Положение о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий
материал по теме

Юдина Татьяна Владиславовна

В документе рассмотрены:

  • Общие положения
  • Планирование лабораторных работ и практических занятий

  •  

    Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий

    Оформление лабораторных работ и практических занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_polozhenie.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                                      П О Л О Ж Е Н И Е

                о планировании, организации и проведении

                лабораторных работ и практических  занятий.

1. Общие положения

1.1. В соответствии с Типовым положением об образователь ном учреждении среднего профессионального образования (сред нем специальном учебном заведении), утвержденным постанов лением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 543, к основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные работы и практические заня тия. Направленные на экспериментальное подтверждение теоре тических положений и формирование учебных и профессиональ ных практических умений, они составляют важную часть теоре тической и профессиональной практической подготовки.

1.2.  В процессе лабораторной работы или практического за нятия как видов учебных занятий студенты выполняют одну или несколько лабораторных работ (заданий), одну или несколько практических работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

1.3.  Выполнение студентами лабораторных работ и практи ческих занятий направлено на:

  1. обобщение, систематизацию, углубление, закрепление по лученных теоретических знаний по конкретным темам дисцип лин математического и общего естественнонаучного, общепро фессионального и специального циклов;
  2. формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практичес кой деятельности;
  3. развитие интеллектуальных умений у будущих специалис тов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
  4. выработку при решении поставленных задач таких про фессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответ ственность, точность, творческая инициатива.

1.4.  Дисциплины, по которым планируются лабораторные работы и практические занятия, и их объемы определяются при мерными и рабочими учебными планами.

1.5.  При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа согласно Государственным требовани ям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее - Государственные требования) может делиться на под группы численностью не менее 8 человек.

2. Планирование лабораторных работ и практических занятий

2.1.  При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить из того, что ла бораторные работы и практические занятия имеют разные веду щие дидактические цели.

2.1.1.  Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка суще ственных теоретических положений (законов, зависимостей), и поэтому преимущественное место они занимают при изучении дисциплин математического и общего естественнонаучного, об щепрофессионального циклов, менее характерны для дисциплин специального цикла.

2.1.2.  Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональ ных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных (решать задачи по математике, физике, химии, информатике и др.), необходимых в последующей учебной деятельности по об щепрофессиональным и специальным дисциплинам; практичес кие занятия занимают преимущественное место при изучении об щепрофессиональных и специальных дисциплин.

Состав и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию Государственных требований.

2.2.  В соответствии с ведущей дидактической целью содер жанием лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экс периментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др.

2.2.1.  При выборе содержания и объема лабораторных ра бот следует исходить из сложности учебного материала для ус воения, из внутрипредметных и межпредметных связей, из зна чимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ, и их значимости для формирования целостного представления о со держании учебной дисциплины.

2.2.2.  При планировании лабораторных работ следует учи тывать, что наряду с ведущей дидактической целью - подтверж дением теоретических положений - в ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки обра щения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследо вательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, ус танавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самосто ятельно вести исследование, оформлять результаты).

2.3. В соответствии с ведущей дидактической целью содер жанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производствен ных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измери тельными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой тех нической и специальной документации и др.

2.3.1. При разработке содержания практических занятий сле дует учитывать, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подго товку к которым ориентирована данная дисциплина, а в сово купности по всем учебным дисциплинам - охватывали всю про фессиональную деятельность, к которой готовится специалист.

2.3.2.  На практических занятиях студенты овладевают пер воначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в про цессе курсового проектирования и технологической и преддип ломной производственной (профессиональной) практики.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе прак тических занятий обобщаются, систематизируются, углубляют ся и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

2.4.  Содержание лабораторных работ и практических заня тий фиксируется в примерных и рабочих учебных программах дисциплин в разделе «Содержание учебной дисциплины».

2.5.  Состав заданий для лабораторной работы или практи ческого занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно боль шинством студентов. Количество часов, отводимых на лабора торные работы и практические занятия, фиксируется в темати ческих планах примерных и рабочих учебных программ.

