Учет операций по расчетному счету
методическая разработка
Основные вопросы:
1.Порядок открытия расчетного счета
2. Документы по расчетному счету. Формы безналичных расчетов.
3. Основные бухгалтерские проводки
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 684.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПМ 1. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
ТЕМА: « УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА РАСЧЕТНОМ СЧЕТЕ И БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РУБЛЯХ»
Основные вопросы:
#1055;орядок открытия расчетного счета
2. Документы по расчетному счету. Формы безналичных расчетов.
3. Основные бухгалтерские проводки
- Порядок открытия расчетного счета
Денежные средства как собственные, так и заемные, за исключением переходящих остатков денег в кассе, организации обязаны хранить на счетах в банке. Подавляющее большинство поступлений причитающихся платежей и оплату расходов организация осуществляет безналичным путем через счета в банке. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций. Посредником в этих расчетах является банк.
Банк – это учреждение, созданное для привлечения денежных средств предприятий и размещения их на условиях возвратности, платности и срочности.
Банковская система состоит из системы Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банков.
Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям.
К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п. Их учитывают на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 45 «Товары отгруженные» и др.
К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п. Их учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчеты разделяют на иногородние и одногородние (местные).
Иногородними называют расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, находящимися в разных населенных пунктах, а одногородними – расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, находящимися в одном населенном пункте.
Предприятия могут открывать в банках расчетные и текущие счета.
Расчетный счет является основным счетом предприятия, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня.
Текущие счета открываются во всех случаях, когда происходит обособление каких-либо операций. К текущим счетам относятся: валютные, ссудные, счета по операциям со средствами целевого назначения, счета, обусловленные особенностями расчетов, и т.п.
Корреспондентский счет – счет, на котором отражаются расчеты, произведенные банком по поручению и за счет другого банка на основе заключенного корреспондентского договора.
Предприятие вправе открыть расчетный счет в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
При выявлении фактов открытия счетов без уведомления налогового органа на руководителей предприятия и банков налагаются административные штрафы в размере 100 минимальных размеров месячных оплат труда. При повторных нарушениях порядка открытия счетов может быть принято решение о ликвидации банка и предприятия и взыскании полученных ими доходов в пользу государства.
Налогоплательщики обязаны ежеквартально представлять в налоговые органы информацию обо всех открытых ими счетах как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.
Для открытия расчетного счета предприятие представляет в банк следующие документы (Инструкция Банка России от N 153-И (ред. от ) "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов")
заявление на открытие счета;
документ о законности образования предприятия (решение учредителей о создании предприятия, заверенное нотариально);
копии устава и учредительного договора, заверенные нотариально;
временное свидетельство о регистрации с последующей заменой на постоянное;
справку налоговой инспекции о постановке на налоговый учет;
справки социальных фондов о постановке на учет;
карточку с образцами подписи и оттиском печати (два экземпляра).
Счет открывается по разрешению управляющего банком. При открытии расчетного счета главный бухгалтер банка на подлинном экземпляре устава делает отметку об открытии расчетного счета с указанием его номера и заверяет гербовой печатью.
Все документы хранятся в деле по оформлению счета, один экземпляр карточки с образцами подписей и оттиском печати хранится в специальной картотеке у ответственного исполнителя (контролера).
В случае реорганизации предприятия в результате слияния, присоединения, разделения, выделения для переоформления расчетного счета представляются все документы заново.
При изменении названия предприятия или подчиненности в банк передаются заявление об открытии счета, копия решения об изменении, новая карточка с подписями и оттиском печати. На основании этих документов производится переоформление счета.
При изменении характера деятельности в банк предоставляется копия нового устава предприятия.
Между банком и предприятием заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором, как правило, оговариваются: стоимость открытия расчетного счета;стоимость услуг по расчетно-кассовому обслуживанию; стоимость наличного обращения; проценты, выплачиваемые банком клиенту за средства на счетах.
2. Документы по расчетному счету
Прием и выдача денег с расчетного счета или безналичные расчеты производятся банком на основании документов, утвержденных им же. Наиболее распространенными среди них являются: объявление на взнос наличными, денежный чек, платежное поручение, расчетный чек, платежное требование, аккредитив, вексель (Положение Банка России от 29 июня 2021 г. N 762-П"О правилах осуществления перевода денежных средств" )
Для получения наличных денег необходимо в банке получить чековую книжку, для чего оформляется заявление установленной формы.
