ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО И ВОЛОНТЁРСТВО В КГСТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
статья по теме

Участие молодых людей в волонтёрском движении способно помочь решить важную задачу повышения ее конкурентоспособности и профессиональной компетентности за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности; увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных, общих и профессиональных компетенций, необходимых для их дальнейшего трудоустройства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гневашева Т.В., 

преподаватель ПЦК

социально-экономических дисциплин

ГБПОУ «Коркинский горно-строительный

техникум", г.Коркино, РФ

gtv1956@mail.ru

ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО И ВОЛОНТЁРСТВО  В КГСТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Каждому человеку даются особые дарования для служения всем: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петра 4, 10). Социальное служение – это служение любви и милосердия к ближнему. Оно является формой благотворительной помощи и представляет собой вклад в развитие общественного блага. Социальное служение является феноменом развития гражданского общества, что способствует отведению огромной роли бескорыстному и добровольному выполнению социальных услуг. Главные черты социального служения:  бескорыстие; добровольность; социальная значимость деятельности.

Социальное служение можно рассматривать как образовательный (в единстве обучения, воспитания, развития) процесс, направленный на приобретение жизненных умений, инициирующих личностный рост и индивидуальное развитие, межличностное общение и взаимодействие, самоопределение его участников. Оно  имеет четыре  основные направления:  добровольчество;  благотворительность;  правозащитная деятельность;  миротворчество. Более значимыми в социальном служении являются добровольчество и благотворительность.

Добровольчество  как  социальное  явление  существовало  практически  на протяжении  всего  исторического  развития  человечества. Термин «добровольчество» стал использоваться с середины 80-х гг. 20 в. Исследователь  Л.Е.  Сикорская  определяет  добровольчество  как  форму социального служения, осуществляемого по свободному волеизъявлению граждан, направленного на бескорыстное оказание социальных услуг людям, их поддержку, защиту,  личностное  развитие  [2].  Современный этап развития гражданского общества характеризуется развитием и институализацией добровольческой деятельности в волонтёрское движение. Волонтёрство всегда приравнивали к добровольной деятельности, так как понятия имеют одинаковый смысл. В основе любого волонтерского движения лежит принцип: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому».  Существует множество понятий волонтёрства. В словарях волонтёрство трактуется как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Правовая основа развития волонтёрства в России была заложена рядом законодательных актов: Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ; Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ; Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р. Основы государственной политики в отношении волонтёрства сформулированы в «Концепции развития благотворительной деятельности и добровольчества» от 30.07.2009 №1054-р.

В 2015 году государственная политика по развитию добровольчества приобрела системный характер. Важным событием стало признание добровольчества в качестве одной из форм патриотического воспитания граждан. Как следствие, в государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493, был включен раздел «Развитие волонтерского движения как важного элемента системы патриотического воспитания молодежи». Функции координатора Программы возложены на Росмолодежь.

В ноябре 2017 года Президент России Владимир Путин подписал указ о Дне добровольца (волонтера), который будет ежегодно отмечаться 5 декабря в соответствии с Указом Президента РФ от 27.11.2017 № 572 "О Дне добровольца (волонтера)"). 2018 год в Российской Федерации Указом Президента России В.В. Путина от 06.12.2017 № 583 объявлен Годом добровольца (волонтёра).

Выступая 21 февраля 2018 года в Общественной палате РФ на  первом заседании организационного комитета по проведению в России Года добровольца (волонтёра),  Министр образования и науки РФ, заместитель председателя оргкомитета по проведению в РФ Года добровольца О.Ю. Васильева отметила, что волонтёрство является  мощным ресурсом вовлечения молодёжи в социальную деятельность.

Студенческая молодежь как социальная группа является разновидностью группы «молодежь». Студенческое волонтёрство как социальный феномен приобретает сегодня всё большее звучание в общественной жизни страны. Волонтёрская деятельность (добровольчество) способствует раскрытию у студенчества личностного потенциала и может выступать базой социального ориентирования и социализации в русле служения обществу. Волонтёрское движение в студенческой среде имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Прежде всего, это гарантия того, что выпускники учебного заведения  смогут стать честными и открытыми в любое время готовыми на бескорыстную помощь каждому нуждающемуся.

Участие молодых людей в волонтёрском движении способно помочь решить важную задачу повышения ее конкурентоспособности и профессиональной компетентности за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности; увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных, общих и профессиональных компетенций, необходимых для их дальнейшего трудоустройства.

