Профессионализмы. Терминологическая лексика специальностей социально-экономического профиля
план-конспект урока

Филимонова Галина Юрьевна

Актуализация опорных знаний и воспроизведение ранее полученных  знаний и способов  деятельности.

Обобщение и систематизация знаний по теме. Применение обучающимися полученных знаний в конкретных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет Русский язык


Технологическая карта

Специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Тема занятия

Профессионализмы. Терминологическая лексика специальностей социально-экономического профиля

Содержание темы

Лексика и сферы ее употребления, профессиональная и терминологическая лексика в области программирования, сло-

варь специальности.

Тип занятия

Повторения и обобщения знаний

Формы организации

учебной деятельности

фронтальная, групповая, индивидуальная

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающихся

Планируемые обра-

зовательные результаты

Типы оценочных меропри- ятий

1. Организационный этап занятия

Развитие учебно-

Приветствие, проверка готовности обучаю-

Обучающиеся готовят

ОК 04. Эффективно

Контроль преподавателя,

организационных

щихся к уроку, проверка отсутствующих.

рабочее место к уро-

взаимодействовать и

оценка готовности обуча-

умений.

Положительный настрой на работу и сотруд-

ку, получают инфор-

работать в коллекти-

ющихся к уроку.

Создание ком-

ничество.

мацию об особенно-

ве и команде

фортной обста-

Подкрепление настроя на учебную деятель-

стях работы на дан-

новки на уроке

ность.

ном уроке, настраи-

ваются на учебную

деятельность.

Слушают преподава-

теля, размещают

учебные материалы

на рабочем месте, де-

монстрируют готов-

ность к занятию,

участвуют в диалоге с

преподавателем.

Организация физминутки «Подари улыбку»

Участвуют в физми- нутке «Подари улыб-

ку»

2. Основной этап занятия

Мотивирование на работу по обоб- щению ранее по- лученных знаний, используя реше- ние проблемной ситуации.

Постановка темы и цели урока.

Актуализация опорных знаний и воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности.

Обобщение и си- стематизация зна- ний по теме. При- менение обучаю- щимися получен- ных знаний в кон- кретных ситуаци- ях.

Вступительное слово преподавателя, наце- ленное на актуализацию опорных знаний, и постановка цели и задач.

Он повелитель всяческих бумажек.

Профессии важнее нет!

Директор скажет это каждый.

Компьютер дан ему в подмогу.

Соцстрах, баланс,

Расчетов много.

Весь день работает не покладая рук.

Терпенья сколько нужно?!

Ну, сколько ж это мук?!

Не сходятся расчеты на копейку.

Все заново считай!

Нельзя найти лазейку!

Бухгалтера труд незаметен и не знаменит.

Но если экстра - класс!

То путь ему конечно в аудит!

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем го- ворить на уроке?

-Что такое термины? Чем они могут отли- чаться от профессионализмов?

Слушают стихотворе- ние

Отвечают на вопросы по содержанию сти- хотворения.

Термины Формулируют тему урока

Рассуждают над по- ставленным вопро- сом. Термины – точ- ное определение сло-

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личност- ное развитие.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию

на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурно- го контекста.

Развитие умений вести диалог в группе. Совершенствование орфографических навыков.

ПК Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;

ПК Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы;

Развитие коммуникативных навыков обучающихся.

Обогащение словарного запаса обучающихся.

Совершенствование умений создавать устные монологические

Контроль преподавателя, вопросы, понятна ли тема, перефразирование темы, логические ответы обуча- ющихся, устный опрос, проверка тезисов, проверка правильности выполнения заданий, оценка устных вы- ступлений

Проводит беседу, уточняющую тему урока:

  • Какова главная цель вашего обучения в техникуме?

Как Вы считаете, необходимо ли знать тер- минологическую и профессиональную лексику, относящуюся к вашей будущей профессии, и почему?

Формулирует и поясняет цели и задачи учеб- ного занятия, мотивирует обучающихся, пе- речисляет виды деятельности, создаѐт эмоци- ональный настрой на занятии.

Слово преподавателя.

Культура профессиональной речи включает: владение терминологией данной специально- сти;

умение строить выступление на профессио- нальную тему;

умение организовать профессиональный диа- лог и управлять им;

умение общаться с неспециалистами по во- просам профессиональной деятельности.

