задания для самостоятельных занятий ТЗ-21
учебно-методический материал

Ануфриенко Светлана Валентиновна

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

 предназначены для обучающихся специальности 19.02.02 «Технология хранения и переработки зерна»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srs_tz-21.doc285.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«БУТУРЛИНОВСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

АНУФРИЕНКО С.В.

Дисциплина «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Методические рекомендации

к выполнению самостоятельной работы

для студентов обучающихся по специальности  

19.02.02 «Технология хранения и переработки зерна»

Бутурлиновка 2018

Содержание.

                                                                 

                                         

Пояснительная записка  

3

Введение

5

Методические рекомендации по видам самостоятельной работы

7

Тематика и задания  самостоятельной работы

15

Приложения

29

Составитель: С.В. Ануфриенко - преподаватель ВКК экономических дисциплин колледжа

Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 19.02.02 «Технология хранения и переработки зерна» по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Рассмотрены и одобрены на заседании цикловой комиссии специальности 19.02.02 «Технология хранения и переработки зерна»

Протокол №        от     .        .2018 г.                                                  

Пояснительная записка

              Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

 предназначены для обучающихся специальности 19.02.02 «Технология хранения и переработки зерна»

            Самостоятельная работа студентов в процессе изучения дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» проводится с целью:

 - систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов об основах экономики, менеджмента и маркетинга как комплексе экономических дисциплин и специфической области знания;

 - углубления и расширения знаний об экономических дисциплинах;

 - формирования умений осознано ориентироваться в вопросах экономики, менеджмента и маркетинга;

- формирования умений использовать справочную и специальную литературу экономической направленности, с целью получения дополнительных знаний об экономике, менеджменте и маркетинге;

 - развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

 - формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развития исследовательских умений.

        В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»  студенты должны:

уметь:

         - рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

-   применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;

знать:

- основные положения экономической теории;

- принципы рыночной экономики;

- современное состояние и перспективы развития отрасли;

- роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

- механизмы формирования заработной платы;

- формы оплаты труда;

- стили управления, виды коммуникаций;

-  принципы делового общения в коллективе;

         - управленческий цикл;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга его связь с менеджментом;

-формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания,  порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение.  

Перечень  видов самостоятельной работы представлен в таблице

Кол-во часов

Вид самостоятельной работы

Форма контроля

2

Конспектирование

Самоотчет

4

Подготовка и написание докладов

Защита доклада

2

Самостоятельное решение ситуационных задач

Выступление на семинаре

2

Подготовка и написание сообщения

Защита сообщения

6

Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем

Представление мультимедийной презентации

8

Подготовка и написание рефератов

Защита реферата

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.

        Направления и темы данных видов работы студентов определяются с учетом содержания рабочей программы и планов внеаудиторной деятельности в соответствии с ФГОС по специальности СПО базовой подготовки специальности 19.02.02 «Технология хранения и переработки зерна»

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы  используется защита докладов, рефератов, сообщений, выступление на занятиях, презентаций, оформление таблиц.

Количество часов на внеаудиторную работу студентов, согласно рабочей программы, составляет 34 часа. При выдаче заданий используется дифференцированный подход к обучающимся.

Введение

Требования работодателей к современному специалисту, а также  федеральный государственный образовательный стандарт СПО ориентированы, прежде всего, на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда зависят от умений проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой обучающихся, в том числе и их самостоятельной работой.

В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим должны измениться подходы к планированию, организации учебно–воспитательной работы, в том числе и самостоятельной работы студентов. Прежде всего, это касается изменения характера и содержания учебного процесса, переноса акцента на самостоятельный вид деятельности, который является не просто самоцелью, а средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом формирования у студентов активности и самостоятельности.

Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, через вовлечение в него студента, который из пассивного объекта обучения становится активным субъектом учебного процесса. Из этого следует:

- способность занимать в обучении активную позицию;

- готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;

- умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;

- привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;

      - осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.

Виды самостоятельной работы студентов:

Репродуктивная самостоятельная работа – самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, заучивание, пересказ, запоминание, Интернет – ресурсы, повторение учебного материала и др.

Познавательно – поисковая самостоятельная работа – подготовка сообщений, докладов, выполнение практических заданий, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных, курсовых работ и др.

Творческая самостоятельная работа - написание рефератов, научных статей, участие в  научно – исследовательской работе, подготовка дипломной работы  (проекта). Выполнение специальных заданий и участие в студенческой научно-практической конференции.

