, что пациент будет не заразен во все сроки заболевания, так как заболевание связано с токсином.

Независимые сестринские вмешательства

Зависимые сестринские вмешательства: выполнение назначений врача (взятие материала на токсикологическое исследование, раздача лекарственных средств, обеспечение их правильного и регулярного приема, парентеральные процедуры, введение лечебной сыворотки по методу Безредко, дробно, сифонная клизма, промывание желудка).

Независимые сестринские вмешательства: кормление пациента, туалет пациента, замена постельного и нательного белья, контроль пульса, АД, ЧДД.

Проблемы пациента: резкая мышечная слабость, нарушение зрения, нарушение глотания, нарушение сердечной деятельности, расстройство дыхания, задержка стула).

Осложнения:

Сывороточная болезнь возникает на 7-12 сутки после введения сыворотки. Проявляется повышением температуры тела, болями в суставах, отеками, увеличением лимфатических узлов, сыпью. При появлении этих признаков необходимо сообщить врачу.

Дезинфекция: пациент с диагнозом ботулизм не заразен.

Противоэпидемические мероприятия: подозрительные продукты изымаются из употребления, с пациентом проводится санитарно-просветительная работа. Необходимо выяснить кто ещё употреблял инфицированный продукт и обследование таких лиц.


Приложение №1

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ВАРИАНТ 1

Инструкция по выполнению заданий № 1-5: Выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.

1 Возбудитель бактериальной дизентерии

А. вирусы

Б. простейшие

В. грибы

Г. бактерии

2 Характер стула при дизентерии

А.оформленный

Б. водянистый с примесями

В. обильный, зловонный без примесей

Г. скудный с прожилками крови и слизи

3. Пути заражения сальмонеллезом

А. трансмиссивный

Б. воздушно-капельный

В. алиментарный, контактно-бытовой

Г. водный

4. Для холеры характерен синдром

А. интоксикации

Б. обезвоживания

В. печеночной недостаточности

Г. колитический

5. Профилактика дизентерии не включает в себя

А. Закаливание

Б. Употребление мытых овощей, ягод, фруктов

В. Соблюдение правил личной гигиены

Г. Изоляция больных в стационаре или на дому

Инструкция по выполнению заданий №  6-10: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,

№ задания

Вариант ответа

1

1-В,2-А,3-Б

6 .Установите соответствие между лабораторным исследованием и названием лабораторного метода исследования.

  1. Посев биоматериала на питательные среды
  2. Обнаружение патогенных микробов в биоматериале толстой капле крови
  3. Обнаружение антител к патогенным микроорганизмам в сыворотке крови

  1. Серологический
  2. Микроскопический
  3. Бактериологический

7 .Установите соответствие между механизмом лечения и видом лечения

  1. Дезинтоксикация, регидратация, дегидратация это лечение
  2. Введение антибиотиков, сульфаниламидов, нитрофуранов, это лечение
  3. Назначение анальгетиков, снотворных, жаропонижающих, это лечение

  1. Симптоматическое
  2. Этиотропное
  3. Патогенетическое

        

8 .Установите соответствие между синдромом, характерным для заболевания и названием заболевания

  1. Синдром колита
  2. Синдром гастроэнтероколита
  3. Синдром интоксикации

  1. Бактериальная дизентерия
  2. Брюшной тиф
  3. Сальмонеллез

9 .Установите соответствие между понятием и определением

  1. Признаки прободения тонкокишечной язвы при брюшном тифе
  2. Признаки кишечного кровотечения при брюшном тифе
  3. Признаки поражения ЖКТ при сальмонеллезе

А. Нарастающая боль в животе, симптомы раздражения брюшины

Б. Рвота, понос, схваткообразные боли в животе

В. Низкое АД, головокружение, бледность кожных покровов

10. Установите соответствие между болезнью и ведущим клиническим синдромом:

  1. Для холеры характерен синдром
  2. При брюшном тифе наиболее выражен синдром
  3. Сальмонеллез проявляется синдромом        

А. Гастроэнтероколит

Б. Обезвоживание, снижение ОЦК

В. Интоксикационный

Инструкция по выполнению заданий № 11-14: В соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.

11. Источником инфекции при холере является  …………..

12. Пути передачи сальмонеллеза  …………. и  контактно-бытовой

13 Для брюшного  тифа характерно осложнение ………. брюшно-тифозной язвы  с      развитием перитонита

14 Наиболее частым фактором передачи из пищевых продуктов при ботулизме являются  консервированные ……….


ВАРИАНТ 2

Инструкция по выполнению заданий №1-5: Выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.

