Лекция "Сметное нормирование и ценообразование в строительстве"
учебно-методический материал

Мартынова Жанна Владимировна

Лекция "Сметное нормирование и ценообразование в строительстве"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция: Сметное нормирование

1Общие сведения о системе ценообразования в строительстве.

2. Нормативно-методические документы по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве.

3. Состав, структура построения и общие правила применения единичных расценок.

1Общие сведения о системе ценообразования в строительстве

Современное ценообразование и сметное нормирование в строительстве базируются на традиционных методах, но учитывают изменения в техническом уровне строительного производства и в экономических отношениях участников инвестиционного процесса. Строительство объектов (ремонт, содержание)  осуществляется с привлечением средств государственного бюджета и  инвестиций  частных инвесторов. Почти весь объём подрядных строительных, монтажных и ремонтных работ выполняют частные компании и фирмы различных организационно-правовых форм.

В строительстве действует новая сметно-нормативная база 2001 г.

Практически обновились все основные методические документы по ценообразованию в строительстве. Нормативное и методическое регулирование ценообразования в строительстве осуществляется на государственном уровне Министерством регионального развития Российской Федерации.

В последнее время всё большую роль в методическом и нормативном обеспечении ценообразования в строительстве играют Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), Координационный центр по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве и общественная саморегулируемая организация «Профессиональный союз инженеров-сметчиков». Процесс составления смет постоянно усложняется.

Основными участниками инвестиционно-строительной деятельности являются:

--инвестор, вкладывающий средства в строительство; застройщик, имеющий права на его осуществление; заказчик, исполняющий от лица инвестора все функции по организации подготовки и реализации инвестиционного проекта; подрядчики, выполняющие по договору с заказчиками строительномонтажные работы на объектах; пользователи объекта.

К участникам инвестиционной деятельности относят также проектно-изыскательские организации, фирмы поставщиков оборудования для строящихся предприятий, зданий и сооружений, строительных материалов и конструкций, строительной и дорожной техники, а также учреждения рыночной инфраструктуры, обслуживающие основных участников инвестиционно-строительной деятельности: банки, страховые компании, риэлтерские, инжиниринговые, консалтинговые фирмы и др.

Все отношения между участниками строятся на основе хозяйственных договоров, основными из которых являются инвестиционный договор, договор подряда, договор поставки и др.

При строительстве объектов для государственных нужд (за счёт бюджетных средств) осуществляется прямое управление инвестициями. Адресные программы строительства и планы их финансирования разрабатываются государственными органами, назначаются государственные заказчики. Действует конкурсная система выбора проектировщиков, подрядчиков и поставщиков на условиях, определяемых государственными заказчиками. В сфере внебюджетных инвестиций выбор партнеров, определение обязательств и условий договоров является компетенцией субъектов инвестиционной деятельности.

Государственное регулирование осуществляется косвенными методами: условиями предоставления земельных участков (на конкурсной основе); лицензированием строительной деятельности (рассматривается вопрос о возможной отмене); экспертизой проектов и архитектурно-строительным надзором за их исполнением; созданием благоприятных условий для инвестирования (налоговые льготы, государственные гарантии, кредиты, дотации, субсидии, субвенции). Цены на объекты строительства (ремонта) определяются, исходя из общих принципов ценообразования, но в то же время имеют свою специфику. Положения, первоначально приведённые в МДС 81-1.99, затем зафиксированные (исправленные и дополненные) в МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», обязательны для всех предприятий, осуществляющих строительство с привлечением средств государственного бюджета. Для строек, финансируемых за счёт собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, методические указания носят рекомендательный характер.

2. Нормативно-методические документы по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве.

В период либерализации экономики на смену жесткому государственному регулированию сметного ценообразования в строительстве пришла система свободных (договорных) цен, формируемых совместно заказчиком и подрядчиком. Но чтобы прийти к соглашению о цене, стороны должны руководствоваться единым подходом к определению стоимости строительства. Поэтому и в этих условиях сохранилась необходимость регулирования ценообразования в строительстве как в части методики составления смет, так и системы сметных нормативов.

Начиная с 1992 г. эту работу проводил Госстрой России вначале в форме рекомендательных писем, а затем в виде системы нормативных документов:

- Свода правил (СП);

- руководящих документов в строительстве (РДС);

-методических документов в строительстве (МДС).

Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Федерации осуществляют Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).

