Насыщенный пар и его свойства
план-конспект занятия на тему

Недоступенко Дарья Александровна

 Раскрыть особенности процесса кипения как одной из форм парообразования. Ввести понятия критической температуры, критичес­кого состояния вещества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

План урока № 22

Учебные группы: 11 АСУ, 12 АСУ, 11 РРТк, 11 ТПОП

«НАСЫЩЕННЫЙ ПАР И ЕГО СВОЙСТВА»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: изучить процесс испарения и конденсации

Задачи урока:

Образовательные:  

  1. Изучить механизм испарения (конденсации), ввести понятия «испарение» и «конденсация», «насыщенный пар».
  2. Выявить факторы, влияющие на скорость испарения.
  3. Сформировать умения применять полученные знания о конденсации (испарении) для объяснения природных явлений, в технике и в быту.
  4. Продолжить формирование знаний на основе использования межпредметных связей.

Коррекционные:

  1. Продолжить развитие продуктивного аналитического и творческого мышления, мыслительных операций – сравнения, систематизации, обобщения; учебно-логических умений.
  2. Продолжить развитие владения речью, умения участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), способности отражать результаты своей деятельности в устной и письменной форме.
  3. Совершенствовать умение самостоятельной организации учебной деятельности (постановка цели, планирование и т.д.).

Воспитательные:  

1. Воспитывать  доброжелательность, умение слушать и слышать друг друга

Основное содержание темы, термины и понятия:

  • Основное содержание:
  1. Изучение процесса испарения и конденсации.
  2. Выяснение зависимости скорости испарения жидкости от различных факторов.
  3. Объяснение механизма испарения с  точки зрения молекулярно-кинетической теории
  • Термины и понятия: испарение, интенсивность испарения, конденсация, насыщенный пар
  1. Планируемые результаты:

Личностные

В рамках ценностного и эмоционального компонентов:

– доброжелательное отношение к окружающим;

в рамках деятельностного (поведенческого) компонента:

–  становление смыслообразующей функции учебно-познавательного мотива и интереса к учению;

–  готовность к самообразованию и самовоспитанию.

Метапредметные

  • в познавательной деятельности

умение:

–  выдвигать гипотезы;

–   самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента с целью проверки гипотез;

–    строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

  • в информационно-коммуникативной деятельности

умение:

–  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

–  адекватно использовать речевые средства для решения поставленных задач;

–   воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;

  • в  рефлексивной деятельности

умение:

– самостоятельно ставить  цель;

–  планировать пути ее достижения, понимать «успех как самостоятельное преодоление затруднений»;

–  адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Предметные

умение:

–  понимать смысл понятий «испарение», «конденсация», «интенсивность испарения»;

–  объяснять основные свойства и условия протекания процессов испарения, конденсации;

–  использовать полученные знания о тепловых явлениях (испарения и конденсации) в повседневной жизни, в частности, для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами;

–  приводить примеры практического использования физических знаний об испарении и конденсации

Основные методы обучения, используемые на уроке:

  • словесный (рассказ, объяснение, эвристическая беседа);
  • наглядно-иллюстративный;
  • репродуктивный
  • активные методы (кейсовые задания)
  • частично-поисковый;
  • фронтальный;
  • самоконтроль.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока:

  • ПК для преподавателя;
  • мультимедийный проектор;
  • электронная презентация
  • раздаточный материал.

№ п/п

Этапы урока

Цель этапа:

1

Организационный  этап (самоопределение к деятельности учащихся в начале урока)

-Включить учащихся в учебную деятельность;

- определить содержательные рамки урока.

2

Актуализация опорных знаний

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется  и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

3

Организация деятельности по изучению нового материала:

– формулирование темы урока;  

– создание проблемной ситуации;

– поиск решения

Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

  • зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной  форме и с помощью эталона.
  • согласовать цель и тему урока.

4

Этап закрепления нового материала

Проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

5

Рефлексия

  1. Помочь студентам зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  2. научить их делать самооценку своей деятельности на уроке;
  3. зафиксировать успешность выполнения учащимися конкретных шагов.

Структура и ход урока:

п/п

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1

Организационный

Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места

Приветствуют преподавателя, проверяют готовность к уроку

2

Определение темы, цели урока  (через повторение пройденного материала). Актуализация знаний.

На столе есть предметные стекла – возьмите их и подышите на них. Как  называется процесс, который вы видите?

Картинка на стекле меняется. Почему? Какой это процесс?

Итак, тема нашего урока - ИСПАРЕНИЕ

Цель – изучить явление испарения

Проделывают опыты

Отвечают на вопросы

3

Формулирование темы урока.

Организует обсуждение выполненных заданий,  подводит к формулированию  темы урока

Учащиеся обмениваются карточками, отвечают, приводят примеры (оценивают работу соседа по парте)

4

Создание проблемной ситуации

Желтый круг (под ним скрыта модель) – молекулярные модели льда, воды и пара. Дайте характеристику этим моделям

Голубой круг  (под ним скрыта модель) – модель испарения со свободной поверхности жидкости

Дают характеристику

5

Поиск решения проблемы. Первичное осмысление и  закрепление связей и отношений объектов изучения

Организует, используя схему, первичное осмысление темы

Схема динамического равновесия пара со своей жидкостью

«Открывают» новое знание, выполняя задание -  объясняя процесс испарения на схеме

6

Первичная проверка усвоения нового материала

Кейс 1. Исследование зависимости скорости испарения от рода жидкости.

Оборудование: предметное стекло, спирт, вода, масло, пипетка.

