Главные вкладки

    Использование потенциала информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве УДОД при реализации социально-значимых проектов
    статья на тему

    Шуляк Юлия Борисовна

    В последние годы информационные и телекоммуникационные технологии все больше проникают во все сферы деятельности, в том числе и в образование. Во всем мире использование информационных технологий стало необходимой нормой и частью культуры. По мнению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева «…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа - это главные показатели развития информационного общества сегодня в стране. Массовое введение принципиально новых технологий в систему управления образованием требует специальной организации, как самого процесса информатизации, так и последующего сопровождения эксплуатации информационных ресурсов …». Говоря об использовании информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования детей, следует учитывать не только технический и дидактический аспекты вопроса, но и факторы, влияющие на развитие, становление, формирование личности. Как показывает практика, наиболее эффективной формой организации учебно-воспитательной деятельности являются дистанционные социально-значимые проекты. В этой статье рассказывается об опыте нашего учреждения в реализации таких проектов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_shulyak_yu.b.docx31.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование потенциала

    информационно-коммуникационных технологий

    в образовательном пространстве УДОД

    при реализации социально-значимых проектов

    Шуляк Ю.Б., заведующая методическим отделом, МАОУДОД ЦРТДиЮ «Советский» г. Липецка

    В последние годы информационные и телекоммуникационные технологии все больше проникают во все сферы деятельности, в том числе и в образование. Во всем мире использование информационных технологий стало необходимой нормой и частью культуры. По мнению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева «…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа - это главные показатели развития информационного общества сегодня в стране. Массовое введение принципиально новых технологий в систему управления образованием требует специальной организации, как самого процесса информатизации, так и последующего сопровождения эксплуатации информационных ресурсов …». Говоря об использовании информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования детей, следует учитывать не только технический и дидактический аспекты вопроса, но и факторы, влияющие на развитие, становление, формирование личности. Как показывает практика, наиболее эффективной формой организации учебно-воспитательной деятельности являются дистанционные социально-значимые проекты.

    Таким проектом является городской телекоммуникационный конкурс проектов благоустройства города «Липецк-дизайн», который реализуется на базе Центра развития творчества детей и юношества «Советский» города Липецка на протяжении 14 лет.

    Актуальность проекта заключается в привлечении детей и молодежи к решению важнейших экологических проблем города; разработка и апробация новых форм деятельности, современных информационных технологий; выявление инновационных моделей и направлений работы.

     Ежегодно в нём принимают участие учащиеся образовательных учреждений города в возрасте 10-16 лет. Сегодня количество участников выросло с 6 команд до 48. 

    Каждый год выбираются наиболее значимые, актуальные для нашего города экологические проблемы. Предлагаемые темы: «Проекты благоустройства участков территорий размещения контейнеров для раздельного сбора твёрдых бытовых отходов (ТБО)» (2004 г.), «Проекты благоустройства участков территории города с использованием элементов ландшафтного дизайна» (2005 г.), «Благоустройство и озеленение рекреационных зон города Липецка» (2007 г.), «Ландшафтное моделирование зелёных насаждений ограниченного пользования» (2008 г.), «Благоустройство и озеленение пришкольных участков с использованием ландшафтного дизайна» (2009 г.), «Лучший дизайн-проект по улучшению инфраструктуры, флористическому обеспечению и эстетическому развитию микрорайонов города Липецка» (2011 г.), «Лучший дизайн-проект благоустройства территории города и образовательного учреждения по улучшению инфраструктуры, флористического обеспечения и эстетического развития окружающей детей среды» (2012 г.), «Цветы к юбилею области» (2014 г.).

    С 2006 года конкурс проектов благоустройства города «Липецк-дизайн» получил статус городского, реализуется в виде дистанционного проекта:

    • связь с участниками и членами жюри осуществляется с использованием электронной почты, факса, программы общения skype.
    • на сайте учреждения создана вкладка «Дистанционная викторина» (http://sovtest.info/) , заходя на которую участники он-лайн отвечают на вопросы по тематике конкурса;
    • разработка проектов ведется в компьютерной программе по дизайну 3D LandScape.
    • защита проектов проходит в режиме видеотрансляции;
    • осуществляется он-лайн трансляция защиты проектов на канале http://yatv.ru/lipetskdizain/ в сети Интернет.

    Реализация проекта

    п/п

    Мероприятие

    Дата

    Первый тур

    1.

    Подготовительный этап:

    • размещение положения на официальном сайте учреждения;
    • рассылка положения по электронной почте в образовательные учреждения г. Липецка;
    • прием заявок по электронной почте от участников

    ноябрь - декабрь

    ноябрь

    ноябрь

    декабрь

    2.

