КОС по ОП.13 Система государственного управления
рабочая программа

Алена Александровна Светличная

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОП.13 Система государственного управления для специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (углубленной подготовки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kos_op.13_sgu_dlya_d.docx212.79 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

«МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ЛУГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

(ОП «МПК ЛГПУ»)

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме                        дифференцированного зачета                         

по учебной дисциплине ОП.13 Система государственного управления

по специальности    46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (углубленной подготовки)

          РАССМОТРЕН И СОГЛАСОВАН

цикловой комиссией преподавателей специальностей 44.02.01 Дошкольное образование и 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Протокол №        от «        »        20        г.

Председатель цикловой

комиссии        ________________     И.В. Панарина

Разработан  на основе государственного образовательного стандарта  по специальности: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.

УТВЕРЖДЕН

заместителем директора по учебно-производственной работе

        О.В. Хижняк

Составитель:  Светличная Алена Александровна, преподаватель         ОП «МПК ЛГПУ»


  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

В результате освоения учебной дисциплины ОП.13 Система государственного управления обучающийся должен обладать предусмотренными ГОС СПО ЛНР по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

следующими умениями:

У.1 объяснять различные формы государственного управления;

У.2 пользоваться основными нормативно-правовыми документами, определяющими систему государственного управления;

У.3 пользоваться макроэкономическими показателями;

У.4 владеть методами разрешения конфликтных ситуаций;

знаниями:

З.1 научные основы системы государственного управления;

З.2 структуру органов государственного управления;

З.3 содержание и направление государственной политики;

З.4 управление социальной сферой и конфликтными ситуациями.

которые формируют профессиональную компетенцию, и общие компетенции:

ПК 2.6.

Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и практических целях.

ПК 2.7.

Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве.

ПК 3.6.

Принимать участие в работе по подбору и расстановке кадров службы документационного обеспечения управления и архива организации.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать        собственную        деятельность,        определять        методы        и

способы        выполнения        профессиональных        задач,        оценивать        их эффективность и качество.

ОК 3.

Решать        проблемы,        оценивать        риски        и        принимать        решения        в

нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для

постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать        информационно-коммуникационные        технологии        для

совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать        в        коллективе        и        команде,        обеспечивать        ее        сплочение,

эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за

результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного

развития,        заниматься        самообразованием,        осознанно        планировать повышение квалификации.

ОК 9

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

  1. Оценивание уровня освоения учебной дисциплины

Предметом оценивания служат умения и знания, предусмотренные ГОС СПО ЛНР по дисциплине ОП.13 Система государственного управления, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Промежуточная аттестация по учебной дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета.

Контроль и оценивание уровня освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

Таблица 1

Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые

ОК, У, 3

Форма контроля

Проверяемые

ОК,У,3

Тема 1. Общие понятия государственного управления

Опрос

Самостоятельная работа обучающихся

У.1, З.1-3

ОК 1-9,

ПК 2.6

Тема 2. Структура органов государственного управления

Опрос

Практические занятия

Самостоятельная работа обучающихся

Контрольная работа

У.1-2, З.1-3

ОК 1-9,

ПК 2.6, 2.7

Тема 3. Органы государственной власти

Опрос

Практические занятия

Самостоятельная работа обучающихся

Контрольная работа

У.1-2, З.1-3

ОК 1-9,

ПК 2.6, 2.7

Тема 4. Государственная политика

  Опрос

Практические занятия

Самостоятельная работа обучающихся

У.1-2, З.1-3

ОК 1-9,

ПК 2.6, 2.7

Тема 5. Направления государственного управления

  Опрос

Практические занятия

Самостоятельная работа обучающихся

У.1-4, З.1-4

ОК 1-9,

ПК 2.6, 2.7, 3.6

Тема 6. Структура государственного управления в ведущих странах мира

  Опрос

Практические занятия

Самостоятельная работа обучающихся

У.1-4, З.1-4

ОК 1-9,

ПК 2.6, 2.7

Промежуточная аттестация

Дифференцированный зачет

У.1-4, З.1-4

ОК 1-9, ПК 2.6, 2.7, 3.6

  1. Задания для оценки освоения учебной дисциплины
  1. Задания для текущего контроля

Тема 1. Общие понятия государственного управления

Вопросы для проверки знаний обучающихся по теме 1:

  1. В чем состоит необходимость усиления влияния государства на развитие общества?
  2. Рассмотрите методологию государственного управления. В чем специфика методологии государственного управления?
  3. Какую роль играет разделение государственного управления на политическое и административное?

Самостоятельная работа по теме 1:

1. Работа с конспектами лекций

Тема 2. Структура органов государственного управления

 

Вопросы для проверки знаний обучающихся по теме 2:

  1. Понятие государственного органа.
  2. Признаки государственного органа.
  3. Система государственных органов
  4. Функции государственного управления
  5. Общие функции государственного управления, их характеристика
  6. Специальные функции государственного управления, их характеристика
  7. Вспомогательные функции государственного управления, их характеристика

Практические занятия

Тема: Построение модели демократии

Задание.

Заполнить схему:

МОДЕЛИ ДЕМОКРАТИИ

ПРЯМАЯ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ

ЛИБЕРАЛЬНАЯ

Признаки:

1)…

Достоинства:

1)…

Недостатки:

1)…

Страны:

Признаки:

1)…

Достоинства:

1)…

Недостатки:

1)…

Страны:

Признаки:

1)…

Достоинства:

1)…

Недостатки:

1)…

Страны:

ПЛЮРАЛИСИТЧЕСКАЯ

ПАРТИЦИПАТОРНАЯ

ЭЛИТАРНАЯ

Признаки:

1)…

Достоинства:

1)…

Недостатки:

1)…

Страны:

Признаки:

1)…

Достоинства:

1)…

Недостатки:

1)…

Страны:

Признаки:

1)…

Достоинства:

1)…

Недостатки:

1)…

Страны:

Тема: Построение модели тоталитаризма

Задание

Заполнить схему:

МОДЕЛИ ТОТАЛИТАРИЗМА

Левый (коммунистический)

Правый (националистический)

Страна и название

Приоритет

Идеологическая основа

Основополагающая идея

Доминирующие ценности

Основные черты

Тема: Построение модели авторитаризма

Задание

Заполнить схему:

МОДЕЛЬ АВТОРИТАРИЗМА

Признак

Описание

Сущность авторитарного режима

Специфические свойства авторитарной власти

Основные причины распространенности авторитарных режимов в современных обществах

Типология авторитарных режимов

Достоинства авторитарного режима

Недостатки авторитарного режима

Страны с авторитарным режимом

Тема: Организационная структура государственного управления ЛНР

Задание: На примере построения организационной структуры государственного управления РФ построить структуру государственного управления ЛНР.

Субъектом государственного управления выступает государство в целом. Организационная структура государственного управления - это особое государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе.

В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного управления выступает государственный орган, связанный с формированием и реализацией государственно-управляющих воздействий.

Государственный орган представляет собой единичную структуру власти, формально созданную государством для осуществления закрепленных за ней его целей и функций.

Основу организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти. Они имеют разветвленную вертикаль: федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формами организации, материально-финансовым обеспечением, технологией деятельности персонала и др. элементами.

