«Возможности использования электронного образовательного ресурса: «Мобильное электронное образование» и интерактивного оборудования в образовательном пространстве дошкольников»
проект

Алтухова Светлана Юрьевна

   В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Образовательный  процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства. Но использование ИКТ должно идти в соответствии с требованиями СанПина, главное не навредить здоровью дошкольника.  

  В соответствии с ФГОС в ДОУ дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Новизна нашего  опыта заключается в использовании  дидактических компьютерных игр, обучающих электронных презентаций, виртуальных экскурсий, интерактивных афиш, электронных архивов,  что позволило совершенствовать формы, методы, приёмы работы по использованию новых информационных технологий в образовательном  процессе, а также материально-технические условия,  нацеленных на активизацию и развитию познавательных способностей дошкольников.

   В МКДОУ Баганском детском саду №2 «Солнышко» 19 педагогов имеют соответствующее педагогическое  образование и проходят своевременно курсовую подготовку. 53% педагогов имеют стаж работы более 20 лет, 47% - молодые педагоги.

   37%-7чел педагогов имеют высшую квалификационную  категорию, 32%-6чел имеют  первую квалификационную  категорию,  27%-5чел  СЗД.

   Педагоги детского сада  стремятся разнообразить формы и методы организации образовательного процесса. В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются электронное образование, которое делает воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным, обеспечивает наглядность оформления воспитательных мероприятий.  В ДОУ информационные и коммуникационные технологии активно привлекаются педагогами для организации эффективного воспитательного процесса, ознакомления родителей с различной информацией, улучшения сотрудничества с ними в ходе образовательного процесса. Компьютерные технологии у нас используются для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.); как средство обеспечения наглядности на педсоветах и родительских собраниях (презентации, видеоролики, фотографии); средство поиска информации; средство коммуникации (сайт детского сада, электронная почта). (Приложение №1)

   В течение двух лет педагоги МКДОУ Баганского детского сада №2 «Солнышко» изучают и используют в работе  электронный  образовательный  ресурс «Мобильное электронное образование» (далее по тексту - МЭО) для дошкольных учреждений. Цель мобильного электронного  образования  -это   создание безопасного онлайн-образовательного пространства, обеспечивающее равную доступность качественных образовательных услуг для всех категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, а также выявление, поддержку и сопровождение высокомотивированных обучающихся, формирование компетенций цифровой экономики в соответствии с задачами стратегии социально-экономического развития страны и города, запросами семей и бизнеса.

     МЭО - это инструмент, который обеспечивает единую методологическую платформу для решения единых задач, достижения дидактических целей для того, чтобы обучение стало системным, а успешность заложена именно в системности.

В библиотеке МЭО представлено для работы 36 тем, 180  занятий. На каждую тему разработано 5 занятий. Тематический план составлен по календарному принципу и соответствует требованиям ФГОС ДО.

Предусмотрено методическое сопровождение для каждого занятия. Подобран хрестоматийный материал по возрастам к каждой теме и продуманы интерактивные мультимедийные объекты. В системе находятся различные интерактивные и анимированные элементы.

В ней соблюдён принцип онлайн-обучения: чем меньше действий совершает пользователь, тем лучше. МЭО удобна тем, что онлайн-занятие наполнено художественным словом (загадки, рассказы, сказки, стихи и т.д.), музыкальным сопровождением, картинами художников, видеороликами, загадками с иллюстрированным ответом, физминутками и многими другими видами деятельности в соответствии с темой занятия. Контент системы, соответствует психовозрастным особенностям воспитанников.

В системе используются разнообразные задания-тренажёры, которые проверяются автоматически. Работа с тренажёрами детям очень понравилась. Во-первых, они воспринимались в качестве игры, а во-вторых подкупала возможность сразу получить объективный результат. Полученный результат помогает не только ребенку «играючи» отслеживать свой прогресс, но и педагогу сформировать индивидуальную образовательную траекторию для каждого.

Предложенный материал МЭО в основном рассчитан для детей 5-7 лет. В целом, МЭО - это удобная платформа для педагога. Позволяет педагогу сократить время на подготовку к занятию. Она позволяет интегрировать все виды образовательной деятельности, повышать мотивацию познавательной деятельности детей.  Дети с радостью участвуют в интерактивных занятиях, увлеченно слушают сказки, песни, учат названия предметов, и многое другое.

В детском саду оборудована интерактивная комната, которая оснащена разнообразными электронными средствами обучения: компьютер,10 детских ноутбуков, проектор, телевизор, фотокамера.

У педагогов есть возможность проводить НОД непосредственно в интерактивной комнате или использовать оборудование в группе, в музыкальном и спортивном зале.

Бесценно .что  родители совместно с ребёнком могут использовать МЭО дома:

-МЭО может служить основным источником научно достоверной и методически грамотно подобранной информации для выполнения домашних заданий, для ликвидации пробелов в знаниях, а также для углубленного освоения предметов.

-МЭО может помочь организовать индивидуальные занятия с детьми (например, домашнее обучение), а также служить инструментом для организации семейного обучения ребёнка или самообразования.

-Интерактивные задания МЭО могут послужить средством дополнительной мотивации ребёнка к обучению.

-С помощью МЭО родитель имеет возможность осуществлять контроль за усвоением ребёнком учебного материала, оперативно отслеживать учебные достижения, принимать участие онлайн-родительских собраниях.