Новые подходы к ценообразованию в строительстве в условиях реформирования экономики страны нашли отражение в «Основных положениях ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений», на основе которых был разработан Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации СП 81-01-94 . СП 81-01-94 явился основополагающим методическим документом по ценообразованию в строительстве, определяющим его цели и принципы, структуру сметных нормативов, порядок определения стоимости строительства.

Положения Свода правил СП 81-01-94 были конкретизированы в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99), в которых устанавливался порядок разработки сметной документации и определения сметных цен на ресурсы.

Позднее СП 81-01-94  и МДС 81-1.99  были заменены Методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ 11 (МДС 81-35.2004).  Методика содержит как общие положения по ценообразованию и сметному нормированию, так и конкретные рекомендации по составлению всех форм сметной документации на разные виды работ.

Наряду с методикой действуют постоянно обновляемые методические указания, рекомендации и письма правительственных органов по отдельным, более частным вопросам ценообразования в строительстве, определению сметных цен на ресурсы, разработке и применению элементных сметных норм и единичных расценок, нормированию накладных расходов и сметной прибыли и др.

Перечислим некоторые из них:

-МДС 81-1.99 «Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»;

-МДС 81-2.99 «Методические указания по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений»;

- МДС 81-3.99 «Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств»;

-МДС 81-38.2003 «Указания по применению Федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001)»;

- МДС 81-37.2003 «Указания по применению Федеральных единичных расценок на монтаж оборудования (ФЕРм-2001);

-МДС 81-36.2003 «Указания по применению Федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР2001);

-МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»;

-МДС 81-32.03 «Методические рекомендации по использованию федеральных единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы (ФЕР-2001) при определении стоимости строительной продукции на территории субъектов Российской Федерации»;

- МДС 81-29.01 «Указания по применению Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм-2001)»;

-МДС 81-28.01 «Указания по применению Государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГЭСН-2001)» ;

-МДС 81-27.01 «Указания по применению Государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ГЭСНп-2001)»;

-МДС 81-26.01 «Методические указания по разработке государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования»;

-МДС 81-25.2001 «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве»;

- МДС 83-1. 99 «Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтностроительных организаций»;

- ГСН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений»;

-ГСНр 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ»;

- ГСН 81-05-02-2001 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время»;

- ГСНр 81-05-02-2001 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время»;

-СНиП 12-01-2004 «Организация строительства»;

-СНиП-МДС 81-3.2002 «Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств и их пересчету в текущий уровень цен».

3. Состав, структура построения и общие правила применения единичных расценок.
Сборники ЕР на строительные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, на монтаж оборудования по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР) и отраслевые (ОЕР). Сборники ЕР разработаны в базисном уровне цен (по состоянию на 01.01.2000) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.

Сборники ФЕР-2001 содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемых на территории Российской Федерации. Они разработаны в основном уровне цен для 1-го базового района (Московская область). Вместе с ГЭСН-2001 они образуют единую государственную сметно-нормативную базу и могут использоваться для разработки системы укрупненных сметных нормативов.

В территориальные сборники (ТЕР -2001) включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона).

Сборники ТЕР-2001 утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов Российской Федерации. Сборники ТЕР-2001 служат основанием для составления сметной документации на строительство, осуществляемое в соответствующих административно-территориальных регионах России.

Отраслевые сборники единичных расценок разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горно-капитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.). Сборники ОЕР утверждаются министерствами, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами.

В тех случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в действующих сборниках ГЭСН-2001, возможна разработка индивидуальных норм и расценок. Они утверждаются заказчиком.

Состав, структура построения и порядок применения ФЕР- 2001 и ТЕР-2001 идентичны, поэтому в примерах рассматриваются только ФЕР-2001.

Сборники ФЕР -2001 содержат техническую часть и таблицы по форме, приведенной в табл. 2.11.

Пункты технической части имеют двойную нумерацию, состоящую из номера раздела и порядкового номера внутри раздела. Техническая часть сборников ЕР включает в себя следующие разделы:

• «Общие указания», содержащие общие требования и положения о порядке применения ЕР;

• «Правила исчисления объемов работ», содержащие правила, формулы и примеры расчетов;

• «Коэффициенты к ЕР», содержащие коэффициенты, учитывающие конкретные особенности производства работ и конструктивных элементов. Применение коэффициентов позволяет сократить количество расценок при изменении условий производства работ, технологий, замене материалов, строительных машин.

