Практика реализации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в ОГА ПОУ «Боровичский техникум строительной индустрии и экономики»
методическая разработка

Филиппова Мария Николаевна

Конкурентным преимуществом техникума является создание 5 мастерских, оснащенных современным оборудованием. Это позволяет внедрять современные технологии обучения и оценки качества. Как результат 116 человек прошли обучение по программам профессионального обучения и повышения квалификации и успешно сдали демонстрационный экзамен. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_realizatsii_po_i_dpo_v_tehnikume.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Практика реализации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в ОГА ПОУ «Боровичский техникум строительной индустрии и экономики»

The practice of implementing vocational training and additional vocational education in the regional state autonomous vocational educational institution "Borovichi College of Construction Industry and Economics"

Филиппова Мария Николаевна

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Боровичский техникум строительной индустрии и экономики», заведующая отделением, Россия, Новгородская область, город Боровичи

Filippova Maria Nikolaevna

Regional State Autonomous Professional Educational Institution "Borovichi College of Construction Industry and Economics", Head of the Department of Professional Training, Retraining and Advanced Training, Russia, Novgorod Region, Borovichi

Андреева Светлана Владимировна

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Боровичский техникум строительной индустрии и экономики», преподаватель, Россия, Новгородская область, город Боровичи

Andreeva Svetlana Vladimirovna

Regional State Autonomous Professional Educational Institution "Borovichi College of Construction Industry and Economics", teacher, Russia, Novgorod Region, Borovichi

Аннотация. Конкурентным преимуществом техникума является создание 5 мастерских, оснащенных современным оборудованием. Это позволяет внедрять современные технологии обучения и оценки качества. Как результат 116 человек прошли обучение по программам профессионального обучения и повышения квалификации и успешно сдали демонстрационный экзамен.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; профессиональное обучение; демонстрационный экзамен; мастерские; система электронной поддержки обучения

additional professional education; professional education; demo exam; workshops; e-learning support system.

В соответствии с федеральным проектом «Молодые профессионалы» [1] Министерством образования Новгородской области была поставлена цель – осуществить модернизацию профессионального образования в Новгородской области.

В рамках проекта в 2019 году создан Центр опережающей профессиональной подготовки на базе Новгородского строительного колледжа. Центр становится агрегатором и оператором ресурсов для профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей и молодежи Новгородской области по новым и перспективным профессиям и компетенциям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс.

До 2024 года в регионе планируется обучить 1500 школьников по программам профессионального обучения (первая профессия), 50% мастеров пройдут обучение по программам повышения профессионального мастерства педагогов.

К 2024 году в области планируется создать 59 мастерских, оснащенных современной технической базой [2].

В 2020 году в Боровичском техникуме строительной индустрии и экономики созданы пять мастерских, оснащенных современным оборудованием и инструментом, по приоритетной группе компетенций в сфере информационных и коммуникационных технологий: это программные решения для бизнеса, Сетевое и системное администрирование, ИТ- решения для бизнеса на платформе 1С: Предприятие, Разработка виртуальной и дополненной реальности, Разработка мобильных приложений.  В 2021 году мы планируем продолжить эту работу и создать и оснастить современным оборудованием еще 3 мастерские по направлению Промышленные инженерные технологии. Это мастерские Реверсивный инжиниринг, Промышленная механика и монтаж, Токарные работы на станках с ЧПУ.

Создание мастерских позволило нам внедрить современные технологии оценки качества подготовки выпускников основных профессиональных образовательных программ, программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования на основе демонстрационного экзамена, а также  применять современные дистанционные образовательные технологии, сетевую форму реализации образовательных программ, расширить портфель актуальных программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования по востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям и в соответствии с приоритетами, обозначенными в стратегии регионального развития.

Конкурентным преимуществом техникума является наличие электронной системы поддержки обучения на платформе «Русский Moodle». Moodle — система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда.

Система дистанционного обучения ориентирована на слушателей, она дружелюбна к пользователям. Это относится как к администратору сайта, так  и к преподавателям и к студентам. Для слушателей эта СДО является удобной в первую очередь благодаря возможности круглосуточного онлайн доступа. Кроме того, веб-интерфейс Moodle адаптируется под различные гаджеты, что также делает удаленную самостоятельную работу более удобной и продуктивной.

