ВОЗМОЖНОСТИ НАСЫЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СВЕТЕ ИННОВАЦИЙ И ДОБРЫХ ТРАДИЦИЙ
статья на тему

Побережная Елена Николаевна

На современном этапе развития образовательного пространства одним из способов активизации учебной деятельности студентов является использование информационных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poberezhnaya_statya.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ НАСЫЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СВЕТЕ ИННОВАЦИЙ И ДОБРЫХ ТРАДИЦИЙ

Е.Н. Побережная

СПб ГБПОУ Педагогический колледж № 8

Главное в инновационном преобразовании образования: необходимо создание инновационного пространства, такой культурной, коммуникативно-образовательной среды, где бы в комплексе решались задачи учебно-воспитательного процесса на принципах взаимообогащения, взаимоуважения, сотрудничества. Понятие «инновация» (нововведение) впервые появилось еще в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения ученых Запада с конца 50-х годов с появлением тенденций реформирования образовательной системы: группа нового воспитания С. Френэ и Р. Галя, метод групповой работы Р.Кузине (Франция); индивидуальное направление в обучении, программа «Поиск талантов» (США), Вальдорфские школы, «Дом ребенка» М. Монтессори и многие другие. [1]

Анализ психолого-педагогической литературы по инноватике позволяет отметить, что нет единого определения понятия «новшество», «инновация», «инновационная школа». Теория инновационной деятельности в сфере педагогической науки разработана еще недостаточно.

В различных педагогических исследованиях понятие «инновация» рассматривается по-разному. Например, А.И.Кочетов считает, что инновация это целостная теоретическая, технологическая и методологическая концепция обновления педагогической деятельности, обеспечивающая ее вывод на указанный уровень. М.М. Поташник и др. разводят основные понятия инноватике следующим образом: новшество – это средство (новый метод, методика, технология, программа и т.д.), а инновация – это процесс освоения этого средства.[2] Но, не смотря на это, все исследователи сходятся в одном, чтобы школа стала инновационным образовательным учреждением и центром воспитательного пространства, она должна пройти особый путь.

Наиболее полно эту динамику раскрыл В.Кричевский [3], классифицируя инновационное стратегическое осмысление и преобразование образовательного процесса, он выделил несколько уровней инновационной деятельности:

  1. уровень – методологические инновации. Они определяются новыми подходами к построению образовательных систем.
  2. уровень – институционный. Основные усилия здесь направлены на организационно-структурные преобразования.
  3. уровень инноваций охватывает глубинные содержательные процессы. Именно он и обеспечивает высокое качество деятельности школы.
  4. уровень инновационной деятельности связан с поиском и реализацией новых технологий.

Таким образом, инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению инноваций.

По определению В.И.Слободчикова [3]: «образовательная среда это целостная качественная характеристика внутренней жизни учреждения, которая: определяется теми конкретными задачами, которые учреждение ставит и решает в своей деятельности; проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся выбираемые учебные программы, организация работы на уроках, тип взаимодействия педагогов с учащимися, качество оценок, стиль неформальных отношений между обучающимися, организация вне учебной жизни, материально-техническое оснащение, оформление кабинетов, лаборатории. коридоров и т.п.).

Инновационное пространство представляет собой развивающую образовательную среду как систему целенаправленных и планомерных влияний и условий формирования личности, комплекс возможностей для личностного развития, который обеспечивается данным окружением.

Компонентный состав развивающей образовательной среды определяется представлением о субъекте образовательного процесса как существующем в нескольких пространствах: природно-предметное, социально-педагогическое пространство прав и обязанностей, дидактическое. Личностно-рефлексируемое, экспериментальное.

По определению Г.А.Лебедевой [2], дидактическое пространство определяет специфику содержания и организации образовательного процесса в школе. Переход от знание-ориентированного к личностно-ориентированному образованию и качественные характеристики собственно образования СПО выдвигают на первый план такие основополагающие принципы, как отбор содержания и организации дидактического пространства.

Обобщенный критерий, позволяющий отличить традиционную педагогическую систему от современной, инновационной (можно называть ее системой развивающего обучения, а можно не называть так – суть от этого не меняется) можно сформулировать таким образом: целью, продуктом и результатом деятельности в рамках традиционной педагогической системы является развитая личность, в то время как целью, продуктом и результатом деятельности в рамках современной инновационной педагогической системы является развивающаяся личность, т.е. смысл современного образования в формировании субъекта собственной деятельности.

Дидактический процесс должен соответствовать следующим принципам:

- соответствие дидактического процесса закономерностям учения;

- ведущая роль теоретических знаний;

- единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

- стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе;

- соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;

- сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;

- сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;

- системность и последовательность в обучении;

- доступность;

- прочность овладения содержанием обучения.

Из дополнительных принципов применительно к дидактическому процессу наиболее значимым является - принцип целесообразности применения новых информационных технологий. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека.

На современном этапе развития образовательного пространства одним из способов активизации учебной деятельности студентов является использование информационных технологий. Внедрение в образовательный процесс электронных информационно-образовательных ресурсов, например электронных учебников и учебных пособий, будет способствовать развитию самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской деятельности студентов, повышению их познавательного и профессионального интереса.

По статистическим данным, обучаемый, с первого раза усваивает примерно 1/4 часть услышанного, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно. Педагоги и психологи утверждают, что наибольший объем, а именно - 3/4, изучаемого материала, усваивается в действии. [2] Следовательно, электронные учебные пособия с успехом могут создавать сами студенты, так как в процессе создания студент сможет оперировать большим количеством не только теоретического материала по предмету, но также будет составлять практические и проверочные задания, контрольные тесты и др.

