Сборник практических работ по дисциплине "Основы логистики"
учебно-методический материал

Методические указания для выполнения практических работ по дисциплине "Основы логистики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_logistiki.docx100.46 КБ

Предварительный просмотр:

          

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ  

к выполнению  практических работ по дисциплине

 

«ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

Методические указания составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

 

 

Составитель: Строцень А.В.-преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логистика – новое направление в науке, теории и практике управления материальным и соответствующим информационным потоками. Термин «логистика» толкуется весьма широко. Но в целом она рассматривается в зарубежной и отечественной литературе как направление деятельности в сфере хозяйственных систем и как междисциплинарная наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и времени от их первичного источника до конечного потребителя. Ее роль и значение существенно усиливается по мере развития и усложнения экономической деятельности и соответствующих взаимосвязей.

Целью изучения дисциплины «Логистика» является формирование умений и навыков творчески и самостоятельно принимать решения в производственной, коммерческой, транспортной, информационной логистике. Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена в соответствующей литературе; новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных и других областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками.

Методические указания по дисциплине «Основы логистики» содержат перечень вопросов по соответствующим темам; задания и методические рекомендации по выполнению практических занятий рекомендуемую для изучения литературу.

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  

 

 

        Практическое  занятие 1. Запасы в логистике: оценка параметров          

систем управления запасами……………………………………………...         5

        Практическая         работа         2.         Закупочная         логистика:         выбор          

поставщика с использованием экспертных методов……………………         10

        Практическая работа 3. Закупочная логистика: расчет рейтинга          

поставщика…………………………………………………………………         16

        Практическая работа 4. Складская логистика: выбор склада          

«свой-чужой»……………………………………………………………..         22

        Тесты для итогового контроля знаний……………………………..         27

        Список рекомендуемой  литературы……………………………….         38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Запасы в логистике: оценка параметров систем управления запасами

 

Теоретическая часть

Для управления запасами на предприятии существует две основные системы (остальные, в сущности, представляют собой их разновидности) управления запасами:  

  • система с фиксированным размером заказа,  
  • система с фиксированным интервалом времени между заказами.

В системе с фиксированным размером заказа заказ строго зафиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Поэтому определение размера заказа является приоритетной задачей. Критерием оптимизации в системе должен быть минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. Этот критерий учитывает три фактора, действующих на величину названных совокупных затрат: используется площадь складских помещений, издержки на хранение запасов, стоимость оформления заказа.

Оптимальный размер заказа (партии) основывается на критерии оптимизации и рассчитывается по формуле Уилсона:

        qопт  ,         (1.1)  

где   Cо– затраты на поставку единицы заказываемого продукта, руб.; 

S – потребность в заказываемом продукте, ед.; i – затраты на хранение единицы заказываемого продукта, руб./ед.

В системе с фиксированным интервалом времени между заказами заказы делаются строго в определенные моменты времени, которые отстоят друг от друга на одинаковую величину. Расчет интервала времени между заказами можно производить следующим образом:

S

        I N :                 (1.2)

qопт

где   N – количество рабочих дней в году.

Расчет размера заказа в системе с фиксированным интервалом времени между заказами производится по формуле:

        q МЖЗТЗОПв.п.,         (1.3)

          

где q – размер заказа, шт.;

         МЖЗ – максимально желательный запас, шт.;

         ТЗ – текущий запас, шт.;

         ОПв.п.– ожидаемое потребление за время поставки, шт.

 Последовательность расчетов параметров систем с фиксированным размером заказа и с фиксированным интервалом времени между заказами приведены в таблицах 1.1 и 1.1.  

 

Таблица 1.1 – Расчет параметров системы управления запасами с        фиксированным размером заказа

 

Показатель

Порядок расчета

1. Потребность, ед

Исходные данные

1. Оптимальный размер заказа, ед

формула (1.1)

3. Время поставки, дн.

Исходные данные

4. Возможная задержка поставки, дн.

Исходные данные

5. Ожидаемое дневное потребление, ед

Стр.1: N 

6. Срок расходования запаса, дн.

Стр. 2:стр.5

7. Ожидаемое потребление за время поставки, ед

Стр.3*стр.5

8. Максимальное потребление за время поставки, ед

(стр.3+стр.4)*стр.5

9. Гарантийный запас, ед

Стр.8 – стр.7

10. Пороговый уровень запаса, ед

Стр.9+стр.7

11. Максимально желательный запас, ед

Стр.9+стр.2

11. Срок расходования запаса до порогового уровня, дн.

(стр.11-стр.10):стр. 5

13. Количество заказов

Стр.1:стр.2

 

Таблица 1.2 – Расчет параметров системы управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами

 

Показатель

Порядок расчета

1

2

1. Потребность, ед

Исходные данные

1. Интервал времени между заказами, дн

формула (1.2)

3. Время поставки, дн.

Исходные данные

4. Возможная задержка поставки, дн.

Исходные данные

5. Ожидаемое дневное потребление, ед

Стр.1: N 

6. Ожидаемое потребление за время поставки, ед

Стр.3*стр.5

7. Максимальное потребление за время поставки, ед

(стр.3+стр.4)*стр.5

8. Гарантийный запас, ед

Стр.7 – стр.6

9. Максимально желательный запас, ед

стр.8+стр.2*стр.5

10. Размер заказа

формула (1.3)

 

Задания

Задание 1. Рассчитайте основные параметры системы управления товарными запасами с фиксированным размером заказа, используя исходные данные в таблице 1.3. Число рабочих дней в году – 306 .

 

 

 

Таблица 1.3 – Исходные  данные

варианта 

Потребность в заказанном продукте, S ,ед. 

Затраты на поставку единицы

заказываемого продукта,Cо,руб. 