Построение организационной структуры государственного управления:

Линейное основание создает структуру, при которой преобладает вертикальная, однонаправленная подчиненность органов, образующая строгую иерархическую пирамиду. Характеризуется: единоначалием, единством распорядительства, т.е. власть сосредоточена в одних руках, команды передаются строго от одного лица другому.

Достоинства: линейный тип жестко формализован, придает структуре устойчивость, надежность, последовательность.

Недостатки: слабо выражены обратные связи.

Функциональное основание: формирование государственных органов, специально приспособленных к ведению конкретных функций управления. Проблема - в межфункциональной координации.

Линейно-функциональное основание - соединение линейного и функционального.

Программно - целевое основание - в основу организационной структуры закладывается какая-либо цель или комплексная программа.

Матричное основание - совмещает линейное и программно - целевое управление. Связано с территориальным управлением.

Тема: Функциональное построение структуры государственного управления

Задание: На основании построенной организационной структуры государственного управления ЛНР на предыдущем занятии описать функции государственного управления ЛНР.

Самостоятельная работа по теме 2:

1. Подготовить доклад «Форма государственного устройства: …» и выбрать тему:

  1. Монархическое государство
  2. Аристократическое государство
  3. Демократическое государство
  4. Парламентская республика
  5. Президентская республика

2. Подготовить доклад «Форма государственного управления: …» и выбрать тему:

  1. Унитарное государство
  2. Федеративное государство

3. Работа с конспектами лекций

Контрольная работа по темам 1 и 2.

Задание 1:

Ответить на вопросы:

  1. Описать механизм государственного управления
  2. Принципы формирования системы государственного управления.
  3. Понятие государственный орган.
  4. Признаки государственного органа.
  5. Функции государственного управления
  6. Виды государственного управления

Задание 2:

Северная Корея

Дания

Польша

Испания

Мексика

Принцип источника власти

Форма правления

Государственное устройство

Политический режим

Критерии оценивания контрольной работы по темам 1 и 2.

Уровень учебных достижений

Показатели оценки результата

«5»

работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, без ошибок, самостоятельно; работа оформлена аккуратно.

«4»

работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, частично с помощью преподавателя, присутствуют незначительные ошибки; работа оформлена аккуратно.

«3»

работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, частично с помощью преподавателя, присутствуют ошибки; по оформлению работы имеются замечания.

«2»

если обучающийся не подготовился к контрольной работе, допустил грубые ошибки, по оформлению работы имеются множественные замечания.

Тема 3. Органы государственной власти

Вопросы для проверки знаний обучающихся по теме 3:

  1. Унитарная форма государственного устройства
  2. Характеристика унитарной формы государственного устройства
  3. Виды современных унитарных государств
  4. Федеративная форма государственного устройства
  5. Особенности федерации как формы государственного устройства
  6. Государственное устройство ЛНР
  7. Понятие        и        система        правового        обеспечения        государственного        и        муниципального управления
  8. Предмет, принципы и методы правового регулирования сферы государственного и муниципального управления
  9. Система источников правового регулирования государственного и муниципального управления
  10. Принципы правового регулирования государственного и муниципального управления
  11. Приведите примеры нормативных правовых актов, которые относятся к системе правового обеспечения государственного и муниципального управления.
  12. Раскройте функции органов государственного и муниципального управления посредством анализа норм Конституции ЛНР.
  13. Кадровое обеспечение государственного управления
  14. Информационное обеспечение государственного управления
  15. Понятие и виды государственной службы
  16. Должностные лица в системе государственной службы
  17. Кадровая политика государственной службы
  18. Процессы управленческой деятельности
  19. Технологии государственного управления

Практические занятия

Тема: Структура механизма кадрового обеспечения государственной службы

Задание

Составьте схему механизма кадрового обеспечения государственной службы.

Этапы формирования кадрового резерва

Этап

Описание

1. Формирование

2. Работа с кадровым резервом

3. Подготовка кадрового резерва

Тема: Структура государственной службы ЛНР

Задание

  1. Изучите Закон «О системе государственной службы Луганской Народной Республики»
  2. Составьте схему построения государственной службы ЛНР.

Тема: Анализ теоретико-методологических подходов к определению эффективности государственного управления

Задание

  1. Изучите теоретический материал.
  2. Составьте схему анализа теоретико-методологических подходов к определению эффективности государственного управления.

1. Концептуальные модели эффективности

В теории управления выделяют несколько моделей эффективности: системно-ресурсную, целевую, модель удовлетворенности участника, комплексную, содержащую противоречия модель. Общая характеристика моделей эффективности позволяет обнаружить сложный комплекс, компонентами которого являются целевые ориентиры и внешняя среда, организационная деятельность и структура, технологии управления и методики оценки эффективности.

Системно-ресурсная модель основана на анализе соотношения «организация – окружающая среда». Эффективность в данной модели – способность организации эксплуатировать свою окружающую среду для приобретения редких и ценных ресурсов с целью поддержания своего функционирования.

С позиций целевой модели организация эффективна в той степени, в которой она достигает своей цели.

Модель удовлетворенности участника опирается на индивидуальные или групповые оценки качества деятельности организации со стороны ее членов. Организация рассматриваются как кооперативный побудительно-распределительный механизм, настроенный на то, чтобы получать отдачу от своих членов через обеспечение достойного вознаграждения их усилий.

Комплексная модель рассматривает эффективность как интегральную и структурированную характеристику деятельности организации. Она включает в себя оценку экономичности, действенности, производительности, качества продукта или услуги, результативности, прибыльности, качества трудовой жизни и внедрения новшеств.

Модель, содержащая противоречия, исходит из того, что эффективных организаций не существует. Они могут быть эффективными в той или иной степени, поскольку:

1) сталкиваются с множественными и противоречивыми ограничениями окружающей социальной среды;

2) имеют множественные и противоречивые цели;

3) имеют множественные и противоречивые внутренние и внешние источники оценок;

4) имеют множественные и противоречивые временные рамки.

В модели, предложенной американским социологом Р. Лайкертом, эффективность рассматривается как сложное взаимодействие различных факторов, среди которых доминирующее положение занимают человеческий и социально-экологический. Так, по мнению Лайкерта, эффективность определяют три группы факторов:

1) внутриорганизационные – формальная структура органа власти, экономическая база, профессионально-квалификационный состав государственных служащих;

2) промежуточные переменные – человеческие ресурсы, организационная культура, методы принятия решений, уровень доверия к руководству, способы стимулирования и мотивации деятельности;

3) результирующие переменные – рост или падение производительности труда, степень удовлетворенности запросов потребителей.

Анализ различных моделей эффективности позволяет сделать вывод о том, что каждая из рассмотренных моделей имеет свои преимущества и в тоже время ограничения.

Различные подходы к эффективности находят проявление в структурированных комплексах – аспектах организационной эффективности: функциональном, структурном, организационном, предметно-целевом. Функциональный аспект включает производительность; экономичность; адаптивность, т. е. способность оптимально выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий; гибкость; оперативность и своевременность выявления и решения управленческих проблем.

