МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по планированию, организации и проведению практических работ (в т. ч. в форме практической подготовки) ПМ.04 Участие в организации деятельности структурного подразделения МДК.04.03 Организация, нормирование и оплата труда в путе
методическая разработка

Позволит обучающимся качественно выполнить практические работы по МДК.04.03 Организация, нормирование и оплата труда в путевом хозяйстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выполнение практических работ 138.89 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по планированию, организации и проведению

 практических работ

(в т. ч. в форме практической подготовки)

ПМ.04 Участие в организации деятельности структурного подразделения

МДК.04.03 Организация, нормирование и оплата труда в путевом хозяйстве

 

Симферополь – 2022

Методические указания по планированию, организации и проведению практических работ (в т. ч. в форме практической подготовки) составлены на основе Рабочей программы по МДК.04.03 Организация, нормирование и оплата труда в путевом хозяйстве с учётом требований Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), по специальности технического профиля 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 13 августа 2014г. N1002.

Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности»

Разработчик: Руденко Татьяна Андреевна – преподаватель спецдисциплин высшей категории

Рассмотрено на заседании предметной (методической) комиссии ПХ и СЗС

Протокол        №______        от        _______2022 г.

Председатель предметной (методической) комиссии________________Ю. В. Черкова


  1. Общие положения

Практическая работа (в т. ч. в форме практической подготовки) – форма организации учебного процесса, заключающиеся в выполнении обучающимися под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно – теоретических основ учебной дисциплины, приобретение умений и навыков, опыта творческой деятельности.

Цель: привитие умений и навыков практической деятельности по изучаемой учебной дисциплине

Задачи:

  • закрепление, углубление, расширение и детализация знаний обучающихся при решении конкретных задач;
  •  развитие познавательных способностей, самостоятельного мышления, творческой активности;
  • овладение новыми методами и методиками изучения конкретной учебной дисциплины;
  • обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.

Практические работы (в т. ч. в форме практической подготовки) разработаны преподавателем по МДК.04.03 Организация, нормирование и оплата труда в путевом хозяйстве в соответствии с:

  • Положением по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий (работ) (в т. ч. в форме практической подготовки), принятого на заседании педагогического совета №3т от 20.12.2021г.;
  • Рабочей учебной программой профессионального модуля ПМ.04 Участие в организации деятельности структурного подразделения МДК.04.03 Организация, нормирование и оплата труда в путевом хозяйстве для специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство;
  • календарно – тематическим планом по учебной дисциплине.

Формы организации практических работ (в т. ч. в форме практической подготовки) определяются в соответствии со специфическими особенностями ученой дисциплины и целями обучения. Ими могут быть: выполнение упражнений, решение типовых задач, решение ситуационных задач, занятия по моделированию реальных условий, деловые игры, игровое проектирование, выездные занятия в организации (предприятия), занятия – конкурсы и т.п.

Формы организации обучающихся на практических занятиях (работах) (в т. ч. в форме практической подготовки): индивидуальная, групповая, фронтальная.

Структура практического занятия (работы) (в т. ч. в форме практической подготовки): вводная, основная и заключительная части.

Вводная часть обеспечивает подготовку и мотивацию обучающихся к выполнению заданий на занятии. В неё входят:

  • формулировка темы, цели и задач работы;
  • указание оснащения;
  • проверка теоретических знаний, обучающихся по теме занятия (в форме тестов, вопросов, заданий);
  • рекомендации по выполнению заданий работы;
  • указания по самоконтролю результатов выполнения заданий.

Основная часть:

  • самостоятельное выполнение заданий обучающимися.

Заключительная часть содержит:

  • подведение общих итогов занятия;
  • оценку результатов работы отдельных обучающихся;
  • задание на дом для закрепления пройденного материала и по подготовке к следующей практической работе.

Критерии оценки результативности лабораторной работы/практического занятия (работы) (в т. ч. в форме практической подготовки) проводится по следующим показателям:

  • степень реализации цели и задач работы;
  • степень выполнения заданий;
  • степень соответствия результатов работы заданным требованиям.

Оценки за выполнение практических занятий (работ) (в т. ч. в форме практической подготовки) выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся.


Пояснительная записка

Практические работы (в т. ч. в форме практической подготовки) профессионального модуля ПМ.04 Участие в организации деятельности структурного подразделения МДК.04.03 Организация, нормирование и оплата труда в путевом хозяйстве ставят своей целью закрепить полученные знания и приобрести практические навыки, которые помогут обучающимся в период освоения профессиональных модулей.

Практические работы (в т. ч. в форме практической подготовки) проводятся после изучения теоретического материала соответствующей темы в соответствии с рабочей программой МДК.04.03 Организация, нормирование и оплата труда в путевом хозяйстве. Расчетные формулы даются преподавателем на теоретических занятиях и приводятся в методических указаниях в каждой практической работе.

При проведении практических занятий необходимо обращать внимание на прикладной характер дисциплины и на то, где и когда изучаемый материал может быть использован в будущей деятельности специалиста.

При выполнении работ преподавателю необходимо использовать различные формы обучения, работать с законодательными актами, нормативными документами, регламентирующими деятельность дистанции пути (ПЧ) и путевой машинной станции (ПМС), методическими и справочными материалами Федерального агентства железнодорожного транспорта и ОАО «РЖД».

В связи с большой трудоемкостью расчетов в практических работах №1 и №2 они выполняются за 4 часа по одному варианту (каждая). Практические работы №7 и №8 целесообразно объединить и провести за 4 часа.