В условиях недостаточного количества учебников по разнообразным дисциплинам значимость пособий, изготовленных студентами самостоятельно, еще более возрастает. Для студента процесс создания учебного пособия связан, прежде всего, с осознанием и пониманием тематики учебного материала, охватываемого данным учебным пособием. Таким образом, включаясь в процесс конструирования, студент сможет более тщательно изучить предметный материал, по которому создается электронное учебное пособие.

Студенты, являющиеся авторами и разработчиками электронных учебных пособий, могут демонстрировать свои работы, на конкурсах, научно-практических конференциях, а также участвовать с результатами этой работы в предметных декадах по данной учебной дисциплине, защитах курсовых и дипломных работ, на лекционных и семинарских занятиях и др. В свою очередь данная работа будет способствовать активизации учебной деятельности студентов и накоплению профессиональных навыков, которые будут ими использоваться при прохождении педагогической и производственной практики.

Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе позволяет более глубоко изучить материал, ознакомиться более подробно с интересующими или трудными темами. Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всем ее многообразии и комплексности. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность студентов, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала.

Основой для структурирования и насыщения образовательной среды призваны служить электронные интегрированные продукты. На базе СПб ГБПОУ ПК № 8 используется «Электронная библиотека психологии». Она предназначена для педагогического коллектив, студентов колледжа и позволяет: обеспечить колледж цифровыми информационными, учебно-методическими и дидактическими материалами нового поколения; предоставить учителю и студенту удобные и эффективные инструменты подготовки и проведения всех видов занятий и написания работ с использованием информационных технологий; предоставить возможность знакомства с множеством дополнительной литературы. В том числе открыть доступ к узко - специализированной литературе, провести комплексную автоматизацию деятельности; организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, способствовать формированию информационной компетентности студентов. Методическое пособие «Электронная библиотека психологии», которая содержит 6 разделов:

«Литература» - подборка литературных источников по общей психологии, истории психологии, клинической психологии, психотерапии психокоррекции, патопсихологии, педагогической социальной и семейной психологии, психиатрии, психогенетики и т. д.

«Диагностика» - подборка различных психодиагностических методик в бланковом и электронном виде.

«Схемы и таблицы» - учебные схемы и таблицы по психологии.

«Фильмотека» - коллекция учебно-познавательных фильмов.

«Это интересно» - интересные факты, события, даты.

«Электронные адреса» - список электронных адресов, куда можно обратиться для поиска необходимой информации

Данное пособие требует компьютерное оснащение и предполагает распространение на сайтах, CD и других цифровых носителях.

Каждый преподаватель согласится, что значительная часть времени при подготовке урока уходит на отбор учебного материала. Заглянув с надеждой в будущее, можно сказать, что подспорьем для преподавателя и студентов могла бы стать медиатека с простой и удобной системой поиска и систематизации учебного материала. Важно, что преподаватель – предметник и студент имели бы доступ к медиатекам по всем предметам.

Такая организация информационно-образовательной среды позволит реализовать педагогическую поддержку и сопровождение индивидуальных образовательных программ для каждого учащегося, обеспечивая возможность: учиться по индивидуальному плану и в индивидуальном темпе, поможет в выполнении любой самостоятельной работы и получении дополнительного образования.

Однако следует отметить, что на настоящий момент образовательный процесс в определенном смысле претерпевает практически засилье электронными ресурсами. С одной стороны это дает ряд преимуществ, но при этом насыщенность мультимедийностью зачастую оставляет мало возможности для работы и обучения с помощью традиционных наглядных пособий, которые можно потрогать, ощутить, поиграть. Замечено, что студенты как дети испытывают воодушевление, восторг, эмоциональный подъем, интерес при работе с традиционными пособиями: лото, предметные кубики и т.д. Они как бы возвращаются в детство, крутя в руках пирамидку, хоть она и содержит задание по теме предмета. В связи с таким интересом стало возможным предложить самим студентам изготовление дидактических пособий для оптимизации процесса обучения различным дисциплинам.

На базе ПК №8 в 2014/2015 учебном году реализуется конкурс наглядных учебно-методических пособий по психологии и ряду других предметов. Целью проведения конкурса является совершенствование качества подготовки будущих воспитателей ДОУ, более глубокое овладение знаниями психологии, раскрытие творческого потенциала, насыщение образовательной среды колледжа, реализация инновационной деятельности в области психологического знания, активизация познавательной и интеллектуальной инициативы студентов.

Студенты продумывают, изготавливают и представляют наглядные учебно-методические пособия по одной из выбранных тем учебного курса. Пособия носят информационный или обучающий характер. Представленные работы выполняются из различных подручных материалов в объемном или плоскостном формате. Созданные материалы имеют вид учебного лото, пазлов, кубиков, мозаик, бродилок, плакатов, опорных таблиц, буклетов, ширм, перфокарт и т. д.

К работам предъявляется ряд требований:

  • уровень изложения выбранной темы, соответствие передаваемой информации учебным программам;
  • характер: информационный (содержащий исключительно учебную информацию) или обучающий (содержащий задание на основе предложенной информации);
  • эстетичность и необычность оформления;
  • эргономичность – приспособленность к использованию в учебном процессе, доступность, комплектность, надежность функционирования, возможность многократного использования в учебном процессе.

Все созданные материалы хранятся в учебных кабинетах и используются в образовательном процессе.

Таким образом, можно находить пути решения одной из наиболее актуальных задач российского образования - создание единой образовательной информационной среды, позволяющей вывести на качественно новый уровень образовательный процесс.

Список литературы:

  1. Пилиповский В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики //Педагогика. 1997. № 1.
  2. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений. /Под ред. М.М.Поташника, В.С.Лазарева. – М.: Новая школа, 1995. – 464с.
  3. Панов В.И. и соавт. Психологические аспекты развивающего образования.//Педагогика. 1996. № 6.