Методическая разработка
методическая разработка

Ивенкова Надежда Михайловна

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»,

УЦПК г.Ельня

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся колледжа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Ельня

2021 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_samostoyatelnaya_rabota_obuchayushchihsya.docx190.03 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»,

УЦПК г.Ельня

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся колледжа

г.Ельня

2021 г.

Методическая разработка может быть использована преподавателями и мастерами производственного обучения колледжа и иных учреждений среднего профессионального образования в организации самостоятельной работы обучающихся, в основе которой лежат компетентностный и деятельностный подходы к обучению, что соответствует требованиям ФГОС.

Составители: преподаватели Голикова А. В., Ивенкова Н.М.

Рецензент: методист Агеева Т.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Самостоятельная работа обучающегося как основная форма организации педагогического процесса
  2. Инструктаж при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы
  3. Рекомендации для преподавателей и мастеров производственного обучения по организации самостоятельной работы обучающихся
  4. Шкала оценки внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося преподавателями и мастерами производственного обучения

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ
  2. Примеры заданий для самостоятельной работы обучающихся

Приложения

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Самостоятельная работа обучающегося как основная форма организации

педагогического процесса

Одна из основных задач профессионального образования на сегодняшний день - сформированность профессиональных компетенций обучающихся. Новые требования ФГОС включают в себя способность поиска, анализа и оценки информации, необходимой при выполнении своих профессиональных функций; карьерного и личностного роста; применения ИКТ в своей трудовой деятельности; самообразования. Перечисленные компетенции не только повышают спрос на будущих специалистов на рынке труда, но  делают конкурентоспособными.

Главная цель самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося заключается в формировании готовности и умении находить и применять в  своей практической деятельности новую информацию и новые средства информации.

Внеаудиторная работа  является одной из форм обучения, которая помогает решать многие проблемы, но только в том случае, если она продумана и систематизирована. Грамотно разработанные преподавателем задания для самостоятельной работы  помогут обучающимся качественно усвоить новый материал, а значит, они сумеют его применить в дальнейшем процессе обучения и в своей практической деятельности.

К задачам самостоятельной работы можно отнести следующее (рис.1):

Рис.1. Задачи внеаудиторной самостоятельной работы

К принципам, по которым строится материал для самостоятельной работы обучающихся можно отнести (рис.2):

        Рис.2. Принципы внеаудиторной работы студентов

Создать у обучающихся потребность изучения нового материала – одна из ключевых задач сферы образования. Последовательное усложнение упражнений для внеаудиторной работы способствует развитию познавательного интереса, активизации мыслительной деятельности, научного мировоззрения.

К методам внеаудиторной самостоятельной работы можно отнести следующее (рис.3):

Рис.3. Методы внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Целевые направления самостоятельной работы обучающихся приведены в таблице 1:

Таблица 1 – Направления внеаудиторной работы обучающихся

Направление

Содержание

  1.  Для овладения, а также углубления имеющихся знаний
  • Составление планов;
  • Выписка тезисов по тексту;
  • Конспектирование теоретического минимума;
  • Создание презентаций (дополнительное формирование навыков в работе MSPowerPoint)
  1. Для закрепления полученных знаний
  • Работа с конспектом;
  • Повторение учебного материала;
  • Подготовка плана ответа;
  • Работа с таблицами и схемами;
  • Допускается заготовка шпаргалок
  1. Для систематизации учебного материала
  • Ответы на контрольные вопросы;
  • Аналитическая работа с текстом;
  • Подготовка доклада или реферата;
  • Тестирование;
  • Составление кроссворда, плаката или памятки
  1. Для формирование практических навыков
  • Решение упражнений по образцу;
  • Решение ситуационных задач;
  • Анкетирование и исследование результатов

К средствам обучения самостоятельной внеаудиторной работы можно отнести (рис.4):

        Рис.4. Средства обучения как базис в организации самостоятельной работы обучающегося

К видам практических заданий при выполнении обучающимися самостоятельной работы можно отнести:

  1. Конспекты по теме;
  2. Формулирование собственного мнения по изучаемому вопросу;
  3. Написание определений по терминам;
  4. Подготовка реферата, доклада или сообщения;
  5. Отчет по теме;
  6. Составление таблиц, их заполнение.
  7. Составление схем;
  8. Составление кроссвордов;
  9. Подготовка презентаций;
  10. Создание различных памяток или брошюр;
  11. Решение ситуационных упражнений;
  12. Написание выводов;
  13. Подготовка к семинарскому занятию, конкурсу;
  14. Создание видеороликов;
  15. Портфолио

Инструктаж по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы дается обучающимися для того, чтобы помочь им разобраться и осмыслить суть задания. Инструктаж бывает следующим:

  1. Вводным;
  2. Текущим;
  3. Индивидуальным;
  4. Групповым;
  5. Фронтальным;
  6. Подробным;
  7. Свернутым и т.д.