Затраты на хранение

единицы

заказываемого продукта, i , руб./ед. 

Время доставки, дни 

Возможная задержка

поставки, дни 

1

280

500

15

6

2

2

520

800

12

10

1

3

400

1000

5

2

0

4

450

820

25

7

3

5

160

200

10

8

1

6

450

900

15

6

0

7

420

870

50

11

4

8

700

500

12

6

2

9

100

850

40

1

0

10

890

400

20

15

3

 

 

Задание 1.  Разработайте систему управления товарными запасами с фиксированным интервалом времени между заказами при следующих характеристиках товара, находящегося на складе:

 

Таблица 1.5 – Характеристика товара

варианта 

Потребность в заказанном продукте, S ,ед. 

Затраты на поставку единицы

заказываемого продукта,Cо,руб. 

Затраты на хранение

единицы

заказываемого продукта, i , руб./ед. 

Интервал между

заказами, дни 

Возможная задержка

поставки, дни 

1

1000

200

50

5

2

2

2000

180

40

5

2

3

500

150

30

8

3

4

800

260

156

6

1

5

1150

550

55

5

0

6

980

150

25

3

1

7

1110

330

50

5

0

8

250

150

38

4

2

9

850

170

44

7

2

10

555

150

45

8

2

 

 

Задание 3. Используя исходные данные таблицы, необходимо:

а)   определить оптимальный  размер закупаемой партии при оптовой

скидке;

б)   рассчитать, как влияет на суммарные годовые затраты покупная

цена;

 в)   сделать вывод о целесообразном размере партии закупки.

 

Таблица 1.6 – Определение размера партии

 

Наименование показателя

Значение  показателя

Годовое потребление, шт.

80000

Затраты на поставку, руб.

500

Затраты на содержание запасов, % от закупочной цены

10

Закупочная цена при партии поставки от 0 до 999 штук

100

Скидка с цены при партии 1000 – 1999, %

5

Скидка с цены при партии свыше 2000, %

10

 

Вопросы к практическому занятию  

  1. Дайте определение понятию «материальный запас».
  2. Как классифицируются запасы? Каково их назначение?
  3. Назовите основные причины, которые вынуждают создавать материальные запасы?
  4. Перечислите основные виды издержек, связанные с закупками и содержанием запасов. Что является критерием оптимизации запасов?
  5. В чем состоит управление товарными запасами в системе с фиксированным размером заказа? Какие регулирующие параметры имеет система?
  6. Опишите систему управления товарными запасами с фиксированной периодичностью заказа. Укажите регулирующие параметры системы.

 

Литература:  [2, 4, 5, 6 ,8 ,9 ,11 ,15].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Закупочная логистика: выбор поставщика с использованием  экспертных оценок

 

Теоретическая часть

Выбор поставщика является очень важным этапом при осуществлении функций закупочной логистики. Имеются два основных критерия выбора поставщика: стоимость приобретения продукции и услуг, качество обслуживания.  

Стоимость приобретения товаров и услуг включает в себя цену приобретаемого товара за вычетом полезности, которую трудно оценить в денежном выражении (как то: деловая репутация фирмы-поставщика, формирование имиджа организации за счет поставщиков и имеющихся экономических связей, перспектива роста и развития и др.).  

Качество обслуживания состоит из: 1) качества продукции (услуги) – соответствия всем требуемым стандартам и основным эксплуатационным характеристикам; 2) надежности обслуживания – гарантированности обслуживания потребителя необходимыми ему производственными ресурсами в течение заданного периода времени независимо от других непредвиденных случайных внешних факторов (недопоставок, забастовок, погодных условий и др.), т.е. полное выполнение договорных обязательств, хорошее сервисное обслуживание.

Надежность оценивается через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В некоторых случаях цена услуги или товара не включает в себя качество обслуживания, а это является частью деловой репутации организации.

Другие критерии выбора поставщика:

  1. местоположение         организации         поставщика         относительно

местоположения организации потребителя;

  1. сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
  2. наличие у поставщика резервных мощностей;
  3. организация и наличие системы управления качеством у поставщика;
  4. психологический климат в трудовом коллективе поставщика (отсутствие риска забастовок);
  5. способность поставщика обслуживать запчастями поставленное оборудование в течение всего срока его эксплуатации на предприятии, возможность и качество послепродажного обслуживания;
  6. кредитоспособность и финансовое положение поставщика;
  7. готовность поставщика к выполнению заказов и работе с заказчиками без предварительной оплаты, работа в кредит, предоставление рассрочек;
  8. деловая репутация поставщика, его имидж;
  9. наличие связей у поставщика с организациями с высокой деловой репутацией;
  10. количество лет существования поставщика на рынке товаров и услуг.

Вступая в деловые отношения с неизвестной организацией, предприятие подвергает себя определенному риску (как то: издержки от простоев производства, потеря собственной деловой репутации, неустойки от невыполнения заказов в срок, потеря финансовой устойчивости).

Поиск поставщика подразделяется на несколько этапов:

  1. поиск потенциальных поставщиков: а)    объявление конкурса;

б)    изучение рекламных материалов;

в)    посещение выставок, ярмарок;

        г)         переписка,         налаживание         личных         связей         с         потенциальными

поставщиками.

  1. определяется список возможных поставщиков.
  2. анализ потенциальных поставщиков (по соотношению цены и качества, экспертной оценке, рекомендациям респектабельных организаций выявляются наиболее приемлемые поставщики, с которыми заключаются договоры о сотрудничестве);
  3. оценка результатов работы с выбранными поставщиками (дифференциация поставщиков по поставляемым товарам, определение рейтинга поставщика, определение возможности дальнейшего сотрудничества, мера удовлетворенности от сотрудничества).