Простая навигация и понятная структура курсов позволяют быстро привыкнуть к электронному способу обучения. Но главной особенностью электронного обучения является то, что в центре всего процесса находится не преподаватель, а обучающийся. Преподаватель наполняет курс учебными материалами в соответствии с программой обучения дифференцируя задания по уровням усвоения, обучающийся сам определяет темп и глубину изучения предложенного материала.

В настоящее время преподавателями техникума ведется наполнение содержанием курсов, обеспечивающих поддержку обучения по программам ПО и ДПО. Материалы курса содержат разнообразные аудио и видео файлы, для самоконтроля студентов создаются интерактивные задания, тесты, вики, опросы, глоссарий, семинары, видеоконференции. Обучающийся может осуществлять самоконтроль, а также преподаватель контролирует степень усвоения материала.

В настоящее время важную роль в развитии современного российского общества играет не только основное, но и профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование. Это связано с тем, что реформы, проводимые в нашей стране, требуют профессиональной переориентации трудоспособного населения, овладения гражданами новыми знаниями и компетенциями, связанными с информационными технологиями, новыми технологическими процессамиВ этой связи дополнительные образовательные услуги, которые предоставляет техникум , позволяют каждому обучающемуся быть адаптированным к изменениям в технологической и социально-экономической сферах общества.

Во взаимодействии с ЦОПП в 2020 году были реализованы программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц, отнесенных к категории пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции. Обучение велось по 4 программам!!!, соответствующим компетенциям Вородскиллс, на базе мастерских, оснащенных современным оборудованием. Обучение проводилось в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий. Это позволило обучить граждан, проживающих не только в городе Боровичи, но и в других населенных пунктах области, а также за пределами области. Для взаимодействия в дистанционном формате использовались платформы Zoom, Discord, Skype, Canvas. По итогам обучения все слушатели успешно сдали демонстрационный экзамен.

Организация дополнительного обучения для студентов техникума осуществляется в соответствии со следующими целями [3]:

−        познавательная - увеличение объема знаний и повышение интереса к процессу познания;

−        воспитательная - создание условий для самореализации студентов, развитие их творческого потенциала, познавательной активности;

−        информационная - формирование всесторонне развитой, эрудированной личности, способной к профессиональному росту;

−        консультативная - помощь в решении учебных проблем;

−        организационная - обеспечение занятости студентов в свободное время, защита от негативного влияния молодежной субкультуры;

−        социально-адаптивная - успешное существование в современном обществе.

Молодые специалисты – выпускники техникума, имеют больше шансов найти достойную высокооплачиваемую работу, если параллельно со своей основной квалификацией они получат ряд дополнительных. Студенты нашего техникума имеют такую возможность. Обучаясь на программах профессионального обучения они могут дополнительно к своей основной специальности получить рабочую профессию.

Дополнительное образование предоставляет студентам возможность для интеллектуального, духовного развития, повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

Содержание рабочих программ дополнительного профессионального образования и профессионального обучения строится исходя из федеральных, региональных требований, потребностей обучающихся, особенностей и возможностей техникума. В настоящее время разработаны и реализуются 77 программ:

- 14 программ профессиональной переподготовки;

- 42 программы повышения квалификации, 37 из них на базе мастерских;

- 15 программ профессионального обучения;

- 6 общеобразовательных общеразвивающих программ.

Техникум активно взаимодействует с работодателями: сотрудники предприятий проводят практические занятия, мастер-классы, осуществляют руководство практиками, участвуют в оценке демонстрационного экзамена в качестве экспертов.

    В организации образовательного процесса особое внимание уделяется решению таких проблем, как:

−         повышение качества организации дополнительного образования;

−         индивидуализация процесса обучения;

-        сочетание различных форм обучения в интересах слушателей.

 Все студенты имеют возможность получения различного спектра дополнительных образовательных услуг.

Чтобы пройти курс дополнительного среднего профессионального образования можно подать документы непосредственно в техникуме или через сайт учреждения. После подачи заявки менеджер учебного заведения вышлет на электронную почту инструкцию и квитанцию для оплаты.

