Рабочая программа учебной дисциплины "Основы бухгалтерского учета"
рабочая программа

Пименова Светлана Васильевна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_osnovy_buhgalterskogo_ucheta.docx120.55 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Академия управления городской средой, градостроительства и печати»

ПРИНЯТО

На заседании педагогического совета

Протокол №………..

«_____»__________20___г

УТВЕРЖДАЮ

Директор  СПб ГБПОУ «АУГСГиП»

_______А.М. Кривоносов

«_____»__________20___г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы бухгалтерского учета

для специальности

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Санкт-Петербург

 2019

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 69 от 05.02. 2018  г., зарегистр. Министерством юстиции (рег. № N 50137 от 26.02.2018г.

Рассмотрена на заседании методического совета

Протокол № ___

«_____»__________20___г

Одобрена на заседании цикловой комиссии  

«Экономики, сервиса и земельно-имущественных отношений»

Протокол № ___

«_____» ___________ 20___ г.        

Председатель цикловой комиссии

_______________________ С. В. Пименова

Разработчик:

Пименова С. В.,  преподаватель СПб ГБПОУ АУГСГиП

СОДЕРЖАНИЕ

               стр.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                   4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                   9

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                   17

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                   19


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ПО 04. «Основы бухгалтерского учета»

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

        

        Учебная дисциплина ОП 04. «Основы бухгалтерского учета» является обязательной частью профессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

        Учебная дисциплина «Основы бухгалтерского учета» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по профессии/специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:

ОК 01. - ОК 05.; ОК 09.- ОК 11 и профессиональных компетенций (ПК) ПК 1.1- ПК.1.4

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Формируемые ОК, ПК

Умения

Знания

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

  • распознавать задачу или проблему в профессиональном или социальном контексте;
  • анализировать задачу или проблему и выделять её составные части;
  • определять этапы решения задачи;
  • выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
  • составить план действия; определить необходимые ресурсы;
  • владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;
  • реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).
  • актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
  • основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
  • алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
  • методы работы в профессиональной и смежных сферах;
  • структуру плана для решения задач;
  •  порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.

ОК 02.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

  •  определять задачи для поиска информации;
  •  определять необходимые источники информации;
  • планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию;
  •  выделять наиболее значимое в перечне информации;
  • оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска.
  • основные методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
  • технологию поиска информации  в сети Интернет;
  • номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации;
  • формат оформления результатов поиска информации.

ОК 03.

 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

  • определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;
  •  применять современную научную профессиональную терминологию;
  • определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования.
  • содержание актуальной нормативно-правовой документации;
  • современная научная и профессиональная терминология;
  • возможные траектории профессионального развития и самообразования.

ОК04.

  Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

  • организовывать работу коллектива и команды;
  • взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности.
  • психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;
  •  основы проектной деятельности.

ОК05.

  Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

  •  грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе.
  • особенности социального и культурного контекста;
  • правила оформления документов и построения устных сообщений.

ОК 09.

  Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

  • обрабатывать  текстовую  табличную информацию;
  • использовать  деловую графику и мультимедиа информацию;
  • создавать презентации;
  • применять антивирусные  средства  защиты;
  • читать (интерпретировать)  интерфейс  специализированного программного  обеспечения,  находить контекстную  помощь,  работать с документацией;
  • применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;
  • пользоваться автоматизированными системами  делопроизводства;
  • применять методы и средства  защиты бухгалтерской информации
  • назначение, состав, основные характеристики организационной  и компьютерной техники;
  • -основные компоненты  компьютерных  сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
  • -  назначение и  принципы использования системного и прикладного  программного  обеспечения;
  • принципы защиты информации от несанкционированного  доступа;
  • - правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
  • - основные понятия автоматизированной обработки информации;
  • - направления автоматизации  бухгалтерской  деятельности;
  • - назначение,  принципы организации и эксплуатации бухгалтерских  информационных систем;
  • - основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

  • понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;
  • участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;
  •  строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;
  • кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые);
  • писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы.
  • правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;
  • основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);
  •  лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения;
  • правила чтения текстов профессиональной направленности.

ОК 11.

