Использование информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
рабочая программа

Яненко Елизавета Викторовна

Целью работы при использовании ИКТ в ООД, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно- образовательный процесс информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ

в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

 Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная

проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные

технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов

передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает

самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе

современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в

ДОУ и повысить его эффективность.

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном

образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким

распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых

технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса

обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и

удобно для современного педагога.

Что такое ИКТ?

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих

хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение

эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства

напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия

человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер

занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное,

высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание

и стремление освоения ИКТ.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:

привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

формировать информационную культуру у детей;

активизировать познавательный интерес;

реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);

ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное

пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с

трансляцией своего опыты работы.

ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях,

например видео - мастер - классы, вебинары и др.

значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая

информация составляется и хранится в электронном виде;

меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к НОД.

с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: используются

электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой,

обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты.

Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.

ИКТ - это, прежде всего:

преобразование предметно-развивающей среды,

создание новых средств для развития детей,

использование новой наглядности,

дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании,

разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации,

видеоматериалы),

в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный

способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий,

доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода,

поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически

любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации.

Применение ИКТ:

1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с

детьми и для оформления стендов, группы.

2. Подбор дополнительного познавательного материала.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчѐтов.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной

организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе

проведения родительских собраний.

6. При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога

появляется больше свободного времени.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно

повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в

цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей,

активизации умственной деятельности.

Сегодня ИКТ позволяет:

• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так

как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.

• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует

наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал

ими.

• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной

активности, навыков и талантов.

• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

 Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании

позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние

на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия

с еѐ использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники

позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и

творческие задачи с опорой на наглядность.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него

развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию

результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению

творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения

дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

1. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует

повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует

эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

2. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию

материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного

возраста.

3. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира,

наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг

Солнца, движение волн, вот идѐт дождь;

4. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и

увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта

и т.д.);

5. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей

огромный интерес.

6. Несѐт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.

7. Проблемные задачи, поощрение ребѐнка при их правильном решении самим компьютером

являются стимулом познавательной активности детей.

8. Ребѐнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.

9. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в

том, что он многое может.

10. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной

жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

11. Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребѐнка за ошибки, а ждѐт, пока он сам исправит

их.

12. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской

деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

 Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее

удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной

деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс

восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику,

звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют

достичь гораздо большего эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я

увидел – и запомнил».

Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и "продвинутым" родителям по

составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести

индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов,

выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребѐнка. Это можно сделать и

вручную, но временные затраты несопоставимы.

Вывод:

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего

лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств

информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно

простым и эффективным. Средствами мультимедиа позволит наиболее доступной и

привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое

мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя

повышению качества образования среди дошкольников, освободит от рутинной ручной работы,

откроет новые возможности.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и

целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная

организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть

эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием

звуковых и видеозаписей. Всѐ это может обеспечить нам компьютерная техника с еѐ

мультимедийными возможностями.

Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития

ребѐнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого

ребѐнка, но и для педагога.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационнокоммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребѐнком они не могут и

не должны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СПО

Наиболее часто на своих занятиях я использую такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творче...

Статья: "Виртуальный методический кабинет как инновационная форма использования информационно-компьютерных технологий в профессиональном образовании"

В условиях активного внедрения информационных компьютерных технологий (ИКТ) в образовательный процесс, основной особенностью, определяющей качество информатизации профессионального образования, являет...

Использование личностно-ориентированных технологий в современном образовательном процессе

Образование как ресурс развития науки, техники, искусства переориентируется на формирование личности человека как субъекта гуманных, демократических отношений, которые обеспечивают не только развитие ...

Активизация познавательной деятельности студентов и использование информационно-компьютерных технологий на уроках теоретического и производственного обучения.

В современной преподавании применяются разнообразные формы обучения – занятие, практикум, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние занятия. Характерной особенностью ф...

Использование информационно-компьютерной технологии на уроках биологии

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным ли...

Доклад "Использование информационно - компьютерных технологий на уроке физики"

В докладе говорится о профессиональной задаче педагога через внедрение ИКТ в образовательный процесс повысить эффективность проведения уроков, усилить привлекательность подачи учебного материала, созд...

Статья "Использование информационно-компьютерных технологий в учебном процессе", 2019 г.

Современные информационно-компьютерные технологии (ИКТ) позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей студентов, организации...