МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине Система государственного управления
методическая разработка на тему

Писарик Екатерина Михайловна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине Система государственного управления для  специальности среднего профессионального образования 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_srs_pisarik_e.m.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по учебной дисциплине

 

Система государственного управления

для  специальности среднего профессионального образования

034702

Документационное обеспечение управления и архивоведение

2013 г.

Оглавление

1. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе

2. Основные понятия и определения

3. О мотивации самостоятельной работы студентов

4. Организация и формы самостоятельной работы.

5. План-график выполнения СРС

6. Информационное обеспечение

7. Требования к представлению и оформлению результатов СРС

8. Оценка выполнения СРС

Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.

Основные понятия и определения

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

Самостоятельная работа реализуется:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.

Конспект - это краткое изложение лекции, произведения, научной работы и т.п.

Доклад или отчёт — один из видов речи, публичное, развёрнутое, официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных, представляемое также в письменном виде.

О мотивации самостоятельной работы студентов

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:

  1. Полезность выполняемой работы.

Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает.

Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание на дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.

2. Участие студентов в творческой деятельности.

Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре.

3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика.

 Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ПК.

4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры).

Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу.

7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

Организация и формы самостоятельной работы

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов  заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа;

2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы; выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; перевод и пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; выполнение курсовых проектов и работ; подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов состоит в:

  • проработке лекционного материала, составлении конспекта лекций по темам, вынесенным на самостоятельное изучение;
  • подготовке к практическим занятиям;
  • подготовке к рубежным контролям;
  • подготовке рефератов.

Подготовка доклада может производиться как по рекомендованным источникам информации, так и по источникам, найденным студентами самостоятельно, по согласованию с преподавателем. Доклад должен соответствовать следующим критериям:

  • точность ответа на поставленный вопрос;
  • формулировка целей и задач работы;
  • раскрытие (определение) рассматриваемого понятия (определения, проблемы, термина);
  • четкая структура работы;
  • самостоятельность, логичность изложения;
  • наличие выводов, сделанных самостоятельно.

При работе с конспектами лекций необходимо ответить на нижеприведённые вопросы

1. Какое определение власти, на ваш взгляд, ближе к истине:

а) Могущество человека (взятое в общем виде) есть его наличные средства достигнуть в будущем некоего видимого блага» (Т.Гоббс);

б) «Власть – не средство, она цель…Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать» (Дж.Оруэлл);

в) «Власть может быть определена как реализация намеченных целей» (Б.Рассел);

г) «Политическая власть в собственном смысле слова, это – организованное насилие одного класса для подавления другого?» (В.Ленин).

2. Когда-то Н.Макиавелли сформулировал правила, обеспечивающие эффективное лидерство:

а) «при управлении людьми их необходимо или ласкать, или угнетать… Если уж приходится подданных угнетать, то делать это следует таким образом, чтобы отнимать у них всякую возможность отмщения»;

б) «государи, когда дело идет о единстве их подданных, не должны бояться прослыть жестокими»;

в) «заставляя бояться себя, государи должны, однако, не возбудить против себя ненависти. Внушать страх, не возбуждая ненависти, для нихочень выгодно»;

г) «существует два способа действия для достижения цели: путь закона и путь насилия. Первый способ – способ человеческий, второй – способ диких животных…Государи должны уметь пользоваться обоими способами»;

д) «государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы»;

к) «государи должны обладать гибкой способностью, изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам».

Насколько, на ваш взгляд, изменились принципы эффективного лидерства со времен Н.Макиавелли? Назовите имена российских и зарубежных политиков, которые в своей деятельности придерживались подобных правил.

3.Прочитайте приведенные высказывания и выполните задания.

1. «Идеал управления – дирижерская палочка, если она, конечно, не превращается в дубинку» (Т. И. Ойзерман).

2. «Государство – это я» (Людовик XIV).

3. «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньшие, народ их презирает» (Лао-Цзы).

4. «Тот, кто желает сохранить власть, должен прибегнуть ко злу» (Н.Макиавелли).1622

5. «Монархия погибает, когда государь, все относя единство к самому себе, сводит государство к своей столице, столицу – к своему двору, а двор – к своей особе» (Ш. Монтескье).

6. «Государь – что лодка, а народ – как вода: может нести, может утопить» (китайская пословица).

Задания:

1. Представьте, что вас попросили дать советы восточному деспоту, например, правителю древней Персии Дарию. С какими из перечисленных высказываний вы бы его познакомили? Аргументируйте свою точку зрения.

2. Вас попросили проконсультировать правителя, который решил перейти к демократическому управлению после долгих лет существования в стране диктатуры. С какими из перечисленных высказываний вы бы его познакомили? Аргументируйте свою точку зрения. Вы хотели бы дать несколько советов руководителю своего региона

(мэру города, главе администрации и т.п.). С какими из перечисленных высказываний вы бы его познакомили? Аргументируйте свою точку зрения.

План-график выполнения СРС

№ п\п

Наименование самостоятельной работы

Срок сдачи

 (№ учебной недели)

1

Подготовка докладов на тему «Форма государственного устройства»

3

2

Подготовка докладов на тему «Форма государственного управления»

4

3

Работа с конспектами лекций

Еженедельно

4

Подготовка материалов для практической работы № 1 «Государство как система»

5

5

Подготовка материалов для практической работы № 2 «Построение модели демократии»

8

6

Подготовка материалов для практической работы № 3 «Построение модели тоталитаризма»

9

Информационное обеспечение

Основные источники:

1. Глазунова Н. И. / «Система государственного и муниципального управления.» / М.: Проспект / 2009 г.