Работники банка проверяют правильность заполнения заявления, соответствие оттиска печати и подписей, проставляют на чеках реквизиты (наименование владельца, номер расчетного счета), записывают номера чеков в карточку с образцами подписей данного клиента. Чековая книжка выдается из кассы банка под расписку на заявлении. Если чековая книжка не получена в течение 30 дней, то она аннулируется.
По денежному чеку деньги выплачиваются тому лицу, которое указано в чеке. Не положено деньги по чеку получать главному бухгалтеру, но если другого работника нет, то это должно быть подтверждено соответствующей надписью владельца счета в карточке.
Безналичные расчеты производятся при соблюдении следующих условий:
- банк хранит денежные средства предприятий на счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договорами;
- средства со счетов предприятий списываются по распоряжению владельца счетов;
- без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом;
- при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом;
При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности (Гражданский кодекс, ст. 855):
в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями). В настоящее время в России для безналичных расчетов используются формы безналичных расчетов (Гражданский кодекс, глава 46 «Расчеты», ФЗ № 161 от «О национальной платежной системе», Положение Банка России от 29 июня 2021 г. N 762-П"О правилах осуществления перевода денежных средств:
а) расчеты платежными поручениями;
б) расчеты по аккредитиву;
в) расчеты чеками;
г) расчеты по инкассо (инкассовые поручения);
д) Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) или расчеты платежными требованиями
е) расчетов в форме перевода электронных денежных средств
Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматриваются сторонами в установленном порядке без участия банковских учреждений.
В случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных законом.
Ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.
Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать:
наименование расчетного документа;
номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
номер и наименование банка плательщика;
наименование плательщика, номер его счета в банке и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). ИНН указывается перед наименованием плательщика;
наименование получателя средств, номер его счета в банке, идентификационный номер налогоплательщика. Наименование банка-получателя (в чеке не указывается), номер банка-получателя средств;
назначение платежа (в чеке не указывается);
сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;
подписи предприятия на первом экземпляре расчетного документа независимо от способа его изготовления, на первом экземпляре документа проставляется также оттиск печати.
Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии подписей, учиненных должностными лицами, имеющими право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке.
Расчетные документы по операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.
Расчетные документы по операциям, осуществляемым предпринимателем без образования юридического лица, принимаются к исполнению при наличии на них одной подписи, указанной в карточке, с образцом подписи, без оттиска печати.
Расчетные документы принимаются к исполнению независимо от их суммы.
Платежные поручения, платежные требования выписываются, как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку или путем размножения подлинников в количестве экземпляров, необходимом для всех участвующих в расчетах сторон.
Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками.
Расчетные документы действительны в течение 10 дней, не считая дня их выписки.
и подчистки в расчетных документах не допускаются.
Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа (документа, переданного по телефаксу), если иное не оговорено указаниями Центрального банка России.
Платежное поручение
Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение плательщика обслуживающему его учреждению банка о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого предприятия в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка. Форма платежного поручения едина для всех видов перечислений.
Платежными поручениями оплачиваются товары, работы и услуги; перечисляются налоги и отчисления; удержания из заработной платы работников предприятия физическим и юридическим лицам; заработная плата работников через отделения Сбербанка; переводы через предприятия связи.
Поручения принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета.
По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными.
Срочный платеж совершается в следующих вариантах:
авансовый платеж, т. е. до отгрузки товаров;
после отгрузки товара, т. е. путем прямого акцепта товара;
частичные платежи при крупных сделках.
Досрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.
Порядок расчета платежными поручениями показан на схеме.
После получения продукции (1), покупатель выписывает платежное поручение (2) своему обслуживающему банку. Тот перечисляет деньги (3) с расчетного счета (Р/с) покупателя на расчетный счет поставщика. Банк поставщика, зачислив деньги на расчетный счет своего клиента, делает ему выписку (4). Затем он извещает банк покупателя (5), который делает соответствующую выписку своему клиенту (6).
Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки. Предприятие-плательщик выписывает четыре экземпляра платежного поручения на бланке унифицированной формы, по одному для каждого участника сделки. На одном экземпляре ставится оригинальная печать предприятия, а также этот экземпляр подписывается первой и второй подписями. Данный экземпляр является общим основанием для списания средств в банке и остается в банковской документации. Второй экземпляр поручения возвращается к плательщику с отметкой банка о принятии поручения к исполнению. Третий и четвертый экземпляры поступают в банк продавца. На основании третьего экземпляра производится зачисление средств на счет получателя. Последний экземпляр прилагается к выписке со счета получателя в качестве подтверждения совершения операции по зачислению средств.