1         Основной метод оказания мед помощи при пищевой токсикоинфекции:

А.        введение сыворотки

Б.        промывание желудка

В.        введение вакцины

Г.        проведение инфузионной терапии

2 . При лечении больных холерой очень важно провести:

А.        Регидратацию

Б.        Дезинтоксикацию

В.        Дегидратацию

Г.        Обезболивание

3. Время года , наиболее благоприятное для  распространения холеры

А.Зима

Б. Лето

В. Весна

Г. Осень

4. В организме человека возбудители дизетерии вызывают изменения

А В тонком кишечнике,печени

Б В дыхательных путях, в желудке

В В коже, тонком  кишечнике, сердце

Г Прямой и сигмовидной кишке  

5. Назовите синдром который встречается при ботулизме

        А Офтальмоплегический

        Б Обезвоживания

        В Геморрагический

        Г Гипертермический

Инструкция по выполнению заданий №  6-10 : соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,

№ задания

Вариант ответа

1

1-В,2-А,3-Б

6, Установите соответствие между характером испражнений и названием заболевания:

1.        «Рисовый отвар»

2.        «Болотная тина»

3.        «Ректальный плевок»

А.        Бактериальная дизентерия

Б.        Холера

В.        Сальмонеллез

7.         Установите соответствие между понятием и определением:

1.        плазма, альбумин, гемодез, энтеродез применяются с целью

2.        солевые растворы, регидрон, оралит вводят с целью

3.        витамины, анальгетики, снотворные, жаропонижающие, это средства        

А.        восполнения потерянной жидкости и солей

Б.        симптоматические

В.        дезинтоксикационные препараты

8.         Установите соответствие между понятием и определением:

1.        признаки прободения тонкокишечной язвы при брюшном тифе

2.        признаки кишечного кровотечения при брюшном тифе

3.        признаки поражения ЖКТ при сальмонеллезе

А.        нарастающая боль в животе, симптомы раздражения брюшины

Б.        рвота, понос, схваткообразные боли в животе

В.        низкое АД, головокружение, бледность кожных покровов

9. Установите соответствие между механизмом лечения и видом лечения:

1.        Дезинтоксикация, регидратация, дегидратация это лечение

2.        Введение антибиотиков, сульфаниламидов, нитрофуранов, это лечение

3.        Назначение анальгетиков, снотворных, жаропонижающих, это лечение

А.        Симптоматическое

Б.        Этиотропное

В.        Патогенетическое

10. Установите соответствие между понятием и определением:

1.        Иммунитет, образовавшийся после перенесенной инфекционной болезни

2.        Иммунитет созданный введением вакцины

3.        Иммунитет созданный введением сыворотки

А.        Искусственный пассивный

Б.        Естественный

В.        Искусственный активный

Инструкция по выполнению заданий № 11-14: В соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.

11. При брюшном тифе на 2-3 неделе заболевания развиваются осложнения перфорация брюшнотифозной язвы и кишечное   ………..

12 При дизентерии механизм заражения …………

13 Материалом исследования при холере являются  ……….и рвотные массы

14 Инкубационный период  при вирусном гепатите «А» состовляет от ….и до …. дней


Эталоны ответов

1 вариант

2 вариант

1- Г

1- Б

2- Г

2- А

3- В

3- Б

4- Б

4- Г

5- А

5- А

6- 1-В, 2-Б, 3-А

6- 1-В, 2-В, 3-А

7- 1-В, 2-Б, 3-А

7- 1-В, 2-А, 3- Б

8- 1-А, 2-В, 3-Б

8- 1-А, 2- А, 3-Б

9- 1-А, 2-В, 3-Б

9- 1-В, 2-Б, 3-А

10- 1-Б, 2-В, 3-А

10- 1-Б, 2-В, 3-А

11- больной

11- кровотечение

12- пищевой

12- фекально-оральный

13- перфорация

13- испражнения

14- грибы

14- 14-54 дня


                                                                                   Приложение  №2

                                             

Задание:

Уважаемые студенты, после ознакомления с теоретическим материалом Вам нужно сделать следующее:

1. Внимательно прочитайте предложенные задачи.

2. Ответьте на поставленные вопросы.

3. Проведите самооценку знаний по эталону ответа к задаче.

Ситуационные задачи по теме: 

«Сестринское обследование и уход при острых кишечных инфекциях» 

Задание:

  1. Определите проблемы пациентки.
  2. Дайте рекомендации по режиму и диете.
  3. Определите особенности ухода за пациенткой.

«Сестринское обследование и уход при острых кишечных инфекциях» 

Задача № 1. 