В результате выполнения самостоятельной работы студенты должны расширить свои знания по основным разделам профессионального модуля путем поиска, овладеть навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации, а также овладеть следующими компетенциями:

        ПК 1.1. Размещать зерно и семена на хранение в соответствии с качеством

        ПК 1.2. Определять технологические параметры, подлежащие автоматическому контролю и регулированию

        ПК 1.3. Обеспечивать требуемые режимы хранения зерна и семян

        ПК 1.4. Обеспечивать рациональные режимы работы оборудования для хранения зерна и семян

        ПК 2.1 Обеспечивать работоспособность оборудования для производства муки и манной крупы

        ПК 2.2. Устанавливать и контролировать режимы ведения технологического процесса производства муки и манной крупы

        ПК 2.3 Контролировать качество сырья и готовой продукции (муки и манной крупы)

        ПК 2.4. Рассчитывать и составлять помольные смеси

        ПК 3.1 Обеспечивать работоспособность оборудования для производства крупы из различных культур

        ПК 3.2. Устанавливать и контролировать режимы ведения технологического процесса производства крупы из различных культур

        ПК 3.3. Контролировать качество сырья и готовой продукции

        ПК 4.1. Обеспечивать работоспособность оборудования для производства комбикормовой продукции

        ПК 4.2. Устанавливать и контролировать режимы ведения технологического процесса производства комбикормовой продукции

        ПК 4.3. Контролировать качество сырья и готовой продукции

        ПК 5.1 Участвовать в планировании основных показателей производства.

ПК 5.2 Планировать выполнение работ исполнителями

ПК 5.3 Организовывать работу трудового коллектива.

ПК5.4Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями  

ПК 5.5 Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

Методические рекомендации по работе  с литературой

 Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем видам занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию, участию в научных конференциях.

     Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками.

Существует несколько методов работы с литературой.

Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует  на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.

Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и  закодировать ее для хранения, важно провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные  сведения с ранее известными.

 Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.

 Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.

Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План  - первооснова, каркас какой- либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Преимущество плана состоит в следующем.

Во-первых,  план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике  нужные места, факты, цитаты и т.д.

Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.

Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях – когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким к дословному.

Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала.  Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.

Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К  написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.

Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов.  Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Методические   рекомендации  по составлению конспекта:

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
  2. Выделите главное, составьте план;
  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Методические рекомендации по подготовке доклада

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

8. Выступление с докладом.

9. Обсуждение доклада.

10. Оценивание доклада

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение (опровержение), заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

- название доклада;

- сообщение основной идеи;

- современную оценку предмета изложения;

- краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

- интересную для слушателей форму изложения;

      - акцентирование оригинальности подхода.

Выступление состоит из следующих частей:

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

Методические рекомендации по выполнению реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

  1. титульный лист;
  2. содержание;
  3. введение;
  4. основная часть;
  5. заключение;
  6. список использованных источников;
  7. приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

2

Основная часть

15-20

Заключение

1-2

Список использованных источников

1-2

Приложения

Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата:

- обосновывается актуальность выбранной темы;

- определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;

- описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;

- кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

- на одной стороне листа белой бумаги формата А-4;

- размер шрифта-12, Times New Roman, цвет – черный;

- междустрочный интервал – одинарный;

- поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см;

- отформатировано по ширине листа;

- на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы;

-  в конце работы необходимо указать источники использованной  литературы;

- нумерация страниц текста.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

  1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
  2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
  3. статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается:

- автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания;

- для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Реферат оценивается по системе:

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

- объем текста на слайде – не больше 7 строк;

- маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

- отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

- значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

- выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

- использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MSExcel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MSOffice. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:

- удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);

- к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?

- не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?

После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

Критерии оценки презентации

Критерии оценки

Содержание оценки

1. Содержательный критерий

правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

2. Логический критерий

стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий

использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4. Психологический критерий

взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компью-терной презентации

соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации

Методические рекомендации по подготовке к написанию и оформлению информационного сообщения 

Информационное сообщение – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию). Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1час.

Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Требования к выполнению:

- собрать и изучить литературу по теме;

- составить план или графическую структуру сообщения;

- выделить основные понятия;

- ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

- оформить текст письменно;

- сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

- актуальность темы;

- соответствие содержания теме;

- глубина проработки материала;

- грамотность и полнота использования источников;

- наличие элементов наглядности.

Оценка «5» (отлично) выставляется, при актуальности темы; соответствии содержания теме; глубокой проработки материала; грамотность и полнота использования источников; наличие элементов наглядности. Студент четко и ясно озвучивает сообщение, а не зачитывает.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, при актуальности темы; соответствие содержания теме; грамотность и полнота использования источников; отсутствия  элементов наглядности. Студент четко зачитывает сообщение.

 Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если сообщение не вполне соответствует содержанию темы; отсутствуют элементы наглядности. Студент монотонно зачитывает сообщение.

        Тематика и задания  самостоятельной работы

Темы самостоятельных работ совпадают с названиями тем дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» и формируются следующим образом:

Самостоятельная работа №1

Тема 1.1.2 Производство и экономика.

Составить конспект: Экономические потребности, их деление. Закон возвышения потребностей. Понятие «благо». Экономические ресурсы и факторы производства. Стадии движения общественного продукта: производство и воспроизводство, обмен, распределение, потребление. Производственная функция. Граница производственных возможностей. Альтернативная стоимость.

Цели:

- углубление и расширение знаний об экономических потребностях, экономических ресурсах и факторах  производства;

- формирование умений осознано ориентироваться в вопросах движения общественного продукта.

