«Использование современных педагогических технологий, в том числе информационно – коммуникационных в образовательном процессе»
методическая разработка на тему

Сторублева Ирина Николаевна

Основным направлением федеральной и региональной политики в сфере образования является: формирование у обучающихся ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций. Современный и будущий работодатель заинтересован в таком работнике, который способен:

- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. Исходя из выше изложенного, появляется необходимость в разработке учебно – методического комплекса для формирования профессиональных и общих компетенций обучающихся на уроках производственного обучения.

Избранная мною тема является актуальной, так как ее разработка обусловлена требованиями современного общества, озабоченного подготовкой молодого поколения к активной жизненной позиции в социальном и профессиональном плане.

Основными учебными заведениями, в которых осуществляется подготовка молодых специалистов, обладающих глубокими знаниями, прочными умениями являются, профессиональные училища и техникумы. Успех обучения и воспитания во многом зависит от того, насколько рационально организована учебная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab_ikt.docx68.1 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение среднего профессионального образования

«Цивильский аграрно-технологический техникум»

Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Использование современных

педагогических технологий,

в том числе информационно – коммуникационных

в образовательном процессе»

Разработал: старший мастер

АУ Чувашской Республики СПО «ЦАТТ» Минобразования Чувашии

Сторублева Ирина Николаевна

Цивильск, 2013

Содержание

Стр.

1

Введение

3

2

Основная часть

5

3

Заключение

12

Список используемой литературы

13

Приложение

14

Введение

Основным направлением федеральной и региональной политики в сфере образования является: формирование у обучающихся ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций. Современный и будущий работодатель заинтересован в таком работнике, который способен:

- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. Исходя из выше изложенного, появляется необходимость в разработке учебно – методического комплекса для формирования профессиональных и общих компетенций обучающихся на уроках производственного обучения.

Избранная мною тема является актуальной, так как ее разработка обусловлена требованиями современного общества, озабоченного подготовкой молодого поколения к активной жизненной позиции в социальном и профессиональном плане.

Основными учебными заведениями, в которых осуществляется подготовка молодых специалистов, обладающих глубокими знаниями, прочными умениями являются, профессиональные училища и техникумы. Успех обучения и воспитания во многом зависит от того, насколько рационально организована учебная деятельность.

Специфика профессии мастера производственного обучения заключается в том, что через каждые 1 (3) года необходимо начинать обучение новых учащихся (новый набор). Каждый «новый набор» всегда начинается с изучения контингента учащихся (изучаются их аттестаты, характеристики с места учебы и т.д.). Для изучения своих учащихся я использую такие методы как:

- наблюдение за учащимися,

- беседа с учащимися,

- анкетирование и тестирование (приложение 1),

- поручения отдельным учащимся и всей группе.

Так же я обращаю внимание на поведение учащихся на уроках и вне учебного времени. В результате можно сделать выводы об уровне сформированности общих компетенций. Это такие умения как:

-учебно - организационные (планирование своей деятельности, создание условий труда и.т.д.);

- учебно - информационные (умение работать с книгой, писать рефераты, пользоваться справочной литературой и.т.д.);

-учебно - интеллектуальные (умение мотивировать свою деятельность, воспринимать информацию, самостоятельно выполнять упражнения и т.д.).

Как показывают опыт работы, результаты анкетирования, тестирования, целевых бесед, большинство учащихся, поступающих в учебное заведение, имеет низкий и средний уровень развития этих умений.

Низкий уровень характеризуется деятельностью учащихся путем проб и ошибок, нет самостоятельности в работе, требуется постоянный контроль со стороны мастера. Работают в основном опираясь на бытовые знания.

Средний уровень характеризуется самостоятельностью при выполнении не сложных работ, но все, же требуется участие мастера. У них выражены отдельные общие умения, например, умение планировать свой труд, организаторские умения.

Поэтому свою работу мастер должен организовать таким образом, чтобы повысить эти уровни, так как любое умение включает знания и навыки, и формируется на основе уже имеющихся знаний и навыков, приспосабливая их к новым условиям.