Ситуация: Пациентка С., 30 лет, обратилась в СМП с жалобами на слабость, умеренную головную боль, повышение температуры до 39,4 0С, схваткообразные боли внизу живота. Стул за ночь около 15 раз, в испражнениях заметила слизь и кровь.

Заболела 1 день тому назад: появилось недомогание, озноб, схваткообразные боли внизу живота, кашицеобразный стул до 5 раз за вечер. К утру состояние ухудшилось.


При осмотре: температура тела 38,9 0С, больная вялая. Частота пульса 96 ударов в минуту, пульс ритмичный, АД 115/70 мм рт. ст. Язык суховат, обложен. Живот мягкий, болезненный при пальпации в левой подвздошной области. Сигмовидная кишка спазмирована, болезненна. Осмотренные испражнения имеют вид «лужицы слизи» с прожилками крови. Медицинский диагноз: «Дизентерия».

Задание:

  1. Определите проблемы пациентки.
  2. Дайте рекомендации по режиму и диете.
  3. Определите особенности ухода за пациенткой.

Задача № 2.

Ситуация: В поликлинику по месту жительства обратился пациент Т.,37 лет с жалобами на тошноту, рвоту, однократный жидкий стул, слабость. Болен 2-й день.

Общее состояние больного средней тяжести, температура тела 37,10С, в легких без патологии, пульс 76 уд/ мин, ритмичный, АД 110/70 мм рт. ст., язык слега обложен, суховат, живот мягкий, умеренно вздут, болезненный в эпигастрии. Голос имеет гнусавый оттенок. Поперхивается при глотании, выявлено ухудшение зрения, опущение век.

Эпиданамнез: за 7-8 часов до заболевания ел маринованные консервированные грибы домашнего приготовления. Головокружение и сухость во рту отмечала и жена, которая съела 1 грибок. Медицинский диагноз «Ботулизм».

Задание:

  1. Определите проблемы пациента.
  2. Определите объем первой помощи данному пациенту.

Задача № 3

Ситуация: В поликлинику по месту жительства обратился пациент С., 37 лет. Больной жаловался на схваткообразные боли в животе, тошноту, рвоту, жидкий стул. Заболел накануне вечером, когда появились озноб, слабость, боли в животе, тошнота. Ночью была рвота съеденной пищей, а затем жидкий стул, водянистый, до 10 раз за ночь, температура 38,5 0С, знобило, пытался промыть желудок. Накануне был в гостях вместе с женой. Ели салат, жена также жаловалась на недомогание, расстройство стула.

Объективно: состояние средней тяжести, бледный, пульс 96 ударов в минуту, ритмичный, АД 100/70 мм рт. ст., язык суховат. Живот мягкий, при пальпации болезненный в эпигастрии и околопупочно области. Симптомов раздражения брюшины нет. Стул обильный, зловонный, темно-зеленого цвета, «болотная тина», мочится. Медицинский диагноз «Сальмонеллёз, гастроинтестинальная форма».

Задание:

  1. Определите проблемы пациента.
  2. Дайте рекомендации по режиму и диете.
  3. Определите особенности ухода за пациенткой.

Задача № 4.

Ситуация: В поликлинику по месту жительства обратился пациент С., 40 лет с жалобами на высокую температуру, сильную головную боль, отсутствие аппетита, слабость. Заболел 8 дней назад. Отметил снижение работоспособности, температуру не измерял, продолжал работать. Через 5 дней самочувствие ухудшилось. Температура повысилась до 38,2 0С, слабость стала более выраженной, головная боль. В последующие дни температура нарастала, головная боль усиливалась, отметил неприятное ощущение вздутия в животе, задержку стула.

При осмотре: на 8-й день болезни состояние тяжелое, бледный, вялый.

При осмотре кожи: на животе и на груди обнаружены 3 элемента розеолезной сыпи. В легких дыхание везикулярное, тоны сердца приглушены. Пульс 82 ударов в минуту (температура 39,6 0С), АД 110/60 мм рт. ст. Язык сухой, обложен коричневым налетом (отпечатки зубов по краям). Живот при пальпации умеренно вздут, увеличение печени и селезенки.

Из эпиданамнеза: 2 недели гостил у родственников в деревне, где купался в пруду, ел немытые овощи и фрукты. Медицинский диагноз «Брюшной тиф».

Задание:

  1. Определите проблемы пациента.
  2. Составьте план ухода за пациенткой.
  3. Дайте рекомендации по режиму и диете.

Задача № 5.

Ситуация: Пациент С., госпитализирован в инфекционную больницу с диагнозом: « Острый гастроэнтерит». После лабораторного обследования в бак. исследовании найдена Salmonella typhi и поставлен диагноз: «Брюшной тиф». На 8 день пребывания в стационаре больной пожаловался на ухудшения состояния, одышку, слабость.