Проводит беседу:

-Помимо всего выше перечисленного, что еще включает в себя профессиональная речь?

  • Имеет ли значение соблюдение орфоэпиче- ских и орфографических норм при употребле- нии профессионализмов и терминов? Или можно допускать ошибки?

ва для обозначения чего-либо в какой- либо сфере, а профес- сионализмы могут включать слова оби- ходные в профессии.

Отвечают на вопросы преподавателя, задан- ные в ходе свободной беседы.

Слушают преподава- теля, записывая тези- сы в тетрадь.

Включаются в беседу. Предполагаемый от- вет: соблюдение норм Рассуждают о необ- ходимости соблюде- ния норм в устной и

и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией.

Совершенствование умений применять знания норм современного русского литературного языка в речевой практике , корректировать устные письменные высказывания.

Совершенствование умений применять правила орфографии и пунктуации в практике письма.

Расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств.

Ставит учебную задачу:

Организация распределения по группам. Постановка проблемного задания перед группами:

  • Выберите, какие из слов можно отнести к

профессии бухгалтера?

Налоговые органы совсем замучили с дополнительными д..кументами, а генерального директора и не в..лнует, что камеральная проверка уже два месяца идет. Перешел на уплату единого налога на вмененный доход и уверен, что проблем стало меньше. Бухгалтеру из соседней фирмы, применяющей упр..щенную систему налогообложения, директор пом..гает даже в поиске первичных документов при необходимости

Оказание консультативной помощи группам.

  • Какие орфографические правила соотно- сятся с пропущенными буквами?
  • При выполнении этого задания мы утверди- лись в мнении о непосредственной связи двух разделов лингвистики. Каких? Назовите эти разделы.

-Выполните морфемный разбор слов: калькуляция, кредитование, аудитор

- Выполните звуко-буквенный анализ слова квартальный.

Актуализирует имеющиеся знания по теме в ходе фронтальной беседы:

-Что такое лексика?

-Какие группы слов выделяют в лексике с точки зрения ее употребления? Назовите группы слов, которые ограничены в своем употреблении?

Объясняет учебную задачу, правила выполне- ния задания, организует работу по группам: Задание «Текст с неизвестными». Перед Вами представлен текст. Ваша задача: вставить

письменной профес- сиональной речи

Делятся на группы, определяют лидера в команде

Обсуждение и выпол- нение практического задания по группам

Отвечают на вопрос преподавателя.

Выполняют морфем- ный разбор слов.

Обучающиеся отве- чают на вопросы.

Выполняют задание в группах, обсуждают,

Сформированность социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми.

Способность принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной: работы.

Владение различными способами общения и взаимодействия.

Способность осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение.

пропущенные слова, согласовывая их в роде, числе и падеже.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их осв..бождение от обязанности по уплате налога на_______организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упр..щенную систему ______, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную_______, подлежащего уплате в соответствии с настоящим кодексом при ввозе _______ на таможенную территорию.

Объяснить лексическое значение терминов, используя словарь.

  1. Налогообложение
  2. Прибыль

#1057;тоимость

#1058;овары

записывают в тетрадь, озвучивают выпол- ненное задание.

Выполняют задание в группах, обсуждают, записывают в тетрадь, озвучивают выпол- ненное задание: 1-4,2-

3,3-6,4-5,5-2,6-1.

Предлагает видеоролик для просмотра (по профессии)

Ставит учебную задачу: выписать во время просмотра все профессиональные слова, по- яснить их лексическое значение.

Ставит учебную задачу: выполнить творческое задание (составить рассказ о профессии бухгалтера, используя профессионализмы); представить публичное выступление о своей профессии.

Во время просмотра видеоролика выписы- вают все профессио- нальные слова, озву- чивают выполненное задание.

Выполняют задание в группах, обсуждают, записывают в тетрадь, озвучивают выпол- ненное задание.

Выполняют творче- ское задание по груп- пам, представляют ораторское выступле- ние. Слушают вы- ступления, делятся впечатлениями об

услышанном, выска- зывают свое мнение.

3. Заключительный этап занятия

Рефлексия. Под- ведение итогов занятия

Организует рефлексию через творческое за- дание (составление синквейна).