Единичные расценки по своему содержанию могут быть закрытыми и открытыми. В закрытых ЕР учтены все прямые затраты, связанные с выполнением работ. В открытых ЕР - стоимость основных материалов подлежит дополнительному учету в составе сметной документации по проектным данным.

Кодирование сборников ФЕР-2001 идентично и повторяет кодирование сборников ГЭСН-2001, т, е. наименования и номера сборников, разделов, таблиц, норм, а также единиц измерения в ГЭСН - 2001 совпадают с созданными на их основе аналогичными сборниками ФЕР - 2001, что удобно для автоматизации составления смет как ресурсным, так и базисным методом.

Таблицы ФЕР-2001 включают в себя шифр (номер) расценки, наименование и характеристику строительных работ и конструкций, измеритель и количественные показатели расхода ресурсов на единицу измерения. Таблицы ФЕР-2001 содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ показатели, учитывающие следующие элементы нормативных затрат в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000:

• затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) установлены по нормативной трудоемкости на измеритель вида работ по ГЭСН -2001 с учетом разрядности работ и среднестатистической ставки рабочего четвертого разряда в размере 9,62 руб. за 1 чел.-ч при нормативной продолжительности работы 166,25 ч в месяц согласно постановлению Минтруда России от 07.02.2000 № 2092.

При этом ставка рабочего-строителя первого разряда принята в размере 7,19 руб. за 1 чел.-ч. Так как в таблицах ГЭСН-2001 указан средний разряд по виду работ, то стоимость 1 чел.-ч рабочих различных разрядов, занятых на строительных и ремонтно-строительных работах с нормальными условиями труда, можно определить по табл. 2.12. В сборниках ТЕР-2001 стоимость 1 чел.-ч определяется по данным региональных центров по ценообразованию, утвержденных администрацией региона;

• стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины. Стоимость установлена исходя из нормативного количества машино-часов по нормам ГЭСН -2001 и сметных расценок Федерального сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств. При этом тарифная ставка рабочего-механизатора среднего разряда 4,3 принята в размере 10,58 руб. за 1 чел.-ч исходя из суммы заработной платы 1760 руб. в месяц;

• сметная стоимость строительных материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, стоимость которых не учитывается в единичной расценке) установлена на измеритель вида работ исходя из норм их расхода по ГЭСН-2001 и каталога сметных цен на материалы, изделия и конструкции по базисному району. Их сметные цены включают сложившиеся на 01.01.2000 оптовые (отпускные) цены и транспортные затраты в размере до 13 % от отпускных цен, учитывающих доставку от фран-ко-склада изготовителя до франко-приобъектного склада строительства объекта, включая заготовительно-складские расходы и расходы посредников в сфере обращения. В сборниках ФЕР - 2001 учтены также затраты по горизонтальному и вертикальному внутрипостроечному перемещению материалов и конструкций от приобъектного склада до рабочей зоны (к месту укладки в дело) включая разгрузку на приобъектном складе;

• нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;

• наименования и нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным.

Материалы, изделия и конструкции представлены в таблицах ФЕР-2001 по обобщенной номенклатуре, как правило, без указания марок и дополнительных характеристик. При составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проекта. По отдельным материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений (кабель, провода, трубы, металлические и железобетонные конструкции и т.п.), в таблицах сметных норм указываются только наименования, а в графе «расход» обозначают символом «П». При составлении сметной документации расход этих материальных ресурсов определяется по проектным данным с учетом трудноустранимых потерь и отходов, а их стоимость необходимо определять по Сборнику средних сметных цен на материалы или по другим справочно-информационным источникам. По материалам поставки заказчика сведения о ценах предоставляет заказчик.

 В составе ЕР не учитываются накладные расходы, сметная прибыль и прочие лимитированные затраты.

В ФЕР-2001 в затратах на эксплуатацию машин учтена стоимость электроэнергии в размере 0,4 руб./кВт ■ ч, включая затраты на содержание построечных сетей электроснабжения; сжатого воздуха от передвижных компрессорных станций в размере 0,4 руб./м3, а от стационарных компрессорных станций - 0,2 руб./м3.

