Сборник практических работ по философии
методическая разработка на тему

В сборник практических работ включены вопрсы к учебному материалу для учебного пособия Основы философии под ред Гусева, а также документы ,.первоисточники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktich._rab._fil.docx45.36 КБ

Предварительный просмотр:

                 КОМИТЕТ  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ  САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АКАДЕМИЯ ИНДУСТРИИ КРАСОТЫ  « ЛОКОН»

Сборник практических занятий

по основам философии

часть 1

Учебное пособие

для специальностей

100116 «Парикмахерское искусство»,
100124 «Стилистика и искусство визажа»
100122 «Прикладная эстетика»

 в СПб ГБПОУ «Академия «ЛОКОН»

Разработчик: преподаватель Н. В. Аверина

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие предназначено для организации практических занятий по учебной дисциплине «Основы философии» и является частью учебно-методического комплекта по данной дисциплине. Содержание учебного пособия соответствует Государственному образовательному стандарту и «Примерной программе реализации среднего (полного) общего образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Учебно-методический комплект включает в себя учебник «Введение в философию» под редакцией Д.А.Гусева, сборник практических заданий и методические рекомендации по работе с учебником.

 Цель настоящего пособия – научить студентов основным навыкам самостоятельной работы с учебником, с документами. Анализируя высказывания великих мыслителей, студенты должны научиться давать им оценку, аргументировать свою точку зрения, видеть, в чем их актуальность.  

Материал по каждому занятию излагается в следующей последовательности: кратко формулируется цель занятия, определяется конкретное задание и порядок его выполнения. Работа с текстами и документами данного пособия может быть использована не только для лабораторно-практических занятий, но и для уроков семинарского типа

1

 Практическая работа № 1.

(6 часов)

Тема: Античная философия

  Цели:  

 1.Познакомиться с  представителями основных направлений в античной философии и их идеями.

2.Освоить понятия: объект, субъект, объективное, субъективное, идеалисты, материалисты, майевтика, эвристический метод, софисты.

 3.Совершенствовать умения и навыки работы с документами и с текстом учебника.

  1. Раннегреческая философия: Милетская школа и Пифагор.  

Задание№1:  Прочитать текст учебника  стр.49-50.  Ответить на вопрос:                         - что понимали древнегреческие философы под «первоосновой»?                    Анаксимандр -                                                                                                                                       Анаксимен-                                                                                                                                       Фалес-                                                                                                                                                                                 Пифагор -

  1. Диалектика Гераклита.

Задание№2: Прочитать текст  учебника стр. 54 (со 2 абз. снизу) -55. Ответить на вопросы 5, 7.

3.Сократ и софисты.                                                                                           Задание№3: Прочитать текст учебника стр.59-63. Ответить на вопр.1,2,5,6 на стр.63.                                                                                                                                                 4.Платон и Аристотель о наилучшем устройстве общества.

Задание№4: Прочитать текст учебника стр.67-70.                                                                           1). Выпишите положения учений Платона и Аристотеля о наилучшем устройстве общества.        

 2)Сравните идеи о наилучшем устройстве общества Платона и Аристотеля. Оцените их:        

- реальны они или утопичны?                                                                                                                     - гуманны они или антигуманны?                                                                                                            – есть ли идеи, которые полезно было бы учесть современным политикам?

                             

   

 Задание5№: Прочитать документы №1-№2 и ответить на вопросы к документам.

Первоисточники:

1.Аристотель « Политика», раздел 4 (извлечения)