Порядок выполнения работы

     1. Изучить литературу по данной теме.

     2. Изучить правила подготовки конспекта.

     3.  Подготовить конспект.

План:

1. Экономические потребности, их деление. Понятие «благо».

2. Экономические ресурсы и факторы производства.

      3. Стадии движения общественного продукта: производство и воспроизводство, обмен, распределение, потребление.

Форма контроля:

- проверка конспектов;

      - заслушивание и обсуждение вопросов в аудитории на семинарском  занятии.

Литература:

1. Басовский Л.Е. Экономическая теория: учебник. — М.: ИНФРА-М. – 2013. — 224 с

2. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: Учебник и практикум для СПО / Е.Ф. Борисов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.

3. Салов, А.И. Основы экономики: Учебное пособие для СПО / А.И. Салов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 197 c.

4. Слагода В.Г. Основы экономической теории: учебник для студентов СПО/ В. Г. Слагода. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2013. – 368 с.

ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

«ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/

Самостоятельная работа №2

Тема 1.1.4 Экономические системы, их основные типы

Подготовить сообщение:  Экономическая  система. Хозяйственная деятельность. Экономическая среда, основные стадии экономического процесса. Переходный период и рыночные реформы в России.

Цели:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний студентов об экономической среде и основных стадиях экономического процесса;

- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

Порядок выполнения работы

  1. Изучить литературу по данной теме.
  1. Изучить правила подготовки сообщения.
  2. Подготовить сообщение.

План:

1.   Экономическая  система. Хозяйственная деятельность.

       2.  Экономическая среда, основные стадии экономического процесса.

       3.  Переходный период и рыночные реформы в России.

Форма контроля:

- защита сообщения на учебном  занятии.

Литература:

1. Басовский Л.Е. Экономическая теория: учебник. — М.: ИНФРА-М. – 2013. — 224 с

2. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: Учебник и практикум для СПО / Е.Ф. Борисов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.

3. Салов, А.И. Основы экономики: Учебное пособие для СПО / А.И. Салов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 197 c.

4. Слагода В.Г. Основы экономической теории: учебник для студентов СПО/ В. Г. Слагода. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2013. – 368 с.

ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

«ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/

Самостоятельная работа №3

Тема 1.1.5 Собственность как основа производственных отношений.

Подготовить сообщение: Исторические этапы развития и смены типов и видов собственности при капитализме. Государственный сектор национальной экономики и его социально-экономическая роль. Полное огосударствление собственности в социалистических странах. Коренные преобразования государственной собственности в 1990-х годах в России.

Цели:  

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний студентов об исторических этапах развития собственности при капитализме;

- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

Порядок выполнения работы

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Изучить правила подготовки сообщения.

3. Подготовить сообщение.

План:

      1. Исторические этапы развития и смены типов и видов собственности при капитализме.        

2.  Государственный сектор национальной экономики и его социально-экономическая роль.

      3.   Полное огосударствление собственности в социалистических странах.

      4.  Коренные преобразования государственной собственности в 1990-х годах в России.

Форма контроля:

- защита сообщения на учебном  занятии.

Литература:

1. Басовский Л.Е. Экономическая теория: учебник. — М.: ИНФРА-М. – 2013. — 224 с

2. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: Учебник и практикум для СПО / Е.Ф. Борисов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.

3. Салов, А.И. Основы экономики: Учебное пособие для СПО / А.И. Салов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 197 c.

4. Слагода В.Г. Основы экономической теории: учебник для студентов СПО/ В. Г. Слагода. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2013. – 368 с.

ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

«ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/

Самостоятельная работа №4

Тема 1.2.1 Сущность рынка и его основные элементы.

Подготовить мультимедийную  презентацию: Сущность рынка и его основные элементы.

Частная собственность – основа рыночной экономики. Понятие о рынке как специфической форме взаимосвязи между обособленными производителями в рамках разделения труда. Перераспределение доходов в пользу лучших хозяйствующих субъектов. Рынки по охвату: локальные, национальные, международные. По объектам купли-продажи: рынки потребительских товаров и услуг, рынки ресурсов и финансовый рынок.

Цели:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов о значении частной собственности в рыночной экономике;

 - углубления и расширения знаний студентов о классификации рынков по объектам купли-продажи;

- формирования умений осознано ориентироваться в рыночной экономике;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Порядок выполнения работы

1. Изучить литературу и информацию интернетресурсов по данной теме.

2. Изучить правила подготовки презентации.

3. Подготовить презентацию.

План:

      1. Частная собственность – основа рыночной экономики.

2. Понятие о рынке как специфической форме взаимосвязи между обособленными производителями в рамках разделения труда.

      3.   Рынки по охвату: локальные, национальные, международные.

      4.  Рынки по объектам купли-продажи: рынки потребительских товаров и услуг, рынки ресурсов и финансовый рынок.

Форма контроля:

- защита презентации на учебном занятии

Литература:

1. Басовский Л.Е. Экономическая теория: учебник. — М.: ИНФРА-М. – 2013. — 224 с

2. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: Учебник и практикум для СПО / Е.Ф. Борисов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.