Практические работы №3 – №8 проводятся для обучающихся по вариантам (индивидуальным заданиям) в соответствии со списочным составом группы

В результате освоения профессионального модуля ПМ.04 Участие в организации деятельности структурного подразделения МДК.04.03 Организация, нормирование и оплата труда в путевом хозяйстве, обучающийся должен

уметь:

  • уметь рассчитывать основные технико-экономические показатели работы структурных подразделений путевого хозяйства железнодорожного транспорта

знать:

  • организацию производственного и технологического процессов выполнения путевых работ в путевом хозяйстве;
  • знать формы и системы оплаты труда работников путевого хозяйства на современном этапе;
  • организацию производственно-финансовой деятельности, материально-технического обеспечения, анализ производственно-финансовой деятельности структурных подразделений путевого хозяйства.

Во время изучения учебной дисциплины обучающиеся выполняют 8 практических работ по разделам:

-Нормирование труда на предприятиях железнодорожного транспорта – практические работы №1 – №6;

-Оплата труда работников железнодорожного транспорта – практические работы №7 – №8.

К каждой практической работе (в т. ч. в форме практической подготовки) имеются методические указания, с которыми обучающиеся работают, прежде чем выполнять практическую работу, отвечают на контрольные вопросы, тем самым проверяется уровень подготовки.

Практические работы (в т. ч. в форме практической подготовки) обучающиеся защищают, что даёт возможность оценить полученные обучающимися уровень знаний и выявить слабые места, на которые необходимо обратить внимание. После защиты обучающиеся сдают преподавателю практические работы.

  1. Тематический план по выполнению практических работ (в т. ч. в форме практической подготовки) по

МДК.04.03 Организация, нормирование и оплата труда в путевом хозяйстве

Таблица №1 Практические работы (в т. ч. в форме практической подготовки)

№п/п

Раздел, тема

№ практической работы

(в т. ч. в форме практической подготовки)

Тема практической работы

(в т. ч. в форме практической подготовки)

Количество часов на практическую работу

(в т. ч. в форме практической подготовки)

Раздел 2. Нормирование труда на предприятиях железнодорожного транспорта

ПР№1

Обработка результатов "фотографии" рабочего времени

4

Раздел 2. Нормирование труда на предприятиях железнодорожного транспорта

ПР№2

Определение оперативного времени на рабочую операцию, используя ТОНВ

4

Раздел 2. Нормирование труда на предприятиях железнодорожного транспорта

ПР№3

Расчет нормы времени путевой работы

2

Раздел 2. Нормирование труда на предприятиях железнодорожного транспорта

ПР№4

Расчет нормы выработки

2

Раздел 2. Нормирование труда на предприятиях железнодорожного транспорта

ПР№5

Расчет рабочего времени на выполнение путевой работы

2

Раздел 2. Нормирование труда на предприятиях железнодорожного транспорта

ПР№6

Расчет численности монтеров пути на выполнение путевой работы

2

Раздел 3. Оплата труда работников железнодорожного транспорта

ПР№7

Оплата труда работников путевого хозяйства

4

Раздел 3. Оплата труда работников железнодорожного транспорта

ПР№8

Расчет премии за качественное содержание пути

2

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема: Фотография рабочего времени

Цель: Научиться оформлять документацию при проведении фотографии рабочего времени.

Общие сведения.

Фотография рабочего времени — способ изучения использования фактического рабочего времени в течение рабочего дня путем наблюдения и последовательной записи всех затрат рабочего времени по его категориям, позволяющий ответить на вопрос: «Что делал исполнитель в течение рабочего дня или смены?»

Фотография рабочего времени проводится с целью:

- выявления потерь рабочего времени, установления их причин и разработки мероприятий по совершенствованию организации труда;

- выявления причин невыполнения норм, изучения лучшего опыта, определение возможности совмещения профессий;

- получение исходных данных для разработки нормативов численности и времени (нормативов подготовительно-заключительного времени, времени обслуживания рабочего места и времени на регламентированные перерывы);

- установление наиболее рациональной организации рабочих мест и их обслуживания.

Применяются следующие виды фотографии рабочего времени: индивидуальная, групповая, самофотография и фотография рабочего времени методом моментных наблюдений.

Фотография рабочего времени проводится в три этапа: подготовка к проведению наблюдений; проведение наблюдений; обработка данных и их анализ.

Подготовка к проведению наблюдений включает в себя выявление конкретной цели фотографии рабочего времени, выбор объекта и места наблюдения, ознакомление с рабочим местом, заполнение исходных данных о наблюдаемом объекте и исполнителе, разъяснение последнему целей проводимых наблюдений. Наблюдение сопровождается регистрацией в наблюдательном листе всех действий исполнителя и перерывов в работе в том порядке, в каком они фактически происходят. Текущее время замеряют с точностью от 0,5 до 1,0 мин. Число наблюдений не менее пяти при получении данных для разработки нормативов и не менее трех при изучении потерь рабочего времени, причин невыполнения норм.

Обработка материалов наблюдений заключается в распределении затрат рабочего времени по группам и категориям, анализе их, составлении фактического баланса времени, разработке мероприятий по сокращению потерь и затрат. Итогом анализа является составление нормального баланса рабочего времени.

На железнодорожном транспорте используются следующие формы документации по нормированию труда:

- индивидуальная фотография рабочего дня или производственного процесса (форма ТНУ-1);

- сводная карта индивидуальной и групповой фотографии рабочего дня или фотографии производственного процесса (форма ТНУ-2);

- наблюдательный лист для групповых фотографий рабочего времени и моментных наблюдений (форма ТНУ-3);

- хронометражно- нормировочная карта (форма ТНУ-5);

- наблюдательный лист фотоучета (ТНУ-5а);

- карта самофотографии рабочего времени (ТНУ-14).

Выполнение работы.

Проводится индивидуальная фотография рабочего времени путем наблюдения за работой рабочего (для примера оформления документации – за работой токаря).