Для решения задачи выбора поставщика материальных ресурсов различают два основных подхода к решению этой задачи:  

Аналитический – предполагает осуществление выбора с использованием формул, которые включают ряд параметров, характеризующих поставщика и возможных логистических посредников (например, метод стоимости оценки при выборе перевозчика, минимум издержек на доставку товара при выборе поставщика и др.).

Экспертный подход, в основу которого положены оценки специалистов-экспертов для параметров, характеризующих поставщика и логистических посредников. Выбор поставщика осуществляется на основе полученных интегральных экспертных оценок (рейтингов).

Как было сказано ранее, обязательным этапом решения задачи выбора поставщиков является определение соответствующего набора локальных критериев данного выбора. Эти критерии, а также их ранжирование осуществляет высший менеджмент фирмы-клиента, исходя из стратегических и тактических целей бизнеса.  

Следующим этапом решения задачи выбора поставщика является оценка поставщиков по определенным ранее критериям. При выборе вес того или иного локального критерия в общей их совокупности определяется экспертным путем.  

Рейтинг (интегральная оценка) поставщика определяется суммированием произведений веса локального критерия на его оценку для данного поставщика. Сравнивая рейтинги разных поставщиков, выбирают наилучшего, с которым и будет заключен договор. Иногда для расчета рейтинга может использоваться система оценок, при которой более высокий рейтинг свидетельствует о большем уровне негативных качеств поставщика. В этом случае предпочтение следует отдать тому поставщику, который имеет наименьший рейтинг.

К основным недостаткам существующих методик выбора поставщиков материальных ресурсов следует отнести отсутствие учета динамики изменения локальных критериев выбора поставщика, а также случайного характера величины данных критериев.

 

Задания

Задание 1. Службой логистики промышленного предприятия было проведено исследование рынка  потенциальных поставщиков ресурсов для производства. В результате были отобраны два наиболее привлекательных поставщика. Оценка поставщиков  проводилась по 10-бальной шкале по шести критериям (табл.2.1).  

Необходимо принять решение о продлении договора о сотрудничестве с одним из поставщиков.

Таблице 2.1 – Оценка поставщиков

 

Критерии выбора поставщика

Удельный вес критерия

Оценка значения критерия поставщика (баллы)

Произведения удельного веса критерия на оценку

1

2

1

2

1

2

3

4

5

6

1. Своевременность поставок

0,25

 

 

 

 

2. Цена

0,25

 

 

 

 

3. Качество товара

0,2

 

 

 

 

4. Месторасположение поставщика

0,10

 

 

 

 

5. Сохранность груза

0,10

 

 

 

 

6. Условия платежа

(наличный, безналичный расчет, векселя и т.п.)

0,10

 

 

 

 

Итого:

1,00

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2  – Результаты экспертного отбора поставщиков 

Критерий

Поставщики

A

B

C

D

E

F

G

H

1

7

8

7

10

8

7

6

9

2

8

6

6

8

9

8

9

10

3

6

9

9

7

8

9

6

5

4

9

7

8

7

6

10

8

6

5

10

8

7

5

7

9

9

8

6

7

10

6

9

9

8

6

9

 

Таблица 2.3 – Варианты заданий

Номер варианта

Поставщики

Номер варианта

Поставщики

1

A,B,C

6

D,E,F

2

A,B,D

7

D,E,G

3

A,B,E

8

D,E,H

4

B,C,E

9

A,C,D

5

B,C,F

10

A,C,E

 

Задание 2.  ОАО «Вымпел» планирует в будущем году выпуск новой продукции в количестве 100000 ед., что удовлетворяет требованиям рынка. На изготовление единицы продукции  необходим материал первого сорта в количестве 24 т. Только применяя материал именно первого сорта, предприятие «Выпел» может изготовить качественную продукцию, удовлетворяющую требованиям покупателей.. Для того чтобы в полном объеме и с минимальными для предприятия затратами удовлетворить спрос покупателей, отдел материально-технического обеспечения установил экономичную партию закупки материала, равную не менее 200 т, которой соответствуют минимальные затраты на размещение, выполнение заказов и хранение запасов. Заказы на материал должны подаваться поставщику через равные периоды времени. По расчетам планово-экономического отдела ОАО «Вымпел» максимальная цена закупки 1 т материала может быть не более 2100 тыс. руб., в противном случае предприятие не будет иметь минимальной рентабельности производства.

ОАО «Вымпел» испытывает недостаток оборотных средств, поэтому оно не может оплачивать материальные ресурсы до их доставки. Оплата закупаемых материалов предпочтительнее с помощью платежных поручений. Доставка материала от поставщика допустима в бумажных мешках или полиэтиленовых пакетах.

Отдел материально-технического снабжения установил, что материал могут продавать четыре предприятия-изготовителя и три оптовопосреднические фирмы. Характеристика потенциальных партнеров представлена в таблице 2.4.

Необходимо выбрать наиболее приемлемого поставщика. Результаты выбора представьте в виде таблицы 2.5.

Таблица 2.5 – Результирующий  выбор нового поставщика

 

Критерии выбора поставщика 

Вес критерия

П1

П2

П3

П4

П5

П6

П7

б

р

б

р

б

р

б

р

б

р

б

р

б

р

1. Цена материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Качество материала

(сорт)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Периодичность поставки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Минимальная партия поставки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Расстояние от предприятии покупателя до поставщика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Форма расчетов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: б – балл, р – рейтинг поставщика.  

 

Вопросы к практическому занятию

  1. Что является целью закупочной логистики?  
  2. Что составляет основу экономической эффективности  закупочной логистики?
  3. Какие факторы необходимо принимать во внимание при решении задачи: «купить или сделать»?
  4. Охарактеризуйте место и роль службы снабжения в логистических процессах.