Работая над данной проблемой, я выявила психолого- педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности:

- целенаправленное формирование познавательной активности и самостоятельности на уроках теоретического и производственного обучения;

- подготовленность мастера к формированию у учащихся познавательной активности и самостоятельности;

- использование методов и приемов активизации учащихся в учебном процессе;

- использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.

Так же я определила признаки познавательной активности и самостоятельности:

- желание глубже понять не только усвоенные знания, но и способы добывания, умение самостоятельно мыслить (учащиеся должны не только хорошо понимать последовательность обработки, но и то, почему именно таким способом выполняется);

- потребность в знаниях;

- способность высказывать свою точку зрения и.т.д.

Показателями познавательной активности и самостоятельности является:

- прилежание;

- осознанность учения;

- творческие проявления;

- самостоятельность при решении учебно – производственных задач.

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям.

Традиционные педагогические технологии бесспорно, имеют свои положительные стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения. Традиционные технологии апробированы годами и позволяют решать многочисленные задачи, которые были поставлены индустриальным обществом конца XIX – середины ХХ века. В этот исторический период актуальными были задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения каждого образованного индивида в процесс массового производства. Индустриальное общество нуждалось в огромном количестве квалифицированных рабочих и инженеров, владеющих современными технологиями. Естественно, что в этот период образование решало вполне определенные задачи (и решало их, надо заметить, весьма успешно).

В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

В создавшихся условиях естественным стало появление и широкое распространение разнообразных педагогических технологий в образовательном процессе.

2. Основная часть

2.1 Личностно ориентированное обучение

Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого. Следует заметить, что на настоящий момент применяются различные виды личностно ориентированных технологий, как более или менее универсальных, так и частнопредметных узкоспециальных, либо альтернативных. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт обучающихся.

При этом перед мастером производственного обучения встают новые задачи:

- Создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе группы.

- Стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.

- Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего обучающемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания

- Оценка деятельности обучающихся не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения

- Поощрение стремления обучающегося находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других обучающихся в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

- Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению.

Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

2.1.1 Обучение в сотрудничестве

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

- Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;

- Актуализируются полученные опыт и знания;

- Каждый обучающийся имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

- Повышается ответственность за результат коллективной работы;

- Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

На уроке мастер не в состоянии оказать помощь каждому конкретному ученику. Эту ответственность ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах (бригадах) и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. Когда учащиеся разбиваются по бригадам, рядом всегда есть товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, или обсудить решение очередной задачи. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности за свои успехи, и за успехи товарищей. В процессе обучения ошибаются все. Только одним нужно больше времени и усилий, чтобы овладеть материалом, другим меньше. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Мастер приобретает роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать новые знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, решать возникающие проблемы. Индивидуальная самостоятельная работа, совместная работа в группах - такова дидактическая взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве. (Приложение 2).

2.1.2 Дифференцированный подход к обучению

Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития обучающихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого обучающегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности обучающихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

В 2005 году я прошла подготовку по программе Международного центра развития модульной системы обучения  «Методика профессионального обучения «Модули трудовых навыков» (МТН)» и получила сертификат, который дает право внедрять и использовать МТН – подход при подготовке специалистов в учебных заведениях. На уроках производственного обучения я часто использую учебные элементы, предложенные Международным центром развития модульной системы обучения (Проект МОТ). Программа разработана в соответствии с методикой профессионального обучения «Модули трудовых навыков» (МТН) с целью удовлетворения потребности в гибком, эффективном и индивидуальном обучении. Каждая программа содержит модульные блоки. Для обучения выполнения модульных блоков разработаны учебные пособия - учебные элементы. Учебные элементы - это учебная брошюра, которая включает в себя:

-четко сформулированную цель обучения,

-перечень необходимого оборудования,

-перечень сопутствующих учебных элементов,

-проверку усвоения учебного материала.