3. Салов, А.И. Основы экономики: Учебное пособие для СПО / А.И. Салов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 197 c.

4. Слагода В.Г. Основы экономической теории: учебник для студентов СПО/ В. Г. Слагода. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2013. – 368 с.

ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

«ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/

Самостоятельная работа №5

Тема 1.2.3 Расчёт равновесной цены.  

Выполнить расчеты по определению равновесной цены.

Цели:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов о значении равновесной цены;

 - углубления и расширения знаний о графическом методе определения равновесной цены;

- формирования умений осознано ориентироваться в реализации целей производителей  и покупателей при формировании равновесной цены;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Порядок выполнения работы

Выполнить задание:

Задание 1. В таблице представлены данные о ценах, объемах спроса и предложения товара Х. Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную точку. Как изменится равновесие, если объем спроса увеличится на 3 единицы при каждом уровне цен. Каждый студент исходные данные определяет самостоятельно, прибавив к исходному варианту число соответствующее номеру по списку в журнале.

Цена (Р) (руб.)

Объем спроса (Qd) (шт.)

Объем предложения (Qs) (шт.)

9

33

20

11

31

22

13

29

24

15

27

26

17

25

28

19

23

30

План:

1. Представьте графически изменение спроса и предложения при разных ценах на товар.

2. Выполните решение.

3. Сделайте вывод.

Форма контроля:

- проверка правильности расчетов.

Литература:

1. Басовский Л.Е. Экономическая теория: учебник. — М.: ИНФРА-М. – 2013. — 224 с

2. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: Учебник и практикум для СПО / Е.Ф. Борисов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.

3. Салов, А.И. Основы экономики: Учебное пособие для СПО / А.И. Салов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 197 c.

4. Слагода В.Г. Основы экономической теории: учебник для студентов СПО/ В. Г. Слагода. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2013. – 368 с.

ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

«ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/

Самостоятельная работа №6

      Тема 1.2.4 Теория поведения потребителя. Поведение производителя. Издержки производства.

Подготовить сообщение: Теория поведения потребителя. Потребительское равновесие. Поведение производителя. Правило максимизации прибыли. Доход фирмы: общий, средний, предельный. Издержки: постоянные, переменные, общие, предельные.

Цели:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний студентов о теории поведения потребителей, о доходах фирмы, об издержках;

- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

Порядок выполнения работы

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Изучить правила подготовки сообщения.

3. Подготовить сообщение.

План:

1. Полезность. Правило максимизации полезности. Предельная полезность.

2.  Понятия: затраты, выпуск, совокупный продукт. Правило наименьших издержек.

      3.  Правило максимизации прибыли. Доход фирмы: общий, средний, предельный.

      4.  Издержки: постоянные, переменные, общие, предельные.

Форма контроля:

- защита сообщения на учебном  занятии.

Литература:

1. Басовский Л.Е. Экономическая теория: учебник. — М.: ИНФРА-М. – 2013. — 224 с

2. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: Учебник и практикум для СПО / Е.Ф. Борисов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.

3. Салов, А.И. Основы экономики: Учебное пособие для СПО / А.И. Салов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 197 c.

4. Слагода В.Г. Основы экономической теории: учебник для студентов СПО/ В. Г. Слагода. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2013. – 368 с.

ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

«ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/

Самостоятельная работа №7

 Тема 1.2.5 Расчёт рационального объёма производства, средних общих издержек, средней прибыли фирмы

Выполнить расчеты по определению затрат: постоянных, переменных, средних общих, средних постоянных, средних переменных.

Цели:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов о значении затрат;

 - углубления и расширения знаний о видах затрат;

- формирования умений осознано ориентироваться в соотношении общих затрат предприятия и выпуска продукции;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Порядок выполнения работы

Выполнить задание:

 Задание 1. В таблице показана зависимость общих затрат предприятия от выпуска продукции. Рассчитайте затраты: постоянные, переменные, средние общие, средние постоянные, средние переменные. Каждый студент исходные данные по общим затратам (ТС) определяет самостоятельно, прибавив к исходному варианту число соответствующее номеру по списку в журнале. В таблице заполните графы FC, VC, MC, ATC, AFC, AVC:

Выпуск в единицу времени, Q, шт.

Общие затраты, TC, р.

FC

VC

MC

ATC

AVC

AFC

0

47

 

 

 

 

 

 

10

145

 

 

 

 

 

 

20

197

 

 

 

 

 

 

30

245

 

 

 

 

 

 

40

324

 

 

 

 

 

 

План:

1. Выполните решение.

2. В таблице заполните графы FC, VC, MC, ATC, AFC, AVC:

3. Сделайте вывод.

Форма контроля:

- проверка правильности расчетов.

Литература:

1. Басовский Л.Е. Экономическая теория: учебник. — М.: ИНФРА-М. – 2013. — 224 с

2. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: Учебник и практикум для СПО / Е.Ф. Борисов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.

3. Салов, А.И. Основы экономики: Учебное пособие для СПО / А.И. Салов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 197 c.

