Методическая разработка на тему "Капитальные вложения"
методическая разработка на тему

Латыпова Венера Римовна

В методической разработке дана методика проведения занятия по теме "Капитальные вложения" с использованием следующих методов обучения: проблемно-ориентированная дидактическая игра, частично-поисковый метод, дискуссия с использованием метода "одно из двух", обьяснение. Методическая разработка интересна тем, что теоретический материал предлагается с использованием традиционных методов обучения, студенты проявляют инициативность и доброжелательность. развивают свои коммуникативные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_kapitalnye_vlozheniya.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан

ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз-техникум»

Методическая разработка

открытого урока

по дисциплине «Экономика организации»

Тема: «Капитальные вложения»

для специальности 120714 Земельно-имущественные отношения

                

                                        Рассмотрена и рекомендована предметной

                                                            (цикловой) комиссией № 3

                                        ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз-техникум»

                                                               Протокол № __ от «___» __________2014 г.

                                                             Преподаватель Латыпова В.Р.

                                

                                                                

Уфа 2014

Аннотация

        В методической разработке дана методика проведения занятия по теме: «Капитальные вложения» с использованием следующих методов обучения: проблемно-ориентированная дидактическая игра, частично-поисковый метод, дискуссия с использованием метода «одно из двух», объяснение.

        Автор предлагает подробный план занятия и структуру урока. С учетом времени обучающиеся должны на различных этапах решать тестовые задания, сканворды, отвечать на теоретические вопросы, аргументированно отвечать на поставленные вопросы, адекватно реагировать, слушать, уметь самостоятельно выполнять задания.

        Методическая разработка интересна тем, что теоретический материал предлагается с использованием традиционных методов обучения, студенты проявляют инициативность и доброжелательность, развивают свои коммуникативные способности, нет диктата со стороны преподавателя.

        Автор предлагает использовать методическую разработку при проведении комбинированного урока.

        

Цели методической разработки:

        а) Дидактическая – методическая разработка написана для преподавателей экономических дисциплин с целью использования данного материала в качестве дидактического и теоретического пособия в проведении занятий со студентами.

        б) Воспитательная – повышает ответственность студентов за результат работы команды (микрогруппы), способствует развитию таких качеств характера как доброжелательность, взаимовыручка. В результате коллективной работы студенты учатся слушать и оценивать мнение и решение других, анализировать, делать выводы, учатся работать в коллективе;

        в) Развивающая – развивает у студентов способности наблюдательности, логического мышления, обеспечивает условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли. Студенты учатся применять полученные знания при решении поставленных задач, вносят при необходимости коррективы, оценивают качество представленных материалов.

План  занятия №

Дата:___________ Группа 11 ЗИО

Преподаватель: Латыпова Венера Римовна

по дисциплине: Экономика организации

для специальности 120714 Земельно-имущественные отношения

Тема:  Капитальные вложения

Цели: дидактические: проверить полученные на предыдущих занятиях знания, научить студентов методике определения показателей эффективности капиталовложений, научить осмысливать информацию и делать выводы;        

воспитательные и развивающие: способствовать формированию у студентов ответственности за коллективное дело, развитию творческого и экономического мышления студентов, привлечению всех полученных ими знаний и навыков к рассмотрению принимаемых решений.

Вид занятия: урок

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы обучения: проблемно-ориентированная дидактическая игра, частично-поисковый, дискуссия с использованием метода «одно из двух», объяснение.

Наглядные пособия, оборудование: школьно-письменные принадлежности (карандаши, ручки, линейка, фломастер), тестовые задания, сканворд, оценочные ведомости, рабочая тетрадь, классная доска.

Мотивация познавательной деятельности: данная тема очень важная, т.к. капитальные вложения являются необходимым и непременным условием развития современной экономики,  анализ капитальных вложений дает возможность определить наличие необходимых ресурсов и возможные направления их привлечения для повышения эффективности деятельности предприятия.

Место проведения: кабинет.

Норма времени:  90 минут.


Ход урока

№ п/п

Содержание

Норма времени

Студенты должны знать, уметь

1

2

3

4

1.

Рекомендации преподавателя по проведению занятия

3 мин.

1.1.

Организационный момент:

- запись отсутствующих и выявление причин;

Реагировать на действия преподавателя и слушать

- заполнение группового журнала;

- проверка оборудования кабинета и подготовленности к уроку (плакатов, учеников, таблиц, наличия школьно-письменных принадлежностей)

1.2.

Сообщение темы, целей урока

Воспринимать сообщения

2

Установка преподавателя на восприятие студентами учебно-дидактического материала:

5 мин.