Инструктаж при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы

Вводный инструктаж проводится в целях разъяснения целей и задач работы. Особое внимание направлено на конечные результаты, к которым студенты должны прийти. Вводный инструктаж способен помочь в тех случаях, когда дается новое задание и полученные знания необходимо связать с уже имеющимся опытом, усвоенным на предыдущих занятиях.

Объем информации доводимый до студентов во время проведения устного инструктажа зависит от этапа обучения: на начальном -  более подробный, а на завершающем  - более краткий.

Вводный инструктаж для выполнения практических занятий включает в себя разъяснение задания, последовательность его выполнения, демонстрацию полученных результатов.

Письменный инструктаж нужен в тех случаях, когда выполнение самостоятельной внеаудиторной работы требует строгой последовательности. Письменная инструкция – это своеобразный алгоритм действий, пользуясь которым студенты смогут достичь поставленной цели.

Шкала оценки внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося преподавателями и мастерами производственного обучения

Вариант №1. Каждый пункт оценивается в 1 балл (количество набранных баллов соответствует оценке студента).

  1. Уровень освоения нового материала. Умение применить теоретические знания на практике.
  2. Способность довести знания до слушателей.
  3. Грамотное изложение материала, его оформление  в учетом требований.
  4. Степень самостоятельности выполнения задания.
  5. Показатели творческой деятельности.

Вариант №2. Каждый пункт оценивается в 0,5 балла, (количество набранных баллов соответствует оценке студента).

Таблица 3 – Шкала оценивания внеаудиторной самостоятельной работы студента преподавателями и мастерами производственного обучения (вариант №2)

Основные умения и навыки

Должен владеть студент (да\нет)

Владеет ли на данный момент

(да\нет)

1.

Конспектировать, составлять план.

2.

Подготовить реферат, доклад, сообщение, презентацию и т.д. согласна плана.

3.

Цитировать реферат, доклад, сообщение, презентацию и т.д.

4.

Уметь выступить с рефератом, докладом, сообщением, презентацией и т.д.

5.

Вести исследовательскую деятельность.

6.

Логически осмысливать материал, выделяя в нём главное, систематизировать, классифицировать

7.

Наблюдать, соотносить, сравнивать факты, обобщать, делать обоснованные выводы.

8.

Использовать полученные знания в действии (использование образцов.)

9.

Осуществлять самоконтроль в ходе деятельности и корректировать её.

10.

Проявлять творческую инициативу по разным направлениям деятельности.

Практика обучения доказывает, что только те знания, которые добыты самостоятельно, делают из обучающегося продуктивно мыслящего специалиста, способногок творческому подходу при решении профессиональных задач, уверенно отстаивающего свои позиции. В таблице 2 приведены результаты, характеризующие уровень освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией:

Таблица 2 - Успеваемость обучающихся до и после внедрения системы внеаудиторной самостоятельной работы

Учебный год

Учебная группа

Количество обучающихся

Успеваемость обучающихся

Входной контроль, %

Промежуточный контроль, %

Итоговый контроль, %

2018-2019

21Е

25

61

80

100

2019-2020

21Е

24

64

82

100

2020-2021

21Е

24

79

83

100

Таблица 3 - Результаты организации самостоятельной работы в соответствии с рабочей программой

Учебный год

Учебная группа

Количество обучающихся

Наименование программы

Показатели, по которым отслеживалась эффективность деятельности.

Уровни, единица измерения (баллы/%)

Результаты стартовой диагностики

Результаты итоговой диагностики

2018-2019

21

25

21.02.05

Земельно-имущественные отношения

Название плана: Организация самостоятельной деятельности обучающихся по учебной дисциплине «Бухгалтерский учет и налогообложение»

Реализуемая цели: Развитие познавательных способностей обучающихся, активности и творческой инициативы, самостоятельности и ответственности.