Структурный аспект эффективности, как правило, связывается с эффективностью целеполагания (сравнение нормативных и осуществляемых целей, сравнение осуществляемых целей и результатов управления, сравнение полученных результатов с объективными потребностями); рациональностью организационной структуры (распределения ответственности и полномочий, организация взаимоотношений между сотрудниками и подразделениями); соответствием системы управления, ее организационной структуры объекту управления; стилем управления (юридические формы, методы и процедуры управления); характеристиками должностных лиц (общекультурными, профессиональными, личностными).

Рассматривая организационно-институциональный аспект эффективности, важно подчеркнуть, что оценка эффективности является производной от того, какое место и какие функции выполняет организация в системе межорганизационных отношений. В этой связи факторы, критерии, параметры оценки эффективности органов государственной власти будут существенно отличаться от коммерческих организаций, поскольку у них различны как целевые ориентиры, так и другие составляющие организационной деятельности.

В предметно-целевом аспекте эффективности в зависимости от целевых ориентиров, предмета оценки и сравниваемых параметров организационной деятельности выделяются виды эффективности. К ним относят: организационную, экономическую, технологическую, социальную, правовую, психологическую, политическую, этическую, экологическую.

С точки зрения эффективности может оцениваться любой аспект (сторона) или характеристика деятельности органов государственной власти, рассматриваемого как социальная целостность и система.

Эффективность как интегральная и структурированная характеристика деятельности является не только показателем, но и процессом, который необходимо организовать и которым нужно управлять.

Оценка эффективности должна представлять собой непрерывный, тотальный процесс оценки деятельности органов власти, структурных подразделений и государственного служащего, имеющий своим содержанием: выбор системы показателей эффективности; разработку стандартов (нормативов и процедур) эффективности; измерение показателей эффективности; сопоставление фактического состояния эффективности с требованиями этих стандартов.

Характеристика эффективности органов государственной власти многомерна и зависит от целей, формулируемых субъектом оценивания. При этом, применяя ту или иную технологию оценивания эффективности, необходимо четко выделить:

1) субъект оценивания (его позицию, целевые и ценностные ориентиры);

2) объект оценивания (им может стать вся система управления или отдельный ее элемент, например сфера деятельности – процесс, результат или последствия; структурно-институциональный аспект, кадры);

3) инструментарий эффективности (модели, аспекты, виды и технологии оценки эффективности).

Для оценки деятельности органов государственной власти необходимо из общих критериев (экономичность, эффективность и результативность) выделить конкретные. Этот момент является основным в подготовке к проведению оценки. В разработке критериев оценки необходима некоторая гибкость. Критерий эффективности – признаки, грани, стороны проявления управленческой деятельности, посредством анализа которых можно определить качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества. Показатель эффективности – это определенная мера, позволяющая сравнить: фактическую деятельность органов власти/сотрудников с желательной или требуемой; деятельность органа власти в различные временные периоды; деятельность различных органов по сравнению друг с другом.

Среди основных требований, предъявляемых к критериям оценки, можно выделить, что:

1) критерии должны вести к осуществлению задач оценки и охватывать все выявленные проблемы;

2) критерии должны быть достаточно конкретны с тем, чтобы можно было осуществить оценку на практике;

3) критерии должны подкрепляться соответствующими доводами и/или поступать из авторитетных источников. Кроме того, критерии, используемые для оценки деятельности органов власти, должны быть согласованы между собой, а также с теми критериями, которые использовались в предыдущих оценках.

2. Интегральные показатели оценки эффективности государственного управления

В международной практике используются различные интегральные показатели для оценки эффективности государственного управления, которые были разработаны международными организациями.

1) Показатель GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot), оценивает эффективность государственного управления в межстрановом сравнении. Показатель был разработан на основе нескольких сотен переменных и состоит из шести индексов, отражающих шесть параметров государственного управления. Эти параметры были выделены на основе общего определения, согласно которому «государственное управление» понимается как совокупность традиций и институциональных образований и включает в себя: а) процессы выбора, контроля и замены правительства; б) способность правительства формулировать и проводить политику; в) уважение граждан и государства к институтам, руководящим социальным и экономическим взаимодействием в обществе. Оценка проводилась на основе сравнения шести индексов:

– право голоса и подотчетность (Voice and Accountability) – индекс включает показатели, измеряющие различные аспекты политических процессов, гражданских свобод и политических прав. Показатели этой категории измеряют степень возможности участия граждан в выборе правительства. Например, показатель степени независимости прессы;

– политическая стабильность и отсутствие насилия (Political Stability and Absence of Violence) – индекс включает группу показателей, измеряющих вероятность дестабилизации правительства и вынужденной отставки в результате применения насилия (включая терроризм и насилие внутри страны). Данный индекс отражает, насколько качество государственного управления может вызвать необходимость резких перемен, смену политического курса;

– эффективность правительства (Government Effectiveness) – индекс отражает качество государственных услуг, качество бюрократии, компетенцию государственных служащих, уровень независимости государственной службы от политического давления, уровень доверия к политике, проводимой правительством;

– качество законодательства (Regulatory Quality) – значение данного индекса связано с проводимой политикой. С помощью него измеряются противоречащие рыночной экономике меры, такие как: контроль уровня цен, неадекватный контроль банков, чрезмерное регулирование международной торговли и развития бизнеса;

– верховенство закона (Rule of Law) – индекс измеряет уровень доверия граждан к законам общества и приверженность к исполнению этих законов. Он включает показатели отношения граждан к преступлению, эффективности и предсказуемости законодательной системы, приверженности к контрактной системе;

– контроль коррупции (Control of Corruption) – индекс отражает восприятие коррупции в обществе, при этом учитываются разные стороны явления, начиная от частоты «дополнительной оплаты за то, чтобы работа была сделана», до влияния коррупции на развитие бизнеса, а также существования «большой коррупции» на высоком политическом уровне и участия элит в коррупции.

2) Показатели (WBES) позволяют получить сравнительную оценку государственной политики, делового климата, качества регулирования, уровня коррупции, качества государственных услуг в контексте взаимодействия между бизнесом и государством.

3) Показатели (BEEPS) позволяют получить сравнительную оценку качества управления, делового климата, конкурентной среды, уровня коррупции в контексте взаимодействия между бизнесом и государством в странах с переходной экономикой.

4) Индекс восприятия коррупции (ИВК). Это составной индекс, который позволяет получить ежегодный срез по уровню коррупции в государственном секторе в различных странах.

5) Барометр мировой коррупции организации «Transparency International» (ТИ). Если целью ИВК является оценка уровня коррупции в мире, то Барометр, прежде всего, ориентирован на восприятие средним человеком уровня коррупции. По данным индекса 48,7% опрошенных в России считает, что коррупция оказывает очень существенное влияние на бизнес-среду (16,6 % – Канада, 7,4% – США, 34,7 % – Великобритания), 21,8% опрошенных считают, что коррупция оказывает очень существенное влияние на личную жизнь и жизнь его семьи (42,5% – Канада, 26,5% – США, 10,9 % – Великобритания).