- содержание игрового замысла

Слушать, записывать, адекватно реагировать на сообщения

- правила игры и игровые действия (таблица «Сводная ведомость рейтинга студентов»)

2.1

Самоопределение студентов в микрогруппы:

Владеть приемами самоорганизации, самоопределения, креативными способностями, т.е. быстро воспринимать, анализировать, принимать нестандартные решения

- создать 4 игровые группы

- выбрать руководителя микрогруппы

3

Работа в микрогруппах:

Слушать, адекватно реагировать

- выдать задания, охарактеризовать содержание

2 мин.

3.1.

Первый этап работы:

4 мин.

Выделить проблему и распределить задания

- самостоятельная работа студентов: изучение содержания заданий и распределение их между участниками микрогруппы (осуществляет руководитель микрогруппы)

3.2.

Второй этап работы:

- работа малых микрогрупп: выполнение задания № 1 - тесты: из предлагаемых вариантов выбрать правильный ответ

5 мин.

Применять на практике знания, полученные на занятиях

- выполнение задания № 2 - Сканворд

10 мин.

Анализировать и применять на практике знания, полученные на уроках

- выполнение задания № 3 - ответы на вопросы

5 мин.

- выполнение задания № 4 - карточка «Одно из двух»

выступление руководителей микрогрупп:

- ответы на вопросы

11 мин.

Уметь дискутировать и аргументировать свою точку зрения

4

Подведение итогов работы микрогрупп, выставление оценок

3 мин.

5

Изложение нового материала по вопросам:

  1. Понятие капитальных вложений, их состав.
  2. Источники КВ.
  3. Экономическая эффективность КВ.

30 мин.

Уметь воспринимать новую информацию

6

Закрепление материала по пройденным вопросам темы. Выполнение группой тестовых заданий или решение вариативной задачи (коллективная мыслительная деятельность)

10 мин.

Применять знания, полученные на уроке

7

Домашнее задание студентам: Петранева Г.А. Экономика сельского хозяйства, стр. 257-269

2 мин.

Подготовиться к практической работе

Методика проведения занятия

Чтобы урок получился красивым и более эффектным к нему следует хорошо подготовиться: подобрать методический материал, оформить необходимый раздаточный материал, наглядные пособия.

Необходимо мотивировать познавательную деятельность.

Ход урока отображается в его элементах: организационный момент в начале урока, т.е. взаимное приветствие студентов и преподавателя, отметка темы в журнале, отметка отсутствующих студентов, визуальная проверка готовности аудитории и студентов к уроку, преподаватель должен придать студентам деловой настрой.

Следующий элемент урока – проверка ранее усвоенного пройденного материала - имеет цель закрепления изученного и применения полученных знаний и умений на практике. В зависимости от цели намечается проблемно-ориентированная дидактическая игра, частично-поисковый, дискуссия с использованием метода «одно из двух», объяснение нового материала. Организуя дискуссию с использованием метода «одно из двух» преподаватель определяет уровень знаний и выявляет общие взгляды и убеждения.

Каким бы опытным, глубоко знающим свою дисциплину, владеющим основами педагогики и особенно методики не был педагог, я считаю, что для проведения занятий необходимо не только составить план занятий, но и оформить конспект нового материала.

Тема: «Капитальные вложения (КВ)»

1. Понятие капитальных вложений, их состав.

2. Источники КВ.

3. Экономическая эффективность КВ.

  1. Капитальные вложения – это затраты предприятия на пополнение, расширение, совершенствование, реконструкцию, строительство основных средств как производственного, так и непроизводственного назначения.

Более конкретно к капитальным вложениям относятся затраты:

  1. На строительно-монтажные работы;
  2. На приобретение тракторов, комбайнов, транспортных средств;
  3. Закладка многолетних насаждений;
  4. На формирование основного стада;
  5. На мелиорацию земель;
  6. На развитие социальной инфраструктуры;
  7. Другие работы и затраты долговременного (капитального) характера.

Все перечисленные направления и образуют понятие КВ.

  1. Различают следующие источники КВ:
  1. Самым главным основным источником КВ является прибыль от основной деятельности: предприятия, производя продукцию, ее реализуя, получают выручку. Из нее покрывают затраты и должна остаться  прибыль, которая идет на обновление техники и на строительство. Но последние 10 лет в условиях инфляции экономической нестабильности возникли большие трудности с КВ:

- например в с/х произведенную продукцию реализует по низкой цене – выручка малая;

- топливо, удобрения, техника, запчасти очень дорогие – затраты большие;

- очень часто выручка меньше, чем затраты – убыток, поэтому нет средств.