  1. Подготовка к проведению наблюдений:

Объектом наблюдения является рабочий – токарь. Рабочему разъясняется цель проведения фотографии рабочего времени – выявление потерь рабочего времени. Проведение наблюдений будет состоять в подробной и последовательной записи в наблюдательном листе всего происходящего на рабочем месте.

  1. Проведение наблюдений.

Обучающийся заполняет Наблюдательный лист (пример заполнения) по проведению индивидуальной фотографии рабочего времени за работой токаря (форма ТНУ-1):

В Наблюдательном листе в графу «Текущее время» записывается текущее время окончания выполнения каждого элемента наблюдаемого процесса в часах и минутах по показаниям часов с точностью до 1 мин.

Количество наблюдений зависит от цели фотографии. Не менее 3 проводится в случае выявления потерь рабочего времени, не выполнения норм и не менее 5 если необходимо установить нормативы времени для разработки норм времени.

  1. Обработка материалов наблюдений.

а) Определение продолжительности наблюдаемого процесса. (Определяется как разница между показателями текущего времени по данному и предшествующему ему элементам.)

б) Подсчитывается общая продолжительность рабочего дня в минутах. По каждому пункту записи в наблюдательном листе проставляются принятые условные обозначения (индексы) категорий затрат труда.

в) Составляется Сводка одноименных затрат времени для обобщения полученных данных с указанием повторяемости каждого индекса категорий затрат времени (при этом итог должен совпадать с количеством пунктов записи в графе «№п/п» и быть равен всему периоду наблюдения в минутах.)

В рассматриваемом случае проводится 3 наблюдения. Поэтому обрабатываются три наблюдательных листа и составляется три Сводки одноименных затрат труда.

г) После составления сводок одноименных затрат рабочего времени по каждому наблюдательному листу результаты всех сводок переносят в Сводную карту индивидуальной и групповой фотографии рабочего дня или фотографии производственного процесса» (форма ТНУ-2) в раздел «Баланс времени рабочего дня». Из Сводки одноименных затрат в соответствующую каждому наблюдению графу баланса формы ТНУ-2 переносят данные о продолжительности затрат времени по каждому индексу. Затраты времени по каждому индексу из всех наблюдательных листов суммируют и определяют их среднее значение.

Наблюдательный лист №1

рабочего времени токаря от «        » _____________2022года.

№ п/п

Что наблюдается

Текущее время,

ч, мин

Продолжительность, мин

Индекс или код

Получение задания от бригадира

8.10

10

ПЗ-1

Инструктаж

8.17

7

ПЗ-2

Проход за инструментом в инструментальную кладовую и обратно

8.28

11

ПЗ-4

Раскладка инструмента

8.33

5

Об-1

Работает

9.20

47

ОП

Отдых в процессе работы

9.27

7

ПОт

Работает

10.35

68

ОП

Личные надобности

10.40

5

Пл

Работает

11.46

66

ОП

Разговор по личным делам

11.50

4

ПНД-1

Работает

12.00

10

ОП

Обеденный перерыв (12.00-13.00)

Хождение и разговор по личным делам

13.15

15

ПНД-1

Работает

13.45

30

ОП

Исправление собственного брака

15.59

14

СР-5

Сметание стружки

14.08

9

Об-2

Работает

14.47

39

ОП

Отдых в процессе работы

14.57

10

ПОт

Работает

15.40

43

ОП

Личные надобности

15.45

5

Пл

Работает

16.35

50

ОП

Сдача работы

16.47

12

ПЗ-1

Сдача инструмента в инструментальную кладовую

16.55

8

ПЗ-4

Уборка рабочего места

17.00

5

Об-1

Всего

-

480

-


Сводка одноименных затрат времени

Затраты рабочего времени

Повторяемость

Продолжительность, мин

Индекс

Наименование

ПЗ-1

Получение задания и сдача работы

2

22

ПЗ-2

Инструктаж

1

7

ПЗ-4

Получение и сдача инструмента

2

19

ОП

Выполнение производственного задания

8

353

Об-1

Раскладка инструмента и уборка рабочего места

2

10

Об-2

Сметание стружки

1

9

СР-5

Исправление собственного брака

1

14

ПОт

Отдых в процессе работы

2

17

Пл

Личные надобности

2

10

ПНД-1

Разговор по личным делам

2

19

Итого

23

480

д) После обобщения данных по всем наблюдениям приступают к анализу затрат рабочего времени, который сводится к выявлению лишних непродуктивных временных затрат. При анализе использования рабочего времени устанавливают затраты времени, которые могут быть исключены из баланса рабочего дня за счет проведения организационно-технических мероприятий. Результаты анализа отражают в разделе «Анализ потерь рабочего времени», где указывают и мероприятия по устранению потерь и непроизводительных затрат рабочего времени.

е) Следующий этап обработки – составление аналитической сводки, в которой указывают фактический и рациональный баланс рабочего времени. В рациональном балансе оперативное время увеличивается за счет уменьшения непроизводительных затрат времени. «Аналитическая сводка» предусматривает итоговые фактический и нормальный (рациональный) балансы времени рабочего дня, полученные при обобщении результатов наблюдений.

ж)По данным аналитической сводки можно определить долю возможного увеличения производительности труда, %:

                                         

                                               К = (ОПр-ОПф)/ОПф ,                            

где ОПр,ОПф — оперативное время соответственно по рациональному и фактическому балансу, мин.

В данном примере возможная доля повышения производительности труда составит К = (430,1 – 362,3)/ 362,3 * 100 = 18,7%.

Данные аналитической сводки рабочего времени используются также и для разработки нормативов времени.