6) Индекс экономической свободы (ИЭС) организации «Heritage Foundation» был разработан Фондом Наследия (Heritage Foundation) совместно с Уол Стрит (Wall Street). Информационной базой ИЭС являются данные правительственных и неправительственных организаций, результаты международных и национальных социологических опросов. В 2003 г. ИЭС рассчитывался для 161 страны на основе 50 характеристик, объединенных в 10 факторов экономической свободы: торговая политика, фискальная политика, государственная интервенция в экономику, монетарная политика, иностранные инвестиции и потоки капитала, банковская сфера, зарплаты и цены, имущественные права, государственное регулирование, черный рынок. Каждый фактор оценивается по шкале, в соответствии с которой качественные или количественные характеристики переводятся в баллы от одного до пяти: чем больше значение показателя, тем значительнее интервенция государства в экономику страны и тем ниже уровень экономической свободы. С 1995 г. значение этого индекса по России растет, если в 1995 г. этот индекс для России составил 3,4, то начиная с 2000 г. он держится на уровне 3,7.

7) Индекс непрозрачности позволяет оценить воздействие непрозрачности страны на стоимость и эффективность капиталовложений. «Индекс непрозрачности» представлен в виде интегрального «Фактора непрозрачности», составленного на основе пяти первичных показателей, характеризующих следующие сферы, влияющие на рынок капитала: коррупция в государственных органах; законы, регулирующие права собственности; экономическая политика (фискальная, монетарная, налоговая); стандарты финансирования; регулирование коммерческой деятельности.

Аббревиатура из английских названий областей исследования (соответственно, Corruption, Legal, Economic, Accounting, Regulatory) образуют слово «CLEAR» (от англ. clear – «ясный», «прозрачный», «четкий»). Двумерное измерение (ранжирование стран по степени непрозрачности и оценка «премии за риск» – увеличения стоимости иностранных кредитов) позволяет оценить реальные издержки, обусловленные непрозрачностью. Значение Индекса непрозрачности по России составило 83,59, что значительно выше показателей как стран ОЭСР, так и стран Центральной и Восточной Европы.

8) Показатели эффективности государственного управления, измеряемые на основе обследований государственных служащих и населения.

– индекс институциональной среды, который рассчитывается на основе обследований государственных служащих в 15 странах (в том числе, в Албании, Аргентине, Болгарии, Индии, Индонезии и Молдове) по методологии Всемирного Банка (разработана при поддержке Программы сотрудничества между Банком и Нидерландами). Индекс институциональной среды включает интегральные оценки степени доверия к ведомственной политике, доверия к правилам и адекватности и предсказуемости ресурсного обеспечения.

9) Показатели, рассчитываемые на основе проводимых в России обследований (без возможности прямых международных сопоставлений). Данная группа показателей эффективности реализации реформ государственного управления включает широкий круг планируемых и проводимых обследований населения, предприятий и организаций, а также государственных служащих по вопросам, связанным с определением тех или иных характеристик деятельности органов власти (восприятие населением качества предоставляемых государственных услуг;, восприятие престижа государственной службы; соотношение уровней оплаты труда в государственном и частном секторе по ключевым должностям; влияние мер по дерегулированию российской экономики).

Следует отметить, что на сегодняшний день не имеется достаточно четко сформулированных стратегии развития, системы построения целевых ориентиров в органах государственной власти. Кроме того, новое позиционирование административных структур происходит в условиях изменения всей системы государственного управления, в условиях нечетких позиций различных субъектов управления, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. В данном контексте особую значимость приобретают вопросы, связанные с созданием комплексной модели управления эффективностью деятельности органов власти, включающей систему целеполагания, обоснованного выбора приоритетов, систему оценки качества управления и мониторинга достигнутых результатов.

Именно потому, что процессы государственного управления становятся крайне многообразными, вариативными и интенсивными, возникает потребность в максимально возможной структуризации с позиций широко понимаемых «ресурсов» и «результатов». С этим связано также активное использование формализованных оценок. Система оценки эффективности неразрывно связана с циклом планирования, в котором планируются, достигаются и оцениваются объем и эффективность деятельности органа власти. Система оценки эффективности побуждает к определению различного рода целей, за выполнение которых ответственен орган власти, и к определению временного периода, в течение которого эти цели будут достигнуты. Обязательства по достижению результатов фиксируются в показателях эффективности деятельности. В связи с этим система оценки профессиональной деятельности государственных служащих, основанная на системе сбалансированных показателей, должна быть связана с уровнем достижения стратегических и оперативных целей органа в целом, а не привязываться только к оценке качества выполнения отдельных управленческих процедур и операций.

3. Показатели эффективности и результативности деятельности органов власти

Оценка результатов деятельности на основе сбалансированной системы показателей стала мощным инструментом коллективного анализа в процессе реализации стратегических целей. Сбалансированная система показателей позволяет анализировать основные стратегические проблемы в нескольких ключевых аспектах: финансовая деятельность; отношения с потребителями; организация внутренних административных процессов; обучение и развитие государственных служащих.

Оценка результатов деятельности на основе сбалансированной системы показателей имеет множество преимуществ:

1) процессы планирования, контроля и доведения до сведения служащих стратегических целей и этапов их реализации становятся боле прозрачными; наличие как опережающих показателей, характеризующих факторы успеха в будущем, так и показателей за прошедшее время позволяет проводить ретроспективный анализ;

2) повышаются возможности идентификации и концентрации усилий на отношениях с потребителями услуг и клиентами благодаря наличию показателей удовлетворенности потребителей, качественных показателей;

3) создаются дополнительные возможности для достижения эффективности внутренних административных процессов и определения условий совершенствования организационной структуры и внутренних процессов, профессионального развития государственных служащих;

4) наличие логичных и взаимосвязанных критериев позволяет дифференцировать оплату труда служащих.

Главное преимущество сбалансированной системы показателей заключается в том, что она позволяет увидеть отчетливо выраженную причинно-следственную стратегическую взаимосвязь между всеми ключевыми аспектами деятельности органов власти. При разработке показателей результативности и эффективности деятельности важным является соблюдение взаимосвязи системы планирования, оценки, оплаты труда и ориентация служащих на достижение плановых показателей.

Система показателей эффективности и результативности деятельности органов власти должна включать следующие группы.

Показатели непосредственного результата. В отчетах о деятельности органов власти и структурных подразделениях уже содержится перечень определенных результатов. Содержание результатов административной деятельности определяется как вопросами компетенции, так и характером тех функций, которые ими выполняются. В таком случае показателем непосредственного результата для него выступит количество услуг в широком смысле, управленческие решения в виде правовых актов, программ. Показателем непосредственного результата может выступить число стандартизированных услуг, отклонение от заданных стандартов, число получателей стандартизированных услуг.

Показатели конечного эффекта. Показатели эффекта характеризуют изменения в объекте управления, характер воздействия деятельности на целевую группу позволяет указать на конечный эффект от деятельности исполнительного органа. Конечным эффектом для органа выступает изменение (или отсутствие изменения) в состоянии, функционировании объекта управления, целевых групп и, как правило, связано с достижением целей деятельности органа власти. В качестве показателей, которые могут свидетельствовать о достижении конечного социально эффекта, выступают показатели удовлетворенности потребителя от оказанной услуги или от деятельности исполнительного органа.

