Методические указания для самостоятельной работы студента по дисциплине ВЭД
учебно-методический материал

Карпова Инна Константиновна

В методических указаниях  приведены требования к формируемым умениям и полученным знаниям.  Методические указания для организации внеаудиторной самостоятельной работы включают:

1. цели и задачи данной самостоятельной работы;;
2. алгоритм действий;
3. перечень источников и интернет-ресурсов;
4. сроки и формы отчетности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»

УТВЕРЖДАЮ

ЗАМ. ДИРЕКТОРА

__________Л.В.  Иноземцева

       

        «     »    ________2022

Методические указания  для самостоятельной работы

дисциплины Внешнеэкономическая деятельность 

основной профессиональной  образовательной программы   (ОПОП)

для  специальности 38.02.04 « Коммерция » ( по отраслям )

2022

Методические указания  для самостоятельной работы  по  учебной   дисциплине   разработаны   на   основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по   специальности   среднего   профессионального   образования  38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

Организация-разработчик: ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»

Разработчики:

И.К. Карпова  преподаватель ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»

Рецензенты:

В.В. Молчанова преподаватель ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»

А.А. Кузнецов  директор  3644  АО  Торговый дом  « Перекрёсток»

Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией экономических

дисциплин

                               

Протокол №   от  30. 08.  2022 г.

Председатель цикловой/комиссии                                             В.В. Молчанова

Согласовано:

Согласовано:

Зам. директора

Л.В. Иноземцева

Согласовано:

Зав. коммерческим отделением                                                       О.В. Байтицкая

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

1. Структура и содержание самостоятельной работы

2. Методические рекомендации

Литература

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина "Внешнеэкономическая деятельность" является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

Изучение студентами дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность» помогает будущим специалистам в формировании знаний в области внешнеэкономической деятельности.

Освоение дисциплины предлагает практическое осмысление ее разделов и тем в результате самостоятельной внеаудиторной работы студентов, которые должны способствовать формированию у обучающегося соответствующих общих (ОК) компетенций. Компетенции – интегральные характеристики качества подготовки выпускников, связанные с их способностью применять  комплекс знаний, умений и способов деятельности в отношении широкого круга междисциплинарных вопросов. Под компетентной личностью понимают человека, обладающего выраженной  социальной  позицией и ценностными ориентациями, системой знаний, умений навыков,  в том числе и профессиональных, а также способностью и готовностью к непрерывному личностному и профессиональному развитию. Целью деятельности преподавателя является комплексное формирование у обучающегося общих, общеучебных компетенций и знаний, умений и навыков по дисциплине. Процесс обучения должен носить комплексный характер, овладение знаниями, умениями, навыками по дисциплине не являются самоцелью, но средством развития личности специалиста и гражданина. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- давать характеристику формам ВЭС

- определять факторы развития ВЭД

- давать характеристику  и оценку ВЭД

- работать с нормативными актами по регулированию ВЭД

- давать оценку  методам стимулирования ВЭД

- классифицировать транспортные операции

- рассчитывать динамику развития внешней торговли

- применять принципы маркетинга

- проводить информационное исследование маркетинга.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- значение, формы и  условия развития ВЭС

- роль и значение  государственного  регулирования и управления ВЭД

- сущность негосударственного регулирования и управления ВЭД

-задачи и функции ТПП

- сущность и значение лицензирования
- методы регулирования ВЭД

- цели и задачи ГТК

- значение  и особенности транспорта в ВЭД

- сущность, принципы и методы маркетинга ВЭД.

В методических рекомендациях приведены требования к формируемым умениям и полученным знаниям.  Методические рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной работы включают:
1. цели и задачи данной с/р;
2. алгоритм действий;
3. перечень источников и интернет-ресурсов;
4. сроки и формы отчетности.
          Опережающая самостоятельная работа обучающихся является ключевым понятием компетентностно-деятельностной концепции образовательного процесса.

Приступая к выполнению заданий для самостоятельной внеаудиторной работы, следует внимательно изучить материал, выполнить задание и ответить на вопросы самоконтроля.

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентов учебного материала;

- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями;

-  умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

- умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

Общее время на самостоятельную внеаудиторную работу- 24 часа.

1. Структура и содержание самостоятельной работы 

1.1. Объем самостоятельной  работы и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

Реферат

14

Доклад

10

1.2.  Тематический план

Название темы

Тема самостоятельной работы

Количество  часов

Тема 1.1 Основные формы ВЭС

Реферат «Формы ВЭС»

2

Тема 1.2 Факторы развития ВЭД. Сущность ВЭК

Реферат  «Сущность и значение ВЭД»

Реферат «Методы  развития ВЭД»

2

2

Тема 2.1 Органы регулирования и управления ВЭД. Административные методы регулирования ВЭД

Доклад «Регулирование и управление ВЭД»

2

Тема 2.2 Экономические методы стимулирования экспорта производства

Реферат  «Методы  стимулирования экспортного производства»

2

Тема 3.1 Руководство таможенным делом. Пошлины, тарифы и их виды

Доклад «Организация таможенного дела в РФ»

2

Тема 4.1 Роль транспорта в ВЭД

Реферат «Транспортное обеспечение ВЭД»

2

Тема 4.2 Организация международных перевозок.