Аккредитивная форма
Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.
Аккредитив - это поручение отделения банка покупателя отделению банка поставщика об открытии специального аккредитивного счета для немедленной оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении и в пределах указанной в заявлении суммы. Каждый аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком и выставляется на срок, указанный в договоре, который может быть продлен по согласию поставщика и покупателя.
Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной сумме аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приемо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара. Реестры счетов должны сдаваться поставщиком в обслуживающее его учреждение банка, как правило, на следующий день после отгрузки (отпуска).
Для учета денежных средств, находящихся в аккредитивах, открывают к счету 55 отдельный субсчет 55-1 "Аккредитивы".
Существуют такие виды аккредитивов:
покрытые;
непокрытые.
Покрытый (Депонированный) аккредитив
Аккредитив является покрытым, если денежные средства списываются с расчетного счета покупателя и депонируются банком для последующих платежей поставщику (подрядчику).
Распоряжаться денежными средствами, находящимися в покрытых аккредитивах, покупатель не может.
При перечислении средств на покрытый аккредитив составляется проводка:
Дебет 55-1 Кредит 51 (52)-- переведены денежные средства с расчетного (валютного) счета на аккредитив.
Когда средства покрытого аккредитива будут перечислены поставщику (подрядчику), то делают запись: Дебет 60 (76) Кредит 55-1- отражено перечисление средств на счет поставщика.
Расходы по оплате услуг банка за обслуживание аккредитива могут списываться на увеличение стоимости приобретаемых материальных ценностей (на счета 08, 10, 41 и т.д.), только если расчеты с поставщиком осуществляются с использованием этого аккредитива.
В противном случае такие расходы учитываются в составе операционных расходов (субсчет 91-2).
Пример
АО "Актив" заключило договор на поставку оборудования. В соответствии с договором стоимость оборудования составляет 100 000 руб. Для расчетов с поставщиком "Актив" открыл в банке покрытый аккредитив.
Договором поставки оборудования установлено, что:
платежи по контракту производятся с покрытого аккредитива;
расчеты производятся после предъявления в банк транспортных документов на перевозку оборудования и счета поставщика.
Банк удержал с расчетного счета АО "Актив" плату за обслуживание аккредитива в размере 0,1% от его суммы.
Бухгалтер "Актива" должен сделать проводки:
Дебет 55-1 Кредит 51- 100 000 руб. - перечислены денежные средства на покрытый аккредитив;
Дебет 08-4 Кредит 60- 100 000 руб. - принято к учету оборудование;
Дебет 60 Кредит 55-1- 100 000 руб. - отражено перечисление денежных средств поставщику;
Дебет 08-4 Кредит 51- 100 руб. (100 000 руб. x 0,1%) - учтена плата за обслуживание аккредитива.
Если покрытый аккредитив не использован, возвращение средств на расчетный или валютный счет отразите проводкой:
Дебет 51 (52) Кредит 55-1- неиспользованные средства возвращены банком на расчетный (валютный) счет.
1 — предоставление в банк аккредитива по установленной форме;
2 — списание средств со счета покупателя и перечисление в исполняющий банк для платежей по аккредитиву;
3 — уведомление продавца об открытии аккредитива;
4 — отгрузка продукции, выполнение работ, оказание услуг;
5 — предоставление в обслуживающий банк документов, свидетельствующих об отгрузке в соответствии с условиями аккредитива;
6 — контроль исполняющего банка за соблюдением условий контракта и зачисление средств на счет продавца;
7 — уведомление банка-эмитента об использовании аккредитива вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке;
8 — уведомление покупателя об использовании аккредитива вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке
Непокрытый аккредитив
Аккредитив является непокрытым (гарантированным), если банк поставщика списывает денежные средства с корреспондентского счета банка покупателя в пределах суммы, на которую открыт аккредитив.
Средства самого покупателя остаются в обороте до момента списания денег с корреспондентского счета обслуживающего его банка.
Сумма, на которую открыт непокрытый аккредитив, на счете 55 не отражается. Для ее учета предназначен забалансовый счет 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные".
При открытии непокрытого аккредитива :
Дебет 009 -- открыт непокрытый аккредитив.
Использование непокрытого аккредитива отразите записями:
Кредит 009- израсходованы средства аккредитива;
Дебет 60 (76) Кредит 51 (52)- произведены расчеты с поставщиком.
Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов следующая:
1 — предоставление аккредитива по установленной форме;
2 — сообщение об открытии гарантированного аккредитива;
3 — отражение открытия аккредитива в исполняющем банке;
4 — уведомление продавца об открытии аккредитива;
5 — отгрузка продукции, выполнение работ, услуг;
6 — предоставление в обслуживающий банк документов, свидетельствующих об отгрузке в соответствии с условиями аккредитива;
7 — контроль исполняющего банка за соблюдением условий контракта, списание средств с корреспондентского счета банка-эмитента и зачисление средств на счет продавца;
8 — уведомление банка-эмитента об использовании аккредитива вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке;
9 — списание денежных средств со счета покупателя;
10 — уведомление покупателя о списании денежных средств вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке
К недостаткам аккредитивной формы расчетов следует отнести замораживание средств покупателей на период действия аккредитива до его фактического использования, а также возможность задержки отгрузки продукции поставщиком до поступления аккредитива. Вместе с тем она гарантирует немедленную оплату счетов поставщиков и способствует соблюдению расчетно-платежной дисциплины.
Расчетный чек
Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчетов в последние годы все шире используется при одногородних расчетах (особенно для расчетов с транспортными организациями).
Различают чеки из лимитированных и нелимитированных чековых книжек. Лимитированные чековые книжки выдаются для расчетов только с одним поставщиком или подрядчиком. Сумма лимита и срок действия книжки должны быть ограничены.
При поступлении товаров (оказании услуг) плательщик выписывает чек из книжки и передает его представителю поставщика или подрядчика, который становится чекодержателем. Чекодержатель представляет выписанный чек в свое учреждение банка, как правило, на следующий день со дня выписки для зачисления денег на его расчетный счет.
Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки» и запивается проводкой :
Дебет 55-2 Кредит 51 «Расчетные счета» , 66 «Краткосрочные ссуды банка»,67 «Долгосрочные ссуды банка»
По мере оплаты задолженности чеками их списывают:
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кт 55-2
Покупатель подает в свой обслуживающий банк платежное поручение о депонировании (резервировании) определенной суммы на депозитном счете (1) и одновременно предоставляет заявление о выдаче ему лимитированной чековой книжки (2). На основании этих документов банк покупателя открывает своему клиенту депозит (3).После открытия депозита банк выдает чековую книжку (4). После отгрузки продукции или оказания услуги поставщиком (5) покупатель оплачивает их чеком (6). Поставщик в срок не позднее 10-ти дней с момента получения чека предоставляет его вместе с реестром в свой обслуживающий банк (7). Эта операция считается предъявлением чека к оплате. Тот, в свою очередь, пересылает чек с реестром в банк покупателя (8). Банк покупателя перечисляет деньги (9).После этого делаются выписки банков своим клиентам (10) и (11).В соответствии с нормативными актами чекодатель не вправе отозвать выданный чек до истечения срока для его предъявления к оплате.
Схема расчетов чеками
Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование)или платежными требованиями
Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.
Акцепт в расчетах означает согласие плательщика на оплату.
При предварительном акцепте банк производит списание средств со счета плательщика, если он не заявит в установленный срок (в течении 5 рабочих дней) отказ от акцепта.
Требование предъявляется в банк при иногородних расчетах в трех экземплярах, при одногородних - в четырех экземплярах.
Плательщик имеет право отказаться от акцепта счета в полной сумме в случаях отгрузки поставщиком продукции незаказанной, недоброкачественной, нестандартной, некомплектной, досрочной поставки товаров или досрочного оказания услуг и др. Частичный отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок, допущении арифметических ошибок в требовании или в товарно-транспортном документе, поступлении части незаказанной, недоброкачественной, нестандартной продукции и др.
За необоснованный отказ от акцепта по решению арбитражного суда покупатель может нести материальную ответственность.
В случае акцепта платежного требованияотделение банка покупателя извещает отделение банка поставщика об оплате покупателем расчетного документа. Сумма платежа зачисляется отделением банка поставщика на расчетный или другой счет поставщика.
Достоинством акцептной формы расчетов платежными требованиями является то, что она позволяет плательщику контролировать соблюдение поставщиком условий, предусмотренных договорами. Ее недостаток заключается в сравнительно медленном поступлении средств на счет поставщика (5 дней на акцепт и двойной срок почтового пробега).