Вывод о выполненной работе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Рабочее время. Какие потери рабочего времени различают?
  2. Для чего осуществляется классификация затрат рабочего времени? Назовите потери рабочего времени, которые должны быть устранены.
  3. Бюджет рабочего времени. Производственный календарь. Норма рабочего времени на месяц.
  4. Фотография рабочего времени. Цели и этапы проведения. Количество наблюдений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Тихомиров В.И. Экономика, организация и планирование путевого хозяйства. М. Транспорт. 1989. стр. 122-128.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Тема: Определение оперативного времени на рабочую операцию, используя ТОНВ

Цель: Научиться оформлять документацию при проведении хронометража рабочей операции

Общие сведения.

Хронометраж: — это вид наблюдения по изучению и измерению во времени циклически повторяющихся элементов работы или отдельных подготовительно-заключительных действий. Как правило, его используют для наблюдения за оперативным временем выполнения отдельных операций, для изучения и внедрения передовых приемов и методов труда, а также для проверки действующих норм и выявления причин их возможного невыполнения.

Проведение хронометража состоит из подготовки к наблюдению, проведения наблюдения и обработки его данных. В подготовительный период входят: ознакомление с организацией труда на рабочем месте; изучение технологических условий выполнения наблюдаемой операции; расчленение операции на составные части и установление фиксажных точек; выявление факторов, влияющих на продолжительность операций и определение количества необходимых наблюдений. На длительность выполнения операции влияют объективные (состояние предметов труда, например, степень затяжки стыкового болта) и субъективные (опыт, степень усталости человека) факторы. Поэтому при неоднократном наблюдении за одной и той же операцией будут получены разные значения измеряемой величины. Колебания результатов одноименных наблюдений оценивают с помощью коэффициента устойчивости — отношения наибольшего значения времени к наименьшему значению времени в хронометражном ряду. Чем больше коэффициент устойчивости, тем больше наблюдений необходимо сделать.

Количество наблюдений зависит также от характера проектируемых норм. Установлено допустимое значение относительной погрешности числовых рядов (в процентах): для постоянных норм соответственно для массового, серийного и мелкосерийного производства 5; 7,5 и 10 %; для временных — 7,5; 10 и 15 %.

Наблюдения проводятся последовательно по каждому элементу рабочей операции; начало и окончание замеров времени отмечают по секундомеру по окончании каждого трудового процесса (по фиксажным точкам).

Под обработкой данных наблюдений понимают технологический и математический анализ хронометражных рядов — совокупности показателей времени по каждому элементу операции.

Среднеарифметическое значение хронометражного ряда, полученное по данным достаточного числа наблюдений, принимают за расчетную продолжительность нормируемого элемента рабочей операции и используют для проектирования нормативов и норм.

Технологический анализ позволяет выявить и исключить ошибочные наблюдения; математический — определить среднюю продолжительность по хронометражному ряду и действительный коэффициент устойчивости ку каждого ряда и рабочей операции в целом.

Документацию по всем видам хронометража ведут на бланках установленной формы: хронометражно- нормировочная карта (форма ТНУ-5).

Выполнение работы

Хронометраж проводится в 3 этапа: подготовка к наблюдению, проведение наблюдения и обработка полученных данных.

  1. Подготовка к наблюдению.

На этом этапе будет проводиться:

-        ознакомление с организацией труда на рабочем месте;

-        изучение технологических условий выполнения наблюдаемой операции;

-        расчленение операции на составные части (определение количества хронометражных рядов) и установление фиксажных точек;

-        выявление факторов, влияющих на продолжительность операций и определение количества необходимых наблюдений.

Наименование путевой работы – Раскладка железобетонных шпал на пути шаблоне для последующей сборки звеньев путевой решетки 

Составные части работы – элементы работы: 

-        Раскладка шпал по меткам;

-        Выравнивание концов шпал

Условие работы – Работа выполняется на звеносборочной базе ПМС на пути шаблоне 

Шпалы разбирают из пакета поштучно и устанавливают их над шпалами стендов с выравниванием шнуровой нити.

Состав рабочих – Монтеры пути 2 чел. 2-го разряда.

Применяемый инструмент – Шпальные клещи. 

Количество наблюдений – принято 12, так как коэффициент устойчивости для работ по текущему содержанию и ремонту пути – 2,5, а допустимая величина относительной ошибки числовых рядов для серийного производства принята не более 7,5%. 

  1. Проведение наблюдений.

Наблюдения проводятся последовательно по каждому элементу работы; начало и окончание замеров времени отмечают по секундомеру по окончании каждого трудового процесса (по фиксажным точкам).

Наблюдениями за раскладкой железобетонных шпал на пути шаблоне для последующей сборки звеньев путевой решетки получены хронометражные ряды на одну шпалу:

- раскладка шпал по меткам — 0,90; 0,70; 1,45; 1,20; 0,60; 0,80; 0,90; 0,95; 0,75; 0,91; 0,79; 0,85мин;

- выравнивание концов шпал — 0,30; 0,75; 0,60; 0,50; 0,40; 0,38; 0,64; 0,70; 0,48; 0,49; 0,51; 0,49мин.

  1. Обработка данных.

Проводится математический анализ результатов наблюдений.

Коэффициенты устойчивости операций (отношение максимального значения к минимальному в каждом хронометражном ряду):

первой 1,45:0,60 = 2,42; второй 0,75:0,30 = 2,5.

Среднеарифметические значения длительности операций:

первой

(0,90+0,70+1,45+1,20+0,60+0,80+0,90+0,95+0,75+0,91+0,79+0,85) / 12 = 0,90мин;

второй

(0,30+0,75+0,60+0,50+0,40+0,38+0,64+0,70+0,48+0,51+0,49) / 12 = 0,52 мин.

Коэффициент устойчивости всей работы

ку = (0,90×2,42 + 0,52×2,5) / (0,90+0,52) = 2,45.

Условный коэффициент устойчивости работы 2,50. Действительный коэффициент меньше условного. Следовательно, 12 наблюдений достаточно.