Литература:  [1, 2, 4, 5, 6 ,8 ,9 ,11 ,15].

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3 Закупочная логистика: расчет рейтинга поставщика

 

Теоретическая часть 

Для расчета рейтинга может использоваться система оценок, при которой более высокий рейтинг свидетельствует о большем уровне негативных качеств поставщика (например, рост отпускных цен на закупаемую продукцию, количество поставок ненадлежащего качества, доля несвоевременных поставок в общем объеме и т.д.). В этом случае предпочтение следует отдать тому поставщику, который имеет наименьший рейтинг.  

Методика расчета рейтинга поставщика в этом случае включает следующие этапы.

1. Расчет средневзвешенного темпа роста цен (показатель цены).

Для оценки поставщика по критерию «цена» следует рассчитать

средневзвешенный темп роста цен Тц  на поставляемые им товары:

Темп роста на i-ю разновидность поставляемого товара рассчитывается по формуле:

        Тцi PРii10 100,         (3.1)

где Pi1, Piо – цена i-й разновидности товара в текущем и предшествующем периоде соответственно.

Доля i-й разновидности товара в общем объеме поставок рассчитывается по формуле:

        di  1ip1iq1iq1i ,         (3.2)

i1

где   р1i q1i – сумма, на которую  поставлен товар i-й разновидности в текущем периоде, руб.

          q1i – объем товара i-й разновидности в текущем периоде, ед. 

Расчет средневзвешенного темпа роста цен рекомендуется оформить в виде таблицы.

1. Расчет темпа роста поставки товаров ненадлежащего качества (показатель качества).

Для оценки поставщиков по второму показателю (качество поставляемого товара) рассчитаем темп роста поставки товаров ненадлежащего качества  Тн.к.:

d1

        Тнк. . dнк0. . 100,         (3.3)

нк. .

где d1н.к.,dн0.к.доля поставок ненадлежащего качества в общем объеме поставок текущего и предшествующего периодов соответственно. 

        Результаты расчетов следует оформить в таблице 3.1.          

Таблица 3.1 – Расчет средневзвешенного темпа роста цен

Поставщик

ТцА 

ТцВ 

SА 

SВ 

dА 

dB 

 

№ 1

 

 

 

 

 

 

 

№ 2

 

 

 

 

 

 

 

         

Таблица 3.2 – Расчет доли товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок

Месяц

Поставщик

Общая поставка, ед./мес.

Доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок, %

Январь

№ 1

 

 

№ 2

 

 

Февраль  

№ 1

 

 

№ 2

 

 

 

3. Расчет темпа роста среднего опоздания (показатель надежности поставки Тн.п.).

Количественной оценкой надежности поставки служит среднее опоздание, т.е. число дней опозданий, приходящихся на одну поставку. Эта величина определяется как частное от деления общего количества дней опоздания за определенный период на количество поставок за тот же период.

Таким образом, темп роста среднего опоздания по каждому поставщику определяется по формуле:

        Тнп. . Оср12 100,         (3.4)

Оср

где О Оср ср1 , 2 – среднее опоздание по каждому поставщику на одну поставку в текущем и предшествующем периоде соответственно, дней. 

7. Расчет рейтинга поставщиков

Для расчета рейтинга необходимо по каждому показателю найти произведение полученного значения темпа роста на вес. Сумма произведений по гр. 5 (табл. 4.3.) даст рейтинг поставщика  № 1, по гр. 6 – поставщика № 1.

Так как по данным условиям задачи темп роста отражает увеличение негативных характеристик поставщика (рост цен, рост доли некачественных товаров в общем объеме поставок, рост размера опозданий), то предпочтение при заключении договора следует отдать поставщику, чей рейтинг, рассчитанный по данной методике, будет ниже.

Итоговый расчет рейтинга поставщика оформить в виде таблицу 3.3.

         Таблица 3.3 – Расчет рейтинга поставщиков

Показатель

Вес показа теля

Оценка поставщика по данному критерию

Произведение оценки на вес

Поставщик №1

Поставщик №2

Поставщик №1

Поставщик №2

Цена

 

 

 

 

 

Качество

 

 

 

 

 

Надежность

 

 

 

 

 

Рейтинг поставщика  

 

 

 

Задания  

 

Задание 1. В течение первых двух кварталов после открытия торгвого центра фирма получала товары А и В от двух поставщиков № 1 и № 1. На основании данных о работе фирмы с поставщиками (табл. 3.4 – 3.6) необходимо принять решение о продлении договорных отношений с одним из них.  

В качестве критериев оценки используется цена, качество поставляемых товаров и надежность поставки. Экспертным путем были определены веса критериев – 0,45; 0,35 и 0,2 соответственно.

Таблица 3.4 – Динамика цен на поставляемые товары 

вар

Поста вщик

Объем поставки, ед./квартал

Цена за единицу, у.д.е.