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

  • выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;
  •  презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности;
  • определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею;
  • определять источники финансирования.
  • основы предпринимательской деятельности;
  • основы финансовой грамотности;
  • правила разработки бизнес-планов;
  • порядок выстраивания презентации;

ПК 1.1.

Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;

  • принимать первичные бухгалтерские документы на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью;
  • проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
  • проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
  • проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
  • проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
  • организовывать документооборот;
  • разбираться в номенклатуре дел;
  • заносить данные по сгруппированным документам в регистры бухгалтерского учета;
  • передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
  • передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
  • исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
  • общие требования к бухгалтерскому учету в части документирования всех хозяйственных действий и операций;
  • понятие первичной бухгалтерской документации;
  • определение первичных бухгалтерских документов;
  • формы первичных бухгалтерских документов, содержащих обязательные реквизиты первичного учетного документа;
  • порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов, формальной проверки документов, проверки по существу, арифметической проверки;
  • принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;
  • порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;
  • порядок составления регистров бухгалтерского учета;
  • правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации.

ПК 1.2.

Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;

  • понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций; обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
  • конструировать поэтапно рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
  • сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
  • теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;
  • принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;
  • классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре;
  • два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета.

ПК 1.3.

Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы;

  • оформлять денежные и кассовые документы;
  • заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерии.
  • порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;
  • правила заполнения отчета кассира в бухгалтерии

ПК 1.4.

Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

  • применять нормативное регулирование бухгалтерского учета; соблюдать требования к бухгалтерскому учету; следовать методам бухгалтерского учета; использовать формы и счета бухгалтерского учета; документировать хозяйственные операции и вести бухгалтерский учет активов организации.
  • понятие корреспонденции счетов и бухгалтерских проводок; виды бухгалтерских проводок; порядок составления бухгалтерских проводок по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета; способы исправления ошибок в регистрах бухгалтерского учета; особенности учета процесса снабжения; особенности учета процесса производства; особенности учета процесса реализации

За счёт часов вариативной части:

  • производить группировку хозяйственных средств по составу (по видам) и по источникам их образования;
  • составлять бухгалтерские проводки и формулировать содержание хозяйственных операций; проводить учет готовой продукции и ее реализации; применять журнально-ордерную форму учета
  • функции и принципы бухгалтерского учета; пользователей бухгалтерской информации; элементы метода бухгалтерского учета; понятие калькуляции; классификацию учетных регистров.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов/зач.ед.

Объем образовательной программы

 86/2,39

в том числе:

Учебные занятия

64/1,78

из них:

практические занятия

 30

Промежуточная аттестация:

Экзамен 

6/0,17

Консультации к экзамену

4/0,11

Самостоятельная работа по подготовке к учебным занятиям

10/0,28

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену

2/0,05

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. ЕГО ОБЪЕКТЫ И ЗАДАЧИ

10

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Тема 1.1.

Хозяйственный учет: сущность, виды и учетные измерители

Содержание учебного материала

2

1

История бухгалтерского учета

2

Понятие о хозяйственном учете

3

Виды хозяйственного учета: оперативный, статистический и бухгалтерский учет.

4

Измерители, применяемые в учете

Тема 1.2.

Основные задачи, функции и требования к ведению бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

2

1

Основные задачи бухгалтерского учета

2

Требования к ведению бухгалтерского учета

3

Функции бухгалтерского учета

Тема 1.3.

Принципы бухгалтерского учета и пользователи бухгалтерской информации

Содержание учебного материала

2

1

Основные принципы бухгалтерского учета

2

Пользователи бухгалтерской информации

Тема 1.4.

Объекты, предмет, метод бухгалтерского учета и его основные элементы

Содержание учебного материала

2

1

Объекты бухгалтерского учета

2

Предмет бухгалтерского учета

3

Метод бухгалтерского учета и его основные элементы

Тема 1.5.

Правовая основа бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

2

1

Понятие организации бухгалтерского учета в РФ

2

Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете»

3

Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ

4

Международные стандарты финансовой отчетности

РАЗДЕЛ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

10

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

ПК1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

Тема 2.1.