Показатели непосредственных процессов связаны с характером функционирования, административными процессами, требованиями к ним. Показатель может формулироваться как доли операций или процедур, соответствующих стандартам или требованиям, предъявляемым к работе. Фактически эти показатели нельзя полностью отнести к показателям результата, хотя они и неразрывно связаны, качество административных процессов лишь в некоторой степени определяет достижение результата. В качестве показателей непосредственных процессов могут быть выделены, например, доля подготовленных документов, выполненных в срок и без нарушений, доля операций, проведенных в соответствии с регламентом (правильно и вовремя).

Показатели должны соответствовать следующим требованиям:

1) соотнесенность – показатели должны непосредственно относиться к сформулированным целям и задачам деятельности органа власти;

2) четкость и однозначность, простота в понимании и использовании – с целью обеспечить возможность сбора и сравнения данных показатель должен быть четко определен. Из определения показателя должно быть понятно, свидетельствует ли увеличение его значения об улучшении или, напротив, об ухудшении положения с предоставлением данной услуги;

3) сравнимость – в идеальном случае показатели должны обеспечивать сопоставимость во времени и позволять проводить сравнение между органами власти;

4) проверяемость – показатели должны быть сформулирован таким образом, чтобы их значения (собранные и расчетные данные) могли быть проверены. По возможности, к ним должно прилагаться описание использованных при расчетах статистических методов и построения выборки;

5) статистическая надежность – показатели должны основываться на надежных системах сбора данных, и у тех, кто ими пользуется в управленческих целях, должна быть возможность проверки точности данных и надежности используемых расчетных методов;

6) экономическая целесообразность – очень важно соблюдать разумное соотношение между затратами на сбор данных и полезностью этих данных. Там, где это возможно, показатели должны основываться на уже существующих данных и должны быть привязаны к уже проводящейся работе по сбору данных;

7) чувствительность – показатели должны быстро реагировать на изменения. Показатель, диапазон изменения которого слишком мал, может иметь лишь очень ограниченное применение;

8) отсутствие внутренних «антистимулов» – при разработке показателей необходимо принимать во внимание, какого рода поведение они будут поощрять. Необходимо избегать таких показателей, которые могут привести к формированию контрпродуктивного поведения служащих;

9) гибкость в отношении инноваций – система раз определенных показателей не должна препятствовать инновационной деятельности или внедрению альтернативных методов, систем или процессов в целях повышения качества и количества услуг;

10) быстрота обновления – показатель должен быть основан на данных, которые можно получить за время, достаточно разумное с учетом принимаемых на основе данного показателя решений, иначе существует опасность того, что решения будут приниматься на основе устаревших или утративших актуальность данных.

Внедряя систему управления по результатам, важно учитывать риски и ограничения, необходима сложная предварительная оценка по определению показателей эффективности, так как установление ненадежной, необъективной и несбалансированной системы показателей может повлечь за собой еще более серьезные последствия, чем вообще отсутствие системы оценки. Применение системы оценки эффективности повышает прозрачность. Прозрачность сама по себе является весьма ценным качеством. Нередко по причине ее отсутствия и закрытости деятельности органов власти развивается бюрократизм, внимание уделяется непродуктивным процессам, методическим рекомендациям, структурированию. В результате, не совсем ясно, какое отношение к основному процессу имеют некоторые виды деятельности органа власти и в чем цель его существования. В этом случае определение показателей эффективности и результативности деятельности и выполнение поставленных задач может вести к повышению прозрачности и быть дополнительным стимулом для введения инноваций. Внедрение процедур оценки эффективности может существенно улучшить качество внутренней политики и системы принятия решений в органах власти.

Система оценки эффективности деятельности связана с системой оценки персонала и управлением человеческими ресурсами в органах власти. Используя систему оценки эффективности для «самообучения», управления компетенциями, орган власти делает еще один шаг в сторону организационного развития. При разработке и внедрении элементов управления по результатам необходим интегрированный подход, важным представляется анализ роли контекстов, взаимосвязей, отдаленных и вариативных последствий применения инновационных технологий, что способствует более эффективному использованию в управленческой практике инструментов управления по результатам.

Самостоятельная работа по теме 3:

1. Подготовка письменного сообщения «Государства с унитарным устройством».

2. Подготовка письменного сообщения «Государства с федеративным устройством».

3. Подготовить письменное сообщение «Органы государственной власти в разных странах»

4. Работа с конспектами лекций

Контрольная работа по теме 3.

Задание:

  1. Составить схему «Форма государственного устройства».
  2. Приведите примеры нормативных правовых актов, которые относятся к системе правового обеспечения государственного управления.
  3. Раскройте функции органов государственного управления.
  4. Дайте определение «Нормативный правовой акт»  и укажите его признаки.
  5. Опишите этапы построения кадровой политики.

Критерии оценивания контрольной работы по теме 3.

Уровень учебных достижений

Показатели оценки результата

«5»

работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, без ошибок, самостоятельно; работа оформлена аккуратно.

«4»

работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, частично с помощью преподавателя, присутствуют незначительные ошибки; работа оформлена аккуратно.

«3»

работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, частично с помощью преподавателя, присутствуют ошибки; по оформлению работы имеются замечания.

«2»

если обучающийся не подготовился к контрольной работе, допустил грубые ошибки, по оформлению работы имеются множественные замечания.

Тема 4. Государственная политика

Вопросы для проверки знаний обучающихся по теме 4:

  1. Государственная политика: сущность и функции
  2. Реализация государственной политики

Практические занятия

Тема: Модели разработки государственной политики

Задание

  1. Изучите теоретический материал.
  2. Составьте пример модели государственной политики в любой сфере.

Если рассматривать функциональные аспекты политики, то можно выделить четыре основные модели ее разработки и реализации, в зависимости от того, кто играет ключевую роль в определении целей и задач, подготовке мероприятий и программ, при их осуществлении и оценке результатов.

Взяв за основу отношения по линии «центральная власть – регионы и местная власть» и «государство – гражданское общество», выделяют следующие модели государственной политики:

1. Модель «сверху-вниз», когда решения принимаются на высших уровнях управления (федеральные органы власти), а затем доводятся до нижних уровней и конкретных органов регионального или местного управления, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей государственной политики или правительственных программ.

2. Модель «снизу-вверх», при которой формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются региональные, городские и местные органы власти, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов, постановке целей и задач. На основании их предложений, с учетом их мнений и интересов затем разрабатывается целостная государственная политика в конкретной сфере народного хозяйства.

3. Централизованная модель, когда формирование политики проводится силами бюрократического аппарата, без привлечения общественных организаций и учета мнения граждан. Реализация государственной политики также остается уделом узкой группы государственных служащих, а население является просто потребителем услуг или исполнителем решений федеральных или местных чиновников.

4. Демократическая модель, при которой существуют механизмы привлечения к разработке государственной политики граждан и общественных организаций при сохранении централизованного управления, поощряются различные гражданские инициативы, государство оперативно реагирует на мнение населения, проявляет чуткость, формирует условия для активизации деятельности гражданского общества.

Выбор конкретной модели и, соответственно, стратегии государственной политики во многом зависит от целей, которые ставят политические субъекты, участия граждан в реализации политики, характера проблем, наличия ресурсов и т.д.