Транспортное страхование

Доклад « Виды международных перевозок»

2

Тема 5.1 Внешняя торговля России. Международный рынок услуг

Доклад «Организация внешней  торговли в  РФ»

2

Тема 6.1 Сущность и виды внешнеторговых контрактов

Реферат «Международные контракты и их виды»

2

Тема 6.2 Цена и общая сумма контракта

Доклад «Виды внешнеторговых контрактов»

2

Тема 7.1 Сущность, принципы и методы маркетинга. Маркетинговая среда ВЭД

Информационное обеспечение и прогнозирование маркетинга

Реферат «Маркетинговая среда ВЭД»

2

2. Методические рекомендации

2.1 Методические рекомендации по написанию доклада

1. Общие положения 

1.1. Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить. 
1.2. При написании доклада по заданной теме обучающийся составляет план, подбирает основные источники. 
1.3. В процессе работы с источниками систематизирует полученные сведения, делает выводы и обобщения. 
1.4. К докладу по крупной теме могут привлекать несколько обучающихся, между которыми распределяются вопросы выступления. 

         2. Выбор темы доклада
 
2.1. Тематика доклада обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и обучающийся. 
2.2. Прежде чем выбрать тему доклада, автору необходимо выявить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить. 
 

3. Этапы работы над докладом 
3.1. Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию. 
3.2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при разработке доклада используется не менее 8-10 различных источников). 
3.3. Составление списка использованных источников. 
3.4. Обработка и систематизация информации. 
3.5. Разработка плана доклада. 
3.6. Написание доклада. 
3.7. Публичное выступление с результатами исследования. 

         4. Структура доклада: 
- титульный лист
- оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт); 
- введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы); 
- основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы); 
- заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации); 
- список использованных источников. 
       5. Структура и содержание доклада
 
5.1. Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента. 
5.2. Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада. Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов. В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора. 
В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента. В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д. 
5.3. В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам. 
5.4. Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания. 
5.5. Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1». 

6. Требования к оформлению доклада 
6.1. Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем. 
6.2. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. 
6.3. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. 
6.4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата. 

7. Критерии оценки доклада 
- актуальность темы исследования; 
- соответствие содержания теме; 
- глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; 
- соответствие оформления доклада стандартам. 
По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

2.2 Методические рекомендации по написанию реферата

Реферат -  письменная работа, выполняемая обучающимся в течение длительного срока (от одной недели до месяца).

Реферат (от лат. referrer - докладывать, сообщать) - краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

Реферат отвечает на вопрос — что содержится в данной публикации (публикациях).

Однако реферат - не механический пересказ работы, а изложение ее существа.

В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от обучающегося требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам обучающийся, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.

В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания.

Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.

Структура реферата:

1. Титульный лист.

2. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

3. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

4. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

5. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

6. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

7. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

Этапы работы над рефератом.

Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

1. Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;

2. Изложение результатов изучения в виде связного текста;

3. Устное сообщение по теме реферата.

1. Подготовительный этап работы.

Формулировка темы. Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).

Поиск источников. Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача обучающегося - найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему. Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).

Работа с источниками. Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т. е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание на предметные и именные указатели.

Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.

Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Создание конспектов для написания реферата.

Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).

По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.

2. Создание текста.

Общие требования к тексту.

Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.

Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста.

С точки зрения связности все тексты делятся на тексты-констатации и тексты-рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.

    План реферата.

Универсальный план реферата – введение, основной текст и заключение.

Требования к введению.

Во введении аргументируется актуальность исследования, -

т. е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.

Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.

     Основная часть реферата.

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса. Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Текст основной части делится на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).

Заключение.

Заключение - последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.

Список использованной литературы.

Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.

Требования, предъявляемые к оформлению реферата

Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам

листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении. При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких:

- поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,

- в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы,

- дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернет и т. д.

При проверке реферата преподавателем оцениваются:

1. Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.

2. Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).

3. Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).

4. Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).

5. Использование литературных источников.

6. Культура письменного изложения материала.

7. Культура оформления материалов работы.

Литература

Основные источники:

1. Балобанов И. Т. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник - М.:           Финансы и статистика, 2021

2. Бровка Е.Г. Внешнеэкономическая деятельность:  Учебник -М.: Сирин,   2020

3. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник - М: Академия, 2021

4. Смитиенко Б.М. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие - М.: Мастерство, 2021

Дополнительные источники:

1. Васильев Г.И. Кредитование внешнеэкономической деятельности: Учебник - М.: Финансы, 2021

2. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения Учебник -М.: Академия, 2020

3. Кредисова А.И. Управление внешнеэкономической деятельностью Учебник.- М.: Финансы, 2019

4. Федосова В.М. Государственные финансы: учебное пособие.- М.: Финансы, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОХРАНА ТРУДА»

Дисциплина «ОХРАНА ТРУДА» входит в профессиональный цикл образовательной программы по специальности 190631 Техническое обслужив...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине Система государственного управления

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине Система государственного управления для  специальности среднего профессионального образования...

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине "Трудовое право"

Данные методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов и значительно облегчает студентам задачу выполнения самостоятельных работ....

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине "Трудовое право"

Данные методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов и значительно облегчает студентам задачу выполнения самостоятельных работ....

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине "Физическая культура"

1.Введение 2.Цели  и задачи внеаудиторной самостоятельной работы 3.Характеристика компетенций 4.Анализ компетенций и целесообразность формирования некоторых из них в решении самостоятельной ра...