Классификация хозяйственных средств по составу, размещению и источникам формирования

Содержание учебного материала

2

1

Классификация хозяйственных средств по составу и размещению

2

Классификация хозяйственных средств по источникам формирования

Практическое занятие № 1. «Классификация имущества и источников организации»

2

Тема 2.2.

Балансовый метод отражения информации. Виды балансов

Содержание учебного материала

2

1

Понятие бухгалтерского баланса, его значение и классификация

2

Строение и структура бухгалтерского баланса

3

Типы изменений баланса под влиянием хозяйственных операций

Практическое занятие № 2. «Бухгалтерский баланс»

2

Практическое занятие № 3. «Определение типа балансовых изменений»

2

РАЗДЕЛ 3. СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

20

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

ПК 1.1.Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;

ПК1.2.Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы;

 ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

Тема 3.1.

Система счетов бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

2

1

Бухгалтерские счета, их назначение и структура

2

Активные, пассивные и активно-пассивные счета

3

Открытие счетов бухгалтерского учета, выведение остатков на конец периода

Практическое занятие № 4. «Система счетов бухгалтерского учета»

2

Тема 3.2.

Двойная запись операций на счетах бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

2

1

Понятие двойной записи операций на счетах, бухгалтерская запись

2

Понятие корреспонденции счетов

3

Бухгалтерские проводки: простые и сложные

4

Обоснование метода двойной записи

Практическое занятие № 5. «Двойная запись»

2

Тема 3.3.

Счета синтетического и аналитического учета, составление оборотных ведомостей

Содержание учебного материала

2

2

1

Понятие и характеристики синтетического и аналитического счетов.

2

Субсчета

3

Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам

Практическое занятие № 6. «Синтетический учет. Составление оборотных ведомостей по счетам синтетического учета»

Практическое занятие № 7. «Аналитический учет. Составление оборотных ведомостей по счетам аналитического учета»

2

Тема 3.4.

Классификация счетов бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

2

1

Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре

2

Характеристика основных и регулирующих счетов

3

Характеристика распределительных и калькуляционных счетов

4

Характеристика результативных и забалансовых счетов

5

План счетов бухгалтерского учета, его значение и построение

Тема 3.5.

Оценка хозяйственных средств. Калькуляция

Содержание учебного материала

2

1

Оценка хозяйственных средств в балансе и в текущем учете.

2

Понятие калькуляции

3

Методы оценки запаса материальных ресурсов при списании их в производство

Практическое занятие № 8. Решение задач на методы оценки материальных запасов, материальных ресурсов при списании в производство.

2

РАЗДЕЛ 4. ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

10

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

ПК 1.1.Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;

ПК1.2.Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы;

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

Тема 4.1.

Учет процесса снабжения

Содержание учебного материала

2

1

Понятие учета процесса снабжения, его отражение бухгалтерскими записями

2

Фактическая себестоимость приобретаемых материальных ценностей

Практическое занятие № 9. Расчет фактической стоимости заготовленных материальных ценностей, оформление их бухгалтерскими записями

2

Тема 4.2.

Учет процесса производства и процесса реализации

Содержание учебного материала

2

1

Понятие процесса производства и процесса реализации

2

Задачи учета процессов производства и реализации

3

Классификация затрат на производство.

4

Понятие прямых и косвенных затрат.

5

Фактическая себестоимость выпущенной продукции

6

 Отражение на счетах бухгалтерского учета процессов производства и реализации

Практическое занятие № 10. Расчет фактической себестоимости выпущенной продукции. Оформление бухгалтерскими записями процесса производства

2

Практическое занятие № 11. Определение финансового результата от реализации продукции. Оформление бухгалтерскими записями процесса реализации

2

РАЗДЕЛ 5. ДОКУМЕНТАЦИЯ

4

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

ПК 1.1.Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;

ПК1.2.Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы;

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

Тема 5.1.

Бухгалтерские документы

Содержание учебного материала

2

1

Сущность и значение документов

2

Классификация документов

3

Требования, предъявляемые по содержанию и оформлению бухгалтерских документов

4

Документооборот, его правила

5

Порядок заполнения приходных и расходных кассовых документов

Практические занятия № 12. «Заполнение приходных и расходных кассовых документов»

2

РАЗДЕЛ 6. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

10

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;

ПК1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы;

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

Тема 6.1.