  1. Следующим источником КВ является частичное бюджетное финансирование: 70-80-е гг. государство выделяло много средств СХП на приобретение техники и на строительство. Но сегодня этого нет – у государства нет средств. Сегодня государство выделяет денежные средства, но очень мало на строительство дорог, на газификацию населенных пунктов, на дотации.
  2. Если не хватает собственных средств, то можно взять кредит в банке.
  3. Сегодня разрешена покупка техники по лизингу: сначала при приобретении техники СХП оплачивает только определенный процент (20%), а оставшуюся сумму выплачивает в рассрочку;

  1. КВ в СХП осуществляются с той целью, чтобы получить дополнительную продукцию, а значит и дополнительную прибыль, но в жизни нередко бывает так: вложены огромные суммы средств, но отдачи от КВ нет, эффективность низкая. Чтобы выяснить, есть ли отдача от КВ, эффективность КВ, изучают следующие показатели:

- срок окупаемости, например построен коровник на 80 млн. руб. раньше до КВ от реализации молока с/х п получило за год 14 млн.руб. прибыли. Сейчас получает 22 млн.руб. прибыли. Дополнительная прибыль от КВ = 22-14=8 млн.руб.

Срок окупаемости = 80/8=сумма КВ/доп. прибыль от КВ=10 лет.

Срок окупаемости показывает, через сколько лет вложенные капитальные вложения возвратятся (окупятся)  за счет дополнительной прибыли. Чем меньше срок окупаемости, тем лучше, выше эффективность КВ.

- коэффициент эффективности КВ

Кэф.КВ = доп.прибыль от КВ/сумма КВ=8/80=0,1

На рубль КВ получено дополнительной прибыли 10 копеек.

Приложение № 1

Тесты

Тема: «Рынок средств производства»

  1. Средства производства – это …

а) всеобщие материальные условия процессов труда (здания, сооружения, дороги, каналы и т.д.);

б) совокупность предметов труда и средств труда, используемых для создания материальных благ;

в) все виды продукции, которые производились как в текущем году, так и в предыдущем  периоде в серийном или массовом порядке;

г) условия и формы получения материальных благ, побуждающие работников к активному участию в общественно-полезном труде.

  1. Понятие «производительность труда» включает…

А) затраты труда на производство единицы продукции

Б) меру количества затраченного труда

В) самостоятельность производственной деятельности кадров предприятия

Г) количество произведенной продукции за единицу рабочего времени.

  1. К средствам производства относятся:

а) машины, трактора, комбайны, земля, труд и т.д.

б) ЖКХ, столовые, бани, дома культуры;

в) денежные средства и готовая продукция;

г) организационные расходы, патенты, лицензии, товарные знаки.

  1. В аграрной, добывающей, рыбной отраслях … - это объект хозяйствования, одновременно выступающая и «предметом труда» и «средством труда»

а) земля;

б) товар;

в) капитал;

г) предприятие.

  1. Капитал – это …

а) потребность в товарах и услугах;

б) материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства;

г) сумма бюджетов всех уровней.

  1. Средство производства, которое обычно оценивают по социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному параметрам:

а) земля;

б) капитал;

в) труд;

г) техника.

  1. Комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовлетворения производственных потребностей – это:

а) предметы потребления;

б) предметы труда;

в) материальные затраты;

г) нет правильного ответа.

Приложение № 2

Сканворд

З

Л

Я

Л

Ф

И

К

Е

М

З

И

И

М

А

Г

Н

И

Н

С

О

Ц

И

Н

Т

Е

И

Н

И

Н

А

Л

О

Т

О

Я

И

Н

Н

Г

Д

Р

И

А

В

О

Р

У

Б

Н

Ц

И

И

Т

П

А

Г

Щ

У

Л

Е

Р

Л

Б

Е

М

Ь

Т

О

А

Е

С

И

Н

И

И

Н

З

Т

Ь

О

Д

З

С

Р

В

Т

С

О

В

А

О

А

У

И

Т

О

Б

  1. Главное средство производства. (земля)
  2. Долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств. (лизинг)
  3. Основной фактор повышения эффективности использования земли на сельскохозяйственном предприятии. (интенсификация)
  4. Система непрерывного наблюдения за состоянием земельного фонда. (мониторинг)
  5. Безвозмездный обязательный платеж  в бюджет на единицу земельной площади. (налог)
  6. Нововведения в производство как результат научных исследований и открытий. (инновации)
  7. Целесообразная деятельность человека для создания материальных благ и других потребительских ценностей. (труд)
  8. Сопоставление потребности в труде с его возможным фондом. (баланс)
  9. Временная незанятость трудоспособного населения, экономически активного возраста. (безработица)
  10.  Способность конкретного труда производить определенное количество продукции за единицу рабочего времени за 1 чел-час, за 1 чел-день. (производительность)
  11. Любые материальные объекты, обладающие полезностью, и права на них, т.е. находящиеся в чьей-либо собственности, принадлежащие кому-либо. (имущество)

Приложение № 3

Вопросы

  1. Что относится к средствам производства?

  1. Совокупность вещей, на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовлетворения производственных потребностей – это …

  1. Орудия труда, с помощью которых люди воздействуют на предметы труда (машины, станки, инструменты) и всеобщие материальные усилия процесса труда (производственные здания и сооружения, дороги, каналы) – это …?