4. Слагода В.Г. Основы экономической теории: учебник для студентов СПО/ В. Г. Слагода. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2013. – 368 с.

ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

«ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/

Самостоятельная работа №8

Тема 1.2.6 Конкуренция и основные виды рыночных структур

Составить конспект: Конкуренция и монополия. Конкуренция ценовая, неценовая, несовершенная, совершенная. Модели монополии: чистая, естественная, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония. Ценовые  войны.

 Цели:

- углубление и расширение знаний студентов о значении конкуренции;

- формирование умений осознано ориентироваться в основных видах рыночных структур.

Порядок выполнения работы

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Изучить правила подготовки конспекта.

3. Подготовить конспект.

План:

1. Конкуренция и монополия..

2. Конкуренция ценовая, неценовая, несовершенная, совершенная..

      3. Модели монополии: чистая, естественная, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония.

       4. Ценовые  войны.

Форма контроля:

- проверка конспектов;

      - заслушивание и обсуждение вопросов в аудитории на семинарском  занятии.

Литература:

1. Басовский Л.Е. Экономическая теория: учебник. — М.: ИНФРА-М. – 2013. — 224 с

2. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: Учебник и практикум для СПО / Е.Ф. Борисов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.

3. Салов, А.И. Основы экономики: Учебное пособие для СПО / А.И. Салов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 197 c.

4. Слагода В.Г. Основы экономической теории: учебник для студентов СПО/ В. Г. Слагода. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2013. – 368 с.

ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

«ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/

Самостоятельная работа №9

Тема 1.2.7 Спрос и предложение экономических ресурсов.

Подготовить доклад:  Особенности рынка земли. Земельная рента и цена земли. Капитал, сущность и виды. Ссудный процент. Дисконтирование и инвестиционные решения. Предпринимательский доход.

Цели:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов о значении и особенностях рынка земли, земельной ренты;

 - углубления и расширения знаний о сущности и видах капитала;

- формирования умений осознано ориентироваться в экономических процессах;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Порядок выполнения работы

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Изучить правила подготовки доклада.

3. Подготовить доклад.

План:

1. Особенности рынка земли. Земельная рента и цена земли.

2. Капитал, сущность и виды. Ссудный процент.

3. Дисконтирование и инвестиционные решения.

4. Предпринимательский доход.

Форма контроля:

защита доклада на учебном занятии

Литература:

1. Басовский Л.Е. Экономическая теория: учебник. — М.: ИНФРА-М. – 2013. — 224 с

2. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: Учебник и практикум для СПО / Е.Ф. Борисов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.

3. Салов, А.И. Основы экономики: Учебное пособие для СПО / А.И. Салов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 197 c.

4. Слагода В.Г. Основы экономической теории: учебник для студентов СПО/ В. Г. Слагода. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2013. – 368 с.

ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

«ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/

Самостоятельная работа №10

Тема 1.3.1 Понятия макроэкономики.

Подготовить доклад: Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию. Предельная и средняя склонность к потреблению и сбережению. Неравенство сбережений и инвестиций. Кейнсианский крест. Парадокс бережливости. Отличительные черты экономического кризиса в России. Характеристика рынка труда. Концепции занятости  А. Пигу, Дж. Кейнса, А. Филипса. Закон Оукена. Характеристика открытой и подавленной инфляции. Кривая Филипса.    

Цели:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов о подходах к макроэкономическому равновесию;

 - углубления и расширения знаний о характеристике рынка труда;

- формирования умений осознано ориентироваться в вопросах инфляции;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Порядок выполнения работы

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Изучить правила подготовки доклада.

3. Подготовить доклад.

План:

1. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию.

2. Отличительные черты экономического кризиса в России.

3. Характеристика рынка труда. Концепции занятости.  

4. Характеристика открытой и подавленной инфляции. Кривая Филипса.    

Форма контроля:

защита доклада на учебном занятии

Литература:

1. Басовский Л.Е. Экономическая теория: учебник. — М.: ИНФРА-М. – 2013. — 224 с

2. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: Учебник и практикум для СПО / Е.Ф. Борисов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.

3. Салов, А.И. Основы экономики: Учебное пособие для СПО / А.И. Салов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 197 c.

4. Слагода В.Г. Основы экономической теории: учебник для студентов СПО/ В. Г. Слагода. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2013. – 368 с.

ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

«ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/

Самостоятельная работа №11

Тема 1.4.4 Доходы и проблемы социальной политики современного государства. Воспроизводство народонаселения

Подготовить реферат: Экономический рост национального хозяйства. Воспроизводство народонаселения. Факторы, воздействующие на численность населения страны. Цели и задачи социальной политики государства. Уровень жизни. Потребительская корзина. Современные тенденции изменения численности населения в разных странах.

Цели:

- получить более глубокие знания по данной теме;

- закрепить навыки пользования дополнительной литературой;

- научиться выполнять и оформлять рефераты.

Порядок выполнения работы

  1. Изучить дополнительную литературу по данной теме.
  2. Изучить правила выполнения реферативных работ.
  3. Подготовить реферат
  4. Оформить реферат в соответствии со всеми требованиями и сдать для проверки в установленные сроки.