Процесс обучения построен таким образом, что вначале осуществляется входной контроль, и уже на основе результатов входного контроля составляется индивидуальная программа обучения.

В ходе обучения выполняется трехступенчатый контроль усвоения материала:

-проверка усвоения после изучения каждого учебного элемента

-промежуточные квалификационные испытания (после изучения модульного блока)

-заключительные квалификационные испытания.

Таким образом строится обучение по данной программе.

На уроке отводится время учащимся для самостоятельного изучения учебных элементов и ответов на вопросы. Если возникают вопросы в ходе изучения нового материала, учащиеся, конечно же, могут обратиться за помощью к мастеру. Каждый обучающийся выбирает свой модульный блок и те учебные элементы, которые желает изучить, свой «темп» работы и работает независимо от остальных обучающихся в группе. Мастер контролирует учебный процесс и имеет возможность уделять больше внимания отдельным обучающимся, нуждающимся в его помощи.

Использование таких учебных элементов способствует развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках производственного обучения, у них развиваются творческое мышление и умение работать с текстом, что немаловажно при подготовке конкурентоспособных специалистов. (Приложение 2).

2.1.3 Игровые технологии

Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр.

В отличие от игры вообще, педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Используются активные методы проведения занятий: конкретные ситуации, «мозговые атаки», нестандартные формы уроков: уроки — соревнования, уроки КВН, уроки — КИТ (конкурс, игра, творчество), уроки — зачёты и т. д. От традиционных методов и форм обучения их отличают ряд особенностей. Среди них: во-первых, процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности. Во-вторых, традиционные методы ориентированы на индивидуальное обучение, активные — на выработку решений, как правило, коллективных. В-третьих, активные формы и методы проведения занятий создают определённый эмоциональный настрой игроков. Процесс обучения становится более творческим, увлекательным.

Творчество — весьма надёжный резерв повышения мыслительной и трудовой деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и в будущей работе специалиста. Умение творить повышает у специалистов рейтинг на рынке труда, что является важным фактором на современном этапе социального развития.

Свою задачу мастер видит в том, чтобы добиваться максимальной активизации познавательной деятельности учащихся, развивать у них активное мышление, мастер указывает необходимые для этого приёмы и методы. Каждый урок проводит так, чтобы один не был похож на другой. Вот некоторые из них: УРОКИ КИТ (Конкурс, игра, творчество)
Эти уроки дают возможность повторить темы и целые разделы курса.

Проводятся в шесть этапов. Группа делится на две подгруппы.

Первый этап - разминка «Рассказ-эстафета»: даётся задание составить рассказ по пройденной теме (один учащийся начинает рассказ, другой продолжает и т.д.). Например, при изучении темы «Пошив мужских брюк». Рассказать последовательность обработки заднего кармана брюк.

Второй этап. Проверка домашнего задания. В этом конкурсе каждой подгруппе надо сыграть определенную сценку, например, диалог портного и заказчика «Выбор модели мужских брюк».

Третий этап — выполнение практических заданий методом эстафеты. Например, каждая подгруппа должна выкроить детали для обработки клапана и выполнить его обработку, соблюдая все технические условия.

Четвёртый этап — конкурс «Угадай» - проверка домашнего задания. В ходе игры каждая участница подгруппы задаёт по вопросу участникам другой подгруппы.

Пятый этап — конкурс «Художников». Представитель из подгруппы «Художник» изображает дефект, возникающий при пошиве изделия, на бумаге, а представители из другой подгруппы должны ответить, что это за дефект, причину возникновения и способы его устранения. Например, расходятся швы передних половинок брюк.

Шестой этап — практическое выполнение задания урока.

Заключительный этап урока — подведение итогов урока.

УРОКИ-ЗАЧЁТЫ.