  1. Показатель, характеризующий степень оснащенности труда ОПФ; определяется отношением среднегодовой стоимости ОПФ на численность среднегодовых работников.

  1. Затраты (человеко-час) на единицу продукции, включаемые в совокупность показателей уровня производительности труда – это…

Приложение № 4

Карточка «Одно из двух»

Хороший специалист – кто он?

Выберите из двух утверждений одно и поставьте в соответствующей колонке знак (+) (или другой), который отметил бы выбранное Вами положение.

При анализе состава трудовых ресурсов сельскохозяйственного предприятия квалификация работников не важна.

При анализе состава трудовых ресурсов сельскохозяйственного предприятия квалификация работников имеет определяющее значение.

Земля отличается от других ресурсов, используемых в сельском хозяйстве, т.к. не создана человеком.

Земля как природный ресурс приносит доход только с применением к ней  труда человека.

Есть хорошие специалисты, и есть плохие специалисты, и от этого никуда не деться

Любой специалист, получив надлежащую подготовку и мотивацию, может работать очень эффективно

Хороших специалистов волнуют результаты их работы

Хорошие специалисты настолько уверены в себе, что никогда не беспокоятся о результатах своей работы

Хороший преподаватель всегда побеждает в спорах со студентами

Хороший преподаватель всегда выслушает и примет точку зрения студента

Сводная ведомость рейтинга студентов

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Всего баллов

тах.

кол-во баллов

7

11

5

10

33

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

        Составляется преподавателем или на доске, или на отдельном ватмане фломастером.

        От 28 – 33 баллов         -        «5» (отлично)

              27 – 22 баллов                -         «4» (хорошо)

                21 – 16 баллов         -        «3» (удовлетворительно)

              15 баллов                -        «2» (неудовлетворительно)

1. Дайте понятие капитальных вложений:

а) это все затраты предприятия на покупку с/х машин;

б) это затраты, направленные на расширение, пополнение основных средств;

в) это затраты на выращивание и уборку зерновых;

г) это затраты на возделывание и уборку всех с/х культур.

2. Срок  окупаемости показывает…

А) через сколько лет предприятие планирует приобрести сельхозтехнику,

Б) через сколько лет предприятию необходимо полностью заменить сельхозтехнику,

В) через сколько лет вложенные капитальные вложения возвратятся (окупятся) за счет дополнительной прибыли;

Г) сколько лет требуется предприятию для накопления денег на новую сельхозтехнику.

3. Чем больше срок окупаемости капитальных вложений, тем…

А) хуже для предприятия

Б) лучше для предприятия

В) показатель не имеет значения для деятельности предприятия

Г) недостаточно данных для расчета

4. Капитальные вложения осуществляются с целью…

А) возврата вложенных денежных средств,

Б) прогнозирования объема продаж,

В) снижения налогов,

Г) получения дополнительной прибыли

Список литературы

  1. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях 2001 г.
  2. Петранева Г.А. Экономика сельского хозяйства, Москва – 2012.
  3. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия), Кнорус Москва – 2011.

РЕЦЕНЗИЯ

         

        Методическая разработка открытого урока на тему: «Капитальные вложения», составленная преподавателем  Латыповой В.Р., отвечает  современным требованиям и закономерностям педагогического процесса.

Цели, определенные методической разработкой урока, направлены на формирование механизмов самостоятельного мышления студентов, а не на пассивное восприятие материала.

        В предложенном виде и типе урока соблюдены структурные элементы комбинированного урока. Логическая последовательность элементов урока, применения дидактического материала способствуют освоению студентами компетенций Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности Земельно-имущественные отношения.

        В ходе занятия Латыпова В.Р. планирует применение следующих методов обучения: проблемно-ориентированная дидактическая игра, частично-поисковый, дискуссия с использованием метода «одно из двух», объяснение нового материала.

         Разнообразные приемы изучения нового материала, закрепления изученного, способствуют  решению дидактической проблемы - активизации познавательной и мыслительной деятельности  студентов в процессе обучения.

        Выдача домашнего задания производится в форме самостоятельного повторения материала и подготовки к практическому занятию.

        Латыповой В.Р. следует более широко применять ТСО при проведении урока.

Рецензент:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытый урок дисциплина ОП. 01 «Экономика организации» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» Тема: Капитальные вложения. Эффективность капитальных вложений

Изучение темы урока: капитальные вложения и их эффективное использование является актуальной и имеет большое  значение при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности в условиях рыночной...

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Методическая разработка учебного занятия "Ценные бумаги, как способ вложения денежных средств"

Методическая разработка учебного занятия "Ценные бумаги, как способ вложения денежных средств" г. Омск (г. Новосибирск). Группа №1.Слушателей дополнительной профессиональной программы (...