При осмотре: бледный, кожные покровы покрыты холодным липким потом, вялый, АД 85/60 мм рт.ст., пульс 98 ударов в минуту.

Живот при пальпации умеренно вздут, увеличение печени и селезенки, стул дегтеобразный, черный.

Задание:

1. Что за состояние возникло у пациента?

2. Составьте план ухода за пациентом.

3. Дайте рекомендации по режиму и диете.

Задача № 6.

Ситуация: Пациентка Ф., 30 лет, обратилась в ЛПУ по м/ж с жалобами на тошноту, рвоту, пищей, съеденной накануне, жидкий стул 5 раз в сутки обильный, пенистый, с непереваренными остатками пищи. Температуру не измеряла.

Заболела 6 часов назад, когда появились вышеуказанные симптомы. Самостоятельно не лечилась.

Из анамнеза: Вчера вечером ужинала в кофе с друзьями. Ела салат из свежих овощей, котлеты, борщ.

При осмотре: Частота пульса 96 ударов в минуту, пульс ритмичный, АД 100/60 мм рт. ст. Язык суховат, обложен. Живот мягкий, болезненный при пальпации в эпигастрии.

Задание:

  1. Определите проблемы пациента.
  2. Определите особенности ухода за пациенткой
  3. Какие данные эпид. анамнеза нужно уточнить?

Эталоны решения к ситуационным задачам

Задача № 1

Проблемы пациента:

- слабость

- головную боль

- боль внизу живота

- жидкий стул со слизью и кровью

- недостаток знаний о своем заболевании.

- диета № 4.

Все блюда отваривают или готовят на пару и протирают. Исключают продукты и блюда, усиливающие процессы брожения и гниения в кишечнике, в частности, молоко, сладости, бобовые, грубую клетчатку (свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды), все блюда, стимулирующие желчеотделение, секрецию желудка и поджелудочной железы (соусы, пряности, закуски).

Режим питания дробный – 5–6 раз в день.

Режим постельный.

Измерение температуры тела, артериального давления, помощь при рвоте.

Определение характера стула (колитический характер стула).

Определение суточного диуреза и водного баланса, питьевого режима.

Обучение пациента правилам личной гигиены.

Обеспечение текущей и заключительной дезинфекции. Дезинфекция суден, горшков, ректоскопов и выделений пациента растворами 3% хлорамина с экспозицией 60 минут.

Оценка:

Критерии оценки: Оценка выставляется по результатам среднего балла:

«Отлично» от 1,8 до 2,0 = 90 – 100 % соответствие эталону

«Хорошо» от 1,6 до 1,8 = 80 – 89 % соответствие эталону

«Удовлетворительно» от 1,4 до 1,6 = 70 – 79 % соответствие эталону

«Неудовлетворительно» ниже 1,4 = ниже 70 % соответствие эталону

Задача № 2.

Проблемы:

- тошноту, рвоту, однократный жидкий стул, слабость, сухость во рту, головокружение, нарушение зрения;

- недостаток знания о своем заболевании.

Потенциальные проблемы:

- риск развития осложнений;

- потеря социального статуса;

- возможность смены профессии.

Первая помощь:

- промывание желудка с помощью зонда 2 - 5 % р-ом гидрокарбоната натрия;

- энтеросорбенты (активированный уголь, полифепан);

- очистительные клизмы;

- солевые слабительные по назначению врача (30 г сульфата магния на 200 мл воды).

План ухода:

- строгий постельный режим;

- следить за функциями внешнего дыхания;

- зондовое и парентеральное кормление жидкой пищей (если порез мягкого неба).

- если глотание сохранено, кормить с осторожностью жидкой пищей, малыми порциями.

Оценка:

Критерии оценки: Оценка выставляется по результатам среднего балла:

«Отлично» от 1,8 до 2,0 = 90 – 100 % соответствие эталону

«Хорошо» от 1,6 до 1,8 = 80 – 89 % соответствие эталону

«Удовлетворительно» от 1,4 до 1,6 = 70 – 79 % соответствие эталону

«Неудовлетворительно» ниже 1,4 = ниже 70 % соответствие эталону

Задача №3.

Настоящие проблемы пациента:

- боли в животе, тошноту, рвоту, жидкий стул, нехватка знаний о своем заболевании.

Потенциальные проблемы:

- риск развития осложнений;

- потеря социального статуса;

- возможность смены профессии.