Как правило, на таких уроках я использую взаимоопрос учащихся. В начале урока сдают зачет мастеру 3-4 учащихся, наиболее хорошо усвоивших эту тему. Они становятся главными зачётной комиссии, выбирается председатель и далее группа сдаёт зачёт этой комиссии. Все вопросы делятся на две группы: в первую входят теоретические вопросы по теме, во вторую — практический показ выполнения. Эти вопросы появляются на слайдах. Учащиеся готовятся и отвечают членам комиссии. Затем получают практическое задание. После выполнения практического задания сдают работу членам комиссии. Оценка проставляется членами комиссии на карточках с номерами вопросов, затем по ходу работы в специальную ведомость по трём заданиям (третье задание - выполнение практического задания урока), а в конце урока мастер выводит итоговую оценку в журнале. Просто и результативно! Такие уроки-зачёты я рекомендую проводить в тренировочный период обучения на первом курсе.

УРОК – СОРЕВНОВАНИЕ.

Цель- закрепление и углубление полученных знаний, умений и навыков при выполнении практической работы. Заранее формируются команды и жюри.
Начинается урок сообщением темы и цели урока. Урок — соревнование состоит из четырёх заданий.

Первый этап — проверка теоретических знаний. При помощи карточек- заданий (учащиеся отвечают индивидуально).

Второй этап - конкурс между командами. По методу телеигры «Своя игра» участники команды в течение одной минуты отвечают на вопросы по данной теме, заранее составленные мастером производственного обучения.

Третий этап — практическое выполнение задания командами игры. Завершается урок подведением итогов и объявлением команды победительницы.

Профессиональная подготовка отмечает, что универсальных методов производственного обучения нет. Строгого определения эффективных методов так же не существует. Эффективность методов определяется, прежде всего, тем, насколько они способствуют осуществлению задач, поставленных на современном этапе перед профессиональной школой.

(Приложение 3)

2.1.4 Метод проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов обучающихся, дающий возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. (Приложение 4)

На уроках производственного обучения мы чаще всего используем долгосрочные проекты при подготовке к итоговой аттестации. Работая в группе по подготовке рабочих по профессии «Художник по костюму» учащиеся разрабатывают такие проекты «Проектирование и изготовление женского комплекта», «Проектирование и изготовление женского ансамбля», «Проектирование и изготовление женского костюма» и т.д.

2.2 Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся

Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.

Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при производственном обучении. Эффективность применения компьютеров в учебном процессе зависит от многих факторов, в том числе и от уровня самой техники, и от качества используемых обучающих программ, и от методики обучения, применяемой мастером производственного обучения.

В современной учебной мастерской (как, впрочем, и в любом другом учебном кабинете) должны использоваться не только различные установки и приборы для проведения демонстрационных экспериментов, но и вычислительная техника с мультимедиа проектором или демонстрационным экраном. К сожалению, не в каждом техникуме имеется такая возможность, тем не менее, компьютеризация учебных заведений ускоряется, пополняется парк компьютеров, и. видимо, в ближайшее время оснащение кабинетов персональными компьютерами станет вполне реальным.

Что касается новых информационных технологий, в первую очередь, Интернет - технологий, то здесь появились и проблемы, связанные с широко применяемой реферативной работой учащихся. Чтобы избежать “скачивания” материала из ресурсов Интернета либо использования имеющейся базы готовых рефератах на различных носителях информации, темы реферата формулируются так, чтобы учащийся, по крайней мере, воспользовался различными источниками, выбрав оттуда материал, соответствующий предложенной теме. Большую пользу может принести использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника.

Но Интернет - технологии не столь важны для работы на уроке. Скорее, они помогают как мастеру, так и ученику при изучении какой-либо темы, предоставляя обширный учебный или методический материал. Во время урока компьютер целесообразно использовать, как уже указывалось, для активизации познавательной деятельности учащихся. В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, электронных учебников (Например, «Портной закройщик, модельер», «Конструирование и пошив детской одежды», «Конструирование и пошив женской верхней одежды», «Конструирование и пошив одежды на нестандартную фигуру»), к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым педагогу. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

Разнообразный иллюстративный материал, электронные презентации поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.

Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Бесспорно, что компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. (Приложение 2)

2.3 Использование информационных технологий для реализации целей педагогических технологий

Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходит для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.

При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более “слабых” в этом отношении учащихся.

Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.

Обучение в сотрудничестве с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.

Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Мастер производственного обучения формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения. В моей практике немало примеров того, как ученик, показывавший весьма посредственные знания, создавал самостоятельно и уверенно представлял на уроке самостоятельно подготовленный материал высокого уровня, зачастую выходящий за рамки учебной программы. Уверенное владение компьютером позволило такому ученику повысить свою самооценку и, к тому же, расширить кругозор и почерпнуть новые для себя знания.

Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”.

Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности как педагогу, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с педагогом, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, тесты также могут быть представлены в игровой форме. При неправильном ответе в ряде учащийся может услышать смешной звук или увидеть неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден – ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызовет у ученика стресса или отрицательных эмоций.

Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Как уже упоминалось выше, подобные проекты могут быть выполнены с помощью информационных технологий (здесь, кстати, неоценимую помощь может предоставить Интернет). Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же ученик владеет не только основными средствами работы с информацией, но и более сложными программами, то в этом случае возможно создание поистине уникальных проектов.

Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.

Заключение

Таким образом, использование новых образовательных технологий дает новые возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка, развития взаимоответственности, для повышения качества обученности на базе отработки образовательных стандартов, развития исследовательских навыков в процессе обучения, подготовки образовательной базы для дальнейшего обучения. Использование информационных технологий обучения оказало сильное влияние на изменение содержания, методов и форм обучения. Результаты этих изменений можно сформулировать следующим образом:

- активно развиваются интеграционные процессы по направлениям «предмет» - «предмет», «обучение» - «воспитание»;

- ознание мира осуществляется в результате создания его модели, а не путем традиционного заучивания;

- целью обучения становится формирование личности обучаемого, а не просто приобретение знаний, умений, навыков.

Основным фактором, обеспечивающим эффективность образовательного процесса, является личностная включенность обучающихся в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. С этой целью в образовательном пространстве можно использовать следующие ресурсы:

Первый ресурс – интерес нового поколения к компьютерным технологиям.

Второй ресурс – повышение компьютерной грамотности и самообразование педагогов, их стремление  и способность преобразовать свое отношение к прошлому, настоящему и будущему. В новых информационных условиях ученики сотрудничают с педагогами на равных.

Компьютерные технологии открывают новые возможности в образовательном процессе (см. далее схему).

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. 

Список используемой литературы

1. Андреев Ф.В. Формирование творческой активности школьников в контексте совершенствование урока. Диссертация кандидата педагогических наук. Чебоксары, 2008

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 2010. – 190 с.

3. История педагогической технологии. Сб. науч. трудов. Отв. ред.: Плохова М.Б., д.п.н., Фрадкин Ф.П., д.п.н. – М.:НИИ АПН, РСФСР, 1992.–246с.

4. Краснова Е.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Чебоксары, 2007.

5. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта).- М.: Просвещение, 2002. – 263 с.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.- М.: Народное образование,2008. – 194 с.

7. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника. – М.: Педагогика, 2002. – 89 с.

.

Возможности использования компьютерных технологий

Приложение № 1

Анкета для учащихся

Подумайте и оцените в какой степени Вы владеете тем или иным умением:

1. Умение анализировать:

А) умею;

Б) частично умею;

В) не умею;

2.Умение выделять главное 

А) умею;

Б) частично умею;

В) не умею;

3. Умение систематизировать, классифицировать.

А) умею;

Б) частично умею;

В) не умею;

4. Умение обосновывать свои мысли.

А) умею;

Б) частично умею;

В) не умею;

5. Умение делать выводы, обобщать.

А) умею;

Б) частично умею;

В) не умею;

6. Умение сравнивать, проводить аналогию.