  1. Какая же форма государственного устройства наилучшая?
  2. (…) Если в нашей « Этики» удачно сказано, что та жизнь блаженная, при которой нет препятствий к осуществлению добродетели, что добродетель есть средина ( между двумя крайностями), то нужно признать, что наилучшей жизнью будет именно « средняя» жизнь, такая жизнь, при которой «средина» может быть достигнута каждым индивидом.
  3. (…) В каждом государстве мы встречаем три класса граждан : очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в средине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина – наилучшее ( между двумя крайностями), то, очевидно, и средний достаток у всех благ всегда лучше.
  1. (…) Государство стремится всего более к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а равенство и однообразие свойственны преимущественного людям « средним». Таким образом, исходя из естественного, по нашему утверждению , состава государства неизбежно следует, что государство , состоящие из « средних» людей, будет иметь и наилучший государственный слой.
  2. Эти – то « средние» граждане по преимуществу и остаются в государствах целыми и невредимыми. Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а другие люди не постигают на то, что этим « средним» принадлежит ; с другой стороны, они не походят и на бедняков, которые стремятся к имуществу богатых. И так как никто на них и они ни на кого не злоумышляют, то и жизнь их протекает безопасно. Поэтому прекрасное пожелание высказал Фокилид: «Средним – множество благ; в городе средним быть не желаю».
  3.   Итак ясно , что наилучшее государственное общение – то общение, которое достигается через посредству среднего элемента; и те государства имеют наилучший строй , где средний элемент представлен в большом количестве, где он пользуется большим значением сравнительно с обоими крайними элементами или, по крайней мере, сильнее каждого из них, в отдельности взятого. Соединившись с тем или другим из этих крайних элементов; средний элемент приобретает влияние и воспрепятствует образованию противоположных крайностей. Поэтому – то величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане облагали собственностью среднею, но и достаточною; а в тех случаях, когда одни владеют слишком многим, другие же ничего не имеют, возникает либо крайняя демократия, либо олигархия в чистом виде, либо тирания, именно вследствие противоположных крайностей в имущественном отношении (  граждан ) . Ведь тирания образуется как из чрезвычайно распущенной демократии, так из олигархии, значительно реже тирания возникает из средних форм государственного строя и тех, что сродни им (…).
  4. И так, очевидно, «средняя» форма государственного строя есть форма идеальная, ибо только она не ведет к партийной борьбе: там, где средний элемент многочислен, всего реже бывают среди граждан партийные распри и раздоры. И крупные государства по той же самой причине – именно поэтому что в них многочислен средний элемент,- менее страдает от партийной борьбы; в небольших же государствах население легче разбивается на две партии, так что между ними не остается место для среднего элемента, и почти все становится там либо бедняками, либо богачами. Демократия, в свою очередь, пользуются большею, сравнение с олигархиями, безопасностью; существование их более долговечно благодаря наличности в их среднего элемента, который подавляет своею численностью (остальные) и бывает сильнее представлен в государственной жизни демократий, нежели олигархий. Но когда за отсутствием среднего элемента неимущий класс подавляет своею многочисленностью, государство оказывается в злополучном состоянии и быстрыми шагами идет к гибели.
  5. (…) Теперь ясно и то, почему в большинстве случаев государственный строй бывает или демократическим, или олигархическим. Средний элемент занимает в государствах зачастую незначительное место; наоборот, всегда в них выдвигаются либо крупные собственники, либо простой народ; и, выходя из среднего состояния, либо те, либо другие перетягивают государственный порядок на свою сторону, так что и создается в результате либо демократический строй либо олигархический.(Античные философы (тексты). Изд. ИФЛИ, 1935, с. 123-127)

Вопросы и задания к документу:

  1. Выделите черты наилучшего, по Аристотелю, устройства государства.
  2. Какой слой населения Аристотель считал опорой государства и почему?
  3. Выразите свое отношение к идеям Аристотеля об устройстве государства.

  1. Из писем Аристотеля к Филиппу и Александру

№2. Из письма Аристотеля к Филиппу:

«Берущие на себя водительство, совершающие добрые дела для своих подвластных не случайно, а по своей природе, черпает смелость, полагаясь не на владения, которым свойственно погибнуть, гордятся только добродетелями, умением хорошо и благоразумно гражданствовать.  Ведь в человеческом мире нет ничего устойчивого и твердого, даже солнце держится только до вечера; первая же превратность нарушает, изменяет и путает все человеческие жизни … Поэтому не пробуй ни действовать крутой отвагой, не обращаться эллинами более тиранически, но будь для них благодетелем, ведь первое-признак опрометчивости, а тирания – свидетельство откровенного неблагоразумия… Впрочем, здравствуй, заботливо направляя душу к философии, а тело - к здоровью». (По книге А.Ф.Лосева, А.) Тахо-Годи. Аристотель.  Жизнь и смысл. М., 1982,С. 175).