Норма оперативного времени по Раскладке железобетонных шпал на пути шаблоне для последующей сборки звеньев путевой решетки составит Топ=0,90+0,52=1,42 нормо-мин на 1 шпалу.

  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Хронометраж рабочей операции. Цель и этапы проведения.
  2. Что означает коэффициент устойчивости
  3. От чего зависит количество наблюдений рабочей операции.
  4. Как вы понимаете, что такое хронометражный ряд?

ЛИТЕРАТУРА

Тихомиров В.И. Экономика, организация и планирование путевого хозяйства. М. Транспорт. 1989. стр. 122-128.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Тема: Расчет нормы времени.

Цель: Научиться определять нормы времени для выполнения путевых работ.

Общие сведения.

Нормы затрат труда - количество труда, которое необходимо затратить рабочему или группе рабочих определенной профессии и квалификации на выполнение заданной работы в определенных организационно-технических условиях (чел-час, чел-мин).

Нормы затрат труда подразделяются на нормы времени, нормы выработки, нормы расхода рабочей силы.

Норма времени – время (нормо-час, нормо-мин), необходимое для выполнения единицы работы рабочим или группе рабочих определенной профессии и квалификации в определенных организационно-технических условиях.

1. Расчет нормы времени по нормативам времени

Исходные данные

Определить норму времени на одиночную смену переводной тяги. Работа производится по текущему содержанию пути.

Решение

Норма времени на рабочую операцию определяется по формуле:

Т = ТОП + Тоб + ТОТЛ + ТПТ + ТПЗ                                          (1)

где ТОП – норма оперативного времени, нормо-мин;

Тоб – норма времени на обслуживание рабочего места, нормо-мин;

ТОТЛ – норма времени на отдых и личные надобности, нормо-мин;

ТПТ – норма времени на неперекрываемую часть технологических перерывов, нормо-мин;

ТПЗ – норма подготовительно-заключительного времени, нормо-мин.

Норму оперативного времени устанавливают с помощью хронометража в абсолютном значении времени (нормо-мин), тогда все остальные затраты времени зависят от нормативов времени (%) к оперативному времени и определяются по формуле:

;              

(2)

;              

где аоб, аПЗ, аОТЛ, аПТ  – нормативы времени (%) на обслуживание рабочего места, на подготовительно-заключительные действия, на неперекрываемую часть технологических перерывов, на отдых и личные надобности (см. таблица 2 ТОНВ).

Таким образом, в мелкосерийном и единичном производстве норма времени определяется по формуле:

                                       (3)

Используя Типовые технически обоснованные нормы времени на работы по текущему содержанию пути, находим ТНК №190, где оперативное время на учтенный объем работ – 1 переводная тяга составляет ТОП = 27,2 нормо-мин.

Нормативы времени на работах по текущему содержанию пути (см ТОНВ таблица 2) (% к ТОП):

аПЗ = 3,9 %; аоб = 1,0 %; аОТЛ = 7,6 %,

тогда по формуле (3) норма времени будет равна:

нормо-мин

Переведем норму времени в нормо-час:

нормо-час

Удостоверимся, что полученный результат соответствует норме времени в ТНК №190 ТОНВ по текущему содержанию пути.

Норма времени для одиночной смены переводной тяги стрелочного перевода типа Р65 с маркой крестовины 1/9 составляет 0,51 нормо-час.

  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Нормативы в техническом нормировании. Для чего они устанавливаются? Какие требования предъявляются к нормативам?
  2. Что понимают под нормами затрат труда и как они подразделяются?
  3. Что такое норма времени и ее структурный состав?
  4. Как нормы делятся по структурному построению?
  5. Как нормы подразделяются по технологическому признаку?
  6. Как нормы делятся по срокам действия?


ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

№ варианта

Сборник ТОНВ по текущему содержанию пути

№ ТНК

1

29

70

37

2

12

72

44

3

9

75

54

4

25

92

38

5

30

95

55

6

10

29

48

7

15

12

60

8

35

9

64

9

36

25

61

10

37

30

65

11

44

10

63

12

54

15

66

13

38

35

68

14

55

36

69

15

48

97

36

16

58

98

12

17

60

99

9

18

64

101

25

19

61

125

30

20

65

126

10

21

63

127

15

22

66

128

35

23

68

129

29

ЛИТЕРАТУРА

  1. Тихомиров В.И. Экономика, организация и планирование путевого хозяйства. М. Транспорт. 1989. стр. 122-128.
  2. Типовые технически обоснованные нормы времени для учета работ по текущему содержанию пути. 


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Тема: Расчет норм выработки.

Цель: Научиться определять нормы выработки выполнения путевых работ.

Общие сведения.

Нормы затрат труда - количество труда, которое необходимо затратить рабочим на выполнение заданной работы в определенных организационно-технических условиях.

Нормы затрат труда подразделяются на нормы времени, нормы выработки, нормы расхода рабочей силы.

Норма выработки – количество продукции в натуральных измерителях, которое должно быть выполнено рабочим или группой рабочих определенной профессии или квалификации за единицу времени.

1. Расчет нормы выработки по нормам времени

Исходные данные

Определить норму выработки по смене железобетонных шпал (одиночная) на щебне при раздельном скреплении КБ на перегоне за 2,5 часа для 8 монтеров пути (работа выполняется при текущем содержании пути).

Решение

Норма выработки определяется по формуле:

Нвыр = ,                                                     (1)

где Р – рабочее время (ч);

Т – норма времени на один измеритель работы, нормо-час;

И – измеритель работы, на который дана норма времени;

п – количество монтеров пути, чел.

Находим ТНК №39 в [2]: норму времени Т = 2,72 нормо-час, измеритель работ И = 1 шпала.

Так как данная работа выполняется при текущем содержании пути необходимо учитывать фактические затраты времени на пропуск поездов, ограждение места производства работ и переходы в рабочей зоне (принимаю коэффициент =1,2).