Напоминает правила составления синквейна: 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личност- ное развитие.

ОК 04. Эффективно

Контроль преподавателя, проверка составления синк- вейна, фронтальный опрос

2 строка – два прилагательных; 3 строка – три глагола;

  1. строка – высказывание, несущее определѐн- ный смысл;
  2. строка – резюме, вывод, одно слово, суще- ствительное.

Ставит учебную задачу: придумать синквейн на тему «Бухгалтер», используя термины и профессиональную лексику.

Обеспечивает положительную реакцию обу- чающихся на творчество одногруппников.

Акцентирует внимание на конечных резуль- татах учебной деятельности обучающихся на уроке:

-Давайте вернемся к началу урока и ответим на вопрос: для чего необходима профессио- нальная и терминологическая лексика? Важ- но ли произносить и писать используемую лексику правильно?

Отмечает степень вовлеченности обучающих- ся в работу на уроке; оценивает работу обу- чающихся на уроке, организует беседу, свя- зывая результаты урока с его целями.

Составляют синквей- ны по группам. Слу- шают выступления, делятся впечатления- ми об услышанном, высказывают свое мнение.

Отвечают на вопрос. Формулируют конеч- ный результат своей работы на уроке.

Осуществляют ре- флексию.

Участвуют в физми- нутке «Мы вместе!»: выйти в центр и встать в круг, пере- дать хлопок в ладоши своему соседу справа.

взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурно- го контекста.

Развитие способности к открытому взаимодействию.

Развитие творческого подхода к решению учебных задач.

Способность владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований.

Способность осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Совершенствование

умений создавать устные монологические и диалогические высказывания раз- личных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией.

Сформированность социальных навыков, включающих спо- собность выстраивать отношения с другими людьми.

Способность принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной: работы.

Владение различны- ми способами общения и взаимодействия.

4. Задания для самостоятельного выполнения Закрепление,

Поясняет домашнее задание:

используя дополнительные источники инфор- мации (учебники по спецпредметам, Интер- нет), найти текст профессиональной

Задают вопросы, уточняют суть зада- ния, правила выпол- нения задания.

ОК 02.

Использовать современные средства поиска, анализа

и интерпретации ин- формации и инфор-

Контроль преподавателя, вопросы обучающимся на понимание домашнего за- дания.

осмысление мате- риала, изученного на уроке

направленности, выписать из него термины и дать лексическое толкование терминов с опорой на словарь.

мационные технологии для выполнения задач профессио- нальной деятельно сти.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурно- го контекста.

Осознание ценности научной деятельности, готовность осу- ществлять проектную и исследовательскую деятель- ность.

Сформированность умений работать со словарями спра вочниками, в том академическими словарями и справочниками в электронном формате.

Совершенствование умений использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-

смысловой переработки текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей социально-экономического профиля

Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальны...

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины «Экономика» для специальностей социально-экономического профиля первого курса

I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 1. Общие данныеКонтрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 01 «Экономика организации» для специальности социально-экономического профиля 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

Рабочая  программа учебной дисциплины «Экономика организации» является частью основной профессиональной образовательной программы. Составлена в   соответствии с ФГОС п...

Методические указания к выполнению практических занятий по учебной дисциплине ОП. 01 «Экономика организации» для специальности социально- экономического профиля 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

Методические указания к выполнению практических занятий по учебнойдисциплине ОП. 01 «Экономика организации» для специальности социально-экономического профиля 43.02.01 «Организация о...

Комплект оценочных средств для проведения промежуточной и итоговой аттестации по учебной дисциплине ОП. 01 «Экономика организации» для специальности социально-экономического профиля 43.02.01

Контрольно-оценочные средства (КОС)  являются составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных  слу...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 «Бухгалтерский учёт» для специальности социально-экономического профиля 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

Рабочая  программа учебной дисциплины «Бухгалтерский учёт» является частью основной профессиональной образовательной программы. Составлена в   соответствии с ФГОС по специал...

Комплект оценочных средств для проведения итоговой аттестации по учебной дисциплине ОП. 03 «Бухгалтерский учёт» для специальности социально- экономического профиля 43.02.01

Контрольно-оценочные средства (КОС)  являются составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных  слу...