                              Из письма Аристотеля к Александру:

« Многие мудрецы доказывали, что делание добра позволяет приобщиться к участи богов, потому что на возвращение дара и дарении  держится жизнь людей, состоящая в том, что они отдают, принимают и снова воздают. Поэтому прекрасно и справедливо жалеть и миловать всех не заслуженно несчастных - ведь жалость есть признак кроткой души, а жестокость признак невоспитанной...  Старайся же быть скор на добрые дела и медлителен на гнев: первое - нравственно и милостиво, второе – отвратительно и свойственно варварам. Впрочем, делай то, что считаешь правильным, не презирая полезных советов». ( По книге А.Ф.Лосева, А.А.Тахо – Годи . Аристотель. Жизнь и смысл. М., 1982, с. 155).  

Вопросы и задания к документу:

  1. Какие советы дает Аристотель Филиппу и Александру?
  2. Каким хотел бы видеть Аристотель царя? Какие свойства он считает особенно ценными для главы государства?
  3. К какой политике в отношении подданных и покоренных народов он призывает?
  4. В какой форме изложены Аристотелем советы?
  5. Выразите свое отношение к содержанию писем.

                             

Практическая работа № 2.

Тема: Философия эпохи Просвещения(4 часа).  

 Цели:

1.Усвоить основные идеи французских просветителей.

2.Совершенствовать умения и навыки работы с документом.

 Задание№1: Прочитать учебник стр.131-133 , ответить на вопросы1-3 на стр137.

      Задание№2: Прочитать документ и ответить на вопросы.

Ф. Вольтер « О вере в Бога»

Вопросы к первоисточнику:

1.О каком отношении Вольтера к вере в Бога свидетельствует этот документ?

2. Не противоречит ли эта позиция автора его непримиримо резким высказываниям в отношении католической церкви?

3. Согласны ли вы с аргументами Вольтера, защищающего веру в Бога?

   

      Задание№3:  Прочитать документ и ответить на вопросы.

        Ж-Ж. Руссо. «О происхождении и основаниях неравенства между людьми»

Вопросы к первоисточнику:

  1. Что, по мнению Руссо, должно лежать в основе общественного порядка?
  2. В чем видит Руссо цель  и значение общественного договора?
  3. Какова должна быть, по мысли Руссо, связь между народом и властью?
  4. Какие права по отношению к власти признает Руссо за народом? Как обосновывает он это право?
  5. Выделите из текста документа строки, в которых, на ваш взгляд, наиболее ярко выражена позиция автора.

   Задание№ 4: Выскажите свою точку зрения и аргументируйте ее.

1.Как вы относитесь к высказыванию выдающегося просветителя Монтескье: «Благо политическая, как и благо нравственное всегда находится между двумя пределами». «Люди всегда почти уживаются с серединой, чем с крайностями». Актуальны ли его идеи?

   Задание№ 5: Проанализируйте следующие высказывания просветителей и сделайте выводы. Нет ли в этих суждениях противоречий? Своё мнение обоснуйте:

А) «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». (Вольтер)

Б) «Быть свободным, иметь вокруг себя только равных – такова истинная жизнь, естественная жизнь человека; всякая другая жизнь – недостойное хитросплетение, плохая комедия, в которой один играет роль господина, другой раба…» (Вольтер)

               

          Практическая работа № 3.

                   (4 часа)

      Тема: Немецкая классическая философия.

     Цели:

1.Усвоить этическое учение И.Канта, законы диалектики, категории Г.Гегеля.

2.Совешенствовать умения и навыки работы с документом.

1. Этическое учение И.Канта (работа с документом).

Задание№1: Прочитать документ и ответить на вопросы.

Вопросы к документу:

  1. Чем объяснить интерес к философскому наследию И. Канта в наши дни?
  2. Назовите правила поведения, определяемые, как считал И. Кант, внутренним нравственным законом?
  3. Что значит, по Канту, стать личностью?
  4. Какое содержание вкладывал И. Кант в « формулу долга»?
  5. Какие глобальные проблемы рассматривал Кант? Какие пути их решения он предлагал?

2.Диалектика Г.Гегеля ( работа с учебником).

Задание№2: Прочитать учебник стр.147-148 и заполнить таблицу «Законы диалектики»

Законы диалектики

Примеры

1

2

3

Задание№3: Прочитать учебник стр.148-150 и ответить на вопрос 9 на стр.15

Практическая работа №4

 Тема: Социалисты-утописты о справедливом обществе.

 Цели:1.Познакомить с идеями социалистов-утопистов о справедливом общественном устройстве.

2.Совершенствовать умения аргументировать свою точку зрения.