    Проведение I этапа конкурса:

    • разработка вопросов дистанционной викторины, связанных с темой проекта;
    • размещение викторины на сайте учреждения (http://sovtest.info/) для участников конкурса;
    • приём ответов от команд;
    • подведение итогов I этапа конкурса;
    • консультации для участников с привлечением специалистов.

    декабрь  

    декабрь

    декабрь

    декабрь – январь

    ноябрь-февраль

    3.

    Проведение II этапа конкурса:

    • экспедиции с целью отбора проектных объектов;
    • разработка конкурсных проектов командами образовательных учреждений (с использованием компьютерной программы:  по дизайну 3D LandScape).

    февраль-март

    март

    март

    4.

    Проведение III этапа конкурса:

    • защита дистанционных проектов участниками конкурса;
    • работа жюри по подведению итогов конкурса и выявлению победителей, оформление протокола.

    апрель

    до конца месяца

    5.

    Подведение итогов конкурса, награждение участников и победителей

    май

    Второй тур

    1.

    Получение необходимых финансовых ресурсов для реализации проекта

    в течение срока реализации проекта

    2.

    Реализация проектов

    май – август

    Третий тур

    1.

    Подготовительный этап:

    • размещение положения на официальном сайте учреждения;
    • рассылка положения по электронной почте в образовательные учреждения г. Липецка;
    • прием заявок по электронной почте от участников

    сентябрь

    2.

    Смотр реализованных проектов

    сентябрь

    3.

    Работа жюри по подведению итогов конкурса и выявлению победителей, оформление протокола.

    октябрь

    4.

    Подведение итогов конкурса

    октябрь

    Особое внимание уделяется работе по привлечению в жюри специалистов – представителей различных организаций города и области. Со многими из них Центр творчества сотрудничает на протяжении долгих лет (управление экологии и природных ресурсов Липецкой области, управление экологии администрации города Липецка,  департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка, МУ СП  «Зеленхоз» и пр.).

    Итогом работы по реализации проекта является:

    • апробирование учащимися на практике новых форм и методов работы в области социально-значимой деятельности;
    • получение конкретных навыков исследовательской работы в природоохранной и градостроительной деятельности;
    • получение навыков при работе с компьютерной программой по дизайну 3D LandScape;
    • развитие навыков работы в Интернет и с электронной почтой;
    • поддержка и популяризация детских инициатив;
    • создание организаторами проекта консультационного пункта по оказанию помощи победителям в получении грантов на реализацию собственных проектов.

            Массовые дела и проекты подобного характера свидетельствует о том, что компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств детей, позволяют индивидуализировать их творческий потенциал, улучшают качество усвоения материала. Также новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в творческий и учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных средств.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Единый проект учреждения дополнительного образования, как способ решения социально значимых задач воспитания

    В настоящее время метод проектов широко внедрен в систему образования школ. Возможности  метода в системе дополнительного образования используются в незначительной степени. Между тем,  допол...

    Социально значимый проект «ЗОЖ-МОЙ ВЫБОР» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Курганинский аграрно-технологический техникум»

    Социально значимый проект   «ЗОЖ-МОЙ ВЫБОР» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края«Курганинский аграрно-технологический техникум»Научн...

    Участие выпускников организаций для детей-сирот в социально-значимых проектах как условие повышения их социальной активности (из опыта работы)

    Живое общение с ветеранами Великой Отечественной войны является эффективным средством патриотического воспитания молодых людей. Обращаясь к воспоминаниям участников Великой Отечественной войны и труже...

    Формирование современного образовательного пространства колледжа в рамках внедрения и реализации ФГОС СПО

    Социальный заказ общества и государства на специалиста предъявляет требования к выпускнику, который должен стать конкурентоспособной личностью, то есть социально и профессионально активной, обладающей...

    Использование современного образовательного пространства региона в целях реализации ФГОС по ТОП 50 и ТОП-РЕГИОН (статья)

    Статья для участия во Всероссийской конфепренции , анализирующая подготовку специалистов в ТОГБПОУ "Хердевский колледж сахарной промышленности " и в целом по Тамбовской области....

    Отчет о социально-значимом межпредметном проекте «Организация деятельности сварочной мастерской в СТО»

    Отчет о социально-значимом межпредметном проекте «Организация деятельности сварочной мастерской в СТО»...

    «Возможности использования электронного образовательного ресурса: «Мобильное электронное образование» и интерактивного оборудования в образовательном пространстве дошкольников»

     В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Образ...