1 квартал

2 квартал  

1 квартал

2 квартал  

товар А

товар В

товар А

товар В

товар А

товар В

товар А

товар В

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

№1

2200

1100

1320

1320

11

6

12

7

№2

9900

6600

7700

11000

10

4

11

7

2

№1

2200

1110

1320

1320

11

6

12

7

№2

9900

6600

7700

11000

10

4

11

7

3

№1

2420

1210

1452

1452

12

6

13

7

№2

10890

7260

8470

12100

11

5

12

7

4

№1

2662

1331

1597

1697

13

7

15

8

№2

11979

7986

9317

13310

12

5

13

8

5

№1

2928

1464

1757

1757

15

7

16

9

№2

13177

8785

10249

14641

13

6

15

9

6

№1

3221

1611

1933

1935

16

8

18

10

№2

14495

1658

19+35

1700

16

8

9

10

 

7

№1

3543

1772

2160

2160

18

9

19

11

№2

15944

10629

12401

17760

16

7

18

11

8

№1

3897

1949

2338

2388

19

10

21

12

№2

17538

11692

13641

19487

18

8

19

12

9

№1

4287

2144

2572

2572

21

11

24

13

№2

19292

12860

15005

21500

19

9

21

13

10

№1

3830

1860

2237

2238

19

9

21

13

№2

16776

11184

13048

18640

17

7

19

11

 

Таблица 3.5 Динамика поставки товаров ненадлежащего качества

варианта

Квартал

 

Количество товара ненадлежащего качества, поставленного в

течение квартала, единиц

поставщик № 1

поставщик № 2

1

2

3

4

1

первый  

83

330

второй

132

468

2

первый  

75

300

второй

120

425

3

первый  

91

363

второй

145

514

4

первый  

100

399

второй

160

566

5

первый  

83

330

второй

132

468

6

первый  

110

439

второй

176

622

7

первый  

121

468

второй

193

684

8

первый  

133

341

второй

213

750

9

первый  

145

514

второй

100

399

10

первый  

120

425

второй

91

363

 

 

 

Таблица 3.6 – Динамика нарушений установленных сроков поставки

варианта

Поставщик № 1

Поставщик № 2

Квартал

Количество поставок, ед.

Всего опозданий, дней

Квартал

Количество поставок, ед.

Всего опозданий, дней

1

2

3

4

5

6

7

1

первый  

12

31

первый  

12

48

второй

11

39

второй

15

38

2

первый  

13

44

первый  

16

41

второй

14

42

второй

17

40

3

первый  

15

38

первый  

18

29

второй

15

37

второй

19

38

4

первый  

14

39

первый  

18

42

второй

12

39

второй

21

40

5

первый  

11

41

первый  

22

29

второй

20

43

второй

19

34

6

первый  

11

21

первый  

20

33

второй

9

25

второй

21

28

7

первый  

8

29

первый  

18

31

второй

11

31

второй

19

33

8

первый  

12

34

первый  

21

30

второй

14

35

второй

22

29

9

первый  

12

38

первый  

20

40

второй

11

38

второй

20

40

10

первый  

14

30

первый  

18

34

второй

13

30

второй

18

33

 

Вопросы к практическому занятию  

  1. Что является целью закупочной логистики?  
  2. Что составляет основу экономической эффективности  закупочной логистики?
  3. Какие факторы необходимо принимать во внимание при решении задачи: «купить или сделать»?
  4. Охарактеризуйте место и роль службы снабжения в логистических процессах.

        5.          

  1. На         каких         принципах         должны         строиться         отношения         с поставщиками в закупочной логистике?
  2. Какие методы выбора поставщика чаще всего используются в закупочной логистике и чем они отличаются?
  3. Перечислите критерии, по которым осуществляется выбор потенциального поставщика. Используя какой принцип, Вы отбираете критерии?
  4. Какие документы оформляются при заключении сделок о поставке материальных ресурсов?

 

Литература:  [2, 4, 5, 7, 9 ,12 ].

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4

Складская логистика: выбор склада «свой – чужой»

 

Теоретическая  часть

Одно из важных решений, которое должна принять фирма в сфере складского хозяйства – это выбор организационной формы управления складом. Фирма должна выбрать: иметь собственный склад или воспользоваться услугами склада общего пользования, арендовав в нем требуемые площади (объемы).

Выбор между организацией собственного склада и использования для размещения запаса склада общего пользования относится к классу решений «сделать или купить».

Процесс принятия такого решения включает в себя следующие этапы:

Этап 1. В системе координат (рис. 4.1) строится график функции

F1(Q), характеризующий зависимость затрат по хранению товаров на наемном складе от объема грузооборота:

З Q

        F Q1( ) Cсут Дк Дрq ,         (4.1)

где   Ссут– суточная стоимость использования 1 м2 грузовой площади

наемного склада, руб.;

З – размер запаса в днях оборота;

Q – годовой грузооборот, тонн/год;

Дк – число дней хранения запасов на наемном складе за год

(календарных);

Др – число рабочих дней в году; q – удельная нагрузка на 1 м2 площади при хранении на наемном

складе, т/ м2. 

График функции F1(Q) строится из предположения, что она носит линейных характер.

Этап 2. Строится график функции F2(Q), показывающий зависимость суммарных затрат на хранение товаров на собственном складе:

        F2(Q)Fпер(Q)Fпост(Q),         (4.2)

где    Fпер(Q) – зависимость затрат на грузопереработку на собственном

складе от объема грузооборота.

Fпост(Q) – зависимость условно-постоянных затрат собственного склада от объема грузооборота. 

 

F

        наемный склад         собственный склад

 

Рисунок 4.1 – Выбор решения о пользовании услугами наемного    склада

 

Функция Fпер(Q) принимается линейной и определяется с учетом

расценок за выполнение логистических операций:

 

        Fпер(Q) Q d         Др ,         (4.3)

где   d – суточная стоимость обработки 1 тонны грузопотока на складе,

руб./тонн. 

 

График функции F        (Q) параллелен оси абсцисс, так как постоянные пост

затраты (Спост) не зависят от грузооборота. Сюда относятся: амортизация техники (Саморт), оплата электроэнергии (Сэл), заработная плата управленческого персонала и специалистов (СЗП ) .

Этап 3. На пересечении графиков функций F1(Q) и F2(Q) находят абсциссу точки Qбез, в которой затраты на хранение запаса на собственном складе равны расходам за пользование услугами наемного склада. Эта точка называется «грузооборотом безразличия».  