3.Совершенствовать умения и навыки работы с документами.

Из «Утопий» Т. Мора

На острове Утопия насчитывалось 54общинных и прекрасных города. Язык, обычаи, учреждения и законы их одних и те же. Все 54 города выстроены по одному и тому же плану;  в них те же общественные здания, с некоторыми  лишь приспособлениями к нуждам каждой местности…  Амаурота – главный город острова; ее центральное положение делает ее лучшим сборным пунктом для представителей страны. Поля каждому городу отведены так, чтобы окружали город не менее чем на 12000 шагов…  Среди возделываемых  полей встречаются  удобные дома… Дома служат помещением рабочих тех групп, которые город в определенные сроки посылает на поля… Ежегодно в город возвращается двадцать земледельцев, завершивших  двухлетний срок своей земледельческой службы. Их замещает двадцать новых, срок службы которых начинается с этого времени…

Ко времени наступления жатвы филархи земледельческих семейств извещают городское управление о числе потребных вспомогательных рабочих.

В назначенный день приходят целые толпы косарей и при благоприятной погоде с жатвой управляются иногда за один день…

Улицы и площади городов очень удобны для передвижения и хорошо защищены от ветров. Строения города отличаются изяществом, удобством и чистотой и тянутся сплошными рядами  по обеим сторонам улиц, ширина которых достигает тридцати футов. За домами находятся обширные сады, занимающее все пространство между домами. Каждый дом сообщается одной дверью с улицей, а другой с садом.  Двери эти открываются при малейшем нажатии руки и дают доступ первому встречному. В этом случае утопийцы исходят из общности и нераздельной собственности, они каждые десять лет меняют дома по жребию…

…Кроме земледелия, от которого, как сказано, никто не имеет права уклоняться, каждому утопийцу назначается еще какое-нибудь ремесло. Одни ткут полотно или шерсть, другие делаются каменщиками или горшечниками, третьи обрабатывают металлы или дерево. Платье у всех обитателей острова одного покроя. Этот покрой неизменный, допускается только различие мужчины от женщин, холостых от женатых…

Благороднейшая и почти исключительная деятельность сифогрантов в постоянном наблюдении, чтобы никто не придавался лени и чтобы все деятельно трудились…

Ты скажешь: шести часов  ежедневной работы недостаточно для удовлетворения общественных нужд. Утопия должна быть несчастной страной. А на самом-то деле как раз шесть рабочих часов с избытком удовлетворяют всем потребностям и удовольствиям жизни и дают даже значительный остаток съестных припасов. Ты легко поймешь это, если вспомнишь, сколько у всех прочих наций праздных людей. Прежде всего таковы почти все женщины, составляющие половину населения на земном шаре, а затем и мужчины в тех странах, где все работы падают на долю женщин. Затем огромные массы священников и разных праздношатающихся служителей. Приложим к этому еще всех богатых помещиков, называемых дворянами; присоединим к ним еще целые полчища их прислуги, этих тунеядцев в ливреях, не забудем также и здоровых нищих, скрывающих свою лень под вымышленными недугами. В результате тебе вполне станет ясно, что число людей, доставляющих трудом своим средства к пропитанию человеческого рода оказывается гораздо ничтожнее, чем обыкновенно думают…

…Таким образом, в Утопии все заняты действительно полезными искусствами и ремеслами. Дневной физический труд недолог, но  тем не менее его достаточно для общего довольства и избытка…

…Цель социальных учреждений Утопии сводится к тому, что бы прежде всего обеспечить за каждой личностью и обществом полное удовлетворение всех нужд, а затем предоставить гражданам как можно больше свободы, дабы они могли иметь достаточно досуга для развития духовных сил путем изучения наук и искусств. Только в таком всестороннем развитии они видят истинное счастье.

…Утопийцы не запирают своих сокровищ в башнях или других неприступных укрепленных зданиях…из золота и серебра не отливают ни сосудов, ни других каких-либо искусственных изделий…

…Они пьют и едят из глиняной и стеклянной         посуды очень причудливой и красивой формы, но крайне ничтожной цены. Золото и серебро предназначены для изделий  самого низменного свойства: из него делают даже ночные вазы не только для общественных дворцов, но и для отдельных домов или выковывают, например, цепи и оковы для рабов и отличительные знаки для преступников, потерявших честь. Эти последние носят золотые кольца и серьги, золотые шнурки на шее и обручи на голове. Таким образом, они употребляют те средства, чтобы золото и серебро находились в пренебрежении.