Расчеты платежными требованиями могут осуществляться и без их акцепта (инкассо). Например, со счетов плательщика без акцепта оплачиваются требования за газ, воду, электрическую и тепловую энергию, канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные и некоторые другие услуги.
Схема расчетов платежными требованиями приведена ниже:
После отгрузки продукции (1), поставщик выставляет в свой обслуживающий банк платежное требование с товаросопроводительными документами на инкассо (на востребование платежа) - (2). Банк поставщика пересылает их в банк покупателя (3) для получения акцепта (согласия на оплату) покупателя и взыскания платежа. Банк покупателя передает документы своему клиенту (4). В случае акцепта (5) банк покупателя перечисляет деньги (6). На принятие решения об акцепте покупателю отводится не менее 5-ти дней. После перечисления денег делаются соответствующие выписки (7) и (8). Для безакцептных платежных требований и инкассовых поручений, исполнение которых не требует согласия покупателей, схема расчетов упрощается за счет исключения операций (4) и (5).
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее - исполняющий банк).Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных поручений , оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
Инкассовые поручения применяются:
1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
2) для взыскания по исполнительным документам;
3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Основными документами по поступлению наличных денег на расчетные счета являются: объявление на взнос наличными ( поступление на расчетный счет наличных денег) , денежный чек ( выбытие с расчетного счета наличных денег).
Объявление на взнос наличными выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет. Объявление состоит из трех частей. Верхняя часть остается в банке, средняя часть (квитанция) передается кассиру. Нижняя часть объявления (ордер) тоже возвращается кассиру, но только после проведения банком соответствующей операции и вместе с банковской выпиской.
На каждой из трех частей проставляются: дата, от кого приняты деньги, банк получателя и получатель, назначение взноса. В правом верхнем углу первой и второй части проставляют номер расчетного счета и сумму цифрами. Та же сумма записывается прописью в следующем порядке. Начинать запись надо вплотную к началу отведенного для нее места с заглавной буквы. Оставшиеся на поле места следует прочеркнуть горизонтальной линией.
Третья часть заполняется несколько иначе. В ордере нужно указать код банка-получателя и сумму по кредиту (на расчетном счете эта сумма пройдет по дебету, а в банке – по кредиту).
Предприятие периодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.
Денежный чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя плательщику произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Он состоит из двух частей: отрывного листа и корешка чека.
На отрывном листе указывают цель получения денежных средств, сумму, которая снимается с расчетного счета, а также паспортные данные лица, получающего деньги.
Денежные средства, полученные по чеку, должны расходоваться только на те цели, которые в нем указаны. Однако ответственность за нецелевое использование денежных средств законодательством не установлена.
Отрывной лист денежного чека передается сотруднику банка, который выдает наличные деньги. Корешок остается в чековой книжке и должен храниться в организации 5 лет.
Чек действителен в течение 10 дней с даты его составления. Если этот срок истек, банк чек не примет.
Наличные деньги, полученные по чеку, должны быть оприходованы в кассе организации. Для этого следует оформить приходный кассовый ордер.
На основании ордера сделайте запись:
дебет 50 кредит 51- поступили наличные деньги с расчетного счета в кассу организации.
Вот образец чека:
Рис. Денежный чек
Выписка из расчетного счета – второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) – по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета. А списания – по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятиями.
Финансовые операции предприятия, оформленные платежными и иными расчетно-платежными банковскими документами, в выписке кодируются, т. е. получают установленный для данной операции код (цифровой шифр):
Условные цифровые обозначения документов | Наименование документов, по которым отражены операции |
1 | 2 |
01 | Списано, зачислено по платежному поручению, по поручению банка |
02 | Оплачено, зачислено по платежному требованию |
03 | Оплачен наличными денежный чек, выдано по расходному кассовому ордеру |
04 | Поступило наличными по объявлению на взнос наличными, приходному кассовому ордеру, препроводительной ведомости к сумке 0402300 |
06 | Оплачено, зачислено по инкассовому поручению |
07 | Оплачено, поступило по расчетному чеку |
08 | Открытие аккредитива, зачисление сумм неиспользованного, аннулированного аккредитива |
09 | Списано, зачислено по мемориальному ордеру, а также по первичным учетным документам с реквизитами счетов по дебету и кредиту |
12 | Зачислено на основании авизо |
16 | Списано, зачислено по платежному ордеру |
17 | Списано, зачислено по банковскому ордеру |
18 | Списано, зачислено по ордеру по передаче ценностей |
Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «погашено». Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» , субсчет «Расчеты по претензиям», а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.