Виды самостоятельных работ:

  • самостоятельное объяснение;
  • анализ явлений;
  • формулированиеаргументированных выводов или расчётов;
  • решение профессиональных задач по образцу

Показатели, по которым отслеживалась эффективность деятельности:

  • осмысленный перенос знаний в типовые и нестандартные ситуации;
  • поиск информации для решения поставленных задач;
  • умениепользоваться теоретическими знаниями при выполнении практических задач;
  • умениепользоваться электронными образовательными ресурсами;
  • обоснованность, четкость и логичность изложения материала

61%

80%

2019-2020

21

24

64%

82%

 2020-2021

21

24

79%

83%

        

Краткий комментарий преподавателя:

При определении тематики заданий для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся преподаватель основывается на содержании разделов программы учебной дисциплины.

Каждое задание для самостоятельного выполнения является логически связанным звеном в системе заданий, главным итогом  которого является- сформированность общих компетенций согласного ФГОС нового поколения. Для организации  самостоятельной внеаудиторной работы преподавателем разработаны Методические рекомендации.

Рекомендации для преподавателей и мастеров производственного обучения по организации самостоятельной работы обучающихся

  1. Внеаудиторную работу обучающихся нужно организовывать во всех звеньях учебного процесса, в т.ч. и в процессе освоения нового материала.
  2. Студентов необходимо делать непосредственными участниками процесса познания.
  3. Организация самостоятельной работы должна мотивировать обучающихся на обучение.
  4. Самостоятельная работа должна быть целенаправленной и чётко сформулированной.
  5. Содержание внеаудиторной работы должно представлять собой полный и глубокий комплекс заданий для обучающихся.
  6. Внеаудиторная самостоятельная работа должна обеспечивать сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности обучающихся.
  7. При организации внеаудиторной самостоятельной работы нужно организовать систему контроля.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Практические советы по написанию реферата

Реферат (от латинского «referre» – докладывать, сообщать) – небольшая письменная работа по определенной теме.

Цель реферата – сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме.

Реферат состоит из введения, основного текста, заключения и списка использованных источников литературы, а так же при необходимости может содержать приложения. Каждая из частей реферата начинается с новой страницы.

Заголовки четко и кратко отражает содержание разделов, подразделов. Заголовки следует печатать с прописной буквы. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. В конце заголовка точку не ставят. Расстояние между заголовком и последующим текстом должно быть не менее 10 мм.

Титульный лист. Титульный лист является первой страницей реферата, заполняется по строго определенным правилам и оформляется на отдельном листе бумаги.

Содержание. Содержание размещается после титульного листа. Слово «Содержание» записывается в виде заголовка (по центру). В оглавлении приводятся все заголовки работы и указываются страницы. Содержание должно точно повторять все заголовки в тексте.

Во введении реферата указываются:актуальность темы реферата, цель реферата, задачи, которые необходимо решить, чтобы достигнуть указанной цели. Кроме того, во введении реферата дается краткая характеристика структуры работы и использованных информационных источников (литературы). Объем введения для реферата – 1-1,5 страницы.

Основной текст. Основной текст реферата должен быть разделён на главы. Если текст достаточно объёмный, то главы дополнительно делятся на параграфы. Главы и параграфы реферата нумеруются. Точка после номера не ставится. Номер параграфа реферата включает номер соответствующей главы, отделяемый от собственного номера точкой, например: «1.1». Заголовки не должны иметь переносов и подчеркиваний, но допускается выделять их полужирным шрифтом или курсивом.

Если реферат общим объемом – 7-10 стр., то его можно не разбивать на главы, а просто указывается «Основная часть», которая выступает в качестве заголовка единственной главы. Однако все-таки предпочтительнее, чтобы текст был разбит на главы (хотя бы две). Обычно в реферате 3-4 главы. Каждая новая глава начинается с новой страницы. На основную часть реферата приходится 7-17 страниц.

Заключение. В заключении формулируются выводы, а также даются рекомендации  для дальнейшего изучения темы. Здесь необходимо указать, почему важны и актуальны рассматриваемые в реферате вопросы. В заключении должны быть представлены ответы на поставленные во введении задачи, сформулирован общий вывод и дано заключение о достижении цели реферата. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части.

Список использованных источников литературы. При составлении списка литературы следует придерживаться общепринятых стандартов. Список литературы у реферата – 4-12 позиций. Работы, указанные в списке литературы, должны быть относительно новыми, выпущенными за последние 5 лет. Более старые источники можно использовать лишь при условии их уникальности.

Приложения. Приложения должны нумероваться арабскими цифрами. В правом верхнем углу указывают: «Приложение 1», а с новой строки – название приложения.