Тогда по формуле (1) норма выработки составит:

Нвыр = =6 шпал

Норма выработки смене железобетонных шпал (одиночная) на щебне при раздельном скреплении КБ на перегоне за 2,5 часа для 8 монтеров пути при текущем содержании пути составит 6 шпал.

Обязательно при расчете норм выработки по выполнению путевых работ необходимо учитывать фактические затраты времени на пропуск поездов, ограждение места производства работ и переходы в рабочей зоне, так как нормами времени эти затраты времени не учитываются (принимается 10 мин - за 1 час работы или коэффициент =1,15÷1,3).

  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Нормативы в техническом нормировании. Для чего они устанавливаются? Какие требования предъявляются к нормативам?
  2. Что понимают под нормами затрат труда и как они подразделяются?
  3. Что такое норма времени и ее структурный состав?
  4. Норма выработки. Какая зависимость между нормой времени и нормой выработки?

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

№ варианта

№ ТНК

1

68

101

25

2

36

125

30

3

37

126

10

4

44

127

15

5

54

128

35

6

38

129

29

7

55

30

66

8

29

10

9

9

61

70

37

10

12

98

44

11

9

99

54

12

25

92

38

13

66

97

36

14

10

29

48

15

15

12

60

16

35

9

64

17

48

25

61

18

58

71

65

19

60

75

63

20

64

15

12

21

65

35

68

22

63

36

69

23

66

97

36

ЛИТЕРАТУРА

  1. Тихомиров В.И. Экономика, организация и планирование путевого хозяйства. М. Транспорт. 1989. стр. 122-128.
  2. Типовые технически обоснованные нормы времени для учета работ по текущему содержанию пути.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Тема: Расчет рабочего времени по нормам времени

Цель: Научиться определять рабочее время для выполнения путевых работ.

Исходные данные

Определить рабочее время по одиночной смене 30 подкладок при раздельном скреплении КБ для 4 монтеров пути (работа выполняется при текущем содержании пути).

Решение

Рабочее время определяется по формуле:

Р = ,                                                (1)

где Нвыр – норма выработки (объем выполненной работы), нат. ед. измерения

Т – норма времени на один измеритель работы, нормо-час;

И – измеритель работы, на который дана норма времени;

п – количество монтеров пути, чел.

Используя ТОНВ [2], находим ТНК №92: где норма времени для скреплений типа КБ

Т = 0.605 нормо-час, измеритель работ И = 1 подкладка.

Так как данная работа выполняется при текущем содержании пути необходимо учитывать фактические затраты времени на пропуск поездов, ограждение места производства работ и переходы в рабочей зоне (принимаю коэффициент =1,2).

Тогда по формуле (1) рабочее время, в течение которого будет выполнена данная работа, составит:

Р = = 5,4 час

Рабочее время по одиночной смене 30 подкладок при раздельном скреплении КБ для 4 монтеров пути при текущем содержании пути составит 5,4 часа.

Обязательно при расчете норм выработки по выполнению путевых работ необходимо учитывать фактические затраты времени на пропуск поездов, ограждение места производства работ и переходы в рабочей зоне, так как нормами времени эти затраты времени не учитываются (принимается 10 мин - за 1 час работы или коэффициент =1,15÷1,3).

  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Нормативы в техническом нормировании. Для чего они устанавливаются? Какие требования предъявляются к нормативам?
  2. Что понимают под нормами затрат труда и как они подразделяются?
  3. Что такое норма времени и ее структурный состав?
  4. Норма выработки. Какая зависимость между нормой времени и нормой выработки?

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ (практическая работа №5)

№ варианта

№ ТНК

1

25

96

38

2

30

95

55

3

10

29

48

4

15

12

60

5

35

9

64

6

48

25

61

7

58

71

65

8

60

75

63

9

64

15

12

10

65

35

68

11

63

36

69

12

66

97

36

13

36

125

30

14

37

126

10

15

44

127

15

16

54

128

35

17

38

129

29

18

55

30

66

19

29

10

9

20

61

70

37

21

12

98

44

22

9

99

54

ЛИТЕРАТУРА

  1. Тихомиров В.И. Экономика, организация и планирование путевого хозяйства. М. Транспорт. 1989. стр. 122-128.
  2. Типовые технически обоснованные нормы времени для учета работ по текущему содержанию пути.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

Тема: Расчет численности монтеров пути для выполнения путевых работ

Цель: Научиться определять численности монтеров пути для выполнения путевых работ.

Исходные данные

Определить численность монтеров пути для одиночной смены 18 подкладок при раздельном скреплении КБ за 2.5 часа рабочего времени (работа выполняется при текущем содержании пути).

Решение

Численность рабочих определяется по формуле:

n = ,                                                (1)

где Нвыр – норма выработки (объем выполненной работы), нат. ед. измерения

Т – норма времени на один измеритель работы, нормо-час;

И – измеритель работы, на который дана норма времени;

P – рабочее время, чел.

Используя ТОНВ [2], находим ТНК №92: где норма времени для скреплений типа КБ  Т = 0.605 нормо-час, измеритель работ И = 1 подкладка.

Так как данная работа выполняется при текущем содержании пути необходимо учитывать фактические затраты времени на пропуск поездов, ограждение места производства работ и переходы в рабочей зоне (принимаю коэффициент =1,2).

Тогда по формуле (1) рабочее время, в течение которого будет выполнена данная работа, составит:

n = = 5 чел

5 монтеров пути поменяют 18 подкладок по одиночной смене при раздельном скреплении КБ за 2,5 часа при текущем содержании пути (по ТНК №92 необходимо 2 монтера пути).