Контрольные вопросы:

1. Экономический рост национального хозяйства.

2. Воспроизводство народонаселения. Факторы, воздействующие на численность населения страны.

3. Цели и задачи социальной политики государства. Уровень жизни. Потребительская корзина.

     4. Современные тенденции изменения численности населения в разных странах.

Форма контроля:

- проверка рефератов;

- заслушивание лучших рефератов на  занятии;

Литература:

1. Басовский Л.Е. Экономическая теория: учебник. — М.: ИНФРА-М. – 2013. — 224 с

2. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: Учебник и практикум для СПО / Е.Ф. Борисов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.

3. Салов, А.И. Основы экономики: Учебное пособие для СПО / А.И. Салов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 197 c.

4. Слагода В.Г. Основы экономической теории: учебник для студентов СПО/ В. Г. Слагода. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2013. – 368 с.

ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

«ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/

Самостоятельная работа №12.

Тема 2.1.2 Организационные структуры управления

Составить конспект: Разработка структуры организации. Различные типы организационных структур. Делегирование полномочий. Понятие мотивации. Использование мотивации в практике менеджмента.

 Цели:

- углубление и расширение знаний о типах организационных структур управления;

- формирование умений по организации делегирования полномочий.

Порядок выполнения работы

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Изучить правила подготовки конспекта.

3. Подготовить конспект.

План:

   1. Разработка структуры организации. Различные типы организационных структур.

       2. Делегирование полномочий.

       3. Понятие мотивации. Использование мотивации в практике менеджмента.

Форма контроля:

- проверка конспектов;

      - заслушивание и обсуждение вопросов в аудитории на семинарском  занятии.

Литература:

1. Базарова Т.Ю, Еремина Б.Л. Управление персоналом: учебник - 2-е издание, перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ, 2010. – 560с.

2. Грибов В.Д. Менеджмент: учебное пособие – М.:КНОРУС, 2013-280 с.

3. Коркунова, Е.А. Система управления организацией и ее эффективность. – М: изд-во АСТ, 2015. – 105с.

4. Кузнецов И. Н.Эффективный руководитель: учебно-практ. пособие / – М.: Дашков и Ко, 2011. – 596с.

ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

«ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/

Самостоятельная работа №13.

Тема 2.3.4 Деловой этикет

Выполнить практическое задание по вопросам: Компетентность в общении и решение проблемы собственного трудоустройства. Эффективное поведение на рынке труда. Собеседование с работодателем. Как написать письмо работодателю. Техника телефонных переговоров.

Цели:

- углубление и расширение знаний в вопросах эффективного поведения на рынке труда;

- формирование практических умений ведения телефонных переговоров.

Порядок выполнения работы

1. Изучить литературу по данной теме.

      2. Представить план собеседования с работодателем.

      3. Написать резюме.

      4. Изучить правила ведения телефонных переговоров.

Форма контроля:

- проверка тетради;

Литература:

1. Грибов В.Д. Менеджмент: учебное пособие – М.:КНОРУС, 2013-280 с.

2. Лукичева, Л.И. Менеджмент организации: теория и практика: Учебник для бакалавров  - М.: Омега-Л, 2012. - 488 c.

3. Мамаева, Л.Н. Менеджмент организации. - М.: КноРус, 2013. - 232 c.
4. Тихомирова О.Г., Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / Тихомирова О.Г., Варламов Б.А.. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.

ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

«ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/
Самостоятельная работа №14.

Тема 2.3.6 Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Подготовить сообщение: Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. Назначение и место предприятий отрасли. Ассортимент и качество продукции. Особенности организации технологического процесса. Сырьевая база отрасли.

Цели:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний студентов об особенностях менеджмента в области профессиональной деятельности;

- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

Порядок выполнения работы

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Изучить правила подготовки сообщения.

3. Подготовить сообщение.

План:

1. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

2. Назначение и место предприятий отрасли.

3.  Ассортимент и качество продукции.

      4.  Особенности организации технологического процесса.

      5.  Сырьевая база отрасли.

Форма контроля:

- защита сообщения на учебном  занятии.

Литература:

1. Грибов В.Д. Менеджмент: учебное пособие – М.:КНОРУС, 2013-280 с.

2. Лукичева, Л.И. Менеджмент организации: теория и практика: Учебник для бакалавров  - М.: Омега-Л, 2012. - 488 c.

3. Мамаева, Л.Н. Менеджмент организации. - М.: КноРус, 2013. - 232 c.
4. Тихомирова О.Г., Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / Тихомирова О.Г., Варламов Б.А.. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.

ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

«ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/

  Самостоятельная работа №15.

Тема 3.1.2 Товар и товарная политика.

Подготовить сообщение: Сущность товарной политики на предприятиях отрасли. Ассортиментная политика. Разработка новых видов товаров. ЖЦТ.

Цели:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний студентов о товарной политике на предприятиях отрасли;

- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

Порядок выполнения работы

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Изучить правила подготовки сообщения.