Диета № 4

Все блюда отваривают или готовят на пару и протирают. Исключают продукты и блюда, усиливающие процессы брожения и гниения в кишечнике, в частности, молоко, сладости, бобовые, грубую клетчатку (свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды), все блюда, стимулирующие желчеотделение, секрецию желудка и поджелудочной железы (соусы, пряности, закуски). Режим питания дробный – 5–6 раз в день.

Режим постельный.

Измерение температуры тела, артериального давления, помощь при рвоте.

Определение характера стула (энтеритный характер стула).

Определение суточного диуреза и водного баланса, питьевого режима.

Обучение пациента правилам личной гигиены.

Обеспечение текущей и заключительной дезинфекции. Дезинфекция суден, горшков и выделений пациента растворами 3% хлорамина с экспозицией 60 минут.

Оценка:

Критерии оценки: Оценка выставляется по результатам среднего балла:

«Отлично» от 1,8 до 2,0 = 90 – 100 % соответствие эталону

«Хорошо» от 1,6 до 1,8 = 80 – 89 % соответствие эталону

«Удовлетворительно» от 1,4 до 1,6 = 70 – 79 % соответствие эталону

«Неудовлетворительно» ниже 1,4 = ниже 70 % соответствие эталону

Задача № 4

Настоящие проблемы пациента:

высокую температуру, сильную головную боль, отсутствие аппетита, слабость, вздутия в животе, задержку стула.

Потенциальные проблемы:

- риск развития осложнений;

- потеря социального статуса;

- возможность смены профессии.

План ухода:

- уход за кожными покровами

- слизистыми оболочками

- профилактика пролежней

- туалет полости рта

- следить за регулярностью стула (нельзя тужиться, нельзя слабительное).

- строгий постельный режим.

Диета № 4

Все блюда отваривают или готовят на пару и протирают. Исключают продукты и блюда, усиливающие процессы брожения и гниения в кишечнике, в частности, молоко, сладости, бобовые, грубую клетчатку (свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды), все блюда, стимулирующие желчеотделение, секрецию желудка и поджелудочной железы (соусы, пряности, закуски). Режим питания дробный – 5–6 раз в день.

Оценка:

Критерии оценки: Оценка выставляется по результатам среднего балла:

«Отлично» от 1,8 до 2,0 = 90 – 100 % соответствие эталону

«Хорошо» от 1,6 до 1,8 = 80 – 89 % соответствие эталону

«Удовлетворительно» от 1,4 до 1,6 = 70 – 79 % соответствие эталону

«Неудовлетворительно» ниже 1,4 = ниже 70 % соответствие эталону

Задача № 5.

Осложнение брюшного тифа: кишечное кровотечение.

План ухода:

-срочно вызвать врача;

- строгий постельный режим.

- следить за регулярностью стула (нельзя тужиться, нельзя принимать слабительное).

-осматривать стул больного после дефекации на предмет наличие крови

- уход за кожными покровами

- слизистыми оболочками

- профилактика пролежней

- туалет полости рта

Диета № 4

Все блюда отваривают или готовят на пару и протирают. Исключают продукты и блюда, усиливающие процессы брожения и гниения в кишечнике, в частности, молоко, сладости, бобовые, грубую клетчатку (свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды), все блюда, стимулирующие желчеотделение, секрецию желудка и поджелудочной железы (соусы, пряности, закуски). Режим питания дробный – 5–6 раз в день.

Оценка:

Критерии оценки: Оценка выставляется по результатам среднего балла:

«Отлично» от 1,8 до 2,0 = 90 – 100 % соответствие эталону

«Хорошо» от 1,6 до 1,8 = 80 – 89 % соответствие эталону

«Удовлетворительно» от 1,4 до 1,6 = 70 – 79 % соответствие эталону

«Неудовлетворительно» ниже 1,4 = ниже 70 % соответствие эталону

Задача № 6

Проблемы пациента:

-тошнота, рвота, жидкий стул;

-недостаток знаний о своем заболевании.

Потенциальные проблемы:

- Риск развития осложнений;

Характер стула – энтеритный.

Необходимо уточнить состояние здоровья лиц, ужинавших с пациенткой в кафе накануне.

Измерение температуры тела, артериального давления, помощь при рвоте.

Диета № 4.

Режим питания дробный – 5–6 раз в день.

Режим постельный.

Измерение температуры тела, артериального давления, помощь при рвоте.

Определение суточного диуреза и водного баланса, питьевого режима.

Обучение пациента правилам личной гигиены.

Обеспечение текущей и заключительной дезинфекции. Дезинфекция суден, горшков и выделений пациента растворами 3% хлорамина с экспозицией 60 минут.