2.6.  Перечень лабораторных работ и практических занятий в рабочих программах дисциплины, а также количество часов на их проведение могут отличаться от рекомендованных при мерной программой, но при этом должны формировать уровень подготовки выпускника, определенный Государственными тре бованиями по соответствующей специальности, а также допол нительными требованиями к уровню подготовки студента, уста новленными самими образовательными учреждениями.

3. Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий

3.1.  Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводится в специально оборудованных учебных лаборатори ях. Продолжительность - не менее 2-х академических часов. Не обходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются ин структаж, проводимый преподавателем, а также организация об суждения итогов выполнения лабораторной работы.

3.2.  Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях . Продолжительность занятия - не менее 2-х академических часов. Необходимыми структурными элемента ми практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавате лем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.

3.3.  Выполнению лабораторных работ и практических заня тий предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.

3.4.  По каждой лабораторной работе и практическому заня тию образовательным учреждением должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.

3.5. Лабораторные работы и практические занятия могут но сить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый харак тер.

  1. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инст рукциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материа лы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
  2. Работы, носящие частично-поисковый характер, отличают ся тем, что при их проведении студенты не пользуются подроб ными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходи мых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбо ра оборудования, выбора способов выполнения работы в инст руктивной и справочной литературе и др.
  3. Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опира ясь на имеющиеся у них теоретические знания.

При планировании лабораторных работ и практических за нятий необходимо находить оптимальное соотношение репро дуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обес печить высокий уровень интеллектуальной деятельности.

3.6.  Формы организации студентов на лабораторных рабо тах и практических занятиях: фронтальная, групповая и индиви дуальная.

  1. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.
  2. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек.
  3. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

3.7. Для повышения эффективности проведения лаборатор ных работ и практических занятий рекомендуется:

  1. разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопро вождающихся методическими указаниями, применительно к кон кретным специальностям;
  2. разработка заданий для автоматизированного тестового кон троля за подготовленностью студентов к лабораторным рабо там или практическим занятиям;
  3. подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответ ствующими установками для студентов;
  4. использование в практике преподавания поисковых лабора торных работ, построенных на проблемной основе;
  5. применение коллективных и групповых форм работы, мак симальное использование индивидуальных форм с целью повы шения ответственности каждого студента за самостоятельное вы полнение полного объема работ;
  6. проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, свя занных с выбором студентами условий выполнения работы, кон кретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого обо рудования;
  7. эффективное использование времени, отводимого на лабо раторные работы и практические занятия, подбором дополни тельных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе.

4. Оформление лабораторных работ и практических

занятий

4.1.  Структура оформления лабораторных работ и практи ческих занятий по дисциплине определяется предметными (цик ловыми) комиссиями.

4.2.  Оценки за выполнение лабораторных работ и практи ческих занятий могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели текущей успевае мости студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Планирование и организация внеаудиторной самостоятельной работы студунтов...

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке розыска и профилактической работе с несовершеннолетними обучающимися, самовольно ушедшими из общежития

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке розыска и профилактической работе с несовершеннолетними обучающимися, самовольно ушедшими из общежития...

Положение о порядке организации и проведения Олимпиады по специальности 38,02,07 Банковскому делу

Настоящее Положение        определяет порядок организации и проведение Олимпиады студентов по  банковскому делу, функции ее организаторов, а также правила определени...

Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических и семинарских занятий, лабораторных работ.

В процессе лабораторной работы или практического занятия как видов учебных занятий  студенты выполняют одну или несколько лабораторных или практических работ (заданий) под руководством преподават...

Методика планирования, организации и проведения лабораторных и практических занятий. Учебно-методическое пособие.

В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика планирования, организации и проведения лабораторных и практических занятий. Существенное внимание уделено вопросам дидактики...

Методические указания по планированию, организации и проведению практических занятий по учебной дисциплине ОП.07, ОП.09, ОП.10 ОХРАНА ТРУДА для СПО (редакция от 09.06.2021)

Методические указания по планированию, организации и проведению практических занятий по учебной дисциплине общепрофессионального цикла «Охрана труда» (далее – Методические указ...