Дополнительные источники:

  1. Лексин В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития Изд-е 5-е / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 368 с.;
  2. Атаманчук Г. В. / «Теория государственного управления. Курс лекций» / М.: «Омега-Л» /2008 г.
  3.  Маршалова А. С. / «Система государственного и муниципального управления. Курс лекций»/ М.: Омега-Л / 2010 г.
    Чиркин В.Е. / Государственное и муниципальное управление: учебник. / М.: «Юрист»/ 2009 г.
  4.  Федеральный закон «О государственной гражданской службе российской федерации» от 27 июля 2004 года (в редакции от 01.12.2007)
  5.  Рой О. М. / «Система государственного и муниципального управления»/ СПб: Питер /2008 г.
  6.  Якушев А. В. / Государственное и муниципальное управление / М.: А-Приор / 2010 г.

Интернет ресурсы:

  1. www.russianmarket.ru – Маркетинговые исследования и аналитические

материалы

  1. www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики.

Требования к представлению и оформлению результатов СРС

Объем доклада — 10-15 страниц (без учета приложений), состоит из:

— титульный лист (первая страница, не нумеруется);

— содержание (вторая страница, нумеруется, далее нумеруются все);

— введение;

— первая глава;

— вторая глава;

— третья глава;

— заключение;

— список литературы;

— приложения.

Поля: левое — 3,5 см., правое — 1,5 см., нижнее и верхнее — по 2 см. Нумерация страниц — справа, сверху. Текст работы печатается через 1,5 интервала, шрифт  Times New Roman 12 пунктов. Абзацный отступ — 1,25. Выравнивание — по ширине.

Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, цветной шрифт в тексте используются только для выделения названий разделов доклада. Названия разделов пишутся посередине, жирным шрифтом, нумеруются арабскими цифрами: 1, 2, 3.

Предоставляется в письменном или печатном виде. По требованию преподавателя может быть произведено устное изложение изученного материала для ознакомления с ним студентов группы.

Оценка выполнения СРС

№ п\п

Наименование самостоятельной работы

Шкала распределения баллов

1

Подготовка докладов на тему «Форма государственного устройства»

- оценка «5» (отлично) выставляется студентам за доклады, которые в полной мере и четко отвечают поставленной теме, оформленные в соответствии с требованиями;

- оценка «4» (хорошо) студентам за доклады, которые не совсем в полной мере и четко отвечают поставленной теме, оформленные в соответствии с требованиями, либо в них упущены из внимания ключевые моменты;

- оценка «3» студентам за доклады, которые не в полной мере или нечетко отвечают поставленной теме, оформленные в соответствии с требованиями;

- оценка «2» выставляется студентам за доклад, не соответствующей заданной теме, либо отражающий минимальный перечень сведений по заданной теме, либо за невыполненный доклад.

2

Подготовка докладов на тему «Форма государственного управления»

3

Работа с конспектами лекций

- оценка «5» (отлично) выставляется за верные ответы, которые содержат  91 % и более от общего количества информации, отраженной в лекции по заданному вопросу;

- оценка «4» (хорошо) соответствует ответам, которые содержат от 71 % до 90 % от общего количества информации, отраженной в лекции по заданному вопросу;

- оценка «3» (удовлетворительно) за ответы, которые содержат от 60 % до 70 % от общего количества информации, отраженной в лекции по заданному вопросу;

- оценка «2» (неудовлетворительно) соответствует ответам на вопросы, содержащие менее 60 % информации из лекции либо за неверные ответы.

4

Подготовка материалов для практической работы № 1 «Государство как система»

- оценка «5» (отлично) выставляется за информацию и наглядные пособия,  способствующие быстрому выполнению практической работы и облегчающие поиск исходных данных для неё;

- оценка «4» (хорошо) выставляется за информацию либо наглядные пособия,  способствующие быстрому выполнению практической работы и облегчающие поиск исходных данных для неё;;

- оценка «3» (удовлетворительно) выставляется за информацию либо наглядные пособия,  несущие в себе необходимую информацию лишь отчасти;

- оценка «2» (неудовлетворительно) соответствует невыполненной подготовке к практической работе.

5

Подготовка материалов для практической работы № 2 «Построение модели демократии»

6

Подготовка материалов для практической работы № 3 «Построение модели тоталитаризма»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины Система государственного управления

Программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 034702  Документа...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине Система государственного управления

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ  СРЕДСТВ по учебной дисциплине Система государственного управления  для  специальности среднего профессионального образования 034702 Документационное ...

Система государственного управления

Программа учебной дисциплины ОП.13 «Система государственного управления» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности ...

Тест Система государственного управления по теме Теория государственного управления

Итоговый тест по дисциплине "Система государственного управления"...

Эволюция и стагнация системы государственного управления в СССР (конец 60-х — начало 80-х гг.)

Новый этап политического и социально - экономического развития СССР....

Задачи к Методическим указаниям по выполнению практических работ по учебной дисциплине Документационное обеспечение управления для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Задачи к Методическим указаниям по выполнению практических работ по учебной дисциплине Документационное обеспечение управления для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...

КОС по ОП.13 Система государственного управления

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОП.13 Система государственного управления для специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (углубленной по...