В открытых сборниках ЕР, например ФЕР-07 -2001 «Бетонные и железобетонные конструкции сборные», основные материалы и конструкции вынесены за расценку. При этом в графах 1, 2 и 7 в знаменателе приводятся коды, наименование и характеристика, единица измерения и расход неучтенных расценками материалов. Технические характеристики и расход таких материалов определяются исходя из проектных данных, а стоимость - по текущим ценам. Единицей измерения служат штуки, сметные цены на которые чаще всего отсутствуют, поэтому требуется калькулирование стоимости, что трудоемко и неудобно для составления сметы. Очень часто сметчики переводят штуки в метры кубические, а их стоимость можно легко и быстро определить. При составлении сметной документации стоимость работ по таким единичным расценкам формируется двумя строками:

• исчисляется стоимость работ по соответствующей единичной расценке;

• исчисляется стоимость не учтенных, выведенных за расценку основных материалов в текущем уровне средних сметных цен, при этом их берут в скобки, чтобы показать, что это текущая цена.

Применение ЕР осуществляется непосредственно при составлении локальных смет, при этом в них переносятся все необходимые показатели из таблиц без изменения. Уточнение сметных показателей при учете коэффициентов и порядка применения ЕР производится с указанием ссылки на соответствующие пункты технической части и «Общих указаний» сборников ЕР.

В ФЕР и ТЕР учтены нормальные условия производства работ, наличие достаточных по площади приобъектных площадок, средний уровень строительной техники и интенсивности труда рабочих соответствующей квалификации. При производстве строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ в эксплуатируемых зданиях и сооружениях вблизи объектов, находящихся под высоким напряжением, на территории действующих предприятий, имеющих разветвленную сеть транспортных и инженерных коммуникаций и стесненные условия для складирования материалов, и в других усложняющих условиях проведения работ к нормам затрат труда, основной заработной плате рабочих, затратам на эксплуатацию машин (включая затраты труда и оплату труда рабочих, обслуживающих машины) следует применять коэффициенты по соответствующим видам работ.

Из сказанного выше можно сделать следующие выводы:

• основой технического и сметного нормирования в строительной отрасли является принцип усреднения при определении стоимости прямых затрат и расхода ресурсов;

• государственные элементные сметные нормы и единичные расценки сдедует применять для экономичных типовых и повторно применяемых проектов зданий и сооружений массового строительства;

• при определении сметной стоимости уникальных зданий и сооружений, выполненных по индивидуальным проектам, необходимо использовать индивидуальные или фирменные сметные нормы. В этом случае использование государственных сметных норм оправдано только при составлении концептуальной сметы, ТЭО строительства и тендерной документации;

• при списании материалов на производство работ элементные сметные нормы следует рассматривать как усредненные нормативы их расхода на единицу измерения. Фактический расход необходимо определять по фактическим их затратам на объем работ, подтвержденный расходными документами и утвержденный заказчиком;

• при составлении сметной документации с применением новых материалов рекомендуется их показывать в текущих ценах со ссылкой на прайс-листы фирм изготовителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание для практической работы по дисциплине "Ценообразование в строительстве"

Задание для практической работы по определению сметной стоимости строительно- монтажных работ, в том числе на новое строительство и на реконструкцию, составление локальных смет....

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов «ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

Учебно-тематический план предназначен для начинающих и практикующих инженеров-сметчиков, инженеров ПТО, инженеров сметно-договорных отделов, инженеров-строителей, экономистов, студентов соответствующе...

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Сметное нормирование и ценообразование в строительстве"

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Сметное нормирование и ценообразование в строительстве" для специальности "СЭЗС"...

Рабочая программа учебной дисциплины "Сметное нормирование и ценообразование в строительстве"

Рабочая программа учебной дисциплины "Сметное нормирование и ценообразование в строительстве" по  специальности 08.02.01 СЭЗС...

Лекции дисциплине «Основы ценообразования в строительстве»

Лекции  дисциплине «Основы ценообразования в строительстве» предназначены для подготовки обучающихся по программам дополнительного профессионального образования "Подготовка ...

Рабочая программа МДК 04.02 Ценообразование в строительстве (вариативная часть)

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МДК 04.02 Ценообразование в строительстве 1.1. Область применения рабочей программыРабочая  программа профессионального модуля являетс...

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА Практическая работа МДК 04.02 Ценообразование в строительстве

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТАПрактическая работаМДК 04.02 Ценообразование в строительстве Тема: Методы ценообразования с учетом с проса и его разновидности Задание 1. Изучите порядок определения цены...