Учетные регистры и способы  исправления ошибок в них

Содержание учебного материала

2

1

Понятие учетных регистров, классификация

2

Способы исправления ошибок в учетных регистрах: корректурный, способ «красное сторно» и способ дополнительной записи

3

Исправление ошибок в учетных записях и оформление бухгалтерских справок на исправление

Практические занятия № 13. «Способы исправления ошибок в учетных регистрах»

2

Тема 6.2.

Формы бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

2

1

Понятие форм бухгалтерского учета

2

Журнально-ордерная форма учета

3

Мемориально-ордерная форма учета

4

Упрощенная форма бухгалтерского учета

5

Автоматизированная форма организации бухгалтерского учета

Практические занятия № 14,15. «Журнально-ордерная форма учета»

4

Экзамен

6

Консультации к экзамену

4

Итого во взаимодействии с преподавателем

74

Самостоятельная  работа по подготовке к занятиям:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной экономической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем), выполнение домашних заданий по темам:

1. Изучение Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

2. Изучение и анализ плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций

3. Изучение структуры бухгалтерского баланса;

4. Решение задачи на составление бухгалтерского баланса;

5. Решение задач на классификацию счетов;

6. Изучение Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01);

7. Оформление решения задач на учет хозяйственных процессов

8. Решение задач на исправление ошибок в учетных записях и оформление бухгалтерских справок на исправление

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ к их защите.

10

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену

2

Всего:

86

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:

Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.

 Лаборатория Учебная бухгалтерия, оснащенная оборудованием:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- наглядные пособия (бланки документов, образцы оформления документов и т.п.);

- комплект учебно-методической документации.

- техническими средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением: MS Office 2016, СПС КонсультантПлюс, ГАРАНТ аэро, 1C Предприятие 8, 7-Zip, Bizagi, Bloodshed Dev-C++, CaseTransmitter, C-Free 5, IBM Software, Java, K-Lite Codec Pack;

 - мультимедиапроектор;

- экран.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд имеет  печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе.

Нормативные документы:

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ (в ред. от 26.07.2019 г.)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2. (в ред. от 26.07.2019 г.)
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации  (в ред. от 02.08.2019 г.)
  4. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденная приказом Минфина России от 29. 07. 98. № 34н. (в ред. от 11.04.2018 г.)
  5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31. 10. 00г. № 94н. (в ред. от 08. 11. 2010 г.)
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06. 10. 08г. № 106н. (в ред. от 28.04.2017г.)
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 28. 06. 2010г. № 63н. (в ред. от 06.04.2015 г.)
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (в ред. от 16.05.2016 г.)

Основные источники:

  1. Арзуманова Л. Л. Правовое регулирование бухгалтерского учета: учебник / отв. ред. Е. Ю. Грачева, Н. Ю. Орлова.. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016
  2. Елицур М. Ю. Экономика и бухгалтерский учет. Общепрофессиональные дисциплины: учебник / М.Ю. Елицур, В.П. Наумов, О.М. Носова, М.В. Фролова. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018. — 544 с. // Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php. Для СПО
  3. Кувшинов М.С. Бухгалтерский учет. Экспресс-курс : учебное пособие / М.С. Кувшинов. — Москва: КноРус, 2019. — 312 с. // Режим доступа: https://www.book.ru. Для СПО
  4. Стексова Ю.В. Основы бухгалтерского учета в схемах и таблицах : учебное пособие / Ю.В. Стексова. — Москва: КноРус, 2019. — 80 с. Режим доступа: https://www.book.ru. Для СПО
  5. Самохвалова Ю. Н. Бухгалтерский учет: Практикум: Учебное пособие / Ю.Н. Самохвалова. - 6-e изд., испр. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 232 с. // Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php. Для СПО  
  6. Хвостик Т. В. Практикум по бухгалтерскому (финансовому) учету: Учебное пособие / Хвостик Т.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 168 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php Для СПО
  7. Гришкина С. Н. Теоретические основы бухгалтерского учета: учебное пособие / Гришкина С.Н., Рожнова О.В., Щербинина Ю.В. — Москва: Русайнс, 2017. — 200 с// Режим доступа: https://www.book.ru.