Оценка:

Критерии оценки: Оценка выставляется по результатам среднего балла:

«Отлично» от 1,8 до 2,0 = 90 – 100 % соответствие эталону

«Хорошо» от 1,6 до 1,8 = 80 – 89 % соответствие эталону

«Удовлетворительно» от 1,4 до 1,6 = 70 – 79 % соответствие эталону

«Неудовлетворительно» ниже 1,4 = ниже 70 % соответствие эталону


БЛОК ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТА

 Выдержка из Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1.3108-13 «Профилактика острых кишечных инфекций»

 Лабораторная диагностика ОКИ

5.1. Лабораторная диагностика ОКИ осуществляется в соответствии с действующими нормативными и методическими документами в зависимости от вида подозреваемого возбудителя.

5.2. Лабораторные исследования материалов от больных ОКИ осуществляют лаборатории, имеющие разрешительные документы на выполнение работ с микроорганизмами III-IV групп патогенности.

5.3. Исследования по выделению из материала от больных возбудителей инфекции или его генома, связанные с накоплением возбудителей I-II групп патогенности (микробиологические, молекулярно-генетические исследования), проводятся в лабораториях, имеющих лицензию на работу с возбудителями I-II групп патогенности.

5.4. Серологические исследования, молекулярно-генетические исследования без накопления возбудителя для микроорганизмов II группы патогенности могут быть проведены в бактериологических лабораториях, имеющих разрешительную документацию на работу с возбудителями III-IV групп патогенности.

5.5. Одним из условий качественного проведения бактериологического и молекулярно-генетического исследования является правильное взятие материала и его предварительная подготовка к исследованию в соответствии с действующими нормативными методическими документами.

5.6. Подтверждение этиологии ОКИ проводится любыми методами, доступными для лаборатории.

5.7. Для диагностики ОКИ используются диагностические системы, зарегистрированные в Российской Федерации в установленном порядке.

5.8. Методами для подтверждения этиологии ОКИ являются выделение и идентификация возбудителя с помощью питательных сред и биохимических тестов, полимеразная цепная реакция (ПЦР), серологические методы исследования (РПГА, ИФА и другие) и другие методы, позволяющие проводить индикацию и идентификацию возбудителей и токсинов.

5.9. Материалом для исследований по обнаружению возбудителей ОКИ могут служить испражнения, рвотные массы, промывные воды желудка и кишечника, кровь.

5.10. При летальных исходах заболеваний исследуются материалы, полученные при патолого-анатомическом исследовании (образцы тканей кишечника, селезенки, печени и другие). Исследования могут проводиться как в медицинской организации, так и в учреждениях, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Патолого-анатомический материал в случае подозрения на заболевание, вызванное микроорганизмами I-II групп патогенности, отбирается в присутствии специалистов учреждений, обеспечивающих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и исследуется в лабораториях учреждений, обеспечивающих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

VI. Противоэпидемические мероприятия при острых кишечных инфекциях

6.1. В эпидемических очагах ОКИ в период эпидемических подъемов заболеваемости ОКИ на определенных территориях организуются и проводятся противоэпидемические мероприятия, направленные на локализацию очага и предотвращение дальнейшего распространения инфекции.

6.2. Медицинская организация, выявившая больного или носителя возбудителей ОКИ (в том числе при изменении диагноза), обязана принять меры по изоляции больного и направить экстренное извещение в территориальный орган, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

При выявлении больных ОКИ в школах, детских дошкольных организациях, организациях отдыха для детей и взрослых, социальных учреждениях (интернатах) ответственность за своевременное информирование территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, возлагается на руководителя организации. Медицинский работник организации, выявивший больного, обязан принять меры по изоляции больного и организации дезинфекции.

6.3. Эпидемиологическое расследование эпидемического очага ОКИ проводится органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, с целью установления границ очага, выявления возбудителя ОКИ и его источника, лиц, подвергшихся риску заражения, определения путей и факторов передачи возбудителя, а также условий, способствовавших возникновению очага.

Целью эпидемиологического расследования является разработка и принятие мер по ликвидации очага и стабилизации ситуации.

6.4. Эпидемиологическое расследование включает осмотр (эпидемиологическое обследование) очага, сбор информации (опрос) у пострадавших, лиц, подвергшихся риску заражения, персонала, изучение документации, лабораторные исследования. Объем и перечень необходимой информации определяются специалистом, отвечающим за организацию и проведение эпидемиологического расследования.

6.5. В ходе эпидемиологического расследования формулируется предварительный и окончательный эпидемиологический диагноз, на основе которого разрабатываются меры по локализации и ликвидации очага.