На полях проверенной выписки против суммы операций и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 «Расчетный счет», а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.
Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим сметам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листках-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам.
Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия предприятия ведет на активном, основном, инвентарном счете 51 «Расчетный счет». В бухгалтерском балансе остаток отражается во втором разделе, по статье «Денежные средства». Сальдо по счету показывает наличие денежных средств на начало и конец отчетного периода. Оборот по дебету-приход, оборот по кредиту расход.
Для отражения оборотов по кредиту счета 51 служит журнал-ордер № 2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью № 2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.
Суммы с одноименными корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами.
Обязательное условие для заполнения регистров – использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена (за один, два, три, пять дней). Количество занятых строк журнала-ордера № 2 и ведомости № 2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале-ордере № 2, так и в ведомости № 2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей.
Основные бухгалтерские проводки:
Дт 51 Кт 50 -Внесены на расчетный счет наличные денежные средства из кассы организации
Дт 51 Кт 51- Переведены денежные средства с одного расчетного счета на другой
Дт 51 Кт 55 - Денежные средства перечислены со специального счета в банке на расчетный счет
Дт 51 Кт 57- Денежные средства, находившиеся в пути, зачислены на расчетный счет
Дт 51 Кт 58-3 - Денежные средства, ранее выданные по договору займа другой организации, возвращены на расчетный счет
Дт 51 Кт 60-Поставщик вернул на расчетный счет излишне уплаченные ему денежные средства
Дт51 Кт 60 -Поставщик вернул на расчетный счет ранее полученный аванс
Дт51 Кт 62-Денежные средства, поступившие от покупателя, зачислены на расчетный счет
Дт51 Кт 62-Покупатель перечислил на расчетный счет аванс под предстоящую поставку готовой продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг
Дт51 Кт 66-Денежные средства, полученные по договору краткосрочного кредита (займа), поступили на расчетный счет
Дт 51 Кт67 -Денежные средства, полученные по договору долгосрочного кредита (займа), поступили на расчетный счет
Дт51 Кт 68-Суммы налогов или сборов, излишне уплаченные в бюджет, возвращены на расчетный
Дт51 Кт 69 Возвращена на расчетный счет излишне уплаченная сумма единого социального налога счет излишне уплаченная сумма страховых взносов
Дт51 Кт 71-Неиспользованные денежные средства, ранее выданные под отчет, возвращены на расчетный счет
Дт51Кт73-1-Денежные средства, предоставленные ранее сотруднику в виде займа, возвращены на расчетный счет
Дт51 Кт 73-2-Денежные средства, поступившие от сотрудника в возмещение материального ущерба, зачислены на расчетный счет
Дт51 Кт 75-1-Поступили на расчетный счет денежные средства в качестве вклада в уставный капитал
Дт51 Кт 76-1-Страховое возмещение, полученное от страховой организации, зачислено на расчетный счет
Дт51 Кт 76-2-Зачислены на расчетный счет денежные средства по признанной (присужденной) претензии Дт 51 Кт76-3-Зачислены на расчетный счет денежные средства в счет причитающихся организации дивидендов (доходов) от участия в других организациях или по договору о совместной деятельности
Дт51Кт79-2-Зачислены на расчетный счет головного отделения организации денежные средства, поступившие от филиала, выделенного на отдельный баланс (в учете головного отделения организации)
Дт51 Кт 79-3-Получены на расчетный счет денежные средства в счет причитающейся прибыли по договору доверительного управления (в учете учредителя управления)
Дт51 Кт 80-Поступили на расчетный счет денежные средства, внесенные в качестве вклада по договору о совместной деятельности (на отдельном балансе совместной деятельности)
Дт5 1Кт 86-Поступили на расчетный счет средства целевого финансирования
Дт51 Кт90-1-Поступили на расчетный счет денежные средства за проданную продукцию (товары, работы, услуги)
Дт51 Кт 91-1-Средства от продажи прочего имущества, а также операционные (внереализационные) доходы, поступившие на расчетный счет, отражены в составе прочих доходов
Дт51 Кт98-1-Получены доходы будущих периодов безналичными денежными средствами