Волонтёрство в образовательных организациях среднего профессионального образования  – это добровольческая деятельность, осуществляемая обучающимися и персоналом техникума. Добровольческая деятельность и благотворительность (социальное служение)  в Коркинском горно-строительном техникуме (КГСТ) стало развиваться в рамках работы «ЭКО-клуба», цикл «Молодежь, религия и бизнес», руководителем которого  является автор этих строк на протяжении более 15 лет. За эти годы были  неоднократно проведены открытые внеклассные мероприятия по темам «Социальная работа с молодежью. Роль социального служения в решении проблем молодежи», «Социальное служение и молодежь», «Христианские добродетели и их роль в социализации современной молодежи», «Духовное богатство человека» и др. В этих мероприятиях  принимают участие  представители Церкви, ученики воскресной школы, социальные работники, представители предпринимателей, молодежных организаций.

На таких мероприятиях  рассматриваются  вопросы о социальной работе с молодежью и  роли социального служения в решении проблем молодежи; участие студентов КГСТ в деле социального служения обществу. В процесс социального служения (добровольческую деятельность и благотворительность) за эти годы вовлекались студенты разных курсов и не только экономических, но и технических специальностей.  Стимулировалась и поддерживалась активность молодежи, студентов техникума, направленная на действенное участие в разрешении проблем сограждан; развивались различные формы социального служения и реальной социальной помощи, которые могут осуществить молодые люди, студенты,  по отношению к людям, переживающим трудности: инвалидам, одиноким старикам, детям, оставшимся без родительской поддержки, Церкви  и др. Вовлечение студентов техникума в социальное волонтёрство происходило для того,   чтобы они    получили положительный опыт участия в решении проблем, имеющих общественное значение. В 2014 году, по желанию студентов, в техникуме  было организованно волонтёрское движение, в состав которого вошли  19 человек, большую часть из которых представляли студентки, имеющие опыт социального служения через работу «ЭКО-клуба».  С этого времени в техникуме стали развиваться  2 направления волонтёрства  (добровольчества). Первым направлением волонтёрства (добровольчества) считается «ЭКО-клуб», цикл «Молодежь, религия и бизнес». Вторым направлением  стала деятельность волонтёрского отряда «Чип и Дейл», в состав которого в настоящее время входят более 30 человека, в том числе имеющих опыт социального служения через работу «ЭКО-клуба».

На первоначальном этапе волонтёрство в техникуме носило не системный характер, подобно кружкам по интересам и не имело структуры, от которой зависело его дальнейшее развитие; наблюдалось отсутствие  единого организованного волонтёрского движения; не  существовало достаточного методического обеспечения организации волонтёрской деятельности. В то же время вся воспитательная работа в техникуме и такая общественная организация техникума как Парламент  строли свою деятельность, используя методы и подходы волонтёрской деятельности, то есть потенциал для развития волонтёрского движения в КГСТ реально существовал. Тем более, проведенные социологические исследования среди студентов показали необходимость активного развития его в техникуме.

Для того чтобы перевести волонтёрство в действующую рабочую силу, техникуму, по результатам социологических исследований, было предложено разработать Программу «Повышение вовлеченности студентов в волонтёрское движение техникума»; хорошо проработать все этапы организации волонтёрской деятельности на должном уровне в своем образовательном пространстве. Было предложено  ввести поощрительные мероприятия (например, «Лучший волонтёр года», празднование Дня волонтёров); формы отчета для волонтёра,  предоставление рекомендаций или специальных сертификатов, письма благодарности, "Личная книжка волонтёра" и другое.

В последующие годы техникумом были учтены большинство пожеланий и рекомендаций для развития волонтёрского движения, его популяризации среди студентов техникума. В настоящее время анализ волонтёрства (добровольчества) в техникуме  в целом свидетельствует о эффективном  развитии волонтёрского движения в нём. Об этом говорит, прежде всего, образование полноценного волонтёрского отряда под названием «Чип и Дейл», который имеет свой девиз «Чип и Дейл спешат на помощь». Волонтёры участвуют во многих мероприятиях и социальных программах  не только техникума, но и города. В ходе своей работы волонтёрский отряд «Чип и Дейл» формирует  отчеты о проделанной работе;  ведется активная разработка программы для волонтёров, а так же инструкций и положений. Волонтёры отряда оказывают помощь и поддержку пожилым людям, ветеранам Великой отечественной войны, сиротам в детских домах; помогают в проведении спортивных соревнований; оказывают помощь в организации культурно-развлекательных и гражданско-правовых  мероприятий.