Эпидемиологическое расследование завершается составлением акта эпидемиологического расследования с установлением причинно-следственной связи формирования очага установленной формы.

6.6. В случае регистрации эпидемических очагов до 5 случаев заболеваний эпидемиологическое обследование очага проводится специалистами учреждений, обеспечивающих проведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора с составлением карты эпидемиологического обследования установленной формы и предоставление ее в органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Эпидемиологическое обследование семейных (квартирных) очагов с единичными случаями заболеваний проводится при заболевании (носительстве) ОКИ должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (декретированный контингент), а также при заболевании лиц (детей и взрослых), проживающих совместно с ними. Помимо этого, обследуются все множественные семейные (квартирные) эпидемические очаги с одновременно или повторно возникшими несколькими случаями ОКИ.

6.7. В случае регистрации роста заболеваемости ОКИ на территории органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, принимаются меры по выявлению причин и условий эпидемического неблагополучия и организуется проведение комплекса мер, направленных на стабилизацию ситуации.

6.8. Противоэпидемические мероприятия в очагах ОКИ и при эпидемическом подъеме заболеваемости ОКИ должны быть направлены:

на источник инфекции (изоляция, госпитализация);

на прекращение путей передачи инфекции;

на повышение защитных сил организма лиц, подвергшихся риску заражения.

6.9. Лица с симптомами ОКИ подлежат изоляции.

6.10. Госпитализация выявленных больных (больных с подозрением на ОКИ) и носителей возбудителей ОКИ осуществляется по клиническим и эпидемиологическим показаниям.

Госпитализации подлежат больные с тяжелыми и среднетяжелыми формами ОКИ у детей в возрасте до 2 лет и у детей с отягощенным преморбидным фоном, больные всех возрастов с наличием сопутствующих заболеваний, больные затяжными и хроническими (при обострении) формами болезни, больные ОКИ различными формами при невозможности соблюдения противоэпидемического режима по месту жительства (выявления больного), больные ОКИ из числа декретированного контингента, больные ОКИ различных возрастов, находящиеся в учреждениях закрытого типа.

6.11. Обязательному лабораторному обследованию на ОКИ в эпидемическом очаге подлежат выявленные больные с симптомами (или выборка больных с одинаковой симптоматикой, заболевших в течение одного инкубационного периода), лица, общавшиеся с больными, лица из числа декретированного контингента.

Перечень и объемы лабораторных исследований в эпидемическом очаге или при эпидемическом подъеме заболеваемости определяет специалист, отвечающий за проведение эпидемиологического расследования.

6.12. В эпидемическом очаге с целью выявления путей и факторов передачи возбудителя также проводят лабораторное исследование проб окружающей среды, в том числе остатков пищевого продукта или блюд, сырья, воды, смывов с кухонного оборудования, инвентаря и другие.

Лабораторные исследования объектов внешней среды (вода, пищевая продукция и другие) проводятся организациями, обеспечивающими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Объем и перечень лабораторных исследований определяет специалист, отвечающий за проведение эпидемиологического расследования.

6.13. Осмотр и выявление больных в эпидемических очагах осуществляют врачи клинических специальностей (инфекционисты, терапевты, педиатры и другие).

Наблюдение за лицами, подвергшимися риску заражения в эпидемических очагах (контактные лица), проводится медицинскими работниками по месту жительства или по месту работы контактного лица.

За контактными лицами, относящимися к декретированному контингенту, детьми, посещающими детские дошкольные организации и летние оздоровительные организации, медицинское наблюдение осуществляется не только по месту жительства, но и по месту работы (учебы, отдыха).

Результаты медицинского наблюдения отражаются в амбулаторных картах, в историях развития ребенка, в стационарах - в историях болезни (при регистрации очага в стационаре).

Длительность медицинского наблюдения составляет 7 дней и включает опрос, осмотр, наблюдение за характером стула, термометрию.

6.14. В случае несоответствия качества воды действующим гигиеническим нормативам, наличия информации о перебоях в подаче воды населению, аварийных ситуациях органами, осуществляющиими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выдается предписание в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о проведении ревизии систем водопользования (водоснабжения и канализования), принятию мер по ликвидации технических неисправностей, введению режима гиперхлорирования и питьевого режима в организациях, подвозу питьевой воды населению.

При загрязнении открытых водоемов принимаются меры по их очистке, при необходимости вводятся ограничения на водопользование.

6.15. Фактор передачи (конкретный подозрительный на инфицированность пищевой продукт или вода) исключается из употребления до завершения всего комплекса противоэпидемических мероприятий в очаге.

