Участие выпускников организаций для детей-сирот в социально-значимых проектах как условие повышения их социальной активности (из опыта работы)
статья на тему

Живое общение с ветеранами Великой Отечественной войны является эффективным средством патриотического воспитания молодых людей. Обращаясь к воспоминаниям участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, наши выпускники видят эмоциональное отношение ветеранов к своему прошлому, что способствует укреплению связи поколений и формированию у юношей и девушек чувства долга и ответственности. Данный проект ориентирован на выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchastie_vypusknikov_v_proektnoy_deyatelnosti.docx46.12 КБ

Предварительный просмотр:

Участие выпускников организаций для детей-сирот

в социально-значимых проектах как условие повышения

их социальной активности (из опыта работы)

  1. Краткая характеристика учреждения

Государственное образовательное бюджетное учреждение Ярославской области специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6 создано на базе действующего муниципального образовательного учреждения специальной (коррекционной)  школы-интерната №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья  и ведет свою историю с 1960 года.

Школа-интернат № 6 города Ярославля – одно из самых больших учреждений для детей-сирот в Ярославской области, где проживают 76 воспитанников – 59 мальчиков и 17 девочек в возрасте от 7-и до 18-и лет.

Миссией ГОБУ ЯО школы-интерната №6 является создание и совершенствование системы помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в социальной адаптации, социализации и духовно-нравственном развитии.

Главная задача коллектива– разработать эффективные формы педагогической деятельности с целью организации жизни воспитанников таким образом, чтобы, выйдя из детского дома, они чувствовали себя социально защищенными и психологически готовыми к взрослой самостоятельной жизни, а также помочь выпускникам адаптироваться в новой, непривычной обстановке.

        С января 2013 года на базе ГОБУ ЯО школы-интерната №6 была создана служба постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Содействие» (на основании Приказа департамента образования Ярославской области от 03.07.2012 г. №370/01-03 и в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области №313-п от 12.04.2012 г.), отрыто отделение социальной и психологической помощи.

Целью деятельности службы «Содействие» является организация и обеспечение социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проживающих на территории Ярославской области.

С 1 января 2014 года  в службе постинтернатного сопровождения «Содействие» открыты дополнительно два отделения: консультативное и стационарное «Социальная гостиница» (на основании Приказа департамента образования Ярославской области №757/01-03 от 31.12.2013 г.). Услугами стационарного отделения пользуются выпускники учреждений интернатного типа Ярославской области и бывшие опекаемые дети.

        Таким образом, служба постинтернатного сопровождения «Содействие» - единственная из шести служб на территории Ярославской области, где открыты три из трех возможных отделений.

С января 2015 года в соответствии с решением коллегии Департамента образования Ярославской области от 14.10.2014 г. «Комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа» ГОБУ ЯО специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернату №6 поручено обеспечить на базе службы постинтернатного сопровождения «Содействие» методическое сопровождение специалистов служб постинтернатного сопровождения Ярославской области.

  1. Предпосылки организации проекта.

Стационарное отделение «Социальная гостиница» службы постинтернатного сопровождения находится на территории школы-интерната. Выпускники, проживающие в ней, часто вместе с воспитанниками учреждения привлекаются к внеурочной деятельности, становятся участниками спортивных мероприятий, праздников.

Данная  деятельность  не носила целенаправленный характер, так как выпускники принимали участие в отдельных спортивных мероприятиях, импровизированных мастер-классах.

Специалисты службы «Содействие», наблюдая за этим процессом, предложили выпускникам структурировать свою деятельность, организовать плановые и целенаправленные мероприятия. Были выбраны праздники для совместного проведения: Новый год, 23 февраля,8 марта. Ключевым делом стала работа над проектом «Мы - наследники Победы», посвящённым   70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

  1. Работа над проектом «Мы - наследники Победы»

Живое общение с ветеранами Великой Отечественной войны является эффективным средством патриотического воспитания молодых людей. Обращаясь к воспоминаниям участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, наши выпускники видят эмоциональное отношение ветеранов к своему прошлому, что способствует укреплению связи поколений и формированию у юношей и девушек чувства долга и ответственности. Данный проект ориентирован на выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель проекта: в процессе организации проектной деятельности воспитывать и развивать у выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-значимые ценности, гражданственность и патриотизм, познавательную самостоятельность выпускников в области организации досуговой деятельности;  создавать условия для развития и реализации социально-личностных компетенций.

Задачи:

  • вовлечь выпускников в работу по подготовке и проведению праздничных и спортивных  мероприятий для воспитанников школы-интерната №6;
  • силами выпускников создать видеоархив воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны;
  • продемонстрировать воспитанникам ГОБУ ЯО школы-интерната №6 положительный опыт  участия в разработке и проведении интересных дел;
  • включить выпускников в процесс подготовки праздника, обучать навыкам групповой деятельности.

Внешние партнеры:

  • Ярославская областная общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов;
  • Детская районная библиотека №9 г. Ярославля;
  • ДК «Энергетик» г. Ярославля

Перспективы проекта: образование волонтерского отряда из выпускников учреждений интернатного типа, проживающих в социальной гостинице

Основные этапы и сроки реализации проекта

№ п/п

Этапы

Планируемый результат

Срок проведения мероприятий

Содержание мероприятия

1.