Самостоятельная работа по теме 4:

1. Подготовить письменное сообщение на одну из тем:

1.        Государственная политика: сущность и функции

2.        Реализация государственной политики

3.        Основные цели государственной политики

4.        Процесс развития государственной политики

5.        Виды государственной политики

2. Работа с конспектами лекций

Контрольная работа

семестровая

Задание:

БЛАНК ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ

№ п/п

задания

Содержание

тестового задания

Варианты ответов

1

Основное назначение государства:

а) охрана общественного правопорядка и окружающей среды;
б) взаимоотношения органов власти с гражданами;
в) защита партийных и властных интересов;
г) обеспечение рациональной организации жизнедеятельности и развития общества.

2

Формы государственного устройства:

а) федеративная;
б) унитарная;
в) авторитарная.
г) олигархическая.

3

«Институт» как элемент механизма государственного управления:

а) научное учреждение, разрабатывающее и определяющее эффективные механизмы управления;
б) раздел гражданского права;
в) единство органов (учреждений) и специального права в данной сфере управления;
г) орган управления.

4

Какую форму правления имеет Российская Федерация.

а) президентская республика;
б) парламентская республика;
в) президентско-парламентская;
г) авторитарно-демократическая.

5

Чем характеризуется унитарное государство?

а) наличием автономных территориальных единиц;
б) административно-территориальным делением;
в) разделением власти по субъектам федерации.
г) существованием двух видов государственной собственности.

6

Что не характерно для федеративного государства?

а) однопалатный парламент;
б) двухпалатный парламент;
в) двухканальная налоговая система.

7

Назовите формы государственного устройства по форме правления:

а) монархия;
б) народовластие;
в) олигархия;
г) автократия

8

Кто осуществляет финансовый контроль за деятельностью государственных органов согласно Конституции ЛНР?

а) Государственная налоговая служба;
б) Министерство экономического развития ЛНР;
в) Государственная служба по финансовому мониторингу;
г) Министерство финансов ЛНР.

9

Аристократия, по классификации Аристотеля:

А)способна извращаться в тиранию

Б)способна извращаться в охлократию

В)способна извращаться в олигархию

10

Что является особенностью Российского федерализма?

а) общность экономического и этнического пространства;
б) сочетание историко-традиционных, территориальных и национальных начал;
в) целостность территории РФ.

11

Кто является гарантом Конституции ЛНР, прав и свобод человека?

а) Конституционный суд ЛНР.
б) Глава ЛНР.
в) Правительство ЛНР.

г) Парламент ЛНР.

12

Демократия  – это…

а) наличие многопартийности;

б) власть народа;

в) наличие конституции и выборности органов власти;

г)  наличие разделения властей.

13

 Конституционная монархия - это когда:

а) власть монарха регламентирована Конституцией;

б) власть монарха ограничена парламентом;

в) власть монарха  ограничена  и контролируется судебной системой.

14

Укажите базовый (высший) уровень государственной власти и управления

а) организационно-структурный:

б) общественно-политический;

в) структурно-функциональный.

15

В республике известным приоритетом пользуется выборный законодательный орган, который из своего состава формирует подотчетное ему правительство, это:

А)президентская республика

Б)парламентарная монархия

В) парламентская республика

Г) полупрезидентская республика

 

КЛЮЧ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ

№  п/п тестового задания

Правильный ответ

1

Г

2

А,Б

3

В

4

В

5

В

6

В

7

А, Г

№  п/п тестового задания

Правильный ответ

8

В

9

В

10

Б

11

Б

12

Б, Г

13

А

14

Б

15

В

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.

Тестовые оценки необходимо соотнести с общепринятой пятибалльной системой:

- оценка «5» (отлично) выставляется студентам за верные ответы, которые составляют 91 % и более от общего количества вопросов;

- оценка «4» (хорошо) соответствует результатам тестирования, которые содержат от 71 % до 90 % правильных ответов;

- оценка «3» (удовлетворительно) от 60 % до 70 % правильных ответов;

- оценка «2» (неудовлетворительно) соответствует результатам тестирования, содержащие менее 60 % правильных ответов.

Тема 5. Направления государственного управления

Вопросы для проверки знаний обучающихся по теме 5:

  1. Государственное регулирование экономики – определение термина

  2. Роль государства в экономике

  3. Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

  4. В чем состоит необходимость сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования экономики?

  5. Каковы цели вмешательства государства в деятельность экономики.

  6. Социальная политика и гарантии

  7. Государство регулятор рынка труда

  8. Понятие и причины социальных конфликтов

  9. Уровни разрешения конфликтов. Эффективный способ разрешения конфликта

  10. Понятие и виды чрезвычайных ситуаций

  11. Порядок ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий

Практические занятия

Тема: Методы государственного регулирования экономики в ЛНР

Задание

Заполнить схемы:

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Самостоятельная работа по теме 5:

1. Подготовить письменное сообщение:

  1. Социальная политика и гарантии
  2. Государство регулятор рынка труда
  3. Объект  социального управления
  4. Рычаги социального управления
  5. Глобальная цель социального управления
  6. Социальная ответственность
  7. Целевая функция и содержание социальной политики
  8. Инфраструктура рынка труда
  9. Конкретные меры содействия занятости населения
  10. Министерство труда и социального развития
  11. Понятие и причины социальных конфликтов
  12. Уровни разрешения конфликтов.
  13. Эффективный способ разрешения конфликта
  14. Национальная безопасность        
  15. Социальный конфликт
  16. Стадии социального конфликта
  17. Способы урегулирования конфликта
  18. Индивидуальные и коллективные трудовые споры
  19. Примирительные процедуры
  20. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора
  21. Понятие и виды чрезвычайных ситуаций
  22. Порядок ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий
  23. Природные ЧС
  24. Техногенные ЧС
  25. Социальные ЧС
  26. Экологические ЧС
  27. Чрезвычайное положение
  28. Основания  для введения чрезвычайного положения
  29. Единая государственная система по предупреждению и ликвидации ЧС
  30. ЧС по масштабу распространения

2. Работа с конспектами лекций

Тема 6. Структура государственного управления в ведущих странах мира 

Вопросы для проверки знаний обучающихся по теме 6:

  1. Государственное управление в Великобритании
  2. Государственное управление в Германии
  3. Государственное управление во Франции
  4. Государственное управление в США
  5. Государственное управление в Японии
  6. Государственное управление в Китае

Практические занятия

Тема: SWOT-анализ государственного управления в различных странах

Задание

Составить SWOT-таблицу государственного управления в различных странах.

Самостоятельная работа по теме 6:

1. Работа с конспектами лекций.