Дт51Кт98-2-Оприходованы безналичные денежные средства, полученные безвозмездно
Дт51 Кт 99-Поступили на расчетный счет безналичные денежные средства в результате чрезвычайных событий
Дт50 Кт51-Денежные средства, снятые с расчетного счета, оприходованы в кассу
Дт52 Кт51-Купленная иностранная валюта зачислена на валютный счет
Дт55 Кт51-Перечислены денежные средства с расчетного счета на специальный счет в банке
Дт57 Кт51-Направлены денежные средства с расчетного счета на покупку иностранной валюты
Дт58-1 Кт51-Оплачена с расчетного счета стоимость приобретенных акций
Дт58-2Кт51-Оплачена с расчетного счета стоимость приобретенных долговых ценных бумаг
Дт58-3 Кт51-Перечислены денежные средства с расчетного счета по договору займа
Дт58-4 Кт51-Внесен вклад по договору простого товарищества безналичными денежными средствами
Дт 60 Кт 51-Погашена задолженность перед поставщиком (подрядчиком) безналичными денежными средствами и выдан аванс
Дт62 Кт51-Возвращены с расчетного счета излишне уплаченные покупателем денежные средства и аванс
Дт66,67 Кт51-Списаны с расчетного счета денежные средства в погашение краткосрочного и долгосрочного кредита (займа) и процентов по ним
Дт68Кт51-Уплачены с расчетного счета налоги и сборы в бюджет
Дт69 Кт51- Уплачен с расчетного счета единый социальный
Дт70 Кт51-Перечислена с расчетного счета заработная плата (дивиденды)
Дт71Кт51-Выданы под отчет денежные средства с расчетного счета
Дт73-1 Кт51-Безналичные денежные средства предоставлены работнику в виде займа
Дт75-2 Кт51-Безналичные денежные средства направлены на выплату дивидендов (доходов) учредителю (участнику) организации
Дт76-4 Кт51-Депонированная заработная плата выплачена работникам с расчетного счета
Дт 79-2 Кт51-Перечислены с расчетного счета денежные средства филиалу, выделенному на отдельный баланс (в учете головного отделения организации) организации (в учете филиала) прибыли по договору
Дт81 Кт51-Оплачены с расчетного счета собственные акции, выкупленные у акционеров
Для справки
Расчётный счёт
Расчётный счёт (теку́щий счёт, счёт до востребования) — счёт, используемый банком или иным расчётным учреждением для учёта денежных операций клиентов. Текущее состояние расчётного счёта, как правило, соответствует сумме денежных средств, принадлежащих клиенту.
Обычно эти счета не используют с целью получения дохода (процентов) или с целью сбережений. Основная цель использования расчётного счёта — надёжный и быстрый доступ к средствам по первому требованию через разнообразные каналы передачи распоряжений. Зачастую на остатки не начисляются проценты или начисляются в минимальном размере. При этом клиент может вносить или забирать любое количество средств в любое время. Поскольку деньги доступны по требованию, эти счета иногда называют счетами до востребования или текущими счетами.
В одном банке может быть открыто несколько расчётных счетов для одного клиента, различающихся валютой счёта и целевым назначением денежных средств, аккумулируемых на них.
В российской практике номер банковского расчётного счёта представляет собой двадцатизначное число, в котором:
ААА-ББ-ВВВ-Г-ДДДДДДДДДДД (для удобства разделён дефисами):
ААА (1—3 цифры) — номер балансового счёта первого порядка;
ББ (4—5 цифры) — номер балансового счёта второго порядка;
ВВВ (6—8 цифры) — код валюты, проставляемый в соответствии с Общероссийским классификатором валют ОКВ, за исключением кода 810 который был заменён в ОКВ на код 643, но в структуре внутрироссийских счетов был оставлен;
Г (9 цифра) — контрольная цифра;
ДДДДДДДДДДД (10—20 цифры) — внутренний номер счёта в банке.
40702810211140100618
Корреспондентский счёт — счёт, открываемый кредитной организации (банку) в подразделении центрального банка или в иной кредитной организации.
Предназначен для отражения расчётов, производимых одной кредитной организацией по поручению и за счёт другой на основании заключённого между ними корреспондентского договора.
В платёжных документах, отправляемых через расчётную сеть Банка России, указываются не только расчётные счета отправителя и получателя средств, но и корреспондентские счета кредитных учреждений, в которых эти расчётные счета открыты.
В практике международных расчётов, однако, использование данного реквизита в платёжных поручениях не является обязательным.
В России номера корреспондентских счетов состоят из 20 разрядов, при этом первые три разряда (так называемый счёт первого порядка) — 301.