А) умею;

Б) частично умею;

В) не умею;

7. Умение видеть и исправлять собственные ошибки и ошибки товарищей.

А) умею;

Б) частично умею;

В) не умею;

8. Умение оценивать качество своей работы.

А) умею;

Б) частично умею;

В) не умею;

9. Умение самостоятельно учиться, приобретать знания и умения.

А) умею;

Б) частично умею;

В) не умею;

10. Умение планировать свою деятельность.

А) умею;

Б) частично умею;

В) не умею.

Приложение 2

План урока.

Тема учебной программы: Ремонт и обновление одежды

Тема урока: Ремонт и обновление одежды

Цели урока:

-обучения:

ознакомить учащихся с видами ремонта и обновления одежды;

формирование приемов выполнения обновления легкой одежды;

закрепление знаний, полученных на уроках теоретического обучения;

-воспитания: воспитание творческого подхода к выполняемой работе, аккуратности и самостоятельности;

-развития: развития навыков познавательной активности, умение работать с печатным текстом.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: практическая работа        

Методы:

-обучения: монологический, исследовательский, показательный;

-преподавания: информационно- сообщающий, побуждающий;

-учения: исполнительный, частично-поисковый;

-воспитания: убеждение, поощрение.

МТО урока:

1.Учебные элементы 21-02 (ПЛП)-10 шт.        

2.Экспонаты изделий в натуральную величину после ремонта и обновления.

3.Морально устаревшие изделия в натуральную величину для выполнения обновления ( женские юбки)- 12 шт.

4.Карточки- задания для выполнения эскизов.

5.Инструменты и приспособления, чертежные принадлежности.

6.Компьютер, интерактивная доска, проектор и слайды.

7.«Направление моды на будущий сезон» (сайты: www evro – moda. ru;

www womenclub.ru /stile/; www moda- onlain. ru)

8.Реферат: «Рекомендации по коррекции фигур»

9.Реферат «Зрительные иллюзии»

10.Журналы мод.

11.Альбом-каталог «Машинная вышивка».

12. «Комплекс упражнений для глаз» (сайт: Aif.ru)

13.Электронные учебники: «Портной-закройщик –модельер»,

 «Швея-закройщик-модельер»

14.Плакаты: «Виды ремонта», «Обновление детской одежды»,

 «Экран показателей».

Ход урока:

I.Организационная часть:

-приветствие учащихся,

-проверка присутствующих

- проверка готовности к уроку

II. Сообщение темы и целей урока, объяснение хода урока.

III.Актуализация опорных знаний.

IV. Изучение новой темы.

V.Закрепление новой темы.

VI.Выдача задания.

VII Самостоятельная работа учащихся.

VIII Подведение итогов работы.

Приложение 3

План урока

Тема урока: Разработка различных моделей платья на одной конструктивной основе.

Цели урока:

Обучение – формировать профессиональные навыки моделирования изделий на одной конструктивной основе для последующего применения в практической деятельности;

Воспитание – формировать творческое отношение к труду, самостоятельность, воспитывать навыки само - и взаимоконтроля;

Развитие – развивать внимание, наблюдательность, фантазию, способствовать развитию творческого мышления.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Вид урока: Организационно – мыслительная игра «Мозговая атака». Практическая работа.

Методы:

Обучение – исследовательский, показательный;

Преподавания – побуждающий, объяснительный;

Учения – исполнительный, частично-поисковый;

Воспитания – убеждения, поощрения.

Материально – техническое и дидактическое оснащение урока:

  • чертеж основы платья (на доске) -2 шт.;
  • зарисовка модели;
  • чертеж основы платья в масштабе 1:4 – 12 шт.;
  • зарисовка модели – 12 шт.;
  • карточка- задание для практической работы – 12 шт.;
  • лекала основы платья 38-го размера;
  • бумага, чертежные принадлежности, ножницы;
  • изделия в натуральную величину.

Ход урока.

1. Организационная часть: 2 мин

2 .Сообщение темы и целей урока, объяснение хода урока.