Также точку «грузооборота безразличия» в натуральном измерении можно найти по формуле:

        Qбез F Q F1Q F( )постпер( )Q( )Q .         (4.4)

Этап 4. При грузообороте большем, чем Qбез, рассчитывается срок окупаемости капитальных вложений в организацию собственного склада:

 

КВ

        tокуп         *)F Q2( *) ,         (4.5)

F Q1(

где КВ – капитальные вложения, необходимые для организации собственного склада, руб. 

Решение о строительстве собственного склада принимается в случае, если расчетное значение срока окупаемости удовлетворяет инвестора.

Продвигая свой товар на рынок сбыта, каждая фирма должна определить границы рынка, где она будет иметь преимущества. В случае когда качество товара разных производителей одинаково, границы рынка будут напрямую зависеть от цены реализации товара, которая включает в себя производственные затраты и затраты, связанные с доставкой товара к месту потребления:  

        Ц Зпр Т х.         (4.6)

где   Ц – цена реализации товара (без учета налогов и наценок), руб.;

        З        – производственные затраты, руб.; пр

         Т – транспортный тариф на перевозку груза, руб./км; х – расстояние от продавца до потребителя товара, км. 

Границей рынка будет точка безубыточности для фирм, т.е. территория, где цена реализации товара одной фирмы (производитель  1) будет равна цене другой фирмы (производитель  2). Используя склады, расположенные ближе к потребителю, можно расширить границы рынка сбыта продукции.

 

Задания  

Задание 1. Руководство торговой фирмы рассматривает возможность организации собственного склада. Результаты анализа рынка складских услуг и прогнозируемый грузооборот склада, а также капитальные вложения в организацию собственного склада представлены в таблице 8.1, количество рабочих дней – 257.

 

Таблица 4.1 – Характеристика торговой фирмы  

вариа нта

С         сут.,

у.д.е.

Q, тыс. тонн

З, дни 

q, т/м2 

d,

у.д.е./тон н

Спост., тыс.

у.д.е.

КВ, тыс.

у.д.е.

1

5,3

10

27

0,50

1,2

850

450

2

5,8

11

25

0,45

1,3

925

495

3

6,4

12

30

0,68

1,5

1029

545

4

7,1

13

31

0,57

1,6

1131

599

5

7,8

15

32

0,63

1,8

1244

659

6

8,5

16

21

0,4

1,9

1369

725

7

9,4

18

28

0,5

2,1

1359

725

8

8,9

17

29

0,6

2,0

1431

757

9

8,1

15

26

0,55

1,8

1291

685

10

7,6

14

31

0,63

1,7

1227

649

 

Вопросы к практическому занятию

  1. По каким признакам можно классифицировать логистические затраты.
  2. Дайте классификацию логистических затрат по элементам затрат.
  3. Дайте классификацию логистических затрат по функциональным областям.
  4. Дайте классификацию логистических затрат по центрам ответственности.
  5. Раскройте основные методы учета логистических затрат.
  6. Какие методы управления затратами применяются влогистике.

 

Литература:  [2, 4, 5, 7, 9, 10, 12, 14]. 

 

 

ТЕСТЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

  1. Какой из приводимых ответов наиболее точно отвечает на вопрос, что такое логистика?
  1. организация перевозок;
  2. предпринимательская деятельность;
  3. наука и искусство управлять материальными потоками;
  4. искусство коммерции.
  1. Что является основным объектом изучения логистики?
  1. процессы, выполняемые торговлей;
  2. материальные и соответствующие им информационные и финансовые потоки:
  3. рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг;
  4. экономические отношения, возникающие в процессе доведения товаров от мест производства до потребителя.  
  1. Какой из факторов оказывает наиболее сильное влияние на развитие логистики?
  1. компьютеризация управления процессами в сферах производства и обращения;

b.  