Последние три знака номера корреспондентского счёта, открываемого в учреждении Банка России (18-й, 19-й, 20-й разряды), содержат 3-значный условный номер участника расчётов, соответствующий 7-му, 8-му, 9-му разрядам БИК.
Пример: к/с 30101810600000000957, БИК 044525957
Банковский идентификационный код (БИК) — уникальный идентификатор банка, используемый в платежных документах (платёжное поручение, аккредитив и т. д.) на территории России. Классификатор БИКов ведет Центральный банк РФ (Банк России).
Структура БИК и порядок ведения справочника определена в Положении ЦБ РФ N 225-П от 6 мая 2003 г. «О справочнике банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть центрального банка Российской Федерации (Банка России)»
Банковский идентификационный код представляет собой совокупность знаков, уникальную в рамках платёжной системы Банка России, и имеет следующую структуру:
БИК 044525957
«1 — 2 разряды слева — код Российской Федерации. Используется код — „04“;
3 — 4 разряды слева — код территории Российской Федерации в соответствии с разрядами 1 и 2 „Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления“ ОК 019-95 (ОКАТО) (далее — ОК 019-95), принятого Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 413. Код „00“ в указанных разрядах означает, что территория находится за пределами Российской Федерации;
5 — 6 разряды слева — условный номер подразделения расчетной сети Банка России, уникальный в рамках территориального учреждения Банка России, в составе которого действует данное подразделение расчетной сети Банка России, или условный номер структурного подразделения Банка России — принимает цифровые значения от „00“ до „99“;
7 — 9 разряды слева — условный номер кредитной организации (филиала) в подразделении расчетной сети Банка России, в котором открыт ее (его) корреспондентский счет (субсчет), — принимает цифровые значения от „050“ до „999“.
Для расчётно-кассового центра или другого подразделения в составе территориального учреждения Банка России, наделённого функциями расчётно-кассового (кассового) центра, в данных разрядах указывается значение „000“.
Для Головного расчётно-кассового центра или другого подразделения в составе территориального учреждения Банка России, наделённого функциями Головного расчётно-кассового центра, в данных разрядах указывается значение „001“.
Для других подразделений расчётной сети Банка России и структурных подразделений Банка России в данных разрядах указывается значение „002“.
Повторное использование банковских идентификационных кодов участников расчётов разрешается по истечении календарного года после даты их исключения из Справочника БИК РФ, но не ранее выхода на сводный баланс Банка России по расчётам с применением авизо за указанный календарный год.»
Контрольные вопросы:
- Чем отличаются безналичные расчеты от расчетов с наличными денежными средствами?
- Охарактеризуйте формы расчетов между организациями с точки зрения их выгодности для плательщика и получателя.
- Что такое банковская выписка?
- Какие учетные регистры существуют по учету расчетных счетов?
- Дайте характеристику счета 51 «Расчетные счета», 55 «Прочие счета в банках».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

профессиональный модуль "Ведение расчетных операций"
Рабочая программа для студентов специальности "Банковское дело" (базовый уровень)...

Рабочая ппрограмма по учебной практике по ПМ.01 "Ведение расчетных операций"
Рабочая программа по учебной практике в рамках профессионального модуля "Ведение расчетных операций"...

Рабочая ппрограмма по производственной практике по ПМ.01 "Ведение расчетных операций"
Рабочая программа по производственной практике по ПМ.01 "Ведение расчетных операций" для специальности 080110 "Банковское дело"...

Комплект оценочных средств по ПМ 01 Ведение расчетных операций для спец. Банковское дело
Материал содержит задания и критерии оценки квалификационного экзамена по ПМ 01. Ведение расчетных операций для специальности Банковское дело...

Открытый урок 20.10.2014 "Составление корреспонденции счетов по хозяйственным операциям"
Открытый урок по дисциплине ОП "Основы бухгалтерского учета " "Составление корреспонденции счетов по хозяйственным операциям" проведен 20.10.2014...

Оформление и учет операций по корреспондентскому счету в расчетно-кассовом центре
Расчеты между клиентами, имеющими счета в разных коммерческих банках, осуществляются через корреспондентские счета, открытые в РКЦ. Поступившие от клиентов банка расчетные документы ...

Методические рекомендации для проведения урока Тема: «План счетов, счета и двойная запись» по дисциплине Основы бухгалтерского учета по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Методическая разработка разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО Экономика и бухгалтерский учет (по от...