2. Подготовка письменных сообщений к теме

  1. Задания для промежуточной аттестации

Дифференцированный зачет

Итоговый тест по дисциплине

Система государственного управления

  1. Предметом системы государственного управления является

А) государство

Б) округ

В) федерация

Г) территориальное образование

  1. Вертикальные упорядоченные ранги исполнительской деятельности, разделенные в соответствии с режимом делегирования полномочий от высших управленческих звеньев низшим, это:

А) ветви власти

Б) уровни власти

3. Горизонтально упорядоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соответствии с принципом разделения властей, используемого в условиях демократического политического режима, это:

А) ветви власти
Б) структура органов власти
В) уровни власти

  1. Определяет порядок избрания и характер осуществления функций управления государством, структуру взаимодействия между ключевыми политическими институтами, это:

А)пространственные особенности территории
Б)власть
В)управление

  1. Предполагает использование опыта стран тоталитарного социализма:

А)монетаристская модель

Б) кейнсианская модель
В)плановая экономика

  1. Принцип, характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти:

А)принцип комплементарности

Б)принцип субсидиарности

В)принцип гомогенности

  1. Метод предполагает использование норм и нормативов в налаживании эффективной деятельности органов государственной и муниципальной власти:

А)балансовый метод

Б)статистический метод

В)нормативный метод

  1. Подход,  делает акцент на выявлении инструментов регулирования функциональных сфер и институтов:

А)организационный подход

Б)институциональный подход

В)функциональный подход

  1. Аристократия, по классификации Аристотеля:

А)способна извращаться в тиранию

Б)способна извращаться в охлократию

В)способна извращаться в олигархию

  1. В республике известным приоритетом пользуется выборный законодательный орган, который из своего состава формирует подотчетное ему правительство, это:

А)президентская республика

Б)парламентарная монархия

В) парламентская республика

Г) полупрезидентская республика

  1. Политический режим, сущность которого состоит в проведении в жизнь демократически сформированной всеобщей воли народа (властной силы) строго в рамках материального и процессуального законодательства:

А)демократически-правовой

Б)либеральный

В)деспотический

  1. Государственные должности государственной службы (категории «Б»), это:

А)властные и обеспечивающие полномочия

Б)властные полномочия

В)обеспечивающие полномочия

  1. Функции управления характеризуются тем, что объективно присутствуют в любом процессе управляющего воздействия, это:

А)вспомогательные функции

Б)основные функции

В)специальные функции

Г)общие функции

  1. Это особое государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе:

А)организационная структура государственного управления

Б) система государственного управления

В) функция государственного управления

  1. Что относится к уровню Местного самоуправления:

А) городские округа

Б) областные центры

В) административные районы

Г) городские районы

  1. Основание построения государственного управления - в основу организационной структуры которой, закладывается какая-либо цель или комплексная программа:

А)матричное основание
Б)программно - целевое основание
В)линейное основание
Г)линейно-функциональное основание

  1. Совет народного хозяйства:

А) 1917-1932гг
Б) 1932-1957гг
В) 1957-1965гг

  1. Целостная, пространственно-организованная форма общности населения, объединенного многообразными связями (социально-экономическими, производственно-трудовыми, культурно-этническими, бытовыми и др.) и политико-административным центром, это:

А) округ
Б) автономия

В) регион

  1. Это право органов управления самостоятельно решать вопросы, вести дела в рамках своей компетенции и прав, переданных им уполномоченными государственными органами:

А) культурно-национальная автономия
Б) управленческая, административная автономия
В)политическая автономия

  1. Центр федерального округа — г. Екатеринбург:

А)Сибирский федеральный округ
Б)Приволжский федеральный округ
В)Северо-Западный федеральный округ
Г)Уральский федеральный округ

  1. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие территориальные органы межрегионального уровня, наделенные правоприменительными функциями и полномочиями по управлению деятельностью нижестоящих территориальных структур этих органов:

А)Госстрой России, ФЭК России
Б)МПС России, Минсвязи России
В)МПР России, ГТК России
Г)МАП России, МПТР России

  1. Федеральные органы исполнительной власти, территориальные органы которых имеют обособленную сферу ведения, а также федеральные органы исполнительной власти, не имеющие территориальных органов:

А) Госстрой России, ФЭК России

Б) МПС России, Минсвязи России

В) МПР России, ГТК России

Г) МАП России, МПТР России

  1. Органами местного самоуправления не является:

А) дума
Б) исполнительный орган
В) контрольный орган

  1. Главе администрации городского округа не подчиняется:

А) заместитель главы администрации по экономике
Б) юридический отдел администрации города
В) дума города

  1. Для этой модели характерно избрание исполнительного органа (мэра) непосредственно населением:

А) форма «сильный мэр — совет»
Б) форма комиссий
В) комбинированная форма: «сильный совет — сильный мэр — управляющий»

Г) форма «совет — управляющий»

  1. Высшее должностное лицо МО, представляет его, возглавляет на принципе единоначалия местную администрацию:

А) губернатор
Б) глава
В) мэр

  1. Комплекс мероприятий по охране здоровья, пенсионному обеспечению, решению жилищных и бытовых проблем, это:

А)социальная защита
Б)оценка личностных качеств
В)переподготовка кадров

  1. Оценка будущих потребностей в персонале различных специальностей и квалификации, это:

А)профессиональное развитие
Б)квотирование рабочих мест
В) планирование

  1. Совокупность методов, позволяющих создать наиболее благоприятные условия для эффективного труда работника, это:

А)оценка личностных качеств
Б)стимулирование
В)переподготовка кадров

  1. Система, представляет собой совокупность внутренних и внешних потоков информации экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессах сбора, хранения, обработки, поиска и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления:

А)Система нормативно-методического обеспечения управления
Б)Автоматизированная информационная система
В)Экономическая информационная система

  1. Должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий, это:

А)специалисты
Б)руководители
В)помощники (советники)
Г)обеспечивающие специалисты

  1. Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на:

А)высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы
Б)главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы
В)высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы

  1. Это должностные лица, чьи юридически властные полномочия реализуются в отношении находящихся в служебной зависимости от них работников и нижестоящих органов, а также организаций, находящихся в ведомственном подчинении данному органу, это:

А)должностные лица, наделяемые полномочиями по обеспечению деятельности государственных органов
Б)должностные лица, непосредственно реализующие внутриорганизационные (внутрисистемные) полномочия государственных органов
В)должностные лица, непосредственно реализующие внешние полномочия государственных органов

  1. Осознание присутствующих в организации стереотипов в отношении наиважнейших параметров корпоративной культуры, это:

А)нормирование
Б)
 программирование
В)рефлексия
Г)мониторинг персонала

  1. Тип кадровой политики, при которой руководство осуществляет контроль за симптомами кадровой ситуации и предпринимает меры по локализации кризиса:

А)Авантюристическая
Б)Реактивная
В)Рациональная
Г)Пассивная

  1. Тип кадровой политики, при которой руководство имеет обоснованные прогнозы развития ситуации, однако не имеет средств для влияния на нее:

А) Превентивная

Б) Реактивная

В) Рациональная

Г) Пассивная

  1. Тип кадровой политики, при которой руководство не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее:

А) Авантюристическая

Б) Реактивная

В) Превентивная

Г) Пассивная

  1. С позиции данного подхода внимание акцентируется на иерархической структуре, функциональной специализации, наличии четких принципов регламентации профессиональной деятельности государственных служащих, которые рассматриваются как необходимые предпосылки для эффективной деятельности властных структур:

А)подход, основанный на концепции лидерства
Б)подход
, в рамках концепции профессионализма
В)подход, развивающий теорию веберовской рациональной бюрократии