3.Актуализация опорных знаний (проводится в игровой форме в пять этапов):

I этап Введение в игру(5 мин.):

а) разделение группы на две команды;

б) распределение ролей;

в) выдача задания и целей урока.

II этап «Мозговая атака»(10 мин.):

а) подача идей(5 мин);

б) отбор правильных вариантов(5 мин);

III этап «Синтез»(10 мин):

Обсуждение идеи и её оформление.

IV этап Конкурс(5 мин).

Обоснование своей идеи.

V этап Итоги.(15 мин)

Выступление экспертной группы. Обобщение итогов игры.

4. Изучение новой темы.

5. Закрепление новой темы.

6. Выдача задания.

7. Самостоятельная работа учащихся.

8. Подведение итогов работы.

Приложение 4

План урока.

Тема программы: Изготовление мужской и женской одежды без примерки.

Тема урока: Обработка карманов хопчатобумажного халата. 

Цели урока:

Дидактическая цель – формировать у учащихся умения технологически правильно и последовательно обрабатывать накладные карманы.

Задачи:

1. Повторить и закрепить ранее полученные знания и умения на уроках производственного и теоретического обучения;

2. Научить самостоятельно выбирать вид и способ обработки накладного кармана.

3. Научить подбирать вид отделки в соответствии с направлением моды.

Развивающая цель - способствовать развитию творческого мышления.  

Задачи:

1. Формировать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обобщать и синтезировать.

2. Развивать внимание, наблюдательность и навыки самоконтроля.

3.Развивать эстетический вкус.

4. Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная цель - воспитывать сознательное отношение к выполняемой работе.

Задачи.

1. Воспитывать у учащихся ответственность за своевременное и качественное выполнение работы.

2. Воспитывать аккуратность и добросовестное отношение к работе.

3. Воспитывать толерантное отношение к окружающим.

4. Воспитывать активность на уроке.

Тип урока - выполнения простых работ комплексного характера..

Вид урока - Урок  практическая работа.

Методы обучения - показательный, диалогический, исследовательский.

Методы преподавания - объяснительный, побуждающий.

Методы учения - частично-поисковый, практический.

МТО урока:

  1. Изделие на манекене
  2. Натуральные образцы кармана
  3. Инструкционная карта «Технологическая последовательность обработки накладного кармана»
  4. Электронная презентация «Виды карманов»
  5. Криптограмма
  6. Инструменты и приспособления
  7. Крой халата – 12 шт.
  8. Кружева, специальная тесьма.

ХОД УРОКА:

1. Организационная часть:

а) приветствие с учащимися;

б) проверка присутствующих;

в) проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний учащихся.

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Изложение нового материала.

5. Закрепление темы урока

6. Самостоятельная практическая работа учащихся.

7. Подведение итогов урока и объявление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний студентов, при использовании телевизионных средств обучения в образовательном процессе с целью дополнения информационного пространства учащегося.

Данный материал, рассказывает о образовательных возможностях современного телевидения и вариантах его использования в современном учебной процессе....

Методическая разработка на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе.»

на тему:    «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения  и в воспитательной работе....

Презентация по теме «Нормативно - правовые документы, рекомендации, регламентирующие использование информационно–коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО"

Презентация по теме «Нормативно - правовые документы, рекомендации, регламентирующие использование информационно–коммуникационных технологий в образовательном  процессе ДОО"...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Современные образовательные и информационно- коммуникационные технологии как фактор повышения качества образовательного процесса.Современный педагог должен быть мобильным и отвечать запросам стремител...

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Именно использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащи...

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Программа стажировки учителей технологии образовательных организаций основного образования

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕПРОГРАММАПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Программа стажировки учителей т...

Использование информационных технологий в образовательном процесса СПО

В работе анализируется опыт использования информационно-коммуникационных технологий в ГБПОУ СО «Сызранском колледже искусств и культуры им. О.Н. Носцовой»  г.о. Сызрань, который позво...