Для повышения эффективности управления учебным процессом техникум приобрел продукт "1С:Колледж ПРОФ", который представляет собой комплексное решение для управления деятельностью образовательных организаций среднего профессионального образования и позволяет автоматизировать практически все участки управления.

Заведующая отделением ПППК работает с разделом Профессиональное обучение. В данном разделе осуществляется:

Планирование программ профессионального и дополнительного обучения

Ценообразование

Набор слушателей на курсы профессионального обучения и контроль расчетов за обучение

Управление движением слушателей

Выпуск и формирование документов об образовании

В системе 1С:Колледж мы формируем программы обучения, составляем расписание занятий для различных групп, составляем калькуляцию стоимости услуг.

Также вносим информацию об обучающихся, формируем договора, зачисляем на обучение, отражаем успеваемость и посещаемость занятий.

В системе 1С:Колледж мы можем формировать отчеты для анализа результатов профессионального обучения, посещаемости, нагрузки преподавателей.

Дополнительной функцией является выгрузка информации в систему ФРДО ДПО.

Подводя итог выше сказанному можно утверждать, развитие дополнительных образовательных услуг как для студентов, так и для граждан направлено на тесное взаимодействие с научно-техническим, экономическим, социальным развитием общества и сферы труда. Данный вид образования способен гибко и мобильно перенастраиваться на технологические, информационные и телекоммуникационные новации, что точно будет востребовано на рынке образовательных услуг. Проект «Молодые профессионалы» позволил поднять качество образования на новый уровень.

За время реализации проекта в нашем образовательном учреждении были созданы 5 мастерских, оснащенных современным оборудованием, 18 преподавателей техникума прошли повышение квалификации, демонстрационный экзамен на площадках мастерских сдали 116 человек. В этом году наши студенты стали победителями регионального чемпионата Ворлдскиллс по 3 компетенциям «Разработка мобильных приложений», «Разработка виртуальной и дополненной реальности», «Электромонтаж». В прошлом году наш студент стал финалистом по компетенции «ИТ-решения для бизнеса на платформе 1С:Предприятие».

На базе техникума работают две площадки для проведения регионального чемпионата Ворлдскиллс. Внедряется система дистанционной поддержки обучения и система управления 1С:Колледж проф.  

Таким образом, повышается конкурентоспособность выпускников и их востребованность работодателями, конкурентоспособность техникума среди образовательных организаций в области предоставления дополнительного профессионального образования.

В будущем мы планируем расширять пакет образовательных услуг по запросам граждан и работодателей.

Список литературы

1.Паспорт федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 № 3

2.Паспорт регионального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», утверждено Губернатором Новгородской области 14.12.2018

3.Дементьева О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26179/ (дата обращения: 09.12.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Основы экономики» для студентов очной формы обучения специальности среднего профессионального образования 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»

Методические указания для выполнения самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по учебной дисциплине "Основы экономики" для специальности  СПО 13.02.02 "Теплоснабжение и тепло...

Рабочая программа учебной (производственной) практики для профессии среднего профессионального образования 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ», квалификация: штукатур

Рабочая программа учебной (производственной) практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ&r...

Рабочая программа учебной практики ПМ 01. "Выполнение штукатурных работ" по профессии среднего профессионального образования 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в рамках профессий СПО 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ, 08.01.06 Мастер сухого строительства, в дополнительном професси...

"Применение дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования"

Данное методическое пособие рассматривает методы организации отдельных дистанционныз занятий, модулей, а также принципы организации дистанционного курса для дополнительного профессионального образован...

Положение об организации дополнительного профессионального образования в БУ «Нижневартовский строительный колледж»

Положение определяет содержание, организацию, учебно-методическое обеспечение и контроль дополнительного профессионального образования в бюджетном учреждении профессионального образования Ханты - Манс...

Практика разработки и реализации программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с использованием сетевых форм взаимодействия на базе мастерских по направлению «Информационные и коммуникационные технологии»

Аннотация: опыт взаимодействия с сетевыми партнерами в рамках дополнительного образования техникума по направлению ИКТ; перспективы развития сетевого взаимодействия с образовательными организациями ра...