Обязательно при расчете норм выработки по выполнению путевых работ необходимо учитывать фактические затраты времени на пропуск поездов, ограждение места производства работ и переходы в рабочей зоне, так как нормами времени эти затраты времени не учитываются (принимается 10 мин - за 1 час работы или коэффициент =1,15÷1,3).

  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Нормативы в техническом нормировании. Для чего они устанавливаются? Какие требования предъявляются к нормативам?
  2. Что понимают под нормами затрат труда и как они подразделяются?
  3. Нормативы численности.
  4. Норма расхода рабочей силы. На каких работах в путевом хозяйстве устанавливаются нормы расхода рабочей силы?
  5. Норма выработки. Какая зависимость между нормой времени и нормой выработки?

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ (практическая работа №6)

№ варианта

№ ТНК

1

55

30

66

2

29

10

9

3

61

70

37

4

12

98

44

5

9

99

54

6

25

96

38

7

30

95

55

8

10

29

48

9

15

12

60

10

35

9

64

11

48

25

61

12

58

71

65

13

60

75

63

14

64

15

12

15

65

35

68

16

63

36

69

17

66

97

36

18

36

125

30

19

37

126

10

20

44

127

15

21

54

128

35

22

38

129

29

ЛИТЕРАТУРА

  1. Тихомиров В.И. Экономика, организация и планирование путевого хозяйства. М. Транспорт. 1989. стр. 122-128.
  2. Типовые технически обоснованные нормы времени для учета работ по текущему содержанию пути.


Практическая работа №7-8

Тема: Расчет заработной платы монтеров пути по текущему содержанию с учетом    премии и доплат

Цель: Научиться рассчитывать заработную плату монтеров пути

Краткие теоретические сведения

Заработная плата монтеров пути определяется по повременно премиальной системе оплаты труда и зависит от разряда монтера пути, то есть от часовой тарифной ставки по разряду, и от фактически отработанного времени, а также премии, доплат и надбавок.

Часовая тарифная ставка для монтеров пути по разрядам будет равна по формуле:

Сn = С1×Кn                                                        (1)

где Кn – тарифный коэффициент n- разряда (от 1 до 5 по тарифной сетке);

С1 – часовая тарифная ставка рабочего первого разряда.

Часовая тарифная ставка рабочего первого разряда оплаты труда, оплачиваемого по первому уровню оплаты труда, определяется путем деления минимальной заработной платы, установленной в регионе (предприятии, корпорации и др.) на среднемесячную норму рабочего времени данного календарного года.

Часовые тарифные ставки рабочих других разрядов оплаты труда определяются умножением часовой тарифной ставки рабочего первого разряда первого уровня оплаты труда на тарифный коэффициент разряда оплаты труда соответствующего уровня оплаты труда.

Разряды оплаты труда рабочих соответствуют разрядам квалификации рабочих, определенным в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Часовую тарифную ставку первого разряда определим по следующей формуле:

С1=,                                                        (2)

где Змин – минимальный размер оплаты труда,

Zср – среднемесячная норма часов по производственному календарю республики Крым.

Тарифная заработная плата определяется произведением тарифной ставки соответствующего разряда на фактически отработанное время за месяц.

Зтариф= Сn× Z                                                        (3)

Заработная плата понтера пути будет определяться как сумма тарифной заработной платы, доплат и надбавок.

Доплаты и надбавки рассчитываются в процентном отношении от тарифной заработной платы.

План выполнения работы

  1. Расчет тарифных ставок монтеров пути 2 – 5 разрядов.
  2. Расчет тарифной заработной платы для монтеров пути.
  3. Расчет размера премии по итогам месяца.
  4. Расчет суммы заработной платы монтеров пути за фактически отработанное время по повременно-премиальной системе оплаты труда с учетом премии и доплат (Расчет выполняется в табличной форме).
  5. Вывод.

Исходные данные

Бригада обслуживает главные пути развернутой длиной 18 км и состоит из 6 человек (1 человек имеет 5 разряд, 1 человек – 4 разряд, 3 человека – 3 разряд и 1 – 2 разряд). В ноябре 20 рабочих дней с продолжительностью 8 часов и 1 рабочий день с продолжительностью 7 часов, так как предпраздничный день (всего 167 часов).

Ход работы

  1. Расчет тарифных ставок монтеров пути 2 – 5 разрядов.

Часовая тарифная ставка определяется по формуле

Сn = С1×Кn,                                                 (1)

где Кn – тарифный коэффициент n- разряда (от 1 до 5 по тарифной сетке);

С1 – часовая тарифная ставка рабочего первого разряда.

Часовую тарифную ставку первого разряда определим по следующей формуле:

С1=,                                                (2)

где Змин – минимальный размер оплаты труда,

Zср – среднемесячная норма часов по производственному календарю республики Крым (на текущий год).

Минимальный размер оплаты труда устанавливается нормативными документами по Республике Крым и составляет на 01.01.2023 года 16 242 руб.

По производственному календарю республики Крым в 2023 году норма рабочего времени за год составляет 1930 часов, среднемесячная норма часов будет равна (1930/12=160,83 час).

 

С1==100,99 руб.

Тогда по формуле (1) часовые тарифные ставки рабочих по разрядам:

С2=100,99×1,62=163,60 руб

С3=100,99×1,92=193,90 руб

С4=100,99×2,18=220,16 руб

С5=100,99×2,40=242,38 руб

  1. Расчет тарифной заработной платы для монтеров пути.

Тарифная заработная плата определяется произведением тарифной ставки соответствующего разряда на фактически отработанное время за месяц.

Зтариф= Сn× Z,                                                        (3)

где Сn – часовая тарифная ставка монтеров пути по разрядам (от 2 разряда до 5), руб.

Z – продолжительность рабочего времени за месяц по производственному календарю, час.