  1. совершенствование производства отдельных видов товаров;
  2. совершенствование налоговой системы;
  3. все факторы примерно в равной степени.
  1. Которое из приведенных высказываний является верным?
  1. организация обслуживания рабочих мест производственного персонала на заводе, выпускающем грузовые автомобили, является задачей транспортной логистики;
  2. распределение заказов между поставщиками материальных ресурсов является задачей закупочной логистики;
  3. определение места расположения склада на обслуживаемой территории является задачей производственной логистики;
  4. совместное планирование транспортного процесса на железнодорожном и автомобильном транспорте в случае смешанной перевозки является задачей распределительной логистики.
  1. Какая из перечисленных систем, обеспечивающих продвижение материального потока, является микрологистической?
  1. совокупность станций железной дороги, соединяющей два города;
  2. связанные договорами поставщик, покупатель и транспортная организация;
  3. взаимосвязанные участники цепи, обеспечивающие продвижение на российский рынок импортного товара;
  4. крупный морской порт.
  1. Какая из перечисленных систем, обеспечивающих продвижение материального потока, является макрологистической?
  1. крупная железнодорожная станция;
  2. связанные договорами поставщик, покупатель и транспортная организация;
  3. взаимосвязанные участники цепи, обеспечивающие продвижение материального потока в пределах металлургического комбината;
  4. крупный аэропорт.
  1. Какое из приведенных ниже определений является определением понятия «логистическая функция»?
  1. направление хозяйственной деятельности, заключающееся в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения;
  2. множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство;
  3. совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте, в нужное время, с минимальными затратами;
  4. укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.
  1. С какими подразделениями предприятия взаимодействует служба логистики?
  1. со службой маркетинга;
  2. производственными подразделениями;
  3. с финансовой службой;
  4. все ответы верны.
  1. Какое из перечисленных решений по упаковке принимается с участием службы логистики?
  1. размер упаковки;
  2. рекламный текст на упаковке;
  3. рисунок на упаковке;
  4. все ответы верны.
  1. Какая из перечисленных функций является функцией менеджера по логистике?
  1. выбор транспорта;
  2. рыночные исследования;
  3. реклама;
  4. разработка рекомендаций по производству новых товаров. 11. Какая из перечисленных единиц измерения может служить для измерения материального потока?
  1. м3;
  2. тонн/м2;
  3. тонн;
  4. тонн/год.
  1. Какая из ситуаций, перечисленных в вариантах ответов, увязывается с анализом методом АВС?
  1. себестоимость доставки 10 т груза на расстояние 50 км составляет 180 руб.;
  2. через склад площадью 5000 м2 проходит грузооборот 25000 т/год;
  3. каждый м2 площади склада дает грузооборот до 20 т/год;
  4. товары стандартного и повышенного спроса отгружает клиентам склад посредника.
  1. Какой         вид         транспорта         обладает         наиболее         высокой         пропускной способностью доставлять груз в заданную точку территории «от двери до двери»?
  1. автомобильный;
  2. железнодорожный;
  3. воздушный;
  4. трубопроводный;
  5. водный.
  1. Какой вид транспорта обеспечивает наиболее низкую стоимость перевозки?
  1. автомобильный;
  2. железнодорожный;
  3. воздушный;
  4. трубопроводный;
  5. водный.
  1. Какой из перечисленных видов запасов относится к категории «производственный запас»?
  1. товары в пути от поставщика к потребителю;
  2. товары на складах оптовых баз;
  3. товары на складах сырья предприятий промышленности;
  4. товары         на         складах         готовой         продукции         предприятийизготовителей.
  1. Какой из перечисленных видов запасов относится к категории «товарный запас»?
  1. запасы на складе сырья обувной фабрики;
  2. запасы         металлопроката         на         складе         готовой         продукции металлургического комбината;
  3. запасы муки на складах хлебозавода;
  4. запасы зерна на складе мелькомбината.
  1. Какие регулирующие параметры имеет система контроля состояния запасов с фиксированным размером заказа?
  1. точку заказа;
  2. максимальный размер запаса;
  3. размер заказа;
  4. периодичность заказа;
  5. верны ответы «a» и «c»;
  6. верны ответы «b» и «d».  
  1. Какие регулирующие параметры имеет система контроля состояния запасов с фиксированной периодичностью заказа?
  1. точку заказа;
  2. максимальный размер запаса;
  3. размер заказа;
  4. периодичность заказа;
  5. верны ответы «a» и «c»;
  6. верны ответы «b» и «d».  
  1. В каком случае применяется система контроля состояния запасов с фиксированной периодичностью заказа?
  1. большие потери в результате отсутствия запаса;
  2. высокие издержки по хранению запасов;
  3. расходы по размещению заказа и доставке сравнительно невелики;
  4. высокая степень неопределенности спроса.
  1. В каком случае применяется система контроля состояния запасов с фиксированным размером заказа?
  1. условия поставки позволяют получать заказы различными по величине партиями;
  2. низкие издержки по хранению запасов;
  3. высокая степень неопределенности спроса;
  4. потери от возможного дефицита сравнительно невелики.
  1. В каком из ответов верно указаны размеры стандартного плоского поддона?
  1. 1200 мм х 800 мм;
  2. 600 мм х 800 мм;
  3. 600 мм х 400 мм;
  4. 400 мм х 400 мм.
  1. Что такое «базовый модуль» в логистике?
  1. стандартный поддон размером 1000 х 1200 мм;
  2. грузовой пакет размером 1200 х 800 х 1050 мм;
  3. условная единица площади в форме прямоугольника размером

600 х 400 мм;

  1. транспортная тара стандартного размера;
  1. Какой из перечисленных факторов, определяющих размер внутреннего материального потока на складе предприятия оптовой торговли, зависит от условий договора с поставщиком?  
  1. доля товаров, проходящих через участок комплектования;
  2. доля товаров, проходящих через отправочную экспедицию;
  3. доля товаров, не подлежащих механизированной выгрузке из вагона;
  4. доля товаров, не подлежащих механизированной погрузке в автомобиль.
  1. Какой из перечисленных факторов, определяющих размер внутреннего материального потока на складе предприятия оптовой торговли, зависит от условий договора с  покупателем?
  1. доля товаров, проходящих через участок комплектования;
  2. доля товаров, проходящих через отправочную экспедицию;
  3. доля товаров, проходящих через приемочную экспедицию;
  4. доля товаров, не подлежащих механизированной выгрузке из вагона.
  1. Принципиальное отличие системы поставок «точно в срок» («Just-InTime») от традиционного снабжения состоит в следующем:
  1. при поставках ТВС контроль качества у потребителя не предусмотрен, отношения между поставщиками и покупателями носят характер длительных хозяйственных связей;
  2. работа потребителей при более низких запасах, сокращается потребность в складских мощностях и персонале;
  3. при выборе перевозчика отдается предпочтение тому, кто обеспечивает надежность поставки, а не предоставляет услугу по более низким тарифам;
  4. при поставке ТВС контроль качества у потребителя не предусмотрен, отношения между участниками носят характер длительных хозяйственных связей, работа потребителей с низкими запасами и при этом сокращается потребность в складских мощностях, работа с перевозчиком, обеспечивающим надежность поставки.
  1. Интермодальные перевозки это:
  1. система перемещения грузов в международном сообщении одним видом транспорта;
  2. система доставки грузов в международном сообщении несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу, и передачи груза с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца.
  3. система доставки грузов несколькими видами транспорта;
  4. перемещение грузов одним видом транспорта и по единому перевозочному документу.
  1. Мультимодальные перевозки это:
  1. смешанные перевозки по одному перевозочному документу;
  2. прямые перевозки несколькими видами транспорта;
  3. прямые         смешанные         перевозки         по         меньшей         мере         двумя