6.16. Лицам, подвергшимся риску заражения, может проводиться экстренная профилактика с назначением бактериофагов, иммуномодуляторов, противовирусных и антибактериальных средств в соответствии с инструкцией по применению препаратов.

При наличии вакцин против возбудителя инфекции может проводиться иммунизация лиц, подвергшихся риску заражения, или определенных контингентов из числа декретированных групп.

6.17. На период проведения лабораторных обследований лица, подвергшиеся риску заражения и не относящиеся к декретированному контингенту, не отстраняются от работы и посещения организации при отсутствии клинических симптомов заболевания, если иные требования в отношении отдельных патогенов не предусмотрены санитарным законодательством.

6.18. В случае, если по результатам эпидемиологического расследования предполагается пищевой путь реализации механизма передачи инфекции, принимаются меры по временному приостановлению деятельности объекта, с которым связана групповая заболеваемость, или временному отстранению персонала, связанного с приготовлением и реализацией пищевых продуктов, предполагаемых в качестве фактора передачи инфекции (до получения результатов лабораторных исследований).

6.19. При возникновении потенциальной угрозы распространения ОКИ, в частности, на фоне экстремальных природных (резкие повышения температуры воздуха, паводки, наводнения, ливни и другие) и социальных (отключение электроэнергии городов и поселков, эпидемически значимых объектов, перемещения беженцев и другие) явлений противоэпидемические мероприятия должны быть направлены на:

- усиление мероприятий по надзору за эпидемически значимыми объектами, в первую очередь организациями пищевой промышленности, общественного питания, водопользования и другими на конкретной территории с применением методов лабораторного контроля;

- организацию санитарно-эпидемиологического контроля в пунктах временного нахождения пострадавшего населения;

- активное выявление больных (носителей) среди лиц, относящихся к декретированным категориям;

- проведение иммунизации по эпидемическим показаниям;

- назначение средств экстренной профилактики лицам, подвергшимся риску заражения;

- проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных обработок эпидемически значимых объектов;

- разъяснительную работу с населением.

Алгоритм забора крови для серологического исследования

1. Приготовьте чистую сухую пробирку и штатив

2. Придайте пациенту  удобное положение

3. Объясните пациенту суть процедуры

4. Положите под локтевой сустав клеенчатую подушечку, наденьте

    перчатки

5. На среднею треть плеча наложите резиновый жгут

6. Попросите пациента сжать и разжать кулак, одновременно

    обрабатывая область локтевого сгиба стерильным ватным шариком,

    смоченным 70 спиртом.

7. Проколите локтевую вену ,наберите 10мл крови

8. Приложите к месту прокола шарик со спиртом, удалите иглу из вены

          9.  Снимете с плеча жгут

          10.  Отправить пробирку с направлением в серологическую

                лабораторию


Список рекомендуемых источников:

  1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016.
  2. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2014. – (Медицина для вас).
  3. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015.

      4. Учебник «Сестринское дело при инфекционных заболеваниях» В.А. Малов Москва 2015г.

       5. Учебник «Инфекционные  болезни» Н.Д. Ющук, Н.В. Астафьева Москва 2015г.

       6 . Руководство по инфекционным болезням под редакцией проф. В.Н. Покровского Москва 1977г

        7.   Монография «Неотложные состояния у инфекционных больных» С.Н. Соринсон Медицина 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие "Сестринский уход при инфекционных заболеваниях".

УчУчебное пособие по ПМ 02. "Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах",МДМДК 02.01. Сестринский уход при различных состояниях и заболеваниях. Сестринский уход при инфекцио...

Презентации теоретического материала "Сестринский уход при инфекционных заболеваниях"

Презентации теоретического материала "Сестринский уход при инфекционных заболеваниях"Тема №1. Основные сведения об инфекционных болезняхТема №3. Понятие об эпидемическом процессе. Противоэпидемические...

Методической разработка ПМ. 02 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» по теме «Сестринский уход в хирургии»: Асептика

Санкт-Петербургское государственное бюджетноепрофессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»__________________________________________________________________...

Учебно-методический комплекс по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК. 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях 0201.8. Сестринский уход при инфекционных болезнях

Учебно-методический комплекс по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК. 02. 01.  Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях 0201.8.  Сестринск...

Сестринский уход при инфекционных заболеваниях

Инфекционные болезни ("infectio" - заражение) - этогруппа заболеваний, которые вызываются проникновением в организм болезнетворных (патогенных) микроорганизмов, таких как гриб...

Рабочая тетрадь по МДК.02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Раздел 1 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля)» по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Данная рабочая тетрадь разработана с учетом рабочей программы для специальности «Сестринское дело» по МДК.02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Раздел 1 Се...