По производственному календарю республики Крым 2023 года норма рабочего времени за месяц (месяц принимается по исходным данным практической работы) в ноябре 2023 года составляет 167 часов.

Тогда по формуле (3) тарифная заработная плата для каждого разряда в данном месяце будет равна:

Зтариф 2=163,60×167=27321,20 руб

Зтариф 3=193,90×167=32381,30 руб

Зтариф 4=220,16×167=36766,72 руб

Зтариф 5=242,38×167=40477,46 руб

  1. Расчет размера премии по итогам месяца

Расчет процента премии для выплаты рабочим произведу следующим образом.

Согласно положению о премировании в дистанции пути, за отличное состояние пути – 70%, хорошее – 50%, удовлетворительное – 20%, неудовлетворительное – 0% выплачивается от тарифной заработной платы.

По проходу путеизмиретельного вагона, например, в сентябре из 18 км главного пути 3 км – отличное состояние пути, 8 км – хорошее, 6 км – удовлетворительное и 1 км – неудовлетворительное.

Тогда расчетный размер премии составит

=40,6%                                        

Доплату за вредные условия труда принимается в размере 24% и рассчитывается от тарифной заработной платы.

  1. Расчет суммы заработной платы монтеров пути за фактически отработанное время по повременно-премиальной системе оплаты труда с учетом премии и доплат

Расчет заработной платы за ноябрь 2023 года для монтеров пути данного околотка (количество монтеров пути принимается по исходным данным практической работы) произведу в табличной форме, с учетом рассчитанной премии по содержанию пути и доплаты за вредные условия труда.

Таблица  – Расчет заработной платы монтеров пути

  1. Вывод.

ЛИТЕРАТУРА

Тихомиров В.И. Экономика, организация и планирование путевого хозяйства. М. Транспорт. 1989. стр. 122-128.

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Количество монтёров пути на околотке, чел

1 разряд

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2 разряд

2

4

2

1

1

2

1

2

1

-

-

1

1

2

1

1

2

1

2

-

1

2

3

1

1

3 разряд

3

4

3

4

3

3

3

4

4

3

4

3

3

2

3

4

3

3

4

4

2

4

2

3

3

4 разряд

2

2

3

3

2

2

3

1

3

2

2

2

2

2

3

3

1

2

2

3

3

2

3

3

4

5 разряд

1

1

2

1

2

2

1

2

1

1

3

9

1

2

1

1

1

2

1

1

1

2

3

1

2

Всего

8

11

10

9

8

9

8

9

9

6

9

9

7

8

8

9

7

8

9

8

7

10

11

8

11

Месяц года

3

4

5

6

7

8

9

10

11

3

4

5

6

7

8

9

10

11

3

4

5

6

7

8

9

Протяженность участка пути, км

12

13

14

15

16

17

18

19

20

12

13

14

15

16

17

18

19

20

12

13

14

15

16

17

18

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ (практическая работа №7-8)

Критерии оценки работы обучающихся на практической работе

(в т. ч. в форме практической подготовки):

1. Критерии оценки выполнения практических заданий.

Оценка «отлично» ставится, если обучающийся выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок.

Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся выполнил требования к оценке "5", но допущены 2-3 недочета.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся выполнил работу не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся выполнил работу не полностью или объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. Оценивание защиты контрольных вопросов.

Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся:

- правильно понимает сущность вопроса, даёт точное определение и истолкование основных понятий;

- строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;

- может установить связь между изучаемым и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин.

Оценка «хорошо» ставится, если:

- ответ обучающийся удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин;

- обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся:

- правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

- допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся:

- не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

- не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

3. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Дополнительные источники:

1.*        Тихомиров В.И. Экономика, организация и планирование путевого хозяйства. М. Транспорт. 1989. стр. 122-128.

2.*        Крейнис З.Л. Экономика путевого хозяйства, УМЦ ЖДТ, 2006 г.

3.*        Петров М.И. Нормирование труда.- М.: Альфа-Пресс, 2008.

4.*        Кулагин Н.Н. “Нормирование труда на железнодорожном транспорте”. - М.: Транспорт, 1986.

5.*        Пикалин Ю.А., Рачек С.В., О.В.Лунина, Пятышина Л.В. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях железнодорожного транспорта. Курс лекций. Уральский государственный университет путей сообщения, 2007.

6.        Путь и путевое хозяйство. Журнал.

7.        Типовые технически обоснованные нормы времени для учета работ по текущему содержанию пути

8.        Железнодорожный транспорт: Форма доступа: http://www.zdt- magazine.ru/redact/redak.htm

9.        Сайт Министерства транспорта РФ www.mintrans.ru

10.        Транспорт России: еженедельная газета: Форма доступа http://www.transportrussia.ru

11.        Сайт ОАО «РЖД» www.rzd.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий

В документе рассмотрены:Общие положенияПланирование лабораторных работ и практических занятий Организация и проведение лабораторных работ и практических занятийОформление лабораторных работ и пра...

Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Планирование и организация внеаудиторной самостоятельной работы студунтов...

Методические указания для выполнения для выполнения лабораторно-практических работ МДК. 02.01 Технология подготовки сырья и приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста

Методические указания для выполнения для выполнения лабораторно-практических работ  по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер» разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы профессионал...

Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических и семинарских занятий, лабораторных работ.

В процессе лабораторной работы или практического занятия как видов учебных занятий  студенты выполняют одну или несколько лабораторных или практических работ (заданий) под руководством преподават...

Методические указания по планированию, организации и проведению практических занятий по учебной дисциплине ОП.07, ОП.09, ОП.10 ОХРАНА ТРУДА для СПО (редакция от 09.06.2021)

Методические указания по планированию, организации и проведению практических занятий по учебной дисциплине общепрофессионального цикла «Охрана труда» (далее – Методические указ...