Главные вкладки

    Мастер-класс «Современные педагогические технологии в образовательном пространстве образовательного учреждения»
    методическая разработка на тему

    Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

    Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс

    «Современные педагогические технологии в образовательном пространстве образовательного учреждения»

                                             Разработала методист ГБПОУ КК АТОиИТ

                                             методист Плешкова О.Г.

    Цель: повышение эффективности обучения учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

    Задачи:

    • повысить свой уровень самообразования, освоив современные технологии обучения;
    • применить полученные знания на практике;
    • определить эффективность современных педагогических технологий;
    • повысить качество образования учащихся.

    Предмет исследования: современные педагогические технологии.

    Гипотеза исследования: обучение и развитие личности обучающегося будет более глубоким и полным, если преподавателями будут освоены, эффективно внедрены и непрерывно использованы новые педагогические технологии.

    Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы профессионального  образования, которая считается важной ступенью  в раскрытии потенциальных возможностей будущего специалиста. Этот подход ставит высокие требования к системе профессионального образования. Происходит поиск более эффективных технологий, использование современных, уже отработанных технологий, а также психолого-педагогических подходов к данному процессу.

    Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ученика  и его способностей.

    Так что же такое “технология”, в чём её отличие от методики?

    Технология – греч. слово – означает “мастерство, искусство” и “закон науки” - это наука о мастерстве.

    На данный момент существует несколько определений педагогических технологии, мы выберем на сегодня самую развёрнутую:

    Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

    Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.

    Отличия от методики:

    Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована любым педагогом. Технология включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.

    Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к обучающемуся и т.д.

    Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

    - необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

    - осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;

    - возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия педагога и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

    Почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта? Причин такого явления немало. Одна из них сугубо педагогическая – низкая инновационная квалификация педагога, а именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, вести внедренческий эксперимент, диагностировать изменения. Одни преподаватели к инновациям не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически. В последние годы педагоги стараются повернуться лицом к обучающемуся, внедряя личностно-ориентированное, гуманно-личностное и прочее обучение.

    В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ученика в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования,  более эффективного использования времени.

    Требования к педагогу.

    Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности. Спрос на мастеров обучения всегда высок. Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя принципиально – различающимися технологиями: продуктивной (предметно - ориентированной), щадящей (личностно - ориентированной), технологии сотрудничества.

    Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об “авторской” технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

    Использование технологий на практике.

    Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля. Любая педагогическая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.

    Технологии интерактивного обучения. 

     Позволяют реализовать качественно новую эффективную модель построения воспитывающей среды. Они направлены на организацию комфортных условий воспитания и развития учеников, в которых активно реализуются взаимодействие, взаиморазвитие и взаимообогащение. Учат умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах, развивают коммуникацию, воспитывают толерантность, способствуют формированию социальной позиции в дальнейшем.

    1. Работа в парах.

    2. Карусель.

    4. Работа в малых группах.

    5. Аквариум.

    6. Мозговой штурм.

    7. Ролевая (деловая) игра.

    8. Мастерская.

    Технология ИКТ – интерактивная технология.

    ИКТ – это обобщенное понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

    Это с одной стороны – компьютер, с другой – коммуникация.

    Это использование телевидения, DVD, CD, радио, планшетов, СМИ, компьютера, телефона, игровых приставок.

    Современный образовательный процесс нельзя представить без использования мультимедийных технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив педагога и обучающегося.

    С точки зрения использования ИКТ на занятии, представляется целесообразным разделить их на четыре группы. Принадлежность урока к той или иной группе обусловливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.

    1. Занятия демонстрационного типа - презентация.

    2. Занятия – викторины, тесты.

    Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Сегодня педагоги сами разрабатывают и создают компьютерные варианты различных тестов и использовать их на своих занятиях.

    3. Обучающие компьютерные игры.

    1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

    2. "Говорящие" словари иностранных языков.

    3.  Обучающие программы  .

    5. Работа с родителями.

    Самопрезентация педагога, создание портфолио ученика и педагога. Педагог может размещать консультации, обмениваться фотоматериалами, давать объявления, проводить диспуты на сайтах ОУ, или в соц. сетях.

    6. Использование для профессионального роста педагога.

    Сбор и хранение информации, участие в конкурсах различного уровня, собирая материал для портфолио. На сайте ОУ можно сделать методическую  копилку, куда педагоги могут складывать информацию.

    Использование ИКТ - технологий на уроке позволяет:

    • активизировать познавательную деятельность учащихся;
    • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
    • повысить объем выполняемой работы на уроке;
    • усовершенствовать контроль знаний;
    • сформировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
    • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
    • И, как следствие всех этих составляющих, имеет место повышение качества знаний учащихся.

    Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе .

    МНЕМОТЕХНИКА - искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной), но и мышления, внимания, воображения.

    Данную технологию мы с легкостью включаем во все виды занятий.

    Приёмы мнемотехники широко использую на занятиях образовательного цикла. Благодаря обучению учащихся мнемотехническим приемам отмечена положительная динамика качества знаний по некоторым предметам. Важнейшие принципы мнемотехники.

    В основе развития памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того, чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь своё воображение. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

    Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал “легкоусвояемым”.

    Технология проектов.

    Трудно представить работу современного педагога без использования проектирования в своей работе. Проектной деятельностью мы занимаемся ни один год.

    Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.

    В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой учащихсяч, педагогов и родителей.

    Основное предназначение метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

    Преимущества проектного метода:

    • является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

    • повышает качество образовательного процесса;

    • служит развитию критического и творческого мышления.

    • способствует повышению компетентности педагогов.

    Недостатки: - недостаточный уровень сформированности у учащихся умений исследовательской деятельности

    Алгоритм работы над проектом: выбор темы, тематическое планирование, организация окружающей среды, совместная работа педагогов с учащимися.

    В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у учащегося, раскрывается его индивидуальность.

    Проекты семейные, личностные, коллективные, групповые.

    Подведение итогов

    Анализ сущности педагогических технологий позволяет сделать следующие выводы:

    - педагогические технологии ориентированы на обучаемых и нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности;

    - педагогические технологии позволяют достигать целей обучения путем развития личности; за счет усвоения ею целей и объективного контроля и самоконтроля за качеством профессионального образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного профессионального образования

    В статье "Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного  профессионального образования" рассказывается об  ообоснованном выборе   возд...

    Мастер - класс Метод проекта на уроках музыки как современная педагогическая технология

    Метод проекта на уроках музыки как современная педагогическая технология...

    «Использование современных педагогических технологий, в том числе информационно – коммуникационных в образовательном процессе»

    Основным направлением федеральной и региональной политики в сфере образования является: формирование у обучающихся ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, социальн...

    Мастер-класс по теме:«Использование технологии интеллект-карт в воспитательном и образовательном пространстве ОУ»

    Интеллект –карта является разработкой известного писателя и консультанта по вопросам интеллекта Тони Бьюзона. Интеллект-карта – это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать и об...

    Мастер-класс "Реализация элементов дистанционного обучения для создания инновационной образовательной среды"

    Мастер-класс "Реализация элементов дистанционного обучения для создания инновационной образовательной среды"  1 марта 2019 года преподаватели техникума приняли участие в мастер-кла...

    Современные педагогические технологии в образовательном процессе

    Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшен...

    Мастер-класс «Веб-квест как форма создания цифрового пространства в системе СПО»

    19 марта 2020 года преподаватель Кравцова О.И. провела мастер-класс по теме «Веб-квест как форма создания циф рового пространства в системе СПО», на котором на примере созданного ею веб-кв...