  1. Подход, связывающий повышение эффективности деятельности органов государственной власти с наличием механизма конкуренции среди ведомств, системой внедрения инноваций, а также политической и социальной подотчетностью государственных органов, в первую очередь перед налогоплательщиками:

А)Подход к эффективности деятельности
Б)Экономический подход
В)Подход, основанный на концепции управления качеством

  1. Социальная эффективность, отражающая деятельность каждого управленческого органа и должностного лица, каждого единичного управленческого решения, действия, отношения:

А)Конкретная социальная эффективность
Б)Специальная социальная эффективность
В)Общая социальная эффективность

  1. Социальная эффективность,характеризующая состояние организации и функционирования самого государства как субъекта управления общественными процессами:

А) Конкретная социальная эффективность

Б) Специальная социальная эффективность

В) Общая социальная эффективность

  1. Формирование государственной политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются общественные группы и организации:

А)«Смешанная» модель
Б)Модель «сверху – вниз»
В)Модель «снизу – вверх»

  1. К административным методам регулирования экономики не относится:

А) лицензирование и квотирование
Б) управление государственной собственностью
В) применение санкций
Г) денежно-кредитное регулирование

  1. К косвенным экономическим  методам регулирования экономики не относится:

А) индикативное планирование
Б) денежно-кредитное регулирование
В) налоговое регулирование
Г) формирование амортизационной политики

  1. К прямым экономическим  методам регулирования экономики не относится:

А)индикативное планирование
Б)формирование амортизационной политики
В) формирование и использование государственного бюджета
Г) установление минимальной заработной платы

  1. Методы регулирования предоставляют субъектам хозяйствования свободу выбора поведения и воздействуют на их интересы с помощью экономических рычагов и регуляторов:

А)прямые экономические  методы
Б) косвенные экономические  методы
В) административные методы

47.  Предпринимательство организуется на основе использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности:

А)Коллективное предпринимательство
Б)Производственный         кооператив
В)Государственное предпринимательство

Г)Частное предпринимательство

  1. К методам валютного регулирования не относится:

А) валютные инвестиции
Б) режим счетов
В) контроль движения капитала
Г) лимитирование

  1. К административным методам валютного регулирования не относится:

А) валютные ограничения
Б) режим счетов
В) девальвация и ревальвация
Г) контроль движения капитала

  1. К инструментам  валютного регулирования не относится:

А) пошлины
Б) валютные инвестиции
В) штрафы
Г) налоги

  1. Соглашение регулирует социально-трудовые отношения на федеральном уровне, совместные действия сторон по их реализации и признается сторонами обязательным для выполнения:

А)Генеральное соглашение
Б)Региональное соглашение
В)Отраслевое (тарифное) соглашение

  1. К негативным функциям социального конфликта не относится:

А) информация о наличии социальной напряженности
Б) дезорганизация социальной жизни
В) разрушение социальной системы
Г) создание стрессовых ситуаций

  1. К позитивным функциям социального конфликта не относится:

А) стимулирование социальных изменений
Б)создание стрессовых ситуаций
В) снятие социальной напряженности
Г)информация о наличии социальной напряженности

  1. В ее состав входят представители трех сторон: федеральных органов государственной власти, общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, т.е. она формируется на основе принципов паритетности и равноправия сторон, полномочности представителей:

А)Служба по урегулированию коллективных трудовых споров

Б)Правительственная комиссия по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах

В)Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

  1. Материально-техническое  обеспечение комиссии осуществляет Служба занятости, председателем комиссии является министр труда и социального развития Российской Федерации:

А) Служба по урегулированию коллективных трудовых споров

Б) Правительственная комиссия по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах

В) Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

  1. К ЧС техногенного характера не относится:

А) транспортные

Б) на очистных сооружениях

В) инфекционная заболеваемость людей

  1. К ЧС экологического характера не относится:

А)инфекционная заболеваемость людей

Б) изменение состояния биосферы

В) изменение состояния суши

  1. Что не относится к задачам по ликвидации ЧС МЧС:

А) локализация зоны ЧС

Б) подготовка населения

В) прекращение действия опасных факторов

  1. Что не относится к задачам федеральных органов по предупреждению ЧС:

А) сбор и обмен информацией

Б) подготовка населения

В) социальная защита населения, проведение гуманитарных акций

  1. Отдел по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, постоянно действующий орган управления РСЧС орган управления ГОЧС:

А) на региональном уровне
Б) на федеральном уровне
В) на территориальном и местном уровнях
Г) на объектовом уровне

Ключи к тестовым заданиям

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

1

А

16

Б

31

Г

46

Б

2

Б

17

А

32

А

47

В

3

А

18

В

33

Б

48

Г

4

Б

19

Б

34

В

49

В

5

В

20

Г

35

Б

50

Б

6

А

21

В

36

А

51

А

7

В

22

Б

37

А

52

А

8

А

23

Б

38

В

53

Б

9

В

24

В

39

Б

54

В

10

В

25

А

40

А

55

Б

11

А

26

Б

41

Б

56

В

12

В

27

А

42

В

57

А

13

Г

28

В

43

Г

58

Б

14

А

29

Б

44

Г

59

В

15

Г

30

В

45

А

60

Г


  1. Условия проведения промежуточной аттестации

Количество вариантов заданий для аттестующихся – тестовое задание.

Время выполнения задания - 2 часа.

5. Критерии оценивания для промежуточной аттестации

Уровень

учебных

достижений

Показатели оценки результата

«5»

выставляется студентам за верные ответы, которые составляют 91 % и более от общего количества вопросов

«4»

соответствует результатам тестирования, которые содержат от 71 % до 90 % правильных ответов

«3»

от 60 % до 70 % правильных ответов

«2»

соответствует результатам тестирования, содержащие менее 60 % правильных ответов


6. Лист регистрации изменений в комплекте контрольно-оценочных средств

Дополнения и изменения в комплекте контрольно-оценочных средств на _________________________   учебный год

По учебной дисциплине  ОП.13 Система государственного управления

В комплекте контрольно-оценочных средств внесены следующие изменения:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Дополнения и изменения в комплекте контрольно-оценочных средств рассмотрены и согласованы на заседании цикловой комиссии  __________________________________________________________________

 Протокол № _______

 «_____» ____________ 20_____г.

Председатель  цикловой комиссии

________________________ /_______________________

             (Ф.И.О)                                   (подпись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины Система государственного управления

Программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 034702  Документа...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине Система государственного управления

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ  СРЕДСТВ по учебной дисциплине Система государственного управления  для  специальности среднего профессионального образования 034702 Документационное ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине Система государственного управления

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине Система государственного управления для  специальности среднего профессионального образования...

Система государственного управления

Программа учебной дисциплины ОП.13 «Система государственного управления» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности ...

Тест Система государственного управления по теме Теория государственного управления

Итоговый тест по дисциплине "Система государственного управления"...

Эволюция и стагнация системы государственного управления в СССР (конец 60-х — начало 80-х гг.)

Новый этап политического и социально - экономического развития СССР....

РП ОП.13 Система государственного управления

Рабочая программа по дисциплине ОП.13 Система государственного управления для специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (углубленной подготовки)....