-С помощью МЭО родитель может помогать ребёнку формировать личное образовательное пространство, обучать работе с информацией и повышать собственную ИКТ-компетентность.

Администрация и педагоги  детского сада представляли на  Районном  и областном уровне  опыт о работе с цифровой платформой, о эффективности занятий c воспитанниками, поделились с коллегами своими успехами, сложностями, с которыми мы столкнулись.
  Поскольку содержание системы электронного образования «МЭО – детский сад» реализует задачи и содержание ФГОС дошкольного образования, ее контент не противоречит ни одной программе дошкольного образования, разработанной в соответствии со Стандартом. Значит, реализация «МЭО – детский сад» возможна в любом детском саду, реализующем любую образовательную программу, и сможет обогатить содержание дошкольного образования за счет использования интерактивных заданий, цифровых технологий, понятных детям.

 

     Использование МЭО стало более  эффективным при технической оснащенности детского сада (наличие интерактивного оборудования – интерактивного  стола, интерактивной  песочницы и пр.) и подготовленности педагога в части владения информационно-коммуникационными технологиями.

         В настоящее время информационно-коммуникационные технологии активно внедряются в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций. Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Существуют различные интерактивные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста. Постепенно интерактивные технологии все более плотно входят в жизнь, как взрослых, так и детей. Современное детство уже нельзя представить без технологического оборудования. Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми. Это позволяет вывести обучение на новый уровень и получать положительные результаты. Интерактивная доска или стол  значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.     Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление. К плюсам использования интерактивного оборудования в образовании дошкольников можно отнести следующее:

 -Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства.

-Использование интерактивного стола, как средства демонстрации наглядного материала повышает интерес детей к занятию. Более того, такой способ несет образный тип информации, который хорошо понятен дошкольникам.

 -Возможности манипулировать объектами на экране способны надолго привлечь внимание ребенка.

 -Использование интерактивного стола, как правило, предполагает поощрение ребенка при верном выполнении задания самим компьютером, что является стимулом для познавательной активности, как старших, так и младших дошкольников. (Приложение№2)

        В ДОУ имеется Интерактивный стол, который  представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью, управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Это первый многофункциональный сенсорный стол, позволяющий эффективно вовлекать детей в процесс обучения.  Интерактивный стол специально разработан для детей дошкольного возраста и дает им возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх. Этот стол может выполнять роль компьютера, так как в нем уже встроен процессор, камера и проектор. Стол совместим с ноутбуком, проектором, экраном, интернетом. Работа на интерактивном столе способствует развитию у детей когнитивных, социальных и моторных навыков. И это первый плюс использования данного оборудования. Видно, что дети стеснительные, в обычной обстановке сторонящиеся коллектива сверстников, стали более свободными, раскрепощенными, испытывают удовольствие от работы, а иногда даже проявляют признаки лидерства в групповых заданиях.

         Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песочная терапия — самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Наиболее интересной для ребенка игра с песком становится, если она оснащена инновационными технологиями. Именно таким изобретением является интерактивная песочница, которая также имеется в нашем детском саду.  Интерактивная песочница — это уникальное оборудование, позволяющее перенести песочную терапию на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности дошкольников. Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается в волшебную вселенную. Перед пользователями открываются живописные пейзажи, которые он может перекроить в одно мгновение: выкопать озеро, построить вулкан или даже целый замок. Дошкольники  не просто играют с песком, а на каждом занятии учатся чему-то новому и интересному. Песочница стала для педагогов  просто незаменимой лабораторией, при работе с которой дети в процессе игры познают мир науки. Интерактивная песочница является помощником в образовательном процессе. Она позволяет в режиме реального времени продемонстрировать процессы эволюции земной поверхности, которая происходила в течение многих миллионов лет, увидеть ледниковый период и извержения вулкана. Также можно изучать цвета, формы, размеры предметов, группировать по нескольким сенсорным признакам. Параллельно с этим важно помогать, детям делать, самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Параллельно можно описать на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием. Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет. Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека, а выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ребенок неоднократно создает свой мир из песка, — разрушает его, — создает новый — снова и снова. Благодаря этому уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения — это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит. Занятия в песочнице уменьшают у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях. Использование в образовательном процессе интерактивной песочницы позволило существенно повысить мотивацию детей детского сада к занятиям, а также поспособствовала более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов, закрепление пройденного материала. А главное научила ребят работать в команде и уважать труд товарищей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no2.docx1.2 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование электронных образовательных ресурсов в современном образовательном процессе.

Применение электронных образовательных ресурсов сегодня необходимо, так как именно они позволяют сделать обучение более разнообразным, а правильная методическая организация работы с ними способствует ...

Использование электронный образовательных ресурсов в образовательном процессе

Перечень ЭОР, используемых в образовательном процессе...

Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

В работе преподавателя часто приходится обращатся к опыту других людей. Для этого я использую совершенно разные электронные образовательные ресурсы....

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор"  Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса"  (Сиде...

Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)

Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса"  (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)...

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ: СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПОСТЕРОВ С ПОМОЩЬЮ WEB-СЕРВИСА «LEARNINGAPPS.ORG»

В статье приведена сравнительная характеристика применение  технологии использования клипового мышления на уроках истории,  во благо в контексте минимакса....

Щукина Л.М. Доклад Использование электронных образовательных ресурсов в современной системе образования

Доклад Использование электронных  образовательных ресурсов в современной системе образования...