  (Предшественники современного социализма

В отрывках из их произведений. Ч.I,Госиздат,1928, с.59-69)

Вопросы к документу

1.Какую цель социальных учреждений Утопии провозглашает Мор? Совпадает ли эта цель с идеалами эпохи Возрождения?

2. Каково отношение Мора к частной собственности? Подтвердите свой ответ стоками документа.

3. Каким образом на острове Утопия организуется труд людей и распределение продуктов? Какой цели служит такая организация?

4.Укажите социальный группы, которые Мор считает «праздными людьми».

5.Хотели бы вы быть утопийцами? Свой ответ аргументируйте.

Из «Города Солнца» Кампанеллы

« Мореход: Верховный правитель у них священник , именующийся на их языке «Солнце».

… Он является главой всех и в светском и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение.

 При нем состоят три соправителя Пон, Син и Мор, или по-нашему: Мощь, Мудрость и Любовь. В ведении Мощи находится все касающиеся войны и мира: военные должностями, солдаты, ведает снабжением, укреплением, осадами, военными машинами, мастерскими и мастерами, их обслуживающими.
Ведению Мудрости подлежат свободные искусства, ремесла и всевозможные науки, а также соответственные должностные лица и ученые, равно как и учебные заведения.

… Ведению Любви подлежат: во-первых, деторождение и наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчины и женщины давало наилучшее потомство. И они издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшение пород собак  лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой. В ведении того же правителя находится воспитание  новорожденных, врачевание, изготовление лекарств, посевы, жатва и сбор плодов, земледелие, скотоводство, стол и вообще все,  относящееся к пище одежде и половым отношениям. В его распоряжение находятся ряд наставников, приспособленных следить за всеми этими делами…»

 «Прежде всего, да будет тебе известно, что мужчины и женщины у них носят почти одинаковую одежду, приспособленную к военному делу, только плащ у женщин ниже колен, а у мужчин доходит только до колен.
 И все они обучаются всяким наукам совместно. По второму и до третьего года дети обучаются говорить и учат азбуку, гуляя вокруг стен домов; они разделяются на четыре отряда, за которыми наблюдают во главе их четыре ученых старца. Эти же старцы, спустя некоторое время, занимаются с ними гимнастикой, бегом, метание диска и прочими упражнениями и играми, в которых равномерно развиваются все их члены. При этом до седьмого года они ходят босиком и с непокрытой головой. Одновременно с этим их водят в мастерские к сапожникам, пекарям, кузнецам, столярам, живописцам и т.д. для выяснения наклонностей каждого.

На восьмом году, после начального обучения основам математики по рисункам на стенах , направляются она на лекции по всем естественным наукам. Затем они приступают к изучению более отвлеченных наук: математики, медицине и других знаний, постоянно и усердно занимаясь обсуждениями и спорами. Впоследствии все получают должности в области тех наук и ремесел, где они преуспели больше всего, - каждый по указанию своего вождя или руководителя…»

…»Каждое новолуние и полнолуние собирается Совет по совершению богослужения. В нем присутствуют все от двадцати лет и старше и всем предлагается поодиночке высказаться о том, какие есть в государстве недочеты, какие должностные лица выполняют свои обязанности хорошо, какие – дурно. Также каждый восьмой день собираются все должностные лица, именно Верховный, и вместе с ним Мощь, Мудрость и Любовь, с которых каждому подчинены три начальника, так что во всех тридцать… Собираются и все начальники отрядов как женских, так и мужских -  десятники, полусотники и сотники для обсуждения государственных дел и выбора должностных лиц, которые на большом Совете только намечаются заранее. Точно так же, делах…Должностные лица смещаются по воле народа. Но четверо высших несменяемы, если только сами по совещанию между собой не передадут своего достоинства другому, кого с уверенностью считают мудрейшим, умнейшим и безупречнейшим. Они действительно настолько разумны и честны, что передача власти случается редко».

«Гостинник :

Ну а что тут скажешь об их судьях?