различными видами транспорта, внутри страны;

  1. это перевозки различными видами транспорта внутри страны. 28. «Толкающая         система»         управления         материальными         потоками         в производственной логистике представляет собой:
  1. систему организации производства, в которой предметы труда поступают на производственный участок на основе заказа его у предыдущего участка;
  2. систему организации производства, в которой товарные запасы формируются согласно решения, принимаемого из центральной системы управления производством;
  3. стратегию сбыта, направленную на опережающее формирование товарных запасов в оптовых и розничных предприятиях;
  4. систему организации производства, в которой предметы труда поступают на производственный участок из предыдущего технологического звена по команде, выданной из центральной системы управления производством.
  1. Прямые логистические каналы характеризуются:
  1. управлением движением материальных потоков с участием оптовых продавцов;
  2. управлением движением материальных потоков без участия посреднических торговых структур;
  3. управлением движением материальных потоков без участия розничных и оптовых  торговцев;
  4. управлением движением материальных потоков как с участием посреднических торговых структур, так и без их участия.
  1. Страховые запасы это:
  1. часть производственных запасов обеспечивающих непрерывность производственного цикла;
  2. запасы, обеспечивающие непрерывность торгового или производственного процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств таких, как: отклонение в периодичности и величине партий поставок, возможных задержек материалов или товаров в пути, в случае возрастания спроса;
  3. запасы, возникающие в торговых предприятиях в случае нарушения поставок предусмотренных договором;
  4. часть торговых запасов обеспечивающих непрерывность торгового цикла.
  1. Пакетирование это:
  1. операция по формированию грузовой единицы;
  2. операция по хранению груза на поддонах;
  3. операция по укладке груза на поддон;
  4. операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.
  1. Система «КАNBAN» это:
  1. система,         обеспечивающая         оперативное         регулирование произведенной продукции;
  2. система, обеспечивающая производственные подразделения материальными ресурсами в том количестве, которое

необходимо для выполнения заказа;

  1. информационная система, обеспечивающая оперативное регулирование количества произведенной продукции и организации непрерывного производственного потока, способного к быстрой перестройке и не требующие страховых запасов;
  2. информационная система, обеспечивающая оперативное регулирование производственного процесса.
  1. Уровень канала распределения это:
  1. торговый         посредник,         выполняющий         распределительные функции;
  2. любой торговый посредник – участник логистической системы;
  3. любой торговый посредник – участник логистической системы и выполняющий распределительные функции при продвижении материального потока до места производства готовой продукции;
  4. любой торговый посредник – участник логистической системы, выполняющий распределительные функции, трансформируя материальные потоки в процессе их продвижения к конечному пункту назначения.
  1. В логистическом сервисе цена представляет собой:
  1. величину, включающую затраты на выполнение конкретного заказа;
  2. величину,         начисляемую         за         предоставление         покупателю

отдельных видов услуг;

  1. величину, начисляемую за предоставление всего продуцируемого в каждом отдельном случае комплекса услуг и которая должна компенсировать понесенные производителем совокупные затраты и приносить средний размер прибыли продуцента;
  2. величина, отражающая совокупные затраты по осуществлению отдельных видов услуг.
  1. Комиссионеры в каналах распределения это:
  1. оптовые и розничные посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет и должны обеспечить сохранность товара;
  2. оптовые и розничные посредники, которые ведут операции от чужого имени и за свой счет;
  3. оптовые и розничные посредники, которые ведут операции от своего имени и за чужой счет и не являются собственниками продаваемой продукции. Они должны обеспечить сохранность товара;
  4. оптовые и розничные посредники, которые ведут операции от чужого имени и за чужой счет и не являются собственниками продаваемой продукции. Они должны обеспечить сохранность товара.

 

 


 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература:

  1. Григорьев, М.Н. Логистика : базовый курс : учебник / М.Н. Григорьев, С.А. Уваров. - Москва : Юрайт, 2016. - 782 с. : ил. ; 21. - Гриф:

Доп. УМО  

  1. Логистика в примерах и задачах : учеб. пособие /  [В. С. Лукинский,

В. И. Бережной, Е. В. Бережная и  др.]. - М. : Финансы и статистика, 2017. -

288 с. : ил. - Гриф: Доп. УМО

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник практических работ по высшей математике

Сборник практических работ служит для организации практических занятий по математике в объеме 48 часов. Данное пособие предназначено  для студентов 2 курса специальности «Технология продукции общ...

Сборник практических работ по высшей математике

Сборник практических работ служит для организации практических занятий по математике в объеме 48 часов. Данное пособие предназначено  для студентов 2 курса специальности «Технология продукции общ...

Сборник практических работ по дисциплине "Биология"

В сборнике представлены методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Биология».  Задания в сборнике соответствуют требованиям стандарта и призваны обеспечить формиров...

Сборник практических работ по дисциплине "Экологические основы природопользования"

В сборнике представлены методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования».  Задания в сборнике соответствуют требованиям стандарта...

Сборник практических работ по дисциплине «Информатика и ИКТ» 1 курс

Сборник практических  работ предназначен для осуществления контроля знаний студентов 1 курса по темам курса дисциплины «Информатика и ИКТ» специальности 40.02.01 «Право и организация социального ...

Сборник практических работ по философии

В сборник практических работ включены вопрсы к учебному материалу для учебного пособия Основы философии под ред Гусева, а также документы ,.первоисточники...

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ по дисциплине "Логистика на автомобильном транспорте" по специальности 23.02.07

Методические указания разработы для обучающихся по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей систем и агрегатов автомобилейВ результате выполнения работ студенты осваивают об...