Подготовительный

  • Сформировать рабочую группу выпускников, участвующих в проекте
  • Обратиться  в Совет ветеранов войны и труда Заволжского района за помощью в поиске ветеранов войны и тружеников тыла
  • Составить списки ветеранов
  • Подготовить  письмо-приглашение и разнести по адресам
  • Разработать сценарий фильма

Установление личных контактов выпускников и ветеранов, которые дали согласие на участие в съёмке

Утверждение сценария фильма

Январь,

2015 год

Проведено обсуждение предстоящих знаменательных дат в истории страны с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающими в стационарном отделении «Социальная гостиница» службы постинтернатного сопровождения. Выпускники предложили снять фильм, в котором ветераны расскажут свои воспоминания о войне. Данную запись ребята решили использовать при организации праздника «9 мая» в ГОБУ ЯО школе-интернате №6.

Составлен план работы по месяцам

2.

Практический

  • Составить план съёмки видеосюжетов о ветеранах, давших согласие на участие в фильме.
  • Разработать  вопросы для интервью, подготовить и оформить гостиную и оборудование для съёмок
  • Провести съёмку, смонтировать отснятый материал, вручить приглашения ветеранам
  • Принять участие в I городскомкультурно-благотворительном фестивале творчества «Мы не забыты, мы не одни и это уже Победа», проводимого в ДК «Энергетик» 5 мая 2015 года

Проведение съёмки и подготовка фильма о ветеранах

Март,

2015 год

Тяпкин Алексей и Зеленский Александр  проводят съёмку видеосюжетов о ветеранах войны и труда, съемки вручения юбилейных медалей ветеранам в ДК «Энергетик» и в школе №83

Кодирова Елизавета, Елена Никитина, Громова Виктория готовят вопросы для интервью и беседуют с ветеранами во время съёмки.

Громова Виктория делает презентацию «ДАЙ БОГ ВАМ, ВЕТЕРАНЫ, ДОЛГИХ ЛЕТ!». Она же готовит приглашения ветеранам на праздник 9 мая.

3.

Заключительный

Подготовить и провести в интернате 8 мая праздник «Мы – наследники Победы» с приглашением ветеранов и показом снятого фильма

Заключительное мероприятие – проведение праздника «Мы – наследники Победы»

Май, 2015 год

Разработка сценария и подготовка праздника «70 лет со дня Великой Победы» в школе-интернате №6 силами выпускников, проживающих в социальной гостинице, с привлечением воспитанников школы-интерната. Коллективный анализ, оценивание результатов работы.

  1. Результаты работы по проекту

Ожидаемыерезультаты:

Участники проекта – лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получат полезный опыт социальноориентированной деятельности и рефлексии ее результатов, оценки качества созданного социального продукта. После завершения проекта участники смогут продолжать развивать свои творческие способности, участвуя в совместных с воспитанниками интерната мероприятиях.Участники проекта научатся брать ответственность на себя, принимать решения, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим.

Промежуточные результаты:

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимавших активное участие в реализации мероприятий проекта стали более общительны, появилась уверенность в собственных силах, чувство собственной значимости.

Через организацию новой для выпускников деятельности происходит развитие творческих способностей. Этому способствуют мероприятия: коллективное планирование совместных с воспитанниками интерната мероприятий, оборудование интерьера зала для видеосъёмки, подготовка вопросов для интервью и проведение беседы с ветеранами во время видеосъёмки, анализ и обработка отснятого материала, разработка сценария праздника для ветеранов, подготовка к участию в I городском фестивале творчества.

Повышается уровень самостоятельности, уверенности в себе, ответственности. Происходит формирование социально-личностных компетенций: развитие  полезных социальных навыков и умений (коллективное планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, коллективный анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), повышается социальная мобильность;  закрепляются навыки командной работы.

Реально достигнутые результаты:

Выпускники получили полезный  опыт социальноориентированной деятельности и рефлексии ее результатов, оценки качества созданного социального продукта.

Диаграмма 1.

Динамика социально-психологических показателей группы

В результате участия в фестивале творчества «Мы не забыты, мы не одни и это уже Победа», выпускники получили диплом лауреатов I степени в номинации «Хореография».

8 мая 2015 года в интернате прошёл праздник «Мы – наследники Победы» с приглашением ветеранов и показом снятого фильма. Выпускники подготовили и провели концерт,  зрителями которого стали ветераны Великой Отечественной войны и воспитанники школы-интерната. После мероприятия было организовано чаепитие.

Общение выпускников и воспитанников с ветеранами расширило социальную сеть ребят, способствовало развитию у них эмпатии.

Все участники проекта учились коллективному планированию и анализу творческой деятельности. В результате самоанализа своей деятельности участники проекта развили умения управлять своими эмоциями, чувство ответственности, осознали чувство сопричастности к социальным событиям.

Таким образом, работа над социально значимым проектом «Мы – наследники Победы!» стала значимым этапом в жизни выпускников и воспитанников ГОБУ ЯО «Ярославской школы-интерната №6».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных технологий обучения на уроках биологии в условиях реализации ФГОС СПО (из опыта работы).

Современная система образования не возможна без применения современных информационных технологий. Развитие качеств личности зависит от разнообразия видов деятельности. В статье приводится описание лич...

Отчет о социально-значимом межпредметном проекте «Организация деятельности сварочной мастерской в СТО»

Отчет о социально-значимом межпредметном проекте «Организация деятельности сварочной мастерской в СТО»...

Отчет о социально-значимом предметном проекте «Состояние пожарной безопасности Энгельсского политехникума»

Отчет о социально-значимом предметном проекте«Состояние пожарной безопасности Энгельсского политехникума»...

Использование метода проектов в системе среднего профессионального образования (из опыта работы)

Из опыта работы преподавателя экономических и спецдисциплин с использованием метода проектов....