Научный стиль и точность

Набор текста осуществляется

На компьютере в текстовом редакторе MSWordна одной стороне листа формата А4 книжной разметки

Нумерация страниц

Все страницы текста, кроме титульного листа должны быть пронумерованы. Нумерация начинается с титульного листа. Номер страницы ставится по центру верхнего поля страницы.

Формат страниц текста

А4

Гарнитура шрифта обычная

Times New Roman

размер шрифта

14

Междустрочный интервал

1,5

Поля

стандартные: слева – 2,5 - 3 см, справа – 1 - 1,5 см, сверху и снизу – по 2 см.

Рекомендуемый объём реферата

10-20 страниц

Нередко реферат содержит таблицы, схемы, и рисунки, которые располагаются сразу после ссылки на них в тексте. Все иллюстрации – фотографии, эскизы, графики, карты и т.п. – называют рисунками. Они должны иметь названия и последовательную нумерацию арабскими числами.Название таблицы, схемы и рисунка в реферате располагается «по центру страницы». Номер таблицы проставляется после слова «Таблица» и располагается «по правому краю», например, «Таблица 2».

Образец

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»,

УЦПК г. Ельня

Специальность:

РЕФЕРАТ

по учебной дисциплине «Бухгалтерский учет и налогообложение»

Тема:  ______________________________________________________________

Выполнила:

Студент(ка)_____ курса, гр.____

____________________________

(Ф.И.О.)

Проверила:

____________________________

г. Ельня

____ г.

Приложение 2

Правила создания презентации 

  

Презентация – это визуальная поддержка вашей речи или доклада, и соответственно в ней тоже должна быть показана структура (содержание).

Общий порядок слайдов следующий:

Титульный листвключает:

  • Название темы;
  • Полная информация об авторе работы (Ф.И.О., группа)

Во введении отражается следующая информация:

В этой части вы должны ввести аудиторию в ваш доклад/отчет. Ответить на следующие вопросы:

  • о чем будет презентация?
  • какие вопросы будут решаться?
  • ответ, на какой вопрос вы ищете в докладе?

Основная часть: В этой части вам необходимо раскрыть основные моменты в вашей презентации, т.е. детали темы, проблемы, исследования, и т.д.

Заключение: Введение и заключение могут быть очень схожими. Разница в том, что во введении вы описываете основные положения, понятия, и вопрос, на который вы ищете ответ. А в заключении вы должны описать результаты вашей работы, какие ответы и предположения вы получили в ходе своих исследований.

 Используемые источники литературы: отражается список литературы.

1. Сначала указывается фамилия (в алфавитном порядке) и инициалы.

2. Пишется название источника (без кавычек).

3. Ставится тире и указывается место издания.

4. Через двоеточие указывается издательство (без кавычек).

5. После запятой пишется год издания.

 

Пример:

Основная литература:

1. Петров А.В. Экономика в школе. – М.: Просвещение, 2017.

2. Сидоров Т.В. Экономика транспорта. – Спб.: Аврора, 2000.

Интернет-ресурсы: указывается полный адрес в виде гиперссылки, например:

http://itn.ru/board.aspx?cat_no=6361&tmpl=Thread&BoardId=6364&ThreadId=9887&pa

 

Правила оформления презентации

Общие правила:

  1. Всегда должно быть два типа слайдов: для титульных, планов и т. п. и для основного текста;
  2. Дата, если и должна быть, то только на титульном слайде, а не на всех;
  3. На слайдах должны быть тезисы — они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;
  4. Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы).

Правила шрифтового оформления:

  1. Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек).Для основного текста оптимальны шрифты:

Calibri,  Arial,  Tahoma,  Verdana.

  1. Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы (они читаются хуже строчных).
  2. Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.
  3. Для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем: Monotype Corsiva, Mistral, Georgia, Comic Sans MS.
  4. Для заголовков размер шрифта не менее 22, для основной информации – не менее 18.
  5. Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов в одной презентации, тем более на одной странице.
  6. Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза.

tablica

Объём информации:

  1. Не стоит заполнять страницу большим объёмом информации: не более четырёх фактов, выводов, определений.
  2. Старайтесь передать одну мысль в одной строке.
  3. В одной строке должно быть максимум 6 слов (40 символов).
  4. На одной странице должно быть не более 4-7 строк текста, без учёта заголовков.
  5. В списке должно быть не более 5-6 элементов.

Графическая информация:

  1. Рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде.
  2. Желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления.
  3. Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда.
  4. Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом.
  5. Если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Анимация:

Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

После создания презентации и её оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...