Рекомендации: Капните каплю каждой жидкости на предметное стекло. Пронаблюдайте, сделайте вывод.

Кейс 2. Исследование зависимости скорости испарения от температуры.

Оборудование: два предметных стекла, вода, пипетка, электрическая лампа 150 Вт или спиртовка.

Рекомендации: Нанесите на предметные стекла одну и ту же жидкость. Осторожно погрейте внизу одно из стекл. Пронаблюдайте, сделайте вывод.

Кейс 3.Исследование зависимости скорости испарения от ветра.

Оборудование: два предметных стекла, одеколон (спирт), веер.

Рекомендации: Нанесите на предметные стекла жидкость. Одно стекло положите в сторону, над другим  помашите веером. Пронаблюдайте, сделайте вывод.

Кейс 4.  Вспомните струйку пара, идущего из маленького отверстия в крышке только что вскипевшего чайника или самовара. Почему струйка пара становится видимой лишь на некотором расстоянии от отверстия? Видим ли пар?

Кейс 5. В двух одинаковых чайниках, поставленных на одинаковые горелки, кипит вода. У одного из них крышка часто подпрыгивает, а у другого неподвижна. Почему?

Отчеты групп записываются в тетрадях              

7

Закрепление нового материала

Демонстрирует учебный фильм: Испарение в природе. Круговорот воды в природе

Смотрят учебный фильм

8

Подведение итогов, рефлексия.

Домашнее задание

Проводит итоговую беседу  типа: Какова была тема нашего урока?  Что такое испарение? От чего  зависит скорость испарения? Имеют ли значение процессы испарения и конденсация для живых организмов? в технике? в быту?

 Домашнее задание: ОИ1 § 6.1 – 6.2  (конспект) учебника; самостоятельная работа студента №13: привести примеры испарения и конденсации    (можно в виде: мини-сочинения, рисунка, таблиц). Подумайте, от чего зависит скорость конденсации?

 

Подводит итоги урока.

  • Что нового вы узнали, поняли?  
  • Что научились делать?

Рефлексия . Просит продолжить предложения:

  • Сегодня я узнал……
  • Меня поразило то, что…
  • Теперь мне стало понятно…..
  • Хотелось бы еще узнать…
  • Что понравилось более всего на уроке? Что вызвало затруднение? И почему?

Подводит итог урока: «Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными.

Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать!

Отвечают на вопросы.

Записывают творческие домашние задания, где  смогут применить полученные знания

Примеры вопросов итогового теста:

1. Парообразование – это…

А) …нагревание жидкости до ее полного превращения в пар

Б) …переход жидкости в другое состояние

В) …превращение жидкости в пар

2. Известны два вида парообразования…

           А)…испарение и плавление

           Б)…испарение и кипение

           В)…кипение и конденсация

  3.  Испарение – это парообразование,  которое...

          А)…происходит с поверхности жидкости

          Б)…наступает при нагревании жидкости

          В)…наблюдается лишь у некоторых жидкостей

4.  Какая жидкость – духи, вода или подсолнечное масло – испарится     быстрее других?

     А) Духи

     Б) Вода

     В) Подсолнечное масло

     Г) Они испарятся одновременно

5. При какой  температуре происходит испарение?

     А) При определенной для каждой жидкости

     Б) При положительной

     В) При любой

6. Динамическое равновесие между паром и жидкостью наступает…

    А)…когда масса пара делается равной массе жидкости

    Б)…когда число молекул, вылетающих из жидкости, становится равным числу молекул пара, возвращающихся в нее

    В)…когда число молекул пара становится столь большим, что                      испарение прекращается

7. Чем отличается ненасыщенный пар от  насыщенного?

     А) Разными условиями образования

     Б) Частотой возникновения

     В) Отсутствием динамического равновесия между паром и жидкостью

Правильные ответы:

1

2

3

4

5

6

7

В

Б

А

А

В

Б

В

Список литературы:

В.Ф.Дмитриева Физика для профессий и специальностей технического профиля; Москва Издательский центр «Академия»,2012.

  1. Сайт электронного журнала «Конферен-зал», www.konf-zal.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства карбоновых кислот на примере уксусной кислоты. Лабораторная работа по химии.

Разработка лабораторной работы по теме: Свойства корбоновых кислот на примере уксусной кислоты.в разработку включены цель и задачи лабораторной работы и практический материал для проведения лабораторн...

Презентация "Свойства алгоритмов"

В презентации рассматриваются основные свойства алгоритмов - дискретность, понятность, точность, результативность, массовость...

Насыщенный пар. Кипение.

Цель: Объяснить процесс кипения на основе МКТ...

ВОЗМОЖНОСТИ НАСЫЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СВЕТЕ ИННОВАЦИЙ И ДОБРЫХ ТРАДИЦИЙ

На современном этапе развития образовательного пространства одним из способов активизации учебной деятельности студентов является использование информационных технологий....

«Свойства строительных материалов, их физические свойства. Стандартизация материалов»

Урок изучения новых знаний разработан для лиц с ограничеными возможностями здоровья и направлен для обобщения  и систематизации знаний о связи состава, строения и свойств строительных матер...

Разработка урока по теме "Насыщенный пар. Зависимость насыщенного пара от температуры."

Цель урока: сформировать у студентов научное представление о влажности воздухаЗадачи урока: Образовательные дать понятие насыщенного и ненасыщенного пара, влажности воздуха, точки росы;исследовать зав...

Элементы и множества. Задание множеств. Операции над множествами и их свойства. Отношения и их свойства.

Элементы и множества. Задание множеств. Операции над множествами и их свойства. Отношения и их свойства....