Дополнительные источники:

              Журналы «Бухгалтерский учет», «Практическая бухгалтерия», «Главбух»

Электронные ресурсы:

1.        Информационно правовой портал http://konsultant.ru/

2.        Информационно правовой портал http://www.garant.ru/


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

  • общие требования к бухгалтерскому учету в части документирования всех хозяйственных действий и операций;
  • понятие первичной бухгалтерской документации;
  • определение первичных бухгалтерских документов;
  • формы первичных бухгалтерских документов, содержащих обязательные реквизиты первичного учетного документа;
  • порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов, формальной проверки документов, проверки по существу, арифметической проверки;
  • принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;
  • порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;
  • порядок составления регистров бухгалтерского учета;
  • правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации;
  • сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
  • теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;
  • принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;
  • классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре;
  • два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета;
  • порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;
  • правила заполнения отчета кассира в бухгалтерии;
  • понятие корреспонденции счетов и бухгалтерских проводок;
  • виды бухгалтерских проводок;
  • порядок составления бухгалтерских проводок по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
  • способы исправления ошибок в регистрах бухгалтерского учета;
  • особенности учета процесса снабжения;
  • особенности учета процесса производства;
  • особенности учета процесса реализации;
  • функции и принципы бухгалтерского учета;
  • пользователей бухгалтерской информации;
  • элементы метода бухгалтерского учета;
  • понятие калькуляции;
  • классификацию учетных регистров.

 Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач;

оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения;

оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач;

оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно.

Экспертная оценка деятельности обучающихся при защите результатов практических занятий, выполнении самостоятельных работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, тестирования и других видов текущего контроля.

Оценка результатов проведенного итогового экзамена

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

- принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;

  • принимать первичные бухгалтерские документы на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью;
  • проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
  • проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
  • проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
  • проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
  • организовывать документооборот;
  • разбираться в номенклатуре дел;
  • заносить данные по сгруппированным документам в регистры бухгалтерского учета;
  • передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
  • передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
  • исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
  • понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
  • обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
  • конструировать поэтапно рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
  • оформлять денежные и кассовые документы;
  • заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерии;
  • применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;
  • соблюдать требования к бухгалтерскому учету;
  • следовать методам бухгалтерского учета;
  • использовать формы и счета бухгалтерского учета;
  • документировать хозяйственные операции и вести бухгалтерский учет активов организации.
  • производить группировку хозяйственных средств по составу (по видам) и по источникам их образования;
  • составлять бухгалтерские проводки и формулировать содержание хозяйственных операций; 
  • проводить учет готовой продукции и ее реализации;
  • применять журнально-ордерную форму учета.

Характеристики демонстрируемых умений, которые могут быть проверены:

- при применении нормативного регулирования бухгалтерского учета;

- как способность ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;

- при  проверке соблюдений требований к бухгалтерскому учету;

- при проверке  соответствии методам и принципам бухгалтерского учета;

- при контроле использования форм и счетов бухгалтерского учета.

Оценка результатов выполнения практической работы;

Оценка результатов решения ситуационных задач.

Оценка результатов проведенного итогового экзамена;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "Основам бухгалтерского учета"

Рабочая программа разработана в рамках ППССЗ 38.02.01...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Бухгалтерский учет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебной дисциплины             Бухгалтерский учет код, специальность ...

Рабочая программа по дисциплине "Бухгалтерский учет" для специальности "Коммерция (по отраслям)"

Рабочая программа по дисциплине "Бухгалтерский учет" для специальности "Коммерция (по отраслям)"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Основы бухгалтерского учета» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Основы бухгалтерского учета» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям»...

Рабочая программа по дисциплине "Бухгалтерский учет в финансово- кредитных учреждениях" для специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  38.02.01 «Экономика и бухгалтерски...

Рабочая программа учебной дисциплины "Бухгалтерский учет" 38.02.04

Рабочая программа учебной дисциплины "Бухгалтерский учет" для студентов, обучающихся по специальности 38.02.04 "Коммерция"...