Волонтёрский отряд техникума ведет активное сотрудничество с Центром волонтерских объединений (ЦВО) Общественной молодежной палаты  при Собрании депутатов Коркинского муниципального района (КМР). Это сотрудничество способствует  развитию потенциала волонтёрского движения в техникуме; продвижению и популяризации волонтёрских ценностей в КМР; подготовке волонтёров для участия в социально значимых проектах различных уровней; накоплению и распространению опыта работы по волонтёрским направлениям; обеспечению взаимодействия с волонтёрскими объединениями других городов, районов, округов Челябинской области с целью обмена опытом и последующего внедрения инновационных форм и методов работы.  Благодаря своей активной работе с сентября 2016 года, волонтёрский отряд «Чип и Дейл», занял достойное место среди других волонтёрских отрядов КМР.

31 января 2018 года Советом Федерации одобрен Федеральный закон № 15-ФЗ от 5 февраля 2018 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтёрства)», который  вступает в силу с 1 мая 2018 года. Этим  законом устанавливаются правовые основы регулирования отношений в сфере добровольческой (волонтёрской) деятельности. Согласно данному закону уточнено понятие и цели добровольческой (волонтерской) деятельности.

 "Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях указанных в пункте 1 статьи 2 Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [1]. 

Поправки уравнивают понятия «волонтёрство» и «добровольчество». Законом определен статус добровольцев (волонёров), их права и обязанности; предусмотрены требования, которым они должны соответствовать. Законом закрепляются отдельные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в указанной сфере, а также устанавливаются особенности привлечения добровольцев (волонтёров) для осуществления деятельности религиозных организаций. Кроме этого Федеральным законом в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтёрства) предусматривается формирование и ведение единой информационной системы, содержащей сведения об участниках добровольческой (волонтёрской) деятельности. 

Таким образом,  можно сделать вывод о том, что ключевым субъектом институционального регулирования волонтёрства является государство, а  объектом выступает общность волонтёров. Для динамичного развития волонтёрства в Российской Федерации требуется активное участие институтов гражданского общества и бизнеса,  в том числе учебные заведения.

КГСТ, как и каждое учебное заведение, постоянно ищет свой неповторимый, индивидуальный почерк в работе, который бы способствовал решению важнейшей педагогической задачи – формированию целостной, гармонично-развитой и социально-зрелой личности. Этому способствует вся образовательная среда техникума (в том числе и воспитательная система), которая  направлена на формирование личности студента, способного усвоить социальный опыт и ценностно-нравственные ориентации;  на усвоение студентами норм поведения, развитие самоконтроля и выдержки, выработке активной жизненной позиции, на совершенствование субъективно-духовного мира.

Постоянный поиск новых идей, новых направлений воспитательной работы, которые бы способствовали долговременным, положительным результатам в учебно-воспитательной деятельности, привел к развитию такого  направления в  воспитательной работе техникума как волонтёрская деятельность. Техникум необходимо  в своей образовательной среде продолжать активно развивать волонтёрство, так как оно  не только  позволяет раскрыть лучшие человеческие и гражданские качества у студенческой молодёжи, демонстрирует зрелость, но и приносит реальную пользу обществу, налаживает социальное партнерство.

____________

1. Федеральный закон № 15-ФЗ от 5 февраля 2018 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтёрства)».

2. Сикорская Л. Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров социальной работы // Социол. исследования. -2007.–No9. –С. 11-14.

3. Социальная работа с молодежью: Уч. пособие/ Под ред. д. п. н., проф. Н.Ф. Басова - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко" 2009. - С. 216


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная образовательная среда колледжа/ Проблемы и перспективы развития

Современный человек с детства погружен в информационную среду - он живет среди телевидения, радио, книг, журналов, компьютерных игр. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и в с...

Проблемы и перспективы развития банковского надзора в сфере операций по банковским вкладам

Введение           Работа по улучшению практики контрольных функций надзора требует изменения подходов в первую очередь к  имеющимся проблемам...

презентация на тему: Банковские карты в системе расчетов: состояние, проблемы, перспективы развития на примере АО «Россельхозбанк»

Презентационный материал содержит данные исследовательской работы по специальности "Банковское Дело"  по МДК "Организация ведения безналичных расчётов"...

2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие и социализация личности студентов медицинского колледжа"

2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие ...

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ V ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» 20-23 АПРЕЛЯ 2023 ГОДА

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТВ СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ V ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ«ФИЗИЧЕСКАЯ...