Мореход:

Как раз я хотел сказать об этом. Все по отдельности под судно старшему начальнику своего мастерства. Таким образом, все главные мастера являются судьями и могут присуждать к изгнанию, бичеванию, выговору, отстранению от общей трапезы, отлучению от церкви и запрещению общаться с женщинами. К насильникам применяется смертная казнь или наказание – око за око, нос за нос, зуб за зуб и т.д. согласно закону возмездия, если преступление совершено сознательно и с заранее обдуманными намерениями. Если же это случилось во время ссоры и совершенно непредумышленно, то приговор смягчается, но не самим судьей, а тремя правителями, от которых можно аппелировать к … На третий день ответчик может быть или помилован или отпущен, или же приговор вступает в законную силу, причем ответчик примиряется со своими обвинителями и свидетелями, как с врачами своей болезни, обнимая их, целуя и т.д.

Смертная казнь исполняется только руками народа, который убивает или побивает осужденного камнями, и первые удары наносят обвинитель и свидетели. Палачей…у них нет, дабы не осквернять государство…»

(Кампанелла. Город солнца. Изд. Академии наук. М., 1964, с.39-44,47-50,95-96,97-99)

Вопросы к документу

  1. Как осуществляется управление в Городе Солнца?
  2. Какую форму правления идеализирует Кампанелла?
  3. Какие стороны жизни человека находятся под контролем государства в городе Солнца? Как называется такое государство?
  4.  Какими благородными целями обосновывается вмешательство государства в интимные отношения между мужчиной и женщиной?
  5. На каких основах построено воспитание детей в Городе Солнца?
  6. Хотели бы вы быть жителем Города Солнца? Свой ответ аргументируйте.
  7. Если бы вам пришлось в сжатой форме охарактеризовать устройство нового общества, описанного Кампанеллой, то какие понятия вы бы использовали?

Основная литература:

- Антология мировой философии: В 4т.-Т. 1( в « частях). Философия древности и средневековья.- М.:Мысль,1969.

-Асмус В.Ф.Античная философия. –Москва : Высш. Шк. 2005-400 с.

-Звиревич В.Т.Философия древнего мира и средних веков  - М.: Акад. Проект,2004-415с.

-История философии. Запад- Россия- Восток: В 4 кн./ Под ред. Н.В. Мотрошиловой – Кн.1. Философия древности и средневековья. – М.: Греко-латинский кабинет, 1995. -480с.

- Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 кн. – Кн. 1 Античность.- СПб.: ТОО ТК « Петрополис»,1994. – 320с.

Дополнительная литература:

- Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой.- М.; Спб.: Университет. кн.: Per Se,2000 -319 с.

-Гомперц Т. Греческие мыслители: В 2 т. – СПб.: Алетейя, 1999.

-Декарт Р. Рассуждения о методе // Декарт Р. Соч.: В 2 т. – Т.1. – М.: Мысль, 1989.

-Кант И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1999. – 655с.

-Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология ( глава 1) // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения6 В 3 т. – Т. 1. – М.: Политиздан, 1985

-Асмус  В.Ф. Кант. – М.: Высш. шк.,2005- 438с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

2

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА№1

Тема: Античная философия

3

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Философия эпохи Просвещения

7

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Немецкая классическая философия.

9

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

Социалисты-утописты о справедливом обществе.

11

ЛИТЕРАТУРА            16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник практических работ по высшей математике

Сборник практических работ служит для организации практических занятий по математике в объеме 48 часов. Данное пособие предназначено  для студентов 2 курса специальности «Технология продукции общ...

Сборник практических работ по высшей математике

Сборник практических работ служит для организации практических занятий по математике в объеме 48 часов. Данное пособие предназначено  для студентов 2 курса специальности «Технология продукции общ...

Сборник практических работ по дисциплине "Биология"

В сборнике представлены методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Биология».  Задания в сборнике соответствуют требованиям стандарта и призваны обеспечить формиров...

Сборник практических работ по дисциплине "Экологические основы природопользования"

В сборнике представлены методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования».  Задания в сборнике соответствуют требованиям стандарта...

Сборник практических работ по дисциплине «Информатика и ИКТ» 1 курс

Сборник практических  работ предназначен для осуществления контроля знаний студентов 1 курса по темам курса дисциплины «Информатика и ИКТ» специальности 40.02.01 «Право и организация социального ...

Сборник практических работ по дисциплине "Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве"

Методические указания для выполнения практических занятийсоставлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве».Сборник состоит и...