3. Подготовить сообщение.

План:

      1. Сущность товарной политики на предприятиях отрасли.

2.  Ассортиментная политика.

      3. Разработка новых видов товаров.

      4.  ЖЦТ.

      Форма контроля:

- защита сообщения на учебном  занятии.

Литература:

1. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие, 8-е изд.(изд:8) / Ю.В. Морозов. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 148 c.

2. Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков – М.: Финпресс, 2012. – 342 с.

3. Соловьев, Б.А. Маркетинг / Б.А. Соловьев – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 381 с.

4. Хлусов, В.П. Основы маркетинга / В.П. Хлусов - М.: "Издательство ПРИОР", 2013. – 260 с.

5. Мамедов, О.Ю. Основы маркетинга / О.Ю. Мамедов. - М.: КноРус, 2013. - 232 c.

6.  Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 c.

7. Егоршин А.П. Маркетинг организации. - СПб: Питер, 2015. - 350 с.

ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

«ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/

Самостоятельная работа №16.

Тема 3.1.5 Цена, ценообразование и ценовая политика.

Подготовить доклад: Цена, ценообразование и ценовая политика. Установление цены. Назначение цен в маркетинге. Стратегии адаптации цен. Ценовые скидки и поощрения. Ценовая политика организации в условиях рынка.

Цели:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов о значении ценовой политики предприятий;

 - углубления и расширения знаний о методах установления цен;

- формирования умений осознано ориентироваться в маркетинговой  деятельности организации;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Порядок выполнения работы

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Изучить правила подготовки доклада.

3. Подготовить доклад.

План:

      1. Цена, ценообразование и ценовая политика.

      2. Установление цены.

      3. Назначение цен в маркетинге. Стратегии адаптации цен.

      4. Ценовые скидки и поощрения.

      5. Ценовая политика организации в условиях рынка.

Форма контроля:

защита доклада на учебном занятии

Литература:

1. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие, 8-е изд.(изд:8) / Ю.В. Морозов. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 148 c.

2. Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков – М.: Финпресс, 2012. – 342 с.

3. Соловьев, Б.А. Маркетинг / Б.А. Соловьев – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 381 с.

4. Хлусов, В.П. Основы маркетинга / В.П. Хлусов - М.: "Издательство ПРИОР", 2013. – 260 с.

5. Мамедов, О.Ю. Основы маркетинга / О.Ю. Мамедов. - М.: КноРус, 2013. - 232 c.

6.  Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 c.

7. Егоршин А.П. Маркетинг организации. - СПб: Питер, 2015. - 350 с.

ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

«ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/

Самостоятельная работа №17.

Тема 3. 1. 7 Сбытовая политика и организация товаро-движения.

Подготовить доклад: Выбор посредников. Разработка каналов сбыта продукции. Торговые посредники: виды и типы. Факторы, влияющие на выбор посредника. Анализ и оценка эффективности сбытовой политики.

Цели:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов о разработке каналов сбыта продукции;

 - углубления и расширения знаний о торговых посредниках;

- формирования умений осознано ориентироваться в эффективной  сбытовой политике;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Порядок выполнения работы

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Изучить правила подготовки доклада.

3. Подготовить доклад.

План:

      1. Выбор посредников. Разработка каналов сбыта продукции.

      2. Торговые посредники: виды и типы.

      3. Факторы, влияющие на выбор посредника.

      4. Анализ и оценка эффективности сбытовой политики.

Форма контроля:

защита доклада на учебном занятии

Литература:

1. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие, 8-е изд.(изд:8) / Ю.В. Морозов. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 148 c.

2. Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков – М.: Финпресс, 2012. – 342 с.

3. Соловьев, Б.А. Маркетинг / Б.А. Соловьев – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 381 с.

4. Хлусов, В.П. Основы маркетинга / В.П. Хлусов - М.: "Издательство ПРИОР", 2013. – 260 с.

5. Мамедов, О.Ю. Основы маркетинга / О.Ю. Мамедов. - М.: КноРус, 2013. - 232 c.

6.  Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 c.

7. Егоршин А.П. Маркетинг организации. - СПб: Питер, 2015. - 350 с.

ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

«ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/

  Самостоятельная работа №18.

Тема 3.1.9  Конкуренция и конкурентоспособность.

Подготовить сообщение: Современная концепция конкурентной рыночной системы. Система российского антимонопольного законодательства. Процедура применения антимонопольного законодательства и ответственность хозсубъектов и органов исполнительной власти за его нарушение. 

Цели:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний студентов о современной концепции конкурентной рыночной системы;

- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

Порядок выполнения работы

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Изучить правила подготовки сообщения.

3. Подготовить сообщение.

План:

      1. Современная концепция конкурентной рыночной системы.

2. Система российского антимонопольного законодательства.

      3.Процедура применения антимонопольного законодательства и ответственность хозсубъектов и органов исполнительной власти за его нарушение. 

      Форма контроля:

- защита сообщения на учебном  занятии.

Литература:

1. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие, 8-е изд.(изд:8) / Ю.В. Морозов. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 148 c.

2. Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков – М.: Финпресс, 2012. – 342 с.

3. Соловьев, Б.А. Маркетинг / Б.А. Соловьев – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 381 с.

4. Хлусов, В.П. Основы маркетинга / В.П. Хлусов - М.: "Издательство ПРИОР", 2013. – 260 с.

5. Мамедов, О.Ю. Основы маркетинга / О.Ю. Мамедов. - М.: КноРус, 2013. - 232 c.

6.  Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 c.

7. Егоршин А.П. Маркетинг организации. - СПб: Питер, 2015. - 350 с.

ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

«ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/

  Самостоятельная работа №19.

  Тема 3.2.2 Методы маркетинговых исследований.

Подготовить сообщение: Изучение методов формирования спроса и стимулирования сбыта. Методы прогнозирования потребителей на рынке: назначение, разновидности, возможности. Маркетинговые исследования на рынке отрасли.

Цели:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний студентов о маркетинговых исследованиях на рынке отрасли;

- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

Порядок выполнения работы

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Изучить правила подготовки сообщения.

3. Подготовить сообщение.

План:

      1. Изучение методов формирования спроса и стимулирования сбыта..

2. Методы прогнозирования потребителей на рынке: назначение, разновидности, возможности.

      3. Маркетинговые исследования на рынке отрасли.

      Форма контроля:

- защита сообщения на учебном  занятии.

Литература:

1. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие, 8-е изд.(изд:8) / Ю.В. Морозов. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 148 c.

2. Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков – М.: Финпресс, 2012. – 342 с.

3. Соловьев, Б.А. Маркетинг / Б.А. Соловьев – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 381 с.

4. Хлусов, В.П. Основы маркетинга / В.П. Хлусов - М.: "Издательство ПРИОР", 2013. – 260 с.

5. Мамедов, О.Ю. Основы маркетинга / О.Ю. Мамедов. - М.: КноРус, 2013. - 232 c.

6.  Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 c.

7. Егоршин А.П. Маркетинг организации. - СПб: Питер, 2015. - 350 с.

ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

«ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/

Самостоятельная работа №20.

  Тема 3.3.2 Реклама и её виды. Оценка и измерение эффективности рекламы

Составить рекламное объявление для продукции предприятий отрасли.

Цели:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний студентов о роли рекламы в современном бизнесе;

- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

Порядок выполнения работы

1. Разработать рекламное объявление для продукции предприятий отрасли.

2. Оформить рекламное объявление.

      Форма контроля:

- представить рекламное объявление.

Литература:

1. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие, 8-е изд.(изд:8) / Ю.В. Морозов. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 148 c.

2. Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков – М.: Финпресс, 2012. – 342 с.

3. Соловьев, Б.А. Маркетинг / Б.А. Соловьев – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 381 с.

4. Хлусов, В.П. Основы маркетинга / В.П. Хлусов - М.: "Издательство ПРИОР", 2013. – 260 с.

5. Мамедов, О.Ю. Основы маркетинга / О.Ю. Мамедов. - М.: КноРус, 2013. - 232 c.

6.  Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 c.

7. Егоршин А.П. Маркетинг организации. - СПб: Питер, 2015. - 350 с.

ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

«ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/

Приложение 1

Индивидуальный план-отчёт о самостоятельной работе по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Индивидуальный план-отчет о самостоятельной работе обучающегося _________________

_____________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество обучающегося)

№№

пп

тема самостоятельной работы

сроки выполнения задания

форма и вид представленного задания

оценка о выполнении задания

 комментарий преподавателя

1

3

4

5

6

Письменно: 

Устно: 

Подпись преподавателя __________

Подпись обучающегося _______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для самостоятельной работы студентов Дисциплина Общая экология для специальности 280711Рациональное использование природоохранных комплексов

использовать для самостоятельной работы студентовДисциплина Общая экологиядля специальности280711Рациональное использование природоохранных комплексов...

Методические указания и задания для самостоятельных работ по учебной дисциплине "Информатика"

Методические указания и задания для самостоятельных работ по учебной дисциплине "Информатика" (I семестр).  Задания составлены для студентов заочного отделения специальностей 270802 "Строительств...

Сборник заданий для самостоятельной работы обучающихся по специальностям СПО по дисциплине «История»

В методической разработке представлены все разделы: пояснительная записка, содержание (задания) аудиторной самостоятельной работы студента, порядок оформления работы, приложение, список литературы.В п...

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Учебное пособие по дисциплине иностранный язык разработано  в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальностям среднего професси...

Комплект заданий для самостоятельной работы по дисциплине ОП.01 "Основы права"

Задания для самостоятельной работы обучающихся СПО по дисциплине "Основы права"...

Методическое указание на домашнее задание для самостоятельной работы студентов к практическому занятию. "Асептика и антисептика. Отходы хирургического отделения"

      Методическое указание на домашнее задание для самостоятельной работы студентов к практическому занятию № 1.3,1.4 составлено в соответствии с требованиями федерального госуд...

задания для самостоятельных занятий ТЗ-21

задания для самостоятельной работы....